Выученная беспомощность особенности формирования и пути преодоления доклад

Обновлено: 05.07.2024

Выученная беспомощность — это состояние Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday , когда человек убеждает себя в том, что не может контролировать или изменить происходящие с ним события, и в результате даже не пытается что‑то сделать. При этом человек далеко не всегда Learned Helplessness. American Psychological Association Dictionary находится в действительно безвыходной ситуации.

Нередко выученная беспомощность возникает после длительного сильного стресса.

Женщина, оказавшаяся в абьюзивных отношениях, в какой‑то момент ловит себя на мысли, что выбраться невозможно, что она бессильна что‑то изменить. И она перестаёт пробовать, отбрасывает любые варианты как заведомо обречённые на провал.

Ребёнок, подвергавшийся буллингу в школе, поступает в университет и ведёт себя в новой обстановке, с новыми людьми всё так же закрыто и отстранённо, потому что просто не видит смысла действовать иначе.

Люди, которые уверены, что их голос всё равно ничего не изменит, отказываются ходить на выборы и участвовать в политической жизни.

Впервые гипотезу о выученной беспомощности описали Overmier J. B., Seligman M. E. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology в 1967 году американские психологи Джеймс Овермиер и Мартин Селигман. Чтобы проверить её, Селигман со своим коллегой Стивеном Майером провёл Seligman M. E., Maier S. F. Failure to escape traumatic shock. Journal of experimental psychology опыты на собаках, ставшие классикой психологии.

Животных разделили на три группы. Их всех помещали в специальные будки, в которых по полу пускали болезненный, но не смертельный электрический разряд. В первой группе собаки могли отключить подачу электричества, нажав носом на специальную панель на одной из стенок. Во второй животные не получали удар только тогда, когда его отключали в первой. Третья группа вообще не подвергалась болевым воздействиям.

После 64 разрядов со средним интервалом в 90 секунд зверей из всех групп поместили в камеру с перегородкой, через которую они могли перепрыгнуть. По одной половине этой камеры пускали ток и следили за реакцией собак. Животные из первой и третьей групп перепрыгивали на противоположную сторону. А вот большая часть собак из второй группы (которые не контролировали удары током на первом этапе эксперимента) ложилась на пол и, скуля, переносила всё более и более сильные разряды.

Визуализация эксперимента Селигмана и Майера. Изображение: Rose M. Spielman, PhD / Wikimedia Commons

Схожие эксперименты проводились Hiroto D. S. Locus of control and learned helplessness. Journal of Experimental Psychology американским аспирантом японского происхождения Дональдом Хирото на людях. Только его подопытных не били током, а заставляли слушать неприятные звуки во время выполнения работы. Хирото получил схожие результаты: большинство участников, которым во время первой стадии эксперимента не давали возможности отключить неприятные звуки, на втором этапе уже даже не пытались этого сделать.

Итоги исследований позволили выяснить, что беспомощность вызывают не травмирующие события сами по себе, а опыт их неконтролируемости. Также учёные выделили Overmier J. B., Seligman M. E. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology три признака выученной беспомощности:

  1. Мотивационный дефицит — неспособность реагировать на продолжающиеся негативные воздействия.
  2. Ассоциативный дефицит — ухудшение способности реагировать на дальнейшие негативные последствия.
  3. Эмоциональный дефицит — недостаточная реакция на приносящие боль действия.

Эксперименты Селигмана и его коллег стали Гордеева Т. Психология мотивации достижения. — М., 2015 частью когнитивной революции 50–60‑х годов в психологии. В том числе это привело к изменению взглядов на природу мотивации. Опыты доказали, что она зависит не только от наших желаний и действий, но и от того, какова вероятность их осуществить, как мы оцениваем свои шансы достичь цели и какие усилия готовы для этого приложить.

Как возникает выученная беспомощность

Посредством нейробиологического анализа было установлено Seligman M. E., Maier S. F. Learned Helplessness at Fifty: Insights from Neuroscience. Psychological Review , что мозг, ощущая беспомощность, избирательно активизирует нейроны (5‑HT) в области средней линии продолговатого мозга. Они запускают ощущение тревожности и стресса.

Согласно концепции Селигмана, существует Гордеева Т. Психология мотивации достижения. — М. 2015 три источника формирования выученной беспомощности:

  1. Опыт переживания неблагоприятных событий.
  2. Опыт наблюдения за беспомощными людьми.
  3. Отсутствие самостоятельности в детстве.

Рассмотрим подробнее, как возникает выученная беспомощность у детей и взрослых.

У детей

В формировании этой особенности психики особую роль играет Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday травмирующий опыт в детстве. Если ребёнок часто обращается к родителям за помощью, но не получает её, он может решить, что никак не способен повлиять на положение дел. Впрочем, гиперопека тоже может привести к подобному результату. Иногда такое состояние сохраняется и во взрослой жизни.

Кроме того, чувство собственного бессилия может Nuvvula S. Learned helplessness. Contemporary Clinical Dentistry появиться у детей в результате жестокого обращения.

Большое значение имеет пример родителей и других взрослых. Ребёнок должен одновременно видеть модель поведения в своих родителях, получать у них помощь и поддержку в случае необходимости, но при этом научиться нести ответственность за свои поступки.

Детям преодолеть выученную беспомощность помогут Nuvvula S. Learned helplessness. Contemporary Clinical Dentistry формирование хороших отношений с родителями, юмор, возможность быть независимыми, самостоятельно принимать решения.

У взрослых

Чаще всего выученная беспомощность возникает Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday у людей, которые сталкиваются с большим количеством стрессовых ситуаций, где от их воли ничего не зависит. Смерть близких, сокращение на работе, пожар или природные катаклизмы — всё это может стать причиной того, что человек убеждается в бесполезности своих действий.

Столкновение с трудностями может влиять на то, как мы будем вести себя дальше. Исследование Michael W. Firmin, Chi‑en Hwang, Margaret Copella, Sarah Clark. Learned helplessness: The effect of failure on test‑taking. Education 2004 года показало, что студенты, увидев сложные вопросы в начале теста, ощущали сомнение в своих силах и затем пропускали даже простые вопросы. Те же, кто проходил тест, начинавшийся с более лёгких вопросов, таких трудностей не испытывали.

Есть также мнение Д. Леонтьев. Выученная беспомощность , что выученную беспомощность может формировать государственная система. Например, при всеобщем распределении благ человек не будет соотносить качество своей жизни с собственными усилиями и, соответственно, стараться его улучшить.

К каким проблемам в жизни может привести выученная беспомощность

В 1976 году американские психологи Эллен Ланджер и Джудит Роден провели Langer E., Rodin J. The effects of choice and enhanced personal responsibility for the aged: A field experiment in an institutional setting. Journal of Personality and Social Psychology. эксперимент в доме престарелых в Коннектикуте. Они выделили две группы: пожилых людей со второго этажа окружили максимальной опекой и заботой, а жителям четвёртого этажа доверили больше контроля над своей жизнью. В то время как на втором этаже уборкой, обустройством, поливом растений, выбором фильмов для просмотра вечером занимался персонал, на четвёртом эти обязанности легли на самих обитателей учреждения.

Жители четвёртого этажа по личным ощущениям начали чувствовать себя счастливее, а по оценкам медработников стали здоровее. Результаты этого эксперимента ярко демонстрируют, как контроль над ситуацией благотворно влияет на наше психическое и физическое состояние.

Ниже — примеры того, к чему может привести отсутствие контроля.

Появляется нездоровый пессимизм

Пессимист реалистичнее Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 оценивает ситуацию, его мышление хорошо справляется с негативной оценкой будущих событий. Но он же может превратить осторожность в привычку. И там, где оптимист возьмёт своё настойчивостью, пессимист отступит, даже не попытавшись.

Например, курящий после нескольких провальных попыток бросить может поверить в то, что это невозможно. То же самое происходит с тем, кто хочет похудеть, но из‑за неудач решает, что никогда не сможет измениться. Нередко выученной беспомощностью страдают жертвы домашнего насилия. Они убеждают себя, что, даже несмотря на поддержку со стороны, не смогут скрыться от обидчика.

Поэтому лучше Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 всего, когда между оптимизмом и пессимизмом есть баланс.

Формируются неспособность к принятию решений и апатия

Выученная беспомощность часто ведёт к тому Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday , что человек прекращает принимать решения. Он перестаёт Nuvvula S. Learned helplessness. Contemporary Clinical Dentistry учиться адаптивным реакциям — умению менять своё поведение в зависимости от обстоятельств — или использовать их в тяжёлых ситуациях.

Например, сдавшиеся из‑за неудач люди нередко в поисках помощи и поддержки обращаются Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 к социальным сетям. Но в действительности это мало чем помогает и человек просто использует интернет‑ресурсы, чтобы забыться или скоротать время. Это превращает его в пассивного и изолированного от реальности наблюдателя.

Возрастает риск депрессий и других проблем со здоровьем

В 70‑х годах Селигман заявил Seligman M. E. Learned helplessness. Annual Reviews , что выученная беспомощность — одна из причин развития депрессии. Учёный пришёл к выводу, что люди, не раз оказавшиеся в неконтролируемых стрессовых ситуациях, могут терять способность принимать решения или эффективно добиваться своих целей. Дальнейшие исследования также нашли Learned Helplessness. American Psychological Association Dictionary связь между выученной беспомощностью и ПТСР — посттравматическим стрессовым расстройством. Страдающий от своего пессимизма человек даже о собственном здоровье заботится меньше Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 : отсутствие внутренней энергии не оставляет ему сил, чтобы заниматься спортом или соблюдать диету.

Пессимист, даже если в молодости был физически и психически здоровым, к 45–60 годам имеет Pessimistic Explanatory Style Is a Risk Factor for Physical Illness: A Thirty‑Five‑Year Longitudinal Study. Journal of Personality and Social Psychology больше шансов обрести проблемы со здоровьем. Также эксперименты доказали Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 , что существует связь между чувством безысходности и риском развития рака. Кроме того, выученная беспомощность, как и депрессия, ухудшает работу иммунной системы.

Почему некоторые люди не подвержены эффектам выученной беспомощности

Не у всех, кто сталкивался с жестоким обращением в детстве, домашним насилием и другими негативными переживаниями, появляется выученная беспомощность.

Всё дело в том Seligman M. E., Peterson C. Learned Helplessness. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2001 , как конкретный человек реагирует на происходящие с ним события, как объясняет их. Мартин Селигман считает, что выученную беспомощность более склонны испытывать люди с пессимистическим отношением к жизни. По мнению учёного, оптимисты чаще считают неприятности случайными и не зависящими от их действий, а пессимисты — наоборот. Негативное мышление может рождать ощущение, что неудачи закономерны.

В доказательство своей теории Селигман проанализировал Гордеева Т. Психология мотивации достижения. — М., 2015 тексты предвыборных речей кандидатов в президенты США за несколько десятилетий. Он пришёл к выводу, что те, кто выступал с более оптимистичными заявлениями, всегда побеждали. По мнению исследователя, это говорит о том, что человек, который верит в лучшее, с большей вероятностью добьётся успеха.

Однако стоит сказать, что успех пессимистической или оптимистической стратегии зависит от сферы деятельности человека. Тот же Селигман пишет, что для компании лучше, если её руководитель — оптимист, а его заместитель — пессимист. Вторые склонны более реалистично оценивать ситуацию, что очень важно в решении многих проблем.

Как избавиться от состояния выученной беспомощности

Используйте методы когнитивно‑поведенческой терапии

Лучшим решением будет пройти Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday курс когнитивно‑поведенческой терапии (КПТ), который поможет изменить свой стиль действий и восприятие мира. Лучше всего с этой целью посетить психолога. Но кое‑что можно Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 предпринять самостоятельно:

Помочь в этом могут физические упражнения Greenwood B. N., Fleshner M. Exercise, Learned Helplessness, and the Stress‑Resistant Brain. NeuroMolecular Medicine , здоровое питание и медитация. Они развивают Learned Helplessness. Psychology Today стойкость и ощущение контроля, что важно для борьбы с выученной беспомощностью.

Развивайте выученный, или избирательный, оптимизм

Для реализации своей идеи Селигман совместно с психологом Альбертом Эллисом создал Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 метод ABCDE (Adversity, Belief, Consequence, Disputation, Energization). Чтобы применить его, сначала нужно понять, с какими трудностями или невзгодами (Adversity) вы столкнулись. Затем — определить, как вы их интерпретируете (Belief) и какие чувства и действия они вызывают (Consequence). Сделав это, вы можете привести контраргумент (Disputation), который также напомнит вам о пользе позитивных мыслей. Это, как считает Селигман, даст вам энергию (Energization) для дальнейших свершений.

Лекция Мартина Селигмана о позитивной психологии на TED‑Ed

Выход из состояния выученной беспомощности — это действия. Но чтобы совершить необходимые действия, вырваться из клетки обстоятельств, нужно найти ресурсы и источники надежды на то, что изменения всё же возможны.

В конце концов, ничто не способствует преодолению выученной беспомощности лучше, чем опыт успеха. Начните с малого и сделайте то, что у вас точно получится: разберите завал на столе, помойте окна, сходите на пробежку. С этого начнётся ваш путь к ощущению контроля и преодолению стресса.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.


Выученная беспомощность – это интересный и важный феномен, который является одной из основных проблем человека.

Понятие о синдроме

Феномен выученной беспомощности известен давно, но недостаточно описана и разработана технология работы с ним.

Выученная беспомощность всегда связана с трудностью:

Выученная беспомощность: эксперимент

Впервые об этом синдроме написал Зигмунд Фрейд. Теория этого феномена как самостоятельного синдрома была предложена в 70-х годах американским психофизиологом Мартином Селигманом.

Выученная беспомощность - это

Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана подтверждалась экспериментально на животных. Он создавал условия, в которых сочетались наказание с безвыходностью. После ряда экспериментов животное не пользовалось возможностью для спасения, даже если она появлялась. Однако если животное не имело негативного опыта, оно быстро находило выход и контролировало самостоятельно ситуацию. Те животные, которые длительное время подвергались наказанию, осознавали бесполезность своих усилий, у них вырабатывалась выученная беспомощность, которая становилась основной формой их поведения в будущем, вне зависимости от условий.

То есть негативный опыт приводит к отказу от сопротивления. Это провоцирует развитие депрессий и злокачественных опухолей.

Исследование феномена Юлиусом Кулем

Куль считал, что если присутствуют одновременно три следующих компонента, то, возникает состояние беспомощности:

Куль определил, что выученная беспомощность – это нарушение способности преодоления трудностей, отказ на основе опыта неудач от действий для их разрешения.

То есть выученная беспомощность возникает только тогда, когда человек убежден, что ситуация не зависит от его поведения и его усилий ее изменить, что во всех неудачах виноват только он сам.

Виды беспомощности

В психологии различают личностную и ситуативную беспомощность:

  • Личностная выученная беспомощность – это сформировавшаяся характеристика человека, которая развивалась у него с детских лет под влиянием взаимоотношений с другими людьми. Она проявляется в возбудимости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, пессимизме, робости, склонности к чувству вины, в равнодушии, низкой самооценке, пассивности, отсутствии творческих намерений.
  • Ситуативная беспомощность – это временная реакция человека на события, не подконтрольные ему.

Синдром выученной беспомощности

Ребенок, достигая возраста 2-3 лет, стремится все делать самостоятельно, но некоторые взрослые, глядя на неуклюжие или робкие попытки, вместо того чтобы помочь или показать малышу, как правильно сделать, недовольно ворчат и пресекают самостоятельные действия. Ругая ребенка, они отбивают у него желание делать что-то самостоятельно, создавать что-то новое. За ребенка убирают игрушки, заправляют постель, обувают и одевают – то есть выполняют любую работу, лишь бы он не отнимал у взрослых их драгоценное время. Со временем малыш понимает, что не стоит прилагать усилия, чтобы лишний раз не услышать, что он все делает не так, как надо.

Источники выученной беспомощности

Селигман М. отмечает, что этот феномен формируется к восьми годам и отражает веру человека в результат своих действий. Он утверждает, что для формирования беспомощности необходимо три источника:

  1. Переживание неблагоприятных неконтролируемых событий: обиды, смерть любимого человека или животного, серьезная болезнь, скандалы или развод родителей.
  2. Наблюдение ситуаций, в которых люди оставались беспомощными.
  3. Отсутствие в детстве самостоятельности.

Селигман М. считает, что синдром выученной беспомощности, сформированный в детстве, с человеком остается на всю жизнь.

Психологические установки

Наличие или отсутствие у человека выученной беспомощности можно легко определить по его лексикону, по присутствию в нем определенных словосочетаний и оборотов речи.

Селигман: выученная беспомощность

За всеми этими установками скрывается отсутствие оптимизма и позитивного опыта, страх неудачи, неверие в себя и в свои силы, отсутствие позитивного мышления.

Беспомощность в жизни часто маскируется за усталостью, злостью, апатией.

Человек остается пассивным и бездейственным, он не желает менять среду, теряет контроль, перестает верить в свои силы. Вследствие чего у него развивается подавленность, депрессия, возможна ранняя смерть.

Основные варианты поведения

Самыми распространенными типами поведения при выученной беспомощности являются:

  • Бессмысленная суета, создание иллюзии активности, которая не ведет к результатам.
  • Полный отказ от деятельности, то есть апатия, потеря интереса, одним словом капитуляция.
  • Состояние заторможенности, абсолютное непонимание происходящего, ступор.
  • Агрессия.
  • Актуализация другой деятельности, например, вместо преодоления проблем в отношениях возникает потребность в том, чтобы съесть что-то вкусное.

Эти формы поведения срабатывают автоматически, они могут сменять друг друга.

Феномен выученной беспомощности

Например, у человека возникли проблемы в личной жизни, он начинает суетиться, создавать видимость, что ему не безразличны отношения с близким человеком, потом он капитулирует, наступает апатия, он входит в состояние ступора, который сменяется трудоголизмом. Человек все свое свободное время посвящает работе и карьере.

Выученная беспомощность является предпосылкой возникновения пагубных привычек, зависимостей депрессий и психосоматических заболеваний.

Выученная беспомощность и ее преодоление. Средство номер один - действие

Прежде всего, важно вернуть чувство контроля. В этом поможет действие. Нужно выполнить любое действие, которое человек сам выберет.

В концентрационных лагерях в ситуации чрезмерного давления, несправедливых правил и постоянной угрозы смерти, в условиях наказаний за любую малейшую провинность человек быстро ломался и терял силу воли.

Бруно Беттельгуйм выжил в таких условиях только благодаря тому, что брал контроль над своей жизнью в свои руки. Он делал все, что разрешалось в лагере. Но делал это по своему выбору. То есть чистил зубы потому, что выбирал это, а не потому, что соблюдал личную гигиену. Он не участвовал в ночных обсуждениях, а ложился спать. Тем самым он создавал внутреннюю убежденность в возможности выбора и принятии решений.

Бруно Беттельгуйм - писатель и психолог

Отсюда следует, что в противостояние выученной беспомощности нужно искать точки контроля, то есть те ситуации, где можно делать выбор и реализовывать решения. Можно начать с малого - выкинуть старые вещи, сделать перестановку в комнате, прочитать книгу, которую хотелось давным-давно прочитать. И результат почувствуется очень скоро.

Средство номер два: маленькими шагами

Выученная беспомощность: эксперимент

Важно уметь находить случаи в своей жизни, когда все получалось. Следует ставить перед собой маленькие достижимые цели, например, навести порядок в комнате. И когда цель выполнена – обязательно отметить ее. Чем больше внимание уделять своим достижениям, тем больше энергии выделяется на новые свершения.

Средство номер три: другой взгляд

Селигман считал, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них был опыт успешных действий.

Совместно с психотерапевтами он изучал поведение людей и их реакции на обстоятельства. Они пришли к выводу, что склонность человека тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, сдается он или ищет возможность действовать. Люди, которые убеждены, что плохие вещи случаются с ними по их вине, склонны к депрессии, апатии и состоянию беспомощности. В отличие от тех, кто убежден, что плохое случилось не по их вине, они быстрее приходят в себя, восстанавливаются и начинают действовать.

Выученная беспомощность и ее преодоление

Вместо вывода

Иногда самым действенным способом, как выпрыгнуть из состояния беспомощности (преодолеть синдром выученной беспомощности), является умение проигрывать.

Важно научиться выходить из травмирующей ситуации. Конечно, нужно не сдаваться и бороться до конца. Продолжать попытки поиска выхода. Но иногда следует признать, что в этой ситуации я проиграл. Например, потому что ситуация зависит не только от меня. Стоит проиграть битву, но выиграть себя. Умение признавать поражение – очень важный навык в жизни.

Феномен выученной беспомощности и его научное обоснование

Выученная беспомощность — это нарушение мотивации, которое сформировалось у человека из-за значимой ситуации в его детстве, в которой он прилагал определенные усилия, чтобы ее изменить, но результат от этого не зависел. В итоге человек потерял способность формировать навык того, что если возникнут похожие ситуации, то его действие может дать результат.

Люди с синдромом выученной беспомощности имеют слабую мотивацию на достижение целей и стараются избегать неприятных ситуаций, связанных с преодолением препятствий.

Ученые-психологи М. Селигман и С. Майер, которые описали синдром выученной беспомощности, экспериментировали на собаках. Сначала животных подвергали слабым ударам тока, от которых у них не было возможности уклониться. Потом их переводили в условия, где они уже могли быть активны и избежать неприятных ощущений, но они по-прежнему не пытались это сделать, так как на основании предшествующего опыта им казалось, что они никак не могут повлиять на ситуацию. Последовавшие многочисленные научные исследования выявили существование этого синдрома и у людей.

Примеры выученной беспомощности

Еще одним примером выученной беспомощности может быть ситуация физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия, когда женщины, как правило, принимают ее без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни.

Факторы формирования выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности обычно появляется к 8 годам и выражает то, насколько человек верит в эффективность своих усилий. Формирование синдрома выученной беспомощности в детстве во многом зависит от стиля воспитания.

Факторы, которые влияют на формирование синдрома выученной беспомощности:

  • Желание родителей делать почти все за ребенка, что приводит к отсутствию самостоятельности. Такое поведение родителей может быть связано с несколькими причинами:
    • Нетерпимость (быстрее сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок),
    • Перфекционизм (убеждение родителя в том, что только он сам может сделать все идеально и так, как надо, а неуклюжие попытки ребенка им обесцениваются и критикуются)
    • Неосознанное желание родителя подчеркнуть свою значимость и незаменимость, что может быть обусловлено или какими-то детскими переживаниями родителя, или, например, страхом одиночества и неосознанными попытками удержать ребенка при себе, чтобы он зависел от родителя и не смог окончательно уйти в свою жизнь в будущем.

    При синдроме выученной беспомощности человек может по-разному объяснять для себя, почему у него не получилось добиться желаемого: потому что так сложились обстоятельства, которые он не мог контролировать, или потому что он приложил недостаточно усилий (перфекционизм). Для успешной коррекции синдрома психолог будет учитывать ответы и установки клиента.

    Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей

    • Родители должны стремиться к созданию благоприятной атмосферы в семье, гармоничным отношениям между ее членами, уважительному отношению к личности ребенка, принятию особенностей его характера и темперамента (например, если ребенок медлительный, нельзя пытаться его все время торопить). Ребенку важно, чтобы родители верили в то, что он со всем справится, и говорили ему об этом.
    • Родители должны давать возможность проявлять ребенку самостоятельность, поощрять, когда он хочет сделать что-то сам. Не критиковать постоянно. Хвалить, даже если что-то сделал с ошибками. Предлагать свою помощь, но не навязывать. Если что-то не получается, не доделывать за него, а предложить сделать вместе, показать, как надо.
    • Члены семьи должны помогать ребенку в развитии самостоятельности, не делать за него то, что он уже умеет делать сам, если ребенок не просит помощи напрямую. Ребенок по мере своего развития должен уметь сам пить из кружки и есть из тарелки, ходить на горшок или в туалет, одеваться, убирать за собой разбросанные вещи и игрушки и т.д. Если члены семьи активно помогают ребенку и делают базовые вещи за него, это негативно влияет на самостоятельность и, самое главное, на желание ребенка что-либо делать самому, принимать ответственность за собственные действия и решения.
    • Родители не должны отдавать ребенку все свои силы, время и внимание, превращать его воспитание в единственное дело в их жизни в ущерб своему здоровью, потребностям, интересам, принося себя в жертву.
    • Родители не должны предъявлять к ребенку чрезмерных требований или запретов, т.е. доминировать, жестко наказывать за невыполнение семейных обязанностей (бить, оскорблять, унижать и т.д.). При этом должны быть установлены ясные границы и правила, как ребенок должен себя вести, закреплены некоторые обязанности, нужно привлекать его к домашним делам, но эти правила и обязанности должны соответствовать возрастным возможностям ребенка, их не должно быть слишком много (чем младше ребенок, тем меньше правил и обязанностей), также необходимо контролировать их выполнение.
    • Родители не должны навязывать ребенку негативные роли, бороться с реальными или вымышленными качествами ребенка, которые не хотят принимать в себе. В этом случае они транслируют ребенку, что он никогда не исправится.
    • Родители должны интересоваться жизнью детей, общаться с ними.

    Как избавиться от выученной беспомощности?

    1 Комментарий

    Этот синдром характерен всем возрастным периодам жизни человека. Авторы рассматривающие причины и способы преодоления этого синдрома в основном правы. Однако хотелось бы возразить отдельным из них, которые связывают выученную беспомощность с особенностями образования в советский период жизни нашего общества. Выученная беспомощность наиболее ярко высвечивается в кризисные периоды жизни ребенка, человека. И это объясняется тем, что в советский период жизни мы были защищенными, верили в светлое будущее и т.п. Сегодня такой защищанности нет, тем более мы пережили роковые 90-ые годы. Сегодня мы достаточно спокойны, хотя напрягаемся с наступлением цифровизации. Взрослые понимают, что цифровизация призвана создать стабильную ситуацию для жизни человеческого сообщества. Хотя мы теряем наших детей, который все дальше уходят от нас, замыкаются в свой мир, созданный интернетом Вот проблем.

    Аннотация. Статья посвящена изучению синдрома выученной беспомощности у подростков, выявлению факторов и причин формирования, и зависимость устойчивости синдрома выученной беспомощности от родительского влияния. В статье представлены ведущие тенденции предупреждения данного процесса.

    Селигман говорил, что полностью синдром выученной беспомощности формируется к восьми годам, и суть его состоит в том, что человек не верит в результативность своих действий. Он отмечает 3 источника формирования этого синдрома:

    1) опыт переживания отрицательных (негативных) событий, то есть отсутствие в детстве возможности держать под контролем события своей жизни. При этом негатив, пережитый из-за одной ситуации, может с легкостью отразиться на другой, даже, если есть возможность выхода. Примерами таких событий могут быть: развод родителей, детские обиды из-за ссор с родителями, потеря близкого человека или животного и др.;

    2) опыт наблюдения за беспомощными людьми (например, телепередачи о беззащитных жертвах);

    3) значительное ограничение автономности (самостоятельности) в детском возрасте, готовность родителей делать все за ребенка [4].

    Выученная беспомощность проявляется в трех сферах: 1) мотивационной, 2) когнитивной и 3) эмоциональной. В мотивационной – это неспособность каким-либо образом повлиять на событие; в когнитивной – это неумение обучаться способам, которые в похожих ситуациях могут быть эффективными; в эмоциональной – это подавленное состояние, депрессия из-за неудачных последствий.

    Разные формы поведения при выученной беспомощности включаются неосознанно, без выбора стратегии и тактики поведения. Все эти формы поведения могут сменять друг друга по мере окончания ресурсов. Состояние выученной беспомощности является предпосылкой возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и стрессов.

    Устойчивость синдрома выученной беспомощности доказана в трудах различных авторов, таких, как: Д.А. Циринг, О.В. Волкова, Е.В. Веденеева. При этом они говорят, что этот синдром остается на всю жизнь. Каковы же факторы формирования выученной беспомощности у подростков?

    Но выученная беспомощность формируется не только у детей, но и у взрослых. Ей способствует высокий уровень мотивации к избеганию различных неудач, а также контроль за действием по типу ориентации на состояние. Исследования, проведенные на сотрудниках, показали, что выученная беспомощность может сформироваться, если стиль руководства ими является авторитарным [5].

    Объективные причины: выученная беспомощность формируется после негативного воздействия, избежать которого не удается [6]. В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям представляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.

    Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы. За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: 1) демонстрация беспомощности; 2) борьба за власть; 3) месть; 4) привлечение внимания [6].

    Причины, влияющие на формирование выученной беспомощности, могут быть: объективными – многократное повторение негативных действий по отношению к подростку; субъективными – соблюдение позиции Жертвы. Важнейшая роль принадлежит семейному воспитанию. Состояние выученной беспомощности является предпосылкой возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и депрессий.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что главный фактор формирования выученной беспомощности – это отношение родителей к своим детям, их стиль воспитания. Но не менее существенны объективные и субъективные факторы, т.к. выученная беспомощность формируется и у взрослых людей в процессе длительных неудач и при авторитарном стиле руководства над ними.

    Можно выделить следующие подходы к коррекции выученной беспомощности:

    Суть первого подхода заключается в коррекции искусственно созданной выученной беспомощности. Для осуществления контроля человеку важно иметь возможность установить причинно-следственные связи между прилагаемыми усилиями и полученными результатами. Такой вид беспомощности быстро исчезает, если испытуемым рассказать об эксперименте.

    Этот эффект выработки иммунитета к беспомощности описали Дж. Торнтон и Г. Пауэлл. При выполнении задания на выбор реакции испытуемые получали удар током, при последующих выполнениях они реагировали медленнее. После того, как испытуемым сообщалось, что ударов током можно избежать, все признаки беспомощности пропадали, и их реакция становилась быстрее, чем тех, кто не проходил тренировочное задание или мог контролировать удары током при первом задании.

    Второй, наиболее известный подход к коррекции выученной беспомощности - обучение соответствующему типу атрибуции. Кэрол Двек в своих работах продемонстрировала эффективность такого метода. Он выявил, что дети, которые имели признаки выученной беспомощности, объясняли свои успехи наличием способностей, а не затраченными усилиями. Дети отказывались от заданий, если присутствовали раздражающие факторы (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха) [7].

    К факторам, препятствующим формированию выученной беспомощности, относят:

    − Психологические установки относительно атрибуции своего успеха и неудач. Человек, который уверен, что его успехи – счастливое стечение обстоятельств, а затраченные усилия ничего не решают, и неудачи объясняются личностными несформированными качествами, в большей степени подвержен обучению выученной беспомощности, чем человек с противоположными установками.

    − Высокую самооценку. Человек при всех обстоятельствах сохраняющий уважение к себе, более устойчив к формированию выученной беспомощности, чем человек с чувством собственной неполноценности.

    − Оптимизм. Оптимизм отражает веру человека в позитивный прогноз, связан с позитивным мышлением и потому является одним важных факторов противодействия формированию выученной беспомощности [8].

    Таким образом, семейное воспитание играет огромную роль для дальнейшего развития ребенка. Родителям важно научить своего ребенка контролировать внешнюю среду, предоставить ему возможность ощутить синхронную и разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные ситуации. То же требуется и от руководителей коллективов, если они хотят иметь инициативных и компетентных (а не беспомощных) сотрудников. Формулировка простых правил – ВОлне подойдет для того, чтобы помочь другим избежать беспомощности, своего рода – это разработка рекомендаций по ее профилактике.

    1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009

    2. Малкина–Пых И.Г. Психология поведения жертвы. - М.: Экс-мо, 2006. – 1008с.

    3. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. – 332с.

    4. Волкова О.В. Компоненты И Механизмы Формирования Выученной Беспомощности У Детей С Ослабленным Здоровьем: Онтогенетический Подход.// Сибирское медицинское обозрение. 2014 – № 4 (88). – С. 86–89

    5. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013

    6. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 1992. – С.13

    7. Циринг Д.А. Травмирующие события как фактор, детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей.// Образование и наука. – 2008 – № 6. – 2008. – С. 85–88

    8. Бережнова Д.Б. Предупреждение формирования выученной беспомощности в гуманистической образовательной среде // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы IV Всерос. науч.-практ.конф Краснодарский университет МВД России. – Краснодар. – 2010. – С. 42–44

    Читайте также: