Особенности креативного письма доклад

Обновлено: 24.04.2024

Изучение особенностей письменной речи как одного из видов речевой деятельности. Различия механизмов порождения устного высказывания и письменного текста. Сочинение как вид творческого письма и его основные типы (описание, повествование, рассуждение).

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.05.2011
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский Гуманитарный Университет

по практике письменной речи

Выполнила: студентка группы Л-201

Проверила: преподаватель

Особенности письменной речи как вида речевой деятельности

Различия механизмов порождения устного высказывания и письменного текста

Виды письменной речи. Творческое письмо как вид письменной речи

Сочинение как вид творческого письма. Композиция сочинения

Типы сочинений (описание, повествование, рассуждение)

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются особенностями, как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматического структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного большей сложностью синтаксиса и наличием большого количества отвлеченной лексики, а также лексики терминологической, в частности интернациональной.

В своей работе я рассмотрю один из видов письменной речи - творческое письмо, а также более подробно рассмотрю сочинение как один из видов творческого письма.

Эта тема кажется мне очень важной , потому что любой специалист вне зависимости от выбранной специальности должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками в деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Особенности письменной речи как вида речевой деятельности

По мнению В.И.Капинос, Н.Н. Сергеевой, все разнообразие высказываний в конечном итоге отражает восприятие мира в трех видах:

в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;

в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;

в причинно-следственных связях.

Закрепленные в типичных речевых моделях, они соответствуют в речи повествованию, описанию и рассуждению. Универсальность этих понятий определила их выбор и попытку использования в качестве ориентиров для обучения построению текстов того же типового значения.

Различия механизмов порождения устного высказывания и письменного текста

В реальной коммуникации устная и письменная речь находятся в тесном взаимодействии, часто наблюдается взаимопроникновение устной и письменной форм, например: речь, оформленная в письменной форме, но предназначенная для устного восприятия аудиторией, или диалог, оформленный графическими знаками.

Несмотря на то, что устная и письменная речь являются формами проявления одной и той же языковой системы, их нельзя рассматривать как нечто идентичное, функционирующее по одним и тем же законам, так как в этом случае при практическом обучении письменной речи происходит механистический перенос умений составления устного высказывания. Это является недопустимым, так как между устной и письменной формами коммуникации существует значительное расхождение, что связано с их субстанциональным различием. Говорить о субстанциональном различии позволяет сравнение устной и письменной речи по следующим параметрам:

1. Устная речь реализуется с помощью звуков, производимых легкими и голосовыми связками, тогда как письменная речь -- с помощью знаков, созданных рукой на бумаге, экране и так далее.

2. Устная речь воспринимается слуховыми анализаторами, письменная - зрительными.

3. Продукт устной речи - устное высказывание - располагается во времени, а продукт письменной речи - в пространстве.

Виды письменной речи. Творческое письмо как вид письменной речи

Различают шесть видов письменной речи, которыми следует владеть в зависимости от ситуации.

Первый вид письменной речи используется, когда есть необходимость обдумать что-либо или поделиться с кем-нибудь личным опытом (Personal Writing). К нему относятся журнал, дневник, воспоминания, письмо. Второй вид (Subject Writing) связан с потребностью поделиться информацией об известных людях, местах, событиях. К этому виду относятся интервью, отчеты, свидетельские показания. Третий вид представлен творческими аспектами (Creative Writing), такими, как рассказы, стихи, шутки , сочинение . Четвертый вид - рефлексивная письменная речь (Reflective Writing), в которой представлен или прокомментирован какой-либо жизненный опыт пишущего. Она включает в себя авторские эссе, передовые статьи, комментарии. Пятым видом письменной речи считается выполнение различных заданий по учебным предметам (Academic Writing), которые рассматриваются как наиболее эффективный способ доказать себе и преподавателям, что предмет понят и стал частью размышлений автора. Деловая письменная речь (Business Writing) - шестой вид письменной речи - предполагает владение навыками письма, необходимыми для делового общения, и включает в себя деловые письма, заявления, резюме, меморандумы.

В своей работе я более подробно остановлюсь на таком виде письменной речи, как творческое письмо ( Creative Writing ), и на одном из его видов - сочинении ( composition ).

Сочинение как вид творческого письма. Композиция сочинения

Сочинение ( composition ) является одним из наиболее распространенных видов творческого письма. С этим видом письменной речи многие люди знакомятся еще в школьном возрасте, так как написание сочинений включено в школьный курс. Но не все люди умеют правильно писать сочинения.

Прежде всего, необходимо знать, что из чего строится композиция сочинения.

Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка, так как все эти части очень важны для полноты и правильности написания сочинения.

Чаще всего трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.

Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вступление ( Introduction ) не должно содержать все известные нам сведения о рассматриваемой нами теме, об авторе и его произведении, о каком-либо явлении.

Если в названии темы использованы сложные термины термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке.

Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Заканчивается сочинение заключением ( conclusion ) . Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.

В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к теме , проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.

Заключение должно вызывать у читателя чувство законченности сочинения. Для этого следует использовать специальные фразы , например : “in conclusion”, “to conclude” or “in closing”, “Turning now to my final point….” и другие.

Основная часть ( the middle or b ody ) сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подмена темы являются серьезными ошибками при написании сочинения.

One can hardly deny that modern life is impossible without travelling. Speaking about travelling, I can't but tell you that, that people began to travel ages ago. The very first travellers were explorers who went on trips in order to find wealth, fame or just to see new places. In ancient time their journeys were very dangerous, but still people kept on going to the unknown lands.

Nowadays travelling is not so dangerous and is more convenient. It is obvious that modern services allow you to travel around the world without any problems. There are a lot of different means of travelling: by sea, by car, by plane, by train or on foot. All means of travelling have their advantages and disadvantages, and people choose one according to their plans.

Some people prefer travelling by air, because they consider it to be more comfortable, more convenient and besides it is far quicker than any other method. There is none of the dust and dirt of a railway or car journey. Furthermore, flying is a thrilling thing.

Speaking about sea voyages, I can't but tell you that some many people are fond of this kind of travelling. They love to feel the deck of the boat under their feet ,to see the rise and fall of the waves, to feel the fresh sea wind in their faces and hear the cry of the sea-gulls. But as for me, if I had to choice between travelling by sea and any other kind of travelling, I would never prefer sea voyage.

So, as I have already said, tastes differ, and people may say what they like about aeroplane flights, sea voyages, railway journeys or tours by car, but as for me, there is nothing like travel by train. With a train you have speed, comfort and pleasure combined. From the comfortable corner seat of a railway carriage you have a splendid view of the whole countryside. That is why I will always prefer railway journey.

And in conclusion, I would like to tell you, that it doesn't matter what mean of travelling you prefer. The thing is that you go to new places, smell different smells, meet with new people - what can be better? So , travel and be happy .

В этом сочинении автор рассказывает о своем отношении к путешествиям и о том, какой вид транспорта являются популярными.

В данном сочинении вступлением ( introduction ) являются первые два абзаца. (One can hardly deny that modern life is impossible without travelling. Speaking about travelling, I can't but tell you that, that people began to travel ages ago. The very first travellers were explorers who went on trips in order to find wealth, fame or just to see new places. In ancient time their journeys were very dangerous, but still people kept on going to the unknown lands.

Nowadays travelling is not so dangerous and is more convenient. It is obvious that modern services allow you to travel around the world without any problems. There are a lot of different means of travelling: by sea, by car, by plane, by train or on foot. All means of travelling have their advantages and disadvantages, and people choose one according to their plans.) Здесь автор очень обобщенно говорит о теме своего сочинения, при этом не выражая своего личного мнения по данной теме.

В основной части автор подробнее рассматривает разные виды транспорта (aeroplane flights , sea voyages , railway journeys or tours by car ), указывает на их преимущества и недостатки, а так же выражает свое личное мнение по поводу путешествий и транспорта.

Заключением данного сочинения является последний абзац. Оно как и положено начинается с вводной фразы And in conclusion , что помогает читателю понять, что автор приближается к завершению сочинения и подводит итог. Автор делает краткие выводы, говоря о том ,что не важно как путешествует человек, главное, что он путешествует и познает новое.

Типы сочинений (описание, повествование, рассуждение)

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание ( description ) , повествование ( narration ) , рассуждение ( argumentation ) . Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание ( description ) -- это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.;(например: She was not a young woman for her hair was iron - grey ; it was cut very short and clustered thickly round her well - shaped head in tight curls . Her face , not a particularly handsome one , was red and weather - beaten . ) ; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Рассмотрим описание ( description ) на примере описания известного портрета:

“Mona Lisa (Gioconda) is represented sitting in front of a marble balcony. The left arm rests on the arm of the seat, and the fingers fold over the end of it. The right hand, perhaps the most perfect hand ever painted, lies lightly over the left hand and wrist. On sleeves and bodice the pleats of the satin dress take the light.” ( Из “ Lonardo da Vinci ” E . Mc . Curely )

В представленном описании автор описывает свое впечатление от картины и описывает портрет в деталях, так что читатель без труда может представить себе этот портрет, даже если он никогда его не видел.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими н а глазах читателя или слушателя.

“A rather dreadful thing happened in the car as they were driving up from the beach to the ancient town, once a Norman port, but now left high and dry by the receding sea.”

Рассуждение ( argumentation ) -- это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть -- тезис ( topic sentence ) , т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть -- обоснование высказанной мысли ( arguing ) , доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть -- вывод, заключение ( conclusion ) .

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова : on the one hand, on the other hand, finally, to begin with , in the second place, in spite of this, in addition, moreover . В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами however , then . Пример рассуждения:

I am here to say a very few words on the whole question of the treatment of animals by our civilized selves. For I have no special knowledge, like some who will speak to you, of the training of performing animals. I have only a certain knowledge of human and animal natures; and a common sense which tells me that wild animals are more happy in freedom than in captivity - domestic animals are more happy as companions than as clowns.”

В приведенном примере автор пытается доказать читателю свою точку зрения по поводу приручения диких животных и их выступления в цирке.

письменный речь сочинение повествование

В своей работе я рассмотрела творческое письмо как вид письменной речи. Подводя итог, хотелось бы сказать, что письменная речь несомненно играет не менее важную роль, чем устная речь.

В 40 - 60 годы XX века английские лингвисты решительно высказались за то, чтобы рассматривать систему письменного языка как самостоятельную и специфичную систему языка, подчеркивая необходимость ее изучения. Особенно известны работы А. Макинтоша и Дж. Маклохлина. А. Макинтош доказывает равенство лингвистического статуса письменного и устного языков и считает неверным отношение к письменному языку как к второстепенной, вспомогательной системе, так как и устное высказывание, и письменный текст, по его мнению, в одинаковой степени выступают в качестве символов мыслительной деятельности человека. Сходную точку зрения еще в начале века высказал X. Бредли. Он считал, что независимость письма основывается на способности глаза воспринимать одновременно большое количество буквенных знаков, и для образованных слоев общества письменная коммуникация никогда не являлась лишь вспомогательным средством общения. Письменный английский развивался относительно независимо от устного. По этому поводу другой британский исследователь Дж. Сэмпсон Хатчинсон писал, что тот английский, который мы используем на письме, и устный английский отличаются друг от друга как близкородственные диалекты (closely-related dialects).

Поэтому необходимо очень серьезно относиться к письменной речи, а особенно к творческому письму. Этот вид речевой деятельности требует от человека не только знания основных грамматических и орфографических норм языка, но невозможен без воображения, творческого подхода.

8 причин практиковать креативное письмо

В эру роботов и искусственного интеллекта становятся чрезвычайно важными обычные человеческие компетенции, например, креативность. Мы уже много писали о том, как ее развивать, но вот, кажется найден новый метод — креативное письмо (creative writing) – довольно очевидный. Но для многих он кажется сложным и страшным. Почему это не так, какие преимущества дает этот навык и просто 8 причин взяться за перо (или клавиатуру), даже если вы не собираетесь стать писателем, мы рассмотрим в нашей статье.

Что такое креативное письмо

Вот какое определение дает The Free Dictionary: «Креативное письмо (существительное) – это искусство написания литературных произведений, таких как стихи, романы, пьесы, мемуары или биографии.

Звучит угрожающе, не так ли? Писать стихи и романы? Кажется, это не для вас?

Но подождите. Вместо того, чтобы попытаться определить творческое письмо, почему бы не подумать о том, что значит быть творческим? Когда мы проявляем творческий подход, мы делаем больше, чем просто представляем информацию. Мы используем наше воображение, чтобы выразить наши эмоции, создать оригинальные вещи или использовать существующие идеи по-новому.

Теперь это охватывает гораздо больше, чем просто поэзию и романы, да? И вы правы. Вот 8 причин, почему вы должны заинтересоваться креативным письмом:

Это то, что подходит для всех

Творческое письмо невероятно разнообразно по своим жанрам, масштабам и уровням сложности. Если вы хотите писать что-то высоко структурированное, вы можете попробовать сценарии. Если вы предпочитаете полную свободу мыслей, вашим выбором будет фрирайтинг или ведение дневника.

Вы можете сохранить свое творчество втайне или же поделится со всем миром. Не важно, есть у вас всего несколько минут или целый день. Мы все способны к творчеству. Нам просто нужно найти то, что соответствует нашему времени, интересам и амбициям. Творческое письмо открыто для всех, кто умеет писать.

Вот некоторые вещи, которые вы можете попробовать, которые выходят за рамки романов и поэзии: ведение дневника или блога, хайку, нон-фикшн, флеш-фантастика, спичрайтинг, анекдоты, эскизы персонажей, тексты песен, пародии, шутки, размышления, эссе. Просто пробуйте.

Это помогает развиваться в других стилях

Креативное письмо расширяет рамки в написании функциональных текстов, таких как рабочие отчеты, академические эссе, резюме, информационные статьи или рекламные предложения.

Если вам нужно написать заявление о приеме на работу, попробуйте сеанс фрирайтинга о своем предыдущем опыте. Почему вы так хорошо подходите на эту должность? Установите таймер на 10-15 минут и записывайте все, что придет в голову. Не пытайтесь структурировать его как сопроводительное письмо и не беспокойтесь об использовании формального языка. Просто выплесните на бумагу поток мыслей. Это хороший способ провести мозговой штурм, не напрягаться и получать удовольствие.

Вы даже можете поэкспериментировать с написанием диалога. Представьте, что вы в комнате для собеседований и разговариваете с HR-менеджером. Когда закончите, перечитайте написанное. Выделите любые части, которые можно использовать при написании окончательного варианта резюме. Эту же методику фрирайтинга вы можете использовать и для создания любых других рабочих текстов. Вы удивитесь тому, насколько это оживляет сухие канцелярские строки.

Это позволяет делиться своим опытом

Далеко не каждый писатель начинал с того, что хотел стать писателем. Многие известные авторы перешли к творческому письму, когда обнаружили, что это лучший способ рассказать свои истории. Другие восприняли это как способ продвижения своего бизнеса или распространения своих идей и/или знаний.

Джон Эйкафф начал с написания блога, в котором делился своими идеями по разным поводам, а также историями из жизни христианской церкви, которую он посещал. Через какое-то время онлайн-ресурс стал основой для бестселлеров в области саморазвития и личной эффективности.

Таких историй множество. Люди просто делились своим опытом и мыслями, и в какой-то момент это перерастало в нечто большее. Задумайтесь и вы о своей жизненной истории, своих интересах и знаниях. Есть ли что-то, чем бы вы могли и хотели поделиться?

Это помогает хранить воспоминания и опыт

Творческое письмо – это то, как вы понимаете и видите этот мир. Это такой способ фотографировать происходящее с помощью слов. Это способ консервировать пережитые эмоции на будущее. И чем дольше они выдержаны, тем приятней к ним возвращаться.

Ведение дневника или блога не означает, что вы должны писать подробный ежедневный отчет. Вы можете быть избирательны в той мере, в какой хотите. К примеру, описывайте новый опыт или новые знакомства или просто какие-то важные события в вашей жизни. Это еще и хороший способ по новому обдумать произошедшее – более спокойно и структурировано. Кроме того, вы можете записать свои воспоминания о событиях, изменивших вашу жизнь, таких как женитьба, рождение детей или переезд в новый город.

Это расслабляет

Одно из замечательных преимуществ творческого письма заключается в том, что оно помогает бороться со стрессом в повседневной жизни. Некоторые люди находят это более эффективным (или по крайней мере не хуже) чем медитация. Это рабочий способ находится в текущем моменте. Ум гораздо реже блуждает, если он поглощен мыслями и проблемами персонажа, а не своими собственными. Создание историй дает вам шанс сбежать в другой мир. После сеанса творческого письма вы станете чувствовать себя намного спокойнее и счастливее.

Если вы не любите писать художественную литературу, вы можете достичь того же эффекта, сидя в общественном месте и описывая, что происходит вокруг вас. Допустим, вы лежите на пляже. Семья рядом с вами устраивает барбекю. Что вы заметили? Попробуйте сосредоточиться на мелких деталях — достопримечательностях, запахах, звуках, вкусах, текстурах. По сути, это та же популярная майндфулнесс, только в письменном виде.

Во как это может выглядеть:

  • папа переворачивает сосиски, показывая татуировку ящерицы, бегущей по его левой руке;
  • доносится запах обугленного лука;
  • мягко шуршит уходящая в песок лопата, когда мама помогает детям с их песочным замком;
  • после купания я чувствую привкус соли на языке.

И таких вариантов может быть великое множество.

Это хороший инструмент для личностного роста

Дневник – одна из древнейших и наиболее распространенных форм креативного письма. Она дает нам достаточно свободы и уединения, чтобы исследовать наши самые темные страхи, самые большие желания и глубочайший стыд. Психологи и психотерапевты часто и в разнообразных формах используют дневники в своей работе. Это помогает пациентам переживать травмы и справляться с тяжелыми моментами.

Творческое письмо может быть ценным инструментом для личного развития и в других сферах жизни. Например, это хороший способ узнать свои сильные и слабые стороны. После каждого важного события записывайте свои плюсы и минусы. Это может быть презентация, собеседование или сдача экзамена. Что вы сделали хорошо, над чем еще нужно поработать? И обязательно опишите выводы и конкретные шаги, которые вы предпримете далее. Рефлексия в письменном виде заставляет ваш мозг разложить все по полочкам, чего далеко не всегда можно добиться, просто думая об этом.

Это может улучшить ваши языковые навыки

Поскольку творческое письмо так отличается от других видов письма, оно повышает наше понимание языка и заставляет нас использовать его по-новому. Это касается и изучения иностранного языка.

Написание историй, будь то реальных или воображаемых, это отличный способ попрактиковаться в новом языке. Вы активно используете словарный запас, расширяете его и тренируетесь составлять предложения. Когда вы пишете такие статьи как эссе или деловые письма, вы обычно работаете в более жесткой структуре. Зачастую просто используете запомнившиеся клише.

Это отличная интеллектуальная тренировка

Некоторые люди решают кроссворды или судоку. Или играют в шахматы. Креативное письмо – это тоже сложная интеллектуальная деятельность, которая требует привлечения всех видов мышления: и аналитического, и творческого. Проработка сюжета, персонажей, поиск и устранение логических несостыковок – все это отличная тренировка для вашего мозга. Притом абсолютно бесплатная.

Это не обязательно должны быть истории. Возможно вам больше понравится писать поэзию, креативный нон-фикшн или стендап. Главное – получать удовольствие.

Резюме

Креативное письмо подходит для всех. Вы можете выбрать любой жанр и любой уровень сложности. Если вы работаете с текстом, это поможет оживить сухой информационный стиль. Если изучаете языки – получите отличную практику для улучшения своих навыков.

Креативное письмо позволяет делиться опытом и впечатлениями, а иногда даже становится стартовой площадкой для прыжка в мир литературы. Это способ не только хранить воспоминания и впечатления, но и переосмысливать их, работать над своим развитием и поддерживать состояние осознанности. Наконец, это хороший интеллектуальный тренинг для поддержания своего мозга в тонусе


В последние годы феномен креативности привлекает к себе все больше внимания в разных науках. Особый интерес к данной проблеме возникает относительно формирующейся языковой личности, т. е. ребёнка, для которого творческая языковая деятельность является необходимым средством познания мира. В условиях нового образовательного пространства задача школьного образования заключается в обновлении его содержания, технологий обучения, а также в формировании компетентной мотивированной личности, что невозможно осуществить без опоры на присущую ребёнку креативность, без активизации его творчества.

Высокие требования к уровню владения иностранным языком, предъявляемые на сегодняшний день российским обществом, вызывают потребность использования альтернативных форм обучения письменной речи. Цели обучения письменной речи меняются со временем, они соответствуют общественно-политической ситуации и потребностям общества. Если до недавнего времени письменной речи не уделялось должного внимания, то сегодня письменная речь как компонент речевой компетенции включена в качестве цели обучения в программы для всех типов учебных учреждений, является составной частью ОГЭ и ЕГЭ. Широкое использование компьютерных технологий в обучении способствует развитию коммуникативной компетенции и требует правильного изложения мысли в письменной форме. Именно поэтому обучение письменной речи является сегодня важной задачей. Школьники используют письмо как средство коммуникации в социальных сетях, используя смайлы, всевозможные сокращения слов и предложений. Такой тип общения в интернете переносится школьниками в реальное общение и отражается, например, в записках, которым дети обмениваются на уроке.

В настоящей статье мы обращаем внимание на креативные методы обучения письму. Исходной гипотезой является положение о том, что выбор креативных методов должен быть различным в зависимости от целевой группы. Е. Н. Соловова отмечает, что содержание обучения письму на различных этапах будет различным. Обучение письменной речи должно быть последовательным, именно поэтому формирование письменной речи не рассматривается как цель обучения на начальном и среднем этапах. Лишь на старшем этапе письмо является самостоятельным видом речевой деятельности [9, с. 190].

Особое место в системе требований Федерального государственного стандарта к обучению иностранным языкам в школе занимает развитие коммуникативной компетентной личности, которая владеет речевыми и языковыми компетенциями. Под речевой компетенцией понимают развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, аудировании и письме; умении планировать свое речевое и неречевое поведение. Под языковой компетенцией предполагается овладение новыми языковыми средствами, овладение разными способами выражения мысли в родном и иностранном языках.

Естественно, что с развитием общества меняются подходы к обучению. В отечественной методике письмо долгое время использовалось только как средство обучения, которому как самостоятельному виду речевой деятельности уделялось значительно меньше внимания по сравнению с обучением остальным видам речевой деятельности обучению. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку повышается.

Теория множественного интеллекта, по мнению исследователя Минди Л. Корнхабер [6, с. 44], позволила многим педагогам разработать новые подходы, которые могут более эффективно удовлетворить образовательные потребности обучающихся. В условиях нового образовательного процесса педагогам необходимо включать в образовательный процесс задания, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.

К способам, повышающим использование творческого потенциала учащихся, относятся, на наш взгляд, визуальные средства, музыкальные композиции, активизация ассоциативного мышления посредством опорных слов, например, Liebe, Angst, Mond, и т. п.

Среди визуальных средств хорошо будят фантазию ребёнка серии картинок комического плана, такие как Vater und Sohn известного немецкого карикатуриста Эриха Озера (пишущего под псевдонимом E. O. Plauen). Составление текста на основе истории в картинках должно строиться по принципу от изображения — к слову — к предложению — к тексту.

По тому же принципу — от слова к тексту — строится так называемый синквейн — короткий текст из пяти строк, состоящий из одиннадцати слов (немецкое обозначение — „Elfchen“), упорядоченных по определенному принципу. Такое стихотворение по типу японских хайку, или хокку, можно строить на основе ассоциаций к картинке или же по заданной учителем теме.

К творческим письменным заданиям авторы относят задания „Echo-Texte“, „Geländer-Geschichte“ — создание собственного текста с помощью заготовленных текстовых шаблонов — дополнение предложений; написание истории при наличии первого и последнего предложения и др. [10, с. 131].

Ю. Вольфрум приводит примеры заданий ситуативного письма, способы поиска идей для письменных работ, ассоциативные техники письма, игры для развития письменной речи на уроке [11].

Все приведенные задания построены на использовании разных каналов восприятия и потенциалов левого и правого полушарий головного мозга: музыка, рисунок, графика. Следующим этапом исследования является разработка креативных заданий с опорой на выявленные типы заданий. Подводя итоги, отметим, что креативные письменные задания способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Интеллектуальная деятельность в различных сочетаниях способствует развитию творческих способностей учащихся на разных уровнях обучения, формирует лексические и грамматические навыки, дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность и творческую натуру, использовать созданные ими письменные работы для тренировки навыков чтения и говорения.

Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, множественный интеллект, речевая деятельность, задание, обучение, письмо, иностранный язык, Креативное письмо, развитие, немецкий язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условием приобретения учениками за сравнительно короткий срок достаточно высокого уровня коммуникативной компетенции является развитие у них в процессе обучения социальной и креативной компетенции, необходимой человеку в общении. В современной английской методике обучения письменной речи на иностранном языке получает распространение технология креативного письма.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

При введении технологии креативного письма в процесс обучения берутся во внимание три основных условия: методы, цели обучения, принципы и приемы обучения, а также учебный контроль.

Технология креативного письма предполагает использование различных средств обучения. Появление компьютера и интернета в традиционном процессе обучения значительно расширяет список доступных средств (пособия, учебники, раздаточный материал, карточки, изображения) и позволяет сделать процесс обучения письму более занимательным как для учеников, так и для преподавателей. Учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, аудио-, видео учебные материалы, открытые обучающие сайты и многое другое дает возможность развивать креативность учащихся, учить их высказывать свои мысли.

1. Сохранение важной информации в письменном виде;

2. Создание возможности делиться информацией с заинтересованной группой;

3. Создание условий для самовыражения, которое является необходимым для ментального и физического здоровья.

В отличие от академических методов обучения письменной речи, которые учат школьников опираться на существующие правила языка, креативное письмо фокусируется именно на самовыражении учащихся.

В западных странах технология креативного письма широко распространена как в высших учебных, так и в школах, колледжах и разнообразных курсах. Например, писатель и филолог Дейв Игерз создал в Сан-Франциско курсы, где студенты учатся писать и выражать свои мысли под руководством профессиональных писателей и сценаристов.

Новое пособие университета Восточной Англии, написанное Эндрю Коуеном, романистом и преподавателем курса MA, направлено на более глубокое знакомство с возможностями метода креативного письма. В пособии рассказывается, как можно структурировать рассказы и романы, создавать убедительных персонажей и даже как посмотреть на написанное глазами читателя. В последнее десятилетие количество курсов креативного письма значительно возросло. Более 90 британских университетов сейчас предлагают широкий выбор последипломных программ и около 10000 разнообразных кратких курсов ежегодно появляются по всей Великобритании.

Но даже спустя 40 лет практики и существования степени МА многие ученые и преподаватели сомневаются, что креативному письму можно обучить. Ежегодно разрабатываются новые программы обучения, основанные на технологии креативного письма. В Австралии и Великобритании, а также все чаще в США и других странах, креативное письмо приобретает статус самостоятельной дисциплины, и не ответвлением какой-либо другой дисциплины или технологии. Технология креативного письма предполагает активную работу воображения, использования наших эмоций и чувств. Мы вольны воплотить на бумаге любые наши идеи, создать новый мир, выразить ход наших мыслей. Для этого существуют огромное количество жанров и поджанров. Креативное письмо можно разделить на два типа: художественная литература и научные произведения. Каждый тип включает в себя десятки различных жанров, таких как поэзия, проза, автобиография, написание пьес и сценариев, эссе и так далее.

Несколько ключевых элементов можно назвать характерными для всех форм креативного письма. К ним можно отнести персонажей, сюжет, структуру, художественное оформление, проблематику, взгляд и отношение автора, действия, диалоги, стиль и т. д. Использование этих элементов нельзя назвать четко установленным, они могут объединяться, замещать друг друга, не иметь четких границ, но каждый из них играет важную роль создании различных художественных произведений [6, с. 25].

При изучении вариантов работы с технологией креативного письма и упражнений, использующих эту технологию, мы обратились к трудам немецкого методиста Герхарда Нейнера. Он считал, что способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Упражнения, предлагаемые, Герхардом Нейнером, составлены в определённой последовательности от простого к сложному, от репродукции к составлению собственного мнения, позиции. Все упражнения выполняются письменно. Интерес, на наш взгляд, представляют, например, такие задания:

· восстановить начало и конец истории;

· неоднозначную ситуацию описать в различных текстах и диалогах;

· пояснить противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;

· ответить на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т. д.;

· подобрать ключевые слова, которые ведут к определённому заранее известному результату, и др. [7, c. 29].

В ходе нашей работы нами были составлены методические рекомендации, посвященные использованию технологии креативного письма при обучении учащихся письменной речи. Они предназначены для того, чтобы помочь студентам-практикантам и школьным учителям научится активнее использовать эту технологию при обучении письменной речи, сделать преподавание более проблемно-ориентированным, стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения и продуцировать собственные тексты, шире использовать рефлексивный подход в обучении, усилить степень автономии учащихся; пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

В современной методике преподавания иностранных языков существуют различные подходы к обучению письменной речи. Так, Е.Н. Соловова выделяет директивный, лингвистический и деятельностный подходы. Мы в наших рекомендациях подробнее остановились на деятельностном или содержательно-смысловом подходе к обучению письменной речи. Деятельностный подход позволяет организовать процесс овладения иноязычной письменной речью опираясь на принципы личностно-деятельностного обучения [4, c. 61]. При деятельностном подходе к обучению иностранной письменной речи роль преподавателя заключается в мотивировании обучающихся к творческой работе [3, с. 42]. Таким образом, мы снова приходим к креативному письму.

Если учитель намеревается использовать технологию креативного письма на занятиях по иностранному языку, он должен создать в классе атмосферу творческой свободы. Здоровый юмор на занятиях, желание экспериментировать с языком, открыто делиться своим мнением, возможность дать просторы фантазии, наслаждаться красотой звучания языка, ощущать его стройность и ритм все это должно быть разрешено и признано на занятиях. Цель преподавателя — способствовать этому, если он хочет добиться от обучающихся творческого самовыражения в письменной форме. Если на занятии присутствует страх или напряжение, то такая атмосфера является бесперспективной и неудобной для творчества, в том числе и для технологии креативного письма [2, с. 51]. Но не стоит забывать и о помощи учащимся в виде примеров, уточнений и доступных инструкций к выполнению определенного творческого задания, особенно на моменте включения технологии креативного письма в процесс обучения, чтобы исключить возможные затруднения и создать у учащихся позитивный настрой на выполнение творческих заданий.

Технология креативного письма может использоваться на любом этапе обучения. При вводе технологии в процесс обучения можно рекомендовать различные виды опор: зрительную (предметы, игрушки, картинки, фотографии), звуковую (аудиотексты, песни, инструментальные музыкальные произведения), письменную (стихи, рассказы, цитаты, пословицы и т. д.). Когда у учащихся вырабатываются навыки работы с технологией, роль опор снижается и возможны задания без опоры, например, ученики могут написать спонтанное творческое письмо о том, что их в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т. д.

Особый интерес представляют собой упражнения с опорой на музыкальный текст, т. е. инструментальную музыку без слов. В данном случае она интересует нас как средство, побуждающее к творчеству, а именно к креативному письму. В зависимости от выбора музыкального произведения можно выявит либо ее расслабляющее, либо аффективное влияние.

Составление рассказов, сказок, историй от лица какого-либо героя, предмета или животного, продолжение какой-либо прерванной истории, восстановление истории по ее началу или завершению, продолжение незаконченного литературного произведения, сочинения или эссе по выбранной теме или цитате, истории с использованием имен одноклассников, описания незнакомой книги по ее названию или обложке все это можно отнести к технологии креативного письма.

Практически любая социальная сеть (Facebook, Twitter, Вконтакте и др.), а также множество программ, таких как Skype, позволяют создавать конференции, общие переписки, дают возможность учителю задавать общую тему, на которую ученики могут составлять тексты, диалоги, суждения, придумывать истории. Использование этих ресурсов может вынести обучение креативному письму за пределы класса и сделать столь нелюбимое учениками домашнее задание интересным и захватывающим.

В завершении хочется отметить, что, по нашему мнению, задания, использующие технологию креативного письма, имеют большой обучающий потенциал и могут быть использованы на каждом занятии по иностранному языку на всех этапах обучения. Преподаватель может включить данные задания в учебный план в соответствии со своими целями, темой урока и уровнем знаний и умений учеников.

Список литературы:

Бибалетова М.З., Трубанаева Н.Н. Английский с удовольствием Enjoy English. М.: Титул, 2008.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.

Böttcher I. Kreatives Schreiben. Cornelsen Verlag Scriptor GmbH and Co. KG Berlin, 1999.

Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Kassel, 1992.

Читайте также: