Правосознание и правовая культура врача доклад

Обновлено: 05.07.2024

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).

Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:

- нормы зарубежного права, этические основы современного медицинского законодательства.

- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.

- навыками работы с юридическими документами.

Общее время занятия:4 академических часа.

Оснащение занятия:

-тесты;

Теоретическая справка:

Изучению основ государства и права принадлежит ключевая роль в аспекте развития правосознания и правовой культуры медицинских работников, в частности, для формирования социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение специалистов в юридически значимых ситуациях; для обеспечения их готовности к активным творческим действиям в сложном комплексе правоотношений в сфере здравоохранения.

Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):

Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
1. 2. 3. Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить положение о комитете по этике Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 1. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. 1. Какие существуют виды социальных норм? 2. По каким основаниям отличаются нормы права и нормы морали? 3. Какие функции выполняет правосознание? 4. В чем заключается высшее проявление правовой культуры медицинских и фармацевтических работников? 5. Из каких элементов состоит правоотношение?

План самостоятельной работы на занятии:

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время этапа
1. 2. Решение тестов Решение ситуационной задачи Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний

Л и т е р а т у р а

Основная

Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 1.

Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Раздел I.

Дополнительная литература

Теория государства и права: учебник /кол. Авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010. 400 с.

С е м и н а р 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

План

1. Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. Конституционная основа правовой системы.

2. Основы конституционного строя.

3. Основы правового статуса личности: понятие, элементы. Общая правоспособность. Гражданство.

4. Принципы правового положения человека и гражданина.

5. Основные права, свободы и обязанности.

6. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

7. Гарантии прав и свобод.

Формируемые компетенции:

В результате изучения данной темы выпускник должен:

Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).

Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:

- основные принципы и положения конституционного права.

- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.

- навыками работы с юридическими документами.

Общее время занятия:4 академических часа.

Оснащение занятия:

-тесты;

Теоретическая справка:

Изучение функций Конституции Российской Федерации, её юридических свойств, как Основного закона, основ конституционного строя, правового статуса личности создают необходимый фундамент для глубокого осознания взаимосвязи правовых принципов, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):

Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
1. 2. 3. Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить жалобу на неправомерные действия должностного лица Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 2. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. 1. Из каких элементов состоит правовой статус личности? 2. С какого времени возникает общая правоспособность гражданина? 3. Что следует понимать под принципом единого гражданства? 4. В чем сходство и различие конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь? 5. Какие существуют гарантии реализации прав и свобод?

План самостоятельной работы на занятии:

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время этапа
1. 2. Решение тестов Решение ситуационной задачи Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний

Л и т е р а т у р а

Основная

Конституция РФ // Там же.

Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 2.

Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Раздел II.

Дополнительная литература

Глущенко П.П. Конституционное право России: Учебное пособие. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 320 с.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Право — это совокупность обязательных правил и норм поведения, установлен-ных или санкционируемых государством и охраняемых силой государственного принуждения.

Различные факторы по степени их влияния на качество медицинской помощи (не на здоровье населения, а на качество медицинской помощи!) можно располо-жить так, начиная с самого важного:

о знания и умения врача и медицинских сестер;

¦г- организация лечебного процесса, включая его оснащенность;

V правовая культура медицинского персонала;

о общая культура врача.

Причины низкой правовой культуры

К сожалению, сегодня большинство врачей знают о юридических аспектах медицины даже меньше, чем их больные, консультирующиеся у юристов страховых компаний и отделов социального обеспечения.

В качестве главной причины следует отметить фактическое неуважение к закону, который на протяжении жизни нескольких поколений людей заменялся революционным правосознанием.

Статьи кодексов знали юристы и уголовники, а населению (как больным, так и врачам) эти статьи были не слишком нужны.

В последние десятилетия произошло реформирование юриспруденции, медицины и всего уклада жизни населения и страны. Это напомнило гражданам, что взаимоотношения людей определяются не только моралью, этикой, традициями, этикетом, воспитанием, но все это контролирует и регулирует закон.

Незнание законов сегодня становится опасным, и медицинский персонал все чаще начинает осознавать эти истины на собственном горьком опыте.

Принцип поощрения творческой активности врача, принцип непрерывного самообразования должны сделать врача главным заинтересованным лицом в углублении своих знаний, необходимых для совершенствования работы. Важнейшее место среди этих новых знаний должны занять и правовые знания. Они не только сделают медицинскую помощь, оказываемую врачом, более осмысленной и безопасной, но и уберегут врача и его пациента от многих неприятностей.

Знание закона важно для представителей критической медицины, в том числе анестезиологии, еще и потому, что сама специфика их работы создает множество поводов для ошибок, осложнений, несчастий, иногда из-за двусмысленных или нечетко оговоренных в законе ситуаций.

Юридические основы, регулирующие работу анестезиолога

Работу медицинских работников сегодня регулируют многие правила и кодексы:

этический кодекс врача и сестры;

о ведомственные приказы, указания, инструкции и стандарты Минздрава России и подчиненных ему органов здравоохранения;

Законодательство о труде (Трудовой кодекс);

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Над всеми этими регулирующими документами стоит Конституция Российской Федерации, за которой остается приоритет при толковании остальных правил, статей, приказов и указов, которые должны быть изменены, если они расходятся с Конституцией.

При выявляемом расхождении ведомственных постановлений (в том числе по здравоохранению) с Конституцией действует правовая процедура (суд), и это в равной степени относится к защите прав и больных, и медицинских работников (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

Зильбер А.П. Медицина критических состояний: альтернатива анестезиологии и реани-матологии? // Вестн. анест. и реаниматол. — 2010. — № 1. — С. 3-9.

Зильбер А.П. Этюды критической медицины. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 568 с.

Зильбер А.П. Этюды медицинского права и этики. — М: МЕДпресс-информ, 2008. - 848 с.

Ившин И.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния в сфере профессиональ-ной медицинской деятельности // Мед. право. - 2006. — № 1. — С. 33-38.

Перевозчикова Е.В., Панкратова Е.А. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона человека // Мед. право. - 2006. — № 2. — С. 16-21.

Седова H.H. Правовой статус биоэтики в современной России // Мед. право. — 2005. — № 1. - С. 11-15.

Сергеев Ю.Д. Основы медицинского права России. — М.: Мед. информ. агентство, 2007. - 360 с.

Тимофеев И.В. Патология лечения. — СПб.: Северо-Запад, 1999. — 656 с.

Тимофеев И.В. Вред от врачебных действий (ятрогенный деликт) // Здравоохранение. — 2000. - № 11. - С. 149-164.

Arnstein F. Catalogue of human error // Br. J. Anaesth. - 1997. - Vol. 79. - P. 645-656.

Составители методической разработки:

Преподаватели кафедры медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета:

Сергеев В.В.– доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой;

Шмелёв И.А. – кандидат медицинских наук, доцент;

Ильина Е.Р.– кандидат юридических наук, доцент;

Купряхин В.А. – кандидат медицинских наук, доцент.

Рецензенты:

А.А. Тарасов – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета;

М.Ю. Спирин – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права; международного права Самарского государственного университета.

С е м и н а р 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

План

1. Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство.

2. Понятие и виды социальных норм, их соотношение.

3. Теории происхождения права. Основные правовые системы современности.

4. Международное право как особая система права.

5. Система и источники права. Нормативные акты.

6. Правоотношения. Юридические факты. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок.

Правосознание и правовая культура медицинских и фармацевтических работников.

Формируемые компетенции:

В результате изучения данной темы выпускник должен:

Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).

Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:

- нормы зарубежного права, этические основы современного медицинского законодательства.

- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.

- навыками работы с юридическими документами.

Общее время занятия:4 академических часа.

Оснащение занятия:

-тесты;

Теоретическая справка:

Изучению основ государства и права принадлежит ключевая роль в аспекте развития правосознания и правовой культуры медицинских работников, в частности, для формирования социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение специалистов в юридически значимых ситуациях; для обеспечения их готовности к активным творческим действиям в сложном комплексе правоотношений в сфере здравоохранения.

Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):

Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
1. 2. 3. Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить положение о комитете по этике Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 1. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. 1. Какие существуют виды социальных норм? 2. По каким основаниям отличаются нормы права и нормы морали? 3. Какие функции выполняет правосознание? 4. В чем заключается высшее проявление правовой культуры медицинских и фармацевтических работников? 5. Из каких элементов состоит правоотношение?




План самостоятельной работы на занятии:

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время этапа
1. 2. Решение тестов Решение ситуационной задачи Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний

Л и т е р а т у р а

Основная

Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 1.

Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Раздел I.

Дополнительная литература

Теория государства и права: учебник /кол. Авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010. 400 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория.

Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория государства и права

Тема 18.
Правосознание и правовая культура

Список используемой литературы по теме 18 Основная 1) Рассолов М.М. Теория го.

Рис. 1 Виды сознанияОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕСовокупность индивидуальных сознаний.

Рис. 1 Виды сознания
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Совокупность индивидуальных сознаний. Всегда направленно на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение. Это устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
Направленно на решение личных проблем человека, на организацию индивидуальной жизни

Рис. 2 Субъекты общественного сознанияСубъекты общественного сознания Социаль.

Рис. 2 Субъекты общественного сознания
Субъекты общественного сознания
Социально-исторические общности людей
класс
национальность
государство
человечество
Сознание отдельной личности

Рис. 3 Структура общественного сознания (с точки зрения общественного сознани.

Рис. 3 Структура общественного сознания (с точки зрения общественного сознания)
Структура общественного сознания
Экономическое - связывается с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, разработкой принципов организации экономической жизни
Политическое - систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями
Правовое - в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества
Нравственное - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений (мораль)
Эстетическое - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы (искусство)
Религиозное - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.
Научное - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Философское - форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

Рис. 4 Функции правосознания

Рис. 4 Функции правосознания

Рис. 4 Функции правосознания

Рис. 4 Функции правосознания

Рис. 5 Элементы (структура) правосознанияСтруктура правосознанияПравовая псих.

Рис. 5 Элементы (структура) правосознания
Структура правосознания
Правовая психология
Правовая идеология
Правовая информация
Наличие в сознании того или иного объема информации о законе
Полная и всесторонняя
- работа с текстом закона
- знакомство с процессом принятия закона
- чтение комментариев по данному закону
Поверхностная
- с чьих-либо слов
Правовая оценка
- отношение к нормативному акту
- сопоставление нормативно-правового акта с собственными ценностями
Правовая воля – формируется на основе информационного и оценочного элементов (это готовность человека действовать в сфере правового регулирования)
- человек лично (по своей воле) решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом (использовать или обойти)
Правовой мотив
Правовая установка
Ценностно-правовые ориентации
Правовая сплоченность
Наука

Рис. 6 Классификация видов правосознания

Рис. 6 Классификация видов правосознания

Рис. 6 Классификация видов правосознания

Рис. 6 Классификация видов правосознания

Рис. 7 Роль правосознания в правотворчестве - правотворческие решения при.

Рис. 7 Роль правосознания в правотворчестве
- правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием законодателя;
- законодатель – субъект коллективный (а не индивидуальный);
- уровень правосознания законодателя, его представление о значимости тех или иных институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражается в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности;
- законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания;
- в процессе правотворчества особую роль играет научное правосознание (нельзя без этого уровня создать качественные законодательные новации);
- особая роль профессионального правосознания в правотворческой деятельности (позволяет обеспечить реальную применимость права, его соответствие общественным реалиям; поможет избежать пробелов в праве;

Рис. 8 Роль правосознания в процессе реализации и применения права - прав.

Рис. 8 Роль правосознания в процессе реализации и применения права
- правосознание влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм;
- реализация права может быть непосредственной (осуществляемой самими гражданами): уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов; правосознание влияет на правовую активность (граждане выбирают те юридические средства, которые более полно разрешат их проблемы);
- реализация права может быть правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами (первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию – судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов) – роль правосознания в данной деятельности: должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознание.

Рис. 9 Господствующая система культурыСпециализированный уровень (специальный.

Рис. 9 Господствующая система культуры
Специализированный уровень (специальный, элитарный)
Обыденный уровень
(культура повседневности)
КУМУЛЯТИВНЫЙ
ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ
Экономическая культура
Политическая культура
Правовая культура
Философская культура
Научно-техническая культура
Художественная культура
Религия

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ОБЫДЕННЫЙ
Домашнее хозяйство
Нравы и обычаи
Мораль
Обыденное мировоззрение
Практические технологии
Обыденная
эстетика
Суеверия, предрассудки, народные верования

Рис. 10 Уровни правовой культуры

Рис. 10 Уровни правовой культуры

Рис. 11 Виды правовой культуры (в зависимости от субъектов правовой культуры)

Рис. 11 Виды правовой культуры (в зависимости от субъектов правовой культуры)

Рис. 12 Классификация видов правового нигилизма

Рис. 12 Классификация видов правового нигилизма

Рис. 12 Классификация видов правового нигилизма

Рис. 12 Классификация видов правового нигилизма

Рис. 13Про ведомственный юридический нигилизм (в России) Неуважение к законам.

Рис. 13Еще В.В. Путин в 2006 году говорил о низком уровне доверия граждан к о.

Рис. 13В российской прессе отмечается, что есть как минимум три способа бюрок.

Рис. 13Ведомственный правовой нигилизм - недуг не только исполнительной ветви.

Рис. 14 В литературе отмечается существование по меньшей мере трех "юридическ.

Рис. 14 В литературе отмечается существование по меньшей мере трех "юридических нигилизмов" ( с позиции антиподов юридического правосознания)
Юридический нигилизм
Социологический нигилизм
- имеет усеченный состав. Трудно представить себе общество, неосведомленное о реально действующем в нем порядке и неадаптированное к нему. Поэтому здесь можно зафиксировать только оценочный компонент – неодобрение существующего порядка.
Собственно правовой нигилизм
Предполагает:
1) отсутствие в массовом сознании представлений о том, что нормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходя из признания свободы и формального равенства их участников; 2) невосприятие этих принципов в качестве ценностей;
3) неумение и нежелание строить отношения на их основе.
Идеологический уровень
Обыденный
уровень
Ведомственный
уровень
Легистский (антипод легистского позитивизма, где основой является – закон (позитивное право)
Предполагает:
1) неосведомленность о содержании действующей нормативной системы (законов и других актов);
2) негативное отношение к официально установленным правилам поведения;
3) неумение действовать в соответствии с ними и одновременно распространенность навыков незаконного (как противо-, так и внезаконного) поведения.

Рис. 15. Формы правового идеализма1) Создание норм, регулирующих правовые отн.

Рис. 16. Методы борьбы с правовым нигилизмом и правовым идеализмом1) Повышени.

Рис. 16. Методы борьбы с правовым нигилизмом и правовым идеализмом
1) Повышение уровня правового сознания и правовой культуры, прежде всего у граждан и должностных лиц. Для этого нужно расширить сеть специальных юридических учебных заведений и проводить правовую пропаганду. Для того чтобы люди имели полную информацию не только в области уголовного права (криминальная статистика), но и в области гражданского, государственного права, чтоб люди знали какие законы принимаются в стране и какие общественные отношения подвергнуты правовой регламентации.
2) Создание экономических, идеологических и иных условий для реализации участниками общественных отношений своих прав и свобод. Чтобы ущемленный в правах гражданин смог беспрепятственно защитить нарушенные права в правоохранительных органах, чтобы он не боялся обращаться с суд, только из-за того, что его дело не рассмотрят, а если и рассмотрят то через неопределенно длительный срок.
3) Государство должно обеспечить реальный контроль над преступностью и по возможности ее ликвидировала. Помимо контроля над преступностью надо проводить борьбу с правонарушениями, прежде всего административными.
4) Ликвидация инфляцию законов. Законов не должно быть много и они не должны дублироваться и повторяться. Законодатель должен принимать законы разумно и только те, которые нужны обществу

Читайте также: