Доклад на тему человек техника

Обновлено: 05.07.2024

Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только "железки", но и всевозможные неметаллические материалы; ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты.

Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется точность, определённость действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять, технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области.

В технической деятельности, технических способностях следует различать три стороны:

- техническое понимание – умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;

- техническую исполнительность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;

- конструктивно-техническую деятельность – улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий.

Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение.

А . Оперирование словесными (вербальными) знаковыми сис­темами.

В словесной форме информация создается (лингвисты, истори­ки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы), размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов), анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации, нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати, почтальону, телефонистки, телеграфисты) (Кулагин Б. В., 1984.)

Б. Оперирование абстрактно-формализованными знаками (ма­тематический язык).

Широко распространены математические и химические знако­вые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метеорологи, статистики, программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию.

В. Оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (наглядно-схематическая документация).

Чертежники, картографы, топографы, штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин, механизмов, явлений.

Г. Оперирование наглядно-схематическими знаками как сред­ством отображения информации в системах управления (профессии диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы-технологи, машинисты (водители транспортных средств) и др.

Профессионал типа "человек - знаковая система" должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концент­рацией, переключением, распределением и устойчивостью); вер­бальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нерв­ной системы.

Оперирование различной формой знаковых систем требует со­ответственно и разных профессионально важных качеств. Так, если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими - хорошая образ­ная память и образное мышление.

Для этого типа профессий характерно деление на творческие профессии (художник, архитектор, модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикма­хер, косметолог, мозаичник).

Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям, например, для хореографа - к танцевально-музыкальным, для дирижера - к музыкальным и организаторским и т. д.

Выбор профессий, связанных с искусством, должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно субъективной (Смирнова Е. Е., 2003).

В этом типе можно выделить, профессии, связанные с природопользованием, охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог, океанолог, биолог, ботаник и др.

Большие требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями, необходима фи­зическая выносливость, сила, ловкость.

Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов - поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчиво­сти, психическим процессам.

Большая часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с людьми. Непременным условием успеш­ной профессиональной деятельности всех специальностей этого типа является профессиональное общение - необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна коммуникабельность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию), самообладание и выдержка, организационные умения.

Умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность - совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно, например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию - качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.

Внутри этого типа, по данным Кавериной (Шеховцова Л. Ф., 1997) выделяют шесть подтипов:

1 подтип - работники просвещения,

2 подтип - работники торговли и общественного питания,

3 подтип - работники социально-бытового обслуживания,

4 подтип - медицинские работники,

5 подтип - культпросвет работники культпросвет работники,

6 подтип - работники юстиции.

У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности:

2. Общительность как легкость вступления в общение.

3. Эмпатия - способность к сопереживанию.

4. Социальный интеллект - чистота, четкость, эмоциональная

5. Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность.

6. Внешность - экспрессия лица и поведения.

7. Умение управлять coбoй и другими людьми.

Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуаци­ях, и инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Основными направлениями сохранения здоровья человека от вхождения его в деятельность и до выхода из неё являются профессиональная ориентация с целью поиска наиболее подходящей работы для человека с учётом медицинских противопоказаний к определённым видам деятельности (антропоцентрический подход), профессиональный отбор и подбор персонала к деятельности с учётом профессионально важных качеств человека (в том числе и состояния здоровья) (профессиоцентрический подход), психологическое сопровождение профессиональной деятельности на этапах профподготовки, профадаптации и собственно профессиональной деятельности с целью своевременного определения, профилактики и коррекции возникновения недопустимых функциональных состояний, профессиональная реабилитация и психологическая подготовка человека к выходу на пенсию в целях профилактики возникновения болезненных расстройств при этом.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.


К типу профессий человек-техника относятся те, в которых люди работают с техническими устройствами и приспособлениями. Весь рабочий процесс завязан на взаимодействии с различными механизмами, конструкциями и машинными объектами.

Особенности профессий

Независимо от классификации, все профессии данного типа ориентированы на улучшение и облегчение человеческой жизнедеятельности с помощью технических устройств.

Человек-техника

Профессиональные и личные качества

Профессиональные:

  • Конструкторское мышление. Необходимо для понимания устройства того или иного механизма. Будь это изобретение нового приспособления или работа с уже имеющейся техникой — важно знать, как взаимосвязаны элементы конструкции.
  • Изобретательность. Жизнь не стоит на месте, требуется постоянное обновление технических средств. Без изобретательности невозможно развитие любой области человеческой жизни.
  • Исполнительность, дисциплина. Если работа предполагает задействование целой группы людей, значит, для лучшего конечного результата каждый участник рабочего процесса должен выполнить свои обязанности.
  • Определенность, точность действий. В таких профессиях очень важно следовать четкому плану, ведь работа с техникой — дело ответственное и порой опасное.

Личные качества, которые помогут добиться успеха в этой сфере:

  • точное восприятие;
  • координация движений;
  • развитое воображение;
  • способность переключать мышление;
  • наблюдательность и логическое мышление;
  • аккуратность;
  • развитая моторика рук;
  • хорошая память и высокая концентрация внимания.

Профессиональные и личные качества

  1. Монтаж, ремонт зданий, сооружений и различных конструкций: электросварщик, арматурщик, каменщик, строитель.
  2. Починка и сборка электроприборов и аппаратов: монтажник-вакуумщик, электромонтажник, сборщик микросхем.
  3. Ремонт и обслуживание электрооборудования: инженер радиосвязи, радиомеханик, техник-электрик.
  4. Управление транспортными средствами: пилот, машинист, водитель, судоводитель.
  5. Обслуживание механического оборудования и установок: слесарь-ремонтник, механик.
  6. Производство и обработка металлов: токарь, фрезеровщик, шлифовщик.
  7. Обработка и добыча горных пород: техник-геофизик, проходчик.

Техническое оборудование используется во всех отраслях деятельности, из чего и следует такое разнообразие профессий.

Основные трудовые функции

Профессии для мужчин

Рассмотрим наиболее популярные:

  • водители, машинисты, летчики;
  • специалисты по ремонту транспортных средств;
  • изготовление бытовой и компьютерной техники;
  • специалисты по добыче;
  • обработка неметаллических материалов;
  • работа подъемных механизмов.

Профессии для девушек

Профессии для девушек

Чтобы стать хорошим специалистом в той или иной сфере, необходимо приложить массу усилий и постоянно развиваться. А если вам понадобиться помощь в учебе, смело обращайтесь к Феникс.Хелп.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-констр укторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.
В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.
Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.
Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)


  • Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

  • Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

  • Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

  • Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

  • Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик

  • Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:


Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик

  • Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.

  • Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими:

Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.

  • Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:



В выборе профессии тебе поможет тест "Профориентатор"

С выбранной профессией вы может познакомиться на сайте "Справочник профессий"


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Классификация профессий. Человек – техника"

Из бонусов профессии можно отметить то, что сборщику конструкторов можно входить на работу через окно и кататься по перилам. Все для того, чтобы он всегда оставался в душе мечтателем.

создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Основными психологическими требованиями к представителям этого типа профессий являются:

хорошая координация движений;

точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

развитое техническое и творческое мышление, воображение;

умение переключать и концентрировать внимание;

Среди техники лидирует транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога, самолёты), военная техника (танки, подводные лодки). Главные представители этой сферы – водители, лётчики и машинисты, а также специалисты по ремонту транспортных средств.

Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых лётчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое – целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой лётчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелёт воздушного судна из точки А в точку Б. Однако, на практике лётчику необходимо располагать глубокими знаниями. Например, ориентироваться в следующем:

эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности;

использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами;

взаимодействие со службами, обеспечивающими полёты воздушных судов;

принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях;

оценка уровня безопасности полёта, принятие решения о возможности/невозможности его совершения;

выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов;

заполнение сопроводительных документов;

организация работы авиационного персонала.

Профессия пилота подойдёт не любому человеку, а лишь обладающему железной выдержкой и умением держать себя в руках; холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению; высоким интеллектом и хорошей памятью; безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением; внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Для лётчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть не допущены к полётам.

Шахтёр – специалист, добывающий подземные полезные ископаемые. Среди них уголь, нефть, железо, медь, серебро, золото, алмазы, – всё это стало незаменимым материалом в производстве различных вещей и устройств, без которых сложно представить жизнь современного человека. Работники горной промышленности трудятся в специальных сооружениях, расположенных под землёй.

На такой глубине жара доходит до шестидесяти градусов по Цельсию, существует постоянная угроза взрывов, прорыва воды.

В зависимости от возложенных обязанностей специализации шахтёров могут быть разными:

Горнорабочий (добытчик). Трудится непосредственно в лаве (угольном пласте), он ломает угольный пласт, проделывает скважины, устанавливает распорки, укрепляет своды. Эта специальность наиболее тяжёлая и высокооплачиваемая.

Проходчик. Готовит место для изъятия полезных ископаемых, производя предварительные работы. Такой рабочий востребован в карьерах, шахтах, рудниках, в строительстве тоннелей и метро.

Подземный горнорабочий. Выполняет все подсобные работы. Профессия шахтёра начинается с этой должности, на которой нужно трудиться не менее года, после чего уже получать специализацию.

Машинист горных выемочных машин. Обслуживает комбайны, которые разрушают уголь или породу, дробят их и грузят на конвейеры или вагонетки.

Машинист подземных установок. Обеспечивает функционирование всевозможного оборудования.

Взрывник. Занимается раскалыванием породы направленными взрывами. В этой профессии необходима высокая квалификация мастера. Если расчёты будут произведены неверно или закладка выполнена неправильно, то возможны трагические последствия.

Профессия шахтёра по плечу физически сильным и здоровым мужчинам. Для выполнения своих обязанностей необходимо обладать определёнными навыками, которые даются в учебных заведениях и оттачиваются на практике.

Что касается личных качеств, то основными среди них являются: физическая выносливость; хорошее здоровье; ответственность и дисциплинированность; смелость; способность не терять самообладания в экстремальной ситуации; терпеливость; умение мгновенно принимать решения.

Условия работы в забое очень неблагоприятные для человеческого организма. Жара, пыль, замкнутое пространство, шум, постоянное психологическое напряжение – всё это плохо сказывается на состоянии здоровья.

Кстати, раньше шахтёры брали с собой в забой канареек. Такой обычай в наши дни может показаться странным, но это было не суеверие, а отличный способ проверить уровень метана в шахте. Эти птицы очень чувствительны к метану, и если канарейка надолго замолкала, необходимо было срочно эвакуироваться.

Главным плюсом работы шахтёра является заработная плата, которую они получают вполне заслуженно. Кроме того, сотрудники добывающих предприятий могут рассчитывать на длительный (до двух месяцев) отпуск, бесплатное медицинское обслуживание, проезд к месту работы и спецодежду, дополнительные выплаты, льготную пенсию.

Людям инженерно-технических профессий необходимо иметь пространственное мышление. Способность человека оперировать трёхмерными образами помогает решать практические задачи:

хорошо ориентироваться на местности: выбирать кратчайший или наиболее удобный маршрут к малознакомому месту, запоминать маршрут с первого визита, легко обходиться без навигатора при передвижениях по городу на автомобиле;

разумно организовывать жилое пространство – без труда поддерживать порядок в шкафах, гардеробных, на рабочем столе и точно знать, где что находится;

чаще побеждать в пространственно-стратегических играх (шашках, шахматах, нардах).

Александре нужно вырезать четыре лоскутка из остатков ткани. Какой лоскуток вырезать не получится?

Какое расположение фишек можно получить, если переставить одну фишку на любую свободную клетку?

Перед вами фигура из кубиков. Укажите, как увидит эту фигуру Юля, если посмотрит на неё сверху.

Мальчики построили три замка из конструктора. Если Костя поставит свой замок на постройку Егора, станет ли новый замок самым высоким?

Все кубики скреплены между собой по граням или рёбрам. С какой стороны можно увидеть конструкцию так, как показано на рисунке справа?

Женя смастерил скворечник. Какой набор деталей он использовал?

На столе лежат кубики. Хватит ли их, чтобы сделать постройку, которую представляет Вероника?

Лена собирает кубик-головоломку. Пять деталей она уже соединила, выберите шестой элемент.

Какими основными качествами должны обладать представители этих профессий?

Читайте также: