Воздействие света на произведения искусства доклад физике

Обновлено: 05.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Глаз человека воспринимает очень небольшой отрезок электромагнитных колебаний в виде ощущения света и цвета. Большая же часть этих явлений не воспринимается нами, то есть оказывается для нас невидима. Однако благодаря успехам физики область невидимого со временем перестала быть таковой.

1. Свет и сохранность живописи

Свет является одним из тех факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин. Без света, в темном помещении покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором стерты краски, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. Краски, содержащие свинец, например, свинцовые белила, темнеют под влиянием газов, содержащих серу, особенно интенсивен этот процесс в темном помещении. Свет же восстанавливает цвет почерневших свинцовых красок. Без света темнеет олифа, покрывающая темперную живопись. Все краски, стертые на масляном и масляно-лаковом связующем, при старении желтеют. Этот процесс вызывается химическими реакциями в самом связующем веществе и является необратимым. Что касается свинцовых белил, особенно стертых с льняным маслом, они сильно желтеют в темноте, но этот процесс обратим: пожелтение исчезает, если картину выставить на свет. Свинцовые белила в масляных, масляно-смоляных, восковых и темперных связующих нечувствительны к действию сероводородистых загрязнений воздуха. Кроме того, свинцовые белила в масляном связующем обладают хорошей совместимостью и с пигментами, содержащими серу темном помещении интенсивнее идет развитие вредных для картин микроорганизмов, свет же уничтожает большинство этих вредителей. Поэтому все помещения музея, в том числе и запасники, должны быть достаточно светлыми. В то же время свет может играть и отрицательную роль в сохранности экспонатов, причем разрушения, вызываемые воздействием света, бывают столь значительны, что по степени влияния на экспонаты он занимает следующее место после температуры и влажности. Под воздействием света как естественного, так и искусственного происходят два вида разрушений: видимые - изменения оттенка или цвета и невидимые - структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений. По степени изменений от действия света произведения масляной и темперной живописи относятся к категории относительно светостойких, тогда как, например, произведения искусства, выполняемые на бумаге (акварель и все графические техники), - к наименее светостойким. По степени изменений под действием света материалы, из которых состоят экспонаты, принято делить на три категории: светостойкие - камень, гипс, фарфор, стекло, керамика, металлы, минералы, эмаль; относительно светостойкие - масляная и темперная живопись; наименее светостойкие - ткани всех видов, папирус, бумага и все графические техники, кожа, шкуры, мех животных и проч. источников света: дневной свет, лампы накаливания и люминесцентные лампы. Каждый из этих источников отличается спектральным составом света, по-разному влияющим на экспонаты. Фотохимические реакции, ведущие к изменению в материалах живописи, вызываются как ультрафиолетовой, так и видимой частью спектра. Особо вредное воздействие оказывают ультрафиолетовые лучи, а также прилегающая к ним синяя часть видимой области спектра. Наиболее опасным для экспонатов является

Похожие работы

2014-2022 © "РефератКо"
электронная библиотека студента.
Банк рефератов, все рефераты скачать бесплатно и без регистрации.

"РефератКо" - электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Введение
Глаз человека воспринимает
очень небольшой отрезок
электромагнитных колебаний
в виде ощущения света и
цвета. Большая же часть этих
явлений не воспринимается
нами, то есть оказывается для
нас невидима. Однако
благодаря успехам физики
область невидимого со
временем перестала быть
таковой.

Свет и сохранность
живописи
Свет является одним из тех
факторов, которые
непосредственно влияют на
сохранность картин. Без света, в
темном помещении покровные
масляно-лаковые пленки и
масло, на котором стерты краски,
сильно желтеют, вызывая общее
потемнение живописи. Краски,
содержащие свинец, например,
свинцовые белила, темнеют под
влиянием газов, содержащих
серу, особенно интенсивен этот
процесс в темном помещении.

В то же время свет может
играть и отрицательную роль
в сохранности экспонатов,
причем разрушения,
вызываемые воздействием
света, бывают столь
значительны, что по степени
влияния на экспонаты он
занимает следующее место
после температуры и
влажности. Под воздействием
света как естественного, так и
искусственного происходят
два вида разрушений:
видимые - изменения оттенка
или цвета и невидимые структурные разрушения или
изменения физических
свойств материалов
произведения.
Практически все пигменты под действием солнечной
радиации претерпевают - хотя и в разной степени - те
или иные изменения: потемнение, изменение оттенка и
цвета, понижение насыщенности цвета.

Освещение
освещенность картина музей галерея
Для освещения музеев, картинных
галерей и выставочных залов могут
быть использованы все современные
источники света. Каждый из них имеет
свои преимущества и недостатки, в
зависимости от которых
ограничивается область их
применения. Освещение экспозиции
должно быть устроено таким образом,
чтобы цвет, фактура экспоната
передавались как можно точнее; свет в
музее должен быть приятным для
посетителей, и помещение музея не
должно восприниматься ими как
темное и мрачное. Вместе с тем
уровень освещенности не должен
вредно сказываться на состоянии
произведений. Это одно из первых
условий, которое должно быть
соблюдено при устройстве музейного
освещения.

Из комплекса методов, позволяющих
проникнуть в область невидимого,
исследование с использованием
ультрафиолетовых лучей в
техническом отношении наиболее
простое и доступное для музеев
средство научного анализа
произведений искусства.
Ультрафиолетовые лучи впервые
были обнаружены за фиолетовым
концом солнечного спектра в 1801
году И. Риттером и У. Воластоном
благодаря сильному химическому
действию на хлористое серебро.
Обладающие большой энергией,
вызывающей фотохимические
реакции, люминесценцию и другие
явления, ультрафиолетовые лучи
широко используются в различных
областях человеческой деятельности.
Исследование с помощью
ультрафиолетового излучения

В музейной практике
применение
ультрафиолетовых лучей
чаще сводится к
визуальному
наблюдению или
фотографированию
вызываемой ими
видимой
люминесценции, то есть
свечения вещества в
темноте под действием
фильтрованных
ультрафиолетовых
лучей.

Инфракрасные лучи,
расположенные за участком
видимого красного света, в
противоположность
коротковолновым
ультрафиолетовым лучам,
обладают сильным тепловым
действием, благодаря чему они и
были впервые обнаружены. Их
открытие относится к 1790 году, а в
1800 году физиком и астрономом
В. Гершелем было положено начало
изучению этого вида излучения.
Столетие спустя, в 1891 году,
Т. Эдиссон высказал
предположение, что при помощи
инфракрасных лучей можно делать
фотографические снимки. Однако
это стало возможным лишь тогда,
когда удалось получить
фотографические пластинки,
сенсибилизированные
(очувствленные) к инфракрасной
области спектра.
Исследование в
инфракрасном
излучении

При аналитической
работе в инфракрасной
области в музейной
практике используют
зону ближних
инфракрасных лучей, а
исследование проводят
путем
фотографирования на
специальных
фотопластинках или
пленках.

Заключение
Следовательно , мы выяснили, что свет часто
• разрушительно воздействует на произведения искусства
Но в именно это время, с его помощью возможно
• Изготовлять всевозможные исследования самих произведений
• Осуществлять реставрацию и установление их подлинности
• Благодаря свету и различным излучениям искусство принимает различные
формы и видоизменения.

Свет как один из тех факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин. Требования к степени освещенности материалов, содержащихся в красках. Методы и инструменты, используемые для освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.12.2015
Размер файла 23,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Глаз человека воспринимает очень небольшой отрезок электромагнитных колебаний в виде ощущения света и цвета. Большая же часть этих явлений не воспринимается нами, то есть оказывается для нас невидима. Однако благодаря успехам физики область невидимого со временем перестала быть таковой.

1. Свет и сохранность живописи

Свет является одним из тех факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин. Без света, в темном помещении покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором стерты краски, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. Краски, содержащие свинец, например, свинцовые белила, темнеют под влиянием газов, содержащих серу, особенно интенсивен этот процесс в темном помещении. Свет же восстанавливает цвет почерневших свинцовых красок. Без света темнеет олифа, покрывающая темперную живопись. Все краски, стертые на масляном и масляно-лаковом связующем, при старении желтеют. Этот процесс вызывается химическими реакциями в самом связующем веществе и является необратимым. Что касается свинцовых белил, особенно стертых с льняным маслом, они сильно желтеют в темноте, но этот процесс обратим: пожелтение исчезает, если картину выставить на свет. Свинцовые белила в масляных, масляно-смоляных, восковых и темперных связующих нечувствительны к действию сероводородистых загрязнений воздуха. Кроме того, свинцовые белила в масляном связующем обладают хорошей совместимостью и с пигментами, содержащими серу темном помещении интенсивнее идет развитие вредных для картин микроорганизмов, свет же уничтожает большинство этих вредителей. Поэтому все помещения музея, в том числе и запасники, должны быть достаточно светлыми. В то же время свет может играть и отрицательную роль в сохранности экспонатов, причем разрушения, вызываемые воздействием света, бывают столь значительны, что по степени влияния на экспонаты он занимает следующее место после температуры и влажности. Под воздействием света как естественного, так и искусственного происходят два вида разрушений: видимые - изменения оттенка или цвета и невидимые - структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений. По степени изменений от действия света произведения масляной и темперной живописи относятся к категории относительно светостойких, тогда как, например, произведения искусства, выполняемые на бумаге (акварель и все графические техники), - к наименее светостойким. По степени изменений под действием света материалы, из которых состоят экспонаты, принято делить на три категории: светостойкие - камень, гипс, фарфор, стекло, керамика, металлы, минералы, эмаль; относительно светостойкие - масляная и темперная живопись; наименее светостойкие - ткани всех видов, папирус, бумага и все графические техники, кожа, шкуры, мех животных и проч. источников света: дневной свет, лампы накаливания и люминесцентные лампы. Каждый из этих источников отличается спектральным составом света, по-разному влияющим на экспонаты. Фотохимические реакции, ведущие к изменению в материалах живописи, вызываются как ультрафиолетовой, так и видимой частью спектра. Особо вредное воздействие оказывают ультрафиолетовые лучи, а также прилегающая к ним синяя часть видимой области спектра. Наиболее опасным для экспонатов является естественный свет, особенно прямой солнечный, имеющий в своем составе высокий процент ультрафиолетовых лучей. Наименее опасен свет ламп накаливания, содержащий в своем составе до 80% инфракрасных лучей, не оказывающих химического воздействия на живопись. Свет люминесцентных ламп, приближаясь по своему спектральному составу к дневному, оказывает влияние на живопись в зависимости от типа ламп. Обычно по своему воздействию он приближается к дневному свету. Не только спектральный состав, но и интенсивность облучения вызывает изменения в экспонатах. Световую мощность источника света или осветительного прибора характеризует величина, называемая световым потоком и измеряемая в люменах (лм). Электрическая мощность источника света (ватты) не эквивалентна этой величине, так как различные источники при одинаковой мощности создают разные световые потоки. Важной характеристикой источников света является также сила света. Измеряемая в свечах, она определяет интенсивность излучения в данном направлении. Световой поток, падая на поверхность, создает на ней освещенность, которая измеряется в люксах и определяется отношением светового потока к площади, по которой он распределен, то есть числом люменов на квадратный метр. Степень воздействия света на экспонаты зависит прежде всего от времени облучения; чем оно дольше, тем быстрее и сильнее изменяется экспонат. Уменьшение длительности экспонирования предметов уменьшает и опасность их повреждения. Повреждение экспонатов зависит также от способности разных материалов поглощать лучистую энергию и испытывать ее воздействие. Зависит оно и от температуры и относительной влажности воздуха в помещении и от присутствия в воздухе химически активных газов. Высокая температура повышает общее движение атомов и молекул, их кинетическую энергию. Влажность обычно ускоряет процесс фотохимического изменения материалов. Некоторые пигменты и красители, выгорающие под действием света, весьма чувствительны к влаге. В условиях крайней сухости выгорание долгое время может быть незначительным, несмотря на довольно высокий уровень освещенности. Если относительная влажность высока, тот же краситель на той же самой основе может выгорать во много раз быстрее. Поэтому относительная влажность окружающего воздуха и степень влажности предметов не должны превышать необходимого уровня. Во многих фотохимических реакциях участвует кислород воздуха. Некоторые газы, присутствующие в атмосфере промышленных районов, могут вступить в реакцию с чувствительными к действию света материалами, увеличивая степень их общего фотохимического повреждения.

Практически все пигменты под действием солнечной радиации претерпевают - хотя и в разной степени - те или иные изменения: потемнение, изменение оттенка и цвета, понижение насыщенности цвета. Обесцвечивание (выцветание) проявляется в уменьшении насыщенности цвета и особенно характерно для органических пигментов (индиго, краплака, баканов, шафрана). Процессы потемнения и изменения оттенка характерны для многих неорганических пигментов (киновари, свинцовых белил, свинцового сурика, аурипигмента). Воздействие света само по себе редко служит причиной фотохимических изменений в материалах. В большинстве случаев разрушения происходят при активном участии кислорода воздуха, причём скорость протекания этого процесса возрастает с повышением концентрации кислорода, попавшего в красочный слой. Так, неорганические пигменты изменяют оттенок и темнеют в большей степени в результате химической реакции с влагой воздуха. В этом случае световые лучи оказывают активирующее действие, особенно ультрафиолетовые, которыми богат прямой солнечный свет. Пагубное действие ультрафиолетовых лучей заключается в том, что, проникая в толщу высокомолекулярных соединений, они расщепляют молекулы кислорода на атомы, и тогда последние приобретают особенно высокую активность в реакции окисления. Что касается проницаемости защитного слоя, то это зависит от его состава. Ультрафиолетовые лучи опасны для стойких и нестойких органических и неорганических пигментов, в то время как видимые лучи обладают меньшей проникающей способностью: они активируют реакции окисления лишь в поверхностных слоях. Инфракрасные лучи вызывают тепловые эффекты, которые могут механическим или химическим путём изменять материалы. Так, если химическая реакция уже протекает, тепло от воздействия инфракрасных лучей всегда ускорит её. Пожелтение плёнок природного лака может быть прямым результатом воздействия этих лучей, тогда как плёнки искусственного лака обыкновенно к ним не чувствительны. Тепловое действие инфракрасных лучей высушивает древесину, вызывая её растрескивание и коробление.

2. Освещение

Для освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов могут быть использованы все современные источники света. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от которых ограничивается область их применения. Освещение экспозиции должно быть устроено таким образом, чтобы цвет, фактура экспоната передавались как можно точнее; свет в музее должен быть приятным для посетителей, и помещение музея не должно восприниматься ими как темное и мрачное. Вместе с тем уровень освещенности не должен вредно сказываться на состоянии произведений. Это одно из первых условий, которое должно быть соблюдено при устройстве музейного освещения. Естественный свет проникает в здание через окна или стеклянные перекрытия, устраиваемые обычно для залов верхнего этажа. В обоих случаях экспонаты должны размещаться так, чтобы на них не попадал прямой солнечный свет. По сравнению с естественным светом в спектре ламп накаливания преобладают желто-красные лучи, в силу чего при освещении произведений этими лампами колорит большинства картин несколько меняется. И тем не менее освещение лампами накаливания не только допустимо, но чаще и предпочтительнее, так как эти источники являются самыми безвредными среди современных источников света. Каким бы ни было освещение - естественное или от люминесцентных ламп, - при освещении чувствительных к действию света экспонатов следует устранять ультрафиолетовые лучи, так как они потенциально опасны и не играют никакой роли в визуальном наблюдении. Один из способов устранения ультрафиолетовых лучей состоит в том, что свет отражается от поверхности, окрашенной цинковыми или титановыми белилами. В некоторой степени защитой от ультрафиолетовых лучей является обычное стекло, которое снижает активность естественного света в 2 - 3 раза. Для усиления защиты стекла окон и плафонов покрываются матовой краской. Специальные фильтры на светильниках с люминесцентными лампами и лампами накаливания снижают активность этих источников в 4 - 5 раз. При отсутствии специальных светозащитных средств, для освещения музейной экспозиции, особенно комплексной, лучше остановиться на лампах накаливания. Отсечение ультрафиолетовых лучей не делает свет полностью безопасным для экспонатов, так как и видимые лучи обладают фотохимической активностью. Поэтому в музеях должны применяться меры, ограничивающие время и интенсивность воздействия дневного света на экспонаты.

3. Исследование с помощью ультрафиолетового излучения

4. Исследование в инфракрасном излучении

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что свет зачастую пагубно влияет на произведения искусства, но, в то же время, с его помощью возможно производить различные изучения самих произведений, а так же осуществлять реставрацию и определение их подлинности.

Благодаря свету и различным излучениям искусство принимает различные формы и видоизменения.

Свет является одним из тех факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин. Без света, в темном помещении покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором стерты краски, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. Краски, содержащие свинец, например свинцовые белила, темнеют под влиянием газов, содержащих серу, особенно интенсивен этот процесс в темном помещении. Свет же восстанавливает цвет почерневших свинцовых красок(1.

Без света темнеет олифа, покрывающая темперную живопись. В темном помещении интенсивнее идет развитие вредных для картин микроорганизмов, свет же уничтожает большинство этих вредителей. Поэтому все помещения музея, в том числе и запасники, должны быть достаточно светлыми.

В то же время свет может играть и отрицательную роль в сохранности экспонатов, причем разрушения, вызываемые воздействием света, бывают столь значительны, что по степени влияния на экспонаты он занимает следующее место после температуры и влажности.

Под воздействием света как естественного, так и искусственного происходят два вида разрушений: видимые—изменения оттенка или цвета и невидимые — структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений. По степени изменений от действия света произведения масляной и темперной живописи относятся к категории относительно светостойких, тогда как, например, произведения искусства, выполняемые на бумаге (акварель и все графические техники),— к наименее светостойким(2.

Для освещения в музеях и картинных галереях используются три вида источников света: дневной свет, лампы накаливания и люминесцентные лампы. Каждый из этих источников отличается спектральным составом света, по-разному влияющим на экспонаты (см. табл. 1).

Таблица 1 Распределение излучения различных источников света (в %%)
Источник света Ультрафиолетовое излучение Видимое излучение Инфракрасное излучение
Солнечный свет 5,5 51 43,5
Лампы накаливания 0.1 10 89,9
Люминесцентные лампы 3,5 52 44,5
Фотохимические реакции, ведущие к изменению в материалах живописи, вызываются как ультрафиолетовой, так и видимой частью спектра. Особо вредное воздействие оказывают ультрафиолетовые лучи, а также прилегающая к ним синяя часть видимой области спектра.

Наиболее опасным для экспонатов является естественный свет, особенно прямой солнечный, имеющий в своем составе высокий процент ультрафиолетовых лучей. Наименее опасен свет ламп накаливания, содержащий в своем составе до 80% инфракрасных лучей, не оказывающих химического воздействия на живопись. Свет люминесцентных ламп, приближаясь по своему спектральному составу к дневному, оказывает влияние на живопись в зависимости от типа ламп. Обычно по своему воздействию он приближается к дневному свету.

Не только спектральный состав, но и интенсивность облучения вызывает изменения в экспонатах. Световую мощность источника света или осветительного прибора характеризует величина, называемая световым потоком и измеряемая в люменах (лм). Электрическая мощность источника света (ватты) не эквивалентна этой величине, так как различные источники при одинаковой мощности создают разные световые потоки. Важной характеристикой источников света является также сила света. Измеряемая в свечах, она определяет интенсивность излучения в данном направлении. Световой поток, падая на поверхность, создает на ней освещенность, которая измеряется в люксах и определяется отношением светового потока к площади, по которой он распределен, то есть числом люменов на квадратный метр.

Степень воздействия света на экспонаты зависит прежде всего от времени облучения; чем оно дольше, тем быстрее и сильнее изменяется экспонат. Уменьшение длительности экспонирования предметов уменьшает и опасность их повреждения. Повреждение экспонатов зависит также от способности разных материалов поглощать лучистую энергию и испытывать ее воздействие. Зависит оно и от температуры и относительной влажности воздуха в помещении и от присутствия в воздухе химически активных газов.

Высокая температура повышает общее движение атомов и молекул, их кинетическую энергию. Влажность обычно ускоряет процесс фотохимического изменения материалов. Некоторые пигменты и красители, выгорающие под действием света, весьма чувствительны к влаге. В условиях крайней сухости выгорание долгое время может быть незначительным, несмотря на довольно высокий уровень освещенности. Если относительная влажность высока, тот же краситель на той же самой основе может выгорать во много раз быстрее. Поэтому относительная влажность окружающего воздуха и степень влажности предметов не должны превышать необходимого уровня. Во многих фотохимических реакциях участвует кислород воздуха. Некоторые газы, присутствующие в атмосфере промышленных районов, могут вступить в реакцию с чувствительными к действию света материалами, увеличивая степень их общего фотохимического повреждения.

1) Все краски, стертые на масляном и масляно-лаковом связующем, при старении желтеют. Этот процесс вызывается химическими реакциями в самом связующем веществе и является необратимым. Что касается свинцовых белил, особенно стертых с льняным маслом, они сильно желтеют в темноте, но этот процесс обратим: пожелтение исчезает, если картину выставить на свет. Свинцовые белила в масляных, масляно-смоляных, восковых и темперных связующих нечувствительны к действию сероводородистых загрязнений воздуха. Кроме того, свинцовые белила в масляном связующем обладают хорошей совместимостью и с пигментами, содержащими серу (см., например, Н. Kuhn, Farbe und Lack. В. 73, 1967, S. 99—105, 209—213). (Прим. редактора.)

2) По степени изменений под действием света материалы, из которых состоят экспонаты, принято делить на три категории: светостойкие— камень, гипс, фарфор, стекло, керамика, металлы, минералы, эмаль; относительно светостойкие— масляная и темперная живопись; наименее светостойкие — ткани всех видов, папирус, бумага и все графические техники, кожа, шкуры, мех животных и проч.

Первоисточник: ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Оптика и изобразительное искусство


Подробнее о работе:

Оглавление

Введение
1. Ранние стадии изобразительного искусства.
2. Современное искусство.
3. Освещение в искусстве. Понятие о светотени.
4. Оптика как раздел физики и как часть повседневной жизни человека.
5. Обман чувств.
6. Практическая часть.
6.1. Социологическое исследование.
6.2. Создание картин с оптическими иллюзиями.
Заключение
Список используемых источников

Введение


Актуальность работы состоит в том, что данная область физики является очень интересной и перспективной, так как с оптическими иллюзиями мы встречаемся довольно часто, почти ежедневно, но в основном даже не подозреваем об этом. Знания, полученные в ходе работы, могут в дальнейшем многим пригодиться.

  1. Изучить примеры использования физических знаний в написании картин.
  2. Ознакомиться с видами иллюзий и узнать как можно применять полученные знания в повседневной и художественной деятельности.
  3. На практике убедиться в существовании оптических иллюзий и доказать их реальность
  4. Обобщить результаты исследования и сделать выводы по данному исследованию.

Гипотеза исследования заключается в том, что оптические иллюзии, окружающие нас повсюду, в частности в изобразительном искусстве, это не вымысел, а реальность. Этот поразительный мир скрывает в себе не всегда секреты фокуса, а чаще это лишь обман зрения.

Ранние стадии изобразительного искусства


Изобразительное искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметов мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. На стенах пещер и скал рука первобытного художника образно рисовала животных, подчеркивая в рисунках тяжесть и грузность мясистых тел, а также игру выпуклых мышц и резкость движений – признаки грозной силы и ловкости. Убедительность, конкретность образа, сходство с натурой давали полное представление об особенностях зверя и вызывали у первобытного охотника большие эмоции, прилив энергии и жажду.

Искусство учит нас находить в обыкновенном, будничном черты необыкновенного и небудничного, возбуждает сознание, заставляет переживать при виде прекрасного и трагического; вводит людей в мир красоты и правды. Ему свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать.

Выразительность вещи открывается при внимательном изучении ее внешнего облика и бытия в определенной среде. “ Мне кажется, - говорит художник Ю. Пименов - что все, нас окружающее, отражает нашу жизнь, и дома, в которых мы живем, и улицы, по которым мы ходим, и вещи, которыми мы пользуемся. Рассказать о сегодняшнем дне, о жизни людей можно и по неодушевленным предметам, которые сопутствуют человеку, входят в орбиту его жизни.”

Графика, живопись, скульптура, а также декоративно-прикладное искусство и архитектура обладают своими художественными средствами и возможностями, позволяющими отражать наиболее ярко ту или иную грань жизни общества и природы.

Современное искусство (англ. contemporary art) объединяет весь спектр течений, направлений и жанров, к которым обращались авторы с конца ХХ века до сегодняшнего дня. В условиях глобализации и развития технологий художники создают невероятно разнообразные произведения. В современном искусстве сложно найти общие черты и единые принципы — настолько оно индивидуально и разнопланово.

Жанры и культурные традиции проникают друг в друга, а художники продолжают искать новые способы самовыражения и актуальные темы. Современное искусство включает многочисленные художественные течения, сформировавшиеся в прошлом. Но к ним постоянно добавляются новые виды творчества, к примеру, массюрреализм, виртуальное искусство, эковенция, гибридное искусство и многие другие.

Современное искусство на Западе обозначается двумя терминами: art modern и contemporary art. Первый характеризует творческие процессы с конца XIX века примерно до середины прошлого столетия. Второй относится к произведениям с послевоенного до настоящего времени. Но и такого разделения уже недостаточно.

Время идет, и бывшие вчера передовыми работы становятся историей. Особенно остро это чувствуют музеи современного искусства, поскольку их приобретения постепенно устаревают. В настоящее время принято относить к контемпорари арт произведения, созданные за последние 50, 30 или 20 лет.

Освещение в искусстве. Понятие о светотени

Рассмотрим, как свет влияет на восприятие натуры художником и на живопись, соответственно. Дело в том, что начинающие художники не всегда учитывают качество освещения. Для передачи точного состояния модели в среде следует учитывать не только цвет света и тепло-холодность, но и насыщенность светового потока и его направленность и т. д. Существует локальный цвет предмета - то есть, условный цвет, в который окрашен предмет.

Под воздействием освещения (примешивание цвета света и замутнение цвета в тени), рефлексов от соседних предметов, положения предмета в пространстве и общей цветовой среды (обязательное условие для живописи - гармония оттенков цвета в картине) этот цвет меняется.

Делаем вывод, что локальный цвет в чистом виде не существует, но его существование подразумевается. Анализируя изменение локального цвета каждого из предметов в реале, можно выявить некие закономерности и из них сформулировать правила, чем собственно и занимаются теоретики искусства. Отлично разбирает и формулирует теорию цвета, например, Вильгельм Оствальд или Иоханс Иттен.

Человек воспринимает реальную форму предмета благодаря отражению от этого предмета световым лучам. В распределении отраженного света существуют определенные закономерности, благодаря чему предмет воспринимается объемно.

Совокупность оттенков света на предмет ( от самого светлого до самого темного) называют светотенью. Распределение светотени показано на рисунке:

изо и оптика 1

Наиболее освещенные части, т.е. поверхности, обращенные к источнику света, на которые падает наибольший поток прямых лучей, принято называть светом. Косые (скользящие) лучи света образуют полутень. Тенью называется та часть поверхности предмета, на которую лучи света от источника света не падают; ее принято называть собственной тенью, а падающая тень образуется на поверхностях, находящихся за освещенными предметами, где они преграждают световой поток.

Предметы освещаются не только лучами, идущими непосредственно от источников света, но и отраженными от соседних предметов лучами, поэтому собственная их тень в отдельных местах высветляется. Это явление называют световым рефлексом. Самый светлый участок поверхности предмета, отражающий наибольшее количество лучей света, называют бликом.

Особенности распределения светотени учитываются при рисовании. Так, тени в живописи используются не только для того, чтобы передать объем предмета с помощью средств двухмерного изображения, но и для того, чтобы придать ему большее сходство с самим предметом.

Говорят, что даже муравей отбрасывает тень. Действительно, любое непрозрачное освещенное тело, каким бы крохотным оно ни было, отбрасывает тень или, строго говоря, поглощает световые лучи, мешая проникновению света на соседнюю поверхность. Падающая тень помогает выяснению пространственных соотношений между освещенным предметом и источником света, который всегда находится с противоположной от тени стороны. Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией тела.

Оптика как раздел физики и как часть повседневной жизни человека


Изобразительное искусство и оптика с давних времен связаны друг с другом. Еще в IV веке до нашей эры Евклид в книге “Оптика” изложил античное учение о перспективе как методе изображения пространственных объектов на плоскости. Разработкой теории перспективы занимались выдающиеся художники эпохи Возрождения. При этом они широко использовали представления о световых лучах. В изобретательном искусстве широко используют понятие светотени и особенности восприятия цвет.

Обман чувств

Иллюзия - это искаженное восприятие объектов, существующих в реальности, однако кажущихся в ином ракурсе

Рассмотрим же некоторые виды оптических иллюзий, встречающиеся в произведениях искусства. Приблизительно их можно разделить на две группы: первая – аналитическая, тесно стыкующая с математикой, вторая – эмоциональная, основывающая на шутке, игре воображёния. Математическая тема в искусстве поистине безгранична, однако существует несколько наиболее часто и необычные перспективы, анаморфные изображёния.

К подобным относятся сильно искажённые изображёния, которые необходимо рассматривать с определённого ракурса или с помощью специального зеркала –анаморфоскопа. Тогда безобразная картинка вновь приобретает нормальные, узнаваемые черты. Игра с перспективой берёт начало из известных примеров анаморфного искусства, использующего искажённые сетки перспективы.

Человек воспринимает большую часть информации (87%) об окружающем мире благодаря зрению. Однако мало кто знает, как это происходит. В нашем зрении существует немало парадоксов: во-первых, изображёние, поступающие на сетчатку глаза, перевёрнуто, согласно разделу физики, оптикой называемой, оно поступает в мозг, и уже он, мозг, строит новое пространство, которое мы и “видим”.

Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза воспринимаемая на сетчатку картинка размазана, далее – наш глаз постоянно производит непроизвольные движёния (10 тыс. в сутки) при слежении за движущимися объектами, к тому же моргает приблизительно 15 раз в минуту, и в этот момент изображёние перестаёт проецироваться.

Человек обладает бинокулярным (двойным) зрением, он видит одновремённо два изображёния, поэтому возникает определённая проблема совмещения информации, поступающей с обоих глаз. На этих особенностях строятся многочисленные оптико-геометрические иллюзии, в которые входят иллюзии восприятия размера, иллюзии цвета и контраста, движёния, восприятия глубины.

Роговица — наиболее выпуклая часть глаза, прозрачная светопреломляющая среда, передняя часть фиброзной оболочки.

За роговицей располагается радужная оболочка. В радужной оболочке есть круглое отверстие — зрачок. Радужная оболочка способна деформироваться и таким образом менять диаметр зрачка. Изменение это происходит рефлекторно (без участия сознания), в зависимости от ко­личества света, попадающего в глаз. Это свойство называется адаптацией- способностью глаза приспосабливаться к различной яркости наблюдае­мых предметов.

Внутри глаза, непосредственно за зрачком, рас­положен хрусталик, представляющий собой прозрачное упругое тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Кри­визна поверхностей хрусталика может меняться, благодаря чему изменяется оптическая сила. Это помогает регулировать расстояние от хрусталика до изображения предмета, которое должно попасть на сетчатку. Сетчатка глаза — это его внутренняя оболочка, состоящая из разветвлённых нервных волокон и сосудов.

Аккомодация — способность человеческого глаза преломлять световые лучи таким образом, чтобы видеть одинаково хорошо как на близких, так и на средних и дальних расстояниях.

Изображение, полученное на сетчатке через зрительный нерв, поступает в мозг.

В получении изображения так­же принимает участие стекловидное тело — прозрачная студенистая мас­са, которая заполняет пространство между хрусталиком и сетчаткой. Свет, попадающий на поверхность глаза, преломляется в роговице, хрусталике и стекловидном теле. В результате на сетчатке получается действитель­ное, перевёрнутое, уменьшенное изображение предмета.

изо и оптика 3

Таким образом, можно сделать вывод, что при данных процессах работают такие законы физики, как преломление и отражение лучей.

Закон отражения гласит, что при отражении луча света от граничного слоя (например, воздуха и стекла) угол падения равен точно углу отражения, а закон преломления гласит, что при прохождении луча света через границу различных сред направление распространения изменяется.

Социологическое исследование

Я провела социологический опрос, среди учащихся средней и старшей школы, задав им следующие вопросы:

Читайте также: