Статус муниципального образования доклад

Обновлено: 18.05.2024

Предлагаю провести анализ его выступления и понять причины, которые породили эту реформу, а послушать также обоснование ключевых позиций законопроекта.

Предпосылки для реформы

Павел Владимирович именно с этого и решил начать свое выступление.

Госдумой РФ в конце 2021 года уже был принят законопроект, который изменил некоторые основы региональной власти. А реформа местного самоуправления является продолжением этих преобразований.

Для усиления эффекта своего выступления, докладчик даже решил процитировать обновленный нормы Конституции РФ, касающиеся местного самоуправления.

Статья 132 Конституции РФ

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Почему абсолютно новый закон? Почему не внести изменения в действующий?

И здесь отчасти можно согласиться, поскольку под веяниями тех или иных политических групп, в действующий закон за время его существования внесено 186 различных поправок.

И это только изменения без учета законов, которые также влияют на местное самоуправление через отдельные отраслевые законы.

Ключевые положения законопроекта

Одноуровневая система местного самоуправления

Авторы законопроекта считают, что существующая система местного самоуправления, предполагающая возможность существования муниципальных образований 8 видов (сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские территорий городов федерального значения) является избыточной и достаточно будет сохранить три вида муниципальных образований.

Внутригородской территории городов федерального значения.

В законопроекте предложено отказаться от сложных конструкций – многоуровневых муниципальных образований – сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района, заменив их одним единым муниципальным округом.

Исключая особенности городов федерального значения, фактические вместо семи видов муниципальных образований останется только два.

При образовании городских и муниципальных округов, никаких новинок не будет, будут использованы те же критерии, которые существуют в действующем законодательстве и сегодня.

Принцип привязки к населению, дотационность местных бюджетов

Предполагается, что отказ от многоуровневой системы местного самоуправления поможет перейти к новому принципу образования органов местного самоуправления в привязке к населению.

А также преодолеть проблемы, связанные с недостатком финансов в местных бюджетах. А также избавиться от практики передачи полномочий между муниципальными образованиями от одного уровня другому.

К сожалению, принцип привязки к населению больше звучит как громкий лозунг, чем реальная составляющая реформы местного самоуправления.

Количество муниципалитетов сократиться более чем в два раза

Только по оценкам инициаторов законопроекта количество муниципальных образований, которых на сегодня в России около 20 тысяч сократится больше чем в два раза.

Хотя конечные манипуляции с преобразованием муниципальных образований останутся за региональными властями.

Ключевые проблемы местного самоуправления сегодня – отсутствие финансов и квалифицированных кадров

У Павла Владимировича, конечно, данная проблема была высказана более мягко, и с акцентом на то, что сами местные власти в этом виноваты, поселение – не может, а район – не хочет.

Путаница с полномочиями

Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями, становится проблемой и для населения, которое не понимает к кому необходимо обращаться.

Вчера эту муниципальную услугу предоставляла сельская администрация, а завтра за ней нужно идти уже в район.

Ситуация, пожалуй, не самая частая, хотя действительно такие случаи могут встречаться.

Органы местного самоуправления – без изменений, глава муниципального образования несет ответственность перед главой субъекта РФ

Серьезно перетряхивать действующую систему органов местного самоуправления не стали, все также в муниципальных образованиях останутся – местная администрация, представительный орган и глава муниципального образования.

Изменения коснуться сроков полномочий, он станет общим – пять лет.

А также способов назначения главы муниципального образования.

Первые две формы избрания не представляют собой ничего нового, это:

Избрание главы муниципального образования депутатами из своего состава.

Оценивался кандидат конкурсной комиссией, которая на уровне сельских и городских поселений формировалась 50/50 представительным органом поселения и представительным органом муниципального района.

В муниципальных районах 50 % членов комиссии назначается представительным органом района, а другие 50 % главой субъекта РФ.

Теперь конкурсный отбор на уровне муниципальных образований заменяется отбором кандидатов напрямую главой субъекта РФ.

В иных случаях в зависимости от того как решено в Уставе муниципального образования может быть либо главой муниципального образования и председателем представительного органа, либо главой муниципального образования и главой администрации.

Здесь особых новинок также нет.

Глава муниципального образования получает новый статус одновременно в муниципалитете и в субъекте РФ

Как именно это должно работать, к сожалению, осталось открытым.

Это наложит на него определенные ограничения и запреты, но также и добавит некоторых гарантий.

Новая ответственность для главы муниципального образования

А если за месяц ситуация не будет исправлена, то глава субъекта РФ сможет отрешить от должности главу муниципального образования.

Это все будет возможно за ненадлежащее исполнение переданных от региональной власти на муниципальных уровень государственных полномочий (а ведь вроде говорили, что хотим отказаться от жонглирования полномочиями между уровнями власти?);

Еще одно новое основание для отправки в отставку в случае:

систематического недостижения неких социально-экономических показателей, конкретный перечень которых в настоящее время отсутствует.

Но в этом указе нет критериев эффективности для глав муниципальных образований.

Структурируют полномочия муниципальных образований

Ввиду отказа от множества видов муниципальных образований, а также от двухуровневой системы муниципальных образований, вполне логично произойдет и изменение полномочий местного самоуправления.

Если раньше они делились между муниципальными образованиями по уровням и видам, то теперь будет единый перечень.

Здесь докладчик сделал вновь сделал отсылку на ранее принятый закон о публичной власти в субъектах РФ, предлагая закрепить исчерпывающий перечень полномочий.

Полномочия предлагается разделить на две группы:

Неотъемлемые – которые будут решаться только местным самоуправлением, этот перечень закрытый и состоит из 27 пунктов.

А также перераспределенные полномочия, которые по задумке реализуются на уровне субъекта, но могут быть переданы муниципальным образованиям законом субъекта РФ (опять жонглирование полномочиями?).

И хотя с трибуны прозвучало, что такие полномочия должны передаваться с уровня субъекта в муниципалитет, только при реальной финансовой обеспеченности и возможности муниципального образования решать такой вопрос.

Увы на практике никаких запретов для необеспеченного перекладывания данных полномочий в законопроекте нет, предлагается, вероятно, его выводить из принципов и норм международного права.

Иные важные изменения

На доклад вышеуказанных положений ушло более половины времени выступления.

В оставшейся части был сделан акцент на том, что законопроект учитывает решения Конституционного суда РФ.

Формы участия граждан

Отдельно Павел Владимирович остановился и на главе, посвященной формам непосредственного самоуправления и формам участия граждан в самоуправлении.

Нововведения в этой главе в большей части косметические – связанные исключением разнообразия видов муниципальных образований.

А те поправки, которые есть, не дают ничего нового, а в некоторых случаях и ломают то, что и так хорошо работает.

Возможно это связано с тем, что данную главу как нечто прорывное расхвалил профильный комитет Государственной Думы РФ по региональному строительству и местному самоуправлению.

Международное сотрудничество

Видимо из необходимости добавить ложку меда в бочку дегтя в доклад было решено включить все главы, которые так или иначе похвалил Комитет.

А потому было решено заявить о прорывных нормах в сфере международного сотрудничества муниципальных образований, тех самых, которые в остром дефиците бюджетных средств и квалифицированных кадров.

Переходный период – до 2028 года

Ликвидация Преобразование муниципальных образований будет идти до 2028 года.

Но если очередные выборы представительного органа муниципального образования должны были пройти раньше, то увы, выборов не будет, а реформа начнется раньше.

При этом 2028 год, звучит как нечто сакральное, что оправдывает любые изменения, потому что они будут постепенными.

Заключение

Как сказал Павел Владимирович Крашенинников – законопроект большой и сложный, с ним нужно работать.

Однако на практике мы видим, что отдельные его положения уже стали безальтернативными, например, пересмотр отказа от двухуровневой системы муниципальных образований, даже не обсуждается.

Ст. 10 закона определяет, что наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 закона.

При изменении границ между субъектами РФ требования статей 12 и 13 закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами РФ, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 10 ФЗ).

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных ст. 16 закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных ст. 15 закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом 2003 г. (ст. 13.2 закона). В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта РФ о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, в период кампании местного референдума. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Преобразование муниципальных образований

Преобразованием муниципальных образований является (ст. 13 закона):

  1. объединение муниципальных образований,
  2. разделение муниципальных образований,
  3. изменение статуса (городского поселения - в связи с наделением его статусом сельского поселения, городского округа либо лишением его статуса городского округа; сельского поселения - в связи с наделением его статусом городского поселения; городского округа - в связи с наделением (либо лишением) его статусом городского округа с внутригородским делением;
  4. присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом 2003 г.. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта РФ о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение муниципальных образований

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Объединение двух и более внутригородских районов , не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения каждого из соответствующих внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

Объединение двух и более муниципальных районов , не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение муниципльных образований

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Разделение внутригородского района, влекущее образование двух и более внутригородских районов, осуществляется с учетом мнения населения образуемых внутригородских районов в соответствии с уставом разделяемого внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом.

Изменение статуса муниципальных образований

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации. Лишение муниципального образования статуса городского округа с внутригородским делением влечет за собой упразднение внутригородских районов.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения осуществляются законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего поселения, выраженного представительным органом указанного муниципального образования.

Упразднение поселений

Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом 2003 г.. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта РФ об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Границы муниципальных образований

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями (статья 11 закона):

  1. территория субъекта РФ разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;
  2. территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  3. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  4. территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа;
  5. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  6. в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
  7. в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения - менее 3000 человек каждый);
  8. законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, городских округов;
  9. сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
  10. в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
  11. административным центром муниципального района может считаться город (поселок), расположенный на территории городского округа, имеющего с муниципальным районом общую границу;
  12. границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района - с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений (населенных пунктов), входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
  13. территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, городского округа;
  14. территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
  15. территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  16. границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  17. границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  18. территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Изменение границ муниципального образования

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе:

  • населения;
  • органов местного самоуправления;
  • органов государственной власти субъекта РФ;
  • федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта РФ об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов , влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений , влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ городских округов , влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений , влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном ст. 25.1 закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений , не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Изменение границ внутригородских районов осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной п. 6 ч. 1 ст. 11 закона, после установления законами субъектов РФ границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона 2003 г. не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Муниципальные образования в России — это особенность административно-территориального деления, является основой для местного самоуправления.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:

  • проживание людей;
  • наличие органов местного самоуправления;
  • принятие нормативных актов и законов;
  • локальный бюджет;
  • социально-техническая инфраструктура.

Такое образование может быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • отдельным населенным пунктом;
  • совокупностью нескольких населенных пунктов с определенной общей территорией;
  • частью населенного пункта.

Какие функции выполняет в современном обществе

Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.

При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.

К общим функциям муниципального управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • регулирование;
  • мотивация;
  • контроль;
  • учет.

Специальные функции муниципального управления — это:

  1. Участие населения в решении проблем местного значения.
  2. Удовлетворение потребностей проживающих в тех сферах, которые относятся к локальному уровню.
  3. Управление муниципальным бюджетом и всей инфраструктурой формирования.
  4. Развитие муниципального образования, прежде всего в экономической и социальной сферах.
  5. Охрана общественного порядка.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Защита интересов и прав местного самоуправления.

Виды муниципальных образований, статус, примеры

В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.

Муниципальные образования

Городской округ — территория, которая не входит в состав муниципального района и управляется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся как локальные вопросы, так и другие государственные полномочия, переданные им законами Российской Федерации. Количество населенных пунктов, входящих в городской округ, может составлять несколько сотен. Также в него могут входить и незаселенные территории. У городского округа, состоящего из нескольких поселений, в обязательном порядке есть административный центр. Этот населенный пункт определяется исходя из транспортной инфраструктуры и местных традиций.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории Москвы и Санкт-Петербурга, на которой местное самоуправление осуществляется населением и/или органами местной власти, избранной народным голосованием.

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, внутри которого находятся муниципальные образования, состоящие из внутригородских районов. Такой формат характерен для крупных городов и административных центров.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование, которое находится на части территории городского округа с внутригородским делением и на котором местное самоуправление осуществляется населением и/или через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений с закрепленной общей территорией, на которой местное самоуправление решает вопросы и проблемы локального значения. Управление осуществляется населением и/или через органы местного самоуправления, которые помимо этого выполняют государственные полномочия, переданные им законами РФ. Главной характеристикой такого района является двухуровневая местная власть, первый уровень которой составляют городские и сельские поселения, второй — собственно сам район. Отношения между городскими и сельскими поселениями в пределах одного муниципального района есть взаимодействие, а не подчинение одного другому. Они объединяются в муниципальные образования для усиления сотрудничества и взаимосвязи.

Городское поселение — муниципалитет, состоящий из одного города (поселка городского типа) с окрестной территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе которого могут быть один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, села, деревни, аулы и др.), с закрепленной общей территорией.

Рассмотрим виды муниципальных образований на примере Ростовской области. В составе области находятся 463 муниципалитета, из них:

  • 12 городских округов (Ростов-на-Дону, Азов, Батайск, Волгодонск, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты);
  • 43 муниципальных района (самый маленькие из которых, Куйбышевский и Советский, состоят из трех сельских поселений; самые крупные — Азовский и Неклиновский — из 18 поселений, при этом одно из 18 в Азовском районе является городским);
  • 18 городских поселений;
  • 390 сельских поселений.

Ростов-на-Дону, город-миллионник и административный центр Южного Федерального округа, считается городским округом с внутригородским делением. А районы Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский - его внутригородскими образованиями.

Сходство и различия муниципалитетов

Сходство всех муниципальных образований, независимо от вида, заключается в единой цели их создания и одинаковых функциях, которые они выполняют.

Целью, прописанной в Конституции, является проявление власти народа через органы местного самоуправления.

Функции у всех муниципалитетов одинаковые и условно делятся на 3 вида:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

К экономическим относятся:

  • поддержка предпринимателей;
  • бюджетная и налоговая политика;
  • управление собственностью муниципалитета.

Социальные функции — это:

  • соцзащита;
  • охрана здоровья;
  • строительство жилья;
  • забота об экологии;
  • развитие ЖКХ.

К культурным относятся:

  • образование детей (дошкольное и школьное);
  • создание и реставрация памятников культуры.

Главные различия муниципалитетов — это размер территории и их состав. Наиболее контрастны между собой городское и сельское поселения. Различия между ними заключаются в:

Муниципальное образование – это, в соответствии с законодательством, особая территориальная единица, которая в нашей стране имеет едва ли не первостепенное значение в сфере развития нашего государства во всех направлениях, заданных властью. Вне зависимости от видов муниципальных образований, все они без исключения составляют целостную базу России, территориально разграниченную единицу.

Признаки муниципального образования

Для того чтобы какое-либо территориальное образование приобрело статус муниципального, прежде всего необходимо определить территории и границы муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации. В этой связи заметим, что законодатель (Закон 1995 г.) в определении муниципального образования фактически перечислил его признаки (осуществляется местное самоуправление; имеется муниципальная собственность; имеется местный бюджет; имеются выборные органы местного самоуправления). В литературе к таковым признакам относят население, территорию, решение вопросов местного значения, муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы. Кроме того, выделяются организационные признаки (наличие местного самоуправления, его выборных органов) и материальные признаки (наличие муниципальной собственности и местного бюджета).

Обязательными признаками каждого муниципального образования являются наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации; наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления; наличие собственной экономической основы, которую составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований; наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления; наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов.

Система муниципальных образований в России

Общая численность муниципальных образований в последние годы снижается. Приведем еще несколько цифр. Интенсивнее других сокращается число сельских поселений (2008 г. – 19861, 2014 г. – 18525). Уменьшилось и число городских поселений (меньше на 74 поселения). Одновременно выросло число городских округов – их стало больше на 16 районов. Численность городских округов менялась, но в итоге вновь, как и в 2008 г. (521 округ), их количество сейчас практически такое же (520 округов). Как видно, абсолютно преобладают сельские поселения. Вместе с тем нужно иметь в виду, что в России городское население составляет 75 %, то есть сельского населения намного меньше, а сельских поселений намного больше. Чем же объясняется этот феномен? Все дело в масштабах муниципальных образований. Например, в муниципальном образовании город Краснодар почти 850000 жителей, но это одно муниципальное образование. А в сельской местности может быть сельское поселение, где проживает 850 человек. Разница в 1000 раз. Это, конечно, крайние варианты, но они показывают неравномерность масштабов муниципальных образований. При этом нужно иметь в виду, что, например, сейчас в России порядка 155 тысяч сельских населенных пунктов, где преобладает мелкодисперсность – 72% сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тысяч человек составляют всего 2%. Эти данные дают для ученых и специалистов основание сомневаться в оптимальности действующей системы муниципальных образований.

Данное обстоятельство накладывает ряд проблемных вопросов, связанных как со статусом места проживания людей, а значит, с регистрацией по месту жительства, решением вопросов местного значения, налогообложением. В этом контексте представляет интерес утративший свою силу Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 г. (ныне действует новый ГрадК РФ 2004 г., где таких норм нет), который подразделял места постоянного проживания людей на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) поселения. Критерий выделения того или иного вида поселения один – численность населения (людность), согласно которой определялись:

  • сверхкрупные города – численность населения свыше 3 миллионов человек;
  • крупнейшие города – численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек;
  • крупные города – численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек;
  • большие города – численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек;
  • средние города – численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек;
  • малые города и поселки – численность населения до 50 тысяч человек;
  • крупные сельские поселения – численность населения свыше 5 тысяч человек;
  • большие сельские поселения – численность населения от 1 до 5 тысяч человек;
  • средние сельские поселения – численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек;
  • малые сельские поселения – численность населения менее 200 человек.

Однако этот подход в практике оказался невостребованным, других на законодательном уровне не предложено, что свидетельствует о сложности правового регулирования административно-территориальных и муниципально-территориальных отношений и их взаимосвязи между собой.

Общее же понятие населенного пункта целесообразно определять как юридически закрепленное место компактного и постоянного проживания людей, обычно отражающееся на карте. Юридическое закрепление необходимо как для населенных пунктов, так и для муниципального образования, в состав которого входят населенные пункты.

Эту проблему можно решить следующим образом. Во-первых, следует определить мегаполисы, которые могут не делиться на внутригородские районы (мы полагаем, что критерием может быть численность населения в 300 000 человек, ниже которой город может составлять одно муниципальное образование). Во-вторых, в городах с большей, чем указанная, численностью населения, должны в обязательном порядке предусматриваться внутригородские районы, то есть эта норма должна быть заложена ФЗ-131. Кроме того, целесообразно наделять статусом муниципальных образований (с ограничением полномочий) отдельные поселки, входящие в составы городских округов.

Правовая регламентация преобразования муниципалитетов

Под объединением понимается слияние двух или более муниципальных образований. Из-за определённых проблем муниципалитетов в экономической, политической, социальной сферах, особенно остро стоит вопрос именно об объединении. Таким образом, в статье будет наиболее правильным рассмотреть ряд вопросов:

  1. Обоснованно ли объединение территорий с точки зрения решения проблемы финансирования.
  2. Насколько целесообразно укрупнять малонаселённые, слабо развитые муниципальные образования.
  3. Может ли решить объединение муниципалитетов проблему с кадровым обеспечением.
  4. Каковы последствия от объединения муниципальных образований на различных примерах?

Следует сразу отметить, что решение всех вопросов, касающихся объединения нужно решать комплексно и в каждом конкретном случае. Но неоспоримо то, что реформирование местного самоуправления необходимо ввиду динамики правоотношений, определённых тенденций к новациям в законодательстве, изменению потребностей граждан, чёткой постановки целей (и их выполнения) и задач на местном уровне и многого другого.

Едва ли не основная проблема почти в любом муниципальном образовании – это проблема с финансированием. Выделенных средств всегда не хватает, планирование бюджета вроде бы должно включать в себя ясно определённые цифры в рамках доходной и расходной части, но к большому сожалению, ситуация в действительности расходится с показателями. Более того, из-за усугубления дефицита средств, муниципалитеты ещё и увязают в долгах, что ещё сильнее ухудшает ситуацию. Но поможет ли объединение двух территориальных единиц ликвидировать финансовую недостаточность?

И опыт объединения с целью восполнения недостатка денежных средств есть. Так, в Ленинградской области уже есть успешный опыт подобного объединения муниципальных образований. Речь идет о Светогорском и Лесогорском городских поселениях Выборгского района Ленингадской области. 2 марта 2009 года там прошел референдум о возможности объединения территорий. Большинство жителей высказались в пользу такого решения. Затем, по обращению местных депутатов, парламентский корпус ЗакСа Ленобласти принял региональный закон об объединении этих муниципальных образований в одно Светогорское городское поселение с административным центром в городе Светогорск.

На основании этого, следует сказать о том, что проблема в обеспечении достаточности бюджета лежит на поверхности, а решить её только лишь объединением крайне проблематично. И вполне очевидно, что местные власти единогласны – нужны инвесторы.

Весьма открытым остаётся вопрос о том, целесообразно ли укрупнять слаборазвитые образования, малонаселённые, с более крупными, стабильными, развитыми?

К. Патраев предлагает следующую некую концепцию по сокращению штата руководителей. И более того, это должно приблизить население к участию в управленческой деятельности, прежде всего там, где действительно наблюдается ситуация с малочисленностью населения. Речь идёт о поддержке развития института старост. И в Ленинградской области даже был принят закон о поддержке сельских старост. Как правило, это люди с активной позицией, с возможностью доносить до вышестоящей власти непосредственно волеизъявление граждан в селе. И власть внутренняя им по сути необязательна, просто нужен контакт с областной администрацией и её же поддержка в решении вопросов местного значения.

Следовательно, исходя из вышесказанного, если объединение возможно, то руководящий штат конечно же необходимо сокращать. В большинстве же случаев следует тщательно формировать, предъявлять высокие требования на замещаемые должности, и безоговорочно учитывать мнение населения.

В заключении статьи следует ответить на последний поставленный вопрос и подвести некоторые итоги исследования вопроса об укрупнении муниципалитетов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для такой процедуры как слияние, следует урегулировать вопрос объединения на законодательном уровне, вполне возможно издать отдельный закон, и только потом ставить вопросы, озвученные в самом начале статьи, об обоснованности объединения (укрупнения) муниципалитетов, так как к каждой ситуации нужно подходить индивидуально.

Читайте также: