Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей рб доклад

Обновлено: 02.07.2024

Семья — социальный институт . Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989), ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в 1990 году. Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с данной Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, семья находится под защитой государства. Государство осуществляет заботу о семье путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании и других видов помощи семье.

Правовые основы семейного воспитания содержатся также в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь об образовании. В частности, Конституция РБ обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду, воспитывать у них трудолюбие.

Статья 3 5. КОДЕКСА РБ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся

  1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление матери и отцу равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних, а также нетрудоспособных детей. Родители, не выполняющие свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, лишаются родительских прав. Основаниями для этого могут служить: жестокое обращение с детьми, антиобщественное поведение родителей (алкоголизм, наркомания и т.д.), тяжелые психические расстройства родителей и т. п. В сложных для детей семейных ситуациях органы опеки и попечительства осуществляют надзор и регулируют отношения родителей и других родственников к детям.

Уклонение от выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей представляет собой особую опасность, потому что оно не носит разового характера, а повторяется систематически, ущемляя интересы несовершеннолетнего ребенка.

Именно наличие системы в действиях (бездействии) родителя, то есть совершение неоднократных поступков, свидетельствующих о нежелании заботиться о жизненно важных потребностях своих детей (в пище, одежде, лечении, воспитании и так далее), подтвержденных фактами, выявленными при рассмотрении ситуации, служит основанием вынесения решения о лишении родительских прав.

Более мягкой мерой семейно-правовой ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей является отобрание ребенка без лишения родительских прав.

В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

  1. Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

В то же время Декрет №18 предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.

В таком случае ребенок помещается на государственное обеспечение, а к родителям применяются установленные меры воздействия: постановка на учет в органах внутренних дел; обязательное трудоустройство; взыскание расходов, затраченных государством на содержание их детей; наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств; выселение из занимаемых жилых помещений; направление в лечебно-трудовые профилактории.

Ст.10.3. Кодекса Республики Беларусь об административном правонарушении.

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, -

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища - влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей. Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 75. Воспитание детей.

Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка государство применяет ст. 85.

Статья 85. Отобрание ребенка без лишения родительских прав.

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

Статья 15. Право на проживание в семье

Каждый ребёнок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребёнка. Право выбора одного из родителей для совместного проживания даётся ребёнку по достижении им десяти лет. Статья 17. Ответственность семьи за ребёнка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объёме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами РБ. Нарушение прав и ущемление интересов ребёнка родителями (опекунами, попечителями) влечёт ответственность, предусмотренную законодательными актами РБ. В случаях, установленных законодательными актами РБ, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства РБ.

Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 3 минимальных заработных плат (ст. 162 КоАП РБ).

В случае, если родители, или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками и. тем самым, ставят свою семью в тяжелое материальное положение, то ст. 373 ГПК Беларуси дает право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства, общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении в дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему па руки зарплату, пенсию, пособие.

Уклонение от воспитания своих детей, жестокое обращение с ними, ведение аморального антиобщественного образа жизни, заболевание алкоголизмом или наркоманией влечет применение крайней меры - лишение в судебном порядке родительских прав и помещение детей в детские учреждения либо в приемные опекунские семьи (ст. 80 КоБС Беларуси).

Права человека – это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека вне зависимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, которые гарантируют людям полноценную жизнь в обществе, каждому дают возможность раскрыться как личности. Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека.

Президент - Детям

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости заявила о приверженности нормам международного права и о том, что суверенитет страны объявлен во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает равенство и свободу всех людей с момента их рождения. Однако маленькие дети естественным образом ограничены в правах: ведь они многого не знают, не имеют жизненного опыта и не могут нести полноценную ответственность за свои поступки. Чем старше становится ребенок, тем больше личных прав и личной ответственности он приобретает.

До определенного возраста интересы детей защищают родители или опекуны. Они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.

Когда речь идет о правах ребенка, то подразумеваются в первую очередь его права как личности. Ребенок, как любой человек, имеет право на уважительное отношение, достойное существование и развитие своих способностей.

Ребенок имеет право:

  • на жилище;
  • на жизнь и здоровое развитие;
  • на особую заботу при ограниченных возможностях;
  • на равные права независимо от национальности, пола и религии;
  • на образование;
  • на семью;
  • на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;
  • на пользование родным языком;
  • на собственное мнение и право свободно выражать его;
  • на здравоохранение и социальное обеспечение;
  • на полезное и качественное питание;
  • на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством;
  • на защиту от экономической эксплуатации;
  • на защиту от жестокого обращения;
  • на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации.

В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней закреплены международно признанные права детей. В основе Конвенции лежат четыре общих принципа, при соблюдении которых каждый ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать свои способности. Республика Беларусь также присоединилась к этой Конвенции.

Общие принципы Конвенции о правах ребенка

Свобода от дискриминации

Дети разного пола и возраста имеют различные интересы и потребности, но все они наделены одинаковыми правами и должны иметь равное обращение вне зависимости от пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Принимая решения и планируя свои действия, взрослые всегда должны учитывать интересы ребенка. Этот принцип касается семьи, органов власти, судов, государственных и частных институтов.

Права ребенка на жизнь и развитие

Родители обязаны делать все возможное, чтобы ребенок мог нормально развиваться и реализовывать свои способности. Государство предлагает родителям всевозможную помощь и поддержку. Если, несмотря на помощь государства, родители не могут обеспечить ребенку необходимые условия, государство берет эту обязанность на себя.

Уважение взглядов ребенка

В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо прислушиваться к нему, учитывать его мнение, а не просто принимать решение за него, пусть даже в его интересах. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка.

Согласно пункта 4 статьи 9 Конвенции о правах ребенка в тех случаях, когда такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством-участником, например, при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей ребенка, такое государство-участник предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка.

1. В Республике Беларусь органом, обеспечивающим защиту прав и законных интересов детей-граждан Республики Беларусь, оставшихся на территории иностранного государства без законного представителя, является орган опеки и попечительства по месту регистрации (по последнему месту регистрации) родителей ребенка (единственного родителя) (далее – орган опеки).

2. В целях обеспечения своевременной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, оставшихся на территории иностранного государства без законного представителя, органу опеки необходимо:

б) в трехдневный срок:

запросить в Департаменте по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь сведения о местонахождении родственников ребёнка, проживающих на территории Республики Беларусь;

в) в пятидневный срок со дня получения информации о родственниках, выяснить мнение (в письменном виде) и изучить условия их жизни в целях определения дальнейшего устройства ребенка в семью родственников.

В случае, если ребенок остался без законного представителя на территории государства, с которыми граничит Республика Беларусь, орган опеки может письменно обратиться в компетентный орган иностранного государства по месту нахождения ребенка с просьбой оказать содействие в перемещении несовершеннолетнего до нейтральной территории с границей Республики Беларусь.

3. В срок до одного месяца необходимо подготовить решение (распоряжение) местного исполнительного и распорядительного органа о перемещении несовершеннолетнего на территорию Республики Беларусь. Данное решение должно содержать:

сведения об ответственных лицах за выделение транспортных и командировочных расходов;

сведения о сопровождающих лицах (представителях органов опеки, медицинского работника (при необходимости), иных сопровождающих);

информацию о жизнеустройстве несовершеннолетнего на территории Республики Беларусь.

Справочно. Если на день вынесения решения (распоряжения) местного исполнительного и распорядительного органа о перемещении несовершеннолетнего на территорию Республики Беларусь ребенку в Республике Беларусь назначен опекун (попечитель), опекун может (доставить) сопровождать ребенка в Республику Беларусь.

4. В трехдневный срок со для вынесения решения (распоряжение) местного исполнительного и распорядительного органа о перемещении несовершеннолетнего на территорию Республики Беларусь орган опеки о принятом решении (сопровождающих лицах, номере транспортного средства для перемещения ребенка в Республику Беларусь) должен проинформировать:

а) Посольство Республики Беларусь в иностранном государстве для оказания содействия и получения разрешения на однократный въезд сопровождающим лицам на территорию иностранного государства (при необходимости);

б) компетентный орган иностранного государства по месту нахождения ребенка для согласования даты, времени и места передачи ребенка сопровождающим лицам Республики Беларусь.

5. После получения подтверждения из компетентного органа иностранного государства по месту нахождения ребенка о готовности передать ребенка сопровождающим лицам Республики Беларусь с указанием даты, времени и места передачи, репатриировать ребенка в Республику Беларусь.

6. Орган опеки и попечительства в установленном законодательством порядке принимает меры по устройству на воспитание ребенка на территории Республики Беларусь.

7. Орган опеки и попечительства в трехдневный срок после репатриации ребенка информирует Национальный центр усыновления о результатах работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, оставшегося на территории иностранного государства.

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.

Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.

Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

  • осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
  • пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных организациях;
  • исполнение органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей;
  • обеспечение исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, оказания им качественных медицинских услуг;
  • надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
  • проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;
  • требование от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также другие направления работы.

При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Читайте также: