Зимующие птицы бурятии доклад

Обновлено: 08.07.2024

Воспитатели: БалдановаЕ. Д.

Вид проекта : краткосрочный с 10.01- 18. 01 2019г.

Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели.

Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время -это не только веселые праздники, но крепкие морозы и перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, поэтому многие птицы погибают.

Формирование у детей экологических знаний о зимующих птицах и ответственного и бережного отношения к ним.

1. Расширять знание у детей о зимующих птицах нашего края, с их видами и особенностями.

2. Способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

3. Воспитывать у них заботливого и внимательного отношения к окружающему миру, желание заботиться о них, помогать им в холодное, зимнее время.

4. Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, память, внимание и логическое мышление.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах может покормить птиц зимнее, холодное время.

Работа с родителями:

Этапы реализации проекта :

№ п/п Название мероприятия Дата проведения Место и время проведения ответственный

I этап - подготовительный

1 Подбор методической и художественной литературы по теме проекта

Разработка конспектов мероприятий.

Размещение информационного материала в родительском уголке 10.01.-11.01.19 Интернет

Родительские уголки Балданова Е. Д

II этап - основной

Наблюдение за воробьями (пословицы и загадки).

Решение проблемной ситуации: Что может произойти, если не покормить птиц зимой?

16.01.2019г, Балданова Е. Д, Мельник Е. А

5 Отгадывание загадок и обсуждение поговорок про птиц.

Наблюдение за воронами.

17.01.2019, Балданова Е. Д, Мельник Е. А

III этап - итоговый

6. Рассматривание книг и иллюстрации про птиц нашего края.

(воробушки на кормушке) с использованием бросового материала.

Результат проекта :

Цель проекта: Повышение читательской компетентности посредством рассказов Виталия Бианки, создание презентации на основе полученных результатов проектной деятельности.

Задачи проекта:

1).образовательные: актуализация знаний детей о зимующих птицах;расширение кругозора по теме через прочтение рассказов Виталия Валентиновича Бианки.

2).развивающие: развитие читательских умений,способности детей к наблюдению за объектами живой природы родного края с применением средств ИКТ,способствование развитию положительной учебной мотивации;

3).воспитательные:привитие интереса к чтению книг о природе,воспитание компетентного читателя.

Предварительный просмотр:

  1. Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Цель проекта: Повышение читательской компетентности посредством рассказов Виталия Бианки, создание презентации на основе полученных результатов проектной деятельности.

1).образовательные: актуализация знаний детей о зимующих птицах;расширение кругозора по теме через прочтение рассказов Виталия Валентиновича Бианки.

2).развивающие: развитие читательских умений,способности детей к наблюдению за объектами живой природы родного края с применением средств ИКТ,способствование развитию положительной учебной мотивации;

3).воспитательные:привитие интереса к чтению книг о природе,воспитание компетентного читателя.

2).экран или интерактивная доска;

I этап.Погружение в проект.

(проводится со всем классом)

Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.

У: Послушайте стихотворение Сергея Есенина:

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная

Красавица весна.
У: Прекрасен зимний лес!Сквозь необыкновенную тишину то там,то тут раздаются птичьи голоса.Ведь не все дети улетели в теплые края,некоторые остались у нас зимовать,

У: По словесному описанию,образу жизни нужно узнать,о какой птице идет речь.за правильный ответ получаете жетон.затем можете добавлять свои сведения о птице,за что тоже получаете жетон.По количеству жетонов определяем лучшего знатока птиц.

1.У:Красивая птица, самец отличается красным пятном на темени.хвост очень жесткий,т.к. служит опорой при лазании птицы по стволу дерева. У каждой пары птиц свой большой участок. Дупло для гнезда они выдалбливают на осине. Осенью и зимой питаются семенами хвойных деревьев,весной и летом-личинками и насекомыми.Эиоо-полезная птица,она уничтожает опасных для леса вредителей. Долбит только зараженные вредителями деревья.(Большой пестрый дятел)

2. Одна из самых заметных птиц наших лесов. Окраска оперения самца очень красива.в первой половине зимы эти птицы часто появляются в садах,огородах,они собираются в небольшие стайки,которые сохраняются в течение всей зимы.питаются растительной пищей:семенами деревьев,побегами,молодыми листьями и цветами,насекомые поедаются лишь случайно.гнезда,имеющие чащеобразную форму,строят на ветвях ели.(Снегирь)

3. Это одна из наиболее широко известных птиц,живущих по соседству с человеком.это оседлая птица.гнездится отдельными парами.гнездо помещает в самых разнообразныз местах6в норах,дуплах,в скворечниках,обычно это грубая постройка в виде кучи разного натасканного хлама.Питается в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми.(Воробей домовой)

4. Оседлая птица.зиму проводит вблизи поселений человека,пиьтаясь отбросами.питается насекомыми,грызунами,птенцами,яйцами,зернами культурных злаков.Живет парами. Гнездо строит в густых ветвях куста или дерева. Разоряя гнезда птиц,таская домашних цыплят,выбирая из земли высеянные семена арбузов ,эти птицы наносят некоторый вред.но он невелик по сравнению с больщой пользой ,приносимой истреблением вредителей сельского хозяйства.(Сорока)

5.Эта птица распространена в лиственных лесах. Это оседлая птица. Гнезда строит в самых разнообразных местах из тонких веточек,корешков,сухих стебельков трав.Зимой птицы обьединяются в стайки и перемещаются на окраины населенных пунктов.Зимой основу питания составляют семена растений и яйца бабочек,а весной - семена и жуки.Приносят пользу,истребляя вредных насекомых:долгоносиков,клопов,тлю,шелкопрядок.(Синица)

6.Населяют опушки и окраины лесов,рощи,заросли речных долин.Зиму проводят у жилья человека. Кормятся по помойкам и свалкам отходами,отбросами,пищевыми остатками.живут стаями.Гнездо строят из сухих веток,крупное.Это всеядная птица.Зимой она поедает отбросы и остатки пищи у жилья человека.уничтожением грызунов и насекомых-вредителей приносит пользу.нежелательны скопления этих птиц в городах и поселках из-за загрязнения зданий.(Ворона серая)

7.Внешность этой птицы хорош известна,это общественная птица.Зимой живет стаями.Там,где эту птицу не преследуют,она становится доверчивой.Является оседлой.Населяет скалы,горные ущелья,овраги,обрывистые берега рек. Лесов и открытых пространств избегает.Некоторые из этих птиц живут в селениях и гнезда устраивают в постройках человека.Гнездо представляет собой небрежно сложенную плоскую кучу из веток.Питается семенами различных растений,как диких,так и культурных,которые собирает на земле.(Голубь сизый.)

У: Какие трудности подстерегают птиц зимой? Чем мы можем им помочь

Воспит.момент: Какие трудности подстерегают птиц зимой?Чем мы можем помочь?

-Скажите, а где мы можем взять информацию о птицах Бурятии? Прочитать в книгах,в интернете,услышать по телевизору.

У: Изучая образ жизни зимующих птиц Бурятии, можно обращаться к рассказам писателей,которые пишут о природе. Мы познакомились с писателем,биография которого тесно с природой.Это Виталий Валентинович Бианки.Этот человек очень любил бывать на природе и все увиденное воплощал в своих рассказах.

-Кто желает узнать о птицах больше, прочитав для этого рассказы Виталия Бианки?

Выставка книг В. Бианки.рассказы.

(проводится с группой учащихся)

Цель:определение темы,проблемы,задач проекта.

У: На протяжении недели вы будете работать над проектом,вашими помощниками станут и воспитатель,и я,и родители.давайте придумаем название нашему проекту.оно должно

быть краткое,но понятное.О чем мы говорили?(О птицах,которые зимуют в Бурятии).

У:Основная проблема,которую нам нужно раскрыть-это узнать,как описывает автор образ жизни птиц,и в чем польза птиц для человека и человека для птицы.

Для решения данной проблемы нужно выполнить ряд задач:

1) найти необходимую информацию о птицах,прочитав рассказы В Бианки,и представить ее в виде паспорта на птицу;

2). придумать свои рассказы и стихи о птицах4

3). нарисовать понравившихся птиц;

4) сделать кормушки,понаблюдать за птицами,которые будут их посещать,попробовать

Определить их название,вспомнив для этого 1 занятие.

II этап. Планирование деятельности.

Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов,сроков и ответственности.

У: Каждый из вас получил листок с индивидуальным заданием.Все задания я зачитаю вслух.ваша задача – выполнить предложенные задания. В случае затруднений обязательно обращайтесь к учителю и к своим родителям.Помощь старших желательна.Срок выполнения заданий-неделя. ( Приложение 1)

III этап.осуществление деятельности по решению проблемы: как описывает В Бианки образ жизни птиц,и в чем польза птиц для человека и человека для птиц.

Паспорт на птицу

Название птицы ___________________________________

Место обитания ___________________________________

Образ жизни ______________________________________

Время откладывания яиц ___________________________

Появление потомства ______________________________

Чем питается птица ________________________________

Образ жизни ______________________________________

Задание №1 Придумать стихотворение про птицу .

Паспорт на птицу

Название птицы ___________________________________

Место обитания ___________________________________

Чем питается птица ______________________________________

Из чего строит гнездо ___________________________

Количество птенцов ________________________________

Задание № 2. Составить рассказ о зимующих птицах.

Паспорт на птицу

Название птицы ___________________________________

Образ жизни ___________________________________

Чем питается птица ______________________________________

Задание № 2. Нарисовать зимующих птиц.

Паспорт на птицу

Название птицы ___________________________________

Чем питается птица ______________________________________

Задание № 2. Нарисовать зимующих птиц.

выписать из рассказа предложения,в которых говорится о пользе птиц для человека.

Задание №2 Изготовьте в домашних условиях кормушку для птиц.Понаблюдайте за птицами,которые будут посещать вашу кормушку; попробуйте определить их название,для этого вспомните 1 занятие.

Паспорт на птицу

Название птицы ___________________________________

Образ жизни ___________________________________

Чем питается птица ______________________________________

Задание № 2. Нарисовать зимующих птиц.

ФИ учеников: вся группа_____________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Зимующие птицы

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Зимующие птицы

Воробьи

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 540 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.12.2017 1508
  • PPTX 465.3 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малыгина Юлия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть полезна для поведения воспитательского часа в коррекционной школе, направлена на расширение представлений детей об зимующих птицах Бурятии, на воспитание заботливого отношения к пернатым, желание помогать птицам в суровых зимних условиях Восточной Сибири.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воспитатель: Загузина Л.В.

Задачи: Воспитательные: воспитывать у детей добрые отношения и заботу к птицам; Коррекционные: развивать память, речь и мелкую моторику рук;

Развивающие: развивать пространственное и образное мышление.

Раздаточный материал: кисточки, клей, листы бумаги, заготовки деталей птиц, заготовки с фоном дерева, образец работы.

работа: армячишка-костюм, шныряет-ищет, повадка-характер, особенность.

В.: - Ребята, в загадках встретятся незнакомые вам слова: в сером армячишке - в сером костюмчике, шныряет – ищет,

Загадки: Озорной мальчишка в сером армячишке

по двору шныряет, крошки собирает. (воробей)

(Хоровое и индивидуальное проговаривание названий птиц) Красногрудый, чернокрылый,

любит зёрнышки клевать,

с первым снегом на рябине

он появится опять. (снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

на голове чёрная шапочка,

да ещё полоска шарфика. (синица)

Окраска - сероватая, повадка – ворововатая,

Дети находят картинки с изображением птиц и прикрепляют на доску.

В.:- Какие это птицы? (ответы детей) – Почему их так называют? (ответы детей)

В.: - Ребята, зима в этом году зима суровая, холодная. Легко ли птицам зимой? Почему? (ответы детей)

В.: - Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают поближе к людям за помощью, мы делаем кормушки и насыпаем в них корм. В.: - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (ответы детей)

В.: - Ребята, хотите, я расскажу вам, какая птица, чем питается?

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

Синица питается зёрнышками, крошками, любимая их еда – сало.

Вороны, сороки питаются очистками, остатками пищи.

Голуби и воробьи - крошками хлеба, зёрнышками.

В.: - Молодцы, ребята, правильно справились с заданием.

Кар-кар-кар, кар-кар-кар! (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стишка.

В) Практическая часть.

В.: - Ребята, посмотрите вот какую аппликацию-поделку мы сегодня сделаем. Рассматривание образца работы. Закрепление названий частей тела, их окраски.

В.: - Ребята, вспомните правило безопасной работы с клеем. ( дети называют правило безопасной работы с клеем)

Этапы работы. – Наклеить туловище. – Наклеить голову к туловищу. – Наклеить крыло к туловищу.

Самостоятельная работа детей. Контроль, помощь воспитателя в ходе самостоятельной работы детей. Дети подписывают свои работы.

Выставка работ детей. Анализ детских работ. Уборка детьми рабочего места. 4. Заключительная часть.

В.: - Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? Почему нужно помогать зимой птицам? (ответы детей) Занятие закончилось. Дети прощаются с гостями, выходят из класса.

Зимующими называют птиц, остающихся в родном краю круглогодично. Животные руководствуются не столько температурой воздуха, сколько личными способностями и спецификой кормовой базы региона.

Тепло в холода лишь сытым пернатым. Значит, зимующая птица должна уметь добыть пропитание среди снегов. Соответственно, насекомоядные виды улетают зимой на юг. Остаются довольствующиеся ягодами, семенами и хищники, охотящиеся на мышек, зайцев. В России около 70-ти зимующих видов птиц.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-1

Голубь

Отнеся их адресату, пернатые возвращались. Ученые спорят, как птицы находят путь домой. Одни ссылаются на магнитные поля. Другие считают, что голуби ориентируются по звездам. Верны голуби не только родным краям, но и партнерам. Пару птицы выбирают один раз и на всю жизнь, подобно лебедям.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-2

Голуби очень привязываются к местам обитания и не покидают их при наличии еды

Воробей

Группа зимующих птиц состоит из нескольких видов. В России живут два: городской и полевой. Последний характерен для сельской местности. Общее же число воробьев на планете приближено к миллиарду. Соответственно, по одной птахе на 8 человек.

Учитывая что пернатые питаются зернами, это угроза урожаю. В КНР даже проводили акцию по уничтожению воробьев. Выяснив, что они не могут летать дольше 15-ти минут, люди пугали птиц, не давая опуститься на землю. Замертво упало примерно 2 миллиона особей. Однако, в отсутствии воробьев расплодилась саранча – еще одно лакомство птиц. Она поела урожай вместо пернатых.

Как и голуби, воробьи склонны выбирать одного партнера на всю жизнь. При этом у птиц горячая кровь. Вместо 41-го градуса тело воробья нагревается до 44-ех. Это типично для маленьких птиц. Они быстрее теряют энергию. Интересно что в шее воробья в 2 раза больше позвонков чем у жирафа. Дело в длине фрагментов. У воробьев они плоские.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-3

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-21

Клест

Эта птица семейства вьюрковых с загнутым, кривым клювом. Его строение обусловлено функцией. Клювом клест подцепляет зерна из шишек. При этом раздается характерный щелчок. Отсюда и название зимующих птиц.

Несмотря на приспособленность клюва, клестам не удается вынуть все кедровые орешки. Брошенные птицами шишки дочищают белки. Самцы вида красно-коричневые, а самки серо-зелено-желтые. Такими птицы становятся к 3-летнему возрасту. Будучи взрослыми, клесты не превышают в длину 20-ти сантиметров, весят около 50-ти граммов.

Слушать голос клеста

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-20

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-4

Вороны

Этакий попугай по-русски. Вороны отлично адаптируются к неволе. В ней птицы живут около 40-ка лет. В природе же средний срок вороны – 20 лет. Среди людей пернатые схватывают речевые навыки, говоря не хуже попугаев ара.

Интеллект воронов, кстати, сравним с развитием 5-летних детей. Птицы решают те же логические задачи. Один из показателей ума – способ защиты гнезд. Вороны бросаются во врагов камнями, поднимая их в цепких лапах.

В еде птицы неприхотливы, поглощают и зерна, и овощи, и хлеб. Пернатые часто разоряют гнезда других птиц. Но, любимое лакомство воронов – падаль. Ее зимой много, ведь холода выдерживают не все животные. Вот птицы и остаются зимовать.

Какие вороны мрачные. Так говорят многие. Впечатление, которое производят птицы, связано не столько с черной окраской, сколько с частым появлением на кладбищах. Там вороны выискивают падаль.

На современных кладбищах полакомиться удается редко и, конечно, не человеческими телами. А вот в былые времена, когда свирепствовали эпидемии чумы, преступников и бедняков не всегда считали нужным погребать, вороны буквально наводняли могильники.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-22

Вороны одни из самых умных птиц, они способны переживать даже суровые зимы

Снегирь

Относится к семейству вьюрковых. Птица немногим больше воробья, но тело снегиря плотнее. Самцы выделяются алыми грудками. У самок они розово-пепельные. Как и вороны, снегири не против неволи. Говорить не начинают, а вот несколько мелодий выучить и насвистывать способны.

Слушать пение снегиря

Снегири не всегда входят в список зимующих птиц. Про пернатых сложно сказать то же, что о клестах. 50 градусов мороза для снегиря критичны. Поэтому популяции с северных границ таежных лесов несколько месяцев проводят на юге. Снегири же средней полосы России живут в ней круглогодично.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-6

Синица

20-граммовая птичка съедает за день 500-600 гусениц и личинок насекомых. Таков рацион синиц летом, которое они проводят в лесах и на полях, уберегая их от вредителей. Зимой же пернатые перебираются в города, питаясь остатками человеческой пищи, оброненными семечками, кусочками хлеба и зернами из кормушек, на помойках.

Главное, не есть черный хлеб. Он пагубно влияет на здоровье синиц. Их желудок не может переварить крахмал ржи, а кислоты из черного хлеба приводят к брожению в пищеварительной системе. Это чревато для синиц заворотом кишок.

Синиц делят на 65 видов. В России распространен большой. Его представители достигают в длину 17-ти сантиметров. Небольших пернатых почитают на Руси. В 17-ом веке царским указом даже было запрещено убивать синиц. Нарушителей штрафовали.

В современной России учрежден Синичкин день. Его отмечают 12-го ноября. Принято делать и вешать на деревья кормушки. Дети в школах рисуют картинки с синицами. Власти организуют народные гулянья.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-7

Свиристели

Это бежево-персиковые птицы с хохолком на голове, черной подводкой глаз, зоба, крыльев и хвоста. В длину пернатые достигают 20-ти сантиметров, весят около 60-ти граммов. На кончиках крыльев видны красные пятнышки, а на хвосте – желтая линия. Благодаря нарядному оперению свиристели прослыли хохлатыми щеголями.

В России птицы зимуют. Какие края выбирают пернатые? Предпочитают смешанные леса из сосен и берез. Стаи перелетают с места на место в поисках корма. Таких птиц называют кочующими.

Свиристели легко снимаются с насиженных мест в одном регионе, устремляясь в другой. Птицы ищут среди снегов рябинники, заросли барбариса или калины. В пологе леса свиристели выискивают замерзшую бруснику.

Летом рацион свиристелей пополняется мошками, травами. Они перевариваются пернатыми полностью. Ягоды же – тяжелая пища для желудка свиристеля. Плоды выходят лишь частично переваренными. Это облегчает прорастание семян весной.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-8

Сойка

Относится к воробьинообразным. В длину птица достигает 34-ех сантиметров, весит примерно 180 граммов. Питается птица семенами ели, подсолнухов, зернами злаковых. В теплых регионах любимое лакомство сойки – желуди. Их пернатое не только ест на месте, но и зарывает в землю про запас. Сойка славится способностью имитировать голоса других животных, различные звуки. Птица легко воспроизводит скрип двери, лай собак, соловьиную трель.

Слушать голос сойки

Услышать сойку проще, чем увидеть. Пернатое осторожно. Если жнее посчастливиться, видишь нарядную птицу с белыми и голубыми всполохами на крыльях, небольшим хохолком на голове. Кроме растительной пищи сойка воспринимает дичь, может съесть яйца других птиц или уже вылупившихся птенчиков.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-9

Сорока

Носит не только звание трещотки и воришки, но и самой умной птицы. Только сороки узнают себя в зеркале, не считая за другое пернатое. Людей птицы распознают по лицу, фигуре, подобно домашним псам.

Сами сороки тоже не прочь быть прирученными. В неволе пернатые учатся считать и приспосабливаются чистить свои клетки. Для этого сороки используют дарованные им хозяевами детские лопатки, куски картона, тряпок. Интеллектуальные способности сорок объясняются размером области, отвечающей за познание, в их мозгу. Участок столь же объемен, как и у человека.

Пока уму сорок не находилось научных объяснений, подбирали мистические. В 19-ом веке, к примеру, митрополит Алексей запретил белобокам приближаться к Москве. Священник считал, что под видом птиц в столицу прилетают ведьмы. Питаются сороки, чем придется, могут и хищничать, и растительность поглощать. Всеядность и ум – дуэт, позволяющий сорокам выживать даже в суровые зимы.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-10

Сороки не любят менять места обитания и даже с легкостью приручаются людьми

Щегол

Это птица семейства вьюрковых. Отличительная черта – красное пятно на голове. Рядом с белыми щечками и черной макушкой алый смотрится контрастно, нарядно. Отсюда и название птицы. В длину щеглы достигают 17-ти сантиметров, весят около 20-ти граммов.

Несмотря на малые размеры, щеглы слывут драчунами. Это связано с обостренным чувством собственности. Щеглы сражаются за территории, которые считают своими. Питаются щеглы семенами сорных трав, к примеру, чертополоха. Еду птицы собирают, перелетая от поля к полю, выискивают под снегом и на торчащих над ним сухих растениях.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-11

Белая сова

Облюбовала полярные регионы России. Выживать там помогает рыхлое, но обильное оперение. Воздух в нем удерживает тепло тела совы, не пропуская холод извне. Добычу полярная птица добывает с помощью бесшумного и молниеносного полета, острого зрения. В свете обычной свечи сова видит жертву за 300 метров от нее. В когти и клюв хищницы попадаются зайцы, куницы, грызуны, лемминги.

В бедные на добычу года полярные совы перекочевывают в лесостепную полосу. Птица крупная, до 70-ти сантиметров в длину. Пернатое набирает 3-килограммовую массу. Примерно столько держал на руке Гарри Поттер. Герой произведения Джоан Роулинг часто пользовался услугами Букли. Так звали белую сову, служившую у волшебника посыльной.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-12

Кедровка

Птица питается кедровыми орешками. Для них у пернатого есть подъязычный мешок. В нем кедровка переносит около 100 орешков. Российская тайга богата кедрачами, а значит, птице незачем улетать зимой. Часть шишек остается на деревьях зимой.

Невместившиеся в подъязычный мешок орехи кедровка прячем в радиусе 2-4-ех километров от дерева, на котором те созрели. Зимой запасы зарываются в сугробы, а летом в землю. В России есть памятник кедровке. Он стоит в Томске. Сибирский город окружен кедрачами. Жители региона знают и любят их обитательницу, любуясь ей круглогодично.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-13

Филин

Птицы ловят их круглосуточно. Основная активность приходится на ночь. Днем филины чаще спят.Мелкую добычу филины проглатывают целиком. Крупных жертв пернатые сначала разрывают на кусочки, способные протиснуться в глотку. Зафиксированы случаи нападения филинов на молодых косуль, кабанов. Это указывает на внушительные размеры птиц.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-14

Поползень

У птицы голубоватая спинка и белое брюшко. Бока у пернатого рыжие в черную полоску. На лапах – загнутые острые когти. Ими поползни впиваются в стволы деревьев, быстро и ловко перемещаясь по ним. Птица ищет спрятавшихся насекомых, их личинки. Добыть их зимой поползню позволяет острый, длинный клюв. Птица изучает им каждую щелку в коре.

Селиться поползни предпочитают в дубравах. Там, где дубы не растут, пернатые выбирают парки с лиственными посадками. Поползни ищут деревья с дуплами, селясь в них. Если вход в дом широкий, его обмазывают глиной. Этой работой поползни занимаются в теплое время года.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-15

Поползни предпочитают переживать холода устраиваясь в дуплах деревьев

Королек желтоголовый

Меньше него только колибри. На голове у птицы желтый хохолок, напоминающий корону. Эта ассоциация побудила назвать пернатое корольком. На короля не тянет, поскольку размером со стрекозу. Вес птицы при этом составляет около 7-ми граммов.

Живут корольки в хвойных лесах. В отличие от колибри российские карлики среди птиц переносят суровый климат. Даже зимой корольки умудряются найти насекомых и их личинки. В день пернатое съедает столько же съестного, сколько весит само.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-16

Считается перелетным. Однако часть чижей остаются на зимовку в России. Пережить здесь зиму птицы готовы рядом с незамерзающими водоемами. Гнезда пернатые устраивают в корнях деревьев вблизи них.

Небольшие птицы столь умело маскируют жилища, что стали героями легенды о камне невидимке. Наши пращуры верили, что такой кристалл чижи подкладывают под гнездо, скрывая его от чужих глаз.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-17

К зимующим относят и тетеревов, рябчиков, куропаток. Они греются, зарываясь в сугробы. Под снегом же пернатые ищут пропитание — прошлогодние зерна и травы.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-18

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-19

Тетерев и вовсе использует снег как теплый ночлег

В суровые морозы птицы стараются избегать полетов. Увеличивающаяся при раскрытых крыльях площадь тела приводит к большей теплопотере. Пернатое рискует замерзнуть вместо того, чтобы поймать добычу или добраться до мест с лучшей погодой.

Зимующие птицы России

Рассмотрим подробнее виды птиц, остающихся зимовать в России.

Зимующие-птицы-Названия-описания-и-особенности-зимующих-птиц-23

Так как на картинке выше перечислены не все виды зимующих птиц России, для полноты картины назовём их: Воробей, Вороны, Голубь, Дятел, Кедровка, Клест, Королек желтоголовый, Куропатка, Московка, Неясыть, Поползень, Рябчик, Свиристель, Синица, Снегирь, Сова белая, Сойка, Сорока, Тетерев, Филин, Чечетка, Чечевица, Чиж, Щегол, Щур.

Читайте также: