Возраст и становление личности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды.

Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе:

У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе. ©

В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого. Также будут рассмотрены основные пути преодоления возрастных кризисов.

детство фото

Детство и подростковый возраст

В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.

Юность и ранняя взрослость

Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.

Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.

возрастные особенности развития личности фото

Зрелость

Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:

  • Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
  • Ощущение эмоциональной теплоты;
  • Интерес к окружающему миру;
  • Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
  • Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.

Возрастные особенности развития личности в период старости

Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:

Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.

Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.

зрелая личность картинка

Возрастные кризисы

В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.

Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.

возрастные кризисы картинка

Кризисы второй половины жизни

Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.

возрастной кризис картинки

Зрелая личность

Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?

зрелая личность фото

Психологический инфантилизм

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?

Делаем вывод

Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

- Как вы думаете, история Ивана Ильича является частным случаем или общей закономерностью? Где, на каком этапе жизни, он изменил себе, выбрал неверный пункт? Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности?

- В чем состоят особенности подросткового возраста?

- Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека?

Л.Г. Выготский определил возраст как относительно замкнутый период развития человека, имеющий собственное содержание и динамику Помимо этого, для каждого человека важную роль играет субъективное отражение времени в масштабе значимых событий в жизни человека. Такое ьрсмя называется психологическим временем личности.

Психологическое время включает в себя;

• ситуативное время (отражает восприятие и переживание временных интервалов);

• биографическое время (охватывает жизнь индивида в целом, включая как значимые, так и в равной степени незначимые события);

• историческое время (включает события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти);

• социальное время (связано с усвоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта, оно фиксирует этапы социализации личности).

Давайте исследуем эти этапы.

1. Периодизация развития личности.

- Итак, многие люди считают, что критерием периодизации психического развития личности является не всякая деятельность, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.

Работая с п. 1 § 29, охарактеризуйте основные этапы развития личности, разработанные в 70-х гг. XX века, заполните таблицу.

Периодизация развития личности

Ребенок - общественный взрослый Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. Разновидности: • непосредственно-эмоциональное общение младенца (0 1 год); • ролевая игра (3-7 лет); • интимно-личностное общение подростков (11-14 лет)
Ребенок - общественный предмет Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Разновидности: • предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); • учебная деятельность (7-10 лет): • учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет)

- Что показывает схема на с. 303 учебника?

- Сделайте общий вывод по первой модели периодизации развития личности.

Таким образом, первая модель объясняет процесс развития личности как постепенного усложнения мотивационно-потребностной сферы и постепенного усложнения различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления.

- На каком принципе основана вторая модель периодизации развития личности?

- Представьте ее в виде схемы.

Человек проходит три фазы своего становления как личность:

• Адаптация - предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.




• Индивидуализация - порождается противоречием, что индивид не стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. Поведение индивида направлено на поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности.

• Интеграция - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.

- Как меняется ведущая деятельность в процессе развития личности?

- Какая из предложенных моделей периодизации вам кажется более справедливой? Почему?

- Как вы думаете, история Ивана Ильича является частным случаем или общей закономерностью? Где, на каком этапе жизни, он изменил себе, выбрал неверный пункт? Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности?

- В чем состоят особенности подросткового возраста?

- Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека?

Л.Г. Выготский определил возраст как относительно замкнутый период развития человека, имеющий собственное содержание и динамику Помимо этого, для каждого человека важную роль играет субъективное отражение времени в масштабе значимых событий в жизни человека. Такое ьрсмя называется психологическим временем личности.

Психологическое время включает в себя;

• ситуативное время (отражает восприятие и переживание временных интервалов);

• биографическое время (охватывает жизнь индивида в целом, включая как значимые, так и в равной степени незначимые события);

• историческое время (включает события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти);

• социальное время (связано с усвоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта, оно фиксирует этапы социализации личности).

Давайте исследуем эти этапы.

1. Периодизация развития личности.

- Итак, многие люди считают, что критерием периодизации психического развития личности является не всякая деятельность, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.

Работая с п. 1 § 29, охарактеризуйте основные этапы развития личности, разработанные в 70-х гг. XX века, заполните таблицу.

Периодизация развития личности

Ребенок - общественный взрослый Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. Разновидности: • непосредственно-эмоциональное общение младенца (0 1 год); • ролевая игра (3-7 лет); • интимно-личностное общение подростков (11-14 лет)
Ребенок - общественный предмет Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Разновидности: • предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); • учебная деятельность (7-10 лет): • учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет)

- Что показывает схема на с. 303 учебника?

- Сделайте общий вывод по первой модели периодизации развития личности.

Таким образом, первая модель объясняет процесс развития личности как постепенного усложнения мотивационно-потребностной сферы и постепенного усложнения различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления.

- На каком принципе основана вторая модель периодизации развития личности?

- Представьте ее в виде схемы.

Человек проходит три фазы своего становления как личность:

• Адаптация - предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

• Индивидуализация - порождается противоречием, что индивид не стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. Поведение индивида направлено на поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности.

• Интеграция - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.

- Как меняется ведущая деятельность в процессе развития личности?

- Какая из предложенных моделей периодизации вам кажется более справедливой? Почему?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Возраст и становление личности. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Психологическое время личности Ситуативное время - восприятие и переживание временных интервалов (время летит или тянется) Биографическое время - значимые события жизни и несущественные (на основе паспортного времени) Историческое время - события до и после смерти. Социальное время - усвоение индивидуумом социального опыта

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Критерием периодизации психического развития является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.

Концепция периодизации возрастного развития, основанная на идее последовательной смены форм ведущей деятельности:

Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью: Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью:

Теории интенциональности (интенции - намерения) В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности.

Цель данной работы – разъяснить, что такое развитие личности, рассмотреть детство, юность, зрелость, как этапы развития личности выделить их отличительные черты и взаимосвязь.
Чтобы выполнить поставленную цель, нужно решить следующие задачи:
o Проработать литературу по данной теме
o Дать понятие личности
o Объяснить, что такое развитие личности
o Рассмотреть этапы ее развития
o Проанализировать специфику и взаимосвязь данных этапов

Содержание
Работа содержит 1 файл

ДЕТСТВО ЮНОСТЬ ЗРЕЛОСТЬ.doc

2. Этапы развития личности: их специфика и взаимосвязь………… ………. 9

Человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути.

Проблема развития индивида, становление его как личности - серьезная проблема в психологии. Этим объясняется актуальность выбранной темы на сегодняшний день.

Цель данной работы – разъяснить, что такое развитие личности, рассмотреть детство, юность, зрелость, как этапы развития личности выделить их отличительные черты и взаимосвязь.

Чтобы выполнить поставленную цель, нужно решить следующие задачи:

    • Проработать литературу по данной теме
    • Дать понятие личности
    • Объяснить, что такое развитие личности
    • Рассмотреть этапы ее развития
    • Проанализировать специфику и взаимосвязь данных этапов

    Предмет исследования –этапы развития личности

    Объект исследования – личность.

    1.1. Понятие личности

    2. Личность рассматривается как система черт – относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях человека о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.[2]

    3. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.[1] Личность - понятие социальное. Личность не врожденна, она возникает в результате культурного и социального развития.

    Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. [2]

    Личность- результат общественных отношений, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности -это процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств человека в ходе его приспособления к внешней среде.

    Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность - такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление личного способа общественного бытия.[3]

    Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.

    Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.[5]

    В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности.

    Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

    3. Личностью не рождаются – личностью становятся.

    5. Личность не пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.[5]

    Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию.

    С учетом всего выше сказанного можно сказать, что личность - человек, являющийся хозяином собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки.

    Развитие личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.[3]

    Представители психологической деятельности считали, что развитие личности происходит в процессе привлечения человека к разным видам деятельности. Нигде кроме деятельности человек не развивается.[5]

    Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности, является непосредственное эмоциональное общение младенца с матерью, другими окружающими людьми. Эта деятельность изменяется ролевой игрой, общей учебной деятельностью, общением, в процессе которых возникают новообразования. Это качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной стадии развития и которые в основном и определяют отношение к окружающему миру людей, самого себя и весь ход развития в данный период.

    Новообразования являются опорой дальнейшего развития. Существует сензитивний период развития, т.е. оптимальный срок для развития тех или иных новообразований (например, 1-3 года - оптимальный период для развития языка, 6-11 г. - для развития навыков принятия решения, 11-16 г. - для развития абстрактного мышления и т. д.). Пропустив этот срок, соответствующее свойство сформировать в другое время будет гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно. Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут развиваться только на основе уже сформированных. [8]

    Развитие личности, по Эриксону, - это закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность получает то новое, характерное именно для данного этапа развития. [11]Новообразования личности возникают не на пустом месте, их появление на определенном этапе подготовлена всем процессом предварительного развития личности. Новое в ней может возникнуть и закрепиться лишь тогда, когда в прошлом для него уже были образованы соответствующие психологические и поведенческие условия.

    Последовательность стадий развития личности, по Эриксону, - это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека семья, общество. По Эриксону, любой человек проходит выделенные стадии, к какой бы культуре она ни принадлежала, все зависит только от продолжительности его жизни.[11]

    Читайте также: