Доклад пионерская организация как воспитательная система

Обновлено: 05.07.2024

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - по­ли­ти­ко-вос­пи­та­тель­ная ор­га­ни­за­ция для де­тей и под­ро­ст­ков в РСФСР и СССР.

Ме­ня­ла на­зва­ние: Дет­ские ком­му­ни­стические груп­пы юных пио­не­ров имени Спар­та­ка (1922-1924 годы), Дет­ская ком­му­ни­стическая организация юных пио­не­ров имени В.И. Ле­ни­на (1924-1957 годы), Все­со­юз­ная пио­нер­ская организация имени В.И. Ле­ни­на (1957-1990 годы).

Пионерские организации со­стоя­ли из дру­жин, ко­то­рые де­ли­лись на от­ря­ды (во гла­ве с во­жа­тым), а те - на зве­нья. Пер­вич­ные ор­га­ни­за­ции объ­е­ди­ня­лись в гу­берн­ские (крае­вые, об­ла­ст­ные, ок­руж­ные), уезд­ные (рай­он­ные), го­род­ские, рай­он­ные (в го­ро­де) пионерская организация Пио­не­ра­ми ста­но­ви­лись де­ти в воз­рас­те от 9-10 до 14-15 лет (воз­рас­тные гра­ни­цы из­ме­ня­лись в 1928, 1986 годах). Пионерские организации пер­во­на­чаль­но соз­да­ва­лись при дет­ских до­мах, при фаб­ри­ках, за­во­дах и клу­бах для де­тей ра­бо­чих и кре­сть­ян; позд­нее ста­ли воз­ни­кать при шко­лах, с 1929 года су­ще­ст­во­ва­ли толь­ко при шко­лах (класс - от­ряд, шко­ла - дру­жи­на). Из пионерской организации, как и из ком­со­мо­ла, нель­зя бы­ло вый­ти доб­ро­воль­но; по ре­ше­нию пио­нер­ских ор­га­нов пио­нер мог быть в ка­че­ст­ве на­ка­за­ния ис­клю­чён из ор­га­ни­за­ции. Чис­лен­ность пио­не­ров (миллионов человек): 0,004 (1922 год, ок­тябрь), свыше 1 (1925 год), свыше 3,4 (1931 год), свыше 13,6 (1941 год), свыше 7,2 (1945 год), свыше 19,1 (1952 год), свыше 18,5 (1962 год), свыше 23,5 (1973 год), свыше 18,9 (1982 год), около 20 (1987 год). При пио­нер­ских от­ря­дах об­ра­зо­вы­ва­лись груп­пы ок­тяб­рят, в ко­то­рые вхо­ди­ли млад­шие школь­ни­ки.

Пионерская организация на­гра­ж­де­на ор­де­на­ми Ле­ни­на (1962, 1972 годы).

Ис­точники:

Все­со­юз­ная пио­нер­ская ор­га­ни­за­ция име­ни В.И. Ле­ни­на: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. 2-е изд. М., 1981;

Ис­то­рия Все­со­юз­ной пио­нер­ской ор­га­ни­за­ции име­ни В.И. Ле­ни­на в хро­ни­ке дат и со­бы­тий. М., 1985.

В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность комсомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. членов РКСМ в октябре 1920 г, до 247 тыс. к октябрю 1922 г. Массовый выход молодежи из комсомола самым актуальным сделал вопрос о создании массовой детской коммунистической организации, являющейся сменой и резервом комсомола. Перед комсомолом встала проблема воспитательной системы, которая легла бы в основу будущей организации.

В феврале 1922 г. ЦК РКСМ в Москве были собраны вступившие в комсомол бывшие скауты, имевшие опыт работы с подростками, которые затем были посланы организовывать детские отряды. Опыт первых московских детских групп, возглавляемых бывшими скаутмастерами, сыграл определяющую роль в принятии 19 мая 1922г. 2-й Всероссийской конференцией РКСМ резолюции о детском движении.

В октябре 1922 г. 5-й съезд комсомола обсудил вопрос о пионерском движении, определил цели, задачи и методику работы пионерской организации. К открытию съезда в пионерских отрядах состояло 4 тыс. пионеров. После решения съезда организация стала быстро расти и уже в 1924 г. насчитывала в своих рядах 760 тыс. чел. В июле 1922 г. вышел первый номер журнала "Вожатый", ставший центром разработки теории пионерской организации. В те же дни комсомольцы Новониколаевска (сегодня — Новосибирск) организовали первый пионерский лагерь.

Организация общих дел, праздников, приобщение пионеров к активному участию в окружающей жизни — все это было аксиологически значимой стороной социального воспитания нового поколения.

Позже, в 1926—1928 гг., пионерская организация перешла на работу по методу "конкретных заданий", т.е. к привлечению детей к труду на общую пользу. Метод "конкретных заданий" предусматривал сельскохозяйственную и производственную тематику, работу с неорганизованными детьми, школьную деятельность, досуг и его организацию и др. Новая система нацеливала деятельность всей пионерской организации на общественно полезные дела, сближала интересы детей с окружающей жизнью, учитывала их возрастные возможности.

В конце 20-х гг. была разработана и введена в практику пионерской деятельности новая программа "К работе по-новому". Содержание работы в ней определялось несколькими направлениями, среди которых ведущим считалась общественно полезная деятельность: пропаганда пятилетки, помощь в индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, борьба за новый быт и трудовую школу, ликвидация неграмотности, экономическая зашита детей и др.

В целом в течение 20-х гг. велся настойчивый поиск педагогически эффективной системы деятельности детской организации. Этот процесс к тому времени еще не завершился. Несмотря на трудности и перегибы, он характеризовался результативными творческими находками в решении таких важных и сложных воспитательных задач, как развитие в детях гражданственности, патриотизма, чувства общественного долга. Естественно, через вовлечение их в общественно полезные практические дела, в трудовую, производственную и общественно-политическую жизнь страны. Все это обогащало опыт социального воспитания детей и способствовало формированию их социальной активности.

В 20-е гг. развернул свою деятельность школьный комсомол, основными задачами которого были: помощь педагогам в строительстве трудовой школы, вовлечение учащихся в общественную работу, руководство органами ученического самоуправления, участие школьников в борьбе с бюрократизмом и злоупотреблениями на производстве. Однако по масштабу и эффективности работы он уступал пионерской организации.

Школьные общественные организации стремились вовлекать учащихся и учителей в активную общественную жизнь того предприятия, при котором находилась школа, а, следовательно, и политическую жизнь всей страны, в преобразование окружающей действительности на социалистических началах и др. Таким образом, воспитание в 20-е гг. было направлено на социальное формирование личности, на включение его в систему новых общественных связей и отношений. Достичь этого можно было лишь коллективным воспитанием,

В первой половине 30-х гг. происходят заметные изменения в общественном детском движении. Если в 20-е гг. пионерские отряды создавались главным образом при фабриках, заводах, учреждениях, то в начале 30-х гг. производственный принцип уступает место принципу построения деятельности пионерской организации на базе школы. Жизнь учебных заведений с активным включением в нее пионерских коллективов стала богаче, разнообразнее по формам, содержательнее, ее социально-воспитательный потенциал заметно возрос. Одновременно с борьбой за качество учебы и укрепление дисциплины большое внимание уделялось политико-воспитательной и общественной деятельности. В этих целях широко использовались юбилейные даты, встречи с ветеранами труда и гражданской войны.

По мере своих сил пионеры помогали взрослым в выполнении планов пятилеток. Они участвовали в распространении государственных займов, в кампаниях по сбору утильсырья и металлолома, собирали книги для сельских библиотек. Сельские пионеры участвовали в "походах за урожаи" и коллективизации сельского хозяйства: помогали охранять и собирать урожай, организовывали шефство над молодняком скота.

Огромное значение для социализации детей имела в начале 30-х гг. деятельность внешкольных учреждений. Именно тогда появились дворцы и дома пионеров, открывались детские парки, железные дороги, речные порты, экскурсионно-туристические и спортивные школы, технические станции, дома художественного воспитания. В 1933 г. было создано специальное издательство для детей — Детиздат. Огромное внимание уделялось развитию летних пионерских лагерей и Всесоюзной пионерской здравнице "Артек". В Москве открылся первый в стране стадион юных пионеров. Все эти формы и виды деятельности детской организации имели огромное социально-педагогическое значение.

В целом следует отметить, что в предвоенный период закрепилась та система социального воспитания, которая сложилась еще в начале 30-х гг. во время перехода пионерской организации "под крышу" школы. Но уже тогда проявилась тенденция к неоправданному ограничению сферы общественной деятельности пионерской организации и школьного комсомола стенами учебного заведения. Все шире распространялись методы администрирования в руководстве пионерской организацией, практика подмены детской и подростковой самодеятельности диктатом пионерских и комсомольских руководителей. Это скорее всего обусловливалось влиянием культа личности Сталина.

Таким образом, в 1920 — 1930-е гг. детская и молодежная организации (пионердвижение и комсомольское движение) превратились в мощные общественные организации, охватившие своим влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций как форма массового общественно-политического воспитания, основанного на принципе авангардности пионеров и комсомольцев среди неорганизованных масс детей и подростков, со всеми присущими им ценностными аспектами и существенными недостатками, выросла до составной и неотъемлемой части процесса социального воспитания молодого поколения.

Таким образом, государственная система социальной защиты детей, сложившаяся в СССР к началу Великой Отечественной войны, была ориентирована не на предупреждение беспризорности, а преимущественно на борьбу с ее отрицательными последствиями. Иначе и не могло быть в условиях, когда рост числа беспризорных детей был прямым следствием государственной политики — коллективизации, выселения кулачества, голода, массовых репрессий. С окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все многообразие различных видов детских учреждений исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, которые существуют и по сей день.

Изучение исторического опыта показывает: помощь беспризорным детям эффективнее при ее децентрализации, привлечении широкой общественности; при индивидуальном характере помощи; и взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе – благотворительных, частных, общественных организаций, церкви и государства как в получении информации о нуждающихся в помощи детях, так и в координации помощи им.

Государство должно взять на себя функции контроля за деятельностью благотворительных учреждений, частичного финансирования работы некоторых из них, а главное – по созданию единой системы законов, нормативной базы, созданию стимулов для оказания помощи нуждающимся детям через систему льгот и поощрений.

1. Басов Н.Ф. История социальной педагогики. – М., Издательский центр "Академия", 2005. – 256 с.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

3. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. – 2000. - № 3. – с. 58 – 67.

4. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994. – 256 с.

5. История социальной педагогики: Хрестоматия /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., Владос, 2001. – 544 с.

6. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / Под ред. Ф.А. Мустаевой. – М., Академический Проект, 2003. – 208 с.

7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. – Киев, 1989.

8. Социальная педагогика / Под ред. В.И. Загвязинского, М.П. Зайцева. Тюмень, 2003. – 220 с.

9. Степаненков Н.К. Педагогика. – Минск, 1998.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 36252
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

1.Истоки пионерского движения…………………………………………. 5 стр.

2.Создание пионерской организации……………………………………… 7 стр.

3.Пионерская работа в МБОУ СОШ № 74…………………………………9 стр.

Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX века. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. В начале XXI века в обществе налицо нарастание интереса к истории детского и молодежного движения в России.

Привлекательность детских организаций состоит в возможности самовыражения и самоутверждения детей и подростков в процессе совместного со взрослыми творения коллективной творческой жизнедеятельности.

Детская общественная организация позволяет каждому ребенку и подростку ощутить свою гениальность и востребованность. Через общение подростки усваивают жизненные ценности, нравственные идеалы, нормы поведения. В процессе совместной деятельности у них развивается такое качество, как способность к общению на основе партнерских отношений. Пробуя себя в общем деле, ребята усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают деловые качества, учатся руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Цель: изучить историю зарождения и становления детского движения России.

Задачи исследования:

познакомиться с историей возникновения детского движения в России;

познакомиться с историей создания, деятельностью пионерского движения в МБОУ СОШ № 74;

узнать законы и традиции, существующие в детских объединениях;

начать систематизацию знаний о деятельности пионеров школы разных лет.

Официальные документы, интернет сайты, изучение исторических источников, архивных данных детской организации, собственного архива учителя истории Зятиковой Светланы Андреевны.

ИСТОКИ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Эта тема наиболее близка всем нам, ведь школьная жизнь проходит перед нами ежедневно, ежегодно. Мы считаем, что были и есть в нашей школе пионеры - активисты, о которых нужно рассказывать, писать исследовательские работы и сохранить этот материал в кабинете истории для будущего поколения учащихся.

В процессе поиска материалов мы встречались с ветеранами педагогического труда: Минаковой Ираидой Ивановной, Талдыкиной Ираидой Ильиничной. Из этих встреч и бесед мы узнали много интересного о школьной жизни пионерской дружины школы.

Начались поиски литературы, документов, фотографий, атрибутов пионерской организации и пионеров.

Мы узнали историю пионерской организации страны, школы, как проходила жизнь по законам пионеров, какую роль играла пионерская организация в школьной жизни.

В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Однако, распустив скаутские организации, новая власть, всё же положительно оценила опыт скаутского движения и решила поставить его на службу интересам как партии, так и страны в целом.

Октябрь 1922 года - 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака".

21 января 1924 года - решением комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.

Март 1926 года - Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

СОЗДАНИЕ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Позже, всё дальше отходя от колыбели скаутинга, пионерская организация обогатилась своей историей, своими традициями и характерными только для неё чертами.

На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений.

Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по территориальному принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины. В школах достойных ребят стали принимать в ряды пионеров.

ПИОНЕРСКАЯ РАБОТА В МБОУ СОШ № 74

Чтобы носить гордое имя героя пионерский отряд составил план-марш, которому должен следовать в своей деятельности (Приложение № 2).

Марш - это примерная программа жизни и работы пионерских отрядов. Она рассчитана на 5 лет. Марш проводился в несколько этапов и посвящался:

Что значит для отряда выполнить программу марша? Это значит, что отряд организуя работу на маршрутах, видит не только конкретные, подсказанные Маршем дела, он видит перед собой высокую, ясную цель. Следуя маршрутами марша, отряд каждый день в учении, труде, спорте, во всех делах учит пионеров выполнять свою пионерскую клятву- сверяет каждый свой шаг с торжественным обещанием, законами пионеров Советского Союза.

В альбоме прослеживается выполнении всех целей, намеченных Маршем.

Вот некоторые мероприятия пионерского отряда.

1.Участие в посте № 1 на Задонском шоссе (Приложение № 3);

2.Экскурсия по памятным местам комсомольской славы (Приложение № 4);

3.Экскурсия в музей аэрофлота (Приложение № 5);

4.Встреча с Екатериной Ильиничной Крестниковой - связисткой роты, ветераном защитников боев за Воронеж (Приложение № 6);

5.Походы (Приложение № 7);

6. Участие в подшефной работе, субботниках (Приложение № 8).

Пионеры школы активно участвовали во многих районных, городских, областных, Всероссийских мероприятиях. Сохранилось в альбоме много дипломов и грамот, которыми были награждены пионеры школы (Приложение № 9).

Одним из примечательных мероприятий пионерской дружины школы было участие во Всероссийском дозоре юных пожарных. Дозор был объявлен 1декабря 1979 года ЦК ВЛКСМ, министерством внутренних дел СССР, Министерством просвещения РСФСР и центральным советом ВДПО. Юные пожарные средней школы № 74 Железнодорожного района насчитывали в своих рядах 48 человек. Нам удалось найти альбом с отчетом о мероприятии. Из материала альбома нам удалось выяснить, что на момент участия в дозоре старшей пионервожатой была Талдыкина Ираида Ильинична, первыми членами дружины были Боровиков Дима, Сергеев Алеша, Шугурова Наташа. 5 октября 1982 года состоялось общее собрание членов ЮДПД школы на котором присутствовало 46 дружинников. Для повседневного руководства дружиной был избран штаб в составе 10 человек.

Дружина построена была из 2 отрядов по интересам:

1-й отряд отвечал за проведение работы в школе,

2-й отряд отвечал за работу в зоне пионерского действия.

Работой отрядов руководил штаб отряда, в состав которого входили командиры групп. Каждая группа насчитывала до 5 человек.

Из материалов альбома можно проследить план работы каждой группы и отчет о проделанной работе (Приложение № 10 ).

Из материалов альбома и из рассказа пионервожатой нам удалось выяснить, что члены ЮДПД принимали участие в соревнованиях на первенство Железнодорожного района по пожарно-прикладному спорту в эстафете 4х80 метров и заняла 2 место, общее время 58 секунд. Руководителями являлись курсанты военного училища Гунько Игорь и Щекин Вадим (Приложение № 12).

Для пионеров было свойственно общаться с пионерами разных городов, государств. Так пожарная Дружина нашей школы вела интересную переписку с дружиной юных пожарных школы № 32 города Львова УССР.

Середина 1980-х годов - предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией.

Личный архив Зятиковой С.А.

Материалы архива детской организации школы.


Приложение № 1

Приложение № 2


Приложение № 3

Пост № 1 на Задонском шоссе


Приложение № 4

Экскурсия по памятным местам комсомольской славы



Приложение № 5

Экскурсия в музей аэрофлота


Приложение № 6

Встреча с Екатериной Ильиничной Крестниковой


Приложение № 7



Приложение № 8

Участие в подшефной работе


Приложение № 8

Участие в субботниках


Приложение № 9

Дипломы и грамоты





Приложение № 10

Отчет о проделанной работе


Приложение № 11


Приложение № 12

Участие в соревнованиях на первенство Железнодорожного района по пожарно-прикладному спорту

Воспитательная работа пионерской организации

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Читайте также: