Научная картина мира презентация и доклад
Обновлено: 05.07.2024
ЛИТЕРАТУРА
Бабушкин
А.Н. Концепция
современного естествознания
Клягин Н.В. Современная научная
картина мира.
Вонсовский С.В. Современная
естественно-научная картина мира.
Моисеев В.И. Что такое научная
картина мира?
Каждый
человек должен пытаться познать
окружающий нас мир и осознать свое место в нем
Совокупность результатов познавательной
деятельности человека образует определённую модель
(картину мира)
Содержание КМ:
- основные идеи наук о природе,
- принципы, закономерности, составляющие единство
знаний о природе,
- определяющие стиль научного мышления на данном
этапе развития науки и культуры человечества.
Сциентизм
– система убеждений,
утверждающая основополагающую
роль науки как источника знаний и
суждений о мире
Научная
картина мира – система
представлений человека о свойствах и
закономерностях действительности
(реально существующего мира),
построенная в результате обобщения и
синтеза научных понятий и принципов.
Мир
-
един и целостен, но знания
представлены в виде разобщенных, не
связанных между собой общими законам
предметах:
физика
биология
химия
др.
Физика создает общее представление об
окружающем мире, структуре Вселенной, возможном
механизме ее возникновения, эволюции и
перспективах развития.
Химия вооружает человека знаниями для
практической деятельности.
Биология – наука о жизни.
Научная картина мира — не догма и не абсолютная
истина.
Научные представления об окружающем мире
основаны на всей совокупности доказанных фактов и
установленных причинно-следственных связей.
17. Суть научного метода
СУТЬ НАУЧНОГО МЕТОДА
Определяется несоответствие результатов проверки
теории, выявление новых фактов
Пересматриваются имеющиеся представления
Создаются новые, более соответствующие
реальности
18. Аристотелевская
АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ
Период: VI-IV века до нашей эры
Отражение в трудах:
Аристотеля: создание формальной логики (учение о
доказательстве, главный инструмент выведения и
систематизации знания, разработал категориально
понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона
организации научного исследования (история вопроса,
постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование
решения), дифференциация самого знания (отделение
науки о природе от математики и метафизики)
Результат:
- возникновение самой науки
- отделение науки от других форм познания и освоения мира
- создание определенных норм и образцов научного знания.
19. Ньютоновская научная революция
НЬЮТОНОВСКАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Период: XVI-XVIII века
Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира
к гелиоцентрической.
Отражение в трудах:
- Н. Коперника,
- Г. Галилея,
- И. Кеплера,
- Р. Декарта.
И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал
базовые принципы новой научной картины мира в общем
виде.
20. Основные изменения:
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:
Язык математики, выделение строго объективных
количественных характеристик земных тел (форма
величина, масса, движение), выражение их в строгих
математических закономерностях
Методы экспериментального исследования. Исследуемые
явления - в строго контролируемых условиях
Отказ от концепции гармоничного, завершенного,
целесообразно организованного космоса.
Представления: Вселенная бесконечна и объединена
только действием идентичных законов
Доминанта: механика, все соображения, основанные на
понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были
исключены из сферы научного поиска.
Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и
объекта исследования.
21. Эйнштейновская революция
ЭЙНШТЕЙНОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Период:
рубеж XIX-XX веков.
Открытия:
сложная структура атома
явление радиоактивности
дискретность характера электромагнитного
излучения
Итог: была подорвана важнейшая предпосылка
механистической картины мира – убежденность
в том, что с помощью простых сил, действующих
между неизменными объектами, можно
объяснить все явления природы.
Научная
картина мира уточняется и
развивается на протяжении многих веков –
проникновение в сущность явлений природы
– бесконечный, неограниченный процесс,
поскольку материя неисчерпаема.
24. Cеминар №1 Естествознание в древности и античности
CЕМИНАР №1 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В
ДРЕВНОСТИ И АНТИЧНОСТИ
Рождение греческой науки.
Пифагор и греческая математика.
Истоки атомистики или натурфилософы. Милетская
школа.
Элеаты.
Наука и миф. От мифа к логосу.
Атомизм. Демокрит.
Платон и естествознание.
Аристотель и его научная программа.
Состояние наук о природе в эллинистическом мире.
III до н.э. – III н.э.
Научная мысль в странах Востока.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ. Выполнила: студентка 1 курса Группы 411-Псо Лапина Екатерина Проверила: старший преподаватель кафедра физико- математического информационного образования Павлова Н. А.
Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки (см. Наука) соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки (см. Наука) соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Основные формы научной картины мира 1. Общенаучная картина мира — целостная система обобщённых представлений о свойствах и закономерностях действительности (вселенной, живой природе, обществе и человеке), построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных науках на соответствующих стадиях их исторического развития.
2. Естественнонаучная и социальная картины мира — система представлений о природе и обществе, обобщающие достижения соответственно естественных и гуманитарных наук. 2. Естественнонаучная и социальная картины мира — система представлений о природе и обществе, обобщающие достижения соответственно естественных и гуманитарных наук. 3. Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) — системы представлений о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая, техническая и тому подобные картины мира).
Обобщённый системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной научной картине мира посредством представлений: Обобщённый системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной научной картине мира посредством представлений: о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; о типологии изучаемых объектов; об общих особенностях их взаимодействия; о пространственно-временной структуре реальности.
Функции научной картины мира Систематизирующая — определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру. Объяснительная — определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. Информативная — сводится к тому, что НКМ описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Эвристическая — определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.
Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира. Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.
В исторической динамике развития научной картины мира можно выделить три больших этапа: В исторической динамике развития научной картины мира можно выделить три больших этапа: научная картина мира додисциплинарной науки; научная картина мира дисциплинарно-организованной науки; современная научная картина мира, соответствующая этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.
Первый этап функционирования научной картины мира связан со становлением в культуре Нового времени (XVII век) механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная. Первый этап функционирования научной картины мира связан со становлением в культуре Нового времени (XVII век) механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная. Второй этап функционирования научной картины мира связан со становлением дисциплинарной организации науки (конец XVIII — первая половина XIX века) возникает спектр специально-научных картин мира. Третий этап функционирования научной картины мира связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний (со второй половины XX века).
Общекультурный смысл научной картины мира определяется её включённостью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цивилизационного развития.
№ слайда 1
№ слайда 2
Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.
№ слайда 3
Карта науки, дерево науки, виды науки в мире, научная цепочка, развитие.
№ слайда 4
Почему научная картина мира сформировалась в 18 веке ? Ньютоновская научная революция. Классическое естествознание Период: XVI-XVIII века Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Отражение в трудах: Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения: Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления - в строго контролируемых условиях
№ слайда 5
Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса. Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска. Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.
№ слайда 6
Появление механистической научной картины мира на базе экспериментально- математического естествознания.
№ слайда 7
№ слайда 8
№ слайда 9
Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923) — крупнейший немецкий физик-экспериментатор. Открыл (1895) рентгеновские лучи, исследовал их свойства. Труды по пьезо- и пироэлектрическим свойствам кристаллов, магнетизму. Член Берлинской академии наук, первый лауреат Нобелевской премии по физике.
№ слайда 10
№ слайда 11
№ слайда 12
Чарльз Ро берт Да рвин –английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.
№ слайда 13
Джеймс Клерк (Кларк) Ма ксвелл — британский физик и математик. Заложил основы современной классической электродинамики ,ввел в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля, получил ряд следствий из своей теории (предсказание электромагнитных волн, электромагнитная природа света, давление света и др), является одним из основателей кинетической теории газов, установил распределение молекул газа по скоростям .
№ слайда 14
Джеймс Клерк (Кларк) Ма ксвелл — британский физик и математик. Максвелл одним из первых ввел в физику статистические представления, показал статистическую природу второго начала термодинамики , получил ряд важных результатов в молекулярной физике и термодинамике . Он является пионером количественной теории цветов, автором принципа цветной фотографии Среди других работ Максвелла исследования по устойчивости колец Сатурна, теории упругости и механике , оптике, математике. Он много внимания уделял популяризации науки, сконструировал ряд научных приборов.
№ слайда 15
Эдвард Дженнер — английский врач, разработал первую вакцину — против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека неопасный вирус коровьей оспы. Первый руководитель общества оспопрививания в Лондоне с 1803 года (ныне Дженнеровский институт). Эдуард Дженнер прививает оспу
№ слайда 16
Ге нрих Ге рман Ро берт Кох — немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
№ слайда 17
№ слайда 18
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
ФОРМИРОВАНИЕ
НАУЧНОЙ
КАРТИНЫ МИРА
План:
Научная картина мира
История становления науки: от античности до Нового времени
Классическая наука. Научные картины мира
1. Научная картина мира
Научная картина мира - целостная система представлений о мире, возникающая в результате обобщения основных естественно-научных понятий и принципов.
Общая научная картина мира - результат синтеза знаний различных наук. Включает представления о природе и обществе.
Естественно-научная картина мира - часть общей картины мира, которая включает представления о природе.
Виды картин мира:
общенаучная ;
естественно-научная (картина природы);
социально-историческая (картина общества);
специальные (локальные) картины мира
Фалес (625- 547 гг. до н.э.) - вода. Открытия:
предсказал солнечное затмение;
Луна светит не своим светом;
способ измерения высоты пирамид по длине их тени;
указал Полярную звезду и ряд созвездий;
ввел календарь (360 дней в году: 12 месяцев по 30 дней).
Пифагор (582–500 гг.до н.э.) - число
Земля - центр Вселенной
Мир состоит из элементов: земля, огонь, воздух, вода и эфир.
Земля состоит из частиц кубической формы,
огонь из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдр),
воздух – октаэдр,
вода – из двадцатигранников (икосаэдров),
эфир – двенадцатигранников (додекаэдров).
Демокрит (около 460–370 гг. до н.э.)
Основные положения атомистического учения:
Вся Вселенная состоит из атомов и незаполненного пространства – пустоты.
Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно.
Атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы.
Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве.
Различаются атомы по форме и величине.
Все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний.
Из атомов образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной великое множество.
Эпикур (324–270 гг. до н.э.)
Дополнения к атомистическому учению Демокрита:
атомы не могут превышать известной величины,
число их форм ограничено,
атомы обладают тяжестью.
Древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире.
Мухаммед аль-Баттани (850–929 гг.),
Ибн –Юнас (950–1009 гг.),
Ибн -ль-Хайсам (965–1020 гг.),
Ибн-Рушд (1126–1198 гг.).
3. Классическая наука.
Научные картины мира
Механистическая картина мира
Представители: Н.Коперник, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон, П.Лаплас
Время – простая длительность процессов. Время абсолютно.
Движение происходит на основе законов механики Ньютона, все явления и превращения сводятся к механическим перемещениям и столкновениям атомов и молекул. Мир выглядит как колоссальная машина с множеством деталей, рычагов, колёсиков.
Механика описывает все процессы, происходящие в микромире и макромире.
В механической картине мира господствует лапласовский детерминизм - учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений в природе.
Электромагнитная картина мира
Представители: М.Фарадей, Дж.Максвелл, Г.Герц
В ЭМКМ весь мир заполнен электромагнитным эфиром, который может находиться в различных состояниях.
Материя считается непрерывной.
Вещество состоит из электрически заряженных частиц, взаимодействующих между собой посредством полей.
Движение - распространение колебаний в поле, которые описываются законами электродинамики.
Принцип близкодействия - взаимодействия любого характера передаются полем от точки к точке непрерывно с конечной скоростью.
Пространство и время относительны.
В ЭМКМ введено понятие вероятности.
Квантово-полевая картина мира
Основоположники: Макс Планк, Нильс Бор, Луи де Бройль, Эрвин Шрёдингер, Поль Дирак, Вернер Гейзенберг
В КПКМ материя обладает корпускулярными и волновыми свойствами. При описании объектов используется два класса понятий: пространсвенно-временные и энергетически-импульсные.
Пространство-время и причинность относительны и зависимы.
Движение понимается как частный случай физического взаимодействия. Выделяют четыре фундаментальных физических взаимодействия: сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное. Взаимодействие передается соответствующими полями от точки к точке, скорость передачи конечна и не превышает скорости света.
Читайте также: