Детская жестокость на примере отношения героев в повести чучело доклад

Обновлено: 17.05.2024

Читали с детьми "Чучело". Впечатлило всех. Я вспомнила свои детские эмоции от этого произведения и поняла, что эмоции взрослые от тех отличаются. А если сравнить с нашими, нынешними детьми? Имеет ли место такое быть. Делюсь с вами рассуждением моей дочери и жду от вас вашего мнения по этому произведению. Обсудим.

Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.

Вообще дети очень жестоки и неправильно относятся к людям, не таким, как они. Дети не понимают, какую боль они причиняют таким людям. Так же и этот класс посчитал Лену предателем и объявил ей бойкот, но помимо бойкота ее травили. Когда ее гоняли по городу, она испытывала такое жуткое ощущение, как будто она лиса, а за ней гонятся злые собаки. У Лены был один – единственный друг, из-за любви к которому она и приняла его вину на себя. Лена считала его очень храбрым и сильным человеком, и он обещал ей во всем признаться классу, но ее продолжали травить. Было очень много ситуаций травли, и Сомов ни в чем ни признавался.

Я считаю, что Сомов был человеком жалким и мелким и что ради положения в обществе он предал близкого человека. Он испортил жизнь Лене ради того, чтобы занимать лидирующее место в классе. Он был мерзким трусом.

После разочарования в Диме, Лена начала проявлять волю. Лену достало это все, и она приняла решение уехать из города. Лену, компания Мироновой обзывала чучелом, и она, чтобы утвердить это звание, предприняла отважный поступок: постриглась налысо, но помимо детей, Лену не любили и некоторые взрослые. Например, тетя Клава, которая считала, что из-за Лены ее сын не поехал в Москву к отцу. Но после рассказа Лены парикмахерша поняла свою ошибку и согласилась подстричь ее.

Дети из класса думали, что Лена уезжает из-за страха, но это было не так. И все ребята поняли, что Лена победила. И когда она отказалась объявлять бойкот Сомову, стало ясно, что она выше их. И несмотря на жуткое отношение Сомова и его предательство, она не объявила ему бойкот. Другой бы человек на ее месте загнал бы Диму в угол и как следует врезал. Да, Лена победила! Ребятам стало стыдно, и их учительнице тоже, но у каждого поступка есть своя цена, и тут цена довольно большая: Лена навсегда покинула город, дедушка оставил свое любимое дело, и самое главное, пострадала психика Лены. И к тому же Лена слишком рано познала, что такое быть изгоем, а это не каждый познает. И кто знает, что с ней будет в будущем. Я считаю, что Лена еще слабо отреагировала на унижение класса, но, самое главное, она не потеряла самообладание и стала не по годам старше."

Причины конфликта и его разрешение в фильме "Чучело". Характеристика Лены Бессольцевой и ее отношения с классом. Столкновение жизненных позиций главных героев. Психологические особенности подростковой жестокости. Эффект группового влияния и конформизм.

Рубрика Психология
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 12.04.2014
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственный университет - Высшая школа экономики

Выполнила: студентка 232 группы

Проверила: Леонтьева А.А.

Человек - существо социальное. И эти слова сказаны неслучайно.

Во все времена - и раньше и сейчас - человек не мог жить вне общества. Мы постоянно контактируем с другими людьми: ходим на учебу и работу, у нас появляются знакомые и друзья, мы заводим семьи и водим своих детей в детские сады и кружки. Современный человек состоит во множестве групп, возможно, даже не осознавая этого. Но все люди разные, по-разному воспитаны, живут в разных условиях, развиваются в разном окружении, и не всегда удается жить в гармонии друг с другом. Конфликты - это неотъемлемая часть нашего общения с окружающими людьми. Конфликт можно определить как противоречия, разногласия, возникающие как внутри одной личности, так и между различными людьми, группами из-за интересов, ценностей, установок. Они могут возникать абсолютно по разному поводу: мы что-то не поделили, нащи взгляды разошлись или мы просто не нравимся друг другу. Конфликты между людьми - явление достаточно частое. Проблема может заключаться как в нас самих, так и во внешних причинах, но факт остается фактом. Иногда это может быть ничего незначащая ссора, но иногда как следствие мы получаем разрушенную психику и жизнь.

Анализ конфликта. Структура конфликта

Подростки, молодежные компании нередко бывают жестоки к своим сверстникам. Очень часто, не оценивая всю серьезность своего поведения от недостатка опыта, они переходят все мыслимые и немыслимые границы. При этом мотивы, свойственные взрослым людям, зачастую отсутствуют. Социально-психологический конфликт, который мы рассмотрим, также представляет собой столкновение личности и группы, представленные новенькой девочкой и классом. Обратимся к ним подробнее.

Итак, Лена Бессольцева, личность, для которой, в первую очередь, важна духовная составляющая, которая заботится о счастье других людей, способная на альтруистические поступки. Уважение, доверие, открытость,- основные черты этого человека. Счастье других людей важнее для нее, чем свое. В этом вся Лена. Чувство любви, милосердия, желание быть хорошим другом и, главное, вера в людей - вот главные и единственные мотивы поведения девочки. Следование этим ценностям и есть неконформное поведение для данной группы, класса, в который попала девочка. Посмотрим, чем же характеризуется эта группа.

Школьный класс - малая группа, внутри которой происходят свои определенные процессы. В противовес Лене у них совсем иные ценности. Главное в их жизни отнюдь не духовное начало, все их разговоры направлены на материальные ценности: деньги, вещи, - а также характеризуются неким эгоизмом, мстительностью, злопамятством.

В этой группе очень четко прослеживается групповое давление на всех индивидов, ее составляющих.

Кроме того, под влиянием наличия общей цели, они становятся как одно целое, действуя сообща. Цель их достаточно жестока, хотя сами они считали ее благородной: наказать, проучить предателя, а по сути, участие в травле беззащитного человека. Те, кто не вписался в их взгляды, высказал иные мысли или вмешался в действия, жестоко наказывался. Месть - основной мотив детей в данной ситуации. Так, мальчик, защищавший Лену, Васильев, при высказывании своих мыслей получал физическое наказание: избиение ногами, удар в лицо. Можно сказать, что данную группу сплачивало наличие совместной деятельности, цели. [3,4]

Наиболее выделяющимися представителями данной группы являются Железная Кнопка, Миронова, и Дима Сомов. Обратим на них наше внимание.

Тем не менее, эти качества необходимы ей лишь для того, чтобы сохранять лидерство. Именно она преследует цель наказать всех предателей, как бы жестоки не были методы.

Но впоследствии, в сложной ситуации, оказалось, что он, также как все в этом классе, не может без него существовать. Это как раз тот случай конформизма - приспособленчества, - о котором мы говорили выше. Ему свойственна трусость, он оказался способен на множественное предательство.

В итоговой сцене он вызывает жалость. Ситуация, произошедшая с этим человеком, показывает, как внутренний конфликт одной личности может повлечь за собой внешний, задействовать не одного и не двух других людей и, возможно, даже испортить жизнь некоторым из них.

Как мы видим, данный конфликт происходит в основном из-за разницы в ценностях, установках, разницы в воспитании, в окружении. Бескорыстие, желание помочь, открытость, доброта и сила характера противопоставляются трусости, эгоизму, жестокости, желанию наказать всех. Несомненно, также столкновение двух жизненных позиций главных героев - Димы Сомова, героя, способного рассуждать о благах коллектива, но трусливого и безнравственного на деле, и Лены Бессольцевой, хрупкой, немного нелепой девочки, но поистине сильного и прекрасного человека. Рассмотрим более подробно возникновение и развитие данного конфликта.

Как указывает Петровская, в своем возникновении и развитии конфликт проходит несколько стадий. Тем не менее, далеко не все конфликты затрагивают их все. Ситуация, рассмотренная нами в данном эссе, проходит в своем развитии все стадии.

Объективная конфликтная ситуация между Леной и классом возникла тогда, когда Лена взяла на себя вину Димки Сомова. Класс сорвал урок, сбежав в кино. Вернулось только два человека - Лена, потому что разбила коленку, и Дима, потому что забыл деньги. Диму поймала учительница, и он рассказал, почему класс отсутствует, из-за этого их не взяли на экскурсию в Москву. Лена слышала разговор Димы с учительницей, и во время разборок в классе взяла вину Димы на себя.

Очень важно также то, что возникновение конфликтной ситуации произошло не только вследствие Лениных действий, но вследствие бездействий Сомова - истинного виновника.

Осознание конфликтной ситуации с одной стороны - со стороны класса - происходит мгновенно. Они начинают воспринимать ее как предателя, человека лишившего их поездки в Москву, как единственного шанса в жизни. Причем тут же происходит переход к конфликтному поведению. Реакция группы мгновенна: скооперировавшись, они объявляют ей бойкот, гонят по улице.

Неконформное поведение Лены можно рассматривать с двух точек зрения: первая - как воспринимают ее ребята: она рассказала учителю, предала; вторая - объективное поведение: взяла вину на себя, помогает человеку, радуется этому, что тоже является несвойственным для этой группы. конфликт психологический конформизм

Далее конфликт развивается по нарастающей. В те моменты, когда класс гонит Лену по улице, они становятся больше похожи на бездумно действующую толпу, которая следует одному брошенному призыву. [4]

Важен тот факт, что в данном случае конфликт сыграл не только деструктивную, но также и конструктивную функцию. [2]

Итак, конфликт, рассмотренный нами, отображает столкновении жизненных позиций, взглядов, установок, воспитания - всего того, что представляет из себя человек.

Данная ситуация затрагивает много аспектов: показывает, к каким последствиям может внутриличностный конфликт привести, как он влияет на разрушение личности, рассматривает конформное и не конформное поведение с разных точек зрения, описывает динамику конфликта на примере личности и малой группы, а также его функции.

Список использованных материалов

2. Л.А. Петровская О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта; М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 126-143

3. А.Л.Журавлев Социальная психология: Психология малых групп

4. Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник.: Социальная психология групп; 2003


Цель: проведение анализа отношений в подростковой среде и выявление причин жестокого отношения, влияющих на психику и поведение подростка.

Задачи: проанализировать причины жестокого обращения среди подростков; организовать и провести ряд мероприятий, направленных на урегулирование отношений между подростками.

Гипотеза: если объединить усилия педагогов, классного руководителя, одноклассников, родителей в проведении профилактических мероприятий с учетом особенностей каждого подростка, можно избежать конфликтных ситуаций в подростковой среде, имеющих трагические последствия (суицид, тяжелые психологические расстройства, серьезные заболевания).

Объект: отношения в подростковой среде. Предмет: подростковая жестокость.

Анализ материалов позволил нам предпринять попытку классифицировать причины жестоких отношений в подростковой среде на 5 подгрупп, представленных в таблице № 1.

С целью профилактики и предотвращения жестоких отношений в подростковой среде, мы предлагаем ряд мероприятий, представленных в таблице № 2, часть из которых уже реализована и имеет положительные результаты.

Сроки

Название мероприятий

Содержание работы

Результат работы

Работа с родителями

Индивидуальные встречи, беседы с классным руководителем, психологом, социальным педагогом

Разработка рекомендаций по коррекции детской жестокости

Работа школьной службы примирения (ШСП)

Проведение примирительных встреч, которые помогают участникам конфликта разрешить проблемную ситуацию

Разрешение конфликтов, примирение сторон

Проведение тематического классного часа

Выражение подростками своего мнения к увиденному, расстановка приоритетов в отношениях

Волонтерское движение подростков

Совместная работа с общественными организациями города в волонтерском движении

Приобщение подросткам позитивного опыта общения и понимания нужности оказания помощи другим

Проведение мероприятий, посвященных Дню Победы

Совместные классные часы с ветеранами, шефство над ветеранами, участие в цепочке Памяти и др.

Выработка альтернативного отношения к жестокости, безответственности

Подростковая жестокость таит в себе огромную опасность. Множество страшных преступлений совершают именно подростки. Но нужно помнить, что жестокость не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Она растет, крепнет, формируется годами. Начинается с малого — игрушек, насекомых, цветов. Но, практически всегда внимательный взгляд способен заметить первые ростки этого сорняка.

В ходе работы над исследованием проблемы отношений в подростковой среде и подростковой жестокости, мы подтвердили гипотезу об объединении усилий родителей, педагогов, одноклассников в проведении профилактических мероприятий с учетом особенностей каждого подростка. Только работая в команде над проблемой можно избежать конфликтных, трагических ситуаций в подростковой среде.

Будем внимательны друг к другу, и только взрослые могут помочь детям стать нормальными людьми, которые знают, что такое любовь, доброта, уважение, подарив им заботу, внимание и любовь.

Основные термины (генерируются автоматически): подростковая среда, подростковая жестокость, классный руководитель, подросток, совместная работа, детская жестокость, организация просмотра, разработка рекомендаций, ряд мероприятий, социальный педагог.

Похожие статьи

Межличностные проблемы в среде подростков и их.

подросток, среда подростков, проблема, группа, социально-педагогическая деятельность, социальная педагогика, подростковый возраст, конструктивная личность, социальный педагог, взрослый.

Роль социального педагога в организации профилактики.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский педагогический колледж. Подготовка будущих социальных педагогов.

Методика работы социального педагога в общеобразовательной.

- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных

Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской.

Подростковый возраст является сенситивным периодом для формирования социально

Работу необходимо осуществлять в направлении организации социального

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного. Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста. Девиантное поведение подростков в условиях детского дома детерминируется рядом факторов.

Роль классного руководителя в формировании личности.

Многие учителя считают подростковый возраст самым интересным возрастом и любят

При правильном воспитании многие недостатки поведения подростков не проявляются, а

Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека

Влияние индивидуальных особенностей подростка на.

Учитывать в работе с подростками их возрастные особенности (особенно, быструю смену эмоциональных

В помощь педагогам-психологам, классным руководителям, социальным педагогам был

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Профилактика аддиктивного поведения подростков как.

В подростковом возрасте серьезно изменяются деятельность подростка, общение

Подросток сравнивает себя со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный

Педагогу-психологу для успешного выполнения своих обязанностей необходимо уметь.

Развитие психологической компетентности среди старших.

Жестокость подростков опаснее тем, что дети в этом возрасте уязвимы, и роль жертвы

Знать, что такая проблема в подростковой среде существует, просто обязан каждый

Естественная подростковая стыдливость, страх перед последствиями и, наконец, боязнь.

Похожие статьи

Межличностные проблемы в среде подростков и их.

подросток, среда подростков, проблема, группа, социально-педагогическая деятельность, социальная педагогика, подростковый возраст, конструктивная личность, социальный педагог, взрослый.

Роль социального педагога в организации профилактики.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский педагогический колледж. Подготовка будущих социальных педагогов.

Методика работы социального педагога в общеобразовательной.

- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных

Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской.

Подростковый возраст является сенситивным периодом для формирования социально

Работу необходимо осуществлять в направлении организации социального

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного. Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста. Девиантное поведение подростков в условиях детского дома детерминируется рядом факторов.

Роль классного руководителя в формировании личности.

Многие учителя считают подростковый возраст самым интересным возрастом и любят

При правильном воспитании многие недостатки поведения подростков не проявляются, а

Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека

Влияние индивидуальных особенностей подростка на.

Учитывать в работе с подростками их возрастные особенности (особенно, быструю смену эмоциональных

В помощь педагогам-психологам, классным руководителям, социальным педагогам был

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Профилактика аддиктивного поведения подростков как.

В подростковом возрасте серьезно изменяются деятельность подростка, общение

Подросток сравнивает себя со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный

Педагогу-психологу для успешного выполнения своих обязанностей необходимо уметь.

Развитие психологической компетентности среди старших.

Жестокость подростков опаснее тем, что дети в этом возрасте уязвимы, и роль жертвы

Знать, что такая проблема в подростковой среде существует, просто обязан каждый

Естественная подростковая стыдливость, страх перед последствиями и, наконец, боязнь.

Жанр и направление

Литературная направленность произведения — реализм, все персонажи и события реалистичны, а у героев есть свои прототипы. Рассказ включает в себя 14 глав, в каждой из них рассказывается о нескольких днях жизни школьницы Лены Бессольцевой.

Краткое описание сюжета:

Приход Лены в новый класс

  1. В завязке повествуется о приходе Лены в новый класс, ее знакомстве с одноклассниками и совместных занятиях. О начинающейся дружбе с самым популярным мальчиком школы — Димой Сомовым.
  2. Кульминация начинается после того, как ребята решаются прогулять урок, а Дима рассказывает о проступке преподавателю. В результате класс лишается возможности поехать на долгожданную экскурсию. Сомов боится признаться в своей вине сверстникам, поэтому вину на себя берет Бессольцева. После чего одноклассники начинают травить девочку.
  3. В развязке рассказывается о том, как дети узнают правду, они раскаиваются в совершенном поступке, но Лена с дедушкой уже приняли решение уехать из города.

Главный конфликт повести завязан на травле всего класса одной девочки. О разочаровании, ведь Лена считала Сомова настоящим другом, а он оказался трусом и предателем.

Главные герои

Дедушка Николай Николаевич

Второстепенные персонажи

Есть в повести и второстепенные персонажи, но они не менее яркие. Из них можно выделить:

Валька — лживый, жестокий и грубый мальчик

  1. Валька — лживый, жестокий и грубый мальчик. Он всегда ищет выгоду, обижает только тех, кто слабее и младше него. Занимается отловом и продажей бродячих псов. В травле одноклассницы принимает самое активное участие, проявляя особую жестокость, выдумывая все новые и новые наказания для Лены.
  2. Шмакова — главная красавица школы, очень избалованная девочка, собирает вокруг себя только поклонников, которые и прислуживают ей, желая угодить.
  3. Попов — один из поклонников Шмаковой. Знает о невиновности Бессольцевой, но предпочитает наблюдать со стороны за развитием событий.
  4. Васильев — одноклассник Лены, он изгой в классе, часто подвергается насмешкам со стороны учеников. Но несмотря на непопулярность, он единственный, кто встает на ее защиту, хотя знает, что у него будут неприятности. Именно тихоня Васильев призывает девочку быть решительной, бороться с несправедливостью и выявить настоящего виновника.

В повести также задействованы Толик и Попов — местные хулиганы, которые не отличаются большим умом и сообразительностью. Чаще всего действуют по чужой подсказке, они трусливы и безвольны.

Проблема и смысл

Встает вопрос и об учительнице, которая из-за подготовки к свадьбе забывает о служебном долге. Она не хочет забивать мысли чужими проблемами, поэтому не вникает в ситуацию. Маргарита Ивановна не обращает внимания на пришедшую просить помощи Лену.

Очень интересно автор преподнес в своем сочинении тему семьи. Дедушка также не замечает ничего вокруг себя, он полностью увлечен картинами. Но позднее осознает ошибки, раскаивается, продает творческое наследие предка и уезжает с внучкой.

Читайте также: