Графическое оформление учебно научного текста как средство усиления его информативности доклад

Обновлено: 05.07.2024

Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация – явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например:

А) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе);

Б) Завтра мы, (наш класс, а не другой) поедем в театр;

В) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);

Г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).

Интонация состоит из повышений и понижений

голоса – это мелодика речи. Она в каждом языке своя. Речь протекает ускоренно или замедленно – это образует ее темп.. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки.

Он может быть “мрачным”, “веселым”, “испуганным” и т. д. Пауза – остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания. Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата!

Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические

Психологические паузы К. С. Станиславский называл “красноречивым молчанием”. Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, /как его/, он. турок или грек?///Tom, /черненький/ на ножках журавлиных… (А. Грибоедов); паузы мол-чания (Хотя страшился он сказать… Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, Чем моло-же, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей (М.

Лермонтов ). Необходимость психологической. паузы автор часто подсказывает многоточием.

Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача, которая во многом определяет эстетическое восприятие произведения при чтении. Русская графика располагает огромными возможностями усиления образности текста художественной литературы.

Это и фигурное расположение текста, и смена шрифтов, и выделение слов с помощью курсива и разрядки. Вот примеры необычного расположения строк:

И МИЛОЙ ГОЛОВКИ,

Летаю в просторе

Крылатый, как птица,

Меж лиловых кустов!

Но в заманчивом взоре,

Знаю, блещет, алея, зарница!

И счастлив ею без слов!

Лесенкой (рубленой строкой) пользовался В. Маяковский:

Лесенка, по мнению поэта, устраняет смысловые разночтения и ярче показывает авторский замысел. В стихотворении Р. Саути “Как падают воды в Лодоре?” расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:

Как падают воды в Лодоре?

Кипя, Шипя, Журча, Ворча,

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Р. Саути, в переводе А. Шмульяна)

Разновидностью поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие, является акростих, т. е. стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово, иногда целую фразу. Обычно такие произведения являются поэтическим обращением к конкретному лицу, имя которого и читается при графической расшифровке. Например, акростих у Н. Гумилева:

Ангел лег у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

He слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Прочитав начальные буквы каждой строки, получим имя Анна Ахматова. Писал акростихи и В. Брюсов (“Немеют волн причудливые гребни”), увлекался ими И. Анненский (“Перо нашло мозоль”), М. А. Кузмин и др. Графический облик русского слова и русских букв превращается в своеобразный символ у А. Вознесенского.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Правила оформления научного текста, числового и иллюстративного материала

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

студентка 1 курса 103Б группы

Козлова Светлана Сергеевна

Преподаватель ОГБПОУ УПК

Кафидова Ирина Александровна

1. Общие требования к оформлению научного текста .…………..………….4

2. Общие требования к оформлению рисунков (иллюстрации) ……………..6

3. Общие требования к оформлению числового материала ………. … …..…7

4. Общие требования к оформлению таблиц . ………. … …..…9

5. Правила составления выводов . …………………………………………. 11

В настоящее время не существует единого государственного стандарта на оформление студенческих научных работ. Многие учебные заведения самостоятельно разрабатывают методические рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ. Эти формы академической работы студентов отличаются друг от друга своими задачами, целями, объемами, но принципы оформления их одинаковы.

Данная работа актуальна, так как всем, кто выполняет рефераты, курсовые и дипломные работы необходимо знать правила оформления научного текста, числового и иллюстративного материала для грамотного выполнения работы.

Цель реферата – систематизировать информацию о правилах оформления научного текста, числового и иллюстративного материала.

Ознакомиться со структурой научных работ

Определить стиль и язык работы

Выделить основные требования к оформлению научной работы

Систематизировать все полученные знания

Метод исследования – изучение и анализ литературы по теме исследования.

1. Общие требования к оформлению научного текста

Требования ГОСТ 7.32:

Отчет о НИР должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, левое и нижнее — 20 мм. [5]

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. [10]

В ГОСТ 2.105, п.3.1 приведены другие требования по высоте шрифта - не менее 2,5 мм, т.е. кегль 14.

Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк - не менее 3 мм.

Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм. [3]

Учитывая, что по ГОСТ 2.104 [2] поля рамок 20 мм слева, и 5 мм по другим сторонам, то можно рекомендовать поля на странице: слева - 25, справа - 15, сверху - 20 и снизу - 25 мм.

Шрифт с кеглем 14 гораздо лучше читается.

Требования и правила сокращения слов и словосочетаний приведены в ГОСТ Р 7.0.12. [9] Но в студенческих рефератах не рекомендуется применять сокращения слов.

Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст отчета подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всего отчета.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц отчета

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц документа. [1]

Расположение нумерации страниц также диктуется фантазией автора стандарта. Например, в ГОСТ Р 6.30, п.4.9 - номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа. [7]

Поэтому лучше придерживаться традиционной книжной нумерации - справа снизу.

Каждый структурный элемент отчета следует начинать с нового листа (страницы).

Нумерация страниц отчета и приложений, входящих в состав отчета, должна быть сквозная.

В разных ГОСТах на разные виды документов нет однозначного указания о необходимости нумерации всех листов. В ЕСКД [2] нумеруются все страницы, В стандарте не нумеруется титульный лист [1], в диссертации - не нумеруются титульный лист и лист "Содержание". [8]

2. Общие требования к оформлению рисунков (иллюстрации)

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации. [4]

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.З.

Пример выполнения иллюстрации:

hello_html_m3604248b.jpg

Рис. 1.3. Показатели:
а) до реорганизации; б) после реорганизации.

3. Общие требования к оформлению числового материала

Правила написания обозначений физических величин приведены в ГОСТ 8.417. [6]

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример

А=а:b, (1)

В=с:е. (2)

Одну формулу обозначают — (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример — . в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.

В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами. [8]

ПРИМЕР правильного оформления формулы в тексте:


hello_html_m2919fc93.jpg

4. Общие требования к оформлению таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу).

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. [4]

В данном реферате рассматривается тема информативности текста, и требованиям к ней предъявляемым, а так же способы повышения информативности, не нарушая при этом общее восприятие текста.

Информативность текста тесно связана с его связностью и цельностью. Если он не представляет собой единой структуры, то ни о какой информативности не может идти речи. Текст должен быть не только информативен, но и связным, представлять собой целостное произведение, а не состоять из отдельных фрагментов.

Актуальность представленной темы не должна вызывать сомнений, ведь информативность – необходимое качество любого текста.

При оценке информативности текста важно учитывать два аспекта. Первый – отношение информации текста к знаниям читательской аудитории и ее информационным интересам. Чем больше новой – интересной и понятной информации содержит текст, тем он более информативен. Эту сторону содержания редактор оценивает при первом, ознакомительном чтении текста. И второй – это семантические и синтаксические свойства изложения, позволяющие с помощью одинакового числа языковых знаков передавать разную по количеству и качеству информацию

Информацию можно разделить на несколько видов.

Фактуальная информация свойственная любому тексту и отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка. Фактуальная информация чаще всего выражена вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых словарных значениях. Она составляют предметно-логическую основу текста. В редактировании с фактуальной информацией тесно связано понятие факта.

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена вербально, т.е. в высказывании, или подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации – информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Однако такое разделение информации довольно условно, так как авторскую позицию, так или иначе, отражает почти любое высказывание.

Подтекстовая информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая из фактуальной благодаря спосбоности текста порождать ассоциативные значения. На основе подтекстовой информации часто возникает ирония и угадываются намеки. Это наиболее сложная разновидности информации, встречающаяся в СМИ.

Также встречаются следующие виды информации:

дополнительная, уточняющая – та, что развивает и конкретизирует ключевую и обусловливается ею;

повторная – любое последующее упоминание уже названных реалий.

Восприятие текста

Как правило читателей можно подразделить на три группы:

1. соответствующие авторской ориентации, т.е. статусу среднего читателя;

2. не достигшие уровня знаний среднего читателя;

Из вышеописанного видим, что для читателей третьей группы полезная информация, заключенная в тексте, приблизится к минимуму, а информационная избыточность – к 100%. Вторая группа читателей будет испытывать трудности восприятия текста. Им просто не хватит фоновых знаний, и полезность полученной информации резко сократится.

Повышение информативности текста

Редактор должен помнить, что необходимо избегать сложных предложений, включающих несколько придаточных; в справочных (описательных) аннотациях предпочтительна безглагольная форма изложения; назывные предложения чаще всего применяются в аннотациях текущих информационных библиографических указателей; повествовательная форма изложения распространена в рекомендательных библиографических указателях, но и рекомендательные аннотации должны быть убедительными и простыми до конструкции. Нежелательны разностильность аннотации в пределах одного указателя, смешение одной аннотации глагольной и безглагольной форм изложения.

Информативность текста возрастает за счет учета при его создании фоновых знаний. Текст, как правило, являет собой несоответствие объема информации, заложенного в нем, и объема информации, выраженного вербальными средствами. В результате этого разрыва объем информации, воспринимаемый читателем, может оказаться неадекватным. Причины такого несоответствия могут быть объективными, поскольку связаны с закономерностями построения текста, с асимметричностью языкового знака, и субъективными, связанными со степенью подготовленности читателя, с объемом фоновых знаний, в частности.

Для Повышения информативности текста существуют два пути: интенсивный и экстенсивный. В рамках этих двух путей существуют различные способы, вряд ли их все можно учесть, тем более, что во множестве редактируемых текстов, возникают разные потребности в этом. То, что считается избыточным в одном тексте, может оказаться необходимым – в другом.

Интенсивный способ повышения информативности текста связан с процессом свертывания информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации. Свертывание информации позволяет ту же самую мысль передать более экономичными речевыми средствами. Как уже было показано, это достигается повышением структурной напряженности текста.

Экстенсивный способ повышает информативность путем увеличения объема самой информации. Применение его приводит к максимальной детализации изложения, что позволяет глубже проникнуть в сущность явления, раскрыть связи и отношения исследуемого объекта с внешним миром.

Так же немаловажную роль в повышении информационных и информативных качеств текста играют сноски, ссылки, системы указателей и полей, выделения курсивом, разрядкой и т.д. По своей сущности они являются дополнительной информацией, поскольку связаны с введением дополнительных знаков, однако их роль заключается не в пояснении ранее сказанного, а в обеспечении целенаправленного поиска нужной информации.

Работа редактора с информацией

информативность текст редактор восприятие

Редактор, при работе с текстом, должен понимать и определять какие виды информации использовать в текстах различных типов. Например, в описании чего-либо, повествовании, используется больше фактуальная информация, когда как в таком типе повествования как размышление – концептуальная.

Так же известно, что методы работы с фактуальной информацией, схожи с методами работы над фактической информацией. На этом основании к произведениям предъявляются следующие требования:

– Нельзя перегружать текст цифрами, так как это затрудняет его чтение;

– Цифра должна быть говорящей, так как в тексте рассчитанном на массового читателя, важна не столько она, сколько то явление, которое она иллюстрирует;

– Редактор должен позаботиться о том, чтобы цифры легко воспринимались в нужной грамматической форме;

– связанные по смыслу цифры в тексте должны быть сопоставимы, т.е. представлены в одних единицах измерения, причем в соответсвии с издательскими правилами.

Концептуальная информация не всегда ясно и четко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Больше того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

В редакторском анализе и оценке фактической стороны произведения выделяют две части:

– одна касается существа самих фактов, которые преподносит автор читателю, их значимости, новизны, системности, что и определяет ценность произведения;

– Другая связана с точностью, достоверностью, безошибочностью того, что преподносится в качестве фактов, с приемами, которые помогают редактору не прозевать такого рода недостатки.

Эти две стороны определяют задачи редактора.

Первая задача – оценить, насколько факты отвечают основным методологическим требованиям к ним.

  1. Отбирать факты не произвольно (те, что нужны автору, взяты, а те, что мешают, отброшены);
  2. Учитывать, что факты в действительности не остаются неизменными, меняются (одни вот-вот исчезнут, другие набирают силу);
  3. Не оперировать фактами изолированно от других, с ним связанных.

Если не соблюдать эти требования, выводы представленные в произведении, будут ослабленными, а в худшем случае – несостоятельными.

Вторая задача – оценить, насколько факты отвечают той роли, которую они должны играть в каждом данном случае.

Роли эти таковы:

А) опора, основа для выводов;

Б) чистая информация;

В) конкретизация общих изложений;

Г) иллюстрирование общих изложений.

Точно оценить факты безотносительно к их роли невозможно.

Третья задача – оценить достоверность фактического материала.

Заключение

На основании рассмотренного вопроса и изученных материалов, по этой теме, можно выделить несколько актуальных требований к информативности текста:

– наличие избыточной информации, для придания тексту целостности и отсутствия фрагментарности.

– присутствие эксплицитных и имплицитных форм выражения для придания тексту таких качеств, как напряженность и ненапряженность.

Так же необходимо отметить, что при работе с информацией, необходимо убедиться в ее достоверности, правильности и точности. Избегать использования непроверенной, или неполной информации. Для этого необходимо использовать различные источники информации, по возможности не зависимые друг от друга, и освещающие одно и то же явление с разных сторон и взглядов.

В заключение хочется отметить, что хотя теория текста и изучена достаточно широко, информация на эту тему не лежит на поверхности. В современных учебниках она встречается, но чтобы найти ее необходимо приложить некоторые усилия, изучая похожие материалы, по смежным темам, так или иначе пересекающимся с общими понятиями об информативности текста.

  1. Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 653 с.

2. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: ЛОГОС, 2003. – 280 с.

Информативность текста тесно связана с его связностью и цельностью. Если он не представляет собой единой структуры, то о какой информативности может идти речь? Однако ставить между этими понятиями знак равенства тоже неверно: связность и цельность могут присутствовать в тексте, но информативности как таковой в нем не будет (пример этого будет приведен ниже).

Актуальность представленной темы не должна вызывать сомнений, ведь информативность – необходимое качество любого текста.

1. Информативность текста.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таком образом, видим, что с понятием информативности текста тесно связаны понятия семантической экономии/избыточности, а также напряженности/ненапряженности текста. Все это необходимо знать и учитывать редактору и издателю при редактировании и выпуске в свет книги.

2. Способы повышения информативности

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Оба пути повышения информативности текста осуществляются при учете таких текстовых категорий, как эксплицитность и имплицитность при передаче смысла; напряженность и ненапряженность структуры; речевая избыточность и недостаточность. При этом учитывается и тот факт, что уменьшение количества знаков для передачи информации не обязательно означает увеличения самой информации, хотя чаще всего так и случается, так как увеличивается смысловая емкость знаков.

Интенсивный способ повышения информативности текста связан с процессом свертывания информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации. Свертывание информации позволяет ту же самую мысль передать более экономичными речевыми средствами. Это достигается повышением структурной напряженности текста.

Словарные статьи могут быть более детализированными по содержанию или менее детализированными, т.е. разными по объему информации в соответствии с разными установками текста. Ср.: Формат (от лат. – придаю форму) (полиграф.), линейные размеры (длина и ширина или высота) печатной формы, листа бумаги, книжного блока и т.п., выраженные в метрич. или типометрич. единицах (СЭС. 1979).

Таким образом, одна и та же информация передается разным количеством языковых знаков, с упоминанием разного количества имеющихся признаков.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таковы основные способы повышения информативности текста.

3. Отсутствие информативности в тексте

В качестве иллюстрации будет приведен текст, принесенный в редакцию для опубликования:

“Любовь, морковь и прочие премудрости…

Как видим, тексту не присуще качество информативности. Тема банальна, плюс ко всему даже и она не раскрыта. Отсутствие логической структуры не позволяет говорить о напряженности или ненапряженности текста. Многочисленные логические ошибки и неоправданные тема-рематические скачки сбивают с толку. К тому же, текст несовершенен и с точки зрения орфографии и пунктуации.

На представленном примере можно убедиться, во-первых, как важна вообще логика для текста, и, во-вторых, как важно наличие прагматичной информации, без которой представленный фрагмент сложно назвать текстом.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Изучив представленные материалы, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, информативность – неотъемлемая часть любого текста. Анализируя ее, выделяют такие качества как семантическая экономия и избыточность, а также напряженность/ненапряженность структуры. Именно эти качества влияют на информативность текста, а потому знать их необходимо каждому редактору и издателю. Не будет лишним и для авторов ознакомиться с этими категориями, поскольку это позволит усилить информационную выразительность произведения.

1. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: ЛОГОС, 2003. – 280с.

Читайте также: