Доклад на тему библейская притча

Обновлено: 02.07.2024

Притчи Христовы ( Мф. XIII, 3–23 , Мк. IV, 2–11 , Лк. VIII, 4–18 и др.), т. е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы, или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание.

Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине, а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и, таким образом, посредством чувственного, земного сами разъяснили себе в возможных подробностях вышечувственное и небесное.

Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так, напр., первой притчей можно назвать притчу Иофама сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя ( Суд. IX, 7–20 ); затем – притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу ( II Цар. XII, 1–9 ), притча Иоаса, ц. израильского, обращенная к Амасии, ц. иудейскоку, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом.

Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своей простотой, естественностью и безыскуственностью. Видит, напр., Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большей частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:

2) О добром семени и о плевелах ( Мф. XIII, 24–30, 36–43 ).

5) О сокровище, скрытом на поле ( Мф. XIII, 44 ).

6) О купце, ищущем хорошего жемчуга ( Мф. XIII, 45, 46 ).

7) О неводе, закинутом в море ( Мф. XIII, 47–50 ).

8) О немилосердном должнике ( Мф. XVIII, 23–35 ).

9) О работниках в винограднике ( Мф. XX, 1–16 ).

12) О браке царского сына ( Мф. XXII, 1–14 ).

15) О семени, возрастающем в земле неприметным образом ( Мк. IV, 26–29 ).

17) О благодетельном самарянине ( Лк. X, 30–37 ).

18) О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга ( Лк. XI, 58 ).

19) О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле ( Лк. XII, 16–21 ).

20) О неплодной смоковнице в винограднике ( Лк. XIII, 6–9 ).

21) О званых на большой ужин ( Лк. XIV, 16–24 ).

23) О потерянной драхме ( Лк. XV, 8–10 ).

25) О неверном домоправителе ( Лк. XVI, 1–9 ).

26) О богатом и Лазаре ( Лк. XVI, 19–31 ).

27) О работнике, пришедшем с поля ( Лк. XVII, 7–10 ).

28) О неправедном судии ( Лк. XVIII, 1–8 ).

29) О фарисее и мытаре ( Лк. XVIII, 9–14 ).

31) О добром пастыре и наемнике ( Ин. X, 1–16 ).

Но кроме исчисленных нами притчей в Новом Завете встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как, напр., о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке ( Мф. VII, 24–27 , Лк. VI, 47–49 ), о ветхой одежде и о ветхих мехах ( Мф. IX, 16–17 ), о женихе и сынах брака ( Мф. IX, 15 ) и некоторые другие.

Наибольшей своей трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Библейские притчи являются очень важными для верующего человека. Особенно нужны они для подрастающего поколения, когда идет становление нравственности, отношений, ценностей и восприятия мира. Конечно, и взрослый человек может почерпнуть в них немало полезного для себя.

библейские притчи

Что же такое притчи и в чем их ценность?

Библейские притчи – это в некотором роде сказки и повествования, которые дают повод задуматься о жизни и своих поступках, несут в себе назидательный момент. В каждой из них есть зерно мудрости, которое потихоньку прорастает и дает свои положительные всходы. Постоянное чтение таких повествований оказывает комплексное воздействие на внутренний мир человека.

Ценность притчи из Библии в том, что она рассматривает человеческие отношения и поступки с точки зрения духовности, божественности. Другие подобные рассказы более человечны, в них нет того ореола таинственности, хотя они могут быть не менее древними и поучительными.

Для подрастающего поколения именно библейские притчи могут стать первым знакомством с верой, Богом, Христом. В дальнейшем это может помочь им в духовной жизни, научит строить свой путь так, как велит Господь, поступать по совести, думать о своей душе и дальнейшем ее путешествии.

Библейские притчи. Чему они учат?

Чему учат нас библейские притчи? Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. В результате всего этого осознания происходит становление положительных качеств, таких как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям. Приходит понимание того, что на все есть Божья воля.

Для взрослого человека притча может стать путеводной звездой в определенный момент жизни, а также знаком и ответом на вопрос. Помимо этого они достаточно просты, в них нет витиеватости, которая бывает понятной не всем. О мудрости же этих назидательных историй можно говорить действительно очень много.

библейские притчи для детей

Библейские притчи для детей

Если говорить о маленьких почитателях библейских историй, то следует отметить, что не все из них смогут постичь истину божественных писаний. И, конечно, им понадобится хорошее толкование и разъяснение прочтенного. Библейские притчи для детей обязательно нужно читать с родителями или воспитателями, которые доступно объяснят то, что малыш в силу своего возраста не смог понять.

Практически каждый ребенок, повзрослев, применяет в жизни то, что было передано ему с любовью в детстве. Поэтому не нужно силой заталкивать ему эти знания, дабы вовсе не отвратить его от Господа.

Следует попробовать разные тематики историй, посмотреть, какие больше понравятся. К примеру, есть группа притч о милосердии Бога к искренне раскаявшемуся человеку (о блудном сыне, о мытаре и фарисее и др.). Также есть несколько историй, повествующих о Царстве Божьем (о зерне горчичном, о плевелах и др.).

библейские притчи с толкованием

Библейская притча о девах мудрых и неразумных

Если рассматривать некоторые библейские притчи, то среди них можно выделить несколько наиболее поучительных. К примеру, ту, которая повествует о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных. Смысл этой притчи заключается в том, что следует быть бдительным постоянно, так как неизвестно, когда придет последнее испытание (смерть или Страшный Суд).

Эта символичная история изображала свадебный обряд, который был в то время у евреев. Такой ритуал происходил ночью, когда было темно и требовался искусственный свет. Жених мог прийти за невестой в любое время, а она должна была его ждать с подругами. Поэтому девушки запасались маслом, если вдруг придется долго ждать.

В христианстве брачный пир всегда символизировал Царство Божье, а жених и есть Господь, с которым соединяются после смерти. Назидание притчи в том, что каждый миг в своей жизни нужно проживать осознанно, знать, что каждое действие будет оценено на Божьем суде. Помнить, что когда придет жених и затворится чертог (наступит смерть), то изменить уже будет ничего нельзя.

Конечно, для ребенка необходимы такие библейские притчи с толкованием взрослого и знающего человека. Также постепенно следует говорить о глубоком духовном смысле этой истории, о построении своей жизни в Боге.

чему учат нас библейские притчи

Притча о блудном сыне

Это, пожалуй, самая известная и поучающая из всех библейских притч. Истинно раскаявшийся грешник может надеяться на милость быть прощенным, даже после совершения плохих деяний.

Библейские притчи о блудном сыне – это классический пример возвращения на путь духовности человека, который потерялся в распутной и бессмысленной жизни. Это также и пример поведения современной молодежи, которая не знает пути истинного, а ищет свободу, уходя из родительского дома и от своих корней. В результате всего этого появляется все больше молодых людей, которые не интересуются своим прошлым, и будущее их также не волнует. Все это сказывается на общем развитии, как одного конкретного человека, так и общества в целом.

Блудный сын из притчи – это и есть практически каждый из нас, оторванный от Бога, от его защиты, промотавший свое состояние не только физически, но и духовно.

Однако Бог не только карает, но и одаривает милостями. Как отец, простивший своего раскаявшегося сына, так Господь ведет себя по отношению к грешникам. Каждый может возвратиться на путь к Богу. Именно эта притча позволяет надеяться на более осмысленную и полную жизнь.

библейские притчи о блудном сыне

Притчи о горчичном зерне

Эта притча упоминается в трех Евангелиях, что говорит о ее несомненной важности. Конечно, написание немного разнится, однако общий смысл сохраняется.

Сама история не слишком велика, но смысл ее огромен и очень важен. Горчичное семя – это вера человека, которая взращивается в его сердце благодаря разговору с Господом, молитве и другим достойным деяниям. Сначала зерно мало, но после определенных действий и нахождения в благодатной почве оно произрастает в большое дерево.

Некоторые мудрецы сравнивают такое семя с Христом, который также был обычным человеком, но его вера была настолько велика, что он смог отдать великую жертву ради нас, обычных людей. И сейчас к нему приходят страждущие душой и находят утешение.

Мультфильмы на библейскую тему

Для маленьких деток, которые предпочитают смотреть, а не читать библейские притчи, мультфильмы будут выходом из положения. Конечно, даже их нужно смотреть со взрослыми, чтобы можно было растолковать трудные моменты. Возможно, если в непонятных местах будет обращение к печатаному источнику, то ребенок захочет его прочесть, так как мультфильм может несколько отличаться от оригинала.

Сейчас практически все притчи транслируются по телевидению в виде мультфильмов. Тут уже каждый родитель должен выбрать подходящий, который больше приближен к оригиналу и содержит поучительные моменты.

библейские притчи мультфильм

Конечно, некоторые могут и не согласиться с пользой мультика, но все же стоит принимать во внимание нынешнее подрастающее поколение. Не всегда можно исключить просмотр телевизора или компьютера, поэтому лучше подобрать с малых лет более подходящую телевизионную программу для вашего малыша.

Притча как иносказательная форма обращения к слушателям. Деление притч Евангелия в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. Притчи Христовы — образные наставления о Спасении и Царстве Божьем как основы Евангельского учения.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.02.2014
Размер файла 21,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Беларусь

УО "Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина"

Притчи Нового Завета как иллюстрация основных положений христианского учения

студент 2 курса, 1 группы,

Степанова Евгения Александровича

Господь Иисус Христос нередко учил в форме иносказательных рассказов, притч, беря примеры из природы и современной жизни. Хотя притчами пользовались иногда и ветхозаветные пророки, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.

Спаситель прибегал к притчам по нескольким причинам. Во-первых, Он учил глубоким духовным истинам, постичь которые было нелегко Его слушателям -- людям, главным образом, лишенных всякого образования. Конкретный же и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться ими на многие годы, и, размышляя о нем, человек имел возможность постепенно постичь скрытую в притче мудрость. Во-вторых, люди, не вполне понимающие прямо выраженного учения Спасителя, могли со временем начать пересказывать и перетолковывать его в искаженном виде. Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования. В-третьих, притчи обладают большой нравоучительной широтой, которая дает возможность применять Божественные законные только к частной, но и к общественной жизни и даже к историческим процессам.

Христовы притчи замечательны, что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили своей свежести, своей наглядности и чарующей красоты. Они являются ярким примером тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренними процессами в человеке и их проявлением в жизни.

В Евангелиях мы находим более тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия среди духовно одичавших людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь говорит о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и далее излагает конкретные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом. Здесь Господь предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих еврейский народ за его неверие, говорит еще о Своем Втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.

В первой группе притч Господь Иисус Христос излагает Свое учение о распространении среди людей Царства Божия или Царства Небесного. Под этими именами следует понимать Церковь Христову, которая вначале состояла из небольшой группы учеников Христовых, а после сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы, стала распространяться по всему миру. По своей духовной сущности, по своему заданию, Церковь Христова, в противоположность ветхозаветной религии, к которой принадлежали только евреи, не ограничена какой-либо территорией, народностью, культурой, языком, или другими внешними признаками. Она стремится всех людей привлечь к спасению. Ради Своего Единородного Сына, Бог жалеет и милует любого человека, всем подавая, в меру их искренности и усердия, свою всесильную благодать, а с нею -- духовное просветление и несказанную радость.

Люди, ставшие членами Церкви Христовой, в Евангелии именуются "сынами Царства", в противоположность "сынам лукавого" -- неверующим и упорствующим грешникам. Об условиях распространения и укрепления Царства Божия в людях говорят притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о закваске и о сокровище, скрытом в поле.

Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по-разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления. Эта притча так записана Евангелистом Матфеем:

"Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было влаги, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Имеющий уши, да слышит!" (Мт.13:1-23).

В этой притче, дороге уподобляются люди, нравственно огрубевшие. Слово Божие не может проникнуть в их сердца: оно как бы падает на поверхность их сознания и быстро изглаживается из их памяти, нисколько не заинтересовав их и не вызвав в них никаких духовных возвышенных чувств. Каменистой почве уподобляются люди непостоянные в своем настроении, у которых добрые порывы так же неглубоки, как тонкий слой земли, покрывающий поверхность скалы. Такие люди, если и заинтересуются в какой-то момент своей жизни Евангельской истиной, как интересной новинкой, то они все равно не способны ради нее жертвовать своими интересами, изменить привычный образ жизни, начать неуклонную борьбу со своими дурными наклонностями. При первых же испытаниях такие люди падают духом и соблазняются. Говоря о тернистой почве, Христос имеет в виду людей, обремененных житейскими заботами, людей, стремящихся к наживе, любящих удовольствия. Житейская суета, погоня за призрачными благами, как сорная трава, заглушает в них все доброе и святое. И наконец, люди с чутким к добру сердцем, готовые изменить свою жизнь, согласно учению Христову уподоблены плодородной земле. Они, услышав слово Божье, твердо решают следовать ему и приносят плод добрых дел, кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат, каждый -- в зависимости от своих сил и усердия.

Многие Евангельские притчи, слышанные нами еще в детстве, мы хорошо помним, несмотря на то, что прошло много лет. Это происходит потому, что они являют собой живые и яркие рассказы. Для того Господь Иисус Христос и облекал некоторые религиозные истины в форму притч-рассказов, чтобы эти истины люди могли легко запомнить и удержать в своем сознании. Достаточно упомянуть одно название притчи, и сразу в сознании возникает яркий евангельский образ. Конечно, часто на этом евангельском образе все и заканчивается, ибо многое в христианстве мы хорошо понимаем, но далеко не все исполняем. Христианину необходимо сделать волевое усилие, чтобы почувствовать жизненное значение истины, необходимость следовать ей. Тогда эта истина засветится для нас новым, согревающим светом.

После сравнительно длительного перерыва и за несколько месяцев до Своих крестных страданий, Господь Иисус Христос поведал нам Свои новые притчи. Эти притчи условно образуют вторую группу. В этих притчах Господь раскрыл людям бесконечное милосердие Божие, направленное на спасение грешных людей, а также дал ряд наглядных поучений о том, как мы, следуя Богу, должны любить друг друга. Начнем обзор этой второй части с обсуждения трех притч: о заблудшей овце, о блудном сыне и о мытаре и фарисее, в которых изображается милосердие Божие к кающимся людям. Рассматривать эти притчи надо в связи с великой трагедией, порожденной первородным грехом и выразившейся в болезнях, страданиях и смерти.
Грех осквернил и исковеркал многие стороны человеческой жизни с самых древних, незапамятных времен. Многочисленные ветхозаветные жертвоприношения и обрядовые омовения тела подавали человеку надежду на прощение грехов. Но сама эта надежда зиждилась на ожидании пришествия в мир Искупителя, Который должен был снять с людей грехи и вернуть им утраченное блаженство в общении с Богом (Ис. 53-я глава).

Ярко и наглядно изображает долгожданный поворот к лучшему, к Спасению, когда Добрый Пастырь, Единородный Сын Божий, приходит в мир, чтобы найти и спасти Свою заблудившуюся овцу -- погрязшего в грехах человека. Притча о заблудшей овце, как и следующие две притчи, рассказаны в ответ на ропот озлобленных иудейских книжников, порицавших Христа за Его сострадательное отношение к явным грешникам.

"Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ее? А нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовет друзей и соседей и скажет им: Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу! Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:1-7).

Гордые и самодовольные иудейские книжники ожидали, что Мессия придет для основания могущественного и славного царства, в котором они займут руководящее положение. Они не понимали того, что Мессия есть, прежде всего, Небесный Пастырь, а не земной правитель. Он для того пришел в мир, чтобы спасти и вернуть в Царство Божье тех, которые сознавали себя безнадежно погибшими людьми. В этой притче сострадание пастыря к заблудшей овце проявилось особенно в том, что он не наказал ее, как провинившуюся, и не погнал с принуждением назад, но взял ее на свои плечи и принес ее обратно. Это символизирует спасение грешного человечества, когда Христос на кресте взял на Себя наши грехи и очистил их. С тех пор искупительная сила крестных страданий Христа делает возможным нравственное возрождение человека, возвращает ему утраченную праведность и блаженное общение с Богом.

Не нуждаясь ни в чем, Бог создал этот мир и человека только по избытку Своей благости. Он дал жизнь людям, украсил их Своим божественным образом и дал им свободную волю, чтобы сделать их участниками Своего блаженства. Когда же люди согрешили, Бог не отвергнул их окончательно Своим праведным судом, но благоволил, по Своему бесконечному милосердию, вывести их из бездны падения и вернуть им вечную жизнь через Своего Единородного Сына. Имея в лице своего Творца и Спасителя такой идеал совершенной любви, человек со своей стороны должен прощать и любить своих ближних. Ведь все мы в сущности -- братья.

В четырех притчах Господь Иисус Христос наставляет нас, как нам следует проявлять любовь к людям. В их числе притчи о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о богатом и Лазаре и о неправедном домоправителе. Из этих притч следует, что дела милосердия, по своим внешним проявлениям, могут быть очень разными. К делам милосердия относится все то доброе, что мы делаем для других: прощение обид, оказание помощи страждущим, утешение скорбящих, добрый совет, молитва за ближних и многое, многое другое. По одним лишь внешним признакам нельзя судить, какое из добрых дел является более значимым в очах Божиих. Добрые дела получают свою оценку не по количественным признакам, но по своему духовному содержанию, по глубине любви и силе воли, с которыми человек совершает их. Первым и самым необходимым, но далеко не самым легким делом милосердия является прощение обид. Прощать ближних Господь учит нас в Своей притче.

Как мы видели, притчи, рассказанные Господом Иисусом Христом -- это яркие и наглядные поучения, в которых содержится цельное и стройное учение о Спасении человека, о Царстве Божием -- Церкви. В начальных притчах Господь говорит об условиях, благоприятствующих принятию людьми Царства Божия; в последующих говорит о милосердии Божием к кающимся людям; учит любить ближних, делать добро и развивать в себе добрые нравственные начала, наставляет быть рассудительными и усердно молиться. И, наконец, в последних притчах говорит об ответственности человека перед Богом и о необходимости быть усердными, привлекая в свое сердце свет Божией благодати.

В настоящем труде об Евангельских притчах мы не пытались дать читателю полное и всестороннее объяснение сокрытой в них духовной мудрости, что невозможно. Мы ставили перед собой более скромную задачу познакомить читателя с основами Евангельского учения, данного в притчах. Притчи Христовы -- это вечно-живые образные наставления, которые указывают нам путь к Спасению.

притча христова евангелие

2. "Заразительное" христианство Автор: Хайбелс Билл, Миттельберг Марк Год: 2006 Издание: Библейский Взгляд


Притчи Иисуса Христа

Притчи Иисуса Христа – назидательные истории, изложенные в Евангелие, рассказанные Мессией, чтобы проиллюстрировать ту или иную мысль.

Притча, помимо основного смысла, который находится у нас перед глазами, пытается рассказать нам о чем-то другом. Это некое нравоучение и наставление, подданное в виде рассказа. Однако можно сказать, что человек понял ту или иную притчу, если он только применил ее в жизни. Любая притча Христа приглашает к размышлению и какому-то конкретному поступку.

Зачем Иисус Христос говорил притчи?

По этому поводу есть два противоположных мнения:

  1. Христос говорил притчами, чтобы не все поняли то, что Он хотел сказать. Притча – это некая форма, завуалированного знания, чтобы не все поняли, что Иисус имеет ввиду.
  2. Христос говорил притчами, чтобы еще понятнее изложить то, что Он хотел сказать.

Вот что говорит Сам Господь:

Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.

Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:

Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.

Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:

Спаситель так характеризовал Своих слушателей:

Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.

Итак, зачем же Христос говорил притчи:

Отличие притчи от аллегории

Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.

Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.

Приведем основные отличия в виде таблицы:

Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:

Как правильно понять притчу?

Чтобы понимать притчи, рассказанные Господом, нужно ответить на следующие 4 вопроса:

  1. При каких обстоятельствах Христос сказал эту притчу?
  2. Кому именно была обращена притча?
  3. По какому поводу была сказана притча?
  4. Делает ли сам Христос вывод из этой притчи? (перед или после сказанного).

Все притчи Иисуса Христа из Библии

За все время своей проповеднической деятельности, Иисус Христос привел немало притч. Все они записаны в Евангелие. Мы рассмотрим каждую из них.

Притчи о Царствии Божием

Притчи по теме (толкование по ссылке):


О сеятеле.

О плевелах.

О невидимо растущем семени.

О зерне горчичном.

О закваске.

О сокровище, скрытом в поле.

О работниках, получивших равную плату.

О званных на брачный пир.

Притчи о Милосердии Божием и о Покаянии

Чтобы стать милосердным и сострадательным достаточно творить благие дела и молиться Господу. Но при этом не нужно забывать о том, в чье имя человек это делает. Всякие милосердные дела, они если они не во Христе, то это все вредоносно.


О заблудившейся овце.
О блудном сыне.

О мытаре и фарисее.

Притчи о Добрых Делах и Добродетелях

Грех – это нарушение вот этих духовных законов. Нарушая их, вы терзаете целостность своей души. Неминуемо вам последует наказание.

Добро – жизнь в соответствии с духовными законами. Другими словами, это праведная жизнь. Она приносит ему здоровье, как в физическом, так и в духовном планах (мир души, радость, счастье).

О прощении обид

Простить – это не значит, признать, что действия против вас, приемлемы. Это не значит отменить ту боль, и те страдания и ущерб, которые мне причинили. Также это не значит, что нужно помириться со своим обидчиком и восстановить с ним отношения. Не нужно соглашаться с его действиям и позволить ему в дальнейшем разрушать вашу жизнь. Простить – не значит добиться справедливости и получить удовлетворение. Простить – это отпустить вину, освободить от наказания и перестать участвовать в том, что произошло. Прощение означает взять на себя заботу о собственных ранах и согласиться жить с собственными шрамами. Оставьте прошлое в прошлом, как бы больно вам ни было и оставьте ответственность за то, что произошло тому, кто это сделал.


О должнике немилосердном.

О добрых делах

Истинное добро – это сам Господь. Исполнение воли Божьей является для христианина добром. Мы все понимаем, что хорошо делать добро, но когда пытаемся его сделать, то сталкиваемся с неожиданными трудностями. Оказывается, что чем больше мы стараемся делать добро, тем больше у нас получается зла. В этом заключается парадокс. Это происходит не только в жизни каждого человека, но и в жизни целых государств, когда под хорошими лозунгами с идеями всеобщего благосостояния совершаются революции, кровопролитие и так далее.

Добро, которое мы пытаемся делать, часто превращается в зло. Парадокс заключается в том, что как бы человек сам не хотел сделать добро, ничего не получится без Бога. Потому, что только Господь может дать возможность совершить настоящее добро.

Необходимо подготовить себя к деянию добра, чтобы оно действительно было добром, а не стало злом. Вся христианская аскетика, весь опыт святых отцов подвижников, как раз и является примером того, как подготовить себя к деланию добра.

Что нам мешает делать добро? Внешние признаки, такие как не хватает денег или времени? Нет. Внутреннее состояние человека. Это страсти, которые находятся внутри нашего сердца. Человек должен очиститься, чтобы стать творцом настоящего добра.


О милосердном самарянине.

О неверном домоправителе.

О богатом и Лазаре.

О добродетелях

Причина всех добродетелей – сам Бог. Добродетелей святые отцы делят на два вида: человеческий и божественный.

Божественный – это вера, надежда и любовь. Верим в Бога. Своей благодатью Бог создал и спас нас. Ждем милости Божьей, которую нам обещал нам, так как Он милосерд. И любим его, поскольку Он только благ, и во имя Его любим ближнего и образ Его.

Человеческий добродетель – благоразумие, мужество, целомудрие и справедливость. Потому что они исцеляют силы души человеческой. Благоразумием мы исцеляем разумную часть души. Мужеством раздражительную. Целомудрием вожделенную. А вот правдивость исцеляет всю душу.

Но насколько прекрасными ни были все добродетели, святые отцы считают, что терпение больше их всех. Где нет терпения, там и нет добродетелей. Это престол и опора всех добродетелей.

О безрассудном богаче.

О талантах.

О рассудительности и молитве

Тот человек, который попытается жить настоящей христианской жизнью, бороться со своими страстями, у него происходит приобщение к благодати Божией. Тогда Господь может дать некоторым дар рассуждения. Дух Святой один, а дары – различные.


О строителе башни.

О царе, начинающем войну.

О друге, просившем хлеба в полночь.

О судье неправедном.

Притчи об Ответственности и Благодати

Важно быть самим собой и нести ответственность за себя и свою жизнь, быть художником ее картины мира. Но для этого нужно осознать, что ответственность – это важный навык, благодаря которому, мы можем улучшить качество своей жизни. Этому навыку может научиться каждый из нас. Нужно просто поверить в это, загореться этим, захотеть воспитывать и развивать это чувство.

Об ответственности человека

Научиться ответственности может каждый. Просто нужно брать дело и доводить его до конца. При этом важно иметь страх, не внутренний, перед какими-то ответственными делами, а страх перед людьми, что поступим не правильно, не честно. Потому что очень часто ответственность, рожденная в душе, представляет собой сложный процесс. Часто мы перекладываем вину на других, чтобы они за нас все сделали. Это не верно. Суть того, что происходит на земле, заключается в том, чтобы понять, что вы несете за все ответственность. Человек свободный и сам может все решать. Это его право.

Развивать в себе ответственность – это наше священное право, потому что мы перед Богом будет стоять и отвечать за то, что делали здесь. Что мы ему скажем? Разные ситуации бывают. В них мы проявляем себя по-разному. И только вы отвечаете за свои поступки.


О злых виноградарях.

О бесплодной смоковнице.

О благодати Божией


О десяти девах.

О рабах, ожидающих господина.

В Евангелии есть еще следующие притчи (пропущенные у нас):


О драгоценной жемчужине.

О неводе.

О хозяине, хранящем новое и старое.

О потерянной драхме.

О двух сыновьях.
О благоразумном домоправителе.

О добром пастыре.

О виноградной лозе.

Заключение

Притча хороша для простых людей тем, потому что легко запоминается, словно сказка или миф. Эти истории запоминаются, передаются из уст в уста, пусть даже ее не все сразу понимают, но хранят в сердце. Рано или поздно притча начинается разворачиваться, как доказательство теоремы. Она становится понятна уму человека не только в метафорическом, но и духовном смысле.

Христос говорил по-разному: и напрямую в расчете на особые присутствующие личности в его среде, и метафорическим языком, то есть притчами.

Читайте также: