Занятия вятичей доклад 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Что интересно, одни современники называли вятичей диким племенем, а другие отмечали, что их культура достигла значительного уровня развития. Какими же на самом деле были эти славяне? Что можно узнать о них в древних текстах и имеющихся сведениях? Что представляли собой их нравы и традиции?

Быт и нравы вятичей

Вятичи обосновались в благодатных краях, среди лесов, полных зверем и птицей, на которых можно было охотиться. Достаточно быстро вятичи развили сельское хозяйство, научились обрабатывать землю и разводить скот. Как понимаете, в сравнительно небольшие сроки этот народ сумел развить свою культуру.

Религиозные традиции вятичей

Чтобы понять, почему летописец Нестор даёт столь нелестную характеристику вятичам, стоит познакомиться с их религиозными обычаями. Очень долгое время представители племён вятичей оставались язычниками (даже тогда, когда большая часть Руси приняла христианство).

Главным божеством у них выступал Стрибог (его порой называли Старый Бог). Согласно преданиям, именно он ознакомил людей с кузнечным делом и научил создавать из металла ценные предметы и орудия труда.

Не менее почитаемым был и Ярило – бог весеннего солнца. Конечно, с его праздником связывали начало полевых работ, время оживления земли. Среди молодёжи главным покровителем считался Лель – воплощение юности, красоты и весны. Кроме того, этот бог помогал обрести счастье в любви.

Помимо богов, в мире вятичей существовали самые разные духи. Это – привычные для нас образы славянской мифологии. К примеру, в лесах, как верил народ, проживал седой косматый старик, который следил за порядком под сенью деревьев. Звали его Лешим. А вот водоёмы контролировал Водяной. Он же считался царём подводного мира, “отцом” русалок и прочей водной нечистой силы.

Даже во времена распространения христианства вятичи не спешили отказываться от веры предков. Летописец Нестор, считавший язычников дикими племенами, причислял к ним и вятичей. Он как христианин не мог смириться с верой вятичей в древних богов, совершением ими старинных обрядов поклонения своим небесным покровителям.

Тайны курганов

О культуре древних народов проще всего судить по археологическим находкам, а именно – погребениям, что были найдены учёными. Это относится и к вятичам. Если объективно взглянуть на различные курганы, принадлежащие представителям разных славянских племён, то можно сделать вывод о том, что культура вятичей находилась на высоком уровне развития. Почему? Об этом свидетельствуют предметы, найденные в захоронениях. По ним можно сказать, что вятичи с особым почтением относились к умершим. Кроме того, поражает обилие предметов, оставленных в курганах.

Вероятно, народ этот представлял, что в загробном мире умершему пригодятся самые разные вещи, которыми он пользовался при жизни. Особенно богаты (как в материальном, так и в художественном плане) захоронения женщин. И, кстати, это указывает на почитание женщин (быть может, даже некие матриархальные аспекты).

Некоторые усыпальницы вятичей представляют собой одиночные захоронения, однако встречаются и образцы коллективных могил. На мой взгляд, необходимость в последних возникала во время войн с другими племенами. Стоит отметить, что вятичи были весьма искусны в военном деле, благодаря чему долгое время властвовали на своих землях.

Особое украшение

У женщин вятичей было распространено ношение определённого украшения, что являлось своего рода отличительной чертой представительниц этого народа. Это – височные кольца. Их продевали через кожаную или тканевую ленту, которую повязывали вокруг головы.

В некотором роде такое украшение напоминало серьги, однако отличалось особым способом крепления. У многих женщин вятичей в курганах найдены височные кольца со специфическими узорами и рисунками, что позволяют идентифицировать принадлежность к племени.

Конечно, сегодня мы не можем утверждать, что знаем все традиции вятичей. Более того, нам известна лишь незначительная часть сведений о культуре этого народа. О землях, населённых вятичами, упоминал древнегреческий поэт Гомер, что указывает на значительный уровень развития племён. Нестор-летописец описывал их как диких и беспощадных язычников. Где же правда? Несомненно, она находится посередине, вятичи были одним из типичных восточнославянских племён, имевших собственную культуру и обычаи и хранивших старинные традиции своего народа.

Племена восточных славян. Кто такие вятичи?

Сегодня мне захотелось пройти по вехам истории, заглянуть в стародавние времена и рассказать о наших предках – славянах. Как они жили, во что верили и так далее.

Племена восточных славян делятся на несколько племенных союзов, но я остановлюсь лишь на одном – на вятичах. Именно они ко мне ближе =) территориально. Весьма примечательный народ, но об этом ниже.

Меня всегда интересовало прошлое, быт, нравы, обычаи наших предков. Так вот на днях я занялась чтением разных заметок в сети, книг, учебников (слишком далеко, правда, еще не заглядывала).

Среди прочитанного, было несколько книг, но выделю я две:

Кто такие вятичи

Вятичи – одно из племен восточных славян, которые жили на территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей в период между 8 и 13 веками.

Само слово "вятичи" восходит к имени родоначальника племени – Вятко (Вячеслав):

Есть и другие версии:

Вантит – земля вятичей?

Арабские летописи повествуют о том, что в 9-11 века, в бассейне Оки существовало независимое от Киева государство, которое именовалось Вантит. И жили в нем воинственные люди, и имя им было — Вятичи. Конечно, все могло быть и не так, но теория интересная.

Из всех племен восточных славян, вятичи — самое выдающееся (по ряду причин), отчасти, они действительно Великий народ. Нет, конечно, усыпальниц под небеса наши предки не сооружали, странных письмен, над которыми ломали бы свои светлые головы историки и криптографы, они нам тоже не оставили, однако.

Племена восточных славян. Кто такие вятичи?

Как жили наши предки

Хочется напомнить, что территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:

В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.

Так вот, среди этих густых лесов и поселились наши с вами предки. Не в самой чащобе, конечно, а вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:

  • река — источник пищи;
  • торговый водный путь - один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).

Если говорить о ремеслах, то стоит упомянуть, что у вятичей было хорошо развито кузнечное дело. Этому способствовали залежи древесного угля и наличие железной руды (болотного железа). Из железа изготавливались:

  • хозяйственно-бытовые предметы;
  • украшения;
  • оружие.

Помимо кузнечного ремесла, у наших предков были хорошо развиты ювелирное дело,гончарное ремесло и земледелие.

А если еще учесть то, что вятичи применяли железные орудия труда, да в качестве тягловой силы использовали лошадь, то и урожаи они имели фантастические. Все это помогало сытно жить, да еще и с Новгородскими землями торговать.

Ко всему прочему, не стоит забывать о таких вещах, как животноводство, охота (пушниной выплачивалась дань хазарам) и рыбная ловля. Поймы рек, вблизи которых селились славяне – идеальные пастбища для крупного рогатого скота, овец и лошадей. А раз есть крупные животные, то и птица тоже само собой: утки, гуси, куры. Ну и свиней тоже нужно упомянуть.

На основе всего вышесказанного можно смело делать вывод о том, что у вятичей и торговля была неплохо развита. Чему, в общем-то, есть подтверждения: историки утверждают, что помимо соседних земель (таких как Новгородское княжество), наши предки торговали еще и с мусульманскими странами.

Кстати говоря, арабы считали вятичских купцов одними из самых богатых.Этому есть и археологические подтверждения: клады, найденные в этих землях составляют половину всех кладов, когда-либо найденных на территориях в прошлом заселенных славянами.

Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов (перечислять их тут не стану, на эту тему уже была статья). Все перечислять не стану, а вот Дедославль упомяну (почти родное село для меня).

Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.

Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:

Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.

Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:

Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.

Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.

Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).

Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.

Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.

И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.

В I-й части этой темы был проведён анализ материальной культуры группы восточнославянских племён сформировавшихся на базе Лука-райковецкой, Пеньковской, Волынцевской, и родственной ей Роменско-борщевской археологических культур (АК). Это территория Среднего Приднепровья и далее на юг, вплоть до Чёрного моря, на западе до реки Западный Буг, на востоке до верховьев Дона, которую занимали такие племена, как Волыняне, Древляне, Дреговичи, Поляне, Северяне, Белые Хорваты, Тиверцы и Уличи

Но что собой представляли племена, которые проживали севернее, выше упомянутой, территории? Какова их родословная, и какой вклад они внесли в копилку материальной культуры Древней Руси? К ним относятся такие племенные союзы: Радимичи, Кривичи, Словене ильменские и Вятичи

Радимичи и их соседи в IX-X веках. Полюдье киевских князей по данным византийского императора Константина Багрянородного

Радимичи и их соседи в IX-X веках. Полюдье киевских князей по данным византийского императора Константина Багрянородного

РАДИМИЧИ . Этот союз племён заселял междуречье Днепра и его притока Десны, а также бассейн Сожа. В письменных источниках они упоминаются с 885 по 1169 годы. Вошли в состав Древней Руси в 984 году , когда на них совершил поход киевский князь Владимир Святославович. Авангард его войска под командованием воеводы Волчий Хвост разбил дружину Радимичей на реке Пищать и с этого момента они потеряли самостоятельность.

Изучение материальной культуры Радимичей началось с археологических раскопок курганов во вт. пол. 19 в . Работы не прекращаются, и по сей день. Установлено, что Радимичи, как бы состоят из двух этносов. Более древний, автохтонный, сформировался на основе Колочинской АК (4 - 7 века), которая в свою очередь берёт начало от Киевской АК , а значит, она родственна, как Пеньковской АК — Антам, так и Пражско-корчакской АК — Венетам . Но Колочинская АК, в отличи от будущих Радимичей, простиралась значительно восточнее, аж до верховий Сейма

В основном колочинцы проживали в незащищённых селениях, что говорит о мирных временах для этой культуры. Хотя всё-таки у них были укреплённые пункты, но без постоянного проживания. Такое чувство, что они их создавали на всякий случай (значит, потенциальная угроза могла быть). И действительно, нашествие, каких-то кочевников происходило в промежутке между 630 - 660 гг . Поселения южной стороны этой культуры были разорены и в этих местах отмечается большое количество, так называемых антских кладов .

Но Колочинская АК прекращает своё существование в последней четверти 7 века уже от вторжения славян с Поволжья — Именьковской АК . Археологи отмечают военные действия между этими славянскими культурами. Колочинцы терпят поражение. Часть из них ассимилируется пришлой культурой. Уже хорошо то, что у них был один язык и культура (и те и те славяне, как ни как). На этом месте образуются Волынцевская и родственные ей Роменвско-борщаговская АК — Северяне . Но всё же часть колочинцев отходит западнее в междуречье Днепра, Десны и в бассейн р. Сож. По сути, они тоже "выросли" из Антов.

Вторая часть этноса будущих Радимичей , по мнению большинства учёных, где то в середине 9 века пришла в эти места из Верхнего Приднестровья . Там в это время активизировались Венгры , и это славянское племя решило уйти на север в леса, подальше от беспокойного района. Но, как они отмечают, в их культуре нет западнославянских признаков.

Бюст-реконструкция женщины радимичанки 25-30 лет из д. Каласы (Рогачевский район, Гомельская обл.), XI-XII век.

Бюст-реконструкция женщины радимичанки 25-30 лет из д. Каласы (Рогачевский район, Гомельская обл.), XI-XII век.

В бассейне реки Вабли сосредоточены курганы с захоронениями, как Радимичей, так и Северян. Вообще, в районе севернее нижнего течения Десны сосредоточены курганы Радимичей, Дреговичей и Полян. Хоронить умерших в то время старались на границе своих владений. Во-первых, так эта граница помечалась, и во-вторых, по верованиям умершие должны были её охранять. Даже была такая традиция хоронить ушедших в мир иной под порогом дома, всё с той же целью

Для Радимичей характерны захоронения 9 - 10 вв. с трупосожжением на месте, в 11 - 12 вв. появляются трупоположения. Ритуал захоронения, так же, как и верования — это самые стойкие традиции любого этноса. Порой они держаться тысячелетиями. Так, трупосожжение — это явно признак похоронного ритуала индоевропейцев-ариев , которые были единой общностью ещё 3 тыс. лет до н.э . Не надо вам рассказывать, что до сих пор у индусов, приверженных ведизму (предки которых пришли на Индостан ок. 1600 до н.э. из Северного Причёрноморья), существует трупосожжение. На Руси, среди славянских племён, ритуал трупосежжения начинает заменяться трупоположением-игумацией с конца 10 в. (с принятием христианства). Хотя, на протяжении длительное время, возле захоронений по христианскому обряду, ещё жгли очищающие костры, и применяли другие, языческие обряди: например, клали вещи покойнику, которые могли ему пригодиться в мире ином

В конце I-го тысячелетия нашей эры славянские племена начинают активную миграцию на север. Они полностью поглощают дьяковскую культуру – часть финских племен вытесняется на север, а большая часть ассимилируется. Как считает В.В. Сидоров, в нашем крае ассимиляция прошла безболезненно, поскольку славянский элемент проник в местную финно-угорскую среду задолго до основной волны славянской миграции. Его следы прослеживаются во взаимодействии иеневской и рессетинской культур, в следах фатьяновской культуры (отнесенной к трипольскому славянскому миру), в возможном формировании отдельной Каширской культуры, где шел активный процесс культурного обмена между славянами, балтами (этноса возникшего, по его мнению, не без влияния славянского мира) и угро-финскими племенами дьяковцев (в период с V по II век до нашей эры).


Вероятно, это была первая волна славянской миграции в нашем крае. Вполне объяснимо, что при отсутствии какого-либо подобия дорог, миграция шла по рекам и, прежде всего, по Оке. С верховьев реки до нашего района среднего течения Оки и далее на север и северо-восток. Этот проторенный путь сохранился и в последующие этапы славянской миграции. Можно предполагать, что в нашем крае в конце I-го тысячелетия до нашей эры и в I-м тысячелетии нашей эры, существовал некий полиэтнос, появившийся из слияния угро-финских, балтских и славянских племен. Именно существование этого полиэтноса может объяснить загадочное, до сих пор научно необъяснимое, исчезновение дьяковских городищ в V-VII веках н.э.

В наше время уже не вызывает сомнений тот факт, что частичное проникновение славян в бассейн реки Оки заметно уже с конца IV века (после нашествия гуннов) и усилилось с середины VI века (после нашествия аваров).

Побуждало славян к миграции и изменение климата. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Началось великое славянское переселение.

Идя далее, вобрали в себя вятичи и мощинскую культуру балтских племен, с которой они встретились в VII-VIII веках в верховьях Оки, перебравшись оттуда с левого берега Днепра. От мощинцев они взяли полукруглую форму строительства валов укрепленных городищ и сооружение курганов с кольцевыми оградами при захоронении. При этом в кургане вместе с покойником вятичи стали хоронить коней и оружие, как делали балты. Переняли вятичи и обычай украшать себя шейными гривнами и перстнями. И, наконец, в конце VIII – начале IX века вятичи приходят в наш край. Малозаселенный и почти нетронутый. С прекрасными местами для устройства типичных вятичских поселений – на высоких берегах рек и оврагов. Без кровопролития ассимилировали вятичи местное население из первых славян, смешавшихся с финно-уграми и балтами. Не случайно, что первые поселения вятичей в нашем крае расположились на месте бывших дьяковских городищ – на городище 2 и селищах 1, 4 и 5 Колтово, на селище Лидское, а также по левому берегу Оки на селищах Смедово II и Смедово III.

Самые ранние следы пребывания вятичей в нашем крае датируются концом VIII – началом IX века. Это подтверждают, сделанные в Каширском районе и на сопредельных ему территориях, находки керамики, характерной для роменско-боршевской культуры. Она аналогична той, которую нашла Т.Н. Никольская в ранних слоях при раскопках города вятичей Серенска (Калужская область).

Лепная грубая посуда этого типа найдена у нас на поселении 1 в Колтово (Колтово 2) и на селище 4 (Колтово 8).

Ее характерная деталь – орнамент в виде отпечатка веревочки. Здесь же зафиксированы и детали печей-каменок,характерных для ранних вятичей.

Находки из древнерусского слоя Колтово принадлежащие вятичам

В городищах селились ремесленники. Археологические раскопки свидетельствуют о развитии у вятичей кузнечного дела, литья металла. Были развито ювелирное мастерство, ткачество (на археологических памятниках Колтово нередко находили шиферные и глиняные пряслица), гончарное и камнерезное дело.

Если в гончарном ремесле у восточных славян наступила кэтому времени унификация – керамику стали делать на гончарном круге и украшать одинаковым для всех линейным или волнистым узором (эта керамика находится во всех археологических памятниках, открытых в Каширском крае), то в ювелирном деле имелись различия. В ювелирном ремесле вятичи лишь немного уступали Киеву и изготавливали браслеты, перстни, височные кости, крестики, амулеты и т.п.

Читайте также: