Выражение недоверия правительству рф доклад

Обновлено: 03.05.2024

ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ (ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ) ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - одна из форм парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ. Правом выразить недоверие Правительству РФ Конституцией РФ (ч. 4 ст. 117) наделена Государственная Дума. При этом Конституция не указывает конкретных оснований для выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ. Практика показывает, что такими основаниями могут быть резкое ухудшение положения в социально-экономической сфере, несогласие депутатов с направлениями и результатами политики, проводимой Правительством, ненадлежащее исполнение им федеральных законов, совершение членами Правительства серьезных правонарушений и т.п. Регламент Государственной Думы устанавливает четкие требования к предложению о выражении недоверия и ряд процедурных условий по самому голосованию. Такое предложение должно быть мотивировано, изложено в письменной форме, внесено не менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы и рассмотрено в недельный срок. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 151) постановление о недоверии принимается открытым или тайным (по решению палаты) голосованием. Предложение считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов. Решение Государственной Думы о недоверии Правительству РФ не влечет за собой автоматической отставки Правительства. Решение об отставке принимает самостоятельно Президент РФ. В течение 3 месяцев Государственная Дума вправе повторно выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент должен принять одно из двух решений - объявить об отставке Правительства или распустить Государственную Думу.

Смотреть что такое "ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ (ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ) ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

РОССИЯ — страна в восточной Европе и северной Азии. Площадь 17 075,4 тыс. кв. км. Россия правопреемник Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который перестал существовать 26 декабря 1991. Имеет федеративное устройство. В состав России входят … Энциклопедия Кольера

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — страна в восточной Европе и северной Азии. Площадь 17 075,4 тыс. кв. км. Россия правопреемник Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который перестал существовать 26 декабря 1991. Имеет федеративное устройство. В состав России входят … Энциклопедия Кольера

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Беларусь, Республика Беларусь — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Восточной Европе. Территория 207,6 тыс. кв. км. Столица г.Минск.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Парламент — У этого термина существуют и другие значения, см. Парламент (значения) … Википедия

Однопалатный — Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler говорить) общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в конституциях… … Википедия

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ, разделение компетенции (см. КОМПЕТЕНЦИЯ) между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией … Энциклопедический словарь

2. Выражение недоверия Правительству РФ по инициативе Госдумы.

Госдума большинством голосов может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае, если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

3. Отказ в доверии Правительству РФ вследствие рассмотрения такого вопроса, поставленного Председателем Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ по собственной инициативе. Если Госдума в доверии отказывает, Президент РФ в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов.

2. Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции РФ как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента РФ возлагается обязанность одновременно с роспуском Госдумы назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Следовательно, период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством РФ, ограничен.

Таким образом, момент роспуска Госдумы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Госдумы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные сроки. Для соблюдения данного срока необходимо, чтобы выборы были проведены не позднее чем через 3 месяца после роспуска, ибо согласно ч. 2 ст. 99 Конституции РФ на свое первое заседание Госдума должна собраться на 30-й день после избрания. С учетом этой даты должна планироваться избирательная кампания. Если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов Госдумы нового созыва, выборы депутатов Госдумы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье по истечении 3 месяцев со дня роспуска Госдумы.

В целях соблюдения сроков законодатель может установить также необходимые дополнительные требования, касающиеся сроков выборов и избирательных процедур. Президент РФ, в свою очередь, вправе созвать заседание вновь избранной Госдумы раньше, чем на тридцатый день после ее избрания (ч. 2 ст. 99 Конституции РФ).[4]

3. Статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется невозможностью роспуска Совета Федерации, а также установленными статьей 109 конституции РФ запретами на роспуск Госдумы.

Первой гарантией стабильности равновесия ветвей власти является запрет на роспуск палаты при вопросе о доверии (недоверии) Правительству РФ в первый год после избрания Госдумы. У Президента РФ нет альтернативы выбора - отставка Правительства РФ или роспуск Госдумы. В это время возможна только отставка Правительства РФ. Роспуск Госдумы возможен в этот период лишь в случае, если она трижды отклонит представленные Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.

4. Следующей гарантией стабильности является запрет на роспуск нижней палаты с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Запрещение роспуска действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению. Такое решение Совет Федерации должен принять не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ (ч. 3 ст. 93 Конституции РФ). Если же в указанный срок Совет Федерации не примет решение по обвинению против Президента РФ, оно считается отклоненным, а Президент РФ возвращается к своим полномочиям, в том числе к возможности распустить Государственную Думу.

В случае выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ последний прекращает исполнять свои полномочия, в том числе полномочие по роспуску Госдумы. В это время его обязанности исполняет Председатель Правительства РФ, который ограничен в некоторых правах в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ, в частности он не имеет права распускать Государственную Думу.

5. Для сохранения стабильности демократических институтов в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения устанавливается запрет на роспуск Госдумы, что продолжает перечень гарантий, направленных на недопущение произвольного ее роспуска.

Дело в том, что в условиях чрезвычайного и военного положения исполнительная власть приобретает весьма широкие полномочия, и отсутствие противовеса ей в лице власти законодательной, а именно - Госдумы, с великой долей вероятности может привести к непредсказуемым негативным последствиям.

Госдума не может быть распущена Президентом РФ в течение 6 месяцев до окончания срока его полномочий. Это положение введено для того, чтобы не позволить Президенту РФ остаться непосредственно перед президентскими выборами единственной нормотворческой инстанцией, издающей высшие акты государственной власти, что также гарантирует стабильность демократических институтов. [5]

Если представить себе отсутствие данного запрета, то при роспуске Госдумы незадолго до окончания срока правления Президента РФ возникает необходимость готовить практически одновременно не только выборы Президента РФ, но и Госдумы, что может привести к дестабилизации в стране. Во-первых, избирателям будет сложно сделать свой выбор (избиратели должны иметь время, чтобы хорошо разобраться в кандидатах и их агитационных кампаниях), а во-вторых, если выборы Госдумы при соблюдении четырехмесячного срока с момента ее роспуска должны будут проводиться после выборов Президента РФ, например через месяц, будут нарушаться статьи Конституции РФ (п. "а" ст. 83, п. "а" ч. 1 ст. 103, ст. 111 - 113).

Согласно ст. 116 Конституции РФ "перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия". В соответствии с п. "а" ст. 83 Президент РФ назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ. Без Госдумы это будет сделать невозможно, а это означает, что Правительство РФ не будет сформировано (от Председателя Правительства РФ зависит формирование всех федеральных органов исполнительной власти (ст. 112, 113 Конституции РФ)), и в результате единственным органом власти остается только Президент РФ, что влечет за собой самые различные опасности вплоть до возможности революционного переворота и установления авторитарного режима.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации//Российская газета. 25 декабря 1993г.

3. Руденко В.Н. Институты "отзыва" и "роспуска" в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования// Журнал российского права. -2002.- N 4.

Алехичева А.В. Правовое регулирование института отзыва депутата, должностного лица // Журнал российского права. – 2006. – № 8.

Дмитриев Ю.А. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2007.

Четвернин В.А. Проблемный комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1997.

[1] Институты "отзыва" и "роспуска" в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования (В.Н. Руденко, "Журнал российского права", N 4, апрель 2002 г.)

[3] Алехичева, А. В. Правовое регулирование института отзыва депутата, должностного лица / А. В. Алехичева // Журнал российского права. – 2006. – № 8. – С. 144–148.

[4] Конституция РФ.: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Дмитриев Ю.А. М., 2007.С.439-443.

[5] Конституция Р.Ф.: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 275.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 35572
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


В статье рассматривается проблема особого вида конституционно-правовой ответственности такого как отстранение от исполнения полномочий в результате выражения вотума недоверия. Проводится сравнительно-правовой анализ конституционно-правовых механизмов выражения недоверия высшим органам исполнительной власти в РФ, КНР и ФРГ.

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия

Институциональный аспект функционирования государственной власти занимает особое место в теории конституционализма. Предлагаемое значение, представляет собой наиболее одиозную сферу выбора мировоззренческих пристрастий, которые имеют политическую природу и направлены на утверждение определенного способа восприятия окружающей действительности через призму ценностей западной цивилизации. Предлагаемое значения в современный период является наиболее дискуссионным [5, с. 32].

В историческом аспекте сложилась тенденция к тому, что именно исполнительная ветвь государственной власти задает основные направления деятельности государства. Данный факт может привести к узурпированию всей полноты власти в государстве именно исполнительной властью, поэтому создание по-настоящему действенного механизма сдерживания и противовеса в отношении неё является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Кроме того, специфика исполнительской-распорядительной деятельности не исключает возможности злоупотребления полномочиями, которые в объективном праве фиксируются в виде субъективных прав органов и лиц, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями. На основании предписаний конституционно-правовых норм неправомерным является любое осуществление субъективного права, которое нарушает права человека и гражданина [6, с. 51].

Изучение предлагаемой проблематики предполагает использование методологии сравнительного правоведения [15, с. 55–59].

Причинении вреда определенным благам может действиями уполномоченных органов и должностных лиц может быть объективно предопределенно недостатками правового регулирования [7, с. 51].

Наличие причинения вреда определенным благам может предполагать различные виды юридической ответственности, в том числе конституционно-правовую ответственность.Выражение недоверия высшим органам исполнительной власти и последующее прекращение полномочий названных органов является видом конституционно-правовой ответственности, гарантии реализации которой обеспечиваются различными правоохранительными органами государства [8, с. 54].

Для того чтобы выяснить какой механизм, заложенный в нормативно-правовых актах, по выражению недоверия к правительству страны является наиболее действенным, мы решили рассмотреть эту процедуру на примере ряда стран с различными политическими и государственными режимами [9, 10, 11, 17], культурой и ценностями [12, с. 55]: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия. Выбор данных стран связан с тем, что на наш взгляд, все страны за исключением самой России, являются важными политическими и экономическими партнерами нашей страны, потому необходимо изучать конституционно-политические особенности этих государств [16, с. 54].

Развитый парламентаризм в Германии нередко приводит к достаточно частым политическим кризисам, которые выражены в конфликте, происходящие как в парламенте, так и в органах исполнительной власти.

На основе вышеизложенного мы приходим к следующим выводам:

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, Федеральный канцлер, Государственная Дума, Правительство, государственный совет, федеральный президент, ФРГ, Китайская Народная Республика, конституционно-правовая ответственность.

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем. Исходя из этого, что основными функциями Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

По действующей Конституции Правительство есть высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Правительство - это такой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами Правительство Российской Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

Тем не менее, существуют предусмотренные законодательством основания прекращения деятельности Правительства – случаи отправления его в отставку, а так же порядок этого юридически значимого действия – процедура отстранения от исполнительной власти. Эти основания являются залогом демократии в нашей стране, позволяют оставаться у власти достойным чиновникам, которые могут продуктивно осуществлять деятельность вместе с Председателем Правительства и Президентом РФ.

Срок полномочий Правительства РФ

В первую очередь необходимо ответить на дискуссионный вопрос о том, является ли основанием прекращения деятельности Правительства РФ истечение срока его полномочий. Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Основная формула, следовательно, такова: новый Президент - новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок полномочий состава Правительства в шесть лет. Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.

Необходимо учитывать, что в Конституции предусмотрены возможности досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей - это отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ.

Но при этом встает важный вопрос о легитимности согласия Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине срока легислатуры Президента РФ могут пройти парламентские выборы, которые сменят состав Государственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы всегда будут происходить в период президентской легислатуры, поскольку даже очередные парламентские выборы обычно не синхронизированы с датой выборов Президента РФ, тем более этого не происходит, если парламентские выборы внеочередные.

Однако в полном соответствии с логикой президентской формы правления Конституция РФ не требует нового согласия Думы на назначение Председателя и переназначения членов действующего Правительства РФ. Решающее значение, следовательно, имеет срок легислатуры Президента РФ, а не срок легислатуры Государственной Думы. Конституция РФ, как уже отмечалось, предусматривает возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей. Имеется в виду отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности (ч. 2 ст. 92). Во всех этих случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента, а Правительство, естественно, продолжает действовать. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах (не может распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ). Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ. Надо полагать, что эти положения распространяются и на случай кончины Президента РФ.

Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов, или что оно немедленно прекращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.

Основания и порядок прекращения полномочий основных должностных лиц Правительства РФ

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации в двух основных случаях:

· по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

· в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Порядок этого юридического действия предусматривает, что Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.

Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Отставка Правительства и его членов как мера конституционно-правовой ответственности

Оно кажется более логичным для парламентской формы правления, но трудно воспринимаемо для президентской формы. Каждый член Правительства несет индивидуальную ответственность за свою деятельность и положение дел в ведомстве, что дает основание Президенту РФ своей властью освобождать министров, если у них имеются серьезные недостатки в работе, что он довольно часто и делает. Отставка отдельного министра не может в решающей степени повлиять на деятельность всего Правительства РФ, хотя и в состоянии причинить ему политические неприятности.

Следует отметить, что закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительства РФ, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Правительства. Из этого умолчания вытекает безусловное право Президента РФ освобождать Председателя Правительства, не обращаясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом палаты.

Логическое объяснение такого положения следует искать в том, что Президент РФ несет ответственность перед народом за деятельность исполнительной власти и потому должен иметь возможность оперативно принять решение об освобождении от должности такого руководителя Правительства, действия которого не соответствуют политическому курсу Президента РФ. Роль Государственной Думы в назначении премьера этим не ущемляется, поскольку новая кандидатура Председателя вскорости неминуемо будет представлена для получения ее согласия. Если же представить себе, что Председателя Правительства нельзя освободить без согласия Государственной Думы, то в таком случае он получил бы серьезную страховку для действий в разрез с Президентом. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ.

Конституционное право на отставку как основание прекращения деятельности Правительства и пути его реализации

Положение Президента РФ более предпочтительно. Он вправе по собственному усмотрению, ни с кем не согласовывая, принять решение об отставке Правительства РФ. Это положение Конституции РФ корреспондирует с его функцией определять основные направления внутренней и внешней политики и обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 и 3 ст. 80 Конституции РФ). Ясно, что в случае принципиальных расхождений между Президентом и Правительством предпочтение в интересах стабильности государственной власти должно быть отдано Президенту РФ.

Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такое право, очевидно, предоставлено для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло убедиться в доверии большинства депутатов Думы и сбить остроту критики в свой адрес. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента РФ опять же может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно), но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначения новых выборов. Дума, конечно, должна понимать, что постановка вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (понятно, что он к этому прибегает в условиях выгодной для себя политической конъюнктуры), по существу, не оставляет для нее выбора: она должна выразить доверие, если не хочет своего роспуска.

Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правительству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предположение, что Председатель вправе совершить эту акцию без коллегиального решения Правительства.

Но тогда затруднительно ответить на вопрос, каковы должны быть его действия, если Правительство большинством голосов примет обратное решение.

Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально принятом решении Правительства РФ.

Но все же недобровольная отставка Правительства РФ - по инициативе ли Председателя Правительства или Президента, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы - возможна.

Во всех этих случаях, как и при сложении полномочий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Этим закрепляется объективная необходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.

Таким образом, исходя из рассмотренного выше материала, можно прийти к выводу, что Президент РФ вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.

Одно из них – заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это - следствие обострения противоречий между ними.

Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

При выражении недоверия Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

Обратим внимание на тот факт, что Государственная Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение года после ее избрания. То есть, у Президента в этот период нет альтернативы выбора, - отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.

И последнее основание отставки – постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии. Это может быть связано с общим вопросом – одобрением его программы – либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставки Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Список использованных источников и литературы

5. Атаманчук Г.В., Окуньков Л.А. Комментарий к ФКЗ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.: Издательство юридическая литература, 2008.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. -7-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2008.

7. Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М.: Право и государство, 2006.

8. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в вопросах и ответах. - М.: Эксмо-Пресс, 2005.

9. Голубок С.А. Конституционное право России. (Учебное пособие). 5-е изд. – М.: Норма, 2008.

10. Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. – М.: Право и Закон, 2007.

11. Кудрявцев Ю.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации // М.: Правовая культура, 2007.

12. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации. (Учебное пособие) // ТГТУ, 2008.

13. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2005.

14. Прудников А.С., Авсеенко В.И. Конституционное право России. - М.: Юнити, 2007.

16. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2007.

17. Шаблинский И. Президент-Правительство – исполнительная власть: российская модель. - М., 2006.

18. Щербакова О.В. Конституционное (государственное) право России. – М.: Статут, 2007.


Механизм, способный пресечь притязания исполнительной власти на диктат, и в то же время служить противовесом, сдерживающим законодательную власть от злоупотреблений. Что он из себя представляет? Как его используют в разных странах?

Что такое вотум недоверия?

Соответственно, вотум недоверия - это решение о неодобрении парламентом действий или бездействия исполнительной власти в целом или ее отдельных представителей, принятое большинством голосов.

Это мощный рычаг давления и контроля исполнительной власти. В правовых республиках для тех, кому объявляется вотум недоверия, может наступить конец политической карьеры.

вотум недоверия

Вотум недоверия президенту

В России основанием для выражения недоверия президенту служит обвинение в государственной измене.

В странах Запада основанием может служить и:

  • обвинение в получении или даче взятки;
  • финансовые махинации;
  • нарушение гражданских прав;
  • утаивание информации государственной важности;
  • вмешательство в судебные дела;
  • лжесвидетельство;
  • болезнь;
  • аморальное поведение.

Следствие вотума недоверия президенту – импичмент. Что означает это понятие?

Импичмент (англ. impeachment - недоверие) – это процедура отстранения главы государства от должности. Основные общие этапы процедуры:

  • главе государства предъявляется обвинение;
  • нижняя палата законодательного органа формирует заключение;
  • верхняя палата выносит вердикт.

Процедура импичмента в России

В соответствии с Конституцией, начинает процедуру импичмента Государственная Дума. Процесс долгий и происходит так:

Дума России

  • юридический комитет, получив заявление, формулирует обвинение;
  • сформулированное, обоснованное обвинение выносят на голосование;
  • если за обвинительное заключение проголосуют 2/3 депутатов от общего числа, дело передают в Верховный Суд;
  • Верховный Суд подтверждает, что в действиях президента имеются признаки и мотивы преступления;
  • Конституционный Суд контролирует выполнение всех требований законодательства и порядка процедуры, на всех этапах;
  • Совет Федерации выносит заключение об отстранении президента от должности.

Примеры отстранения глав государств от должности

В СССР был один подобный прецедент. В 1964 г. с должности сняли Н.С. Хрущева, обвинив в волюнтаризме.

Никита Хрущев

В современной России, после разгона Верховного Совета в 1993 г., пытались отстранить от власти Б.Н. Ельцина. Успеха не добились.

Борис Ельцин

В США была безуспешная попытка импичмента в 1999 г., после обвинения президента Билла Клинтона в лжесвидетельстве и скандала с Моникой Левински.

Билл Клинтон

Президент Бразилии Дилма Русеф была отстранена от должности в 2016 г., по обвинению в финансовых махинациях.

Дилма Русеф

В тот же год началась процедура импичмента в Южной Корее. Президента Пан Кын Хе отстранили от должности из-за того, что она делилась с подругой государственно важной информацией.

Пан Кын Хе

Вотум недоверия парламенту

Это выражение недоверия правительству в целом или отдельным министрам. Причинами могут быть:

  • внешняя и внутренняя политика;
  • ухудшение социально-экономической обстановки в стране;
  • новый законопроект;
  • аморальный поступок.

В России

Конституция РФ предоставляет Парламенту возможность вынести вотум недоверия Правительству.

Проходит процедура так:

заседание думы

Последствия отказа в доверии Правительству

С этого момента начинается отсчет 3 месяцев. Если в этот срок Парламент вынесет вотум недоверия вновь, президент оправляет Правительство в отставку или распускает Государственную Думу.

Примеры борьбы парламента с правительством

  • Канада. В ноябре 2005 г. оппозиционные партии провели через Парламент вотум недоверия. В результате премьер-министр подал в отставку. Парламент тоже, по требованию оппозиции распустили и провели внеочередные всеобщие выборы.
  • Румыния. В июне 2018 г. парламент не принял решение о недоверии правительству.
  • Испания. В июне 2018 г. парламент отказал в доверии правительству и премьер-министр Мариано Рахой ушел в отставку.
  • Франция. 01.08.2018 г. парламент отклонил вотум недоверия правительству.

Вотум недоверия – рычаг для контроля исполнительной власти. Но рычаг тяжелый. Как показывает практика, случаев, когда он сработал, заметно меньше, чем количество инициированных процессов. Это объясняется тем, что правительство всеми способами обеспечивает себе большинство голосов в парламенте.

Читайте также: