Доклад по теме романс к повести а пушкина метель г свиридова особенности музыкального языка

Обновлено: 17.05.2024

Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звучании особенности полифонической музыки. Формировать умение осознанно воспринимать музыку. Обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее создателя через групповые формы работы. Выявить особенности стиля композитора на примере программного сочинения Г. В. Свиридова Развивающие: Содействовать проявлению музыкального вкуса. Формирование музыкальной культуры. Развить представление о широких связях музыки и литературы. Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Воспитательные: Сформировать чувства личной ответственности за результат совместной работы. Воспитание любви к лучшим образцам мирового искусства. Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г. В. Свиридова

ВложениеРазмер
urok_po_muzyke_v_chem_sila_muzyki._g.v._sviridov.doc 70.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Земцова Т.В. – МБОУ Щёлковская гимназия

Цель урока: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития.

На уроке используются следующие виды и формы образовательной деятельности, влияющие на формирование УУД:

восприятие музыки и размышления о ней;

певческая деятельность (хоровая);

подбор ассоциативно-образного ряда к музыкальным сочинениям;

использование музыки как средства здоровьесбережения;

работа с учебникам и творческими тетрадями, другими наглядными пособиями;

рефлексия результатов образовательной деятельности.

Научить определять в звучании особенности полифонической музыки.

Формировать умение осознанно воспринимать музыку.

Обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее создателя через групповые формы работы.

Выявить особенности стиля композитора на примере программного сочинения Г. В. Свиридова

Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Формирование музыкальной культуры.

Развить представление о широких связях музыки и литературы.

Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.

Сформировать чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Воспитание любви к лучшим образцам мирового искусства.

Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г. В. Свиридова

Тип урока: урок обобщения.

Жанр урока: интегрированный.

Вид урока: урок - размышление.

Используемые на уроке технологии:

- развивающая, проблемная технология;

- технологии восприятия художественного образа;

- технологии интеграции искусств;

- технологии развития певческого голоса, направленные на чистоту интонирования, образность и выразительность исполнения;

- технологии коллективного музицирования;

- технологии развития тембрового слуха;

- технологии развития ансамбля в хоре.

Оборудование, технические средства:

2. Музыкальный центр, проектор.

Основные понятия : правда, красота, мелодия, интонация, романс, вокальная и инструментальная музыка.

“Можно по-разному понимать, что такое красота. Каждый может иметь на этот счёт своё особое мнение. Но о том, что такое правда чувства, спорить нельзя. Она очевидна и осязаема. Двух правд чувств не бывает. Единственно правильным путём к красоте я поэтому признал для себя – правду.”

Тема, которую мы продолжаем рассматривать – одна из самых непростых. Вот мы говорили в первом полугодии о преобразующей силе музыки, и какой вы сделали для себя вывод?

Музыка, воздействуя на людей, влияет на жизнь .

А жизнь, в свою очередь, является…

А как вы думаете: почему люди, живущие в разных концах мира, наделяли музыкальное искусство огромной притягательной силой? Вспомните народные сказки, мифы, былины о волшебной силе музыки… Люди не просто наделяли и обожествляли, они это неоднократно подмечали и старались сохранить.

Миф об Орфее, былина о Садко, сказка о Снегурочке “Сольвей” Г.Х.Андерсена, К.Г. Паустовский “Старый повар” и т.д.

“ Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок ”. Я пишу на доске два значительных слова:

“ Правда ” и “ Красота ”

Скажите, как вы думаете, правда и красота в искусстве такие же, как и в жизни, или немного другие – более поэтичные, возвышенные? Искусство точно передает, копирует то, что в жизни? Можно ли поставить знак равенства между искусством и жизнью? Красота в искусстве – это действительно что-то красивое? А правда? Как можно представить себе правду в музыке? Если записать точно, как поют птицы и звучит все вокруг – это и будет правда? К этому ли стремиться надо? Что должна передавать музыка? Вспомните, вы, несомненно, хорошо запомнили (и прочувствовали) два важнейших эпизода, на которых, можно сказать, держится вся драматургия оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин”.

Предсмертная ария Сусанина (“Ты взойдешь, моя заря”), героически жертвующего своей жизнью ради спасения Москвы, и светлый, торжественно-праздничный хор (“Славься”) в финале оперы, воспевающий победу, прославляющий русский народ, отстоявший Родину от вражеского нашествия.

Вслушайтесь, пожалуйста, вновь в интонации фрагментов из этих произведений и скажите: “Соответствует ли характер музыки М.И. Глинки характеру событий, содержанию обоих эпизодов? ” (ответ, несомненно, утвердительный) Красива ли эта музыка? (Правдивость и красота музыки М.И. Глинки, очевидно, не будет подвергнута сомнениям.) Теперь предлагаю им представить себе мысленно такую невероятную перестановку – Сусанин поет свою арию на музыку заключительного хора “ Славься ”, а этот хор поется на мелодию арии Сусанина. Что происходит при этом в музыке?

стремительный темп праздничного хора и сосредоточенно - медленное движение арии;

светлый мажор и сумрачный минор;

ослепительно яркая звучность с преобладанием медных инструментов , с колоколами и приглушенное звучание преимущественно струнной группы .

Меняется местами мелодия скорбная и радостная (а ведь это – душа музыки !)

Возникающая при таком смещении острая неправда, лживость музыки приводит к немедленному исчезновению красоты . Красота и правда – неразрывно связаны друг с другом. “Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценностей.” (В.Шекспир)

Вывод: Музыка (как и всякое другое искусство) не только правдиво и красиво отражает жизнь, но и обогащает её, обогащает людей, значит, и каждого из вас, ваши сердца и вашу мысль, даже если вы не всегда сами это замечаете.

В самом деле, неужели кому-нибудь может показаться красивым звучание хора, славящего победу на медленную, скорбную, минорную мелодию, или предсмертная ария, построенная на стремительно несущейся, радостной мажорной мелодии?! Правда в музыке – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека, не так ли?

Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость?

А что может сделать музыка уродливая и лживая?

Только лишь принести вред человеку, изуродовать его жизнь и его самого.

Верно, правдиво передать в звуках характер, настроение, заложенное уже в мельчайшей частице, - как она называется, помните?

Да, это то, что делает музыку неповторимой. Без интонации музыки не существует. Я сейчас исполню фрагмент одного произведения, которое вы, возможно, знаете – (Звучит начало романса “Не уходи, побудь со мною…” муз. Н. Зубкова) Собственно только первые 4 ноты уже способны передать состояние человека. Какое?

Это произведение относится к какому жанру?

К вокальному, то есть исполняемому голосом.

К кому так обращаются?

Значит это песня о любви. А это какой вид вокальной музыки?

Романс – один из самых тонких, поэтических музыкальных жанров.

Да, это романс. А какие виды вокальной музыки вы ещё знаете?

Песни, арии, баллады, рапсодии, ноктюрны, серенады, баркаролы…

Мы с вами учимся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту её художественной формы не только в вокальных сочинениях, где надежным помощником нашим становится слово, стихи, поэтический текст и не только в сочинениях “ программных ” (вспомните, в чем заключена их особенность? – “ В названиях и авторском содержании ”).

Мы учимся понимать и чувствовать также и музыку слов и без “ программных ” заголовков, то есть учимся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.

А сейчас на доске я напишу три самых крупных музыкальных жанра, связанных с театром и концертным исполнением, Помогайте мне, пожалуйста.

Опера, балет, симфония.

Это самые крупные жанры об особенностях, которых мы уже так или иначе говорили и ещё будем говорить. В каком из этих трёх жанров музыка имеет более самостоятельное значение?

Почему вы так считаете?

В опере и балете есть сюжет. В опере каждое слово находит своё воплощение в музыкальной интонации. В балете музыка связана с движением, помогает в выражении мира чувств.

А что становится главным действующим лицом симфонии? (наиграть начало V симфонии Л. Бетховена и 40 симфонии В.А. Моцарта)

Музыкальная тема, которая вырастает из маленькой интонации и получает дальнейшее развитие.

Итак, если в опере и балете нам на помощь приходит сюжет, либретто, то, что же поможет нам понять симфоническую музыку?

Душа, сердце. Не случайно говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.

Вспомните, какие из известных вам произведений А.С. Пушкина вдохновили русских композиторов?

П.И. Чайковский написал две оперы – “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”.

Н.А. Римский-Корсаков – “Сказка о царе Салтане” и “Золотой петушок”.

М.И. Глинка – “Руслан и Людмила”.

Даргомыжский – “Русалочка” и “Каменный гость”.

М.П. Мусоргский – “Борис Годунов”.

Г.В. Свиридов – музыкальные иллюстрации к повести “Метель”.

На прошлом уроке мы с вами слушали их в исполнении оркестра. Какие впечатления вы сохранили после первой встречи?

Это русское, задушевное, песенное произведение.

Это взгляд нашего современника на пушкинскую Россию, Россию прошлого, ХIХ века.

Это олицетворение темы любви в музыке редкой красоты и выразительности.

Слушаем в исполнении оркестра музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина “ Метель ”. Это произведение вы подробно изучали на уроках литературы, не так ли? Поэтому я не буду останавливаться на его сюжетной основе, а поставлю перед вами интересную задачу – станьте, пожалуйста, как бы участниками творческого процесса художника. Итак, что вы помните о Г.В. Свиридове?

Композитор родился в 1915 г. и с раннего детства соприкоснулся с Великой октябрьской революцией и последующей гражданской войной.

Какие темы были характерны для творчества этого замечательного композитора?

Тема любви к Родине, её судьбе.

Центральное место в творчестве Г.В. Свиридова занимали жанры, связанные со словом – цикл из шести романсов на стихи А.С. Пушкина, “Поэма памяти С. Есенина” и другие.

Да, к сожалению, уже давно с нами нет Г.В. Свиридова, но с нами осталась его музыка… Давайте поработаем следующим образом: Представьте себе, что композитор пригласил вас в свой кабинет, в свою творческую лабораторию, потому, что все вы неповторимые личности, по-своему одарённые, ищущие, расширяющие свой жизненный, музыкальный и культурно-исторический опыт. Человеку присуще своё отношение к миру, одним из поводов, для которого становится искусство. Итак, постараемся приобщиться к тайне, скрытой за нотными знаками: (звучат первые такты “Романса”)

Что открывается перед вами в этих звуках?

Три вопросительных мотива, они настойчивы в своём повторении, но безответны… Они как бы вводят нас в эмоциональный строй пьесы.

Весьма драматичное начало, не так ли? Попрошу в дальнейшем поднимать руку всякий раз, как только заметите изменение в характере звучания, мы будем делать паузу для обсуждения подобных моментов

( звучит первое проведение темы). Проследим за развитием.

О чём рассказывает здесь музыка? Какое настроение несёт она в себе?

Тихое, нежное, мечтательное и очень одинокое.

Образ печали, который затрагивает душу человека.

Музыка сама переживает, печалится, страдает.

В пушкинскую пору был очень популярен романс «Не уходи, побудь со мною «( муз. Н. Зубова)-Это, как связь времён, не случайно цитируется Г.Свиридовым в иллюстрациях к повести А.Пушкина

А мы это чувствуем сердцем (его не обманешь) и преклоняемся перед её красотой, не правда ли… (звучит второе проведение темы)

Что нового появляется в музыке, в её развитии?

Усиливаются элементы полифонии, которые вначале подобны вздоху, а потом эхом вторят основной мелодии (слушаем это сочетание голосов) (звучит третье проведение темы)

Усиливается состояние взволнованности, темп, (нисходящие интонации подобны завыванию метели), ощущение одиночества (уже нет дуэта) в борьбе со сметающей, закруживающей стихией чувств.

И смотрим, к чему же это приводит? (звучит четвертое проведение темы)

Возникают диссонансы, но не в мелодии, а в сопровождении, исчезает гармония звучания, столь нежно ласкающая слух, всё пронизано чувством боли, отчаяния, смятения…

Быть может это кульминация всего произведения? Быть может это самая важная страница? Но дослушаем композитора до конца… (звучит пятое проведение темы)

Всё стихает и вновь звучит второе проведение темы, будто кто-то бережно, заботливо ведёт тихий диалог о любви и, несмотря на некоторую минорность звучания, – это светлая печаль…

Какую музыкальную форму выбрал композитор для своего сочинения?

Форму вариации (отражающей жизнь в её многообразии, бесконечности, но об этом в следующем году).

У А.С. Пушкина в стихотворении “ Я помню чудное мгновенье…” есть такая фраза:

“…Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты… ”

А как в музыке? Где, по вашему мнению, кульминация всего произведения? Борьба двух стихий, двух миров – созидания и разрушения. После всего, что надвинулось на человека оглушительного, резкого, страшного, какая тема побеждает?

Нежная, хрупкая, лирическая.

Как же это чистое, нежное, хрупкое могло сохраниться после “бурь”, которые этой теме предшествовали?

Потому что внешне хрупкое, а внутри – сильное.

Что же это? Что может быть и хрупким, и нежным, и в то же время сильным?

Сердце, душа человека.

Вы правы, если осталась душа – высокое духовное начало, и есть силы выжить. А если умерла душа, то уже не поможет ничто. Человек должен взрастить в себе это высокое духовное начало. А как вы думаете: чей же образ звучит в этом “Романсе”?

Может быть образ Марьи Гавриловны?

Почему вы так предполагаете?

Потому что этот образ очень женственный, песенный, мягкий, душевный.

Потому что в повести А.С. Пушкина именно эта героиня больше всех страдает от любви, этому чувству подчинена вся её жизнь…

А образ Владимира, решившего, что без любви нет смысла жить, и он нашел смерть на поле сражения за Родину.

Насколько я помню, то и образ Бурмина, посланного, очевидно, самой судьбой, перенёс немалые изменения под влиянием силы подобного чувства. Не его ли тема присутствует в финальном дуэте? А быть может это Её величество Любовь является главной героиней? А вообще искусство – это не милицейский протокол, где всё окончательно записано: кто? что сделал? В музыке должна присутствовать некая тайна, не стоит поддаваться соблазнительной возможности всё разложить по полочкам, “алгеброй проверить гармонию” и тем самым, по сути, перерезать живую нить общения с искусством от сердца к сердцу. Итак, самое время сейчас покинуть мастерскую композитора и перейти в концертный зал, чтобы услышать окончательный вариант “возвращения в жизнь” композиторского замысла, который возник благодаря таланту и вдохновению А.С. Пушкина. Ярче стали впечатления от звучания оркестра? Да, оркестр – это художественная модель общества. Разные инструменты – это разные люди, при взаимопонимании достигающие мира и согласия.

В завершении урока какую бы вы хотели исполнить песню?

Песню о гардемаринах.

Почему она вам нравится?

В ней слышится ритм скачки.

В ней замечательный текст.

Да, но самое главное, что слова не просто удачно зарифмованы и несут богатый смысл и содержание, они ещё совпадают с мелодией, которая раскрывает их внутренний смысл. А вы обратили внимание как начинается песня?

С вопроса – раздумья: “По воле божьей так случилось

Иль это нрав у нас таков?

Зачем троим, скажи на милость,

Такое множество врагов?”

Какие же это особенно запоминаемые слова?

“Судьба и Родина – едины!

Едины парус и душа!”

В чём главный смысл? Да, человеком управляет душа, ведущая его как парус. Каково же исполнительское развитие песни. Ведь не для этого мы приходим в этот мир, чтобы завести врагов или стать ими для других. Экстремальная ситуация требует больших сил для подвига, но разве ежедневный труд на благо своей страны – не подвиг?!

“Но на судьбу не стоит дуться, там у других, вдали, Бог весть,

Враги найдутся – была бы честь”

Что такое честь?

Это уважение…Это человеческое достоинство

В русской народе есть такая пословица про честь?

“Береги платье снову, а честь - смолоду”

А как в песне показано столкновение тем войны и любви?

(Исполняем II куплет)

Всё можно отдать “за долгий взгляд короткой встречи - ах, это, право, не цена”

А какие типичные черты национального характера?

“Русский взнос за счастье милых –

Не кошелёк, а голова”

Счастье не в деньгах, а стоит всей жизни. Что скрывается под внешней бравадой гардемаринов?

Под внешней бравадой у гардемаринов скрывается чуткое и ранимое сердце, доброта, мечтательность и сентиментальность.

Какими нам хочется стать под влиянием этой песни? А вы смогли бы совершить подвиг во имя Родины, во имя любви?

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум. Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие. Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

Постарайтесь и вы сохранить свою “музыку души”, этот особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности.

Домашнее задание: запишите стихотворение, на которое бы вы сочинили бы романс, если бы были композитором. Подберите репродукцию к романсу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки №7 в 5 классе.

Дата: 28.10.2021г.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить представление о средствах музыкальной выразительности, сформировать представление о лирических и драматических образах в музыке на примере музыки Г. Свиридова, развивать представление о широких связях музыки и литературы, сформировать понятия: жанр – музыкальные иллюстрации; научатся понимать, что симфоническая музыка выразительная и изобразительная.

Продолжить работу над голосом и вокально-хоровыми навыками.

Метапредметные УУД : уметь строить речевые высказывания о музыке, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий на уроке; уметь составить синквейн по образам музыки романса; развивать чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства; уметь воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.

Познавательные: находить и выделять необходимую информацию, обобщать и оценивать её; формировать умение анализировать услышанную музыку: определять характер, элементы музыкальной речи.

Регулятивные: уметь обрабатывать информацию; применять на практике; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; п ри работе над песней совершенствовать вокально–хоровые навыки.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность; формировать эмоциональную отзывчивость, интерес к русской литературе и музыке.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая.

Техническое оборудование: экран, ноутбук, проектор, синтезатор .

Музыкальный материал :

Ресурсы урока: портрет композитора, портрет А.С. Пушкина,
раздаточный материал (таблицы для анализа, иллюстрации ), тексты песен.

Методы : словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ, беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога, технология проблемного обучения; технология деятельностного подхода, хоровое исполнение песни.

1 . Организационный момент.

Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Повторение основных понятий предыдущего урока – баркарола, вокализ.

Целеполагание.

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить на тему: Жанры инструментальной и вокальной музыки. На прошлом уроке вы слушали вокальную музыку.

Определите цель сегодняшнего урока.

Продолжить знакомство с выразительными возможностями инструментальной музыки.

А представят нам свои произведения два великих человека – поэт и композитор.

На портретах изображены А.С.Пушкин и Г.В.Свиридов.

Что может связывать их? (ответы учащихся - образы литературного сочинения легли в основу музыки).

Ученики : Средства музыкальной выразительности симфонического оркестра.

На этот вопрос вы ответите, познакомившись с историей большой любви героев повести А.С.Пушкина и послушав музыку Г.В.Свиридова.

3 . Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что такое иллюстрация?

Ученики: Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.

Учитель : Какие произведения мы слушали? (можно провести в форме музыкальной викторины).

4. Первичное усвоение новых знаний.

Она не только воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.

Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени, который измеряется почти ста пятьюдесятью годами. События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 —1812 гг., в период войны русского народа с армией Наполеона.

Ученики : РОМАНС - это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Романс – светская песня.

Учитель : Почему в кульминации пьесы проведение главной темы композитор поручает трубе?

Учитель: Почему это произведение назвали романсом?

Ученики: Композитор использует характерные особенности музыкального языка романсов 19 в., насыщает музыку глубокими чувствами, диалогом между героями повести, что помогает лучше понять их характеры.

Физминутка. Активизировать мыслительную функцию и двигательную активность на уроке.

Учитель: А теперь мы должны дать ответ на поставленные в начале урока вопросы:

Ученики: В повести образы пушкинских героев обрисованы правдиво, ярко, эмоционально, искренно. И может быть, поэтому повесть нашла свое жизненное продолжение в музыке Свиридова. Композитор наполнил пушкинские образы новыми мыслями и чувствами, созвучными современному слушателю.

Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл. Каждая пьеса – это самостоятельное сочинение. Музыка Свиридова дала вторую жизнь в кино, театре.

6.Вокально-хоровая работа.

Упражнения по восстановлению дыхания.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

7. Первичное закрепление новых знаний.

Волнует, тревожит, вдохновляет

Музыка раскрывает чувства любви

8. Информация о домашнем задании.

9. Рефлексия. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.

Учитель: Так что же объединяет А.С.Пушкина и Г.В. Свиридова?

Ученики: Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке композитора Г.В.Свиридова.

Что вы нового узнали на этом уроке?

Какое открытие сделали для себя?

Что было интересно на уроке?

- Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

-Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Свою работу мы посвящаем нашей маме, более сорока лет преподававшей русский язык и литературу в школе, научившей нас бережно относиться к литературному тексту и читать “между строк”.

Одним из примеров такого подхода к изучению литературного произведения является знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.

Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:

  1. Тройка
  2. Вальс
  3. Весна и осень
  4. Романс
  5. Пастораль
  6. Военный марш
  7. Венчание
  8. Отзвуки вальса
  9. Зимняя дорога

В учебнике Г.П. Сергеевой “Музыка” 6 класс дается разбор этого произведения в традиционной последовательности.

А мы в своей работе взяли за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном зале имени П.И. Чайковского (запись 2005 года), т.к. считаем, что интерпретация В. Федосеева (а именно-определенный порядок номеров) наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:

  1. Тройка
  2. Пастораль
  3. Вальс
  4. Венчание
  5. Марш
  6. Весна и осень
  7. Романс
  8. Отзвуки вальса
  9. Зимняя дорога

Уже в начале статьи мы обратили внимание на две неточности – Г.П. Сергеева пишет, что “события в повести Пушкина происходят в начале 19 века, в 1811–1812 годах…”. А теперь обратимся к А.С. Пушкину. События повести начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести Бурмин говорит Марье Гавриловне: “… смерть и три года сетований…”. Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году (а не в 1812 году!). Кроме того, Г.В. Свиридовым написано девять музыкальных иллюстраций, а не семь, как пишет Г.П. Сергеева. Пьесы “Отзвуки вальса” и “Зимняя дорога” несут большую смысловую нагрузку и играют важную роль в раскрытии содержания и идеи повети А.С. Пушкина.

Мы не согласны с тем, что в учебнике пьесы “Тройка”, “Весна и осень”, “Пастораль” описываются лишь как картины природы, “Вальс” и “Романс” – бытовые жанры, “Марш” – только как образ героев России.

Мы хотим высказать свою точку зрения, свои мысли о Музыкальных иллюстрациях Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”.

Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Г.П. Сергеева предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:

“И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи”.

Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:

“Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…”

Второй номер этой сюиты называется “Пастораль”.

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Вспомните, как начинается повесть:

“В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу”.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

Разговор о “Вальсе” Г.П. Сергеева начинает так:

“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура. Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…”.

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.

С этой мыслью Г.П. Сергеевой пожалуй можно было бы согласиться. Но давайте вслушаемся в музыку Свиридова.

В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот “Вальс”, но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.

“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.

У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием “Метель”. Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Все безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. (“Тройка”)

Четвертым фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?

Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. “Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: “Прикажете начинать?” – “Начинайте, начинайте, батюшка”, – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. “Поцелуйтесь”, – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: “Ай. Не он! Не он!” и упала без памяти”.

Г.П.Сергеева предлагает учащимся ответить на вопрос – почему минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя детей на мысль о счастливом конце повести.

А, на наш взгляд, все дело в том, что Г.В. Свиридов использовал в этой пьесе элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на тонике одноименного мажора.

Середина цикла – это яркий жизнерадостный “Марш”. Обратимся к учебнику Г.П. Сергеевой: “Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.

В другом сочинении А. Пушкина – в романе “Евгений Онегин” звучат такие слова:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенны,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.

Мы позволим себе вновь не согласиться с автором учебника. На наш взгляд, Г.В. Свиридов проиллюстрировал другие строки А.С. Пушкина:

“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали.”

В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.

Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?”. В музыке “Марша” на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

С настроением пушкинских строк и музыкой Г. Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера! Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб.

В начале нашей работы мы упоминали о том, что в учебнике Г.П. Сергеевой пьеса “Весна и осень” трактуется просто как картина природы.

Давайте вновь обратимся к Пушкину – “… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее постоянству”.

Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

Напомним, что в своем учебнике Г.П. Сергеева пишет: “Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры”.

Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.

Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.

Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.

Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.

Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…

В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?

А далее следуют два номера, о которых не упоминает Г. Сергеева, но которые очень важны для создания целостного образа!

Восьмой номер иллюстраций называется “Отзвуки вальса”.

Интонационно он похож на “Вальс”, но звучит эта музыка совершенно по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.

Закончить нашу работу мы хотим все-таки цитатой из учебника Г.П. Сергеевой, потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны – “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.

Музыка – действующее лицо кинофильма

Сам фильм красив и романтичен. Взаимоотношения героев наполнены благородством и нежностью. Колорит эпохи, поэтичный образ аристократической провинциальной усадьбы XIX в., музыка Г.Свиридова передает посредством пьес в жанре вальса и романса. А военный марш подчеркивает особую атмосферу ликования после победы в Отечественной войне 1812 г.

Фильм вышел в прокат в феврале 1965-го, но особого впечатления на зрителей не произвел. А вот музыка Г. Свиридова полюбилась сразу.

Главную партию композитор отдал скрипке – она поет о любви. Присоединяется альт, и теперь романс исполняется дуэтом под аккомпанемент рояля. Светлая грусть слышится в чувственном звучании духовых инструментов и всего оркестра.

У музыки предназначений много. Она может волновать душу или успокаивать ее. Дарить наслаждение или взывать к разуму. Музыка способна пробуждать глубины душевные и чувственные, о которых мы даже не подозреваем.

Творчество Георгия Свиридова несет в себе некую тайну. Чтобы понять и прикоснуться к ней нужно ее расслышать. Хрупкость музыки Свиридова – это парадокс. Каким бы грандиозным ни был образный мир композитора, сущность его в особенной нежности лирического переживания. И это переживание с особенными свойствами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: