Доклад на тему русские народные сказки для дошкольников

Обновлено: 05.07.2024

Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки нам читали родители, какие сказки мы полюбили больше всего, и какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего, это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе; интересные сказки, полные таинственности и чудес; красивые сказки, прекрасные и содержанием, и иллюстрациями; сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение. Дошкольный возраст – это, бесспорно, возраст сказки. Именно в этот период ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность, открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное.

Сказочная композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она помогает им понять на доступном для них языке красоту окружающего мира и становится незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряют трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек может стать красна девица - (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка станут далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.

Кроме того, сегодня дети часто воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Русские же сказки незаслуженно забыты, что, на наш взгляд, является большой ошибкой и непростительным упущением со стороны взрослых. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга и помочь ребёнку овладеть родным языком.

Между тем овладение ребёнком дошкольного возраста родным языком является важнейшим приобретением, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. С самого детства малыш должен привыкать к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие дошкольников в целом и их речь в частности. Устное народное творчество помогает ребёнку не просто говорить, описывая последовательность событий, а ещё и обогащает его речь. Чудесное влияние сказки на развитие речи ребёнка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-либо ещё. Добрые и поучительные сказки обязательно оставят в душе дошкольника неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами, стремлением говорить чище, лучше, грамотнее.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Мы полностью согласны с Евгенией Александровной, что искусством рассказывания сказки, должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа, пожалуй, ни в чём не проявляет себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать данный вид устного народного творчества, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Именно поэтому мы решили использовать сказки для развития связной речи.

К концу старшей группы мы с ребятами стали инсценировать сказки и показывать их детям. Театрализация сказок способствовала раскрепощению детей, проявлению их творчества, корректировало коммуникативные отклонения. Даже застенчивые дети постепенно стали принимать активное участие в инсценировках сказок. Данная работа проводилась во время кружковой работы во вторую половину дня. Для драматизации мы брали готовые тексты сказок, совместно с музыкальным руководителем подбирали музыкальное сопровождение, разучивали с детьми диалоги, танцевальные композиции для выхода героев; родители помогали готовить костюмы.

В результате выстроенной нами системы работы со сказками у детей появился интерес к языку, самостоятельность в поиске точного выразительного слова, способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить, образно воспринимать сказочных героев, раскрывать особенности их характера. Рассказы детей стали свидетельствовать о более высокой ступени восприятия ими литературных произведений (сказок). Это, в свою очередь, сделало их творчество более поэтичным и эстетически осознанным.

Также итогом нашей работы стало оформление в группе уголка сказок, включающего в себя несколько выставочных экспозиций:

- выставка книг со сказками;

- разные предметы, относящиеся к сказкам;

- герои сказок (игрушки);

- выставка поделок по сюжетам любимых сказок (сотворчество родителей и детей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Роль русской народной сказки в воспитании

(Алексей Николаевич Толстой).

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Они создавались в течение длительного времени путём наращений и убавлений в повествовании, которые производились каждым отдельно взятым человеком и, отсюда, всем русским народом. В сказках самосознание людей пыталось максимально выразить себя: они вкладывали в истории наиболее характерные элементы своей культуры, традиций, нравов, чтобы передать этот опыт подрастающему поколению, нуждающемуся в жизненном ориентире. Русские народные сказки, таким образом, это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового, государственного характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.

Фольклорные сказки классифицируются на несколько крупных категорий. По одному из наиболее распространённых вариантов, который был предложен Э. В. Померанцевой, известной исследовательницей жанра, схема разграничения сказок выглядит следующим образом:

Теперь о каждом виде понемногу:

Детские сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. Каждый из персонажей наделяется чертами характера и свойствами людей: так, традиционные здесь герои – это лиса, которая всегда хитра и не побрезгует очередным обманом; волк, который самоуверен и глуп, в результате чего всегда заканчивает плачевно; медведь, нередко выступающий олицетворением невежественности и грубой силы. Дрозд, лягушка, заяц, мышка обычно являются представителями слабого начала, которое тем не менее в результате побеждает. Таким образом, в сказках о животных происходит развенчание человеческих пороков, таких как жадность, стремление причинить вред ближнему, зависть, корысть, алчность. Утверждаются противоположные, положительные черты, например, умение помочь другу в беде, сострадание, милосердие и пр.

Волшебные сказки. Сказка – это произведение, которое не сможет ничему научить ребёнка, если с первых слов его не заинтересует. В этом плане волшебные сказки – просто отличные помощники и для родителей, и для учителей! Главная задача данного типа сказок: вызвать у детей восхищение главным, всегда исключительно положительным героем, а также спровоцировать желание осудить антагониста (злодея).

Бытовые сказки. Не такая распространённая, но всё же небезынтересная разновидность – это бытовые сказки. Они призваны развенчать отрицательные черты человеческого характера и, наоборот, возвысить находчивость и острый ум. Здесь практически нет фантастических элементов, а сюжет вращается вокруг необычного, уникального случая, произошедшего в самых обычных взаимоотношениях между людьми. Традиционные персонажи – поп, солдат, баба, мужик, помещик и др.

Так чем же сказка важна для детей? Роль сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи она является неотъемлемым элементом в воспитании.

- В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана. Таким примеров можно привести очень много. А ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и когда добро побеждает зло, очень радуется. Впечатление от сказки будет долго сопровождать ребенка до его взросления и вера в добро помогут ему в дальнейшей жизни.

- Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.

Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства - сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.

Как извлечь пользу из сказок? В поисках смысла. Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Анализировать героев сказок, их поступки и последствия — важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки дети.

Таким образом, сказка в воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности. Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни.

Людям начинают читать и рассказывать сказки практически с пеленок. Это, как правило, добрые и веселые книги. В этих сказках закладывается принцип: добро, несмотря ни на что, должно победить зло. Народные сказки называют своего рода сокровищем народной мудрости. С возрастом, каждый перечитывает сказки, и каждый раз происходит открытие чего-то нового: новых эмоций и нового видения. Доброта, порядочность, нравственность, заложенные в народных сказках, воспитывают в детях лучшие положительные человеческие качества. Совокупность этих ценностей образуют духовную культуру у личности.

Народные сказки – это вовсе не развлечение, они повествуют о важном в жизни. Сказки учат справедливости, доброте, преданности, защите слабых, презрению лжи и хитрости. Народные сказки наглядно демонстрируют то, что может случится, если человек поступит плохо, вопреки соображениям совести.

Эти книги учат не опускать руки в тяжелые моменты и всегда стремиться преодолевать эти трудности вопреки всему. Они погружают читателя в мир волшебства и чуда. По сути своей это вымышленная история, в которой добро обязательно побеждает зло. Благодаря им, читатель имеет возможность отличать хорошее от плохого. Во время чтения сказок, читатель сопереживает герою, волнуется о нем. Но после того как всё благополучно заканчивается, получает чувство удовлетворенности. Иногда, даже в таких вымышленных историях имеется жизненная правда, которая наоборот, выражается еще сильнее, чем если это было бы в реальной правдивой истории.

Народные сказки, в зависимости от своих особенностей, условно делятся на три группы: бытовые сказки, волшебные и сказки о животных.

Первая группа учит, что невозможно измерить счастье в деньгах. Истинное счастье – это семья, любовь, труд. Нищий как правило счастливее богатого барина.

В волшебных сказках воплощается самый главный закон жизни: добро должно победить зло. Главные герои, как правило, смелые и сильные люди. Героини – красавицы и умницы. А противостоит этим героям - армия зла. В конечном итоге, всегда побеждает великодушный и смелый герой, мужественно преодолевший все испытания. И это тоже главный урок: счастье найдет тот, кто не ленится и всегда следует к своей мечте до самого конца.

В сказках о животных – каждое животное наделено особой силой и качеством: волк – глупый, лиса – хитрая, медведь – сильный, заяц – трусливый. Так же, как и те люди, которые окружают читателей в их повседневной жизни. Ведь не зря звери говорят человеческим голосом.

Любая сказка должна иметь свой счастливый финал.

Народные сказки

Популярные сегодня темы

Всем известно, что в индийской культуре много всего разнообразного и интересного. Эта удивительная страна с давних времен славится своими обычаями и традициями, религией, национальными танцам

Водоросли это одноклеточные и многоклеточные организмы живут в водоемах, которые покрывают значительную часть нашей планеты. Они имеют огромное значение для человечества.

Васко да Гама (1460-1524 гг.) является известным португальским мореплавателем, прославившимся своими географическими открытиями.

Голубой планетой мы привыкли называть исключительно нашу Землю, но это далеко не так. Если говорить обо всех без исключения планетах Солнечной системы, то самой голубой из них по праву окажет

Чтобы избавиться от какого-либо недуга, человек зачастую делает выбор в пользу препаратов, в состав которых входят элементы растений. Люди с древних пор стремились извлечь пользу из того, что

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русские народные сказки являются эффективным средством для развития речи дошкольников.Сказки это педагогическое наследие,которое оставили нам предки.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа)

Оксана Колесниченко
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа)

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Истринский профессиональный колледж

Развитие связной речи дошкольников по средствам сказки

Дипломная работа

2 курса 22-П группы

Колесниченко О. А.

Специальность: Дошкольное образование

Заочная форма обучения.

Руководитель: Карасева В. П.

Дата защиты: 09.06.15.

Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших…. 8 дошкольников по средствам сказки.

1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста….8

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста….11

1.3. Методы и формы работы по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста…. …14

Глава II. Из опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников…22

2.1. Изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников…. …22

2.2. Мониторинг развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…. …32

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку – развитие связной речи.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка

В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучению родному языку, развитию речи, речевому общению уделяется большое внимание. Работа состоит из решения ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний,контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

У ребенка дошкольного возраста (6-7 лет) речь может быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Но не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности, в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Необходимо вызвать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее развитию.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф. А. Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных под его руководством в Институте дошкольного воспитания АПН СССР.

При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф. А. Сохин выделил три основных направления:

1) структурное (формирование структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

3) когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).

Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания речевых и языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития.

В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

В исследованиях второго направления авторы (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская, Т. М. Виноградова) стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Исследования третьего направления (Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Туманова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения. Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к положительным результатам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Поэтому одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Цель изучения: выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

- разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др.

Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших дошкольников по средствам сказки.

1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме.

Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности находится в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Эпоха романтизма создала промежуточную стадию между народной и литературной сказкой. Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера.

Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки. [33] .

И это далеко не полный перечень определений сказки Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. [3].

В нашей стране изучением сказки занимался В. Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание. [26].

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками. [6].

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Каждый ребенок может научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. д.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Читайте также: