Пробелы в праве доклад

Обновлено: 17.05.2024

Проблематика пробелов в праве возникает в результате дефектов в изложении государственной воли и ее оформлении. Они обусловлены неполным или недостаточным использованием средств юридической техники, наличии пропусков и противоречий в действующем праве.

Содержание

Введение

1.1. Понятие и сущность пробелов в праве

В правоприменительной практике довольно часто встречаются случаи, когда компетентный орган или должностное лицо не могут разрешить имеющееся в правотворчестве юридическое дело из-за отсутствия конкретных правовых норм или их частей, прямо регулирующих обстоятельства рассматриваемого дела. Такая ситуация означает наличие пробела в действующем позитивном праве.

Пробел в праве — это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования, иными словами, это отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. К объективным относится неизбежное отставание законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений, связей, явлений, которые не предвидел, да и не мог предвидеть законодатель и, которые действующими нормами права еще не предусмотрены. Субъективные причины связаны, во-первых, с несовершенством законодательства, ошибками и упущениями самого законодателя, его некомпетентностью, неспособностью достаточно глубоко осмыслить концепцию закона, игнорирования им требования законодательной техники. Во-вторых, с недостатками юридической техники, порождающими несовершенство нормативно-правового регулирования.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Понимание понятия пробел в законе или праве достаточно сложное и юридической литературе нет однозначной его трактовки, так как смешение фактических общественных отношений с правоотношениями и, особенно, их включение в понятие права, затрудняет уяснение вопроса о пробелах. Определяя право через нормы или совокупность норм, необходимо обращать внимание на применение права в общественных отношениях. В целом же следует заметить, что довольно большое количество определений пробелов в праве, приводимых в массовой (учебной, энциклопедической) литературе, в принципе не отражает представлений о различных сферах общественных отношений, одни из которых попадают в рамки законодательного регулирования, а другие — нет. Соответственно смешиваются и представления о пробелах как недостающем элементе уже действующих правовых норм и пробелах как полном отсутствии требуемой нормы.[1]

Говоря о понятии такой категории как пробел в праве можно остановиться на следующих его определениях. Пробел в праве – несовершенство права, отсутствие реального содержания, которое должно являться необходимым его компонентом. Некоторые видят в праве и намеренные пробелы, что значит — законодатель сознательно оставил вопрос, находящийся в поле его зрения, открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его на усмотрение практики. Необходима теоретическая разработка оснований оставления законодателем тех или иных вопросов без внимания. Пробелы в праве – это своего рода дефекты в волеизъявлении законодателя, когда не осознаются объектами праворегулирования институты, подлежащие закреплению в праве. Пробелы – это дефекты системы права, когда отсутствуют отдельные нормы, а возможно и целые их совокупности. Учитывая все, представленные выше мнения и подходы к определению пробела в праве, можно выделить несколько моментов, которые должны способствовать определению сущности пробела в праве: пробел в праве возникает в тех случаях, когда в процессе столкновения определенных интересов (личных или общественных) возникает необходимость юридической квалификации спорной ситуации (факта, отношения) и если необходимость такой квалификации охватывается правосознанием; пробел в праве связан с полным или частичным отсутствием правовых норм, необходимых для профессиональной юридической оценки данного спора (факта, отношения); пробел в праве может возникнуть лишь в такой сфере общественных отношений, которые: в определенной степени уже подвергнуты регулированию при помощи норм права, т.е. уже стали предметом правового воздействия; в принципе допускают их юридическую регламентацию, но ранее в ней не нуждались; в последнем случае сам факт возникновения ситуации, требующей профессиональной юридической квалификации, свидетельствует о том, что данные отношения нуждаются в их регламентации посредством правовых норм.

1.2. Виды пробелов в праве

Выделение различных видов пробелов в праве необходимо для более глубокого познания их природы, уяснения их понятия и причин появления. В этом заключается теоретическое значение классификации пробелов. Практические цели проведения такой классификации раскрываются в процессе установления пробелов и затем в ходе их восполнения. В зависимости от принадлежности пробела к определенному классу по-разному решается вопрос об его преодолении правоприменительными органами и, в частности, органами юрисдикции. Предварительным условием всякой классификации в области права является глубокое изучение государственно-правовой практики в широком смысле этого слова. При выделении различных видов пробелов в праве это налагает обязанность хорошего знания нормативного материала, практики и результатов правотворческой и правоприменительной деятельности. Следует, кроме того, учитывать, что в каждый данный момент либо в силу объективных причин всеобщего развития, либо по причине субъективного выбора метода исследования меняется положение исследователя по отношению к объекту познания. Чтобы обеспечить научно обоснованный результат в проводимой классификации, нужно правильно определить ее критерии.[2] Существуют действительные и мнимые пробелы в праве. Действительный пробел – это отсутствие нормы права (или ее части), регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Пробел в праве имеется, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или в какой-то части не предусмотрено или предусмотрено не полностью. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях просто неизбежны.[3] Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования.

Наряду с этим также наиболее приемлемым и простым с точки зрения последующего устранения пробелов является их деление на виды по следующим признакам: 1) по структуре права с точки зрения форм его выражения: можно говорить о пробелах в законе, в постановлении, решении и т.д.; 2) по отраслям права; 3) по времени возникновения. По времени возникновения ряд авторов делит пробелы на первоначальные и последующие. Первоначальные пробелы появляются в момент издания нормативного акта. В отечественной правовой системе они возникают вследствие того, что законодатель или не знал вообще о наличии обстоятельств, требующих нормативного урегулирования, или не осознавал необходимости урегулирования известных ему общественных отношений, или, наконец, зная о них и сознавая необходимость их закрепления в праве, упустил их регулирование при издании акта. Последующие пробелы появляются после издания нормативного акта. Их возникновение обусловлено, во-первых, появлением совершенно новых, не существовавших ранее, общественных отношений, новых обстоятельств, требующих правового опосредования, во-вторых, возникновением потребности нормативного регулирования таких явлений, к которым ранее право было безразлично.

Пробелы в праве
Понятие пробелов в праве

Право имеет смысл и ценность, когда оно регулирует существующие в обществе отношения. Однако возможна иная ситуация – общественные отношения существуют, однако они никак не регулируются правом.

В этом случае правоприменитель, пытаясь разрешить возникший на практике случай, не находит конкретных норм в действующей системе права, которые регулировали бы данные отношения. Такой случай свидетельствует о пробеле в праве.

Пробелы в праве — это отсутствие нормативного регулирования фактических отношений, которые должны находиться в правовой сфере.

Хотя наличие пробелов в праве нежелательно, и свидетельствует о недостатках правовой системы, однако оно объективно неизбежно, поскольку ни один законодатель не может создать абсолютно идеальное право.

Причины пробелов в праве

Все причины пробелов в праве можно классифицировать на:

1. Объективные причины пробелов в праве:

  • общественные отношения гораздо более многообразны, чем это может охватить право:
  • постоянно возникают новые отношения, которые право не успевает урегулировать;
  • отношения настолько новы или сложны, что трудно выработать адекватное нормативно-правовое регулирование и др.

2. Субъективные причины пробелов в праве:

Виды и классификация пробелов в праве

Существует множество различных классификаций пробелов в праве.

1. По времени возникновения:

  • первоначальные (первичные) — недосмотр законодателя на момент принятия законопроекта;
  • последующие (вторичные) — возникают в процессе применения закона.

2. По полноте правового регулирования:

  • полный пробел в праве – полностью отсутствует регулирование какого-либо вопроса (например, не принят необходимый закон);
  • частичный пробел в праве — неполнота существующего правового регулирования (например, закон есть, но в нем не хватает норм права).

3. По степени истинности:

  • реальные (подлинные) – имеется насущная жизненная необходимость регулирования конкретных общественных отношений нормами права, но этих норм нет;
  • мнимые – отсутствует правовое регулирование каких-либо отношений, но право и не должно их регулировать, поскольку считает их несущественными. Например, в праве отсутствует ответственность для лица, который не выразил благодарности за оказанную ему помощь (эти отношения регулируются нормами морали).

4. В зависимости от вины законодателя:

5. По территории действия: пробелы на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

6. По отраслям права: пробелы в конституционном, уголовном, гражданском, административном праве и др.

7. В зависимости от юридической силы нормативно-правового акта: пробел закона, подзаконного акта (указа, постановления, распоряжения и т.д.).

8. По видам норм права: пробелы в материальной и процессуальной норме права.

9. В зависимости от структуры нормы права: пробел в гипотезе, диспозиции и санкции нормы.

Способы устранения и преодоления пробелов в праве

Различают устранение и преодоление пробелов в праве.

Устранение пробела в праве — это принятие новой необходимой нормы права с целью ликвидации правового вакуума.

Устранение пробелов в праве возможно только путем правотворческого процесса.

Преодоление пробелов в праве – это временное восполнение недостающего правового регулирования какого-либо вопроса, осуществляемое правоприменительными органами.

Поясним это на примере. Так, в любом правовом государстве никто не может быть лишен права на судебную защиту. Однако судья, рассматривающий конкретное дело, выясняет, что норм права, регулирующих спорные отношения, нет. Что же делать в этом случае? Ведь спор нужно разрешать. В этом случае судья обращается к нормам права, регулирующим сходные аналогичные отношения и выносит решение со ссылкой на эти нормы. Данный случай относится, как правило, к частичному пробелу в праве и описывает применение судьей аналогии закона как одного из способов преодоления пробелов в праве.

Аналогия закона – это восполнение пробела в правовом регулировании при разрешение конкретного вопроса путем обращения к нормам права, регулирующим схожие вопросы.

Однако, возможна ситуация, когда судья, обнаружив отсутствие норм права, которые регулировали бы спорный вопрос, не обнаружил и наличия норм права, которые регулировали бы сходные отношения. То есть речь идет о полном пробеле в праве, что фактически представляет тупиковую ситуацию для правоприменителя. Однако вопрос требует своего разрешения, и в этом случае судья обращается к более абстрактным нормам — общим принципам и началам законодательства.

В таком решении суд может сослаться на принципы как национального, так и международного права — справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, добрососедских отношений и т.п.

Аналогия права — это восполнение пробела в правовом регулировании при разрешении конкретного вопроса путем обращения к общим началам и смыслу законодательства.

Процедура (механизм) применения аналогии закона и аналогии права

Для того, чтобы применить аналогию закона или аналогию права в конкретном случае правоприменитель должен:

  1. Установить, что конкретный случай требует разрешения с правовой точки зрения.
  2. Определить, что норм, которые бы регулировали данный случай, нет в правовой системе.
  3. Найти нормы, которые бы регулировали схожие, близкие по смыслу и содержанию случаи, и применить аналогию закона — т.е. вынести решение со ссылками на эти нормы.
  4. Установить, что отсутствуют нормы, регулирующие сходные случаи и применить аналогию права – т.е. вынести решение, основываясь на принципах справедливости, гуманизма, доброй воли и т.д.

Именно в такой последовательности правоприменитель может реализовывать преодоление пробелов в праве. Аналогия права применяется только в случае невозможности применить аналогию закона.

Кроме этого, институт аналогии имеет ограниченное действие. Так, аналогия может применяться в гражданском, семейном, земельном, трудовом и других отраслях права.

Но в таких отраслях права, как уголовное, административное, — аналогия не допустима.

Поэтому, например, если совершенное деяние имеет схожие черты с каким-либо конкретным составом преступления, но полностью не укладывается в его конструкцию, то лицо, его совершившее, не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Плюсы и минусы наличия пробелов в праве

Наличие пробелов в праве крайне нежелательно и свидетельствует о недостатках правовой системы, упущениях законодателя, низкой законодательной технике. Пробелы в праве снижают уровень гарантированности прав и их защиты со стороны закона.

Однако, если речь идет о небольших огрехах законодателя, то в определенной степени пробелы в праве могут оказать положительный эффект на правовую систему. Ведь разрешая дело при отсутствии нормативных предписаний, судья выносит решение, руководствуясь принципом справедливости, с которым связывается основное предназначение права. Это может указать законодателю необходимый ориентир развития законодательства.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Ни одно, даже самое совершенное законодательство не может заранее предусмотреть все те нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования, поскольку жизнь неизмеримо богаче, многообразнее, чем любые юридические нормы. Именно поэтому нигде в мире никогда не было и нет беспробельного, идеального права, адекватно отражающего действительность . Пробелы в законодательстве нежелательны, однако объективно они возможны и неизбежны (хотя право и законодательство нетождественны - соотносятся как содержание и форма - в данном конкретном случае мы рассматриваем их в целях некоторого упрощения как взаимозаменяемые.

Более того, по мнению, например, В.В. Лазарева, пробелы даже в какой-то мере полезны, ибо они позволяют суду разрешать уникальные, редкие дела исходя из своих представлений о справедливости. Суды и другие органы не могут оставаться безоружными перед лицом фактов, требующих государственно-правового вмешательства. А такие неожиданные факты, споры, коллизии не в состоянии предвидеть самый искушенный законодатель. К тому же последний и не стремится к глобальной регламентации "всего и вся" - ведь право, как известно, регулирует не все, а лишь наиболее важные и существенные отношения.

Пробел в праве - отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай; это состояние неурегулированности правом конкретной ситуации, общественного отношения. Случай есть, а нормы нет. В любом случае пробел в праве открывает возможность своеволия, личного усмотрения чиновника.

Именно в этом смысле нередко говорят о "белых пятнах", "пропусках", "вакуумах", "нишах" и "пустотах" в праве. Иными словами, речь идет о неполноте, отставании законодательства . Отсюда - необходимость его дополнения, развития, совершенствования.

Виды пробелов в праве:
    1. первоначальные ("недосмотр законодателя") и последующие , когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения;
    2. реальные и мнимые (когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению).
    Причины пробелов в праве:
      • относительная "консервативность" права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;
      • несовершенство законов и юридической техники;
      • бесконечное разнообразие реальной жизни;
      • появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

      Имеет значение и то, что, как сказано выше, право опосредует не все взаимоотношения между людьми, а только наиболее принципиальные, но с течением времени одни факты могут выпадать из сферы его действия, другие, напротив, включаться в нее. На гранях соприкосновения правовой и неправовой сфер могут возникать "щели", нестыковки, пробелы.

      Пути устранения и преодоления пробелов в праве:
        1. принятие новой нормы (устранение) ;
        2. применение правовой аналогии (преодоление или восполнение) .

        Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель - восполняет или преодолевает.

        Первый и естественный путь полного устранения пробела - принятие новой нормы. Но это - "долгий путь", ибо законодатель не может непрерывно, в срочном порядке заделывать "дыры" в праве, он это делает постепенно, устраняя наиболее существенные из них. Пробелы же возникают постоянно и их надо оперативно заполнять, преодолевать. Для этой цели и существует институт правовой аналогии.

        Аналогия закона и аналогия права

        Термин "аналогия" в переводе с латинского означает сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений.

        Задача аналогии:
          • разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации.

          В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условием является то, чтобы случай, подлежащий разрешению, непременно входил в круг регулируемых правом отношений, иными словами, находился в пределах юридического поля .

          К моральным отношениям аналогия права неприменима.

          Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов:

            1. аналогия закона (отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта);
            2. аналогия права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).

            Институт правовой аналогии в ее двух видах закреплен в ст. 6 ГК РФ которая гласит: "В случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

            При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости".

            В научной литературе выделяется еще субсидарная, или дополнительная, аналогия . Субсидарной называется такая аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.).

            Институт аналогии не действует в уголовном праве, хотя пробелы в нем тоже возникают, но они устраняются законодательным путем. Аналогия в уголовном праве не применяется потому, что оно исходит из основополагающей идеи: нет преступления без указания на то в законе . Преступлением может быть признано только такое деяние, которое прямо предусмотрено УК, и следовательно, уголовная ответственность может наступить только за заранее предусмотренное действие. Эта идея признана всеми демократическими правовыми системами и направлена на защиту свободы личности. Во всех остальных отраслях права аналогия так или иначе используется.

            Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо:

              1. установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения;
              2. убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи;
              3. отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его " основе решить дело (аналогия права);
              4. в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права.

              Вообще, правовая аналогия возможна всюду, где нет специального запрещения.

              Более того, согласно опять-таки общепризнанному в мировой юридической практике принципу суд не вправе отказать гражданину в разрешении спора под предлогом отсутствия закона. Он обязан принять дело к рассмотрению и разрешить его по существу, используя институт аналогии. Этот принцип сохраняет силу и в российском праве. Исключения составляют лишь случаи, перечисленные в ст. 134 ГПК, когда суд может отклонить заявление "просителя".

              Гост

              ГОСТ

              Пробелы в праве

              Пробел в праве - это частичное либо полное отсутствие правовой нормы, посредством применения которой можно было бы решить конкретную жизненную ситуацию, требующую правового регулирования.

              В некоторых случаях термин "пробел в праве" используется вместо термина "ошибка в праве". Стоит отметить, что ошибка в праве означает, в общем, неверную оценку существующих объективных условий и проявление на этой основе неверной законодательной воли, которая должна быть отражена в нормативных актах.

              Некоторые пробелы в праве возникают, если право изначально не затрагивает все те жизненные ситуации, которые подвергаются правовой регулировке (это обычно происходит из-за ошибок в законодательной системе, когда конкретный случай включается в общую норму). Другие же пробелы возникают, если закон изначально соответствовал общественным потребностям, а затем рождались новые общественные отношения, необходимость регулирования которых законодатель не мог предугадать.

              Причины возникновения пробелов в праве могут быть объективными и субъективными.

              Объективные пробелы возникают, если на момент принятия соответствующих норм закона не существовало никаких отношений, нуждающихся в законодательной регуляции.

              Субъективные пробелы в праве связаны с тем, что по каким-то причинам законодатель дал неверную оценку существующим общественным отношениям, а также пренебрег, несправедливо высказался, создал спор между мнениями о тех или иных правовых нормах и т. д.

              Существует несколько типологизаций пробелов в праве. Например, пробелы в праве по мере их выявления можно подразделить на:

              • Первичные, которые появились при издании и приведении в исполнение нормативных актов, как правило, являются результатом бездействия законодательных органов.
              • Вторичные пробелы (более поздние), которые были созданы после опубликования нормативных актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений.

              Готовые работы на аналогичную тему

              В зависимости от степени нестабильности пробелы в праве подразделяют на пробелы в виде:

              • полного отсутствия регулирования конкретной жизненной ситуации;
              • недостаточной регламентации существующих норм.

              В зависимости от степени вины законодателя, пробелы в праве бывают:

              • непростительные, когда на момент разработки и принятия законопроекта потребовалась правовая корректировка, а законодатель этого не заметил по каким-либо причинам;
              • простительные, когда законодатель почему-то не смог увидеть и предвидеть необходимость правовой корректировки.

              Пробелы могут быть классифицированы также еще и по отраслевой принадлежности (к конституционной, гражданской и другим отраслям).

              Следует отметить, что наличие пробелов в праве не всегда свидетельствует о "недостатках" закона. Иногда их присутствие свидетельствует о динамичности закона. Конечно, законодатель должен немедленно реагировать на вызовы и вносить соответствующие изменения в законодательство.

              Пробелы в праве могут появляться из-за каких-то определенных экономических обстоятельств, так как для того, чтобы сформировать и принять какой-то конкретный закон, обязательно будут нужны какие-то определенные затраты. Именно поэтому, если вступление закона в силу будет требовать много затрат, то он может быть не принят. А те сформированные законы, которые не требуют много затрат на их осуществление, будут приняты в первую очередь.

              К тому же, на принятие того или иного закона может влиять еще и идеологический фактор, который связан с тем, что большая часть населения той или иной страны не принимает какое-то определенное явление или процесс общественной жизни. Именно поэтому приходится ждать того момента, когда люди начнут принимать все происходящие процессы в социуме. Ведь только после принятия людьми всех общественных процессов станет возможным урегулировать какие-то конкретные общественные отношения.

              Способы восполнения пробелов в праве

              Основной способ восполнения пробелов в праве - это принятие определенного закона.

              Пути устранения пробелов в праве:

              • аналогия закона;
              • использование права;
              • аналогия права.

              Аналогия закона - это способ восполнения пробела в праве, при котором исполнительное решение принимается по определенной норме конкретного закона, регулирующего отношения, аналогичные рассматриваемым.

              Аналогия закона подразумевает соблюдение ряда условий:

              • наличие общего судебного урегулирования вопроса;
              • отсутствие надлежащего правового регулирования;
              • наличие аналогичной нормы, а также сходство юридических фактов, которые просто позволяют использовать аналогичный вид нормы.

              Использование права - это процесс восполнения пробела в праве, в котором решение о применении права принимается на основе верховенства другой отрасли права.

              Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой отрасли. Это возможно, например, между гражданским правом и семейным.

              Аналогия права - это способ восполнения пробела, при котором исполнительное решение принимается на основе общего понимания и духа закона.

              Аналогия права является менее точным подходом к разрешению судебного вопроса с помощью аналогии и требует соблюдения следующих условий: наличие общего судебного решения вопроса; отсутствие надлежащей правовой нормы; отсутствие аналогичной нормы. На практике это означает использование принципов общих, межотраслевых и отраслевых институтов, которые предусмотрены законом и в той или иной мере отражают предметные законы и механизм правового регулирования.

              Применение аналогии права в условиях существования аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной нормы, является ошибкой должностного лица правоохранительного органа.

              В уголовном и административном праве аналогия не допускается в принципе.

              Таким образом, пробелы в праве представляют собой своеобразный "вакуум" в правовом пространстве, в структуре судебных норм, которые нежелательны и, в принципе, должны быть исключены из общей практики адекватного правового регулирования социальной сферы общества.

              Читайте также: