Военно патриотическое воспитание в школе доклад

Обновлено: 08.07.2024

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:


Рисунок 1. Митинг на братском захоронении, выставление почетного караула.


Рисунок 2. Вахта Памяти.


Рисунок 3. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.

II направление. Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это “Зарница” и “Орленок”, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.


Рисунок 4. Военно-спортивная игра “Зарница”.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.


Рисунок 5. Месячник оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы.

III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.


Рисунок 6. Учебные сборы.

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.


Рисунок 7. Урок ОБЖ.

Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы.

Став работать преподавателем-организатором ОБЖ, я столкнулся с такой проблемой как отсутствие предметного кабинета. Благодаря моим усилиям в кратчайшие сроки в школе был создан кабинет ОБЖ, который эстетично оформлен, оборудован и оснащен современными техническими средствами обучения


Рисунок 8. Кабинет ОБЖ

Созданный кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашей школе. Наличие в школе подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций. В кабинете ОБЖ имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.


Рисунок 9. Уголок боевой Славы в кабинете ОБЖ.

  1. Уроки истории, литературы, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
  2. Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.
  3. Организуется учеба юнармейцев.
  4. Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания.

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в “Зарнице”, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.


Рисунок 10. Финал военно-спортивной игры “Орленок”.

Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родинеэто проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Доклад подготовил

учитель биологии и ОБЖ

Касьянова Валерия Викторовна

Белогорск, 2015 год

Военно-патриотическое воспитание в школе

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру, педагогу и др.

В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры, спортивные соревнования, дни гражданской защиты населения, дни здоровья.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:

I направление. Гражданско-патриотическое воспитание.

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением, уход за братскими могилами, проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).

Проведение экскурсий по местам боевой славы, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Уход за памятниками Партизанам.

Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

D:\Desktop\A28MBqL2tOI.jpg

Посещение музеев, панорамы и диорамы в г.Севастополь

D:\Documents\поездки с 6-В\поездки с 7-в Аскания - Нова\7-В Севастополь\P6060044.JPG

Этот филиал Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя расположен в 12 километрах от центра города на Сапун-горе.

В период героической обороны Севастополя 1941–1942 гг. и его освобождения в мае 1944 г. Сапун-гора была ареной жестоких боёв. В настоящее время – одно из исторических мест города с сохранённым ландшафтом, со следами окопов и траншей, долговременных огневых точек, заросшими травой воронками от бомб и снарядов, памятниками и обелисками Мемориального комплекса Великой Отечественной войны национального значения.

D:\Documents\поездки с 6-В\поездки с 7-в Аскания - Нова\7-В Севастополь\Севостополь 7 класс\DSCN0914.JPG

Бронебашенная береговая батарея №35

D:\Documents\поездки с 6-В\поездки с 7-в Аскания - Нова\7-В Севастополь\KRK4MC7o2SI.jpg

Мероприятие, посвященное Дню партизанской славы

D:\Desktop\9za_I8p-ynE.jpg

D:\Desktop\QgLKN2HvysI.jpg

II направление. Спортивно-оздоровительное воспитание.

Прежде всего, это “Зарница” и “Орленок”, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

воспитание их в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности; снижение уровня гиподинамии.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники.

Месячник спортивно-оздоровительной работы.

Виктор Вознюк – 48 раз

D:\Desktop\5oOBgXSbsfk.jpg

III направление. Духовно-нравственное воспитание.

Принимаем активное участие в акциях, приводим в порядок братские могилы, ухаживаем за памятниками партизанам (Берлюк).

D:\Desktop\bxbO8UeCv8Q.jpg

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

http://festival.1september.ru/articles/517820/img7.jpg

Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы.

Созданный кабинет ОБЖ № 15 является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашей школе. Наличие в школе подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций.

На 3 этаже, около кабинета ОБЖ (№15) имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.

На базе кабинета ОБЖ проводятся:

Уроки истории, литературы, английский язык, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.

Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.

Организуется учеба юнармейцев.

Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания.

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в “Зарнице”, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.

Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родинеэто проявление патриотизма , а защита Отечества – это долг и обязанность патриота .

Сущность, цели, задачи и содержание военно-патриотического воспитания. Определение понятия "патриотизм". Формы и содержание внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Использование школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.12.2015
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

В современный период времени уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности, подготовить ребенка к выполнению гражданского долга, воспитать патриота своей Родины.

Без родной земли нет большой судьбы. Любовь к Родине дает смысл жизни. Как приобщить детей к самому дорогому и близкому для человека - изучению истории своей малой родины, исследованию родовых корней, познанию отечественной культуры?

Как воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ, который жил и живет рядом с нами?

Эти вопросы можно решить через - военно-патриотическое воспитание учащихся в процессе внеклассной формы работы. Это позволит учащимся понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, физической и военно-профессиональной подготовки.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель работы по военно-патриотическому воспитанию - развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

- создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей условия развития у учащихся верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания.

1.2 Содержание военно-патриотического воспитания

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. военный патриотизм воспитание музей внеклассный

Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем содержания военно-патриотического воспитания.

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

ГЛАВА 2. ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Внеклассные формы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся:

беседы, классные часы, читательские конференции;

тематические утренники, проведение совместных праздников;

торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

ролевые игры, проигрывание ситуаций;

встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

посещение воинской части;

обращение к государственной символике;

знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к снятии блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию ближнему.

Обучающиеся 1-9 классов посещают музеи города Сызрани, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений. В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами - афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда. Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

При изучении тем по истории культуры России использую местный этнографический материал

На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

- экскурсии в городской Краеведческий музей, школьный музей ГБОУ ООШ №11;

- уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;

- экскурсии по живописным местам края;

Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия

- изучение правил поведения в школе и общественных местах;

- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- работа Парламента школы;

выборы Президента школы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Музей стал центром всей работы по историческому краеведению, именно, школьный музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы. (Музеи создают огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.) Осуществить краеведческий принцип в обучении помогает перспективное планирование, использование разнообразных методов и приемов в зависимости от содержания урока и объема накопительного краеведческого материала.

В музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы:

1. Учебная экскурсия в музее;

3. Использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

4. Демонстрация музейных экспонатов при беседах учителя;

5. Подготовка докладов и рефератов учащимися на основе самостоятельной работы в музее;

6. Проведение историко-литературных композиций по тематике экспозиций музея.

Местный материал, с одной стороны, средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации исторических событий, а с другой часть системы знаний по отечественной истории. Прежде чем его использовать в учебном процессе, необходимо определить его место, связь с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, краеведческий материал может быть изучен до прохождения темы, в начале изучения, в его ходе и конце.

Эффект в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал дает тогда, когда он: а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширяет научного кругозора учащихся; б) удобен для сравнения, сопоставления с общероссийским; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития края.

Школьная программа предусматривает проведение самостоятельных краеведческих уроков и уроков с элементами краеведения.

Используя краеведческий материал, ученики получают более полное представление о состоянии крестьянских хозяйств в пореформенный период. В то же время отметят деятельность Земских Управ, которые ежегодно отчитывались перед Земским собранием о недоимках выкупного платежа по сельским обществам.

Ознакомившись с документом, учащиеся отмечают, что по Осинорощинской волости на 1 января 1881 года недоимок выкупного платежа не было и Управа не видит оснований к уменьшению выкупного платежа.

Такая исследовательская работа позволяет на местном материале не только получить новые знания, но и выявить специфические особенности развития края в сравнении с общероссийскими событиями.

Творческие работы учащихся различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения.

1). Письменные работы на краеведческие темы.

Одной из форм патриотического воспитания учащихся на местном материале может быть написание сочинений или рефератов. Для написания используется фактический материал.

Систематическая литературно-краеведческая работа положительно влияет на развитие творческого мышления и практические навыки учащихся, на воспитание патриотизма.

2). Летопись краеведческого объекта.

Значение этого вида творческой деятельности в приобщении учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала.

Они учатся анализировать, отбирать для летописи самое главное, рассматривать любой краеведческий объект всесторонние, тесно связывая его с жизнью края и страны.

Такая работа ведется в нашем музее, мы создаем летопись города Сертолово. Это попытка осмыслить историю развития города в историческом контексте. Почему была избранна такая форма изложения материала?

Своеобразие летописи как исторического сочинения состоит в том, что события излагаются в хронологической последовательности, но без достаточной связи между собой. Ценность летописи повышается, если она иллюстрирована фотографиями, зарисовками, снабжена ссылками на различные источники, данные конкретных информаторов.

3). Следующий вид работы предлагает написание трудовых биографий лучших людей города, но эта работа еще существует в проекте.

4). Литературная обработка воспоминаний участников различных событий - это еще один вид творческой работы, который нам предстоит освоить с учащимися.

Ценность краеведческой работы в школе состоит в ее общественной работе. Ребята на практике убеждаются в огромных исторических преобразованиях г. Сертолово, приобретают ценные навыки исторического исследования. Они учатся чертить схемы, грамотно и увлекательно вести беседы с интересными людьми, обрабатывать материалы, фотодокументы.

Осуществить краеведческий принцип в обучении помогает перспективное планирование, использование разнообразных методов и приемов в зависимости от содержания урока и объема накопленного краеведческого материала.

Подобные документы

Военно-патриотическое воспитание: понятие, цель, задачи и содержание. Формы реализации военно-патриотического воспитания. Программа военно-полевого спортивно-оздоровительного летнего лагеря "Сибиряк". Сущность военно-патриотического воспитания.

курсовая работа [60,4 K], добавлен 16.12.2016

Анализ философских подходов к определению патриотизма. Описание одного из первых в истории опытов государственного воспитания - системы военно-патриотического воспитания в Спарте. Цель, задачи и источники и средства патриотического воспитания в школе.

курсовая работа [51,2 K], добавлен 28.05.2012

Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание. Методическая характеристика основных типов уроков ОБЖ. План-конспект урока по теме "Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества". Разработка творческого проекта.

дипломная работа [253,4 K], добавлен 25.09.2009

Содержание понятия "военно-патриотическое воспитание" и его система. Влияние социального развития в подростковом возрасте на базовые основы развития личности. Значимость духовно-нравственных ценностей в военно-патриотическом воспитании подростков в РФ.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 14.03.2015

Роль изучения Великой Отечественной войны в военно-патриотическом воспитании учащихся. Проявление экстремизма и неонацизма в подростковой среде. Проведение педагогических инноваций в содержании учебных программ для воспитания патриотизма у учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспи­тание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование вы­сокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины

Доклад

«Военно-патриотическое

преподаватель-организатор ОБЖ МКОУ

«СОШ а. Псаучье-Дахе им. Героя России

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспи­тание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование вы­сокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского пат­риотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрес­сивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывни­ков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повин­ность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственно­сти. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призыв­ной молодёжи свою значимость.

Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, об­ладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сего­дня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе.

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи

Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.

Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти за­щитников Отечества.

Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.

Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.

Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач и составляется годовой школьный план по проведению ме­роприятий военно-патриотического воспитания.

Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспита­нию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием, и при составлении плана работать необходимо в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры , классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата.

Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнение плана осуществляет­ся всем педагогическим коллективом.

2) Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе.

Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако пред­мет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспи­тания практически нечего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитником Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воз­действие на ученика в сфере среднего образования.

Обучение молодёжи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без форми­рования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ - подготовка физически и нравственно развитых молодых лю­дей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

На занятиях по" Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спе­цификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, позна­ют особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые за­щитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и вы­полнение упражнений по прикладной физической подготовки.

Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к мо­рально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство на­шего стрелкового оружия перед иностранным.

Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и кара­ульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и по­зволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Главной задачей военно-патриотического воспитание является то, что по каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры героического про­шлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам, растить гражданина - патриота.

3) Военно-патриотическая работа с учащимися во внеурочное и внешкольное время.

Реализация военно-патриотического воспитания осуществляется через внекласс­ное мероприятия.

Как показывает опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего, зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленно­сти мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффектив­ных форм и методов военно-патриотической работы во внеурочное время.

На мероприятиях ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города. Организуются встречи с ветеранами воины и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка осуществляется на военно-спортивных соревнованиях.

Физическое развитие направленно на формирование стойкого убеждения, что здо­ровье человека-это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвящённые физической культуре и спорту, организацию спортив­ных соревнований и туристических походов.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посеще­ние музеев, кинотеатров.

По-этому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании боль­шое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.

В нашей школе проводилась внеурочная работа по военно-патриотическому вос­питанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогиче­ского коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует даль­нейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог ко­торой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

Читайте также: