Эмпатия в общении доклад

Обновлено: 18.05.2024

Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости.

Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе. Эти два момента очень связаны между собой. Поиск есть не что иное, как потребность в контакте, общении, возникающая у человека чуть ли не с момента рождения. Наиболее отчетливо эта потребность проявляется в полтора—два месяца. С этого момента человек становится объектом и субъектом симпатии и антипатии.

В процессе всей жизни симпатии и антипатии людей постоянно сопровождают человека, формируют его доминирующее отношение к другим, самому себе, ко всей жизни в целом

Симпатия, по словарю С. Ожегова, есть влечение, сочувствие. Симпатичный же — вызывающий симпатию, расположение к себе, привлекательный.

В современной психологии эмпатию принято толковать либо как способность понимать переживания другого человека, либо как способность приобщаться, разделять эмоциональную жизнь другого. К настоящему моменту в психологии как отечественной, так и зарубежной существует достаточно много литературы, затрагивающей проблему симпатии.

Представленный реферат делает попытку осветить то множество взглядов, которое существует относительно симпатии, дать краткий экскурс в историю формирования этого понятия, а так же поведать некоторые свойства, присущие субъекту симпатии, а так же раскрыть связь между субъектом и объектом симпатии.

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное отношение к кому- нибудь или чему-нибудь , проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия - это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу.

Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования. Для него вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания.

З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии человека осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. Он отмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение в суть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг с другом при тесном, личном общении.

М. Шеллер рассматривал эмпатию , как механизм познания, направленный на другую личность. Он выделял несколько уровней эмпатического взаимодействия. Сопереживание – состояние слияния с объектом симпатии; сочувствие – участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, и наконец, истинная симпатия – высокое, рациональное состояние, на этом этапе происходит реализация человечности.

С. Аш выделял два типа симпатии – сопереживание и сочувствие. Первое явление – это переживание сходной с объектом эмоции, оно эгоистично по природе и направлено на себя, так как переживание отрицательных эмоции нередко провоцирует реакцию избегания травмирующих ситуаций. При сочувствии же переживания субъекта и объекта не тождественны.

Определяя природу симпатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии - носят врожденный характер и являются результатом tele - таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения.

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману, ими являются:

- свойства объекта аттракции;

- свойства субъекта аттракции;

- соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

- особенности ситуации общения;

- культурный и социальный контекст;

- время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.

Эмоциональные отношения на первом этапе их развития предстают в виде симпатий и антипатий одного человека к другому. На первом этапе развития эмоциональных отношений именно симпатия выступает в качестве их ведущего компонента.

На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека, не требующих для своего опознания сколько-нибудь длительного времени, таких, как социально-демографическая принадлежность, символы социального статуса и т. д. Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности.

На симпатию влияют и некоторые особенности вербального и невербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику, резко повышает привлекательность человека улыбка, влияют на симпатию и ряд индивидуальных характеристик объекта, таких, как тембр голоса, конституциональный тип и т. д.

Значимой для симпатии является и склонность человека к самораскрытию[5] .В целом самораскрытие связано с симпатией положительно, но лишь до определенного предела. Если объектом самораскрытия между незнакомыми людьми становятся интимные моменты жизни человека, особенно те, которые находятся в противоречиях с общественной моралью, то симпатия снижается. Таким образом, симпатия и самораскрытие находятся аналогично симпатии и компетентности в криволинейной зависимости. Точка перегиба, в которой происходит смена знака зависимости, определяется здесь нормами данной субкультуры, диктующими определенный уровень откровенности и открытости между малознакомыми или незнакомыми людьми.

В целом психологические исследования зависимости эмоциональных отношений на первом этапе их развития от свойств их объекта позволяют сделать ряд выводов.

Во-первых, наибольшее влияние на симпатию оказывают такие легко наблюдаемые параметры, как внешность и социально-демографические характеристики.

В-третьих, между положительными свойствами объекта и симпатий к нему существует криволинейная зависимость — с какого-то момента дальнейшее увеличение выраженности данной характеристики (например, интеллекта или физической привлекательности) ведет не к увеличению, а к уменьшению симпатии к объекту.

И, в-четвертых, ни одна из характеристик объекта не определяет однозначно симпатии.

Большинство реальных контактов с другими людьми в начальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как к тебе относится твой партнер.

Это позволяет сделать вывод о существовании прямой пропорциональной зависимости между степенью сходства установок и уровнем симпатии.

Принцип сходства нарушается также и тогда, когда у человека уже сформировано отрицательное отношение к объекту — сходство установок здесь только снижает симпатию, когда объект более успешен, чем субъект по какой-либо значимой деятельности и в ряде других случаев.

Однако, несмотря на серьезные ограничения принципа сходства, в большинстве случаев он все же действует — полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку. С чем может быть связана такая зависимость?

Прежде всего надо проверить возможность обратного влияния симпатии на сходство установок, реальное или воспринимаемое. Действительно, хорошее отношение к человеку приводит к тому, что ему приписываются установки, сходные со своими собственными. Показано также, что в процессе общения при наличии положительных эмоциональных отношений в паре системы установок двух людей, как правило, сближаются.

Однако эта зависимость не отменяет того факта, что начальное сходство установок двух людей способствует появлению симпатии между ними.

Зависимость между симпатией и сходством установок может быть объяснена с точки зрения теории социального сравнения стремлением верифицировать свои взгляды. Кроме того, сходство установок по ряду позиций, обнаруженное в начальный период общения, может служить основанием для прогноза поведения и реакций другого человека — зафиксированное в условиях дефицита времени сходство, пусть даже и по несущественным вопросам, экстраполируется и на другие, более важные аспекты жизнедеятельности, служит своеобразным сигналом наличия согласия по широкому кругу имеющих для субъекта принципиальное значение проблем. Наконец, обсуждаемая зависимость может быть следствием воздействия третьей переменной. В качестве такой переменной могут выступать характеристики среды, в которой развивается процесс общения, — пространственная близость, принадлежность к одной субкультуре и т.д. Сходство взглядов приводит к выбору одинаковой среды, общность же среды стимулирует рост симпатии.

Другим классом свойств субъекта и объекта симпатии являются свойства личности. По данным одних исследователей, так же, как и в случае с установками, сходство играет положительную роль, по данным других — более важна взаимодополнительность потребностей сферы или соотношение, названное принципом дополнения т. е. ориентация на те личностные характеристики, которые слабо выражены у субъекта (например, робкий человек будет особенно симпатизировать смелому).

В целом же влияние соотношения личностных характеристик, весьма важное на последующих этапах общения в первый период оказывает на эмоциональные отношения довольно слабое воздействие. По-видимому, степень влияния в начальный период определяется, помимо всего прочего, возможностью быстро опознать то или иное свойство. В этом смысле личностные характеристики представляются наименее доступными, установки — более открыты, а легче всего опознаются социально-демографические характеристики объекта — его классовая, этническая принадлежность. Не случайно и сходство по этим характеристикам играет существенную роль в возникновении симпатии.

Таким образом в большинстве случаев симпатия возникает согласно принципу сходства. Причины столь большого влияния сходства на симпатию до сих пор до конца не ясны.

На первых этапах развития эмоциональных отношений на симпатию положительно влияет сходство социально-демографических характеристик и близость систем социальных установок и ценностных ориентации двух людей. Наибольшее влияние при этом оказывает близость взглядов по принципиальным для обоих субъектов и обобщенным предметам. Различные варианты соотношения личностных свойств партнеров оказывают противоречивое и не до конца понятное воздействие на симпатию. Симпатия к похожим на самого себя людям и соответственно выбор их в качестве партнеров по общению носят консервативный характер и могут быть следствием стремления к обеспечению психологической безопасности. У субъектов, ощущающих себя психологически комфортно , принцип сходства нарушается, они способны испытывать симпатию к людям, отличающимся от них по социально-демографическим характеристикам и придерживающимся иных по сравнению с их собственными взглядов.

Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что, несмотря на обширные исследования, еще не существует общепринятой теории, единого понимания проблемы. Разнообразие точек зрения свидетельствует о неразработанности этого понятия, о сложности его изучения. Перед исследователями стоит задача создания единой теории симпатии, анализа ее функции в жизни человека, изучения процесса формирования.

Разработка различных проблем симпатии будет способствовать решению многих практических задач: облегчит взаимодействие людей друг с другом, повысить эффективность управления социальными группами, усовершенствует технику психотерапии.

Проблема симпатий также важна не только в психологическом, но и в педагогическом аспекте. Ее понимание даст возможность лучше осознавать взаимосвязь личности человека и его эмоциональной сферы.

1. Гозман Л. Я. Теоретические предпосылки и методы исследования межличностной аттракции: Автореф. дис. . канд. психол. наук /МГУ им. М. В. Ломоносова. Психол. фак-т. — М., 1983.

2. Гозман Л Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. // Вопросы психологии - 1975. - № 2.

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии 1993. № 4.

5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства СПб.: Питер, 2007

6. Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - Краснодар, 1983.

7. Роджерс К. Эмпатия. // В сб. Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С. 235-237.

[1] Ильин Е. П. Эмоции и чувства СПб.: Питер, 2007

[2] Гозман Л Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

[3] Ильин Е. П. Эмоции и чувства СПб.: Питер, 2007

[4] Ильин Е. П. Эмоции и чувства СПб.: Питер, 2007

[5] Гозман Л Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

[6] Гозман Л Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Эмпатия – это одна из самых полезных способностей в современном мире. Она помогает и в личной жизни, и в общении с друзьями, и даже в работе. Действительно, этот навык помогает понимать эмоции и переживания других людей по жестам, мимике, движениям глаз, смене интонации и прочим едва заметным мелочам. Сегодня мы подробно разберёмся с тем, что такое эмпатия, какой она бывает, какие преимущества даёт и как можно развить в себе эту способность.

Что такое эмпатия?

Эмпатия — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, осознавать степень его переживаний.

Эмпатия является ключевым элементом эмоционального интеллекта, она полезна в общении и помогает находить общий язык с разными людьми. При этом у неё есть и отрицательная сторона – порой её сложно контролировать. Те, у кого хорошо развита данная способность, сильнее сопереживают людям, попавшим в беду. А чрезмерное сочувствие может доставлять неудобства.

Уровни эмпатии

Сила эмпатии у разных людей может варьироваться в широких пределах. Чтобы упростить классификацию, в психологии выделяют четыре уровня эмпатии:

1. Низкий. Людей, у которых уровень эмпатии очень низок, называют антиэмпатами. Они практически полностью лишены способности к сопереживанию, поэтому им сложно посмотреть на ситуацию чужими глазами. Обычно таких людей сторонятся, считая их холодными и черствыми. Но они сами и являются первоочередными жертвами собственной антиэмпатии. Им гораздо сложнее вливаться в коллектив, находить друзей и строить романтические отношения.

Не следует путать антиэмпатов с социопатами. И те, и другие практически полностью лишены способности к сопереживанию. Но в отличие от социопатов, антиэмпаты умеют отличать добро от зла. Все их проблемы ограничиваются неспособностью понимать других людей, находить общий язык и сближаться с ними.

2. Нормальный. Это самый обычный уровень эмпатии, свойственный большинству людей. Среднестатистический человек хорошо понимает чужие эмоции, но относится к ним равнодушно. Сочувствие он обычно проявляет только по отношению к друзьям и членам семьи, причём по-настоящему искренним это сочувствие бывает, только когда речь идёт о действительно близком человеке.

3. Высокий. Высокий уровень эмпатии подразумевает не только понимание чужих эмоций, но и сопереживание. Человек с высоким уровнем эмпатии обычно сочувствует сильнее и искреннее, но реже высказывает сочувствие вслух, поскольку старается быть деликатнее. Такие люди быстро сближаются с новыми знакомыми, им проще заводить друзей и строить романтические отношения, поскольку они без лишних слов видят, кому симпатичны.

Одним из важнейших компонентов правильного построения процес­са общения является эмпатия как умение сопереживать чувствам собе­седника.

Можно выделить несколько основных условий эмпатического обще­ния.

Умение слышать партнера, отмечая, что сказано и как.

Наличие положительных установок к собеседнику.

Развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Приятно говорить с чутким собеседником, который раз­деляет наши эмоции и переживания.

Развитие эмпатических способностей определяется:

условиями, в которых воспитывается человек;

числом содержательных коммуникативных связей человека в се­мье;

культурными традициями той среды, в которой вырос человек.

Как развивается эмпатия в процессе взросления человека? В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

В 5-7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются пред­ставления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.

из своего жизненного опыта;

из просмотренных кинофильмов;

из сказок, рассказов.

Период от 10 до 17 лет характеризуется тем, что постепенно, по мере приближения к юношескому возрасту, накапливается большой репер­туар ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче соци­альный и эмоциональный опыт личности.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и раз­нообразнее, чем больше у подростка представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.

Отражение чувств помогает и говорящему — он лучше и полнее на­чинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что яв­ляется началом преодоления кризиса.

Правила отражения чувств.

Понять чувства собеседника можно различными путями:

по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

по его словам, отражающим чувства.

Что же произошло?

Ситуация. Дети мгновенно улавливают наше дурное настроение. Беспокоясь за родителей, они часто винят в плохом настроении взрос­лых именно себя.

Как предпочтительнее поступать в данной ситуации?

Как влияет на личность ребенка такое противоречивое пове­дение матери?

Решение. У Димы возник внутриличностный конфликт как результат противоречия между позитивным содержанием, которое он слышит из уст матери, и тем, что он видит безрадостное выражение лица матери.

Противоречия и несовпадение сказанного и демонстрируемого ребенок чувствует и при наблюдении за действиями и поступками матери. Проти­воречивость ее поведения может выражаться и в том, что она иногда бы­вает спокойной и любящей, все понимает и все прощает, а в другой раз — нервной, отчужденной, ничего не хочет понимать и прощать.

Родители должны передавать детям положительный настрой, даже если им самим не всегда хватает при­сутствия духа.

Задание (на различение интонирования речи). Подготовьте фонограм­му с записями одних и тех же фраз с различными интонациями, выражаю­щими неуверенность, растерянность, агрессивность, возмущение и др.

Задание (на понимание эмоционального содержания печатного тек­ста). Приготовьте лист бумаги, разделенный на две части.

Слева нужно написать какой-либо текст, отражающий процесс об­щения, справа — названия выраженных в нем чувств.

Задание (на понимание эмоциональной стороны устной речи). Пона­блюдайте со стороны за общающимися и попытайтесь определить эмо­циональную окраску высказываний участников диалога.

^ Какое из данных высказываний нужно предпочесть? В чем различие их психологического смысла?

Решение. Обращение первого типа обеспечивает психологическую поддержку, тогда как второе выражает разочарование. Для нормально­го развития ребенок часто нуждается в психологической поддержке. Чтобы ее оказать, нужно:

опираться на сильные стороны характера, психики ребенка;

создавать ситуации гарантированного успеха;

проявлять веру в ребенка;

показывать удовлетворенность ребенком;

демонстрировать оптимизм. Поддерживать ребенка психологически можно:

прикосновениями к плечу, руке, легким объятием и т. п.;

выражением лица, улыбкой, кивком и т. п.

При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, при­меняя эмпатическое слушание.

Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчер­кивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклица­ниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

Свое расположение к нему подчеркните улыбкой.

Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое вни­мание на нем.

Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время выска­заться свободно.

Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

Не давайте советов и оценок без его просьбы.

Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении то­нальности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, накло­нах головы и тела.

эмпатия

Эмпатия – это эффективный инструмент общения,. Он помогает людям лучше понимать друг друга и добиваться успеха в жизни. Как любой инструмент, его важно уметь правильно применять. И в жизни, и в писательстве.

Способность к эмпатии влияет на способность к успеху

Эмпатию следует отличать от симпатии, сочувствия и переживания.

Ученые пока так и не пришли к единому мнению: приобретаются ли эмпатические реакции в ходе развития человека или они врожденные. Однако известно, что эмпатия проявляется уже у младенцев. Вспомним: как только один малыш заплачет, его дружно поддерживают своим плачем и другие малыши, которые находятся рядом.

Позже различные условия воспитания либо притупляют способность к эмпатии, либо благоприятствуют ее развитию. Развивают эмпатию т еплые взаимоотношения родителей с детьми, сопереживание взрослых другим людям и желание помочь тем, кому трудно.

По мнению психологов, важную роль в формировании эмпатии играет эмоция печали. Например, детский плач побуждает мать обратить на ребенка внимание, успокоить его. Печаль о потере близкого человека учит понимать подобное состояние других людей.

Те же, кто демонстрирует низкую степень эмпатии, как правило, замкнуты, недоброжелательны, более агрессивны. И менее успешны.

Эмпатия в общении

Все это создает благоприятную ситуацию, когда мы пытаемся выстроить диалог, принять совместные решения или разрешать проблемы.

Прежде всего, важно постараться выслушать и понять этого посетителя, мысленно занять его место. Почему он недоволен? Он очень одинок в личной жизни, его не понимают на работе. Ему плохо. И это его нытье, быстрее всего, – попытка привлечь к себе и своим внутренним проблемам внимание.

Когда мы знаем проблему, мы, вероятнее всего, найдем путь ее решения.

empatiya-pisatelstvo

Эмпатия в писательстве

Эмпатия помогает нам не только в реальной жизни. Так, она помогает писателю в творчестве. Он способен понять, кто его целевая аудитория, что она хочет получить от произведения, которое ей предлагают прочесть.

Для этого можно составить «эмпатическую карту«. Даже если потом мы ее не будем использовать, необходимые сведения останутся в нашем сознании. Карта может состоять из следующих подразделов:

2. Говорю и делаю. Как наш читатель ведет себя публично? Как говорит и действует? Какие вопросы задает, проблемы поднимает и как их решает? Как он ищет и выбирает книги, на что обращает особенное внимание? Эту информацию также можно найти на его страничках в соцсетях.

3. Вижу. Как живет наш читатель? Какие похожие на наши книги читает? Ответы находим, изучая не только его странички, но и материалы наших конкурентов, официальные обзоры.

4. Слышу. Как окружение нашего читателя влияет на него? Что говорят ему родные, коллеги, друзья, другие авторитетные люди? Какие СМИ он слушает, каким слухам доверяет, как реагирует на манипуляции? Слухи и мнения форумов, соцсетей, истории успехов и провалов, городские легенды и стереотипы — всё подобное нам в помощь.

5. Ценности и достижения. Как мы можем помочь читателю разрешить его вопрос, избавиться от сомнений? За какие возможности книги он готов платить? Какие ценности мы должны транслировать? Как нам лучше позиционировать произведение, книгу?

Систематизировав собранные данные, мы научимся лучше понимать свою ЦА. Особенно важны такие сведения, когда пишем книгу нон-фикшн. В конечном итоге, мы пишем, выпускаем книги для людей, значит, они должны отвечать их потребностям, разрешать их вопросы.

Однако писателю важно не только знать свою целевую аудиторию, но и персонажей своих художественных произведений. Их мы чувствуем тоже именно благодаря эмпатии. Без нее писатель вряд ли напишет эмоционально насыщенное произведение, которое тронет душу многих читателей. Скорее, получатся выхолощенные сюжеты, внутри которых действуют шаблонные, плоские персонажи.

Потом именно эмпатия помогает читателю понять героя книги, актеру – вжиться в образ, режиссеру – выстроить сюжетную линию спектакля или фильма…

И это еще не всё!

Если среди наших действующих лиц не найдется ни одного, кто способен чувствовать эмоции других персонажей, а действовать будут исключительно эгоистичные, замкнутые и агрессивные типы…

О-оп… Хотела написать, что не удастся создать что-то стоящее. А потом подумала: а что? Это отличная идея для произведения: представить мир, населенный именно такими персонажами! Нет тех, кто способен стать на чужую точку зрения, нет тех, кто способен понять, почему люди действуют так, а не иначе. Этакое общество закоренелых эгоистов.

А также мне интересно: какую роль в вашей жизни и творчестве играет эмпатия?

Эмпатия простыми словами: что это такое и для чего это вообще нужно

Однако, несмотря на внедрение данного научного термина в массы, многие люди до сих пор до конца не осознают, что он обозначает на самом деле: подавляющее большинство считает, что эмпатия является синонимом сочувствия, однако это не совсем так.

Эволюция научных подходов к изучению эмпатии

Эмпатия как феномен познания

Изначально феномен, который сейчас называется эмпатией, возник в рамках философии. Немецкий философ Теодор Липпс задавался вопросом о том, как можно познать предметы и явления окружающей действительности, в особенности сознание других людей, если мы обладаем только своим собственным сознанием. Он пришел к выводу, что когда мы видим состояние или действие кого-то другого, у нас в сознании возникает своеобразная имитация действительности, которая вызывает ощущения, в результате которых мы начинаем испытывать эмоции или чувства, которые мы и приписываем объекту, за которым наблюдаем.

Эмпатия как феномен общения

Вскоре американский психолог Карл Роджерс обозначил ценность эмпатических способностей в психотерапевтической работе и в личностном развитии человека как такового.

В результате развития идей об эмпатии как о феномене познания, с одной стороны, и как общения, с другой, она стала двуединым понятием [Т. Карягина, 2013].

Интегративный подход к эмпатии

В результате рассмотрения эмпатии как феномена познания и отношения ее понимание наукой вышло на качественно новый уровень: эмпатия начала восприниматься как способность к постижению эмоционального состояния других людей и ответному эмоциональному отклику.

Если говорить более конкретно, эмпатия – это, простыми словами, способность человека:

    других людей;
  • отождествлять это состояние со своими личными чувствами и эмоциями;
  • давать эмоциональный отклик на полученные чувства и эмоции, направленный во благо человеку, чье эмоциональное состояние было считано.

Как мы видим, суть эмпатии заключается в понимании другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах: чтобы понять человека, необходимо анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует. Только концентрируясь на внутренних переживаниях, а не на внешних проявлениях, мы можем в действительности понять друг друга и оказать друг другу помощь и поддержку.

  • наши собственные чувства помогают нам по аналогии понять, что чувствует другой человек;
  • понимание чувств другого человека позволяет нам понять его самого (познать его истинную суть);
  • глубокое понимание сущности человека дает нам возможность действовать так, чтобы оказать ему поддержку и помочь.

При этом эмпатия может иметь две направленности и использоваться как для помощи другим людям, так и во благо самому себе:

  • Гуманистическая эмпатия проявляется в том, что человек использует свои эмоции и чувства, возникающие в результате осознания неблагополучия или благополучия другого человека, чтобы поддержать его. Это проявляется в виде сорадости, сострадания, сочувствия, жалости и т.д.
  • Эгоцентрическая эмпатия заключается в том, что полученные сведения об эмоциональном состоянии другого человек использует для оценки собственного благополучия. Так, например, осознание радости другого может привести человека к пониманию того, что он несчастен, а осознание чужого страха может привести к собственному спокойствию [А. Реан, 2003].

Важно отметить, что неотъемлемыми чертами эмпатии являются альтруистические формы реагирования и общая положительная установка в общении с людьми. Поэтому случаи, в которых человек использует способность понимать эмоции других для достижения собственных корыстных целей, не являются эмпатией.

Эмпатия может осуществляться двумя основными способами:

При изучении феномена эмпатии важно обратить внимание на две ее основные формы:

  • сочувствие позволяет испытывать эмоции и переживать собственные чувства по поводу эмоциональных состояний других людей;
  • сопереживание предполагает переживание субъектом эмоциональных состояний другого путем отождествления себя с ним.

Теперь, когда мы поняли суть эмпатии, давайте рассмотрим механизмы, которые лежат в основе ее возникновения и развития.

Механизмы возникновения и развития эмпатии

Наука объясняет феномен эмпатии наличием зеркальных нейронных сетей, благодаря которым при наблюдении за действиями и состояниями других людей в нашем собственном головном мозге возбуждаются отделы, ответственные за выполнение этих действий или ощущение этих состояний.

Эмпатия основывается на понимании человеком эмоций и чувств, поэтому ее основное развитие происходит в дошкольный период: маленькие дети начинают активно сопереживать другим людям с 3 лет, а в возрасте 4-6 лет у ребенка базовая эмпатия проявляется уже по отношению не только к близким, но и ко всем людям в принципе.

Уже в 5 лет ребенок может не только почувствовать, но и воспроизвести эмоциональные переживания других и связать их с определенными действиями. В том же возрасте дети начинают различать эмоции по экспрессивным признакам (мимике, пантомиме и т.д.), при этом особую роль в распознавании и понимании играют именно вербальные функции. Наиболее четко ребенок распознает и понимает именно отрицательные эмоции.

В период дошкольного возраста у детей также формируется понимание более сложных эмоций, связанных с развитием чувств другого порядка, к которым относятся эстетические, интеллектуальные, праксические и высшие (морально-нравственные) чувства. Тогда же ребенок начинает понимать, что иногда эмоции могут быть амбивалентными, т.е. человек может одновременно испытывать два противоречивых чувства, а также то, что эмоции не всегда обусловлены только внешними факторами, но иногда на них влияют внутренние, субъективные факторы.

В дошкольном возрасте эмпатия проявляется в достаточно ярком, можно сказать, даже остром, виде. Причем практически всегда она воплощаются в поступках ребенка: если он радуется за другого, то может броситься его обнимать, если кому-то завидует, то обязательно пожалуется и т.д.

Важно отметить, что эмоциональное научение ребенка проходит с серьезными трудностями, более того, сам его результат является куда менее стойким, чем обучение моторным и сенсорным навыкам. А вот нестабильные проявления эмоциональной отзывчивости являются признаком наличия патологии разной степени тяжести.

Исследователи выделяют две основных причины, которые приводят к эмоциональным нарушениям и снижают уровень эмпатии – это неблагоприятные взаимоотношения с другими людьми и собственный мир переживаний ребенка.

Также существует ряд серьезных патологий, основными признаками которых являются полное отсутствие эмпатии и/или ее нарушение: аутизм, психопатия и нарциссическое расстройство личности. Нарушение эмпатии встречается в клинической картине не только вышеперечисленных заболеваний, однако в них оно наиболее ярко выражено и является одним из основных симптомов.

Тем не менее даже у тех людей, которые с рождения обладают способностью к эмпатии, ее уровень существенно варьируется.

Уровни развития эмпатии

Нейропсихолог Крис Фрит выделил три уровня эмпатии:

Теперь рассмотрим, как уровень эмпатических способностей влияет на жизнь человека и зачем вообще они нам нужны.

Роль эмпатии в жизни человека

Наибольшую ценность и важность имеет эмпатия в общении: она является одной из основных составляющих эмоционального интеллекта и составляет некое ядро коммуникации, от которого зависит способность человека к построению, поддержанию и развитию межличностных отношений, поэтому развитая эмпатия необходима каждому человеку, живущему в социуме.

Однако для некоторых людей уровень развития эмпатии играет особую роль, что, прежде всего, обусловлено спецификой профессиональной деятельности. Она является неотъемлемым условием психотерапевтической деятельности, поскольку только эмпатическое понимание способствует установлению доверительного контакта терапевта с клиентом и гарантирует эффективность лечения. Также развитые эмпатические способности остро необходимы учителям, преподавателям и медицинским работникам, сотрудникам полиции, МЧС и т.д.

Но если в одних случаях развитая эмпатия является необходимым условием для осуществления профессиональной деятельности, в других она представляет собой лишь один из факторов успешности ее осуществления, – это касается всех других профессий, которые в той или иной степени предполагают взаимодействие с людьми: работники в сфере продаж и обслуживания, управленцы и т.д.

Дадим более четкое описание людям с разной степенью развитости эмпатических способностей.

Низкий уровень эмпатии

Средний уровень эмпатии

Высокий уровень эмпатии

Человек, обладающий высоким уровнем эмпатических способностей, может уловить даже мелкие сигналы, говорящие об эмоциональном состоянии других людей. Он способен понять практически любого человека и найти к нему индивидуальный подход. Такие люди не осуждают других, отличаются здоровым альтруизмом и доброжелательностью. Как правило, они становятся хорошими психологами, врачами, учителями или выбирают другую профессию, связанную с помощью людям.

Определить уровень своих эмпатических способностей можно с помощью следующих методик:

Однако низкий уровень развития эмпатических способностей всегда говорит о необходимости повысить его, чтобы научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, а средний указывает на то, что вы обладаете достаточной эмпатией, но вы можете повысить ее, если на то есть желание или необходимость.

Развитие эмпатии

Чтобы развить свои эмпатические способности, необходимо развивать коммуникативные навыки и получать опыт взаимодействия с абсолютно разными людьми. Существует множество эффективных методов повысить потенциал к эмпатии, но сегодня мы приведем только несколько из них.

Научитесь понимать собственные эмоции и чувства и обращаться с ними

Расширяйте круг своего общения

Чтобы повысить эмпатию, необходимо лучше разбираться в людях. Сделать это можно только в том случае, если вы общаетесь с абсолютно разными людьми: по полу, возрасту, национальности, социальному и материальному положению, взглядам, интересам, темпераменту, характеру и т.д. Большинство людей общается преимущественно с теми, кто похож на них, но в этом случае выражать эмпатию намного проще. Постарайтесь узнать и понять тех, кто от вас кардинально отличается.

Уделяйте больше времени живому общению

Практикуйте активное эмпатическое слушание

Концертируйте свое внимание на том, что хочет до вас донести человек, а не на том, что вы сами думаете по этому поводу, т.е. откажитесь от суждений. Не отвлекайтесь на посторонние раздражители: отложите свой телефон, не смотрите по сторонам, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте говорящего и т.д. И обязательно задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять, что человек хочет вам сказать на самом деле. Это позволит вам научиться устанавливать доверительный контакт с людьми и лучше понимать их.

Используйте технику отражения или отзеркаливания эмоций

После того, как вы выслушаете собеседника, постарайтесь пересказать, что он пытался до вас донести, акцентируя внимание на его эмоциях. Покажите человеку, что вы понимаете, что он чувствовал: сделайте это как вербальными, так и невербальными способами. Это позволит вам правильно поддержать человека и выразить ему сочувствие.

Все вышеперечисленные рекомендации помогут вам повысить уровень своих эмпатических способностей при непосредственном контакте с эмоциональными состояниями. Однако существует и ряд способов, позволяющих научиться эмпатии косвенным образом:

Тем не менее важно отметить, что высокоразвитая эмпатия имеет свою обратную сторону: если человек не умеет контролировать собственные эмоциональные состояния, но при этом тонко чувствует эмоции других людей, это может привести к личному дистрессу или дерегуляции эмоций – возникновению сильной негативной реакции на переживания другого человека, которая проявляется в виде злости, тревоги, агрессивности, раздражения, печали и т.д.

В большинстве случаев личный дистресс приводит к тому, что человек просто избегает источника негативных эмоций и чувств, но если этого сделать невозможно, последствия могут быть куда более плачевными, чем простая неспособность оказать другому поддержку [Т. Карягина, 2013].

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы сможете развить свою способность к эмпатии до наивысшего уровня! Также предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить знания:

Читайте также: