Доклад по краеведению 8 класс

Обновлено: 18.05.2024

Необычные и интересные темы творческих проектов по краеведению необходимы как для учеников 7 класса, 8 класса и 9 класса, занимающихся проектной деятельностью и изучающих культуру и традиции малой Родины, так и для учителей, курирующих творческие проекты. Родители школьников также могут принять участие в выборе темы для учебного творческого проекта по краеведению, которая бы соответствовала интересам ребенка в этой области знания.


Предложенные темы проектных работ по краеведению тесно взаимосвязаны с историей, культурой и лингвистикой родного края. Проведение самостоятельных творческих работ по указанным в списке темам рассчитано на получение учащимися новых теоретических знаний в области краеведения и приобретение новых умений и навыков во время выполнения практической части своей работы.

Из составленного нашими специалистами списка можно выбрать темы проектов по краеведению для воспитанников детского сада, а также для учеников начальных классов школы. Любую из предложенных тем можно упростить или расширить, руководствуясь интересами и уровнем эрудиции ребенка. Все темы творческих проектов по краеведению подходят для оформления презентаций или проведения внеклассных мероприятий со школьниками.

Темы проектов по краеведению

Темы творческих работ по краеведению:


Архитектура родного города
Водоемы нашего края
Выставка семейных поделок
Дикие и домашние животные
Дом, в котором мы живем
Древнейшие жители нашего края
Духовная родословная края
Животные нашего леса
Заповедные места, заказники моего района
Здесь мой дом
Здесь Родины моей начало…
Зесь рождаются таланты
Зимние забавы наших предков
Зимний следопыт
Зимующие птицы и помощь им
Знакомство с городом
Знаменитые земляки
Зоопарк в моем городе
И тайный шепот тихих улиц
Из истории родной школы
Имена выдающихся людей в топонимике моего города
Итория моего города
История моей семьи в истории города
История моей семьи в истории трудовой славы родного края
История родного поселка (города/села)
История родной школы
К живым огням родного очага…
Климат родного края
Климат. Загрязнение атмосферы
Книги о нашем крае
Край родной – я тебя воспеваю
Край, родимый край…
Красная книга нашего края
Кулинарные рецепты моей бабушки
Культурный маршрут команды
Легенды родного края
Лето — чудесная пора
Любовная лирика поэтов нашего края
Люди моего города
Маленький славный городок
Малый город, большая история
Масленица в моем городе
Мой город
Мой город в сердце моем
Мой дом
Мой отчий край ни в чем не повторим
Мой родной город Лобня
Мой четвероногий друг
Моя малая родина
Моя малая родина
Моя родословная
Моя семья
Моя семья в годы войны
Моя улица и дом
Название моей улицы
Народные рецепты при простуде
Наша дружная семья
Наша область, природа и мы
Наша улица родная
Наши земляки-герои
Не властны над памятью годы
О домашнем питомце
О чем расскажут следы в лесу?
Образы природы в литературе нашего края
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих мой край
Озерами богат наш край

Темы творческих проектов по краеведению

Темы проектных работ по краеведению:

При изучении регионального компонента географического образования учитель должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, так и по методам ее изучения.

Наиболее эффективными методами обучения географии в целях формирования ценностных ориентаций старших подростков являются метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.При выборе подхода или модели изучения содержания регионального компонента географического образования как ценности, учителю очень важно понимать, что географические особенности малой родины – родного края, необходимо изучать как часть географических особенностей страны, тем самым подчеркивая уникальность своего региона, отличающегося от других субъектов РФ; давая представление о месте малой родины в цикле общей географии, необходимо показывать ее региональные особенности: природу, историю, население.в процессе изучения содержания регионального компонента, обучающиеся должны в полной мере уметь оценивать природные условия и ресурсы малой родины с точки зрения хозяйственной деятельности человека, экологическую ситуацию в пределах малой родины и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, экономико-географическую и социальную обстановку в пределах малой родины и прогнозировать перспективы развития малой родины.

ВложениеРазмер
предназначено учителям географии и географического краеведения 20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методического объединения учителей географии

12.03.2015. г Димитровграда

Цель. Распространение опыта в сфере перспективных направлений формирования ценностных ориентаций учащихся при реализации ФГОС.

1. Раскрыть возможность организации воспитательного процесса при помощи различных форм урочной и внеурочной деятельности.

2. Раскрыть творческие способности обучающихся.

Доклад. Мачкасовой Ирины Владимировны

Учителя географии МБОУ СШ№16

География — особый школьный предмет, формирующий представление о Земле в контексте комплексного, социально-ориентированного подхода. При изучении школьных учебных предметов используются различные подходы, но только география видит региональный подход с одной стороны, как особый метод научного метапознания, с другой определяет его важнейшим элементом региональной политики, воздействующей на социально-экономические процессы территории. Именно поэтому, география, относящаяся к категории классических учебных предметов инвариантной части учебного плана основного общего образования общеобразовательных учреждений, отвечает за будущую социализацию учащегося, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, формирование российской идентичности, как главного условия укрепления и сохранения российской государственности.

Принцип “учить детей географии с ближайшего для них места” выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебника Ф. Студитского в 1840 г.)

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имел в 40-х годах XIX в. К. Д. Ушинский. Он считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. К. Д. Ушинский был вдохновителем преподавания географии на родиноведческой основе, которое успешно продолжалось во второй половине XIX в. его учениками и последователями.

После 1917 года большое развитие получило краеведение, начали создаваться краеведческие музеи. В школе была создана даже специальная школьная программа краеведения. Прав был М. И. Калинин, сказавший в своё время: “Воспитание патриотизма начинается с углублённого познания своей Родины”. Краеведение – для учителя путь к научной исследовательской работе; в процессе краеведческой работы происходит самостоятельное усвоение детьми учебного материала, приобретаются навыки, необходимые в жизни, идёт подготовка к практической деятельности, расширяются общеобразовательные знания. В настоящее время в связи с переходом на новые общеобразовательные стандарты общего образования (стандарты второго поколения) осуществляется совершенствование преподавания школьной географии, в том числе и региональной, как регионального компонента образования.

При изучении регионального компонента географического образования учитель должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, так и по методам ее изучения.

Наиболее эффективными методами обучения географии в целях формирования ценностных ориентаций старших подростков являются метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.

Главное назначение исследовательского метода в географии - приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала. В процессе изучения регионального курса географии возможности применения исследовательского метода более широки благодаря сочетанию урочной и внеурочной деятельности. Этот метод предполагает сбор и обработку фактов непосредственно в природе и на производстве и их последующий анализ на уроках. При этом учитель заранее дает школьникам исследовательские задания, консультирует их, планирует работу, а по выполнению – проверяет.

Ценностно-смысловые учебные задания легко вписываются в общую классификацию учебных заданий и являются наиболее эффективными заданиями в формировании ценностных ориентаций школьников. Ценностно-смысловые учебные задания подразделяются на четыре класса в зависимости от характера направленности на личность школьника и степени сложности.

Например, охарактеризуйте факторы климатообразования в Ульяновской области, зная, что климат области умеренно- континентальный.

Задания класса В (субъективно ориентированные, извне обусловленные) – аналитические по своей сути, их выполнение невозможно без действий аналитико-синтетического типа. Относятся к частично-поисковым заданиям, ориентированным на сравнение различных событий и явлений, формирование оценочных умозаключений.

Например, как геологическое развитие Восточно – Европейской равнины отразилось на формировании современного рельефаУльяновской области.

Задания класса С (объективно ориентированные, субъективно обусловленные)

Задания класса Д (субъективно ориентированные, субъективно обусловленные) принадлежат к числу творческо-поисковых. Например, какие виды услуг в Ульяновской области способствуют развитию личности человека? Обоснуйте свое мнение.

Завершается выполнение каждого учебного задания самоконтролем, самооценкой и коррекцией собственных действий.

Задача педагога – стимулировать интеллектуальные и мотивационно -волевые усилия личности направленные на освоение этих ценностей. При рассмотрении процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков в работе учителя нельзя ограничиваться только методами обучения географии, им должны сопутствовать методы воспитания личности. Наиболее эффективны в формировании ценностных ориентаций школьников две группы методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера) и методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (поощрение, наказание, эмоциональное воздействие). Эти методы являются методами воздействия на личность школьников, благодаря которым формируются ведущие ценностные ориентации.

Традиционно русские ценностные ориентиры: любовь к земле, на которой вырос и живешь, ответственность; нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях; патриотизм, толерантность. Главная задача формирование умений необходимых для дальнейшего обучения — творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, информационная грамотность, медиаграмотность, инициативность, самостоятельность, способность к адаптации, продуктивность, вовлеченность.

При выборе подхода или модели изучения содержания регионального компонента географического образования как ценности, учителю очень важно понимать, что географические особенности малой родины – родного края, необходимо изучать как часть географических особенностей страны, тем самым подчеркивая уникальность своего региона, отличающегося от других субъектов РФ; давая представление о месте малой родины в цикле общей географии, необходимо показывать ее региональные особенности: природу, историю, население, хозяйство; важно учитывать интегративный характер региональных сведений; в процессе изучения содержания регионального компонента, обучающиеся должны в полной мере уметь оценивать природные условия и ресурсы малой родины с точки зрения хозяйственной деятельности человека, экологическую ситуацию в пределах малой родины и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, экономико-географическую и социальную обстановку в пределах малой родины и прогнозировать перспективы развития малой родины.

Изучение содержания регионального компонента географического образования с учетом рассмотренных условий, может свидетельствовать о воспитывающем влиянии его на личность ученика и одного из главных средств формирования ценностных ориентаций старших подростков при условии его ценностного наполнения (отражения ценностей на всех его уровнях).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

беречь природу и окружающую среду в целом,

сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

беречь памятники истории и культуры.

относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края . История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей краеведения, на мой взгляд, является сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих .

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о кругах знаний по краеведению:

Мой дом. Родословная семьи.

Родная школа. Её история и традиции.

Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

История области, края.

Возможны и другие темы.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. К таким темам можно отнести изучение истории своей семьи или села. Вот уже ряд лет мы изучаем историю села Левашовки. Начала я её изучать ещё будучи учителем Левашовской школы. Теперь продолжаю это делать с заинтересованными в изучении своего села учениками.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. Это касается и нашей школы. После присоединения к ней Красноостровской школы, где татарское население, со стороны учителя требуется особый такт в изучении вопросов религии. В прошлом году учащаяся нашей школы выступила на районной конференции с докладом о православных храмах на территории нашего района. В этом году учащаяся школы собирает материал о мечетях Красного острова (их было 6). Возможно выступление на уровне школы.

Формы и методы краеведческой работы с детьми.

Следующей составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три направления работы с учениками:

Следует избегать двух крайностей в использовании материалов краеведения на уроке:

Когда история отдельного региона начинает преобладать над историей России, таким образом, ребята не успевают изучить программный материал полноценно, либо меньше времени уделяют зарубежной истории — что тоже недопустимо.

Когда истории своего края вообще не уделяется времени.

Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.

Краеведческое дополнение основных вопросов.

Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

2. Направление: внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах). При некоторых школах существуют краеведческие музеи. Например, замечательный музей в Рагоженской школе. Н.А. Алёшин много сил затратил на сбор материалов для музея и, по сути, является его хранителем. хороший музей Заикина в В-Талызине. Хороший был музей при Красноостровской школе.

Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания). Нам, к сожалению, это не всегда доступно. Но, всё таки, организуются всевозможные экскурсии. Для нас, например, поездка в Сеченовский краеведческий музей, уже экскурсия. Побывали мы почти во всех школьных музеях. Совершили экскурсию по Сеченову при поддержке Кошкиной. Ездили в Медяны, где собран очень хороший материал не только по истории нижегородских татар, но и по истории нашего края в целом. Три года назад я была начальником лагеря и, конечно, воспользовалась этим обстоятельством для организации экскурсий с целью изучения родного края ( в общей сложности, было тогда проведено 7 экскурсий).

Большой вклад в изучение родного края, на мой взгляд, принадлежит конференциям по краеведению, проводимым в нашем районе.

Дети учатся быть исследователями;

Учатся собирать материал и анализировать его;

Учатся обосновывать свою точку зрения и публично отстаивать её;

Приобретают навыки написания работ и публичного выступления.

На мой взгляд, это само по себе уже очень важно. Кроме того, мы получаем прекрасный материал для уроков краеведения.

У каждого учителя свои методы и приёмы в изучении родного края. Кто-то занимается исследовательской деятельностью. Изучает историю своего села, народных промыслов, легенд, без которых нет истории – всё перечисленное носит перспективный характер. Обычно, сбор информации происходит на протяжении нескольких лет. Необходимо всё перепроверять. Процесс длительный.

Другие работают над кратковременными проектами. Третьи, собирают материал для музеев. Этот процесс затягивается на всю жизнь. Но все делают большую работу в деле изучения истории родного края, без которой нет истории Родины.

Сейчас мы с учениками работаем над следующими проектами по краеведению: 1. История моего села (сбор материала о Левашовке) – проект рассчитан на перспективу;

2. Легенды моего края (декабрист Ивашёв П.. (история одного памятника) с. Бахаревке;

3. История народных промыслов – валяние валенок в с. Красном;

4. Мечети с. Красный остров;

5. Родники нашего края – совместный проект (краеведение + география);

6. Первая мировая война в истории нашей области;

7. Постоянно работаем над составлением родословных;


Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.

Описание разработки

На сегодняшний день, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся. Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости" не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств. [1, 17].

Роль краеведения в формировании географической культуры обучающихся (доклад)

В ходе краеведческой деятельности обучающийся:

· получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;

· осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

· получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;

· чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

· приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;

· приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

· у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.

Краеведческая деятельность поможет понять подрастающему поколению, что будущее Казахстана в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.

Школьное краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению географии своего края.

Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству, - именно такими положениями руководствуются в школах, организуя краеведческую деятельность учащихся. В основе программы действий – краеведение. Учащиеся школ округа получают эффективное средство связи обучения с внеклассной деятельностью, с жизнью, наукой, творчеством. [2, 5].
Полную информацию смотрите в файле.

Читайте также: