Жилищная обеспеченность населения доклад

Обновлено: 06.05.2024

Прогрессивное развитие российского общества невозможно без повышения уровня и качества жизни. Эти показатели являются важнейшими индикаторами развитости региона. Уровень жизни следует рассматривать как степень обеспечения необходимых жизненных потребностей семьи, а качество жизни как особые характеристики этого обеспечения, создающие базу для самодостаточности и нового образа жизни. Важную роль играет такой компонент как жилье: решение жилищного вопроса связано с витальными потребностями, наравне с пищей и отдыхом. В свою очередь улучшение жилищных условий существенно повышает качество жизни, приобретение отсутствующего жилья или улучшение условий усиливает чувство удовлетворенности и комфорта.

Решение жилищной проблемы как направление социальной политики региона

Но до сих пор жилищный вопрос стоит остро перед 40% семей Ульяновска, а в целом потребности в улучшении жилищных условий испытывают более 60%. Можно предположить, что механизмы практической реализации проекта не работают эффективно на целевые группы населения.

В соответствии с уровнем жизни можно выделить преобладающие типы семей на рынке недвижимости: 1) - малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом 4800 рублей в месяц и ниже – 25%; 2) - семьи среднего достатка со среднедушевым доходом от 6400 до 11000 рублей в месяц – 39%. Целевые программы не работают на первый тип семей, так как при таких доходах выплачивать кредит на жилье нереально.

В результате исследования мы выделили типы городских семей, имеющие потребности в жилье, выступающие в качестве субъекта национального проекта, но располагающие различными социально-экономическими и информационно-психологическими ресурсами.

Итак, для региональных властей значимыми являются все слои населения, но повышение эффективности реализации специальных программ требует сосредоточения усилий вокруг конкретных типов семей. Городским законодательным и исполнительным органам власти необходимо вырабатывать специальные механизмы работы с конкретными целевыми группами.

Особенности реализации жилищных гарантий сирот

Жильё по своему месту расположения и по качеству является индикатором имущественного статуса, частной характеристикой благосостояния населения. Вместе с тем, жилище повсеместно рассматривается в качестве одной из самых основных потребностей, удовлетворение которой в отношении социально-уязвимых групп и индивидов происходит чаще всего за счёт средств государственного бюджета. При этом в России задачи обеспечения жильём становятся труднорешаемыми для многих граждан. В особенности, данная проблема актуальна для воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она проявляется часто, остро и многогранно на протяжении всей жизни.

В результате исследования нами было выявлено, что небольшой процент сирот, не имеющих жилья, получают его от государства на условиях социального найма. В отдельных случаях эта процедура занимает несколько лет. За большей же частью воспитанников закреплена жилая площадь. Возвращение воспитанника по месту закрепления жилья, в котором проживают родственники, сопровождается деструктивными формами взаимодействия с последними, разочарованиями от уровня благоустройства жилого помещения (т.к. уровень притязаний на наличие развитой инфраструктуры жилья у сирот высок, в некоторых случаях обоснован) и рядом других проблем.

Отсутствие денежных накоплений у сирот является препятствием экономического характера в использовании механизмов рыночной экономики для самостоятельного решения проблем приобретения жилья, улучшения жилищных условий.

Несмотря на то, что информация об уровне обеспеченности и качестве жилья сирот не имеет отражение в официальной, доступной для общественности статистике, известно, что для многих воспитанников и выпускников жилищный вопрос так и остаётся не решённым по настоящее время. Это говорит о проблемном характере исполнения государственных гарантий в отношении сирот.

Жилье для молодой семьи как приоритет социальной политики

По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн. кв. м, и, что требует увеличение жилищного фонда на 46,1%.

Основной целью данной программы является - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Марий Эл.

Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

Повышение доступности жилья.

В 2007 году выдано свидетельства 173 молодым семьям на общую сумму субсидий 46,777 млн. рублей, из них федеральные средства – 11,76 млн. рублей, 35,02 млн. рублей – консолидированного бюджета Республики Марий Эл (29,14 млн. рублей из республиканского бюджета Республики Марий Эл, 5,88 млн. рублей из бюджетов муниципальных образований).

По состоянию на 10.01.2008 по обязательствам 2007 года свое право на использование субсидии уже реализовали 45 молодых семей.

Планируется, что в 2008 году 280 семей получат свидетельства, в 2009г. – 300, 2010 – 350.

В 2008 году, в рамках реализации подпрограммы, планируется начать строительство молодежного жилого комплекса в г.Йошкар-Оле, прорабатывается вопрос о строительстве дома для молодых семей в п.Сернур.

Данные цифры говорят о динамики реализации Программы в лучшую сторону.

Вместе с тем исследование показало, что в реализации данной программы существует ряд проблем, с которыми сталкивается молодая семья, основными из них являются:

Трудность в оформлении документов и длительное ожидание получения субсидии.

Необходимость наличия у молодой семьи значительных дополнительных средств.

Отличие расчетной стоимости одного квадратного метра от рыночной.

Дефицит денежных средств не позволяет на выдачу субсидии всем молодым семьям.

молодая семья в составе трех человек:

 Супруг – 23-24 года с высшим образованием (специалист)

 Супруга – 23 года с неполным высшим образованием

 Ребенок в возрасте 2-х лет

Состоящая в браке до 1-го года (ребенок рождается с гражданском браке)

Проживает с родителями (мужа или жены) в 2-х комнатной квартире на 45 кв.м. (Всего в квартире 5 человек – включая молодую семью).

Доходы на одного члена молодой семьи выше прожиточного минимума.

Жилье приобретать молодая семья собирается с помощью ипотечного кредитования, считая данный способ приобретения жилья самым распространенным среди существующих у современной молодой семьи. Так же единогласно считая, что государство должно помогать каким-либо образом молодой семье в приобретении жилья, а именно: снизить процентную ставку по ипотечному кредиту.

Социальная политика российского государства ориентирована на различные социальные объекты, среди которых – осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети, выпускники детских домов и школ-интернатов проживающие самостоятельно (как правило, до достижения материальной независимости и социальной зрелости). Изучение существующего для данной категории населения широкого перечня государственных прав и гарантий, зафиксированных в юридических документах (декларациях, конвенциях, конституциях, законах, программах) международного и национального уровня представляет большой научно-практических интерес для широкого круга специалистов, поскольку от реализации прав и гарантий социально-узязвимых слоев населения зависит рост благосостояния общества.

В силу этого, с нашей точки зрения, в целях эффективного решения жилищных проблем сирот необходима консолидация межведомственного взаимодействия специалистов различного профиля, представителей органов государственной власти, местного самоуправления по совершенствованию российской модели социальной защиты детей без попечения родителей.

Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. – Московский общественный научный фонд, М, 2008.

Орловская область 2000-2008 гг.: стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. – Орел, 2009.

Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб./Росстат. – М.:2008.

Похожие страницы:

Исследование обеспеченности жильем населения Курской области

. Обеспеченность населения жильем. Жилищный фонд. Бедность населения- один из главных факторов, влияющих на обеспечение жильем население . сельского бедного. Сложность исследования состоит . кредитования в обеспечении жильем отдельных категорий молодых семей; .

Проблемы правового регулирования обеспечения жильем населения муниципальных образований

. регулирования обеспечения жильем населения муниципальных . на рынке строительства жилья, сложность финансирования, бюрократические . 15.Суняева Р. Л. Дополнительные меры по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.// Жилищное право. - 2007. - .

Современное состояние рынка жилья: проблемы и перспективы

. населения и рынка жилья; -исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий . государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан[1.7]. По каждому . и сельской местности в общей сложности в том же году 109 .

Реализация ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Архангельской области

. социальную значимость, масштаб, сложность и комплексность проблем . мероприятий программы по обеспечению жильем иных категорий населения. Объем расходов . государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным .

Разработка рекомендаций по улучшению качества жизни населения России

. миллионов граждан страны, то есть около 24% ее нынешнего населения! Особенно больно . по обеспечению жильем отдельных категорий граждан является обеспечение возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация .

В статье рассматриваются аспекты обеспеченности жильем в Российской Федерации.

Ключевые слова

Текст научной работы

Проживание в удовлетворительных жилищных условиях является одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Жилье считается существенным элементом для удовлетворения основных потребностей, в том числе, наличие крова.

Обеспеченность населения жильем это количество общей жилой площади, приходящейся на одного жителя. Этот показатель рассчитывается делением размера всего жилищного фонда на конец года на численность постоянного населения на эту же дату.


Рисунок 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) — всего, м 2

Жилищная обеспеченность населения является одним из факторов социально-экономического становления страны, и решение жилищного вопроса, стоящего почти перед половиной домохозяйств в России, необходимо для полноценного развития человеческого потенциала

Жилой фонд Российской Федерации на конец 2014 г. составляет 3369 млн м², из которых 93,9 млн м² (менее 3% по состоянию на 2013 г.) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.

По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем чуть меньше 24 м²/чел (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40). Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (0,9 комнат на человека). По мировым меркам это хороший показатель, по европейским — относительно низкий. Стратегическая потребность населения России в жилых площадях оценивается ещё в 1,5 млрд м². Затраты на жилье составляют большую долю бюджета семей и представляют собой самую крупную статью расходов для многих людей и семей, сюда также входят такие статьи, как аренда, газ, электроэнергия, вода, мебель либо расходы на ремонт. В РФ семьи тратят в среднем 11% совокупного скорректированного заработка после уплаты налогов на оплату за жилье, что ниже среднего показателя по ОЭСР, составляющего 18%.

В 2015 году, по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), 65% россиян удовлетворены своим жильем, что является сравнительно низким показателем (в Германии удовлетворены 94%), при этом в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-е и 2000-е гг.

Около 50% жилых домов в России нуждаются в капремонте (по состоянию на 2015 год). По программе капитального ремонта за ближайшие 30 лет в России будет отремонтировано 740 тыс. домов общей площадью 2,3 млрд кв. м. По предварительным итогам 2015 года, было отремонтировано 20 тысяч домов.

Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. м 2

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, процентов

В 16 российских регионах программа переселения граждан из ветхо-аварийного жилья может быть не выполнена. К такому мнению пришла Счетная палата при проверке расходов по программе.

По итогам 2015 года в 16 регионах сложились риски невыполнения программы расселения. Например, в Адыгее, Дагестане, Туве, Карелии, Астраханской и Саратовской областях план в 2015 году выполнен менее чем на 30%, в Коми и Забайкалье до сих пор не выполнили целевые показатели 2014 года. По данным Фонда ЖКХ, в 2015 году еще больше регионов — 23, в связи с чем для них ограничено финансирование фонда в объеме 8,3 млрд руб. При этом в целом, по сведениям Минстроя, планы на 2015 год выполнены на 109,6%. Ведомство объясняет это тем, что некоторые регионы перевыполнили план.

Одна из причин слабой реализации программы в ряде регионов — бедность региональных бюджетов. Их состояние не оценивалось ни при формировании программ расселения, ни при их исполнении. В Минстрое РФ сейчас обсуждают меры по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Другим вариантом может стать их поддержка за счет депозитных доходов Фонда ЖКХ. Основные риски программы, по мнению Счетной палаты, связаны с отсутствием подготовленных площадок под строительство и недостатком средств из-за несбалансированности региональных бюджетов.

Чтобы расселить все ветхие и аварийные дома в России, потребуется не менее 30 лет. К такому выводу пришли в Рейтинговом агентстве строительного комплекса (РАСК). Эксперты сопоставили площадь ветхого и аварийного жилья в стране с объемом его фактического расселения за последние годы.

В своем исследовании РАСК учитывало дома, уже признанные ветхими или аварийными. Авторы подсчетов не рассматривали здания, которые могут получить такой статус в будущем. На дома, построенные раньше 1970 года (находятся в эксплуатации более 50 лет), приходится 36% всего жилищного фонда. Это стабильный источник пополнения площади ветхого и аварийного фонда.

В настоящее время Россия строит больше жилья, чем РСФСР в самые продуктивные её годы. Квартир становится больше и больше становится общая жилая площадь — за 15 лет число квадратов на человека выросло с 19 м 2 до 24 м 2 . По итогам 2016 года число построенных квартир в России может вырасти на 38%. Об этом заявил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Олег Бетин.

В последние пять лет темпы ввода жилья в России значительно увеличились. По итогам прошлого года в стране сдали рекордный объем жилья — 85,3 тыс. кв.м. Но финансовая ситуация повлияла на строительный сектор. Застройщики сориентировались в соответствии с требованиями спроса. На 21% выросли объемы ввода жилья экономкласса, его доля в общем объеме ввода составила почти 44%.

По данным Минстроя РФ, заметно выросло и количество введенных квартир. Также увеличился ввод многоквартирных домов, их было построено на 1,5 млн кв.м больше, чем годом ранее. Также известно, что за первые два месяца 2016 года в стране было введено 10,2 млн кв.м жилья. Это меньше, чем в 2015 году, но больше, чем в 2014 году. Всего до конца года, по прогнозам регионов, в России могут ввести порядка 76 млн кв.м жилья.

Проблем с обеспеченностью жильем в России множество, но и шагов по их устранению принимается много, поэтому есть надежда, что с течением времени все россияне будут жить в достойных условиях.

Список литературы

Цитировать

Цель курсовой работы – провести статистический анализ жилищного фонда РФ, выявить взаимосвязь с объеме ВВП, сделать выводы по проведенным расчетам.
Цель достигается посредством решения следующих задач:
изучение теоретических основ, на которые опирается статистика жилищно-коммунального хозяйства,
исследование показателей, с помощью которых производится оценка уровня развития жилищно-коммунального хозяйства,
провести анализ объема ввода жилья РФ за 1990-2010 год используя показатели динамики (абсолютные и относительные) и средних величин,
оценить степень взаимосвязи объема ввода жилья от ВВП, составить уравнение тренда, регрессии и дать интерпретацию полученным результатам.

Файлы: 1 файл

статистика курсовая ЗАЧЕТ.doc

Министерство образования Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

Курсовая работа

Выполнила студентка гр. з-475-а:

Введение

Одной из первейших потребностей человека является потребность в жилище.

Одним из важнейших направлений жилищной политики на стадии строительства новых жилищ является обеспечение соответствия структуры нового жилого фонда демографическому составу и потребностям населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е. строительство необходимого количества квартир определенного типа и уровня комфортности условий проживания, соответствие потребительских свойств жилищ спросу населения и др. Поэтому наряду с информацией об объеме, движении и состоянии жилищного фонда страны в целом и по отдельным административным и территориальным единицам широко используются статистические данные о жилищных условиях населения.

Таким образом, статистика жилищного хозяйства является актуальной отраслью социальной статистики.

Цель курсовой работы – провести статистический анализ жилищного фонда РФ, выявить взаимосвязь с объеме ВВП, сделать выводы по проведенным расчетам.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  1. изучение теоретических основ, на которые опирается статистика жилищно-коммунального хозяйства,
  2. исследование показателей, с помощью которых производится оценка уровня развития жилищно-коммунального хозяйства,
  3. провести анализ объема ввода жилья РФ за 1990-2010 год используя показатели динамики (абсолютные и относительные) и средних величин,
  4. оценить степень взаимосвязи объема ввода жилья от ВВП, составить уравнение тренда, регрессии и дать интерпретацию полученным результатам.

Объект исследования – жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль социально-экономической статистики.

Предмет исследования – объем ввода жилья в РФ.

Период исследования - 1990-2010 гг.

В работе использовались учебные пособия по курсу общей статистики, социально-экономической статистики, а также данные Федеральной службы статистики РФ.

Теоретические основы статистического изучения жилищных условия и бытового обслуживания

Значение и задачи изучения статистики жилищных условий и бытового обслуживания населения

Статистика должна давать всестороннюю и объективную информацию о жилищном фонде и жилищных условиях населения, необходимую, в частности, для проведения жилищной политики, т. е. разработки государством комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей в жилище. Последнее достигается с помощью решения статистикой следующих задач:

  • предоставление сведений об обеспеченности населения жильем, коммунальным и бытовым обслуживанием; оценка комфортабельности жилища и его состояния (степени изношенности);
  • выявление материалов о дифференциации жилищных условий разных социальных и демографических групп населения, о различии в жилищных условиях в разных регионах страны, в городах (малых, средних и крупных) и в сельской 3 местности; создание основы для международных сопоставлений жилищных условий;
  • анализ состояния и движения жилищного фонда, проведения его капитального ремонта;
  • обеспечение информацией о развитии рынка жилья, о поведении на нем продавцов и покупателей, необходимой, с одной стороны, для развития финансовых институтов, обслуживающих рынок недвижимости; с другой - для разработки социальных гарантий и льгот в жилищной сфере;
  • отражение взаимосвязей между доходами населения, жилищными условиями и структурой потребления;
  • определение развития социальной инфраструктуры и оценка эффективности ее функционирования.

Реформирование экономики России повлекло изменение отношении собственности на жилье, перераспределение жилищного фонда. В Конституции РФ (ст. 40), принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., отмечается, что право на жилье обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления. Бесплатно или за доступную плату жилище предоставляется лишь нуждающимся в нем малоимущим, иным указанным в законе гражданам в соответствии с определенными законом нормами.

Статистика жилищных условий, коммунального и бытового обслуживания населения - сравнительно молодая область знаний: до 1917 г. ее не существовало; в советский период она была представлена в основном данными о жилом фонде, которые были полностью оторваны от характеристик населения. Очевидна потребность перехода на международные стандарты, исходящие из того, что наряду с показателями дохода, уровнем и структурой потребления и другими факторами материальной обеспеченности жилищные условия определяют уровень жизни населения.

В соответствии с перечисленными задачами статистические показатели жилищных условий населения и уровня его обслуживания можно разделить на несколько групп:

    1. наличие, состояние и движение жилого фонда;
    2. жилищные условия населения;
    3. обслуживание и финансирование жилого фонда;
    4. развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование;
    5. оценка населением жилищных условий и качества коммунального обслуживания;
    6. развитие рынка жилья.

1.2. Источники данных

Источниками данных служат прежде всего государственная и ведомственная статистическая отчетность, а также данные микропереписей, специальных обследований и переписей населения 1 .

Основная текущая информация - это данные статистической отчетности по форме № 1 -жилфонд "Сведения о жилищном фонде за 20ХХ год", предоставляемые не позднее 25 февраля после отчетного года собственниками жилищного фонда либо уполномоченными ими органами, предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениями, осуществляющими оперативное управление жилищным фондом, арендаторами жилищного фонда, органами исполнительной власти в сельской местности. В форме содержатся данные об общей и жилой площади в жилых и нежилых зданиях с выделением общежитии; об оборудованности жилищного фонда '-водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ванной (душем), газом, горячим водоснабжением, напольными электрическими плитами; о числе жилых квартир (отдельных и коммунальных), числе комнат, о движении жилищного фонда, ветхих и аварийных домах.

Данные о введенной и заселенной жилой площади отражаются в статистической отчетности за год по форме № 4-жилфонд "Сведения о распределении жилой площади и числе семей, получивших жилплощадь в домах государственного, муниципального, общественного жилого фонда и фонда жилищно-строительных "кооперативов", подготавливаемой органами исполнительной "власти не позднее 20 января после отчетного года. Такая отчетность содержит информацию о количестве заселенной жилой площади в отчетном году с разбивкой получивших жилье по категориям (стоящие на учете в органах исполнительной власти, на предприятияхи в учреждениях, семьи участников Великой Отечественной войны и др.). Сюда же включается число семей, состоящих на учете для получения жилой площади, получивших жильем и улучшивших свои жилищные условия с выделением участников ВОВ, ветеранов Афганистана, военнослужащих, уволенных в запас или отставку, многодетных семей, молодых семей, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев, вынужденных переселенцев. Показываются семьи, проживающие в общежитиях, в ветхом и аварийном жилфонде, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье 10 лет и более (на конец года). В этой форме показывается жилая площадь, купленная населением, число семей, купивших жилье.

Процесс приватизации жилья фиксируется с помощью данных по форме № 1 - приватизация (жилье) "Сведения о приватизации жилого фонда". Это годовая отчетность, которую до 10-го числа после отчетного периода представляют органы местного самоуправления, организации, осуществляющие передачу, продажу жилых , помещений в собственность граждан, или оформляющие документы (по договорам) на продажу и передачу жилья.

Канализационные, водопроводно-канализационные предприятия отчитываются ежегодно по форме № 1-канализация "О наличии и работе канализационных сооружений" а водопроводные хозяйства - ежегодно по форме № 1 -водопровод: о протяженности и работе водопровода. Существует отчетность организаций газо- и электроснабжения - форма № 1 - теп. "Сведения о снабжении теплоэнергией".

Статистика располагает данными и о капитальном ремонте жилищного фонда. Они ежегодно собираются по форме № 1-кр "Сведения о капитальном ремонте жилищного фонда", которые ' предоставляют юридические лица: собственники жилищного' фонда или организации, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или передан в оперативное управление.

Предоставляется и полугодовая отчетность по форме № 6-ЖКХ "Сведения о строительстве и ремонте объектов благоустройства" (дороги, тротуары, мосты, путепроводы, туннели, пешеходные переходы, гидротехнические сооружения, объекты озеленения, объекты санитарной уборки, пр.).

Проведение жилищно-коммунальной реформы потребовало" новых данных, которые содержат сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг [форма № 22-ЖКХ (субсидии)]. Кроме того, органы местной администрации ежемесячно отчитываются по форме № 22-ЖКХ (реформа) - краткая "Сведения по реформе в жилищно-коммунальной сфере", содержащей начисленную населению сумму за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, фактическую зарплату населением жилищно-коммунальных услуг, стоимость жиищно-коммунальных услуг, рассчитанную по экономически обоснованным тарифам инормативам, количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а также фактические объемы финансирования, выделенные на дотации жилищно-коммунальному хозяйству (по жилью и ресурсообеспечению), в том числе из федерального бюджета.

Данные о жилищных условиях, коммунальном и бытовом обслуживании населения публикуются в статистических ежегодниках: в советский период - это "Народное хозяйство СССР в 19ХХ году", в настоящее время - "Россия в цифрах. 20ХХ год. Краткий статистический сборник" или "Российская Федерация в 20ХХ году".

Данные о жилищных условиях содержат и другие официальные издания Госкомстата России, например. "Социально-экономическое положение России" - экономический доклад (годовой, квартальный, месячный), публикация по итогам микропереписи населения России 1994 г., Всесоюзной переписи населения 1989 г. "Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР" (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Часть III "Семья, жилищные условия", статистический сборник "Уровень жизни населения России".

Информация по статистике жилья на международном уровне содержится в статистических ежегодниках ООН ("UN Statistical Yearbook") и других международных организаций, а также в специальных сборниках ("Euromonitor: European Marketing Data and Statistics", "Euromonitor: International Marketing Data and Statistics").

1.3. Социально-экономическое значение статистического изучения проблем рынка жилья

Основная составляющая рынка жилья — это жилищный фонд, под которым понимается совокупность жилых квартир и комнат со вспомогательными помещениями, находящихся как в жилых домах, так и в нежилых строениях, но имеющих жилые помещения (квартиры врачей при больницах, учителей при школах и т.п.).

В настоящее время в составе жилищного фонда не учитываются дачи, садовые дома, другие строения и помещения, предназначенные для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан. По мере развития рынка жилья совершенствуется действующее законодательство и создаются соответствующая нормативная база и организационные структуры, в том числе оказывающие посреднические (риэлтерские) услуги физическим и юридическим лицам в части операций на рынке жилья. Отрабатывается механизм целевого и ипотечного кредитования жилищного строительства, в том числе на базе использования жилищных сертификатов, специальных субсидий для малообеспеченных групп населения и т.д. Все эти процессы, происходящие на рынке жилья, требуют внесения изменений в соответствующую информационную базу и методы статистического наблюдения.

Основной целью социальной статистики является наблюдение за решением жилищной проблемы (в том числе изменениями в жилищных условиях населения), за процессами на рынке жилья, оказывающими влияние на деятельность отраслей жилищно-коммунального хозяйства. При этом в круг проблем, подлежащих наблюдению, входит изучение факторов решения жилищной проблемы в сопоставлении с другими характеиками, например, уровнем материальной обеспеченности, стоимостью покупки жилищ и доходами населения, расходами на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.

1.4. Социально-экономическое значение статистического изучения жилищно-коммунальных услуг

Уровень благоустройства жилищного фонда и коммунальных удобств определяет условия жизни населения в бытовом отношении.

Обеспечить комфортные условия проживания населения призваны предприятия жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых связана с содержанием и эксплуатацией жилищного фонда, распределительных сетей коммунального и бытового водоснабжения, газо- и теплоснабжения населения, коммунальной канализации и очистки сточных вод; благоустройством городов и помещений, санитарной очисткой и уборкой территории; содержанием и ремонтом городских сооружений, уличных переходов и т.п.; наружным освещением, озеленением и другими мероприятиями.

Трансформация домохозяйств и жилищная проблема

Жилищная проблема России. Отсутствие достойного жилья угрожает социальной и демографической безопасности страны

Жилищный вопрос при капитализме и социализме


Советская политика решения жилищного вопроса


Как обстоит дело с решением жилищной проблемы


Аварийный фонд — Путин поручил расселить

Очень актуальной для современной России является проблема ветхого и аварийного жилья. В 2013 г. общий жилой фонд Российской Федерации составлял 3,3 млрд. кв.м. Из них 100 млн. кв.м. приходилось на аварийное и ветхое жилье. Это огромные цифры. Тем более, если учитывать, что далеко не все действительно аварийные и ветхие дома вносятся муниципальными службами в соответствующие реестры, поскольку это подразумевает появление дополнительных хлопот для местных властей. В соответствии с законодательством, аварийные дома должны расселяться в первую очередь, однако куда расселять из них людей, если жилищное строительство в России осуществляется невысокими темпами, да и коммерческие структуры, возводящие новые дома, не заинтересованы в том, чтобы предоставлять жилье переселенцам из аварийного фонда. В том же 2013 г. Владимир Владимирович Путин уже высказывал недовольство малыми и медленными темпами расселения россиян из аварийного жилья в комфортабельные квартиры, поскольку к 2013 г. планировалось расселить 42 тысячи российских граждан, однако в действительности расселили лишь 1,5 тысячи граждан. Руководителем российского государства была поставлена задача к 1 сентября 2017 года решить вопрос с расселением российских граждан из аварийного жилья, но пока непонятно, сможет ли она быть решена? Предполагается расселить из 11 млн. кв. метров аварийного жилья около 777 тысяч человек. 6 мая 2014 г. был утвержден Комплекс мер по ликвидации аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, в рамках которого утверждены конкретные показатели по общей площади и общему количеству граждан Российской Федерации, подлежащих расселению. Перед Министерством строительства была поставлена задача по созданию новых механизмов, предусматривающих расселение аварийного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г. Однако очевидно, что реализация данного Комплекса мер столкнется с целым рядом трудностей. Ведь темпы строительства остаются невысокими, а кризис конца 2014 — начала 2015 гг. существенно отразился на состоянии российской экономики, в том числе и на жилищном строительстве. В этом контексте очень серьезной проблемой для российского государства является практически полное отсутствие практики строительства социального жилья, к которому обращаются многие страны мира. Ведь огромная часть россиян в силу незначительности своих доходов так и не сможет позволить себе покупку собственных квартир, в том числе и за счет ипотечного кредитования. Соответственно, единственной надеждой для них остается государственная поддержка. Определенный шаг в этом направлении сделан посредством введения материнского капитала, который можно расходовать на приобретение жилья, в том числе и на уплату взноса по ипотеке. Однако размер материнского капитала — около полумиллиона рублей — не позволяет купить на него даже комнату в коммунальной квартире в крупном городе.



Решение жилищных проблем современной России неразрывно связано с общим повышением уровня экономического развития страны, с преодолением негативных тенденций, связанных с недостаточной эффективностью работы местных органов власти и управления. В феврале 2015 г. состоялось заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное социально-экономической ситуации в регионах страны. По итогам совещания Президент РФ В.В. Путин подписал ряд поручений, в том числе и поручение, касающееся решения проблемы расселения российских граждан из аварийного жилого фонда. Было поручено обеспечить безусловное выполнение региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, при этом объемы государственной финансовой поддержки в 2015 г. было решено сохранить. До 30 апреля 2016 года руководители регионов Российской Федерации должны представить доклады о том, как решается проблема переселения российских граждан из аварийного жилищного фонда и обеспечение переселяемых новым комфортабельным жильем. Действительно, за пять последних лет было ликвидировано 5,5 млн. кв.метров аварийного жилья, около полумиллиона российских граждан были переселены и получили новые комфортные квартиры. Но сколько еще аварийных и, в особенности, ветхих жилых строений остается в эксплуатации? Хочется надеяться на то, что высшее руководство российского государства действительно озабочено решением жилищных проблем россиян и будет предпринимать усилия для дальнейшего улучшения качества жизни населения страны. Тем более что от решения жилищной проблемы зависит и одна из главных задач в общем направлении обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета Российской Федерации — демографического роста.

Читайте также: