Мини доклад сальвадор дали

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научная статья на тему: “ Биография Сальвадора Дали ”

Сальвадор Дали (11 мая 1904 – 23 января 1989) – испанский художник-сюрреалист-авангардист, режиссер, скульптор и фотограф. Известные работы включают “Постоянство памяти”, которая намекает на иллюзию времени. Дали стремился бросить вызов условностям с помощью своего сюрреалистического искусства.

Краткая биография Сальвадора Дали

Сальвадор Дали был одним из самых знаковых художников Двадцатого века, с целым рядом творческих, ярких и сюрреалистических работ. На его репертуар повлияли классические мастера эпохи Возрождения, но он также наслаждался живописью с новым авангардным подходом, который исследовал роль подсознательного и мира сновидений. Помимо живописи, он увлекся кино, скульптурой и фотографией.

Дали родился в Каталонии (регион Испании в 1904 году) 11 мая в Фигерасе. Он придавал большое значение своему арабскому происхождению (потомок мавров); он заявил, что это арабское происхождение повлияло на его подход к жизни и стало причиной его любви к роскоши и восточной одежде.

Дали имел привычку совершать эксцентричные поступки, которые приводили к поляризации мнений. Его эксцентричные манеры были отражением его искусства, и наоборот. Тот факт, что он всегда был в центре внимания, делал его картины более известными. Он также мог проявлять исключительную уверенность.

“В возрасте шести лет я хотел стать поваром. В семь лет я хотел быть Наполеоном. И с тех пор мои амбиции неуклонно растут”.

“Каждое утро, когда я просыпаюсь, я снова испытываю высшее удовольствие: быть Сальвадором Дали”.

Ранняя жизнь Дали

Дали воспитывался строгим отцом недалеко от французской границы Каталонии. Однако его художественная сторона поощрялась домашней прислугой. Позже он пошел в школу рисования, и к 15 годам у него была первая публичная художественная выставка в Фигерасе.

В 1921 году, после смерти матери, он переехал в Мадрид, где больше времени посвящал искусству. Он экспериментировал с кубизмом и Дада, двумя новыми направлениями в современном искусстве. Он также стал хорошо известен своим особым, эксцентричным чувством стиля в одежде. Его бунтарское отношение достигло кульминации в 1926 году, когда его исключили из художественной школы незадолго до экзаменов. Дали жаловался, что никто в его художественной школе не был достаточно компетентен, чтобы судить его.

дали-искусство-сальвадор-дали

Окончив художественную школу, он отправился в Париж, где подружился с Пабло Пикассо . Пикассо оказал значительное влияние на молодого Дали, и некоторые из его ранних работ были вдохновлены стилем Пикассо. Но Дали никогда не был подражателем, он всегда стремился включить в свою работу передовые авангардные стили. Его работы становились все более известными, и отзывы были смешаны с критиками искусства, все более поляризованными работами Дали.

В 1928 году Дали посетили коллеги-художники-сюрреалисты Андре Бретон, Рене Магритт и поэт Поль Элюар. Дали начал рисовать Галу – жену Элюара, – и Дали и Гала влюбились друг в друга. К тому времени, как сессия живописи закончилась, Гала порвала со своим мужем Элюаром и начала пожизненное партнерство с Дали.

В 1930 году Дали и Гала поселились в порту Льигат на северо-восточном побережье Испании в Каталонии. Они жили в старой рыбацкой хижине, которую Дали превратил в сюрреалистический лабиринт лестниц и коридоров. Они были близки до самой смерти Галы в 1982 году. На более поздних картинах Дали часто изображал Галу как богиню или святую.

память

В 1931 году Дали написал одну из своих самых известных работ "Постоянство памяти". Иногда называемая "Мягкими часами" или "Плавящимися часами", эта работа представила сюрреалистический образ мягких, плавящихся карманных часов. Это стало культовым произведением искусства двадцатого века – среди прочего, оно указывает на иллюзию времени. Дали хотел привнести в свое искусство мир своей мечты. Он был очарован загадкой, символикой и вызывающими образами снов. Был также элемент, который Дали любил шокировать, и его искусство, как правило, создавало сильные мнения о любви или неприязни.

Сальвадор Дали писал о важности и символике сюрреализма.

“Сюрреализм разрушителен, но он разрушает только то, что он считает оковами, ограничивающими наше видение”.

Когда Франко пришел к власти в 1936 году, Дали был одним из немногих испанских интеллектуалов, поддержавших Франко; это оставило у него пожизненную связь с фашизмом, которая окрашивала взгляды многих людей на Дали. В 1935 году Бретон исключил его из группы сюрреалистов из-за его увлечения Адольфом Гитлером. Коллеги-художники, которые часто придерживались других политических убеждений, чувствовали себя преданными поддержкой Дали фашизма.

Когда в Европе началась Вторая мировая война, Дали и Гала в 1940 году переехали в Соединенные Штаты, где прожили восемь лет. В 1942 году он опубликовал свою автобиографию " Тайная жизнь Сальвадора Дали ". В 1949 году он вернулся в Каталонию, живя при режиме Франко.

В послевоенные годы Дали продолжал проявлять изобретательность, экспериментируя с необычными средствами массовой информации, такими как голография, 4D и буллетистские работы. Некоторые произведения искусства содержали оптические иллюзии, и его работы оказали влияние на будущее поп-арта.

“Люди любят загадки, и именно поэтому они любят мои картины”.

В 1971 году он открыл Музей Дали в Кливленде, который позже был перенесен во Флориду. Он также начал работу над театром и музеем Дали в своем родном городе Фигерас. Это оказалось важной частью его работы.

В 1982 году король Испании Хуан Карлос присвоил ему титул маркиза Пабола.

Дали умер в 1989 году, в возрасте 84 лет, от сердечной недостаточности. Он похоронен в склепе Театра-музея в Фигерасе.

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь (1904 — 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Сальвадор Дали родился в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем детстве. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо, где судьба счастливо свела его с Г. Лоркой, Л. Бунюэлем, Р. Альберти. Учась в академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи. Он испытывает влияние кубистических полотен Х. Гриса, метафизической живописи итальянцев, серьезно интересуется наследием И. Босха.

Учеба в Мадридской академии с 1921 по 1925 годы была для художника временем упорного постижения профессиональной культуры, началом творческого осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников.

Во время первой поездки в 1926 году в Париж он встречается с П. Пикассо. Под впечатлением встречи, изменившей направление поисков собственного художественного языка, соответствующего его миропониманию, Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение “Великолепие руки”. Однако Париж неумолимо влечет его к себе, и в 1929 году он совершает второе путешествие во Францию. Там он входит в круг парижских сюрреалистов, получает возможность увидеть их персональные выставки.

В это же время совместно с Бунюэлем Дали делает два ставших уже классикой фильма – “Андалузский пес” и “Золотой век”. Его роль в создании этих работ не главная, но его всегда упоминают вторым, как сценариста и одновременно актера.

В октябре 1929 года он женится на Гала. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова заняла важнейшее место в жизни и творчестве художника. Появление Гала придало его искусству новый смысл. В книге мастера “Дали по Дали” он дает следующую периодизацию своего творчества: “Дали – Планетарный, Дали – Молекулярный, Дали – Монархический, Дали – Галюциногенный, Дали – Будущий”! Конечно, трудно вместить в столь узкие рамки творчество этого великого импровизатора и мистификатора. Он сам признавался: “Я не знаю, когда начинаю притворяться или говорить правду”.

ТВОРЧЕСТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Венера и моряк Великий мастурбатор Метамарфозы Нарцисса Загадка Вильгельма Телля

669

salvador-dali-the-swallows-tail

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.

Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.

Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.

3334184

Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.

ЦИТАТЫ ДАЛИ

Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя.

Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей.

Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.

Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше.

Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.

Для художника каждое прикосновение кисти к холсту — целая жизненная драма.

Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки.

Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение.

Я — декадент. В искусстве я нечто вроде сыра камамбер: чуть переберёшь, и всё. Я — последний отголосок античности — стою на самой грани.

Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.

Пейзаж — это состояние души.

Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.

Моя живопись-это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.

Художник думает рисунком.

Бесплоден именно хороший вкус — для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов — из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.

Не старайтесь прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность — она обнаружит себя в первом же мазке.

Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать.

Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм.

Я — высшее воплощение сюрреализма — следую традиции испанских мистиков.

Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.


Яркий представитель сюрреализма — Сальвадор Дали; биография испанского художника начинается с 11 мая 1904 г. Это дата рождения знаменитого творца, покорившего мир искусства XX в.

Его жизнь, наполненная творчеством, любовью и стремлением к лидерству, вызывает неподдельный интерес у всех любителей живописи. Кто-то видит в художнике экспрессивного безумца, кто-то — закомплексованного слабака, но талантливым его считают во всем мире.

Краткая биография

Сальвадор Дали родился в Каталонии, в провинциальном городе Фигерас. Неординарный характер и способности к рисованию проявились еще в раннем детстве. У мальчика всегда были проблемы со сверстниками и педагогами из-за истеричных выходок, плаксивости и неусидчивости.


Зажиточность родителей юного гения позволяла ему пользоваться частными уроками рисования. Среди его учителей были Рамон Пичот и Хуан Нуньес. Под их началом Дали пишет свои ранние картины и впервые участвует в выставке в групповом показе в муниципальном театре родного города.

Многие события в жизни сказывались на творчестве художника. Это и знакомство с Пикассо, и общение с Зигмундом Фрейдом, и участие в группе сюрреалистов во главе с Андре Бретоном, и работа над декорациями для фильмов Альфреда Хичкока.

Но переломными моментами стали два знаковых события в его жизни:

  • смерть матери в 1921 г.;
  • встреча с будущей супругой Галой Элюар в 1929 г.

За свою долгую жизнь Сальвадор Дали успел пожить в Испании, Франции и США, однако умер в месте своих истоков — Фигерасе. Он завещал организовать могилу таким образом, чтобы по ней ходили люди, поэтому его тело замуровано в собственном Театре-музее в полу одной из комнат.


Детство и юность художника

Рождению будущего сюрреалиста предшествовало трагическое событие. Первенец его родителей умер от менингита, прожив чуть больше года. Своим появлением второй ребенок привнес в семью утешение и веру в то, что в нем воплотилась душа умершего мальчика. Даже имя ему дали такое же — Сальвадор.

Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать отвела Дали на могилу брата и рассказала о своих домыслах по поводу реинкарнации. Этот эпизод наложил первый отпечаток на становление личности.

В 1908 г. в семье появляется дочь — Анна Мария. Брат и сестра были близки: дети крепко дружили, делились секретами и поддерживали друг друга. Для маленького ребенка со сложным характером, комплексами и страхом такая поддержка много значила.

Впоследствии Анна стала главной натурщицей молодого художника. Но духовная близость не сохранилась на всю жизнь. Отношения разладились после того, как в жизни Сальвадора появилась Гала. Возлюбленная заменила ему всех.

В детстве мальчик много времени проводил в Кадакесе, в семейном домике на берегу моря. Это старейший город в Испании с богатой историей. Наблюдения за бытом местных жителей, их рассказы о мифологии и суевериях привносят в его творчество мистические мотивы.

Рисунки Дали вызывают восторг у друзей и знакомых его родителей. Он без ложной скромности рассказывает о своем блистательном будущем, где он знаменитый импрессионист. Но близятся события, которые навсегда изменят стиль и направление его произведений.

Дали с сестрой

Любовь и вдохновение

Гала (Елена Дьяконова) была для Дали не просто женщиной, а, выражаясь его словами, совершенством самой природы. Их отношения и брак вызывают разные мнения: восторг, осуждение, непонимание, зависть. Всех оппонентов объединяет одно — пара прекрасно дополняла друг друга.

К моменту знакомства Гала была замужем за французским поэтом Полем Элюаром, а Сальвадор находился на пути становления карьеры знаменитого художника. Личная жизнь 25-летнего испанца не содержала ярких моментов. Близости с женщиной у него еще не было. Но на поприще живописи уже загоралась звезда будущей мировой знаменитости.

А Гала стала для Сальвадора главной музой и вдохновением, а заодно и импресарио. Она активно организовывала выставки, знакомила его с богемным обществом, находила спонсоров, выстраивала тактику продвижения талантливого супруга. Под ее влиянием из Дали вырос тот самый гений, способный воплотить в жизнь все амбиции и желания напористой женщины.

А он до безумия боготворил Галу и соглашался со всеми ее капризами и выходками, среди которых:

  • многочисленные любовники;
  • высокие траты, в т. ч. на плотские утехи;
  • уединенное проживание в замке Пуболь;
  • принуждение к рисованию и другим видам творчества.

Долгое время пара жила без законного оформления брака. Только после смерти первого мужа Галы в 1958 г. они смогли обвенчаться.

Ради Сальвадора женщина без оглядки ушла из семьи — бросила мужа и дочь. До конца своих дней она оставалась женой Дали. Благодаря ей мир узнал эпатажного художника с неограниченной фантазией.

фото с женой

Творчество художника

Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.

Среди его работ есть и такое направление, как дизайн шляпок и оформление витрин магазинов. Последнее появилось под давлением супруги и служило больше финансовым источником, чем порывом вдохновения.

Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.

Ключевые моменты творческой биографии:

За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.

Замок Галы

Лучшие картины Сальвадора Дали

По версии Википедии, лучшие и знаменитые картины художника-сюрреалиста- это одни и те же полотна.

В первую пятерку входят:

Картины находятся в музеях разных городов. Две из них в Мадриде (Испания), остальные в Нью Йорке (США), Ливерпуле (Великобритания) и Базеле (Швейцария).


Политические интересы

Сальвадору всегда импонировали волевые политические лидеры, которые сосредотачивались на власти и диктатуре. Так, он поддерживал испанского лидера Франсиско Франко и его военный переворот в стране. Позиция художника подвергалась критике его современниками и последующими поколениями.

Однако не все так поверхностно. Дали поддерживал революцию и Гражданскую войну, но в отличие от коллег по цеху, Пикассо например, в Ассоциацию революционеров-художников и писателей так и не вступил.

Его глубокие размышления на тему политики сложно воспринимать. В первую очередь из-за противоречивых поступков.

После организации демонстрации он был исключен из Академии искусств, а в своих докладах на публику утверждал, что творческие люди должны соблюдать политический нейтралитет.

В сообществе сюрреалистов художника осуждали за симпатии политическим лидерам, в частности к Адольфу Гитлеру. Даже спустя много лет, после окончания Второй мировой войны, безумец представлял действия фюрера как произведение искусства.

Последние годы жизни и смерть


От даты рождения до последнего дня великого художника прошло почти 85 лет. Он прожил долгую жизнь, насыщенную событиями, эпатажем, признанием, творчеством, любовью и богатством.

Влияние старости он почувствовал после смерти Галы. Интерес к жизни пропал, как и к рисованию, что усугубила еще и болезнь Паркинсона. Однако к этому времени Дали стал почетным гражданином свой страны.

Правительство наградило его аристократическим титулом маркиза. Дали стал принадлежать к обществу, в которое всегда стремился. Национальность пожилого гения — повод для гордости его соотечественников.

Королевский дом Испании оказывает художнику поддержку, покупая его полотна по высокой цене. Но несмотря на все почести и звания, жизнь его проходит одиноко и безрадостно. Гений сюрреализма превращается в унылого старика.

В 1983 г. он проводит последнюю и самую полную ретроспективную выставку в Мадриде и пишет последнюю картину.

Живет Сальвадор в Пуболь уединенно. В 1984 г. в замке случается пожар. Пожилой художник стал задыхаться от дыма. Немой и беспомощный, он не смог вовремя позвать на помощь и получил сильные ожоги. Но остался жив.

Спустя 5 лет после пожара его госпитализируют в больницу в Фигерасе с диагнозом сердечная недостаточность. 23 января 1989 г. Дали умер.

Дали в старости

Интересные факты из жизни

Биографическая составляющая сюрреалиста с закрученными усами пестрит интересными событиями и фактами. Среди них знаменитые во всем мире случаи.

Популярное в интернете фото, где Дали выходит из метро с муравьедом на поводке, часто неверно трактуется. Это животное принадлежит зоопарку, а не художнику. Он просто взял на попечение это существо, кадр сделали на прогулке.

Выбор животного был неслучайным. Кроме кузнечиков, панический страх и нелюбовь у мужчины вызывали муравьи. Эта история тоже родом из детства. В его комнате жила летучая мышь, которую он любил. Однажды она умерла, а по ее трупу бегали эти насекомые.

На поводке с муравьедом

Однако диковинный домашний питомец у Сальвадора все же был. Оцелот по кличке Бабоу — хищник из семейства кошачьих небольших размеров. Посещая общественные места, живописец выдавал его за покрашенную кошку.

Оцелот

В 1969 г. к Дали обратился основатель компании Chupa Chups Энрике Бернат с просьбой разработать логотип для своих леденцов. Авторство желтой ромашки с красными буквами в центре принадлежит художнику-сюрреалисту.

Среди современников Дали — законодательница моды Коко Шанель. Она близко дружила с ним и его женой. Каждый раз, находясь в Париже, супружеская пара ужинала в гостях светской дамы. В том числе и в вечер накануне ее смерти.

Среди советских людей есть человек, который встречался с Дали в его доме в Каталонии. Композитор Арам Хачатурян гастролировал в Испании и попросил встречи со знаменитым деятелем искусства этой страны. К его удивлению, ответ был положительным, и на следующий день композитора привели в замок и оставили в зале в ожидании хозяина.

Сальвадор Дали

Дали уникален. Его жизнь и творчество отличались необычайной эксцентричностью. Работы, личность и даже сам внешний вид Сальвадора Дали делали его скорее мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.

Сальвадор Дали со своим оцелотом по кличке Babou в 1965 году

Сальвадор Дали. Кадакес. 1958

Сальвадор Дали. Мужское черно-белое усатое лицо

Сальвадор Дали. Портрет отца художника. 1925

Сальвадор Дали. Портрет моей сестры. 1925

Сальвадор Дали. Портрет матери художника доньи Фелипы Доменики де Дали. 1920

Сальвадор Дали. Портрет моего покойного брата. 1963

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дали рос сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком, плохо учился в школе. Уже в шесть лет мальчик проявляет интерес к рисованию. Родители поощряли его интерес и даже выделили под мастерскую комнату, расчистив от хлама прачечную на мансарде дома. Здесь Сальвадор много практикуется в рисовании окрестностей и в шесть лет пишет первую картину маслом в импрессионистском стиле. Развить способности помог Сальвадору талантливый художник Рамон Пичот. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке - в родном Фигерасе.

Сальвадор Дали. Пейзаж близ Фигераса. 1910. 6 лет

Сальвадор Дали. Вилабертран. 1913. 9 лет

Сальвадор Дали. Три сосны. 1919. 15 лет

Сальвадор Дали. Голландский интерьер. 1914. 10 лет

Сальвадор Дали. Пляж в Кадакесе. 1921. 17 лет

В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного - в столице он познакомился с молодыми интеллектуалами, среди которых были Луис Бунюэль, впоследствии знаменитый кинорежиссёр, и Федерико Гарсиа Лорка, испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график.

В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили - на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. Когда его на экзамене попросили назвать наиболее ярких в истории искусства художников, Дали сказал: "Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не смеет быть мне судьёй. Я ухожу". К этому времени в его багаже уже была первая персональная выставка (в 1925 году) - в барселонской галерее Далмау, одной из лучших коммерческих галерей Испании. Выставка очень понравилась посетившему её Пикассо. Их личное знакомство состоялось годом позже, когда Дали впервые приехал в Париж.

Галерея Далмау в Барселоне, Испания. 1912

Сальвадор Дали. Портрет Луиса Бунюэля. 1924

Сальвадор Дали. Девушка, стоящая у окна. 1925

Сальвадор Дали. Портрет отца и сестры художника. 1925

Сальвадор Дали. Портрет Пикассо. 1947

ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ

В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни.

К моменту знакомства с Галой Дали жил в Кадакесе, рыбацком портовом городке на побережье Средиземного моря. В 1930 году художник купил крохотную хижину без всяких удобств на окраине Кадакеса - в Порт-Льигате.

В последующие годы Дали и Гала не раз возвращались сюда. Дали быстро становился знаменитым (пусть и скандально) художником, и этот успех был связан не только с собственно живописью, но с его умением эпатировать публику. Не стоит сбрасывать со счетов и незаурядные способности Галы, исполнявшей, по существу, функции менеджера Дали. В 1934 году он сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной - Нью-Йорк, Барселона, Лондон.

Сальвадор Дали и Гала Элюар

Сальвадор Дали и Гала Элюар (Елена Дьяконова)

Гала Элюар (Елена Дьяконова) в юном возрасте

Сальвадор Дали, Поль Элюар и Гала Элюар. 1929

Сальвадор Дали и Гала. 1964

Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать здесь лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивлённая публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине - сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он попросил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, всё обошлось, и гаечный ключ вовремя нашёлся.

Сальвадор Дали в водолазном костюме

Костюм водолаза Сальвадра Дали как символ погружения в подсознание

К концу 1960-х отношения Дали с Галой перестали быть безоблачными. У каждого из них появилась своя личная жизнь: у нее – вереница молодых любовников, на которых художник закрывал глаза, у него – большая платоническая любовь в лице модели Аманды Лир. В конце концов Гала настояла на покупке отдельного жилища, и Сальвадор по своему эксцентричному обыкновению приобрёл для нее целый замок, посещать который ему разрешалось только по предварительному письменному уведомлению.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.

Сальвадор Дали. Вечерний паук сулит надежду. 1940

Сальвадор Дали. Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело. 1945

Сальвадор Дали. Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера. 1940

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.

Читайте также: