Контроль и оценивание учебных достижений младших школьников доклад

Обновлено: 07.05.2024

1. Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.
Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
2.Основные требования к системе оценивания.
Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут,
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
- учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
- родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
- учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том:
o происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,
o начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
o совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
o обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,
- учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе,
- учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком,
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
3. Принципы построения системы оценивания.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3) Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4) Оценивать можно только то, чему учат.
5) Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
6) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

выставляемая педагогом, и школой, выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки учащихся, в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьным психологом, в промежуточной и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух основных функций.
Во-первых, обеспечить обратную связь, информируя:
• учеников и их родителей о продвижении в освоении программы (а на определённом этапе и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;
• учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.
Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных (регламентированных) процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений, государственной итоговой аттестации выпускников, аттестации работников образования, аккредитации образовательных учреждений и др.)

Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность , снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. СЛАЙД 2. Система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна, как минимум, позволять:

  1. - осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
  2. - во вторых, использовать систему оценивания, как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
  3. - также отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе;
  4. - опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

СЛАЙД 3. Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально – экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.

В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления .

Слайд 4. Результаты детей можно оценивать с помощью

  1. Волшебные линеечки
  2. Знаковая символика
  3. Оценочная лесенка
  4. Словесная оценка
  5. Светофор

Слайд 5 . Знаковая символика

Слайд 6. Оценочная лесенка . Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Слайд 7. Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

 В первых классах начальной школы – безотметочное обучение может быть в форме зачёта по каждой теме.

Ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и самостоятельной работе. По результатам этой работы он получает зачёт по этой теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не следует жестко ограничивать (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий.

Правила оценочной безопасности

Оценка и отметка должна фиксировать достижения ученика. Поэтому учителю целесообразно отслеживать продвижение ученика по линиям развития личности. Отслеживание может осуществляться как в виде общего экрана достижений, так и в виде индивидуальных дневников достижений учащихся .

Следует помнить, что при оценке письменной работы (например, домашней) необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места работы, делать поощрительные записи.

Тематический и итоговый контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности).

В связи с этим для учащихся начальных классов созданы самостоятельные и контрольные (проверочные) работы по математике, по русскому языку, литературному чтению и т.д.

Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях (тренировочные цели). В соответствии с замечаниями учителя ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы (если она ставится) рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. Высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению контрольных или проверочных работ. Их целью является контроль качества усвоения учебного материала.

Контрольные работы проверяют базовый уровень достижений. Они несут не столько обучающую функцию (хотя возможна пересдача), сколько контролирующую.

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.

 К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Опишем её основные черты.

Необходимый уровень – ориентировка на общегосударственный минимум требований (стандарт).

Базовый уровень – требования программы.

Максимальный уровень – объём возможностей, который выходит за пределы общих требований программы.

2) Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:

1 – 2 балла – необходимый уровень;

3 – 4 балла – базовый уровень;

5 – 6 баллов – максимальный уровень.

3) Баллы успешности легко переводятся в пятибалльные отметки официального журнала. Один балл успешности (частичное освоение необходимого уровня) соответствует тройке, но её рекомендуется избегать выставлять в официальный журнал. Два балла успешности (полное освоение необходимого уровня) соответствуют четвёрке. Три балла успешности (частичное освоение базового уровня) соответствуют четвёрке с плюсом, четыре балла успешности (полное освоение базового уровня) соответствуют пятёрке. Пять и шесть баллов успешности (выход на максимальный уровень) соответствуют пятёрке с плюсом.

4) По результатам изучения темы каждый ученик набирает определённое количество баллов успешности. Если число баллов равно числу уроков, то он получает зачёт на необходимом уровне по теме. Если число баллов превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на базовом уровне, то ученик получает зачёт на базовом уровне. Если число баллов существенно превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на максимальном уровне – ученик получает зачёт на максимальном уровне.

Если сумма баллов не позволяет получить зачёт, ученик перед началом новой темы пишет пятиминутную работу по карточкам, представляющую собой выбор одного задания либо необходимого, либо базового уровня.

5) В течение года должны быть запланированы 3 – 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития для данного предмета. В задании каждой линии должен быть выбор уровня сложности: необходимый (2 балла), базовый (4 балла) или максимальный (6 баллов).

Таким образом, по результатам оценивания к концу года мы получаем, во-первых, график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отражённый в дневнике достижений учащегося), а во-вторых, рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития .

При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля дают учителю всю необходимую информацию: Слайд 11. как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют также осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяют традиционные отметки. Такая схема более трудоёмка, чем выставление отметок, но она и лучше отвечает стоящим задачам, тем более что очень часто, учителя сами идут по такому пути!

Портфолио как форма оценочной деятельности.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

-формирование универсальных и предметных способов действий

- воспитание основ умения учиться

- способности к самоорганизации

- индивидуальный прогресс в развитии личности

Поэтому сегодня для анализа и объективной оценки педагогического процесса, управления качеством обучения необходим мониторинг учебных достижений учащихся. Учитель должен владеть следующей информацией: обученность учащихся, обучаемость, уровень сформированности обще-учебных умений и навыков, личностный рост, индивидуальные образовательные достижения обучающихся, комфортность обучения, доступность образования, состояние здоровья обучающихся.


1. по месту в процессе обучения:

- предварительный, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

- текущий, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

- итоговый, определяющий итоговый уровень знаний, учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

2. по содержанию:

- прогностический или планирующий, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

- пооперационный, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

3. по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

- внешний, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

- внутренний или рефлексивный, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования;

- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Оценивать можно только то, чему учат.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.

Достижение планируемых результатов будут обеспечено за счет

внедрения следующих технологий:

- технологий открытого образования;

- внедрения моделей индивидуализации образовательных траекторий;

- реализации программ и технологий, обеспечивающих достижение личностных результатов;

- создания единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга развития образования;

-внедрения модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации образования, поддержки учебной мотивации.

Виды осуществления диагностики результатов обучения можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:


В статье поднимается проблема оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования. Выдвигается авторская версия эффективности использования контрольно-оценочных и контрольно-измерительных материалов. Обосновывается выбор контрольно-оценочных процедур и вариативность контрольно-измерительных материалов.

Ключевые слова: младшие школьники, оценка, контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные процедуры.

Введение. Начальная школа была и остается той ступенью, на которой закладывается фундамент дальнейшего образования и развития личности. Период младшего школьного возраста — это время, когда происходит интеллектуальное развитие ребенка, формируется направленность личности, определяются основы учебной деятельности. От того, какие условия обеспечивают это развитие, во многом зависит дальнейшая жизнь человека. Государство предъявляет требования не только к реализации образовательных стандартов начального образования, но и к оценке качества образования, оценивание образовательных достижений младших школьников.

Вопросам оценки знаний и учебных компетенций обучающихся начальной школы посвящены труды С. Р. Шейхмамбетова, Н. С. Махина, Г. И. Веденеева, В: А. Кальней, М. М. Поташник, С. И. Шишов, Е. В. Ямбург и др.

Учебным достижениям младших школьников, критериям, по которым их можно оценить, посвящены многие педагогические и психологические исследования (Р. Аткинсон, А. Бандура, Э. Берне, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, X. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.). Учебные достижения рассматриваются как составная часть проблем самоактуализации и самосовершенствования личности.

В связи с тем, что приоритетным направлением современного начального образования является индивидуализация и дифференциация обучения, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося и создание индивидуальной траектории обучения необходима многоуровневость в оценке образовательных достижений. Изучение научных исследований по проблеме оценивания образовательных достижений младших школьников, показывают, что практически отсутствуют доступные учителю механизмы прослеживания динамики индивидуального прогресса каждого обучающегося. Отмечается (В. А. Сластенин, Н. С. Махина, О. Е. Жиренко, А. Н. Прохорова, П. И. Третьяков, В. В. Давыдов, Н. В. Занков и др.), что имеющаяся система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников не является самоцелью, а подчинена общим целям системы образования с направленностью на повышение качества образования.

Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников, соответствующая ФГОС и способная оказать существенное влияние на повышение качества образования, должны иметь следующие характеристики:

1.Объекты контроля и оценки:

а) знания и их применение, овладение определенными способами действия;

б) метапредметные результаты образования;

в) индивидуальные креативные достижения учащихся.

Таким образом, контроль и оценка индивидуальной динамики развития и обученности каждого ученика выходит на первый план. А это значит, что увеличивается доля участия в контрольно-оценочной деятельности самих обучающихся, что важно для функционирования системы оценивания, так и для овладения младшими школьниками действиями контроля и оценки, самоконтроля и самооценки как важнейшими компонентами учебной деятельности.

В связи с этим, цель исследования заключается в теоретическом обосновании оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования.

Предмет исследования — процесс оценивания образовательных достижений младших школьников.

Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.

Методы исследования и исследуемые

В качестве методов исследования использовались контрольно-оценочные и контрольно-измерительные средства для оценивания учебных достижений обучающихся.

Результаты и их обсуждение

В результате проводимого исследования, который начался в сентябре 2018 года, были сделаны выводы о том, что необходимыми условиями функционирования современной системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников являются:

  1. Учет самоценности каждого компонента системы при их взаимосвязи и сочетание внутренних и внешних форм контроля и оценки. Такие условия заключаются в установлении обратной связи, направленности на процесс усвоения учебных предметов.

Внешний контроль и оценка заключаются в получении данных об общем состоянии начального образования и тенденциях его изменения, что способствует созданию качественного диагностического инструментария, который впоследствии будет использоваться в ходе внутреннего контроля и оценки.

Специальная, продуманная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников способна существенно повлиять на повышение образовательного уровня каждого ученика, если данные будут использованы для организации дифференцированного обучения.

В исследовании мы придерживались взглядов ученых педагогов на сущность и структуру учебной деятельности (Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Н. С. Махина, М. И. Махмутов, Г. К. Паринова, К. К. Платонов, В. В. Сериков, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) и определели наиболее эффективные модели оценки достижений обучающихся в начальной школе.

а) Включение в текущие проверочные работы по предметам (русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению) задания, построенные на материале предмета и оценивающие метапредметные результаты.

б) Учет межсистемных связей и использование комплексных материалов, построенных на материале нескольких предметов, основной целью которых является оценивание достижения метапредметных результатов, связанных с учебной деятельностью и когнитивным развитием школьников.

в) Тестовые задания, которые тренируют память, внимание, мышление через умение найти информацию в тексте, умение ее понять, сделать на основе прочитанного выводы и обобщения.

4) Педагогические диагностические материалы, построенные на основе информации нескольких предметов. Для оценивания метапредметных результатов, связанных с умением взаимодействовать с социумом, используются творческие задания.

Построение системы мониторинга и принципы создания контрольно-измерительных материалов построены с учетом дифференцированного подхода и важными являются следующие положения:

— Основой для создания работ являются общие положения ФГОС НО, связанные как с общей формулировкой предметных требований (пункт 9), так и с положениями об итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования (пункт 13).

В соответствии с деятельностным подходом, который является приоритетным в современном начальном образовании и отраженном в ФГОС НО, объектами контроля являются знания и способности на практике применять полученные знания.

Вывод и заключение. Для разработки контрольно-измерительных и контрольно-оценочных материалов необходимо составить перечень способов действий, которые должны быть сформированы по каждому предмету. Отмечено, что перспективными в оценке метапредметных результатов являются задания, в которых обучающимся важно понять, в чем заключается учебная задача, использовать не только знания, но и активизировать психические познавательные процессы.

В работах, направленных на оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся всегда использовать два типа заданий: обязательные (базовые) задания и дополнительные задания (задания повышенного уровня сложности), что позволит реализовать принцип дифференцированного подхода. Для понимания важно: количество заданий должно соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Особое место в системе контроля знаний занимают мониторинговые срезы в конце 4 класса, направленные на оценку достижения стандарта. Целью проверочной работы, определяющей является оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков, без которых невозможно продолжение обучения в основной школе. Особое место здесь принадлежит педагогической диагностике, поскольку усиление диагностического компонента способно существенно повысить качество образования. В отличие от Всероссийских проверочных работ, целью которых является ответ на вопрос усвоен или не усвоен необходимый объем материала, целью педагогической диагностики является ответ на вопрос об особенностях учебных действий ученика, об особенностях его деятельности, о возможных причинах затруднений.

Отсюда следует, непосредственное влияние наоценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования оказывает личность учителя, а полученные данные обладают потенциалом влияния на процесс образования в школе и на индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося.

Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, учебная деятельность, достижение, начальная школа, оценка, школьник, государственный образовательный стандарт, задание, материал, предмет.


Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди инициативные и самостоятельные.

Совершенствование системы начального образования направлено на

создание прочного фундамента для последующего обучения. Это

предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и

умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность,

способность применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным

Содержимое разработки

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО

Исполнитель:

Рязанцева Елена Александровна,

учитель начальных классов

Актуальность проблемы оценивания учебных достижений…………………………..4

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди инициативные и самостоятельные.

Совершенствование системы начального образования направлено на

создание прочного фундамента для последующего обучения. Это

предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и

умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность,

способность применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

Актуальность проблемы оценивания учебных достижений

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (критерии оценки).

Ниже базового – не достигнут даже необходимый уровень.

Базовый – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Высокий – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Система оценки достижения планируемых результатов:

обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;

ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и формирование УУД;

позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;

обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую осуществлять управление образовательным процессом;

предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов

остановимся на оценке предметных и метапредметных результатов,

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В системе оценивания используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, на итоговую отметку детей не влияет.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. В ходе мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе отслеживаются уровень развития осведомленности, кратковременной памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики руки, сформированность школьной мотивации.

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов заносятся в таблицы.

На этапе безоценочного обучения в 1 классе практикуется ведение листов индивидуальных достижений по математике, русскому языку, литературному чтению, которые заполняются после выполнения проверочных и контрольных работ и имеют следующую структуру: (приложение 1)

письменная самостоятельная работа,

контроль техники чтения.

определение темы, главной мысли текста,

понимание смысла прочитанного: в 1 – 2 классах – ответы на вопросы, в 3 – 4 классах – умение задавать вопросы по тексту.

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. Итоговая аттестация проводится в форме

диагностическая контрольная работа,

контроль техники чтения (Приложение 2).

показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

1 класс: (опорные вопросы)

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно

было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты

можешь себе поставить.

Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

В ходе итоговой аттестации использую метапредметные диагностические работы.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе не сплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Работа по оцениванию очень трудоемкая и кропотливая, но она даёт учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения; позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями

Читайте также: