Барокко в музыке кратко доклад

Обновлено: 02.05.2024

На грани XVI и XVii веков в западноевропейском искусстве начинаются серьезные перемены, которые затрагивают и полностью изменяют архитектуру, живопись, скульптуру, литературу и, конечно же, музыку.

Для музыки это время ознаменовано прежде всего рождением нового вокального жанра - оперы.

Паралельно возникает и развивается множество инструментальных жанров: фуга, сюита, старинная соната (ансамблевая и сольная), concerto grosso и др.

На смену искусству эпохи Возрождения приходит новый художественный стиль, который получает название стиль модерна или арт-нуово, т.е. "новое искусство". Уже гораздо позже, в эпоху классицизма, в XVIII веке, этот стиль стали называть барокко.

Значения стиля барокко для истории искусства и культуры настолько велико, что по нему получила свое название и вся связанная с данным стилем эпоха - эпоха барокко.

Предпосылки возникновения барокко.

Чем было обусловленно прекращение одного из самых светлых периодов в развитии искусства - Ренессанса - и приход ему на смену стиля барокко? Одной из главных причин этого факта является изменения мировоззрения людей того времени. В конце эпохи Возрождения Европа проходит через целый ряд потрясений: войн, природных катаклизмов и эпидемий. Как следствие философы и художники отходят от идей антропоцентризма, доминирующих в эпоху Ренессанса. Возвращается осознание несовершенства и бессилия человека перед богом, природными стихиями и историческими процессами. Для выражения захвативших умы того времени новых идей стиль барокко подходит как нельзя лучше.

Основные черты стиля Барокко.

Основные черты характерные стилю барокко - напряженный драматизм, патетика, экспрессивность, контрастность.

В то же время для многих произведений эпохи барокко характерны фантастичность и насыщенность символикой. И вот как раз в силу своей насыщенности символикой барочные музыкальные произведения особенно сложны и трудны для понимания, они требуют как от исполнителя, так и от слушателя достаточно высокой степени подготовленности.

Символика эпохи барокко.

Многие элементы музыкального языка того времени в настоящее время вообще не подлежат трактовке, т.к. большинство элементов культуры - той культуры, что составляла и наполняла жизнь, простого обывателя, регулярно посещавшего храм и знавшего наизусть множество хоралов (церковные песнопения),- безвозвратно утрачена. Однако композиторы эпохи барокко общались через творчество с Богом и, конечно же направляли творчество для такого же слушателя, своего современника, предпологая, что слушатель их понимает.

Чтобы дать примерное представление , как слушатель эпохи барокко воспринимал музыку, приведем несколько примеров взятых из работ, посвященных творчеству И.С.Баха, известного ученого-музыковеда Б.Яворского: "Ход на чистую кварту (музыкальный интервал) вверх мог истолковываться как символ непоколебимой веры, ход на терцию вниз иногда мог служить символом глубокой печали; трели могли передавать радость, смех, хохот, дрожание, трепет; восходящий ход или anabasis, мог иметь массу трактовок; например в скорбных, трагических произведениях он мог символизировать восхождение на Голгофу; нисходящий ход или catabasis - фигура умирания, оплакивания, но так же мог символизировать и разные состояния, события, явления. например снисхождение Святого Духа.

Значение эпохи барокко

Эпоха барокко дала миру таких композиторов как, А.Вивальди, А.Корелли, Дж.Перголези, Ф.Верачини, Дж.Тартини, Ф.Куперна и многих других. Венцом и завершающей кульминацией эпохи барокко стало творчество И.С.Баха и Г.Генделя.

Утратив большинство ключей к пониманию скрытого смысла музыкальных произведений эпохи барокко, человечество не раз проходило через эпохи, во многом с ней схожими. Но музыка эпохи барокко не только в скрытых символах, но и напрямую, через эмоции, выражает общечеловеческие ценности. Поэтому музыка эпохи барокко не потеряет своей актуальности никогда. Прямое подтверждение этому, наследие композитора И.С.Баха.

2. Отличительные особенности музыки в эпоху барокко.

3. Этапы развития музыки в период барокко.

4. Великие композиторы и их творения эпохи барокко.

6. Список литературы.

1. Введение.

Так, в монументальной живописи и скульптуре наблюдается тенденция к подчинению архитектуре, к слиянию с ней в одно гармоничное целое. Зодчество, в свою очередь, больше не стремится к строгой и точной внешней форме, напротив, приобретает новую пластичность и гибкость. Оно влияет и на экстерьер и на интерьер, даруя им новые выразительные черты.

В едином ансамбле с архитектурой теперь находится и садово-парковая культура, которая создаёт впечатление её неотъемлемого элемента архитектурного ансамбля, выступая в роли своеобразной декорации. Живописцы теперь стремятся придать своим творениям декоративность, а живописные элементы распространились и на предметы мебели. Украшая стены, купола, плафоны, живопись способствует созданию иллюзии бесконечного и неделимого пространства.

В архитектуре целью барокко оказывается организация единого пространства. К чему бы ни обратились: к загородным виллам, городским площадям, садовым террасам, фонтанам и т.д. – все они являются воплощением органичного и целостного архитектурного замысла.

Все эти проявления не случайны. Барокко явилось отражением идеологических особенностей общества XVI века. В этот период вершители судеб, находившиеся на верхушках власти и светской и церковной, стремились всеми доступными средствами обозначить собственное могущество, в том числе и с помощью искусства, подчёркивая причудливыми живописными деталями и необъятными архитектурными ансамблями не только свою силу, но и, якобы, божественное происхождение. Поэтому художники эпохи барокко проявляют излишнюю эмоциональность, драматичность, натуралистичность, насыщают свои произведения обилием второстепенных деталей.

Храмы и церкви в стиле барокко, которые действительно способны поразить воображение, прославляли не только Бога и Его всемогущество, но и служителей культа, что самым непосредственным образом воздействовало на внутренний мир человека. Таким образом, в эстетике барокко закреплялись такие проявления, как: мистицизм, экзальтация, иррационализм, репрезентативность, монументальность, многоплановость, стремление к дематериализации, драматический накал чувств, трагизм. Они были необходимы обществу для приобщения к трансцендентному бытию,

Итак, основными чертами барокко следует считать: пышность, монументальность, причудливость, богатство оформления, диковинность орнаментики, отказ от плоских линий и плоских форм, тенденция к усложнённости. Имела свои особенности и музыка барокко, о чём речь пойдёт ниже.

2. Отличительные особенности музыки в эпоху барокко.

Музыка барокко отличается своей уникальной спецификой. Это не только рождение новых жанров и форм (опера, концерт, пассион, кантата, партита, сюита, токката, прелюдия, фуга, concerto grosso), но и обновление музыкального языка. Возникает гомофонный стиль музыкального письма, суть которого заключалась в разделении звучания на главный голос и побочные, сопровождающие звуки.

Барокко породило такой вид музицирования в инструментальной музыки, как импровизация (хотя предпосылки к этому существовали и в предыдущую эпоху). Основой для этого послужила практика использования остинатного (постоянного) баса, на фоне которого талантливым исполнителям легко было обыгрывать основную мелодию, сочинять новые ходы. Вокальная музыка характеризуется обилием мелизмов. Другие особенности вокального искусства барокко – аффекты, риторические фигуры. Риторика – красноречие в слове – преломилось и музыке. Так появилось музыкальное красноречие. В период барокко основное положение занимали фигуры речи, появление которых определялось содержанием написанного. Отсюда тенденция к драматизму, мелодекламации, различным эффектам. Достижение вокальной музыки барокко – расцвет школы bel canto (прекрасное пение).

Творцы эпохи барокко демонстрируют человеку его малость в огромном мире, как бы указывая на его мимолётность. Проще всего продемонстрировать это было посредством масштаба, потому их произведения отличаются грандиозностью и величием.

Поэтому в барочном мире музыкальные произведения разрастаются до невероятных размеров: появляются оперы, представления которых длятся больше четырёх часов. Публика привыкает слушать огромные многочасовые оратории, в пять-шесть раз удлиняются инструментальные пьесы.

Но размером поразить не так уж трудно. Труднее создать нечто неожиданное, непредсказуемое. Для этого в музыке существует незаменимое средство – импровизация.

Каждый музыкант был обязан варьировать музыку разными способами. Во-первых, это относилось различного рода к повторениям: нельзя было дважды сыграть отрывок, не добавляя при этом что-то своё.

Во-вторых, использовались мелизмы. Формально существовали некоторые правила их употребления, но фактически каждый музыкант играл их самыми разными способами.

В-третьих, играть дополнительные ноты полагалось на долгих звуках. В-четвёртых, эти ноты обязательно нужно было играть и в концах фраз, на ферматах. Перечисление этих правил напоминает правила имитационной полифонии. В музыке XVII – XVIII веков также сложилась фуга.

Также в этот период окончательно сложилась система ладов – с минорным и мажорным ладами. Важной приметой эпохи является и цифрованный бас. Под басом писались функции: T3, D7 и т.д. Эпоха барокко замечательна в истории музыки ещё и тем, что в ней за полтора столетия очень изменился набор музыкальных инструментов. Разумеется, всё это повлияло и на вокальное искусство.

3. Этапы развития музыки в период барокко.

Барочная музыка развивалась поэтапно. Выделяют несколько основных этапов: раннее барокко (1600 – 1654), зрелое барокко (1654—1707), позднее барокко (1707—1760). Ранний период начинается с творчества итальянского композитора Клаудио Монтеверди (1567—1643), его достижений в области оперного искусства. Однако считать зачинателем нового жанра следует композитора Якопо Пери (1561 – 1633). Деятельность К. Монтеверди стала толчком для дальнейшего широкого распространения оперы; он усовершенствовал этот жанр.

Раннее барокко характеризуется усложнением музыкального мышления языка, основным элементом которого становится не только полифония, но и гармония. Значительным явлением стало возникновение цифрованного баса (basso continuo). Происходят открытия в области инструментовки (творчество композитора Дж. Габриэля, 1555 – 1612). Всё более ощутимым делается конфликт между духовной и светской музыкой. Значимость светской музыки активно утверждал К. Монтеверди.

Зрелое барокко – это торжество придворной музыки. Начинает расцветать камерный стиль, чему способствует расширение инструментария, его доступность широким социальным слоям. Увеличивается также и зрительская аудитория, более активным становится обмен музыкальным опытом.

Всё большее значение приобретает теория музыки, в связи с чем, происходит множество удачных попыток систематизировать её. В центре композиторского внимания оказывается гармония.

Период позднего барокко отмечен утверждением тональности, как элемента, образующего центр музыкального сочинения. Усиливается и значение контрапункта. В целом, музыка начинает развиваться по двум основным направлениям – полифоническому и гомофонному. Композиторов интересует и то, и другое.

Как уже говорилось, центром музыкальной жизни являлась Италия. Возникшие в ней традиции влияли на развитие музыки в других европейских странах, где возникали те же стили и формы. В результате произошло следующее: европейская музыка начала приобретать сходное (барочное) звучание, лишаясь национальных оттенков. Гораздо большее значение приобрели композиторские стили (например, стиль Ф. Генделя и стиль А. Вивальди). Несмотря на то, что музыка и немецкого, и итальянского композитора имеет общую стилистику, свойственную эпохе барокко, их почерки вполне различимы. Но различие это базируется не на национальных оттенках, а на авторской манере. Таким образом, эпоха барокко выдвигает на авансцену авторскую индивидуальность.

4. Великие композиторы и их творения эпохи барокко.

А. Корелли – крупнейший итальянский композитор, педагог и скрипач; зачинатель итальянской скрипичной школы. Он служил при дворе шведской королевы и первые свои произведения (12 церковных трио-сонат) посвятил именно ей. В дальнейшем композитор перешёл на службу к кардиналу.

А. Корелли писал камерную музыку: сонаты, концерты, concerti grossi. В жанре сонаты он сочинял и духовную музыку (трио-сонаты). Но более всего он прославился благодаря своим великолепным concerti grossi.

Д. Скарлатти проявил себя в области фортепианной музыки. Среди его заслуг – создание виртуозного клавесинного стиля с пассажами, перекрещиванием рук, ломаными аккордами и скачками. Его композиторское наследие действительно обширно: это два десятка опер, кантаты и оратории, сонаты и мессы. Но на долгие годы оно было незаслуженно забыто. Сегодня интерес к творчеству Д. Скарлатти вновь возродился.

Германия подарила миру трёх гениев: И. С. Баха (1685 – 1750), Ф. Г. Генделя (1685 – 1759), Г. Ф. Телемана (1681 – 1767). Бах был мульти инструменталистом, певцом и, конечно, величайшим композитором. Как и многие другие, служил при дворе, что не мешало создавать ему непревзойдённые шедевры (Токката и фуга ре минор, Токката до мажор, Прелюдии и фуги до минор и фа минор, Пассакалия до минор и др.). Музыка И. С. Баха сопоставима с Космосом по своей глубине, мощи и философской мысли. Таковы и духовные его сочинения.

Творчество великого немецкого композитора Ф. Г. Генделя охватывает, чуть ли не все существующие на то время жанры. Он сыграл огромную роль в развитии сoncerto grosso. Гений этого композитора реализовался также в операх и ораториях. Музыка Ф. Г. Генделя поражает слушателя глубиной мысли, мощью образов. Сам Гендель признавался в том, что не желал бы доставлять слушателям только лишь удовольствие.

Наряду с жанром концерта (для органа) для творчества Генделя, его творческого облика, следует считать concerto grosso (для других инструментов и ансамблей). Concerto grosso Генделя явились вершиной его инструментального творчества. Этот жанр дал ему возможность подчеркнуть различные сольные инструменты в рамках одного произведения.

Ф. Г. Телеман – современник И. С. Баха и Ф. Г. Генделя, находился с ними в дружеских отношениях. При жизни его творчество оценивалось выше их творчества. Ф. Г. Телеман отличался невероятной скоростью письма, поэтому неудивительно, что объём его сочинений впечатляюще велик: сорок с лишним опер, примерно столько же ораторий, два десятка циклов церковных кантат, не менее шестисот оркестровых сюит, семь сотен песен, огромное количество камерно-инструментальной музыки, фуг. К сожалению, сохранилось из всего написанного им немного.

Ж.-Ф. Рамо, в свою очередь, считался французским Орфеем. Его путь в музыке был откровенно тяжёлым. Но несмотря на это, он создал целый ряд выдающихся опер, балетов и опер-балетов. Не менее великолепна его клавесинная музыка. Будучи талантливейшим импровизатором, Ж.-Ф. Рамо оставил для этого инструмента огромное количество разнообразных пьес.

Происходило в период барокко развитие музыкального искусства и в России. В первую очередь, это вокальная духовная музыка. Именно в Древней Руси родился уникальный знаменный распев, аналогов которому в мире нет, и в эпоху барокко его черты преломлялись во многих произведениях.

Русская композиторская школа данного периода красноречиво характеризуется такими именами, как Д.С. Бортнянский (1751 – 1825), М.С. Березовский (1745 – 1777), В.П. Титов (пр.1650 – 1715).

Вернувшись в Россию, композитор создал ряд комических опер, которые были поставлены при дворе. Но наибольший вклад Д.С. Бортнянский внёс в развитие духовной музыки, создав множество прекрасных сочинений.

В целом, эпоха барокко очень много значила для музыкальной культуры России и в первую очередь потому, что в этот период в России возникло и стремительно развилось индивидуальное композиторское творчество. Рождается особый род музыки – партесная музыка, являющаяся сочетанием духовного искусства и концерта. Несмотря на общую тенденцию развития, индивидуальность творчества становится всё более значимой, и к этому стремятся все крупные композиторы. Как и в Европе, наблюдается разделение музыки на церковную и светскую. Таким образом, эпоха барокко оказывается очень важной вехой в развитии музыкальной культуры.

5. Заключение.

Итак, музыка эпохи барокко – это особый период в развитии музыкального искусства, наполненный значимыми событиями и явлениями. В первую очередь, это касается изменения музыкального мышления и языка. Так, наиболее характерным является переход от полифонического принципа при создании музыкальных сочинений к гомофонно-гармоническому принципу. Благодаря этому получает интенсивное развитие искусство импровизации.

Обогащается и образная система музыкального искусства, в котором теперь есть место, как трагическим чувствам и глубокой скорби, так и жизнерадостности, юмору, шутке. Всё больше прав приобретает светская музыка. Ещё одно важное завоевание музыки барокко – это закрепление индивидуального стиля композитора.

В эпоху барокко родилось множество новых жанров и великих композиторов, гениально реализовавших в своей музыке самих себя, которая отличалась сложностью, эмоциональностью, декоративностью, противоречивыми чувствами и некоторой вычурностью. Но в этом и есть её уникальность и неповторимость.

6. Список литературы.

1. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

2. Галацкая В.П. Музыкальная литература зарубежных стран/В.П. Галацкая. – М.: Музыка, 2002. – 356 с.

3. Зейфас Н.М. Concerto grosso в музыке барокко/ Н.М. Зейфас. – М.: Музыка, 1975. – 98 с.

4. Полозова И.В. Музыкальное искусство барокко в России: общее и специфическое/И.В. Полозова//Вестник ПСТГУ, 2018. – Вып.3 (23). – С. 48 – 64.

5. Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вторая половина XVIII века/Б.В. Левик. – М.: Музыка, 1980. – 277 с.

6. Ливанова Т.Л. История Западноевропейской музыки до 1789 года. В 2 т. Т. 1. По 18 век / Т.Л.. Ливанова. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.

Стиль барокко зародился в начале 17 века в Риме, Италии. Он быстро распространился по Европе во Францию, Испанию, Португалию, а затем в Австрию, Германию и Россию. Этот стиль использовал сложные орнаменты, насыщенные цвета, контрастность, а также элементы роскоши и торжественности, чтобы вызывать удивление и чувство благоговения. Стиль барокко повлиял на все виды искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, скульптуру, танцы и музыку.

Истоки музыки и стиля барокко

Считается, что стиль барокко возник в результате творчества итальянских художников, таких как Аннибале Карраччи и Караваджо. Караваджо экспериментировал с резкими контрастами света и тени, а также изображал религиозные сцены в повседневной обстановке, используя таверны и улицы. Художница Артемизия Джентилески признана одной из самых выдающихся итальянских художников эпохи барокко. Ее исключительное техническое мастерство передавало стиль Караваджо. В то же время в Нидерландах Питер Пауль Рубенс и его коллеги отошли от религиозных картин в сторону бытовых мотивов, используя такие же техники и увлечение светом, как их итальянские соратники.

В скульптуре барокко группы фигур демонстрируют динамическую энергию и движение. Работы великого итальянского художника Джованни Лоренцо Бернини обладали доминирующим влиянием в качестве радикального аналога созерцательного стиля Ренессанса, который господствовал несколькими годами ранее. Его скульптуры отличаются высокой динамикой и экспрессивностью.

Архитектура барокко придавала особое значение движению и плавности интерьера и экстерьера, появлению сложных куполов и изогнутых стен. Первоначально такая концепция была введена иезуитами католической церкви как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новым архитектурным стилем, который вызвал удивление и трепет.

Возникновение музыкального жанра барокко

В сфере музыки стиль барокко зародился в конце 16 века в нескольких итальянских городах. Благодаря политической независимости и экономическому разнообразию появился ряд уникальных и индивидуальных музыкальных стилей, которые сильно отличались от классических идеалов позднего Ренессанса, использованных в произведениях Палестрины и Ди Лассо. Культурные и политические центры Венеции и Флоренции заслуживают наибольшего внимания среди остальных городов.

Собор Святого Марка в Венеции служил географическим местом для развития полихоральной музыки Джованни Габриели. Этот стиль был основан на принципе нескольких пространственно разделенных хоров с голосами и инструментами, которые при одновременном исполнении требовали более простые гоморитмические аккордовые текстуры. Такой подход концептуально разнился с идеальностью сложной имитационной полифонии позднего Ренессанса.

Рождение оперной музыки эпохи барокко

Во Франции ближе к концу 17 века композитор итальянского происхождения эпохи барокко Жан-Батист Люлли адаптировал стили речитатива и арии к естественным интонациям и уникальной музыкальности французского языка. Это привело к созданию национального стиля оперных произведений. Среди других значительных национальных школ следует упомянуть английских композиторов эпохи барокко Джона Блоу и Генри Перселла. К последним годам 17 века им удалось разработать английский стиль оперы, исполняемый на английском языке, адаптированный из идеалов Флорентийской Камераты и некоторым модным французским разработкам.

Оратория в музыке барокко

Еще один великий вокальный жанр эпохи барокко - оратория, которая, в отличие от оперы, всегда имеет религиозную тематику. Тем не менее, у этих двух жанров есть много общего. Самое важное сходство заключается в том, что они используют стили речитатива и арии для декламации текста. В этот период многие композиторы написали сотни ораторий, но, пожалуй, ни один из них не достиг таких высот, как композитор немецкого происхождения Георг Фридрих Гендель. Его успешная музыкальная карьера развивалась в основном в Англии, где он адаптировался к меняющимся экономическим временам и, следовательно, вкусам публики. Начав свою карьеру в качестве итальянского оперного композитора, Гендель позже переключился на более прибыльный жанр - ораторию. Усилия Генделя в обоих жанрах сделали его ключевой фигурой в истории сценической музыки. Гендель почетно занял вечное место на Олимпе композиторов.

Влияние Баха на музыку и эпоху барокко

Самый влиятельный композитор и музыкант в стиле барокко всех времен, Иоганн Себастьян Бах, непрерывно трудился над созданием более двухсот лютеранских кантат. Это был еще один важный вокальный жанр периода барокко, который включал классические элементы лютеранских обрядов, таких как хорал и сольные песни, а также новые разработки в виде речитатива и стиля арии итальянского происхождения.

Бах родился в центральном немецком городе Айзенах в 1685 году в уважаемой музыкальной семье. Его жизнь была посвящена музыке и лютеранской церкви, в которой он был набожным протестантом и служителем. Преемниками Баха стали его четверо успешных сыновей-музыкантов, которые вошли в число крупных композиторов переходного периода классической эпохи. Бах установил дружеские отношения с несколькими композиторами той эпохи, а именно, с Дитрихом Букстехуде и Георгом Филиппом Телеманом, ставшим крестным отцом его сына Карла Филиппа Эммануэля. Букстехуде был известным композитором и органистом, виртуозность и композиторское мастерство которого побудили Баха пройти 200 миль пешком, чтобы встретиться с ним, а затем провести совместное представление. Сфера влияния Баха настолько широка, что историки искусства в целом признают его смерть решающим событием, которое в 1750 году положило конец периоду барокко.

Наследие эпохи барокко

Одним из главных достижений эпохи барокко стало превращение инструментальной музыки в серьезное, независимое и важное средство музыкального выражения. Многие крупные композиторы эпохи барокко создали произведения, которые достигли олимпийских высот и вошли в стандартный репертуар нескольких инструментов. В предыдущий исторический период часть композиторов уже начала развивать инструментальную музыку, в которой инструменты в основном служили аккомпанементом человеческому голосу, как в лютневых песнях Джона Доуленда.

В период эпохи барокко инструментальные жанры и стили претерпели ряд серьезных изменений. Это было связано как с техническими достижениями в конструкции инструментов, так и с появлением великих виртуозов, которые соревновались друг с другом, тем самым преодолевая границы возможного. Знаменитыми эпизодами таких состязаний были несколько встреч Доменико Скарлатти и Генделя в ранние годы 18 века. Два композитора устроили дружеское музыкальное соревнование, в котором Скарлатти победил в игре на клавесине, а Гендель - на органе.

Социальные изменения того времени и появление публичных концертов привели к падению популярности лютни. Место этого инструмента заняли клавесин и орган, а интересы композиторов сместились в сторону клавишных инструментов. Этот период также был временем изобретения и значительного развития нескольких новых инструментальных жанров, среди которых наиболее значительными были прелюдия, хоральная прелюдия, фуга, токката, сюита, соната, концерт и кончерто Гроссо.

Три жанра эпохи барокко имеют особое значение для развития новых и уникальных характеристик. Соло-концерт в стиле барокко - это произведение для оркестра и одного сольного инструмента. Такой формат предоставил прекрасную среду для исследования эффекта контрастных звуков, различной плотности звука и драматических виртуозных пассажей солиста, которые были привлекательны как для публики, так и для эстетики барокко. В то же время появился другой вариант концерта - барочный Кончерто Гроссо. Такой формат включал оркестр, но вместо отдельного солиста в нем использовалась небольшая группа или ансамбль сольных инструментов, которые играли как единое целое.

Слушайте музыку эпохи барокко на Calm Radio

Слушатели Calm Radio любят наши музыкальные каналы эпохи барокко и бесконечный список композиторов этой эпохи. Здесь вы найдете всю возможную музыку в стиле барокко, включая такие каналы, как Барочный Клавесин, Орган, Лютня, Скрипка и Виолончель, и таких композиторов, как И.С. Бах, Гендель, Букстехуде, Куперин, Скарлатти и Вивальди.

Эстетика барокко

Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.

Жанры барокко

Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы.

Как следует из нашего обзора, контрастность барокко проявилась даже в масштабности жанров. Наряду с объёмными композициями создавались и лаконичные опусы.

Музыкальный язык барокко

Эпоха барокко внесла свою лепту в развитие нового стиля письма. На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие.

В частности, популярность гомофонии связана и с тем, что церковь предъявляла особые требования к написанию духовных композиций: все слова должны быть разборчивы. Так вокал выходил на первый план, обрастая к тому же многочисленными музыкальными украшениями. Барочная склонность к вычурности проявилась и здесь.

Богатой на украшения была и инструментальная музыка. В связи с этим распространена была импровизация : открытый эрой барокко остинатный (то есть повторяющийся, неизменный) бас давал простор для фантазии на заданный гармонический ряд. В вокальной же музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии.

В то же время процветала и полифония , но уже совсем в другом русле. Полифония барокко – это полифония свободного стиля, развитие контрапункта.

Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада – мажор и минор.

Теория аффектов

Поскольку музыка эпохи барокко служила выражению страстей человеческих, цели композиции пересматривались. Теперь каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть с определённым состоянием души. Теория аффектов не нова, она восходит истоками к античности. Но в эру барокко она получила широкое распространение.

Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение – эти аффекты связывались с музыкальным языком композиций. Так, совершенный аффект радости и веселья выражался использованием в письме терций, кварт и квинт, беглого темпа и трёхдольного размера. Напротив, аффект печали достигался включением диссонансов, хроматики и медленного темпа.

Существовала даже аффектная характеристика тональностей, в которой суровый ми-бемоль мажор на пару со сварливым ми-мажором противостоял жалобному ля-минору и нежному соль-мажору.

Вместо заключения…

Читайте также: