Животный мир как объект использования и охраны доклад

Обновлено: 02.07.2024

1. Государственное управление и контроль в области охраны и использования животного мира.

2. Право пользования объектами животного мира.

3. Правовая охрана животного мира.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Животный мир является составной частью природной среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно виляющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, научное значение.

Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таковым объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются существом, принадлежащим на праве собственности государству, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов, способствует их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и её субъектов, относятся в соответствии с ч.4 ст. 76 Конституции РФ к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ.

Государственный кадастр животного мира включает требования и данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных, с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а так же находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными, объектом государственного кадастра животного мира, признаны так же необходимые для животных угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано также в регулировании численности животного мира. Закон о животном мире предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а так же порядок регулирования определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающим сохранность среды их обитания с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального использования и охраны животного мира является государственный контроль. Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а так же гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленных законодательством об охране и использованию животного мира.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами рыболовов и охотников, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемых при органах охотнадзора и рыбоохраны.

Животный мир является составной частью природной среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно виляющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, научное значение.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

referat по экологическому праву.doc

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

По дисциплине: Экологическое право

Выполнила: студентка 1-го курса

Очного отделения, группы 136-П

Проверила: Подберезкина С.В.

  1. Государственное управление и контроль в области охраны и использования животного мира. (стр.5-7)

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Животный мир является составной частью природной среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно виляющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, научное значение.

Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таковым объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются существом, принадлежащим на праве собственности государству, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов, способствует их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и её субъектов, относятся в соответствии с ч.4 ст. 76 Конституции РФ к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ.

Государственный кадастр животного мира включает требования и данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных, с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а так же находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными, объектом государственного кадастра животного мира, признаны так же необходимые для животных угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано также в регулировании численности животного мира. Закон о животном мире предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а так же порядок регулирования определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающим сохранность среды их обитания с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального использования и охраны животного мира является государственный контроль. Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а так же гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленных законодательством об охране и использованию животного мира.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами рыболовов и охотников, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемых при органах охотнадзора и рыбоохраны.

2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных – почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство.

Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.

Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года, с последующими изменениями и дополнениями.

Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.

Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.

Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.

Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Целью нашего исследования явилось рассмотрение вопросов, связанных с животным миром, как объектом правовой охраны.

Целью работы обусловлены следующие задачи:
рассмотреть особенности государственного управления эколого-правовым режимом животного мира;
проанализировать право пользования животным миром в РФ и его виды;
охарактеризовать состояние правовой охраны животного мира РФ на современном этапе;
выявить основные причины сокращения численности животных и меры по их предотвращению;

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД на защите.doc

Целью нашего исследования явилось рассмотрение вопросов, связанных с животным миром, как объектом правовой охраны.

Целью работы обусловлены следующие задачи:

  1. рассмотреть особенности государственного управления эколого-правовым режимом животного мира;
  2. проанализировать право пользования животным миром в РФ и его виды;
  3. охарактеризовать состояние правовой охраны животного мира РФ на современном этапе;
  4. выявить основные причины сокращения численности животных и меры по их предотвращению;

Предмет исследования – животный мир.

Объект исследования – правовая охрана животного мира.

Гипотеза исследования – поддержание условий существования животного мира, правовое регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствует их восстановлению, что, в свою очередь, активно повлияет на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.

Актуальность данного исследования заключается в том, что животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, является необходимым компонентом в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.

Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Каждый вид животных является незаменимым носителем генетического фонда.

Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а так же моллюски, насекомые и др.) обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определённых условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определённые виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддаётся преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

В соответствии с действующим законодательством к области регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учёта животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решения других вопросов.

Основным законодательным актом Российской Федерации, регулирующим отношения в области охраны среды обитания животного мира, является Федеральный закон "О животном мире" № 52-ФЗ от 24.04.1995г.

Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Специально уполномоченные государственные органы обеспечивают осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания.

Полномочия, специализация и структура указанных государственных органов определяются Правительством Российской Федерации на основе требований настоящего Федерального закона.

Специально уполномоченными органами управления в области эколого-правового режима являются: по наземным животным и птицам – Охотодепартамент РФ и Россельхознадзор РФ, по рыбным запасам – Федеральное агентство по рыболовству, органы рыбоохраны субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учёт объектов животного мира и их использования, а также ведётся государственный кадастр объектов животного мира, который содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, занесенные в перечни, утвержденные Российской Академией наук и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков.

Задачей государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира.

Государственный контроль в области использования животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.

В соответствии с Федеральными законами "О животном мире", "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях" Постановлением Правительства Астраханской области от 17 октября 2005 г. № 380-п создана Служба по охране животного мира и окружающей среды Астраханской области.

Данная Служба является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по контролю в сфере охраны животного мира и окружающей среды в части полномочий, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации на территории Астраханской области.

Служба находится в ведении министерства по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области.

В соответствии с Положением, Служба осуществляет следующие полномочия, установленные в сфере деятельности в части объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, за исключением объектов, определенных федеральным законодательством, а именно:

- осуществляет мероприятия по охране объектов животного мира,

- регулирует использование объектов животного мира,

- осуществляет воспроизводство объектов животного мира,

- в установленном законодательством порядке ведёт учёт и кадастр объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты,

- выдает именные, разовые и распорядительные лицензии на использование объектов животного мира,

- осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся на территории области,

- осуществляет охрану особо охраняемых территорий регионального значения.

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях.

Пользователями животного мира (ст.1 Закона) являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться (ст. 34 Закона) следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесённых к объектам охоты и рыболовства, в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтров и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота.

Право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

Для организации спортивно- любительской охоты созданы добровольные общества, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количество животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

Промысловая добыча рыбы, других видов водных животных производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства.

Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст.43 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.

ПРИРОДНАЯ СРЕДА (ПРИРОДА) / КОМПОНЕНТ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ / ЖИВОТНЫЙ МИР / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА / ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМ МИРОМ / NATURAL ENVIRONMENT (NATURE) / COMPONENTS OF THE NATURAL ENVIRONMENT / FAUNA / OBJECTS OF THE FAUNA / PROTECTION OF THE FAUNA / USE OF THE FAUNA

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Нецветаев Александр Георгиевич

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Нецветаев Александр Георгиевич

The fauna as an object of law protection and of use according to the legislation of the Russian Federation

This article considers essential at the present time questions of the legislative regulation of protection and use of the fauna in the Russian Federation. The analysis of the RF modern legislation in the indicated area, including the RF Law “On wildlife protection”, that in many respects determines the legal regime of the fauna , is important and interesting both from the point of view of studying peculiarities of the faunaas an object of use and protection and also in the context of practical realization (law application) corresponding to the standards of the acting RF legislation.

ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: природная среда (природа), компонент природной среды, животный мир, объекты животного мира, охрана животного мира, пользование животным миром.

Животный мир, являясь неотъемлемой частью природы, важнейшим компонентом природной среды, играет огромную роль в поддержании баланса в природе, оказывает значительное влияние на все экологические системы природной среды. Он с древнейших времен служил объектом интереса человека, средством удовлетворения его разнообразных потребностей.

Объекты животного мира используются как источник питания, как промышленное и лекарственное сырье и даже как средство удовлетворения эстетических потребностей. Они являются объектами научного и медицинского исследования, с их помощью человек удовлетворяет свои плотские и духовные потребности. Столь интенсивное и разноплановое воздействие человека на фауну повлекло за собой и отрицательные последствия: уменьшение численности животных, вплоть до полного исчезновения некоторых их видов, изменение среды обитания животных и некоторые другие.

© Нецветаев А.Г., 2016

Рассмотрим некоторые из аспектов правового регулирования отношений по охране и рациональному использованию объектов животного мира.

Из анализа приведенного определения можно сделать вывод, что отечественный законодатель относит к фауне лишь тех животных, которые обитают на воле, т. е. в условиях дикой природы. Таким образом, для признания отдельного животного объектом животного мира необходимо выполнение двух условий: первое, - это его принадлежность к компонентам природной среды, второе - его нахождение в состоянии естественной свободы.

В то же время, по мнению С.А. Боголюбова4, животное теряет свой статус объекта животного мира, как только оно изымается из окружающей среды. С того момента, как это произошло, животное становится имуществом, объектом гражданского права с его частно-правовыми средствами защиты, а не экологического права, где превалируют публично-правовые средства. Необходимо отметить, что к объектам животного мира относятся животные, обитающие в полуволе, т. е., к примеру, в закрытых заповедниках или искусственно созданной среде обитания, а именно те звери, которые используются в целях сохранения популяции, научных и воспитательных целях, что закреплено в ст. 3 Закона о животном мире.

Выступая головным законодательным актом в области регулирования охраны и рационального использования объектов живот-

ного мира, Закон о животном мире преследует четыре основные цели.

Первой целью является обеспечение биологического разнообразия, т. е. сохранение разнообразия и видового богатства объектов фауны, образующих экологические системы, недопустимость утраты каких-либо видов животных под влиянием человеческой деятельности.

Второй целью названо устойчивое использование всех компонентов биологического разнообразия.

Третья цель - создание условий для устойчивого существования животного мира, т. е. создание таких условий, которые обеспечили бы существование многообразных объектов животного мира на длительную перспективу. Необходимо создать такие условия, при которых жизнедеятельность человека не будет оказывать пагубное влияние на среду обитания объектов фауны. Ключ к этому - грамотное распределение пространства между людьми и объектами животного мира и поддержание благоприятной среды для последних. Это должно учитываться в социально-экономической жизни общества, например при размещении транспортных коммуникаций или промышленных объектов.

Четвертой целью выступает сохранение генетического фонда диких животных и иная защита животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Это направлено на сохранение генетического материала объектов животного мира, который является материальным носителем многообразия объектов фауны.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие основные направления деятельности государства по обеспечению эффективной охраны и рационального использования объектов животного мира: государственный учет и ведение кадастра объектов животного мира, мониторинг объектов животного мира, надзор и контроль в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, нормирование в области охраны и использования объектов животного мира, планирование и прогнозирование в данной области и некоторые другие.

В соответствии со ст. 14 Закона о животном мире государственный учет объектов животного мира и их использование, так же как и ведение государственного кадастра объектов животного мира, осуществляются в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания.

Государственный кадастр объектов животного мира как информационный ресурс содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполни-

Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 14 Закона о животном мире обязывает пользователей животным миром ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания6.

В соответствии с п. 5 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира (далее - Порядок), утвержденного Приказом МПР РФ от 22 декабря 2011 г. № 963, государственный мониторинг объектов животного мира осуществляется в отношении охотничьих ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. В то же время на территориях государственных природных заповедников и национальных парков государственный мониторинг объектов животного мира ведется также и в отношении объектов животного мира, не указанных в п. 5 Порядка.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о животном мире целью государственного мониторинга объектов животного мира является своевременное выявление установленных указанным Законом параметров, оценка изменений этих параметров, предупреждение и устранение последствий

негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.

Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Необходимо отметить, что эффективный мониторинг объектов животного мира обеспечивает государству возможность контролировать численность и состояние всех видов животных, отслеживать качество среды их обитания и своевременно предпринимать меры по предупреждению и устранению негативных последствий.

Этому же способствует и нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Как и любой другой вид нормирования, нормирование в указанной области представляет собой деятельность государства по установлению нормативов и стандартов в сфере использования объектов животного мира. В нашем случае речь идет об установлении нормативов допустимого использования объектов животного мира, их изъятия, а также степени влияния и воздействия на среду их обитания, о чем прямо говорится в ст. 17 Закона о животном мире.

Еще одной важной мерой охраны животного мира является государственный надзор в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, который регулируется ст. 16 и 16.1 Закона о животном мире.

Согласно ст. 16 указанного Закона федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - Федеральный государственный надзор) представляет собой деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на территории обитания объектов животного мира, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением указанных обязательных требова-

ний, анализу и прогнозированию состояния исполнения этих требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Порядок осуществления Федерального государственного надзора определен в Положении о Федеральном государственном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 47б7. В частности, согласно данному Положению, Федеральный государственный надзор осуществляют в рамках государственного экологического надзора следующие органы государственного надзора:

а) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а на территориях государственных природных заповедников и национальных парков также природоохранные государственные учреждения, осуществляющие управление указанными заповедниками и национальными парками;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации по государственному надзору на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также подведомственные им государственные учреждения.

4 Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права. 2005. № 7. С. 24-32.

Читайте также: