Большой мир маленьких клеток 5 класс доклад

Обновлено: 07.07.2024

В основе всех живых организмов лежит мельчайшая структурная единица - клетка. Когда появилось это крошечное строение, точно не известно. Однако, признаки зарождения жизни клетки замечены более 3 миллиардов лет назад.

Клетка способна к самостоятельной жизнедеятельности. Ее размеры - не более 100 мкм. Невооружённым глазом ее не увидишь. Рассмотреть клетку позволяют микроскопы, раньше они были световыми, а сегодня электронные.

Цитология - наука, изучающая жизнь и развитие клетки. Изучить клетку также помогают биохимия, аналитические и приборные способы.

Впервые клетку увидел Роберт Гук, когда рассматривал разрез пробкового дерева. Он назвал их "ячейки", так как срез очень схож с пчелиными сотами.

Состоит клетка из множества разных мельчайших компонентов:

  • органогены;
  • макроэлементы (кальций, железо и др.);
  • микроэлементы (цинк, марганец, йод и др.);
  • вода.

Все живые организмы подразделяются на два больших класса: прокариоты и эукариоты. Прокариоты - безъядерные, это их главное отличие от эукариот. К этим видам безъядерных включают бактерии и археи. Несложно заметить, что это менее развитые (примитивные) организмы. Еще отличительными особенностями безъядерных клеток от эукариот являются:

  • маленький размер клетки;
  • принцип деления (бинарное деление клетки, не подвержены митозу и мейозу);
  • тип мембран (элементарны, отсутствует органеллы);
  • тип рибосом (не изолированы, занимают полностью цитоплазматической компонент).

Состав эукариот более сложный: ядро, цитоплазма, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли, митохондрии, рибосомы). К эукариотам относится все живое, у кого есть ядро (простейшие, грибы, растения, животные, человек).

Все органоиды находятся в цитоплазме. Они выполняют важные функции жизнедеятельности клетки, основными из которых являются обмен веществ. Также клетка различает факторы окружающего мира: свет,температура и так далее. Клетка самовоспроизводима посредством деления (митоз, мейоз).

Такими образом, клетка - это главная единица всего живого на Земле.

Наука, изучающая клетки и их строение называется цитология. С помощью специальных приборов – микроскопов, учёные занимающиеся цитологией выявляют множество нового связанного с клеткой и её строением, что даёт нам больше понятий о самом строении клетки, и о том, что она из себя представляет.

Также следует отметить, что не все организмы обладают клеточным строением. Так как клеточное строение, вещь, образовавшаяся только у некоторых организмов в процессе эволюции, значит не все организмы смогли адаптироваться и подстроиться под окружающие реалии и обзавестись клетками. Подтверждением этому может стать множество бесклеточных организмов разбросанных по всему земному шару.

Изучать клетки начали довольно давно, однако большой скачок в данном направлении был только недавно, так как появились технологии, способные давать наиболее точную информацию о клетке, даже её внешний вид, что позволило весьма и весьма продуктивно изучать данную вещь. Также появление таких приборов как микроскоп сделало изучение клетки весьма лёгким и не затратным делом, соответственно повысив тем самым количество желающих заниматься цитологией и изучением клеток.

За последний век было сделано столько открытий, которые не могли сделать несколько веков. Благодаря им совершаются сторонние открытия в медицине и в любой другой отрасли, в которой эти знания могут быть важны. Из чего можно сделать вывод, что цитология весьма важная наука, изучающая весьма важную вещь – клетку. Клетка – сама по себе довольно интересный феномен, который требует максимально тщательного изучения, так как даже мы сами состоим из клеток, которые поддерживают работоспособность нашего тела. И таким образом, достаточно изучив клетку можно тем самым, в недалёком будущем, продлевать жизнеспособность своего тела, что является чем-то их разряда фантастики.

Клетка

Популярные сегодня темы

К главным особенностям драматургии Чехова относятся новаторство и художественное своеобразие каждого из его произведений. Разбирая черты его драматических произведений более детально, можно в

Одной из красивейших популяций, относящейся к насекомым - это стрекозы. Они обитают вблизи прудов, рек и озер, в мире насчитывается более 6500 их видов.

Николай Вавилов – известный русский, советский биолог и генетик, внёсший огромный вклад в развитие селекции и теории происхождения растительного мира.

Замки строили богатые феодалы, вначале это были строения из дерева, после 10 в. стали возводить каменные сооружения, так как они более долговечны, и прочны.


Клетка — это основная составляющая часть живого организма. Понимание строения, функционирования клетки является важным этапом осознания работы собственного организма, его проблем. А это, в свою очередь, может стать хорошим шагом для сохранения своего здоровья.

Целью данной работы является ознакомление с различными клетками. Изучение клеток при помощи микроскопа.

Перед нами стояли следующие задачи :

− Ознакомиться с понятием о клетке;

− Познакомиться со способами исследования клеток;

− Изучить устройство и принцип работы микроскопа;

− Изучить различные клетки под микроскопом;

− Сравнить полученные данные;

Для доказательства нами сформулирована следующая гипотеза : клетки различных живых организмов имеют схожую структуру.

Объектом исследования является цитология — наука о клетке.

Предметом исследования являются клетки различных живых организмов.

Основным методом выполнения работы является исследование литературных источников.

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое клетка

Клеткой называют самую маленькую часть живого организма. Практически все растения и животные на Земле состоят из клеток, кроме вирусов. Существуют организмы, состоящие только из одной клетки. Очень важная роль клеток состоит, что в них заключена ДНК, это молекула, отвечающая за наследование признаков живого организма.

Клетка обладает способностью к осуществлению собственного обмена веществ, размножению и росту. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность клеток, называется цитология.

Клетки бывают эукариотическими и прокариотическими. Прокариоты — клетки с более простым строением. У них нет ядра. У эукариотов ядро есть и они, по всей видимости, произошли от прокариот.

Каждая клетка окружена мембраной. Ее функция состоит в поддержании формы клетки, ее состава, а также транспортировки веществ в клетку и из клетки.

Внутри клетка заполнена жидкой протоплазмой. В протоплазму помещены все другие части клетки, которые называются органоиды.

В клетке имеется эндоплазматическая сеть, напоминающая внешним видом соединенные между собой трубки и цистерны. Ее функция состоит в синтезе жиров и белков.

В клетке находится аппарат Гольджи, который отвечает за процесс созревания синтезированных белков.

Главной частью эукариотической клетки является ядро. В нем содержатся молекулы ДНК, отвечающие за передачу признаков потомству. Коме того, у клеток животных имеются центриоли, участвующие в делении клетки. Еще одним органоидом клетки являются митохондрии, отвечающие за синтез молекулы, которая служит АТФ, источником энергии.

Клетки размножаются делением. Это необходимо для обновления тканей многоклеточного организма, роста живого существа, а также для восстановления органа после повреждения.

В клетке содержится одинарная ДНК. Перед делением клетки она удваивается, затем делится пополам, и в результате получается две клетки с одинарным ДНК.

Пример строения клетки

Рис. 1. Пример строения клетки

1.2. Устройство микроскопа

Микроскоп — это оптический прибор, позволяющий изучить мельчайшие объекты, недоступные для обнаружения невооруженным глазом.

Наиболее давно используются световые и оптические микроскопы. Их работа основана на изучении объекта, расположенного на предметном стекле, при помощи направленного пучка света от прибора искусственного освещения. Как правило, для упрощения работы с таким микроскопом используют иммерсионную систему — наносят на предметное стекло каплю иммерсионного масла.

Современные микроскопы — электронные. Они позволяют изучить объекты, не видимые в световой микроскоп.

Строение светового микроскопа

Рис. 2. Строение светового микроскопа

Электронный микроскоп

Рис. 3. Электронный микроскоп

2. Практическая часть

Для изучения клеток различных организмов я работала со световым микроскопом.

, 5, 6. Работа с микроскопом

, 5, 6. Работа с микроскопом

, 5, 6. Работа с микроскопом

Рис. 4, 5, 6. Работа с микроскопом

Важным правилом работы с микроскопом является правильное расположение предметного стекла на столике. Вот таким образом я располагала стекла.

Расположение предметного стекла

Рис. 7. Расположение предметного стекла

А вот так у меня на столе лежало следующее предметное стекло, с которым я работала после лепестка розы.

Следующее предметное стекло

Рис. 8. Следующее предметное стекло

Вот такие изображения я наблюдала в микроскопе.

, 10, 11, 12. Клетки растений под микроскопом

, 10, 11, 12. Клетки растений под микроскопом

, 10, 11, 12. Клетки растений под микроскопом

, 10, 11, 12. Клетки растений под микроскопом

Рис. 9, 10, 11, 12. Клетки растений под микроскопом

Проделанная работа для меня была очень интересной и познавательной. Я познакомилась с устройством микроскопа, научилась им пользоваться. Кроме того, прочитала много новой информации о клетках. Для меня стало открытием то, что и тело человека, животного, и все растения состоят из клеток. Очень интересным было узнать о том, что существуют организмы, состоящие только из одной клетки, и даже внеклеточные.

Выводы

Хочется сделать следующие выводы:

− Большинство живых организмов на Земле состоят из клеток;

− Строение клеток сходно между собой;

− При помощи микроскопа можно изучить клетки живых организмов.

Основные термины (генерируются автоматически): клетка, предметное стекло, живой организм, микроскоп, световой микроскоп, деление клетки, изучение клеток, организм, помощь микроскопа, устройство микроскопа.

Похожие статьи

Организация работы c цифровым микроскопом на уроках.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, учебник, тетрадь. Ход работы

Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.

Значение микроскопа и его возможности | Статья в журнале.

Отметим, что изобретение микроскопа является, выдающимся событием в науке начиная от Средневековья и до настоящего времени, потому что при помощи устройства представилась возможность открыть множество новых предметов для научного обсуждения.

Цель: Исследовать возможности микроскопа при изучении объектов живой и неживой природы.

Биологи, врачи, хирурги — при помощи микроскопа по анализам изучают разные

Взяла свою слюну, нанесла на предметное стекло и покрыла покровным стеклом.

Исследование наличия микроорганизмов на руках человека

Для опыта с использованием микроскопа мы взяли имеющиеся у автора дома микроскопы

Микроскоп — сложный оптико-механический прибор, позволяющий получать увеличенные

Далее, на предметное стекло с образцами капнули одну каплю чистой кипяченой воды из.

Микромир в руках ребенка | Статья в сборнике международной.

Использование микроскопа для исследования объектов живой и неживой природы.

Познакомить детей с микроскопом; формировать навыки обращения с микроскопом; учить

Использование лабораторных работ при формировании системы.

+ Устройство ручной лупы, светового микроскопа. + + + Изучение клеток растения с помощью лупы.

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа. Цель работы : изучить строение хрящевой ткани и найти связь между строением и функциями ткани.

Самодельная насадка-микроскоп для смартфона | Юный ученый

После сборки микроскопа мы приступили к исследованиям. Сначала приготовили микропрепарат препарат из кожицы лука (рисунок 3). Пипеткой капаем каплю слабого раствора йода на предметное стекло. Берем луковицу. Разрезаем её вдоль и снимаем наружные чешуи.

Исследование типов поверхности при помощи атомно-силового.

Атомно силовой микроскоп (рисунок 1) — сканирующий зондовый микроскоп высокого разрешения. Используется для определения рельефа поверхности с разрешением от десятков ангстрем вплоть до атомарного.

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа.

Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных.

Как выбрать микроскоп для школьника | Статья в журнале.

Микроскоп – важнейший и полезнейший инструмент для ученых. И еще более важен он для юных ученых – для школьников. В юном школьном возрасте у детей растет интерес ко всему окружающему, к природе и каждой мелочи в повседневной жизни.

Цель урока: Рассмотреть открытие клетки и её строение, обратить внимание на разнообразие клеток и отличие их от неживой структуры.

Цель урока реализуется через решение следующих задач:

Ø научить пятиклассников приготовлению микропрепарата кожицы чешуи лука;

Ø продолжить отработку навыка работы с увеличительными приборами;

Ø развитие образной памяти, логического мышления учащихся, умения работать в парах, делать выводы.

ВложениеРазмер
bolshoy_mir_malenkikh_kletok.docx 544.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Газопроводская средняя школа

учитель биологии и химии

I квалификационной категории

Лапкина Татьяна Семёновна

Цель урока: Рассмотреть открытие клетки и её строение, обратить внимание на разнообразие клеток и отличие их от неживой структуры.

Цель урока реализуется через решение следующих задач:

  • научить пятиклассников приготовлению микропрепарата кожицы чешуи лука;
  • продолжить отработку навыка работы с увеличительными приборами;
  • развитие образной памяти, логического мышления учащихся, умения работать в парах, делать выводы.

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ученых всегда интересовал микромир, то есть мир маленьких объектов. Еще древнегреческие и древнеримские ученые - естествоиспытатели задумывались о мельчайшем строении живых организмов. Но увидеть клетку они не могли. Изучение клеток живых организмов было связано с наукой физикой, так как именно она могла сконструировать первый микроскоп, в котором были применены знания о свойствах стекол и расположении их для того, чтобы "увеличивать" объект.

Сегодня вы можете рассмотреть клетку заглянув в большой мир маленьких клеток, как это сделал почти 350 лет назад Роберт Гук. Также вы узнаете, почему для растений характерен зеленый цвет и какими структурами он обеспечивается.

III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

МНОГООБРАЗИЕ КЛЕТОК

Все живые организмы, населяющие нашу планету, состоят из клеток. Клетка является структурной единицей всего живого. Иногда клетки сравнивают с кирпичиками, из которых строится целый дом. Это сравнение очень условное.

Многообразие клеток, давайте посмотрим на страницах учебника (с 109)

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Несмотря на все многообразие клеток, каждая из них состоит из трех основных частей: клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра .

Клеточная мембрана – это оболочка клетки, которая ограничивает её и осуществляет взаимосвязь с окружающей средой или с внутренней средой, если это клетка входит в состав многоклеточного организма. Клеточная мембрана имеет тончайшие поры, через которые осуществляется транспорт веществ.

Все внутреннее содержимое клетки заполнено цитоплазмой.

Впервые этот термин был введен в 1842 году Эдвардом Страсбургером. Цитоплазма в большем процентном соотношении состоит из воды. Но в зависимости от того, где располагается эта клетка и какую функцию она выполняет, количество воды может быть разным.

Например, клетки эмали зубов содержат всего 10% воды. Клетки зародыша – до 90% воды. А вот в клетках медузы её больше всего: до 98% воды.

Центральное положение в клетке занимает ядро.

Ядро – это небольшое плотное тельце, ограниченное собственной мембраной. Внутри ядра имеется ядрышко. Ядро и ядрышко выполняют очень важные функции для клетки и для всего организма. Они контролируют все процессы жизнедеятельности, которые происходят в клетке. Во-вторых они являются хранителями наследственной информации.

Это произошло более 300 лет назад. Английский ученый Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. То, что увидел Гук, стало великим открытием. Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками. Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. Более того, было обнаружено, что из клеток построены тела животных и человека.

Если бы мы сумели уменьшиться в миллион раз, перед нами открылись бы удивительные возможности. Мы смогли бы проникать внутрь клеток и исследовать их, как путешественники исследуют таинственные джунгли, пещеры или морские глубины. Если бы мы при этом были неутомимы и побывали внутри у самых разных организмов, нам удалось бы выяснить следующее.


Микроскоп Р. Гука. Срез пробки под микроскопом


Так выглядит современный микроскоп

Во-первых, клетки сложно устроены, не то что вылепленные из глины кирпичи. Каждая клетка имеет три главные части: наружную мембрану, которая одевает клетку, цитоплазму — полужидкую массу, которая составляет основное содержимое клетки, и ядро — небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.


И наконец, в-третьих, в организме чаще всего бывает много разновидностей клеток. Они отличаются друг от друга по форме и размерам. Например, совсем по-разному выглядят клетки, образующие в теле человека мышцы, кости, нервную систему. Есть и особые клетки — половые. Они разные у мужчин и женщин. Женскую половую клетку называют яйцеклеткой, а мужские клетки — сперматозоидами. Эти клетки дают начало новому организму, проще говоря, благодаря им появляются дети. Чтобы это случилось, яйцеклетка и сперматозоид должны соединиться. Их слияние называют оплодотворением. Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и из нее развивается зародыш. Развитие человека в теле матери длится 9 месяцев. Когда ребенок рождается, трудно поверить, что жизнь ему дали всего лишь две маленькие клетки — мамина яйцеклетка и папин сперматозоид.


В организме человека примерно 200 разновидностей клеток. А их общее количество — около 100 триллионов. Это число записывают так: 100 000 000 000 000.

Большой мир маленьких клеток


Почти все клетки очень малы. Их не увидишь без микроскопа. А яйцеклетку курицы все вы не раз видели: это желток яйца. Огромная клетка! Еще больше она в яйце страуса: ведь в нем могло бы поместиться около 30 куриных яиц.

Яйцеклетки рыб и лягушек — икринки — гораздо меньше птичьих. Но и они намного крупней большинства других клеток.

Яйцеклетки такие крупные потому, что содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.


Проверьте свои знания


Подумайте!

  1. Используя свои наблюдения и рисунки учебника, расскажите о разнообразии клеток.
  2. Рассмотрите на рисунке клетки разных частей растения и тела человека. Как вы думаете, почему в одном организме так много разновидностей клеток? Попробуйте по их виду сказать о том, какую работу они выполняют.
  3. Объясните значения слов: клетка, наружная мембрана клетки, цитоплазма, ядро клетки, половые клетки, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение.

Живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки - наружная мембрана, цитоплазма и ядро. Живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Они разнообразны по форме и размерам. Среди них есть половые клетки, которые дают начало новому организму.


Это произошло более 300 лет назад. Английский учёный Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. То, что увидел Гук, стало великим открытием. Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками. Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. Более того, было обнаружено, что из клеток построены тела животных и человека.


Микроскоп Гука. Срез пробки под микроскопом

Если бы мы сумели уменьшиться в миллион раз, перед нами открылись бы удивительные возможности. Мы смогли бы проникать внутрь клеток и исследовать их, как путешественники исследуют таинственные джунгли, пещеры или морские глубины. Если бы мы при этом были неутомимы и побывали внутри у самых разных организмов, нам удалось бы выяснить следующее.

Во-первых, клетки сложно устроены, не то что вылепленные из глины кирпичи. Каждая клетка имеет три главные части: наружную мембрану, которая одевает клетку, цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержимое клетки, и ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.


Так выглядит современный микроскоп

И наконец, в-третьих, в организме чаще всего бывает много разновидностей клеток. Они отличаются друг от друга по форме и размерам. Например, совсем по-разному выглядят клетки, образующие в теле человека мышцы, кости, нервную систему. Есть и особые клетки – половые. Они разные у мужчин и женщин. Женскую половую клетку называют яйцеклеткой, а мужские клетки – сперматозоидами. Эти клетки дают начало новому организму, проще говоря, благодаря им появляются дети. Чтобы это случилось, яйцеклетка и сперматозоид должны соединиться. Их слияние называют оплодотворением. Оплодотворённая яйцеклетка многократно делится, и из неё развивается зародыш. Развитие человека в теле матери длится 9 месяцев. Когда ребёнок рождается, трудно поверить, что жизнь ему дали всего лишь две маленькие клетки – мамина яйцеклетка и папин сперматозоид.

В организме человека примерно 200 разновидностей клеток. А их общее количество – около 100 трлн. Это число записывают так: 100 000 000 000 000.



Большой мир маленьких клеток*

Почти все клетки очень малы. Их не увидишь без микроскопа. А яйцеклетку курицы все вы не раз видели: это желток яйца. Огромная клетка! Ещё больше она в яйце страуса: ведь в нём могло бы поместиться около 30 куриных яиц.

Яйцеклетки рыб и лягушек – икринки – гораздо меньше птичьих. Но и они намного крупней большинства других клеток.

Яйцеклетки такие крупные потому, что содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.



Вопросы и задания

1. Что является единицей строения живых существ? Как она называется и кто ей дал такое название?

2. Как давно люди узнали, что тела живых существ состоят из клеток? Объясните, почему это не было известно раньше.

3. Есть ли клетки, которые можно увидеть без микроскопа? Если да, приведите примеры.

4. Рассмотрите рисунок. Назовите главные части живой клетки.

5. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

6. Человеческий организм берёт начало от одной клетки, образующейся в результате слияния двух половых клеток. Взрослый организм состоит примерно из 100 триллионов клеток. Откуда появляется такое множество клеток?

7. Рассмотрите на рисунке клетки разных частей растения и тела человека. Как вы думаете, почему в одном организме так много разновидностей клеток? Попробуйте по их виду сказать о том, какую работу они выполняют.


8.* Объясните, почему яйцеклетки намного крупнее большинства других клеток.

Обратитесь к электронному приложению

Изучите материал и выполните предложенные задания.

Живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки – наружная мембрана, цитоплазма и ядро. Живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Они разнообразны по форме и размерам. Среди них есть половые клетки, которые дают начало новому организму.

6. Химический состав клетки

Вы уже знаете, что все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но, оказывается, сходен и их химический состав – клетки всех организмов состоят из одних и тех же элементов. В настоящее время учёным удалось обнаружить в составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных.

Содержание разных элементов в клетке различно. Так, углерод, кислород, азот и водород составляют основу клетки – почти 98 % её содержимого. Другие элементы присутствуют в ней в небольших количествах: сера – 0,15–0,2 %, цинк – 0,003 %, иод – 0,000001 %.


Элементы, встречающиеся в живой клетке, широко распространены и в неживой природе – атмосфере, воде, земной коре. Нет таких элементов, которые встречались бы только в живых организмах.

Большинство элементов находится в клетке в виде химических соединений – веществ. Различают неорганические и органические вещества.

Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме – вода, её содержание в среднем составляет до 80 % массы тела. Даже в эмали зубов содержится 10 % воды, а в костях – до 20 %. Это объясняется той ролью, которую вода выполняет в клетке. Прежде всего она определяет физические свойства клетки, её объём, упругость. Многочисленные химические реакции проходят именно в водной среде, так как вода – хороший растворитель. Да и сама вода участвует во многих химических реакциях.


Раковины моллюсков состоят из солей кальция


Гемоглобин содержится в эритроцитах – красных клетках крови


Крахмал накапливается в клубнях картофеля

Вода помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму.

Органические вещества содержатся только в живых организмах. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Белки – это основные вещества клетки. Если из клетки удалить всю воду, то 50 % её сухой массы составят белки. Это очень сложные соединения. Белок гемоглобин переносит кислород, именно он придаёт крови красный цвет. Ни одно движение, связанное с сокращением мышц, не осуществляется без сократительных белков. Участвуют белки и в защите организма от инфекций, свёртывании крови и во многих других процессах.

Выполняют углеводы и другие функции, например опорную и защитную. Клетчатка входит в состав древесины, хитин образует наружный скелет насекомых и ракообразных.

Жиры выполняют в организме ряд функций. Они дают организму до 30 % необходимой ему энергии. У некоторых животных жиры накапливаются в больших количествах и предохраняют организм от потери тепла.

Большое значение имеют жиры и как внутренний резерв воды. В результате протекающего в клетках распада жиров из 1 кг жира образуется до 1,1 кг воды. Это очень важно для животных, впадающих в зимнюю спячку, – сусликов, сурков: благодаря своим жировым запасам они могут не пить до двух месяцев. Верблюды во время переходов по пустыне обходятся без питья до двух недель: необходимую организму воду они извлекают из своих горбов – вместилищ жира.


Подкожный жир предохраняет тело тюленя от переохлаждения


Хромосомы передают наследственные признаки от родителей детям

Распределение веществ и отдельных химических элементов в природе неоднородно.

• Некоторые организмы активно накапливают элементы, например бурые водоросли – иод, лютики – литий, ряска – радий, моллюски – медь.

• Тело медузы состоит из воды на 95 %, клетки мозга человека – на 85 %, кровь – на 80 %. У млекопитающих потеря воды, превышающая 10 % массы тела, приводит к смерти.

• Волосы, ногти, когти, шерсть, перья, копыта почти целиком состоят из белка. Яд змеи – это тоже белок.

Читайте также: