Здоровьесберегающие технологии доклад на мо

Обновлено: 05.07.2024

Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В настоящее время, когда здоровье детей, согласно данным медицинских учреждений, составляет не более 10%, необходимость воспитания здоровых детей школьного возраста приобретает актуальную социальную значимость.

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, т.к. в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям.

Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. На сегодняшний день подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения..

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессов в учебно-воспитательном процессе. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания, позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. (я к своему стыду слышал про одну такую методику врача педагога новатора Базарного Владимира Филиповича.)

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

При работе с умственно-отсталыми детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания. Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

При работе с детьми стараться создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно – гигиенических требования такие как, проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, подгонка оборудования по росту ученика, работа только исправным настроенным и остро заточенным инструментом

На уроках трудового обучения проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки),в ведена система разминок для глаз. В дальнейшем для этого буду использовать схемы зрительных траекторий, расположенных на экране, а сейчас разминка проходит виде работы с карточками разных размеров( на одних дети видят рисунок маленьким на других большим). Эта смена карточек даёт разгрузку глазным мышцам. .Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем..
В мастерской столярного дела воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Мастерская регулярно проветривается. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное местное освещение на станках..
Преподавание предмета столярного дела позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Работа с древесиной требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены и безопасности труда .
Неправильно организованный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений в их физическом развитии и здоровье. (искривление позвоночника, нарушение осанки, травмам и т.д.)
Большое значение на уроках столярного дела имеет соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

. Человек должен овладеть искусством вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически.

На этом можно было бы закончить моё выступление, но хочется напомнить ещё раз о самом понятии ТЕХНОЛОГИЯ.

Так вот,конечно это должен быть научно обоснованный процесс где ученики разделены по группам согласно представлениям медиков под каждую группу своя педагогическая оздоровительная методика, а вот дело учителя органично вставлять её в свой урок и неукоснительно её выполнять.

Но это не значит что сейчас мы с вами должны сложить руки и ждать когда нам всё это принесут , да никогда, как и на все остальные технологии. Тут ответ один он очень удобный нет средств. Мы с вами будем работать как прежде обращая :

п остоянное внимание на осанку учащихся.(сюда может входить и правильная осанка за учебным столом, и правильная стойка при строгании и пилении, и установка верстака по росту учащихся.)

Проведение физминуток, учитывая, что наши ученики не страдаю скалиозом.

Системное чередование нагрузок и отдыха.( здесь можно использовать малинькие моменты отдыха добрая шутка, поговорка, остановка работы для правильного расположения инструментов на верстаке, обращение внимания к чертежу или технологической карте)

Соблюдение личной и общественной гигиены.( это мытьё рук после работы и посещение туалета, соблюдение бережного отношения к спец одежде и оборудованию мастерской, чистота на рабочем месте и в целом мастерской.)

Выполнение санитарно-гигиенических требований.(сюда можно отнести тепловой режим, освещение, проветривание и влажная уборка мастерской.)

Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье.( Рассказы , беседы и диспуты)

Отказ от авторитарных методов ведения урока.

Настрой учащихся на мативацию успеха.

Всё это в какой –то мере будет способствовать сбережению физического и психического здоровья учащихся, да и нашего с вами тоже.

Существует более 300 определений здоровья. В основу данного определения (ВОЗ) положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному. Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных-15-20%, социально-экономических, экологических -25%, деятельности системы здравоохранения-10-15%. Но особое место среди них занимает образ жизни человека-50-55%(по данным ВОЗ).

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. Одной из сторон данного процесса является формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека.

Технология образования предусматривает следующее:

1. разработка и обоснование цели, содержания образования и технологии достижения результата;

2. подбор педагогических технологий, основой которых являются государственный стандарт дошкольного образования;

3. использовать следующие принципы построения технологии :деятельную активность, индивидуализацию, партнерское взаимодействие, рефлексивность, свободу выбора и ответственность за него.

4. получение гарантированного результата.

Таким образом, современная педагогическая технология-это гарантированное достижение педагогического результата и в процессе образования, и в являющемся его частью процессе обучения.

Понятие педагогической технологии почти полностью перекрывается понятием методики обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.

Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей. В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий : -“не навреди!” -принцип сознательности и активности; -принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; -принцип всестороннего и гармонического развития личности; -принцип доступности и индивидуальности; -принцип систематичности и последовательности; -принцип системного чередования нагрузок и отдыха; -принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо :

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни : оздоровительная гимнастика; игры – релаксации; разные виды массажа; привитие детям гигиенических навыков; простейшие навыки оказания первой помощи; физкультминутки во время занятий; функциональная музыка; физкультурные занятия; массовые оздоровительные мероприятия; упражнения для глаз. Использование су-джок терапии, массажных шариков в сочетании с упражнениями по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста. В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей.

2. Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни; консультации; индивидуальные беседы; выступления на родительских собраниях; распространение буклетов; выставки; стенгазеты; проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом: проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций; проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение; посещение научно-практических конференций; работа с социумом.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.



Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

    — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климатна уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогиче­ского процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.

Содержимое разработки

Выполнил: учитель технологии

Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогиче­ского процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми. В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и го­ворят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений, регистрирующиеся у 50-60% (и более) школьников; резкий ска­чок увеличения патологических изменений нервной системы, органов чувств, пищеваритель­ной и сердечно-сосудистой систем, почек, мочевыводящих путей и опорно-двигательного аппарата. Цель образовательных здоровьесберегающих технологий - это, в первую очередь, обеспечение школьника возможностью за время обучения в школе сохранения здоровья, фор­мирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневности. Успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от учителя и направленности его деятельности (педаго­гической психологической грамотности).

Педагоги должны придерживаться следующих правил: - эмоциональные разрядки на уроке; - использовать физкультурные паузы на уроке; - освобождать, а не сковывать; - под­держивать, а не сдерживать; - распрямлять, не сгибать. Главной составной частью учебного процесса является урок. И на каждом уроке может появиться как интерес к предмету, но и смерти подобная скука. Потому на занятиях необходимо проводить паузы-динамики: упраж­нения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность. Также следует проводить производственную физзарядку, а на уроках физкультминутки. На уроке должны быть эмоцио­нальные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения, музыкальные минутки – все это на уроке создает психологиче­ский благоприятный климат.

Одна из остро стоящих проблем не только в школах, но и в целом в обществе, - это, разумеется, гиподинамия. Технический прогресс приводит к снижению двигательной функ­ции человека. Снижается не только время, отведенное активным упражнениям, но и часы, проведенные на свежем воздухе.

В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты Земля и здоровье челове­чества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе.

Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии – это условия, принципы, методы образова­тельного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Цель этих технологий – сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающая деятельность решает такие задачи:

Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.

Расширение возможностей учеников.

Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.

Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.

Укрепление и поддержание физического здоровья.

Обучение умениям и навыкам взаимодействия с окружающими.

Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.

В решении поставленных задач нужно придерживаться определенных принципов.

Принципы помогают выбрать правильное направление решения задач и подходя­щие методы для этого. Несоблюдение даже одного принципа вредит технологиям и снижает их эффект.

Согласно принципам учителя должны:

Не причинять вред.

Отдавать предпочтение эффективной заботе о здоровье учеников.

Понимать под здоровьем физическое, психическое и психологическое благополучие.

Использовать технологии непрерывно и с учетом преемственности.

Взаимодействовать с учениками как с субъектами.

Учитывать возрастные особенности учеников в процессе обучения.

Сочетать охрану здоровья и обучение здоровым привычкам.

Формировать ответственность за свое здоровье.

Научить действовать на перспективу.

Решение задач с соблюдением всех принципов требует создания специальной здоро­вьесберегающей среды в школе. Соответствующую среду на уроках создает учитель и окру­жающая обстановка.

Для создания среды, сохраняющей здоровье, необходимо:

Поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении.

Менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические пау­зы.

Менять виды деятельности учеников в течение урока.

Не допускать перегрузок на занятиях.

Анализировать уроки с валеологической точки зрения.

Положительный результат здоровьесберегающих технологий в школе зависит и от соблюдения следующих условий:

Выявление и учет показателей здоровья детей.

Правильная организация места и времени учебных занятий.

Применение приемлемых для учебного заведения здоровьесберегающих технологий.

Тесное взаимодействие родителей, учителей и администрации по вопросам сбереже­ния здоровья детей.

Благоприятные условия, поддержка со стороны родителей, искренняя заинтересо­ванность учителя в сохранении здоровья своих подопечных помогут достичь целей техноло­гий, сохраняющих здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий делятся на несколько групп.

Общие здоровьесберегающие технологии на уроках представляют собой:

Физкультминутки для тела и глаз.

Тематические вставки о здоровье на каждом предмете.

Отслеживание эмоционального настроя.

Походы классом, школой.

Смена деятельности 5-7 раз за урок.

Употребление слов и выражений, не унижающих ребенка, а помогающих поверить в себя.

Классные и родительские собрания по теме здоровья.

Признаками усталости ученика являются:

Ненужное перекладывание предметов;

Не восприятие вопроса;

Разговор с соседом;

Увеличение количества ошибок в ответах;

Частая смены позы.

На конкретных предметах используются определенные методы здоровьесбережения.

Я веду предмет технология и хотелось бы рассказать, как я применяю технологии здоровьесбережения.

Будут ли дети здоровы, очень много зависит от урока, от психологической и физиче­ской нагрузки на уроке. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – это главное, с каким настроением он начнется, огромная роль отводится первым сло­вам учителя. Мой урок всегда начинается доброжелательных слов:

Конечно, кроме психологического, словестного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок – первый или последний, он после обеда или после физкультуры, начало это недели или конец, когда дученики уже устали, разрешаю им немного расслабиться, привести себя в порядок. В эти моменты, хороша любая приятная информация, я им могу что-то рассказать, почитать, можно рассказать им что-то смешное, забавное, какие-то истории или случаи, которые отвлекут и расслабят учащихся.

Особое значение я отвожу физкультминуткам – традиционные упражнения, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости. Делаю все упражнения вместе с детьми, делаю это с удовольствием, энергично и личным примером повышаю значимость этих упражнений, в это время можно также посмеяться и пошутить, чтобы поднять настроение ребят. Хотя многие мои уроки про­ходят в движении, им приходится передвигаться по классу и при раскрое изделий, и при гла­жении, и при шитье на швейной машине, но физкультминутки делают учащихся более со­бранными и организованными. Очень сильно на уроках швейного дела напрягается зрение, поэтому для предотвращения зрительного утомления применяю упражнения для глаз, осо­бенно на уроках, где ученики работают с мелкими деталями, вышивают, работают с бисером, вяжут – это очень действенно и актуально. Упражнения воздействуют на психоэмоциональ­ную сферу и снижают зрительное утомление.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Роль учителя - сохранение здоро­вья учащихся. И я на каждом уроке стараюсь учить детей не только своему предмету, но и бе­режно, осознанно относиться к своему здоровью. Я рассказываю им о вредных факторах и привычках, которое губят их здоровье. Стараюсь, чтобы у каждого ученика выработалась устойчивая привычка, потребность в выполнении физических и психологических упражне­ний не только на уроке, но и в повседневной жизни.

На уроке необходимо создание психологического микроклимата, наличие эмоцио­нальных разрядок (шуток, загадок и т. д.), проведение физкультминуток и физпауз. Норма — на 15-20 минуте урока в течение 1 минуты проводить физпаузу из легких упражнений по 3-4 повторения, важно сопровождение спокойной музыкой (эмоциональный климат) и наличие у школьника желания выполнять упражнения.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупрежде­ния утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Выполняем упражнения на:

снятие общего утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

Вот некоторые из упражнений, которые мы выполняем на уроках технологии:

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиениче­ских и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятель­ности на физическую, более эмоциональную.

Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Критерии удачного урока:

отсутствие усталости у детей и учителя;

положительный эмоциональный настрой;

удовлетворение от сделанной работы;

желание продолжать работу.

Здоровье до того перевешивает все

остальные блага жизни, что поистине

здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр


-80%

Читайте также: