Бюджетная классификация доклад кратко

Обновлено: 07.07.2024

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ – это органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

1) национальная оборона;

2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;

3) международная деятельность;

4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;

5) пополнение государственных запасов и резервов;

6) погашение государственного долга;

7) региональное развитие;

8) социальная политика;

9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

10) развитие рыночной инфраструктуры;

11) здравоохранение и физическая культура;

12) культура и искусство, кинематография;

13) средства массовой информации;

15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;

16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

17) сельское хозяйство и рыболовство;

18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;

19) исследования и содействие научному прогрессу;

20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Данная классификация включает разделы: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.

В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

Второй уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которая устанавливает расходы определенных бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная классификация РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная система Российской Федерации

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная система Российской Федерации Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных

ЛЕКЦИЯ № 7. Формирование и классификация инвестиционного портфеля

ЛЕКЦИЯ № 7. Формирование и классификация инвестиционного портфеля Постоянно сталкиваясь с ситуацией выбора в процессе инвестиционной деятельности, инвестор должен достичь поставленных перед собой целей. При размещении средств выбираются несколько объектов

40. Бюджетная классификация

40. Бюджетная классификация Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификации, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть

ЛЕКЦИЯ № 6 Государственный бюджет и бюджетная система РФ

ЛЕКЦИЯ № 6 Государственный бюджет и бюджетная система РФ 1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию

4. Бюджетная система РФ

4. Бюджетная система РФ Финансовой основой правительства является федеральный бюджет, ему принадлежит ведущая роль. Расходы и доходы местных бюджетов при федеративном устройстве не входят в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не входят в

9. Бюджетная классификация РФ

9. Бюджетная классификация РФ Бюджетная классификация РФ включает:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;4) классификацию источников внутреннего финансирования

35. Бюджетная классификация Союзного государства

35. Бюджетная классификация Союзного государства Выделяют следующую классификацию расходов бюджета.1. Функциональная классификация расходов бюджета Союзного государства является группировкой расходов бюджета Союзного государства и отражает направление бюджетных

1.7.1. Бюджетная некомпетентность

1.7.1. Бюджетная некомпетентность Начнем с самой понятной лакуны в менталитете сограждан — с бюджетной некомпетентности. По идее, всякий умом понимает, что средства ограничены, на все их, как правило, не хватает, — но это когда речь идет о деньгах в кармане или в

Лекция 4 Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И МОДЕЛИ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Лекция 4 Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И МОДЕЛИ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ В лекции исследуется экономическая жизнь общества в рамках определенной экономической системы.Анализу подвергаются следующие вопросы:понятие

2. Бюджетная система РФ

2. Бюджетная система РФ Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративноеБюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.Бюджетная система– это совокупность бюджетов

11. Бюджетная классификация

11. Бюджетная классификация Бюджетная классификация– это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов,

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ 1. Экономическая сущность и содержание бюджетаГосударственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный

ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ

ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ 1. О бюджетной политике в 2008–2010 гг.Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным

20. Бюджетная классификация

20. Бюджетная классификация Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой

Вопрос 74. Бюджетная классификация РФ

Вопрос 74. Бюджетная классификация РФ В составе российской бюджетной классификации выделяют:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;3) классификацию источников

Читайте также: