Фольклор 14 16 веков на руси доклад

Обновлено: 02.05.2024

Небывалый подъем устного народного творчества в конце $XIII$ - начале $XIV$ веков был вызван борьбой с иноземными завоевателями. Созданные народом в эти годы сказания, былины и легенды призывали русских людей к самоотверженной борьбе за свержение татаро-монгольского ига.

Одной из наиболее известных легенд данного периода является Сказание о невидимом граде Китеже, городе, который погрузился на дно озера, но так и не сдался врагу.

Кроме того в былинах, песнях, сказаниях и воинских повестях этого периода нашли отражение представления русских людей о собственном прошлом и окружающем мире. В это время был существенно переработан и расширен первый цикл былин о Киевской державе. Вторым циклом древнерусских былин стал Новгородский. В нём, в отличие от Киевского цикла, прославляется могущество, богатство и свободолюбие этого вольного города. Особо подчеркивается героизм и мужество горожан защищавших город от врагов. Главными героями новгородских былин стали купец Садко, богатырь Василий Буслаев.

Летописание

Летописание в рассматриваемый период не потеряло своего значения, несмотря на разорение большинства его центров, исключая Новгород, в котором оно вообще не прерывалось. Уже к концу $XIII$ века новыми центрами летописания становятся Тверь и Москва, начинается настоящий расцвет летописного жанра.

Летописи этого периода отличаются существенными особенностями, обусловленными обострением политической борьбы политических центров за лидерство в объединении русских земель.

При всем отличии политических тенденций и стиля повествования все летописи $XIV$ - $XV$ веков отчетливо носят общерусский характер. Специфическими чертами всего русского летописания это время становятся искренний патриотизм и идея объединения всех русских княжеств в борьбе с иноземными захватчиками.

Усиление Москвы и рост ее могущества определило особую роль московского летописания. После грандиозной победы в Куликовской битве его содержание сосредотачивается на идее объединения всех русских земель под главенством Москвы. Это отчетливо заметно как в Троицкой летописи (начало $XV$ века) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и особенно в Московском летописном своде конца $XV$ века. Обе летописи были составлены с целью обосновать историческую миссию Москвы в объединении Руси.

Готовые работы на аналогичную тему

Исторические повести и хронографы

Особенно популярным литературным жанром в этот период становятся исторические повести. Речь в них идет о жизни реальных исторических деятелей или конкретных исторических фактах. Довольно часто повести включались в летописные тексты.

Например, борьбе с татаро-монгольскими завоевателями посвящены повести о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, об Александре Невском, о Щелкане, сообщающая о тверском восстании $1327$ года. Куликовской битве $1380$ года посвящен целый ряд исторических повестей: о побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина.

Многие из исторических повестей $XIV$ – $XV$ веков часто относят к жанру устного народного творчества, это объясняется их народнопоэтической основой и тематической общностью. Интерес к мирной истории, желание понять свое место среди других народов мира вызвали к жизни новый для Древней Руси вид литературы – хронографы. В середине $XV$ века Пахомий Лагофет составил первый русский хронограф, в нем история Руси была показана во взаимосвязи с историей всех славянских народов.

Житийная литература

Подъем житийной литературы в те времена в значительной степени был вызван начавшимся процессом объединения русских княжеств, а также стремлением обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый создали жизнеописания виднейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, оказавшего значительную поддержку московскому князю Дмитрию во время борьбы за престол и в войне с татаро-монголами.

К житийной литературе данного периода относятся не только жития церковных, но и государственных деятелей, что роднит ее с историческими произведениями.

Хождения

Значительное развитие получила так же литература путешествий или хождения. В конце $XV$ века возникла новая разновидность данного жанра - светские хождения, наиболее ярким ее образцом стали записки купца из Твери Афанасия Никитина, повествующие о его путешествиях в Индию (Хождение за три моря).

Хождение за три моря стало первым европейским письменным трудом об обычаях, религии и хозяйстве Индии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фольклор XIV-XV века Подготовила ученица 10б класса МБОУ СОШ с. Тербуны Вахин.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фольклор XIV-XV века Подготовила ученица 10б класса МБОУ СОШ с. Тербуны Вахин.

Фольклор XIV-XV века Подготовила ученица 10б класса МБОУ СОШ с. Тербуны Вахина Юлия

Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок.

Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. Характерной особенностью некоторых из видов фольклора является отсутствие автора как такового. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества.

Иван IV Грозный 1533-1584 Образ грозного царя Ивана Васильевича широко предст.

Иван IV Грозный 1533-1584 Образ грозного царя Ивана Васильевича широко представлен в народном творчестве - песнях и сказках. Из русских царей, лишь Петр I может сравниться с Грозным по народному вниманию. Но если в сказках определенное преимущество есть у Петра, то в песнях вне всякого сомнения приоритет принадлежит Грозному. О Грозном пели в исторических песнях, в казацких, раскольничьих и просто в песнях. Историческими песнями в русской литературе называют песни, посвященные конкретным историческим сюжетам прошлого, чаще всего, событиям XVI - XVIII века. Исторические песни XVI века посвящены исключительно царствованию Ивана Грозного. Особенно популярны были песни о взятии Казани.

Владимир Мономах 1113-1125 Русский фольклор богат былинами про Владимира Свят.

Владимир Мономах 1113-1125 Русский фольклор богат былинами про Владимира Святославовича, известного также как Владимир Красное Солнышко Но Владимир Мономах также был значимым русским князем дотатарского периода нашей истории, оставившим после себя славу и добрую память. В основе написанных былин лежат известные исторические факты.

Илья Муромец Илья Муромец — любимейший герой русских былин. Подвиги его не мо.

Ермолай Тимофеевич Былины, в первую очередь, учат патриотизму, любви к своему.

§ 26, Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках

Особенности развития русской культуры в XIV— XVI веках. Со второй половины XIV века вместе с хо­зяйственным восстановлением русских земель начина­ется и культурное возрождение Руси. Самым благо­приятным образом на развитии русской культуры сказа­лась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной ни­тью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

В это же время начинается постепенное преодоле­ние культурной разобщенности русских земель и воз­рождение единой русской культуры. Центр политиче­ской и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Воз­растает значение Москвы как одного из главных куль­турных центров.

Создание единого государства вызвало новый куль­турный взлет России. Единая русская культура впиты­вала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдель­ных русских землях, а также черты тех народов, с кото­рыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Значительно расширяется круг


проблем, которые интересуют русскую культуру и ис­кусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший ин­терес проявляется к семье, к человеку, к его внутренне­му миру.

Освобождение от ордынского владычества и созда­ние единого государства делают возможным культур­ные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Рос­сию приезжали работать выдающиеся итальянские зод­чие и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.

Крупнейшим событием культуры середины XVI века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при под­держке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дво­ре (в казенной типографии) Иван Федоров и его по­мощник Петр Мстиславец напечатали первую рус-



Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.

Устное народное творчество. В XIV—XVI веках на­ивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объеди­нения и борьбы с поработителями, обращались к слав­ному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстает в них как воплощение русской государственности. Со­хранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.

В этот же период появился новый жанр устного на­родного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие по­двиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке, про­стой женщине, которая высво­бождает из полона жите­лей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери про­тив ханского баскака Чол-хана стала песня о Щелкане Дуден- тьевиче. В ней слышен не только плач народа о постиг­шем несчастье, но и уверен­ность в неизбежности победы над поработителями.

В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению цар­ской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было по­священо взятию Казани. Это событие народ восприни­мал как итог многовековой борьбы с ордынским влады­чеством. Целый цикл исторических песен был посвя­щен присоединению Сибири и его герою — Ермаку.


Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъему в настроениях русских людей,

придала им уверенность в своих силах, вызвала жела­ние отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под ее воздействием возник так называ­емый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.

В XV веке возрождается общерусское летописа­ние. Первая общерусская летопись, преодолевшая ме­стные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века — так на­зываемая Троицкая летопись. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято состав­ление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским насе­лением в целях политического объединения Руси. Эти

летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.


Интерес к этой теме еще более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресо­ванных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающе­гося на дворянство.

Таким образом, создание единого Русского госу­дарства, избавление от ордынского владычества при­вели к формированию национальной русской культу­ры, к небывалому культурному взлету России. Появ­ление книгопечатания имело огромное значение в де­ле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с инозем­ными захватчиками, но и идея укрепления единого го­сударства и царской власти.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Каковы особенности развития русской культуры в XIV—XVI веках?

  2. Как развивалось в этот период книжное дело? Каково зна­чение начала книгопечатания?

  3. Какие традиции устного народного творчества сохранились в XIV—XVI веках? Что появилось нового?

  4. Какие жанры и идеи были характерны для литературы XIV—XV веков?

  5. Какие изменения происходят в литературе XVI века?

Уже ведь поднялись сильные ветры с моря на ус­тья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; из них наступают кровавые зори, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и гро­му великому на речке Непрядве меж Доном и Днепром, пасть трупу человечью на поле Кулико­вом, пролиться крови на речке Непрядве. Уже ведь заскрипели телеги меж Доном и Дне­пром, идут враги в Русскую землю. И прибежали серые волки от устья Дона и Днепра; став, во­ют на реке на Мече, хотят наступать на Русскую землю.

Тогда гуси загоготали на речке на Мече, лебеди крыльями заплескали. Это не гуси загоготали, не лебеди крыльями заплескали, но поганый Ма­май на Русскую землю пришел и воинов своих привел.

А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы рвались с золотых колодок из каменного города Москвы; взлетели они под синие небеса, загре­мели золочеными колоколами на быстром Дону, хотят ударить на многие стада гусиные и лебеди ные, а богатыри русские, удальцы хотят ударить на великие силы поганого царя Мамая. Тогда князь великий вступил в золотое стремя, взяв свой меч в правую руку свою. Солнце ему ясно на востоке сияет, путь ему показывает, а Борис и Глеб молитву воздают за сродников. Уже те соколы и кречеты, белозерские ястребы скоро на Дон перелетели и ударились о многие стада гусиные и лебединые. Это перевезлись и наехали сыновья русские на сильную рать татар­скую, ударились копьями гибельными о доспе­хи татарские, загремели мечи булатные о шле­мы вражеские на поле Куликовом, на речке Непрядве.

Черна земля под копытами, костями татарскими поля засеяны, а кровью политы. Сильные полки сходились вместе, протоптали холмы и луга, воз­мутили реки и озера. Кликнуло Диво в Русской земле, велит послушать разным землям. Понес­лась слава к Железным Воротам, и к Орначу, и к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь ве­ликая одолела Мамая на поле Куликовом, на реке Непрядве.

Вопрос к документу

Запомните новые слова

ПУБЛИЦИСТИКА — литературное творчество, посвящен­ное политическим вопросам.

РЕГАЛИИ — предметы, являющиеся символами монархи­ческой власти.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.

ЭПОС — совокупность произведений народного твор­чества.

Лучшая минута любви — когда поднимаешься к любимой по лестнице. Жорж Клемансо
ещё >>

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Фольклор в Древней Руси. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

201165 201169 201281 201175 201166 201291 201173 201172 201168 201163 201292 201294 201287 201282 201286 201171 201178 201174 201284 201285 201164 201293 201177 201176 201283 201290 201288 201167 201289 201170

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: