Военно морской музей доклад

Обновлено: 16.05.2024

Ц ентральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берет свое начало от Санкт-Петербургской Модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 (24) января 1709 г. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.

В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем. В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда — здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.

Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку — в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.

За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700 000, в том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.

В апреле 2013 г. был завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. В этом же году начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., была полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.

История Центрального военно-морского музея: его создание, возрождение и развитие. Коллекции музея: оружейная, знаменная, корабельная и фонд проектов кораблей (чертежный), рукописно-документальная и фотонегативная, фонд изобразительного искусства.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.02.2011
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ. ИСТОРИЯ МУЗЕЯ. CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОДЕЛЬ-КАМЕРА (1709-1805 ГОДЫ)

В XVI-XVIII веках, в эпоху создания европейскими морскими державами регулярных флотов, изготовление, сбор и хранение моделей кораблей превратилось в дело государственной важности. Прежде, чем приступить к постройке нового корабля, делали его уменьшенную копию - проектную модель. Запоминать и накапливать судостроительную информацию позволяли чертежи и модели. Начали формироваться крупные модельные коллекции.

В течение XVIII века развитие судостроительной науки привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами, а вековой опыт - научными расчетами. На рубеже XVIII-XIX веков модель теряет свою функцию элемента проекта, становится памятником судостроительной мысли, произведением декоративно-прикладного искусства и исторической реликвией. Это снизило значение модель-камер как хранилищ кораблестроительных образцов, но зато подчеркнуло значимость их коллекций как сокровищниц истории флота. Стали возникать проекты преобразования модель-камер в доступные широкой публике музеи, материалы которых, продолжая служить практическим целям судостроения и мореплавания, экспонировались бы и как памятники морской истории. Этому способствовал рост духовных потребностей общества и национального самосознания, что привело к усилению интереса к историческим памятникам. Памятники истории вызывали интерес не только сами по себе, как подлинные свидетели былого, но и должны были дать материал для исследований, призванных осмыслить прошлое, помочь найти в истории место своего народа и государства.

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ. МОРСКОЙ МУЗЕУМ И ЕГО РАСФОРМИРОВАНИЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ К МОДЕЛЬ-КАМЕРЕ (1805-1827 ГОДЫ)

- отдел морских карт и инструментов;

Отдел морских карт и навигационных инструментов возглавлял Гавриил Андреевич Сарычев - видный гидрограф, географ и полярный исследователь; библиотеку - прославленный мореплаватель и картограф Иван Федорович Крузенштерн. Модель-камера, то есть отдел моделей и чертежей, находилась в ведении Николая Александровича Бестужева - изобретателя, историографа флота, ставшего одним из активных участников движения декабристов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ МОРСКОГО МУЗЕЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В 1867-1917 ГОДЫ

Долгое время Модель-камера влачила жалкое существование. Но вот отгремела Крымская (Восточная) война 1853-1856 годов, вызвавшая в обществе повышенный интерес к флоту, в стране началась полоса преобразований. Шли реформы и на флоте. В условиях перехода от парусного деревянного кораблестроения к паровому броненосному, когда встал вопрос об изучении технического и военно-исторического опыта, изменении методов обучения и воспитания военнослужащих, систематическом изучение истории российского флота, остро стала ощущаться необходимость как в сохранении морских исторических памятников, так и демонстрации новейших технических достижений. В связи с этим высшее морское начальство, наконец, обратило внимание на Модель-камеру. Было принято решение о воссоздании Морского музея. В основу возрождаемого музея были вновь положены материалы Модель-камеры, а дополнительным источником сбора памятников явилось обследование адмиралтейств, арсеналов и других хранилищ.

Для воссоздаваемого Морского музея были отведены помещения во втором этаже западного крыла Главного Адмиралтейства. Музей открыл свои залы для посетителей в 1867 году. Но уже через три года его коллекции так разрослись, что для расширения экспозиционной площади потребовалось в 1870 году присоединить к музею ряд помещений 3-го этажа. В 1900-1904 годах экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. После этой реэкспозиции петербургский Морской музей заслуженно признавался одним из лучших морских музеев мира. В последующем сотрудники музея не прекращали дорабатывать экспозицию. К 1917 году она состояла из следующих отделов:

- эпоха императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II;

- эпоха императоров Павла I и Александра I;

- эпоха Николая I и Александра II;

- эпоха Александра III и Николая II;

- русско-турецкая война 1877-1878 годов;

- русско-японская война 1904-1905 годов;

- отдел мировой войны;

- отдел портовых сооружений;

Морской музей вел большую выставочную работу. За 50 лет (с 1867 по 1917 год) он принял участие в 31 выставке (в том числе 5 всемирных, 7 международных, 2 зарубежных национальных и 17 отечественных) и был удостоен многочисленных наград. Подобная выставочная активность музея для того времени уникальна.

В 1908 году, перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя - Петра Великого.

КОЛЛЕКЦИИ. КОРАБЕЛЬНЫЙ ФОНД

Музей обладает одной из богатейших в мире коллекций моделей кораблей, не уступая британскому Национальному морскому музею в Гринвиче. В модельной коллекции Центрального военно-морского музея достаточно полно представлена история российского военного кораблестроения. Несомненными жемчужинами коллекции являются ботик Петра I и модели кораблей в масштабе 1:12 н.в. В фондах музея представлены модели кораблей неосуществленных проектов. Уникальность таких моделей в том, что корабли, которые они изображают, никогда не были построены и эти модели ныне являются одним из самых информационных источников, рассказывающих о неосуществленных замыслах кораблестроителей. Это, например, проектная модель эскадренного броненосца конструкции Э. Е. Гуляева - в этом проекте впервые в мире детально проработана конструктивная защита корабля от подводных взрывов. Модельная коллекция музея продолжает пополняться и сейчас. В фонде хранится множество редких мореходных инструментов и предметов морской практики, закладные доски кораблей, изготовленные не из драгметаллов.

военный морской музей коллекция

ОРУЖЕЙНЫЙ ФОНД

В коллекции оружия представлены предметы вооружения различных стран и народов от средневековья до наших дней. Музей гордиться старинной русской пушкой - 2-фунтовой медной пищалью, отлитой Семеном Чугункиным в 1618 году, 3-фунтовой пушкой, отлитой также из меди мастером Иосифом Тимофеевичем в Глухове в 1692 году, и рядом других редких предметов. В фонде хранится богатая коллекция артиллерийского и минно-торпедного оружия XIX-XX веков. В собрании фонда - целый арсенал стрелкового и холодного оружия: от мечей, пик и абордажных топоров до современных кортиков и палашей, от фузей, мушкетов и винтовок до сногозарядных автоматических пистолетов и автоматов. Среди реликвий - шпага русского флотоводца П.С. Нахимова, золотое оружие (сабля) С.О. Макарова, личное оружие прославленных адмиралов: Горацио Нельсона, генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, Адмиралов Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и С.Г. Горшкова. Особую ценность представляет наградное холодное оружие, изготовленное ведущими мастерами Златоустовской оружейной фабрики.

ФОНД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Коллекция живописи, графики и скульптуры содержит свыше 59 000 произведений. Музей обладает живописными полотнами русских художников: И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова, А.П. Брюллова, Л.Ф. Лагорио и других; европейских художников Ф.-В. Перро, Н.-М. Конди, Я.-Ф. Хаккерта, Л.О. Премацци; скульптурными работами М.М. Антокольского, П.К. Клодта, М.О. Микешина, И.С. Пименова. Значительно собрание гравюр петровского времени. Оно содержит произведения таких известых граверов, как Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Адриан Шхонебек, Питер Пикарт. Весьма обширно собрание произведений графики. В фонде хранятся представляющие большой интерес альбомы рисунков, акварелей и хромолитографий. Обширна коллекция плакатов советской эпохи и плакатов периода русско-японской войны 1904-1905 годов русских и зарубежных (японских).

ЗНАМЕННЫЙ ФОНД

РУКОПИСНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФОНД

ФОТОНЕГАТИВНЫЙ ФОНД

Коллекция фотонегативного фонда насчитывает около 300000 предметов. Это - фотографии, негативы, фотоальбомы и фотооткрытки начиная с середины XIX века и до наших дней. В фонде храниться значительное колличество негативов запечатлевших события русско-японской войны 1904-1905 годов. Большую ценность предствляет единственных хранящийся в музее дагерротип. Уникальны альбомы фотографий интерьеров императорских яхт, экспозиций Морского музея в здании Главного Адмиралтейства. Представляют большой интерес альбомы фотографий, посвященные судостроительным заводам. Огромное колличество фотоматериалов отражает участие флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В собрание фонда входят фотооткрытки, отображающие практически все корабли и суда Российского Императорского флота, празднование 200-летия Санкт-Петербурга. Обширно собрание фотопортретов флотских деятелей. В фонде хратится также множество цветных слайдов с изображеними музейных предметов.

ФОНД ПРОЕКТОВ КОРАБЛЕЙ (ЧЕРТЕЖНЫЙ)

В фонде документации проектов кораблей, или как принято его называть, чертежном фонде, хранятся около 20 000 чертежей кораблей и судов, а также другие материалы, в частности книги по истории кораблестроения, технологии судостроения, документация проектов кораблей, уникальные альбомы голландских кораблестроителей XVII века, чертежи кораблей с автографами Петра Великого и других выдающихся деятелей государства и флота. Наиболее полно представлены чертежи периода броненосного флота, Военно-Морского Флота СССР до 1980 - х годов.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНД

Специальный фонд Центрального военно-морского музея содержит коллекцию наград и предметов корабельного быта, изготовленных из драгоценных металлов и каменей. В фонде представлены табакерки, портсигары, братины, чарки и стопки, а также ювелирные украшения и сувениры их офицерских кают-компаний, изготовленные такими известными мастерами, как К. Фаберже, П. Овчинников, А. Любавин и другие. В коллекции фонда находятся российские, советские и зарубежные ордена, медали и памятные знаки. Большую ценность представляет собрание закладных досок кораблей, изготовленных из серебра выдающимися мастерами-ювелирами.

Подобные документы

Изучение истории музея и музейного дела. Основные направления деятельности литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта. Характеристика фондов музея, их организации, состава, структуры, учета, хранения и изучения. Эффективность работы музея.

отчет по практике [46,2 K], добавлен 06.03.2014

История Британского Национального Музея. Родоначальлник Британского национального музея. Коллекции, купленые на доходы от национальной лотереи, послужили основой музея. Постройка нового здания музея. Удача новогог здания - библиотека и читальные залы.

реферат [22,3 K], добавлен 12.04.2009

Русский музей как самый обширный музей русского искусства в мире. Произведения искусства, составляющие основу собрания художественного музея, процесс комплектования коллекции картин. Крупнейшие собрания отечественной живописи, скульптуры и пластики.

презентация [2,2 M], добавлен 16.11.2010

История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

реферат [28,6 K], добавлен 14.03.2013

История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

дипломная работа [66,5 K], добавлен 04.02.2012

История основания и развития Национального музея Республики Бурятия. Краткий обзор коллекции основных экспонатов музея. Услуги, предоставляемые учреждением. Международные, межрегиональные и местные выставочные проекты Национального музея Бурятии.

отчет по практике [29,3 K], добавлен 10.03.2015

Методы работы музея школы № 127 г. Барнаула "История морского флота России". Экспозиционно-выставочная деятельность. Разработка виртуальной выставки "Ветераны войны – листая страницы памяти" на основе фондов музея. Тематико-экспозиционный план выставки.

Санкт-Петербург — морской город. Его история тесно связана со становлением и развитием русского флота. Здесь находится Центральный военно-морской музей — один из старейших в нашей стране и один из крупнейших морских музеев в мире.

Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге

Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге

В XVI-XVIII веках в Европе перед постройкой корабля обязательно строили его проектную модель. Модели и чертежи хранились в специальных кабинетах. В 1709 году по указу Петра Первого в России была создана Модель-камера (от голл. model-kammer — комната моделей). Первоначально она размещалась в Зимних палатах Петра, но в этот же год была перемещена в небольшое помещение в здании Главного Адмиралтейства. С того времени до наших дней дошло около 80 моделей.

Адмиралтейство

Адмиралтейство, старинная гравюра

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Модель парусника XIX

Начиная с 80-х годов XVIII века Модель-камера из проектного центра постепенно превращается в архив русского флота. В 1805 году император Александр I утвердил проект создания при Адмиралтейском департаменте Морского музеума:

… в котором собраны будут все любопытнейшие сочинения, библиотеку его составлять долженствующие, кабинет редкостей, машин, моделей, физических, математических инструментов и в который всякий с дозволения его [руководства департамента] входить и пользоваться чтением книг, или рассматриванием вещей, может.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Макет Адмиралтейства

В новый Морской музеум вошли коллекции Модель-камеры и библиотека Адмиралтейств-коллегии, что превратило его в крупнейший флотский центр России. Музеум возглавляли незаурядные личности. Директором был назначен Франсуа Ксавье де Местр (1763-1852) — художник, литератор, естествоиспытатель, генерал-майор русской императорской армии. Он систематизировал музейные коллекции и составил первую опись книг, которые легли в основу собрания Центральной военно-морской библиотеки.

Ксавье де Местр

Ксавье де Местр (фр.Xavier de Maistre)

Все, что касалось непосредственно морской тематики, Ксавье де Местр доверил своему заместителю — офицеру русского императорского флота, изобретателю, автору трудов по морскому делу Александру Яковлевичу Глотову (1779-1825). Благодаря ему, в 1818 году при музее была открыта модельная мастерская, из которой выросла школа отечественного судового моделизма.

Александр Яковлевич Глотов

Александр Яковлевич Глотов

Географ, полярный исследователь, основоположник полярной археологии и первый русский прозаик-маринист Гавриил Андреевич Сарычев (1763-1831) возглавил отдел морских карт и навигационных инструментов. Прославленный мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) заведовал библиотекой. Изобретатель, историк флота, будущий декабрист Николай Александрович Бестужев (1791-1855) стоял во главе отдела моделей и чертежей — собственно Модель-камеры.

Сложилась традиция передавать музею привезенные из морских странствий предметы: минералы, чучела животных, одежду и предметы быта туземцев. Среди дарителей были И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский, В.М.Головнин, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, Ф.П.Литке, Ф.П.Врангель и другие знаменитые мореплаватели. Благодаря им музейная коллекция пополнилась естественнонаучными и этнографическими экспонатами из отдаленных уголков мира.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Корабельные фонари

После Крымской войны на флоте начались широкомасштабные реформы. Заканчивалась эра деревянных парусников, появились паровые броненосные корабли. Возникла необходимость в наглядных пособиях по истории Российского флота, в связи с чем было принято решение воссоздать Морской музей.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Штурвал, корабельный колокол и канат

В 1866 году руководителем возрожденного Морского музея был назначен участник Крымской войны Николай Михайлович Баранов (1837-1901). Это был незаурядный, преданный Отечеству человек: выпускник Морского кадетского общества, изобретатель винтовки системы Баранова образца 1869 года, градоначальник Санкт-Петербурга (1881), архангельский губернатор (1881-1882), нижегородский губернатор (1882-1897), сенатор (1897-1901).

Николай Михайлович Баранов

Николай Михайлович Баранов

Баранов разыскал и вернул в музейную коллекцию многие экспонаты из расформированного Морского музеума. Благодаря ему в Морской музей стали поступать все новейшие образцы военно-морских изобретений. Также он занимался организацией военно-морских экспозиций на российских и международных выставках.

Возрожденный Морской музей открылся в 1867 году в помещениях второго этажа западного крыла Главного Адмиралтейства, в 1870 году он занял дополнительно несколько помещений на третьем этаже.

После расширения в 1900-1904 годах Морской музей был признан одним из лучших в мире. В 1908 году ему было присвоено имя его основателя — Петра Великого. Коллекцию музея составляли старинные предметы и технические новинки. В лектории проводили занятия по истории флота, военно-морскому делу. Изобретатель радио Александр Степанович Попов (1859-1905) демонстрировал здесь свои опыты.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Подводная лодка конструкции С.К.Джевецкого, 1880-е годы

После Октябрьской революции музею удалось сохранить свои богатейшие фонды. В 1924 году он был переименован в Центральный военно-морской музей. В конце 1930-х годов на развитие музея были выделены большие средства. Была восстановлена модельная мастерская, что позволило строить модели современных судов и ремонтировать старые.

В 1939 году Центральный военно-морской музей переехал в здание бывшей фондовой Биржи на Стрелке Васильевского острова, построенное в 1816 году по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона. Помещения переоборудовали под музейные нужды. 6 февраля 1941 года музей начал работу в новых стенах. Вскоре началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск, остальные удалось сохранить в блокадном Ленинграде. 28 июля 1946 года Центральный военно-морской музей возобновил свою работу.

Стрелка Васильевского острова и здание Биржи, Санкт-Петербург

Стрелка Васильевского острова и здание Биржи

В 2013 году Центральный военно-морской музей переехал в реконструированные под музейные нужды просторные здания бывших Крюковских (Морских) казарм.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Крюковские (Морские) казармы, ныне — Центральный военно-морской музей

Корпуса Морских казарм, расположенные вдоль Крюкова канала, были возведены в 1844-1846 годах по проекту архитектора И.Д.Черника и инженера М.А.Пасыпкина. Напротив находится Новая Голландия, где в прошлом строились и ремонтировались суда, а сейчас функционирует современный культурный центр.

Крюковские (Морские) казармы, Санкт-Петербург

Морские казармы со стороны Крюкова канала

В 1852-1853 годах корпус вдоль Крюкова канала был реконструирован по проекту архитектора А.С.Кудинова. В здании разместился 2-й Флотский экипаж с необходимыми службами. В 1860 году в помещениях Флотского экипажа была открыта Матросская библиотека для приобщения к грамоте нижних чинов Российского флота.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Внутренний двор-атриум Крюковских казарм

В 1917 году в Морских казармах разместился штаб революционных матросов, затем — Базовый матросский клуб. В 2007-2012 годах помещения реконструировали для переезда сюда экспозиции Военно-Морского музея. 27 июля 2014 года все залы музея были открыты для посещения.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Внутренний двор-атриум Крюковых казарм

Комплекс Морских казарм состоит из трех зданий, которые образуют треугольник с внутренним двором-атриумом.

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Двор-атриум музея

Площадь музейных помещений составляет 30 тысяч квадратных метров. Экспозиция музея, насчитывающая 719.000 экспонатов, собрана в 19 залах:

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Главный зал

Рассказать обо всех экспонатах музея не представляется возможным. За каждой моделью корабля, за каждым предметом экспозиции стоит своя история. Это нужно видеть своими глазами.

Он берет свое начало от Санкт-Петербургской модель-камеры - хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 января 1709 года. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.

В 1908 году, перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя - Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 году. Центральным военно-морским музеем. Были внесены соответствующие духу времени коррективы в его экспозицию. В августе 1939 года Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда - здание Биржи.

В феврале 1941 года открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 года вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.

Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку - в 1975 году указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды. С 1980-х годов вновь, впервые с дореволюционных времен, большое развитие получила зарубежная выставочная деятельность музея, что позволило музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом.

Ныне музей поддерживает деловые связи, организует совместные выставки с десятками российских и зарубежных музеев. За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота.

В фондах музея их хранится более 700000. В том числе свыше 13000 предметов корабельной техники, более 11000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62000 произведений изобразительного искусства, более 56000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44000 документов и рукописей, около 300000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.

Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц). В модельной коллекции наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения. С участием музея прошли сотни выставок в Санкт-Петербурге, Москве и городах Российской Федерации. Между ЦВММ и музеями зарубежных стран установились плодотворные творческие связи, выставки с его участием экспонировались более чем в 20 странах.

В 2013 году начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 года, полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.

Читайте также: