Волонтерство в медицине доклад

Обновлено: 30.06.2024

Осуществление функции нравственного воспитания посредством волонтерской деятельности. Возрождение в молодежной среде важных качеств личности будущего медицинского работника. Процесс формирования профессиональных компетенций у студентов колледжей.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.04.2018
Размер файла 22,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих медицинских работников к работе с людьми пожилого и старческого возраста

Реализация ФГОС СПО диктует необходимость формирования у студентов медицинских колледжей общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях [2]. На сегодня практическое здравоохранение как никогда стало нуждаться в квалифицированных специалистах среднего звена, владеющих не только основами сестринского ухода, но и обладающих нравственно-личностными качествами - человеколюбием, самопожертвованием, состраданием, милосердием. При этом, необходимо отметить, что нравственно-личностные качества медицинской сестры очень важны при оказании помощи людям пожилого и старческого возраста, так как пожилые люди становятся ранимыми, восприимчивыми к грубым словам, сказанным медперсоналом, реагируют страхом, обидой, отказом от лечебных процедур.

В этой связи, вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала для работы в области гериатрии, занимают значительное место в системе среднего профессионального образования.

В отечественной педагогике накоплен достаточно большой опыт научных исследований в области проблем подготовки средних медицинских работников. В частности, становление ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа рассматривалась в работах Е.Г. Бастраковой, Е.А. Бобер, М.Н. Дёминой и др.

Вопросы подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи пожилым и престарелым людям изучались М.В. Малаховской, С.О. Семисыновым, В.В. Чунаковой, С.В. Шариным и др.

Предметом нашего исследовательского интереса является проблема развития нравственно-личностных качеств будущих медицинских работников среднего звена. Обращение к данной проблеме в нашем исследовании имеет вполне обоснованные причины. Анализ результатов исследований и сделанных на их основе выводов Т.П. Галиуллиной, А.Я. Иванюшкина, Е.В. Корчак, И.В. Островской, Р.А. Резяповой, А.К. Хетагуровой позволяют констатировать снижение за последние несколько лет у студентов медицинских колледжей уровня развития нравственных качеств, преобладание у них эгоистично-престижных ценностей. Авторы обращают внимание на то, что будущие медицинские работники считают непрестижной работу с некоторыми социальными категориями населения, в том числе с пациентами пожилого возраста, и не желают работать в геронтологической области. Как отмечает Т.В. Бондарева, это происходит вследствие негативных стереотипов, сложившихся в обществе и проявлений эйджизма (дискриминации по критерию возраста) молодежи к стареющим людям [1, 3].

Вслед за Е.С. Азаровой, С.В. Алещенок, Т.Н. Арсеньевой, А.Б. Бахаревой, С.Г. Екимовой, И.Н. Григорьевым, Л.Ф. Козодаевой волонтерскую деятельность мы рассматриваем как важное педагогическое средство приобретения жизненного и практического опыта, развития личностных качеств будущих медицинских работников. Именно привлечение обучающихся к добровольной и безвозмездной помощи нуждающимся, по утверждению Л.В. Вандышевой, Г.П. Медведевой, Г.А. Рошко, способствует формированию и развитию у будущих медицинских работников мотивационных установок, системного восприятия будущей профессиональной деятельности, в целом духовно-нравственной личности, ориентированной на гуманистические традиции российского сестричества. При этом волонтером может быть любой обучающийся, который может и желает оказать безвозмездную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации [4, 5].

сотрудничество с социальными центрами по вопросам организации и поведения социально-значимых мероприятий;

работа с категориями населения, нуждающимися в медицинской и социальной помощи;

профилактическая и просветительская деятельность, направленная на профилактику заболеваний населения.

Особой задачей программы стало обеспечение возможности усвоения и воспроизводства студентами позитивного опыта общения с людьми пожилого возраста, умения устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения, осознавать и передавать свои чувства и чувства партнера, сопереживать и сочувствовать. Освоению такого опыта способствовало целенаправленное изучение себя и своих взаимоотношений с окружающими в диалоге и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Наиболее показательными в этом отношении стали подготовка и проведение преподавателями колледжа совместно со студентами концертов и вечеров досуга для пожилых людей.

Таким образом, вовлечение студентов в волонтерскую деятельность позволяет развить у будущих медицинских работников нужные для профессии нравственные качества, а также подготовить их к работе с людьми пожилого и старческого возраста. Набираясь жизненного опыта, познавая мир, студенты спешат творить добро, сами становятся добрее, эмоционально устойчивее и нравственно богаче. Более того, волонтерство развивает личность будущей медицинской сестры, формирует позитивное мировоззрение, дает возможность попробовать себя в профессиональной деятельности.

воспитание волонтерский студент колледж

1. Бондарева Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми: дис. … канд. пед. наук; 13.00.08; защищена 12.06 / Бондарева Татьяна Владимировна. - Орел, 2006. - 225 с.

Подобные документы

Проблемы формирования профессионально-личностных качеств студентов-психологов в ходе образования. Волонтерская деятельность как феномен, способствующий профессиональному становлению студентов психологического факультета, экспериментальное подтверждение.

курсовая работа [90,8 K], добавлен 15.08.2013

Профессиограмма, ее сущность и составляющие. Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов. Профессиональная культура как одно из качеств личности будущего специалиста, особенности ее формирования посредством иностранного языка.

доклад [32,9 K], добавлен 06.04.2010

Основные виды исследовательской деятельности студентов техникума. Формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста в области информационных технологий. Методики использования программных средств для решения практических задач.

презентация [2,0 M], добавлен 17.12.2014

Понятие и задачи компетенции или личной способности специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Развитие компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности студентов. Ключевые компетенции в области информационных технологий.

доклад [31,9 K], добавлен 17.12.2014

Ознакомление с методиками диагностики профессионально важных качеств будущих экономистов. Условия управления и развития математического и экономического мышления у студентов Белгородского техникума. Разработка и применение экономических деловых игр.

Доброволец за работой

У медицинских волонтеров серьезная программа обучения, а каждая больница заключает со своими волонтерами соглашение.

В больницах и хосписах не всегда получается обойтись без помощи добровольцев, но если экологическим волонтером может стать любой, то сфера здравоохранения накладывает определенные ограничения. У медицинских волонтеров серьезная программа обучения, а каждая больница заключает со своими волонтерами соглашение.

Серебряное волонтерство: помогать можно в любом возрасте

В России медицинское волонтерство как некая системная история оформилось, когда началась подготовка к III Всероссийской летней универсиаде 2012 года. Но вековые традиции милосердия были еще в царской России: существовал Красный крест и сестринские благотворительные общины.

Портрет добровольца

В России волонтерами становятся в основном молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, но сейчас в сферу добровольчества активно идут и так называемые серебряные волонтеры — люди пожилого возраста.

Если с портретом обычного добровольца все ясно, то с волонтерами-медиками картина обстоит не так четко. Принять участие в добровольческой деятельности в сфере здравоохранения могут и те, кто получает или уже имеет медицинское образование, и те, у кого этого образования нет.

Волонтерство становится новым трендом современной российской реальности. Оно формирует у участников позитивные жизненные ценности и ответственность за свою страну, повышает доверие между государством и обществом, рождает чувство сопричастности. Если говорить про сферу здравоохранения, то волонтеры делают отрасль более открытой — в хорошем смысле слова, конечно", — отметил председатель всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" Павел Савчук.

В медицинское добровольчество приходят люди, которые хотят помочь другим, а также стремятся к самореализации. Иногда волонтерами становятся те, кто недавно был болен и на личном примере понимает, насколько важна поддержка. А опытные медицинские работники на пенсии становятся серебряными волонтерами в сфере здравоохранения.

Волонтер-медик спешит на помощь

Стоит отметить, что функции волонтера в медицинском учреждении строго регламентированы. Между НКО, к которой относится доброволец, и больницей заключается соглашение. Именно в нем прописана сфера деятельности волонтера-медика.

В этом случае добровольческая организация выступает своеобразным буфером между волонтером и больницей. Здесь очень важно предоставить медицинским учреждениям именно ту помощь, в которой они нуждаются, поэтому мы постоянно проводим мониторинг потребностей в больницах", — отметил Павел Савчук.

Конечно, в определении фронта работ волонтера-медика учитывается не только потребность медучреждений, но и пожелания самого волонтера. Доброволец на то и доброволец, чтобы делать ту работу, которая ему по душе.

Медицинское волонтерство: это не страшно, это полезно

Если волонтером решил стать студент-медик, который уже начал изучать азы медицины, то его основной функцией в больнице будет помощь медперсоналу и уход за больными. Волонтеры-медики доставляют инструменты для стерилизации, измеряют температуру больным, забирают результаты анализов из лаборатории, сопровождают пациентов на исследования и процедуры, кормят лежачих пациентов, а также помогают им поддерживать тело в чистоте.

Волонтеры без медицинского образования организуют досуг для пациентов больницы и их родственников, общаются с ними, проводят различные обучения, а также помогают сотрудникам больницы облагораживать территорию.

Для многих молодых волонтеров, которые решили связать свою профессиональную деятельность с медициной, такой опыт может стать хорошей проверкой на прочность. Ведь одно дело сидеть в аудитории и совершено другое — погрузиться в профессию, особую атмосферу и жизнь больницы.

Просвещать и поддерживать

Волонтеры-медики работают не только в стенах медицинских организаций, но и ведут активную просветительскую деятельность. Они проводят акции, посвященные профилактике социально значимых заболеваний, к которым относятся инфекции, передающиеся половым путем, гепатиты, туберкулез, онкологические заболевания и сердечно-сосудистые заболевания. Именно эти болезни наносят наибольший вред населению нашей страны.

Основная задача волонтеров-медиков в этом случае — изменить привычку поведения людей.

Если мы будем просто призывать не курить, эффекта не будет никакого. А если объяснить какие процессы происходят в легких, как они видоизменяются и показать это на реальном снимке с флюорографии, вот тогда люди начинают задумываться", — пояснил Павел Савчук.

Ведь важная задача здравоохранения не только лечить, но и предотвращать развитие болезней. Тем более что, по мнению многих специалистов, за профилактической медициной стоит будущее.

Спортивное волонтерство: быть частью большого праздника

Также волонтеры-медики помогают на спортивно-массовых мероприятиях. В первую очередь они приходят на выручку людям, которым стало плохо. Вторая их задача — доставить этого человека до бригады скорой помощи, где ему уже окажут профессиональную помощь.

"На словах это может показаться простой задачей, но когда речь идет о толпе в несколько тысяч человек, тут обойтись без добровольцев почти невозможно", — отметил Павел Савчук.

Как стать медицинским волонтером?

Чаще всего подготовкой добровольцев в сфере здравоохранения занимаются именно волонтерские организации. У них же есть и выход на медучреждения, нуждающиеся в посторонней помощи. Такие организации основательно готовят волонтеров — читают лекции, проводят мастер-классы, показывают обучающие видео, где все основано на живых примерах, ведь человек должен знать, на что идет. Некоторые уже на этапе подготовки понимают, что такая работа не для них.

"Этап обучения волонтеров-медиков становится своеобразной проверкой, где человек решает стоит ли посвятить свою жизнь добровольчеству или все таки это не его сфера. Некоторые понимают, что не хотят в дальнейшем заниматься такой работой и уходят. Думаю, что лучше, когда человек сразу рационально оценивает свои силы, чем понимает это после первого дня работы в больнице", — отметил Павел Савчук.

© Всероссийское общественное движение "Волонтеры-медики" Все будущие медволонтеры проходят специальное обучение – слушают лекции, участвуют в мастер-классах

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Департамент общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России, Москва, Россия

Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России, Москва, Россия

Феномен медицинского волонтерства в Российской Федерации

Журнал: Профилактическая медицина. 2018;21(6): 23-25

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия






Представлены результаты анализа проблемы взаимодействия государственных структур и добровольческих (волонтерских) организаций в Российской Федерации, описаны ключевые характеристики медицинского добровольчества (волонтерства). Цель публикации — объединить региональный опыт вовлечения волонтеров в сферу охраны здоровья.

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Департамент общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России, Москва, Россия

Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России, Москва, Россия

Сегодня добровольческое движение помогает государству в различных областях, приобретая такие формы, как волонтерство социальное (помощь одиноким инвалидам, пожилым), событийное (содействие в проведении мероприятий социально-культурного, спортивного и образовательного характера), культурно-просветительское (участие в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, парках и т. д.), медицинское (участие в оказании медицинской помощи, санитарно-профилактической работе). Устойчивая тенденция развития добровольчества во всех сферах общественной жизни может служить своеобразным индикатором стабильности государственной системы и перехода общества в постиндустриальную стадию развития.

В отечественной научной литературе отсутствуют работы, в которых системно рассматривается медицинское волонтерство в современной России. В связи с этим нами были поставлены задачи проанализировать работу органов государственной власти в сфере охраны здоровья по привлечению добровольцев в регионах страны, выявить основные направления и проблемы реализации добровольческой деятельности в этой области.

Были получены данные из 69 субъектов Российской Федерации, что составило 81,5% от их общего числа.

Анализ полученных анкет показал следующее. В 8 (11,6%) из 69 субъектов РФ взаимодействие с добровольческими организациями либо не осуществляется, либо данные об их привлечении отсутствуют. В 61 (88,4%) регионе оно ведется на постоянной основе с различной частотой привлечения. Данное взаимодействие в подавляющем большинстве случаев (75,4%) сами органы государственной власти субъектов характеризуют как эффективное.

Всего взаимодействие осуществляют более чем с 470 волонтерскими организациями. Центральный федеральный округ лидирует по привлечению добровольцев в медицинские организации. Наименьший уровень активности в этом направлении в Северо-Кавказском федеральном округе.

О выделении дополнительных средств на реализацию проектов в сфере охраны здоровья сообщили только 8,6% регионов. В остальных случаях волонтерские организации располагают негосударственными средствами или федеральными грантами.

Привлечение добровольцев осуществляется преимущественно по таким направлениям, как помощь медицинскому персоналу и уход за пациентами, санитарно-профилактическое просвещение, медицинское сопровождение во время спортивных и массовых мероприятий, популяризация регулярного донорства крови, а также по профориентации школьников на работу в медицине.

Если говорить о личности самого волонтера, то в сфере здравоохранения это, как правило, студенты медицинских вузов и колледжей, школьники старших классов, молодые специалисты, при этом их средний возраст составляет 19—24 года. По таким направлениям как наркология и профилактика ВИЧ-инфекции, добровольцами нередко выступают люди с ВИЧ или наркозависимые в прошлом.

Центральными мероприятиями, к участию в которых привлекаются добровольцы для профилактической работы с населением и оказания ему помощи, являются Всемирный день здоровья, Всемирный день борьбы с туберкулезом, Всемирный день без табака, Всемирный день борьбы с ВИЧ/СПИДом, но вне акций также проводится системная работа совместно с центрами/отделениями медицинской профилактики и центрами здоровья.

В связи со сложной структурой волонтерского взаимодействия и большим количеством вовлеченных в него сторон (таких как органы исполнительной власти, образовательные учреждения медицинского и фармацевтического профилей, социально ориентированные некоммерческие организации, а также лечебные, профилактические и научно-исследовательские медицинские учреждения), важным фактором для объективной оценки является обратная связь от всех участников процесса.

Нельзя воспринимать добровольца как бесплатную рабочую силу, которой можно найти применение на любом направлении. Эффективное волонтерство возможно при условии, когда принимающая сторона в полной мере учитывает потребности добровольца и готова их обеспечить. Однако этот вопрос зачастую остается без внимания. Отметим, что основной мотивацией людей к занятию такой деятельностью является желание быть полезным, возможность получить новые знания и навыки, реализовать собственные идеи, отстаивать убеждения и ценности. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (2017), наиболее эффективными мотивирующими факторами для волонтеров являются интересный характер работы и расширение круга общения, т. е. досуг (48% респондентов), а также возможность получения нового специализированного опыта и дополнительных карьерных перспектив, т. е. профессиональное развитие (47%). Стоит отметить, что значительная часть респондентов отмечают важность желания волонтеров самореализоваться, почувствовать свою полезность для других и ощутить собственную значимость [4].

Анализ полученных оценок выявил бессистемность во взаимодействии волонтерских организаций и государственных органов из-за дефицита поддержки данной деятельности, непонимания способов и механизмов ее реализации, недостатка профильных нормативных правовых актов, а также ввиду отсутствия системы мотивации добровольцев. C учетом этого предпринят ряд мер, направленных на улучшение сложившийся ситуации. Так, Минздравом России создан Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. Целью его работы является выработка общих подходов к формированию и работе волонтерских движений, развитие, методическая поддержка и продвижение добровольческих инициатив, выявление и распространение успешных добровольческих практик, а также объединение ресурсов для преодоления барьеров, возникающих перед волонтерством в сфере охраны здоровья. Совместно с заинтересованными социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими центрами образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля разработаны и направлены в регионы методические рекомендации по организации работы добровольцев в здравоохранении, что позволит задать единый вектор развития направления.

Привлекающие добровольцев организации, включая органы власти, не только решают конкретные точечные задачи, но и повышают степень открытости государства тем, что формируют доверие внутри общества, вовлекают представителей волонтерских движений в системную работу, выработку и принятие решений, внедряют наставничество как системообразующий элемент гражданского общества.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что в ближайшей перспективе перед государством стоит задача масштабного расширения полноценного диалога между добровольческими организациями и органами управления в области здравоохранения, а также образовательными учреждениями медицинского профиля и клиническими учреждениями, в том числе определение возможности взаимодействия, мониторинг потребностей и результатов, формирование системы социальных лифтов. Это потребует грамотного и взвешенного тиражирования наилучших добровольческих практик, построения простой и эффективной архитектуры взаимодействия через мягкое регулирование со стороны федеральных институтов (в нашем случае это Федеральный центр поддержки медицинского добровольчества). Однако главное при этом — обеспечить сохранение свободы, инициативы, позитивного подхода и альтруистичного начала, которые составляют основу добровольчества.

Участие авторов:

Концепция и дизайн — О.С., Н.Б.

Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных — М.П., Н.Б., П.С.

Данный проект направлен на оказание помощи и поддержки людям нуждающимся в ней.

Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

ВложениеРазмер
statya_pro_volonterstvo.docx 196.27 КБ

Предварительный просмотр:

профессиональное образовательное учреждение

Z:\зав.отделением\Киселева\___________________Эмблемы\ММК эмблема.jpg

Лапушкина-Ерхова Елена Анатольевна

Студентки: Михеева Елена,

Направление проекта – общественная (волонтерская) деятельность

Лапушкина-Ерхова Елена Анатольевна – преподаватель

Владимирская область о.Муром

Период реализации проекта :

Данный проект направлен на оказание помощи и поддержки людям нуждающимся в ней.

Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

Воспитание милосердной личности, которая способна сопереживать, чувствовать беду других людей и готовой прийти на помощь – это проблема, которая занимает центральное место в истории человечества.

С давних времен м илосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой стимулировалось общественными потребностями, побуждающими человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения.

Именно поэтому учебные заведения медицинского профиля, которые осуществляют не только образовательную деятельность, но и воспитательную, имеют все предпосылки для организации волонтерской деятельности.

Волонтерство - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). [1]

В процессе прохождения учебных и производственных практик на базах лечебно-профилактических учреждений города и района, студенты получают не только первоначальный практический опыт выполнения различных видов работ, предусмотренных программой ФГОС, но и осуществляют патронаж над людьми пожилого возраста, детьми инвалидами, детьми-сиротами. Так же на занятиях преподаватели колледжа воспитывают у молодежи чувства сострадания и милосердия.

Активная группа – это члены волонтерского отряда, в состав которого входят студенты ММК, преподаватели колледжа.

Осуществление проекта происходит под руководством педагога – организатора Лапушкиной – Ерховой Е.А. и преподавателя Тушиной О.Н.

Цель и задачи проекта

1.Нравственное воспитание молодежи.

2.Возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей

(гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность,

отзывчивость и др.)

1.Вовлечение студентов к общественной деятельности.

2.Информирование населения о деятельности волонтерского отряда.

Данная работа осуществляется в следующих направлениях:

- оказание шефской помощи;

- пропаганда идей добровольничества и милосердия;

1.Оказание шефской помощи :

Главной целью работы является оказание моральной поддержки пожилым людям, а также оказание им простых медицинских услуг по уходу.

Трудовой десант – расчистка могилы героя Советского союза И.Т.Панкратова, уборка напольного кладбища и т.д.

2.Пропаганда идей добровольничества и милосердия:

Члены волонтерского отряда ведут активную работу по санитарно-гигиеническому просвещению населения разных целевых групп (в зависимости от возраста и состояния здоровья).

Члены волонтерского отряда являются активными участниками городских и областных акций:

По данным многочисленных исследований показатели здоровья населения находятся на неудовлетворительном уровне. Каждый из факторов риска снижает среднюю продолжительность жизни на срок от 2 до 7 лет. Одно из первых мест в этой статистике принадлежит гиподинамии.

Победить коварнейшего врага человека – гиподинамию – пока можно только с помощью физических упражнений.

Студенты проводили беседы о пользе физической активности, а также практические занятия по гигиенической гимнастике. На протяжении работы данного проекта студенты наблюдали за состоянием членов школы, которые систематически посещали занятия. Они отмечают улучшение общего самочувствия (сна, настроения), повышение работоспособности и аппетита, а также урежение частоты пульса и снижение артериального давления.

Читайте также: