Особенности монолога в научной сфере общения доклад

Обновлено: 17.05.2024

Монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представлят собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

7. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

Монологическая речь в русском языке рассматривается как активный вид речевой деятельности, который рассчитан на донесение информации до слушателей одним лицом. Это сложная форма высказывания, которая используется целенаправленно для воздействия на аудиторию и при этом является невербальным средством общения, в отличие от диалога. Структуру текста выстраивает выступающий человек, определяя необходимость использования языковых средств и композицию.

Монологическая речь в русском языке

Определение и характеристики

Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.

Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:

  • искусство и литература;
  • психология;
  • ораторские выступления на научных конференциях;
  • политические выступления;
  • передачи на телевидении и в радиоэфире.

Монологическая речь

Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).

Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.

Основными характеристиками монолога являются:

Говорящий предварительно готовит текст

Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.

Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.

Структурные компоненты и виды

Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.

В таблице видов монологов выделяют:

  • повествование — основано на классической структуре рассказа, то есть присутствует вступление, завязка, кульминация и завершение (строго соблюдается последовательность и логичность событий, фактов);
  • рассуждение — текст включает тезис, доказательство (одно или несколько), вывод;
  • исповедь — сочетание рассуждения и повествование в одном выступлении (выражение собственных гипотез и предположений по поводу происходящих событий, сделанных открытий и т. д. ).

Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.

Особый вид монолога — внутренний

Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.

В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.

В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.

Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.

Функции и критерии оценивания

Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:

Функция монологической речи

В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.

При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:

  • научить выражать завершенную, обоснованную мысль;
  • логически строить мысль и воплощать ее в речь;
  • говорить с достаточной паузой между словами и предложениями, без затягивания или ускорения.

Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.

Сущность монолога как длительного, односторонне направленного, связного высказывания одного человека. Определение общей и характерной особенности всех форм монологической речи. Основные его разновидности: описание, повествование, рассуждение; их отличия.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2014
Размер файла 25,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Особенности монологической речи

2. Способы изложения в монологе

3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Список использованных источников литературы

Монолог - важнейшая форма речи. Глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Устная монологическая речь лежит в основе древнейшей науки -- риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества.

Живое слово, выступление - это большой труд не только для говорящего, но и для слушателей, ибо трудность напряжения слушателей ничуть не меньше, чем напряжение выступающего. Сложность выступления определяется не только содержанием; она зависит и от того, каким выступление будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками "питается" эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность. Монологическая речь требует специального обучения и к ней предъявляется масса требований. Иногда, для того чтобы научиться выступать, не хватает среднего и даже высшего образования. Речевое общение - это дар, который дается человеку природой и обществом, и искусство, которому надо учиться, а хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков.

Цель данного реферата заключается в глубоком изучении сущности и важности монологической речи.

Достижение цели будет осуществляться путем последовательного решения следующих задач:

выделить основные виды и способы изложения монологической речи;

определить главные составляющие монолога.

1. Особенности монологической речи

Монолог - это длительное, односторонне направленное, связное высказывание одного человека и не рассчитанное на мгновенную словесную реакцию слушателей. Монологическая речь является более сложным видом устной речи и обладает массой преимуществ, в плане традиционности, в выборе языковых средств, для передачи содержания, и в своем построении.

В практике общения людей монологическая речь занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях.

Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей. Поскольку поддерживающей речи собеседника нет, человек полностью строит фразы, говорит полно, развернуто, выразительно, так, чтобы было понятно всем, кто его слушает. Речь должна быть грамотной, красивой, не монотонной, в определенной степени сопровождаться выразительными движениями и др., хотя мимика и жесты в монологе играют незначительную роль.

Особенности монологической речи заключаются в том, что речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Если доклад или лекция требуют длительной подготовки, то выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут.

Тематика монологов намного шире и богаче, в отличие, например, от диалога. В монологе больше сложных предложений, простых осложненных, а неполные предложения почти отсутствуют. Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий и соответствует литературной норме.

В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания. Поддерживать контакт со слушателями и сосредоточивать их внимание помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: обратите внимание на это; запомните данное определение и т.п.).

Важную функцию в устном монологе выполняет интонация, с ее помощью передается весь внутренний смысл высказывания и выражается отношение выступающего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Поэтому интонация монолога должна соответствовать выражаемым мыслям и чувствам. Элементы интонации - темп, тембр, паузы, логическое ударение - следует выбирать в зависимости от темы монолога, целей и задач, которые ставит перед собой выступающий.

Монолог - это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами. Значит, для овладения монологической речью одного знания грамматики недостаточно, необходимо еще иметь знания о тех предметах и явлениях действительности, о которых собираешься говорить, и иметь огромный запас слов, называющих эти предметы и явления, а также усвоить средства выразительности (языковые и дополнительные - интонацию, мимику, жесты). В связи с этим процесс развития и устной, и письменной формы монологической речи связан с выработкой и постоянным совершенствованием комплекса умений и навыков:

умения осмыслить тему, определить ее границы;

умения выразить основную мысль высказывания;

умения собрать необходимый материал;

умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности;

умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения;

умения исправлять, насыщать содержание.

2. Способы изложения в монологе

монолог речь повествование

Выделяются три основных вида монологической речи:

Повествование - это воспроизведение в речи различного рода событий, связанных между собой. Последовательность изложения в повествовании определяется порядком развития событий, о которых идет речь. Так как события всегда связаны с действиями, то в повествовании используются различные глаголы, а также большое количество имен существительных, называющих действующих лиц или предметы.

Описание - это словесное изображение предмета, лица, явления, процесса, местности. Описывая кого-нибудь или что-нибудь, мы перечисляем присущие им признаки или свойства. Поэтому в описаниях много имен прилагательных, причастий. При описании человека, предмета или явления перечисляются не все его признаки, а лишь основные, существенные, с помощью которых можно отличить данный предмет от других предметов.

Особенно важно перечисление всех существенных признаков для научного описания предметов и явлений. Научное описание должно быть точным, достоверным, объективным. Поэтому здесь не используются изобразительно-выразительные средства, а также не выражается отношение говорящего, его чувства.

В художественных произведениях описание образное, эмоциональное, яркое. Эти качества создаются использованием изобразительно-выразительных средств.

Описание можно построить по-разному. В одном случае целесообразно начать с общего впечатления от предмета, затем назвать его отдельные признаки и в заключение выразить свое отношение к описанному. В другом случае можно начать с перечисления признаков, а закончить общим впечатлением, возникшим в результате обобщения отдельных признаков. В любом случае описание должно быть систематизированной характеристикой особенностей - признаков предмета речи.

Рассуждение - это логическое развитие какого-либо утверждения. В рассуждении выделяются следующие три части:

Основной частью рассуждения являются доказательства, либо цепочка доказательств. При помощи доказательств говорящий (пишущий) развивает какое-либо общее положение - утверждение, являющееся началом рассуждения. Поэтому, чтобы научиться рассуждать, необходимо научиться доказывать, обосновывать выдвинутое в начале утверждение, объяснять причины явлений, группировать факты, сравнивая и сопоставляя их. Суждения по поводу выдвинутого утверждения должны располагаться одно за другим, в строгой логической последовательности, чтобы из мысли предшествующей необходимо вытекала последующая мысль, а в результате получался бы вывод - ответ на поставленный вопрос. Очень важно научиться подбирать материал, который служил бы убедительным доказательством именно данного утверждения.

Для доказательства следует использовать только неопровержимые факты, бесспорные истины, а также высказывания видных ученых и других авторитетных лиц. В рассуждениях могут быть использованы элементы описания. Таким образом, рассуждение - самый сложный способ изложения.

Рассмотренные способы изложения используются в речевой практике, как правило, не изолированно друг от друга. В пределах одного монолога способы изложения могут меняться в зависимости от развития темы, но один из способов будет преобладающим.

3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Формулировка темы может быть в виде вопроса, но чаще бывает не в вопросной форме. Ответить на поставленный темой вопрос - значит выразить основную мысль всего высказывания. Выражение основной мысли высказывания формируется постепенно, в процессе разработки темы.

Работа над темой состоит из двух этапов:

Завершающий этап подготовки устного выступления включает в себя:

- окончательный отбор языковых средств;

- определение необходимых элементов интонации: выбрать общий тон, соответствующий основной мысли высказывания, продумать, как расставить логические ударения, какие части высказывания разделить паузами и какова должна быть длительность каждой паузы;

- определить темп выступления в целом и отдельных его частей.

В заключение можно записать будущее выступление, а затем воспроизвести его. При этом не следует читать написанное с листа или наизусть. Надо проговорить, то есть передать содержание средствами живой, устной речи с присущими ей особенностями, предполагающей непосредственный контакт со слушателями и рассчитанной на слуховое восприятие содержания. Даже в тех случаях, когда устный монолог подготовлен заранее и записан, то в момент произнесения непосредственное общение со слушателями будет влиять на речь рассказчика: появятся слова и сочетания, которых не было, а также повторы, свободнее станет порядок слов в предложении, увеличится количество вводных слов, появятся формы непосредственного обращения к слушателям.

Во время монолога очень важно научиться контролировать себя, видеть и чувствовать реакцию слушателей (понятно ли им, интересно ли слушать), а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения: повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией, может быть, более медленным темпом. При этом моменты продумывания и произнесения почти совпадают. Такое свободное владение устной монологической речью вырабатывается путем систематических упражнений, выработкой комплекса конкретных умений и навыков.

Устный рассказ, повествование - это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит какое-то событие, случай из жизни. Особенность устных рассказов в том, что они "создаются" при условии непосредственного контакта рассказчика со слушателем. Если случай, о котором повествуется, произошел с самим автором, то рассказ ведется от первого лица. Устные рассказы эмоциональны, а желание рассказать о том, что поразило наше воображение, всегда бывает вызвано переполняющими эмоциями. Передать эти чувства, выразить свое отношение к пережитому, увиденному, услышанному средствами звучащей речи - в этом основная задача рассказчика. Устный рассказ - жанр разговорного стиля. Поэтому в устном повествовании употребляется много разговорной лексики, частиц, междометий, не очень строгий порядок слов, есть повторы, отмечается разговорный стиль произношения некоторых слов (особенно в речи героев). Устный рассказ будет ярким, живым только в том случае, если автор умело использует в повествовании кроме элементов разговорного стиля средства устной речи: тембр (тон) для выражения своего отношения, изменением темпа речи подчеркивает детали содержания, а в необходимых случаях усиливает впечатление при помощи мимики и жеста. Рассказ об услышанном происшествии может передаваться и от третьего лица, сведения о котором следует дать во введении к рассказу.

Доклад - это обстоятельное изложение какой-либо проблемы, призванное дать широкое представление о поднятом круге вопросов, осветить историю и перспективы данной проблемы. Подготовка доклада - сложный и длительный процесс, включающий элементы научного исследования.

Отчет - вид устного монолога официально-делового стиля. Выступление с отчетом - это обобщение результатов проделанной работы, выполненного поручения или подведение итогов о расходовании денег, полученных для определенных целей (например, на покупку оборудования, материалов и т.п.). Тема отчета всегда известна заранее. Задача выступающего состоит в том, чтобы представить известный ему материал в обобщенном виде, не перегрузить отчет подробностями, но ясно показать, что достигнуто, что не выполнено и по каким причинам, убедить слушающих в целесообразности проделанной работы или использования доверенных средств, а в заключение сформулировать предложения или практические выводы. Языковая форма отчета должна соответствовать его деловому характеру: излагать содержание надо по возможности кратко, четко, но полно и в строгой последовательности.

Информация - монологическая разновидность официально-делового стиля. Это небольшое по объему устное изложение фактического материала из жизни училища, школы или на общественно-политическую тему. Языковую основу информации составляют средства официально-делового стиля, но в зависимости от темы могут вводиться элементы научного и публицистического стиля. Способ изложения зависит от характера сведений, это может быть повествование или описание.

Выступление на собрании - устный монолог публицистического стиля. Цель выступления состоит в том, чтобы не только сообщить определенные факты и дать им собственную оценку, но и убедить, оказать влияние на слушателей и побудить их к желаемым действиям. Основная задача выступающего - привлечь внимание к сообщаемым фактам, довести до слушателей свою точку зрения на сообщаемое и убедить их в целесообразности и справедливости сделанных выводов и предложений.

Достичь этого можно, если выступление будет небольшим, ярким, убеждающим. Поэтому большая часть языковых средств - слов и синтаксических конструкций - это элементы со значением оценки, побуждения, обращения.

Сочетание важного для слушателей фактического материала и выразительной формы его преподнесения - необходимое условие действенности выступления. Привлечь внимание к выступлению поможет интересное начало, а четко сформулированные выводы и предложения запомнятся слушателям. Общий темп выступления, как правило, небыстрый, спокойный, выделяющие паузы выразительные, но не длительные, помогают слушателям усвоить главное.

Выступления различаются по степени подготовленности. Обычно, тема собрания известна задолго до его проведения, и в этих случаях есть время на тщательное обдумывание всех деталей будущего выступления. В ходе подготовки к выступлению составляются рабочие материалы и краткий план.

Подводя итог анализу материала можно сделать следующие обобщения, что монолог является важнейшей частью речи и определяется как развернутое высказывание одного лица, не рассчитанное на ответную реакцию собеседника. У монологической речи три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Все они зависят от цели высказывания.

Монолог характеризуется относительной протяженностью, содержанием различных по объему частей текста, и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания. Также монолог может быть неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи.

Монологическая речь сложнее других устных речей по своему содержанию, так как тематика монологов намного шире и богаче, по языковому оформлению и по подготовке.

Монологическая речь предъявляет к себе массу умений и навыков, таких как: умение осмысливания темы и определение ее границ; умение выражение основной мысли высказывания; умение сбора необходимого материала, его группировка и расположение в определенной последовательности; умение отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения; умение улучшать содержание написанного.

Живой голос человека по самой своей природе - могучее средство воздействия одного человека на другого. Любой лектор, оратор - это всегда творец, причем особенность его творчества в том, что он творит в присутствии слушателей, при их непосредственном воздействии на говорящего. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Не случайно свободное владение формами монологической речи называют искусством.

Список использованных источников литературы

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. - 384 с .

2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. -

3. Москва: 1990. -335 с.

4. Михайличенко, Н.А. Риторика/ Н.А. Михайличенко.- Москва: 1994. - 234 с.

В данном параграфе попытаемся обосновать прин­ципиальную значимость монолога как одного из типов речи, оформляющих различные по своей природе сферы коммуникации.

Вместе с тем признание за монологизмом лишь условной зна­чимости с точки зрения коммуникативной природы языка - с определенной точки зрения может оказаться значительным ограничением, не позволяющим раскрыть ряд аспектов сущности речевой деятельности.

Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности:

- монолог есть продукт индивидуального построения;

- он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;

- монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;

- отличительная черта монолога – его непрерывность;

- монологическая речь характеризуется относительной развернутостью;

- меньшей зависимостью от собеседника.

Отличительными признаками монолога – текста(по Л.М. Майдановой) являются:

1) Целостность.

Она создается наличием авторского замысла. Смысловое единство текста, то есть его целостность выявляется путем вычленения его основной мысли.

Изображение смысловой структуры монолога (по В.Д. Тункелю и Т.М. Дридзе), продиктовало следующее:

2. Элементы общего содержания:

а) основные элементы:

- основной констатирующий тезис;

- разъяснение основного тезиса;

- аналитическая оценка ситуации;

б) второстепенные элементы:

- иллюстрации к тезисам;

При этом основной тезис развивает главную мысль, разъясняющий тезис развивает основной тезис, аналитическая оценка раскрывает значение или следствие ситуации, рассмотренной в монологе. Фон подводит к теме и часто заканчивается прямой формулировкой задачи выступления.

Итак, исходя из данной схемы, можно сказать, что в смысловой структуре монолога реализуется авторский замысел. В текстах творческого характера замысел понимается как:

1) требующая реализации в знаковой, удобной для передачи форме научная идея;

2) идеальная художественная модель (С.Х. Раппопорт), художественная концепция мира (М.Я. Поляков);

3) журналистская гипотеза (В.М. Горохов), возникающая в результате творческого акта.

Подчиненность всех компонентов монолога авторскому замыслу создает, таким образом, особое его качество –целостность.

Л.М. Майданова доработала предложенную Т. М. Дридзе схему и представила ее следующим образом:

- главная мысль (предмет речи + основной признак, ему приписываемый);

- общее содержание текста (см. таблицу 1):

Основные элементы Второстепенные элементы (не входящие в логическую схему, но помогающие понять роль событийных и описательных элементов)
1. Констатирующий тезис (предикат главной мысли, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 1. Иллюстрации
2. Развивающий тезис (предикат предшествующего тезиса, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 2. Фон к цели выступления
3. Аналитическая оценка ситуации (ситуация, отраженная в констатирующем тезисе, + следствие из нее или признак, отражающий ее значение)

При таком подходе в монологе выделяются система тезисов и комплекс иллюстрацийк этим тезисам.Систему тезисов называют логической схемой текста.

Целостность текста зависит от наличия логической схемы. Например, Л.М. Майданова выделяет несколько типов логических схем:

3) логическая схема обобщающего типа, основная мысль при этом отражает какую-то закономерность, тезисы объясняют ее, а событийные и описательные элементы текста иллюстрируют. Таким образом, передается информация о новых предметах, событиях и проблемах, проявляющихся в обществе.

Разные газетные жанры и разные виды одного жанра выбирают и разрабатывают эти схемыпо-своему:

- заметка обращается к логическим схемам первых двух типов и дает минимальное развитие основной мысли, избегая тезисов с причинным значением и хроникальные заметки;

- репортаж использует событийную схему, по-особому передавая событие и в аналитической разновидности обращаясь к тезисам с причинным и следственным значениями;

- то же без репортажной разработки события можно сказать о корреспонденции;

- очерки, статьи, фельетоны могут иметь любую логическую схему.

2) Связность.

Связность проявляется в смысловой зависимости последующего предложения от предыдущего, для чего в языке выработались и формальные средства межфразовой связи (чистый и синонимический повтор, анафорические и катафорические местоимения).

Во-первых, текст членится на логические единства - группы предложений, образующие функционально - смысловые отрезки монолога, такие, как повествование, описание, рассуждение.

Во-вторых, текст членится на части более мелкие, чем предложение, но возникающие именно в тексте.

Попробуем представить себе это на примере следующего связного текста:

Котята или щенки охотнее играют с детьми, чем со взрослыми. Но ягненку было пока не до игры. Его крохотные черненькие копытца скользили по полу, а в ногах не было никакой силенки. Ведь он как народился, не выпил еще ни грамма молока – откуда же взяться силенкам?

Приведенный текст, безусловно, можно охарактеризовать, как связный. Он начинается со сверхфразового единства (первые три предложения) и продолжается линейно-синтаксической связью предложений. Сверхфразовое единство- образец внутренней связности речи, характеризующейся одномодальностью высказывания (например:

Моя мать налила на чайное блюдце тёпленького молочка, окунула свой весь в коричневых трещинах палец и хотела, чтобы ягнёнок с её пальца начал пить молоко. Но палец ягнёнку не нравился. Чёрные шёлковые ворсинки на его рыльце измочились в молоке, а в рот не попало ни капли).

Линейно-синтаксическая связь предложений - пример внешней связности речи, создающейся за счет употребления предложений различной модальности. В понятие различной модальности включается отнесенность к различным типам речи: описанию, повествованию, рассуждению (например:

Ленточка была на месте, не было самого только Бишки. И то, что его никогда не будет, не могло уместиться в моём маленьком сознаньице. Потом я откуда ни возьмись представил, как ему отрезали голову, и покатился по полу в безутешных слезах).

Более подробно рассмотрим следующий пример:

Своеобразные ласки Бишки не досаждали мне в первое время. Но вот у него на лбу появились вроде бы два ореха. Потом орехи эти заострились, вытянулись, немного загнулись назад и вскоре превратились в крепкие изящные рожки.

Во-первых, оно включает в свой состав три предложения, первое из которых является самостоятельным. Второе предложение зависимо от первого и присоединяется к нему на основе местоименной замены (Но вот у него на лбу…). Третье предложение скрепляется со вторым с помощью повтора существительных (…два ореха. Потом орехи…). Цепочку предложений можно продолжить.

Во-вторых, в данном микровысказывании можно легко определить один тип модальности – это повествование.

Сверхфразовое единство обладает рядом структурных особенностей.

Подвергая качественному анализу связный текст, необходимо определить степень его спаянности. Показателем четкости границ, а тем самым спаянности текста является начало предложения.

Исследования групп предложений показывают, что сверхфразовое единство (или его еще можно назвать – микромонологическое высказывание, или просто микромонолог) может быть определено как группа предложений, первое из которых автосемантично, самостоятельно, а последующие синсемантичны, несамостоятельны. Показателями синсемантичности предложения являются обратный порядок слов, неполнота предложения, сочинительные союзы, указывающие на связь предложений, указательные местоимения, местоимения третьего лица. Критерием же структурной самостоятельности предложения является возможность исключения его из контекста. Количество предложений в сверхфразовом единстве в микромонологе колеблется, как правило, в пределах от трех до шести-семи. Но главное, что находящиеся в указанных пределах предложения должны относиться к одному типу речи (описанию, повествованию, рассуждению), и поэтому рядом стоящие предложения разной модальности единства не образуют.

Чтобы овладеть навыками свободного монологического высказывания на определенную тему, необходимо овладеть умениями создавать речевое произведение, то есть микромонологи: повествование, описание, рассуждение.Приведем примеры указанных текстов из газет:

Гост

ГОСТ

Монолог и диалог как формы коммуникации

Известно, что общение протекает в двух основных формах – монологической и диалогической. Их сравнение позволяет установить черты сходства и различия между данными формами, а также выявить специфику каждой из них.

Диалог является исторически первичной формой коммуникации. По-видимому, его возникновение относится к наиболее ранним формам речевого взаимодействия между людьми. Первоначально диалог сопровождал не только бытовое общение, но и способствовал организации совместной трудовой деятельности, а также помогал в передаче опыта и традиций между поколениями.

Со временем функция диалога расширилась, что связано с появлением новых сфер общественной жизни и усложнением коммуникации в целом. В наше время диалог является универсальным инструментом обмена информацией как в живом, непосредственном общении, так и в культурном плане. Недаром культура в понимании известного русского философа М.М. Бахтина представляет собой пространства диалога, являясь средой взаимодействия сознаний, мировоззрений, индивидуальностей.

В лингвистике диалог понимается как форма коммуникативного взаимодействия, речевое высказывание, зафиксированное в устной или письменной форме и состоящее из последовательности реплик его участников.

Бытует мнение, что диалог в основном характерен для разговорно-бытовой коммуникации, однако он реализуется во всех функциональных стилях, в каждой из которых имеет свои языковые особенности. Так, в научном стиле диалог используется для организации дискуссии, в публицистическом – во время проведения дебатов, в официально-деловом – в ходе пресс-конференций, совещаний, деловых переговоров.

Преимущества диалога как формы речевого взаимодействия заключаются в следующем:

  1. Наличие почти мгновенной обратной связи и возможности отслеживать реакцию собеседника.
  2. Свободная структура, предоставляющая каждому участнику право свободно излагать свои мысли.
  3. Возможность корректировки содержания высказывания, если собеседник его не до конца понял.
  4. Приращение смысла за счёт обмена информацией, мыслями, идеями.

Готовые работы на аналогичную тему

Монолог – это вторичная по отношению к диалогу форма взаимодействия, представляющая собой речевое произведение, структура которого предполагает последовательное изложение какой-либо темы без расчёта на ответные реплики собеседника.

Монолог возникает тогда, когда появляются формы общественной практики, требующие последовательного развёртывания мыслей: например, политика, судебная система, образование, искусство.

Хотя монолог по форме и строению исключает чередование реплик собеседник, он создаётся с ориентацией на адресата, поэтому любой монологической текст по своей природе диалогичен. Он существует в поле культурных смыслов, во взаимодействии с мировоззрением и идеологией своего времени.

Монолог также имеет положительные стороны:

Особенности построения и употребления монолога и диалога

Структура диалога включает как речевые, так и неречевые компоненты. К последним относятся:

  1. Коммуникативная ситуация – обстановка, в которой реализуется общение, а также её характеристики.
  2. Состав коммуникантов, их статус и выполняемые роли.
  3. Канал связи – способ передачи информации и наличие непосредственного или технически опосредованного контакта между собеседниками.

К речевым аспектам диалога относятся:

  1. Тема общения, определяющая его содержание и цели.
  2. Функциональная разновидность языка, используемого для общения.
  3. Отбор языкового материала и способы его структурирования.
  4. Реализация требований культуры речевого общения, соблюдение этических компонентов коммуникации.

Правила ведения диалога в любой ситуации общения базируются на следующих принципах:

  1. Уважительное отношение к собеседнику.
  2. Недопустимость стратегий и тактик, направленных на унижение или обесценивание партнёра.
  3. Умение выслушать чужую точку зрения, аргументировать собственную, корректно и обоснованно отстаивать своё мнение, не ущемляя права и интересы оппонента.
  4. Соблюдение норм культуры речи, отказ от использования жаргонной лексики, грубо-просторечных слов, вульгаризмов и мата.
  5. Следование принятым в данном обществе этикетным правилам вежливого общения.

Общая структура монолога включает три части, среди которых выделяют вступление, в котором даётся общая информация о теме, основную часть, посвящённую её раскрытию, и заключение, подводящее итог сказанному.

Наиболее общие принципы построения монолога таковы:

  1. Соответствие выбранной теме.
  2. Логичность и последовательность речи.
  3. Фактическая точность, основанная на данных верифицированных источников.
  4. Соблюдение нормативного и коммуникативно-этического компонентов речевой культуры.

Являясь двумя основными формами речи, монолог и диалог востребованы в различных ситуациях и сферах общения и необходимы для успешной коммуникации.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24 12 2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: