Засорение русского языка иностранными словами доклад

Обновлено: 05.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Л.В. Паранина

ЗАСОРЕНИЕ РЕЧИ ПОДРОСТКОВ ЖАРГОННЫМИ И ЗАИМСТВОВАННЫМИ СЛОВАМИ

Меняются времена, события и люди. Как следствие этого изменениям подвергается и русский язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности?

В наше время, когда жаргонные словечки часто встречаются в газетах и журналах, в телевизионных передачах, невозможно избежать популярности этих слов.

В современном русском языке молодежный жаргон называют сленгом.

Что же оказывает влияние на молодёжный жаргон?

Во-первых, развитие компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов: вирусняк – компьютерный вирус, инет - Интернет, смайлики – смешные мордочки в чатах, глючит – неполадки в работе компьютера, блохи – ошибки в программе, оперативка – операционная система, мыха, маус – компьютерная мышка,

Во-вторых, современная музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка – смесь различных культур, музыкальных направлений.

Молодёжные жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попсятина – поп-музыка, дарк - тяжелая музыка, свежак - свежая, новая музыка, релиз – вышедшая в продажу композиция, трэк–музыкальная композиция, плэйлист–список музыкальных композиций, можно услышать названия действий музыкантов - сбацать - сыграть. Среди молодёжи сейчас более популярна зарубежная музыка.

В-третьих, иностранные языки.

отпанасонить – снять на камеру, сфотографировать, лаптоп – ноутбук, клава – клавиатура, респект – уважение, чейндж – обмен, лузер–неудачник, дринк – напиток, пипл – люди, безандестенд – не понимать, крэзи (crazy) - сумасшедший, прайсовый – дорогой, бестовый – лучший, лав стори (lovestory) – любовная история, дарлинг – дорогая, ноу проблемз (Noproblems) - без проблем, плиз, о’кей, сори, о’ес.

Школьный жаргон выходит за пределы норм русского литературного языка. В нём, как и в языке в целом, отражаются события, происходящие в жизни народа.

Как относятся к жаргонным словечкам учащиеся? По какой же причине они употребляют жаргоны? Чтобы это выяснить, я решила провести опрос среди учащихся 8, 9 и 11 классов.

- желание выражаться модно, оригинально, современно;

- стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все;

- неумение выразить свои мысли посредством литературного языка;

- так проще выражать свои мысли.

Анкета содержала вопрос, связанный с источниками пополнения речи учащихся жаргонной лексикой. Ответы были следующие:

- влияние средств массовой информации: прежде всего телевидения и Интернет-ресурсов.

Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы жаргонизмов:

1. Части тела: рожа, харя (лицо), причесон (прическа), котёл, башня (голова), хлебало (рот), локаторы (уши), шары (глаза);

2. Слова, обозначающие людей по профессии: училка (учительница), водила (водитель), менты, козлы, мусора (полицейские), препод (преподаватель), медики (медицинские работники).

3. Бытовая техника: телик (телевизор), мобила, сотик, теха (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD);

5.Слова, обозначающие людей по родству: предки, родаки (родители), сеструха (сестра), братва, друган (друзья), братан (брат), мен (парень), тёлка, чика ( девушка), чувак (человек);

6. Учеба: домашка (домашнее задание), хвост (долг), провал (не сдал экзамен или зачет).

7. Разное: днюха (день рождения), споки-ноки (спокойной ночи), спс (спасибо), пжл (пожалуйста), тусовка (вечеринка), шмотки (одежда).

8. Деньги: бабки, бабло, зелень, баксы, штука, рубль, лимон, лям (миллион), полтос (50 руб.), касарь (тысяча руб).

9. Слова-оценки: классно, клево, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (хорошо), стопудово (точно), в

натуре, реально (правда), стремно, отстой (плохо, некрасиво), везуха

(везучий), фигня (очень просто);

10. Слова, обозначающие действия - глаголы: отвали, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить (обманывать), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать с урока), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), тусить (веселиться), не ссы (не бойся), крышевать (охранять), погнали (пошли), накосячил (сделал что-то неправильно),

11.Слова, обозначающие людей по их качеству характера: крыса, баран, лох, лошара, ботаник, тормоз, шестерка, дятел, красава, дебил.

12. Слова, обозначающие место жительства и учёбы: хата (дом), общага

(общежитие), технарь (техникум), универ (университет), пед (пединститут).

Лексический состав молодежной жаргонной лексики весьма изменчив. И, прежде всего, это связано с изменением личностных критериев, их нравственных ориентиров, с появлением интернета, компьютерной техники, мобильного телефона, активными заимствованиями лексики из иностранных языков.

Жаргон был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени: одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если жаргон полностью заменит человеку нормальную речь. Нужно, на мой взгляд, заставить каждого ученика задуматься над тем, с кем он говорит, как говорит, какие слова употребляет и насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов. Только поняв, что жаргон есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую поэтику литературной речи. Для того ч тобы повысить уровень общей культуры, а вместе с ней и культуру речи, необходимо:

- читать хорошую литературу;

- научиться контролировать свою речь;

- практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы;

Литература и комментарии:

Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М., 2013. 177 с.

Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., ЭКСМО 2010. 722 с.

Кронгауз, М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз. – М.: Языки славянских культур, 2007. 90 с.

Язык – это сокровище, данное Богом народу для своего свидетельства в веках.

Язык – главное богатство народа. Он так велик, красив, могуч в умелых устах интеллигентного, образованного человека, который хорошо знает произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.Бунина. Сколько чудесных слов сказано о красоте и величии русского языка. Мне хочется привести примеры:

А.И.Куприн: « Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А что мы видим? Последнее время речь засоряется неоправданным употреблением иностранных слов, которые идут к нам из многочисленной рекламы, названий торговых предприятий, даже из речи телеведущих, журналистов, политиков.

Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделил две проблемы в моей работе:

Внешний фактор исследования – как на язык влияют заимствования – необходимы ли они или же только засоряют русский язык?

Проблема расшатывания структуры языка изнутри, через расширение влияния различных жаргонов, социальных диалектов, средств массовой информации на литературную речь.

Тема моего исследования – засорение русского языка.

В наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у специалистов, но и у всех, кто любит свою родину, а значит и русский язык.

Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников, но и необходимыми. Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены?

Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, бережного отношения к нему.

Цель работы – проанализировать причины кризисного состояния русского языка и борьба с ним в обществе и школе.

Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.

Определить значение русского языка как средства общения.

Проанализировать источники засорения устной и письменной речи.

Рассмотреть различные условия возрождения культуры речи в школе.

Методы : Для проверки своей гипотезы методами исследования я выбрала опрос, анкетирование, анализ литературы, публицистических источников.

Культура речи.

Культура речи – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого обращения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем.

Среди факторов и условий развития современного русского языка можно выделить три фактора:

Общенародность литературного языка, которая приводила и приводит к постепенному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых элементов и черт, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития, - в сторону демократизации.

Широкое и активное приобщение современного образованного читателя к творчеству современных писателей. Все это влияет на современный литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус.

Расцвет всех жанров современной публицистики, развитие средств массовой информации, непосредственно отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие и в обществе, и в языке.

Язык – это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факторов – и внешних, и внутренних.

Причины засорения речи.

Конечно, есть. Это разный словесный мусор.

Словесный мусор – это лишние слова, которые вредят нашей речи. Это жаргон, это слова-паразиты, это вычурные заимствования, это искалеченные слова, употребляемые безграмотно.

Что такое жаргон?

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий. Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.

Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.

Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранение этих слов из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере общения допустимо их употребление.

Мы являемся свидетелями использования жаргонной лексики не только в школе, в повседневной жизни, но и в печати, на телевидении, на радио, на эстраде. Обоснованную тревогу вызывают хлынувшие в печать и тексты.

Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению.

Слова-паразиты – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

В момент зарождения речи, зарождались и речевые паразиты. Они постепенно пополняли свои ряды, тем самым увеличивая число своих жертв.

Причины их употребления:

1) Ограниченный словарный запас

Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.

2) Низкая скорость мышления

3) Отражение человеческой натуры

Использование некоторых сорных слов может кое-что поведать о человеке.

4) Эмоциональность и возбужденность

5) Намеренное использование сорных слов

Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным.

Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.

Таким образом, можно сделать вывод, что язык современных средств массовой коммуникации свидетельствует о новой ступени эволюции русской речи, когда литературная норма становится менее определенной и обязательной.

В ходе исследования я провела опрос и анкетирование в 5-9 классах.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: учащиеся 5-9 классов в своей речи употребляют слова, называющие людей, оскорбительного характера (дебил, лох, долбаеб, овца); употребляют в молодежном жаргоне глаголы (балдеть, встрял, лоханулся), слова-междометия (блин, капец, пипец, нищтяк короче, ё-моё), прилагательные (классный, крутой, клевый, беспонтовый).

К сожалению, эти неприятные слова употребляются довольно часто. Особенно много таких слов употребляют учащиеся 9 класса.

Анкетирование показало следующие результаты:

Считаете ли вы, что мы должны бережно относиться к русскому языку?

Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку?

Не употреблять жаргоны, слова-паразиты, излишние заимствования -12

Грамотно говорить и писать-16

Не выражаться нецензурно

Часто ли вы употребляете в своей речи слова, не относящиеся к нормативной лексике?

В кругу своих сверстников - 13

Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике.

Кто, на ваш взгляд, говорит правильно?

Люди старшего поколения - 11

Из опроса было выявлено, что к русскому языку, надо относиться бережно, то есть не засорять свою речь жаргонами, словами – сорняками, неоправданными заимствованиями. Хотя учащиеся и используют ненормативную лексику, но в определенных обстоятельствах, в кругу друзей или сверстников. На взгляд учеников, правильно говорят учителя, родители и люди старшего поколения.

Учащиеся 5-9 классов также предложили пути решения проблемы засорения русского языка:

Повысить интерес к изучению русского языка и литературы.

Через средства массовой информации пропагандировать культуру речи, а сами СМИ должны стать образцами русского литературного языка.

Ограничить заграничную рекламу, заменить русскими аналогами.

Поднять молодежь на борьбу с засорением русского языка (проводить акции, форумы).

Журналисты, политики, представители власти - должны владеть нормами русской литературной речи.

Избегать общения с людьми, которые злоупотребляют жаргонами и сквернословием.

Все вместе и каждый в отдельности должен захотеть говорить на русском языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой.

Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так и в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Наличие жаргонизмов в речи школьников говорит о том, что учащиеся не ощущают потребности в пользовании литературным языком, не чувствуют его выразительности и словарного богатства. Наши ученики пользуются жаргонизмами как бы забавляясь, не понимая, не осознавая того, что эти слова-паразиты усиливают, даже если говорящий этого не желает, отрицательное действие; что жаргонизмы даже в дружеских отношениях снижают качество этих отношений.

Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к правильному языку.

В процессе работы над темой исследования я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь – лучшая характеристика образованного человека. И поэтому я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово.

В работе ученицы 8 класса рассматриваютя несколько путей засорения русского языка, а также результаты собственного исследования речи одноклассников.

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk_-_konferentsiya.docx 221.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы засорения русского языка.

Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык.

В своей работе я рассмотрю подробно только две причины засорения русского языка:

  1. Внешний фактор исследования - как на язык влияют заимствования - необходимы ли они или же только засоряют русский язык?
  2. Проблема расшатывания структуры языка изнутри, через расширение влияния различных жаргонов, социальных диалектов, средств массовой информации на литературную речь.

2.Засоряют ли язык заимствования?

Новые слова вливались в русский язык из других языков в результате экономических, политических и культурных связей русского народа с другими народами. Все эти заимствования настолько прочно вошли в общенародный русский язык, что, как правило, даже не имеют соответствующих русских синонимов (за исключением, пожалуй, слова лошадь (конь) и нескольких, имеющих областные или разговорные синонимы: скамья— лавка, свекла — бурак, компот — узвар). Таким образом, избегать их в речи нет смысла, да и невозможно.

Заметное лексическое влияние европейских языков на русский стало ощущаться в XVI — XVII вв. и особенно активизировалось в Петровскую эпоху, в XVIII в. Большей частью это были немецкие (контора, пакет, прейскурант, вексель, акция, агент, лагерь, штаб, командир, юнкер, ефрейтор и др.), голландские (матрос, рейд, флот, флаг и др.) и английские (мичман и др.) слова.

Изрядное влияние на русский оказал французский язык. В конце XVIII -начале XIX вв. в светском обществе вообще считалось неприличным говорить по-русски. Галломания так захватила русское образованное общество, что иные дворяне знали французский язык лучше русского. Наследием этой эпохи являются слова салон, лакей, авангард, капитан, генерал, лейтенант, рекрут, корнет, корпус и многие другие. Привычное современному русскому уху словосочетание "детский сад" также является калькой с французского.

Наибольший наплыв иноязычных заимствований ощущается, обычно, в периоды бурных социальных, культурных и научно-технических преобразований. Такими были татаро-монгольское иго, период христианизации Руси, время петровских преобразований, богатое революциями начало XX века. Подобный же революционный период начался в России, примерно, в 1987 году и длится по сей день. Русский литературный язык, особенно в последнее десятилетие (начиная, примерно, с 1991-го года - года официального распада Советского Союза), ощущает небывалый наплыв новых слов.

Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея — просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

Мне кажется, нужно оберегать наш язык от словесной экспансии таких слов-паразитов. Нужно бдительней следить за своей речью и речью своих друзей, знакомых, соседей, сотрудников, пользоваться только теми словами, смысл которых понятен каждому. Если каждый разумный гражданин нашей необъятной родины будет помнить о лексических, грамматических, орфографических и многих других богатствах нашего языка, то он никогда не позволит ущемлять его.

Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждом слове прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.

Если изменить слово — может измениться чья-то судьба. Если изменить язык — изменится судьба целого народа… Но что будет с людьми, если их язык уничтожить, забыть, вычеркнуть из истории, стереть с лица земли?

Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента.

Итак, многие заимствованные слова, если их употреблять к месту, обогащают нашу речь, делают ее точной, сжатой и выразительной.

Содержание

Введение 3
Засорение русского языка иностранными словами 4
Сквернословие, использование нецензурной лексики. 9
Распространение сокращенных форм слов. 12
Заключение 13
Список использованных источников. 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Алтайский государственный политехнический университет

им. И.И. Ползунова

по русскому языку

Выполнил: ст.гр. 7ПИЭ(с)-11

Содержание

Засорение русского языка иностранными словами 4

Сквернословие, использование нецензурной лексики. 9

Распространение сокращенных форм слов. 12

Список использованных источников. 14

Введение

Русский язык один из самых часто употребляемых языков мира. Его история давно перешла 1000-летний рубеж. Язык имеет большой словарный запас, который исчисляется десятками тысяч слов. На смену устаревшим словам приходят новые, более понятные для современного поколения слова. К сожалению, русский язык, как и многие другие языки, имеет свои проблемы.

Этот реферат будет посвящен трём проблемам, с которыми нам иногда приходится сталкиваться. Это:

Засорение русского языка иностранными словами

И все-таки это исключение. Русский язык все реже выступает в качестве средства межнационального общения.

Сквернословие, использование нецензурной лексики.

На эту тему написано немало стихотворений, вот один из них:

У нас в дому не унижали матом

Соперника в пылу словесных битв,

И слово было истово и свято

Для будней, колыбельных и молитв.

Когда наш дом поганил сквернословьем

Забредший в гости пьяненький мужик,

То бабушка лишь хмуро сдвинет брови –

И сразу он прикусит злой язык.

За что ж тебя, Родимая Россия,

Поганим нынче черною молвой

И пачкаем – могучий и красивый-

Язык российский первородный свой?

В этом стихотворении автор затрагивает одну из важных проблем современного русского языка – употребление нецензурной лексики.

Если, выругавшись, вы никого конкретно не обидели, вас могут привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство по ст. 158 УК РА, грозящей исправительными работами сроком до 2 месяцев.

Приведу вам результаты исследования сотрудника Института проблем Российской Академии Наук П.П.Горяева:

· Любое произнесенное слово – это волновая генетическая программа;

· Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания;

· Воздействие брани равносильно радиационному излучению в 10 000 – 40 000 рентген;

· Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне;

· Длительный стресс, который могут спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета.

Читайте также: