Влияние спортивных игр на здоровье детей доклад

Обновлено: 15.05.2024

В том, что подвижные игры оказывают огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка, сходятся мнения педагогов, психологов и врачей. Под подвижными играми подразумевают небольшие игровые упражнения, позволяющие всем участникам в полной мере проявить ловкость и координацию, быстроту и глазомер.

При этом не требуется какого-то особого инвентаря, большого пространства. Но при всей своей простоте подвижные игры выполняют оздоровительную функцию, ведь основным компонентом таких игр являются различные виды многих жизненно важных движений, которые выполняются при разных условиях.

При организации и проведении подвижных игр следует придерживаться такой методики: назвать игру; объяснить основное содержание игры; подать основные правила игры в соответствии с возрастом детей; распределить роли; раздать игрушки и атрибуты; выбрать ведущих ; в процессе игры руководствоваться ее действиями, направлять игроков на творческую инициативу; следить за эмоциональностью, языком, мимикой, жестами, правилами, добиваться от игроков сознательной дисциплины; регулировать психические и физические нагрузки в течение игры; следить за пульсом игроков; организовано закончить игру; проанализировать игру в соответствии с возрастом группы; объявить выводы и предложения; раскрыть конкретные требования к каждому компоненту (проектировочный компонент, конструктивный, коммуникативный, гностический).

Все органы и системы организма тесно связаны между собой, поэтому активизация одного из них влечет за собой усиленную работу других, поэтому даже самые простые подвижные игры позволяют значительно укрепить здоровье, закалить организм ребенка.

Каждое движение вызывает затрату мускульной энергии. Исследования показывают, что под влиянием физических упражнений и подвижных игр дети быстрее и краше растут. Это объясняется тем, что физическая активность способствует усилению обмена веществ, кровообращения и дыхания.

Влияние подвижных игр на функцию дыхания также весьма благотворительно, особенно если занятия физической культурой проводятся на свежем воздухе. Организм при физических нагрузках требует повышенного количества кислорода, ребенок начинает дышать чаще и более глубоко, что способствует увеличению размеров грудной клетки и легких, а также повышает силу дыхательных мышц (межреберных, диафрагмы). Дыхание, учащающееся во время подвижной игры, заставляет сердце биться чаще и усиливать кровообращение, в результате которого ткани гораздо больше, чем обычно насыщаются кислородом и быстрее происходит обмен веществ, выводятся токсины, шлаки, которые могли накопиться в организме.

При этом следует придерживаться правильного (наиболее эффективного) стереотипа дыхания, который заключается в том, что продолжительность вдоха должна быть меньше длительности выдоха. Дети, да и взрослые люди, ведущие малоподвижный образ жизни, почти никогда не дышат полной грудью, воздух успевает восполнять лишь среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких при этом работают недостаточно и могут возникать застойные явления, наихудшими последствиями чего (при определенных условиях) могут стать не только объемно-функциональные недостатки, а и разнообразные легочные заболевания: воспаление легких, хронические бронхиты, плевриты, туберкулез.

Подвижные игры также положительно влияют и на функцию пищеварения и обмена веществ: активизируются процессы всасывания и применение организмом продуктов переваривания белков, жиров и углеводов, уменьшаются запасы жировых отложений, более интенсивно проходит обмен минеральных веществ в костях, межклеточной жидкости.

Подвижные игры хорошо действуют и на нервную систему. За счет усиленного кровообращения нервные клетки получают больше потребительских веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают. Способность нервной системы точно управлять работой определенных групп мышц, что обусловливает координацией (согласованию) движений, наиболее совершенно развивается именно подвижными играми и физическими упражнениями. Человек, который хорошо владеет координацией движений, быстрее усваивает новые сложные элементы физической работы, выполняет их шустрее, чем физически неподготовленный человек.

Систематические занятия подвижными играми вырабатывают у детей чувство ритма, то есть умение выполнять ряд движений в один промежуток времени, а также развивают выдержку, необходимую в как в спорте, так и в любой трудовой деятельности.

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников Содержание Введение…. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью.


К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

вс02.jpg

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

вс03.jpg

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

вс04.jpg

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

вс05.jpg

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

вс06.jpg

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Подготовил инструктор по физической культуре Ларченков А.Е.

Влияние физической культуры на здоровье ребенка.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения у детей беспорядочны, но постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к сожалению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных игр. Два раза в год с детьми проводится диагностика физической подготовленности. Выявляются дети с высоким, средним, низким уровнем.

Планируем индивидуальную работу с отстающими детьми.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно).

Во время выполнения движений, упражнений, упражнений у детей формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают аппетит, повышают работоспособность, укрепляется нервная система.

Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Физическое воспитание ребенка в семье имеет очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья, закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями; разносторонне физическое развитие; владение определенным кругом знаний в области физической культуры; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям, в том числе к будущим повышенным умственным и физическим нагрузкам в школе.

Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае выказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6 . Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравится подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но какие-то качества, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7 . Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет. 9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10 . Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удач!

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

  1. Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.
  2. Соблюдайте режим дня.
  3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
  4. Любите своего ребенка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.
  5. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз
  6. Не бывают плохих детей, бывают плохие поступки.
  7. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
  8. Личный пример здорового образа жизни – лучше всякой морали.
  9. Используйте естественный фактор закаливания – солнце, воздух, вода.
  10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, искусные яства.
  11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе.
  12. для ребенка – совместная игра с родителями

Рекомендации родителям по формированию здорового образа

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск.

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал.

Раскрывает вопросы взаимодействия со специалистами в работе с дошкольниками.

Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателя по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей "Физическая культура" и "Здоровье"

Взаимодействие с воспитателями, медицинским работником, музыкальным руковидителем. учителем-логопедом.


Мой кружок по физической культуре "В здоровом теле-здоровый дух".

Вступительное слово.Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физич.


Консультация для родителей "Влияние физической культуры на здоровье ребенка."

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций.

В век технического прогресса ежедневная физическая активность человека уже не та, что была лет 20 назад. Это касается и сегодняшних детей. Многие мальчишки и девчонки гораздо больше времени проводят с гаджетами в руках, чем бегая и прыгая. Но именно от того, насколько человек подвижен и энергичен, зависит психологическое и физическое развитие, а также здоровье в целом. Сидячий образ жизни непременно ведет к проблемам и патологиям.

Поддерживать организм в порядке помогает спорт. Занятия физкультурой восполняют ежедневную потребность в движениях. Особенно это относится к младшему поколению — спорт влияет на детей исключительно благотворно.

Единственное, что следует помнить — все хорошо в меру! Физические упражнения станут благом, когда человеку комфортно. Если ребенку тяжело — уменьшайте нагрузки. Если ребенку неуютно на занятиях — меняйте тренера или секцию. Если ребенку не нравится вид спорта — смените направление.

Как приучить ребенка к занятиям

В каком возрасте ребенку следует начать заниматься спортом

В каком возрасте отдавать ребенка в спорт?

Когда отдавать чадо в спорт? В 4 года? К первому классу? Или еще позже? Эти вопросы часто становятся камнем преткновения для родителей.

Медики и тренеры единогласны во мнении, что упражнения важны уже с первых месяцев жизни. Но это еще не спорт. До 4-5 лет нужны лишь физкультура и подвижные игры. По достижении этого возраста детей уже принимают в секции. Но основная масса спортивных занятий проходит в игровом формате. Это единственно правильный вариант. В противном случае они превратятся в муштру, подавляющую индивидуальность, и не по годам большие нагрузки.

Уже к 7-8 годам ребенок и психологически, и физически готов к более серьезным тренировкам. Они становятся полноценным спортом с нацеленностью на результат. К этому возрасту уже понятны склонности и интересы мальчика или девочки, соответственно, занятия будут более эффективными.

Какие есть виды спорта

Существует множество видов спорта, доступных в юном возрасте. Наиболее популярны среди летних — футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, легкая атлетика, теннис, а зимних — хоккей, лыжный и конькобежный спорт, сноубординг, фигурное катание. Менее распространены конный спорт, велоспорт, фехтование, альпинизм, биатлон, керлинг.

Для мальчиков предпочтительнее выбирать направления, развивающие силу, выносливость, быстроту реакции. Девочкам больше подходят виды спорта, где акцент сделан на гибкость, пластичность, скоординированность. И все без исключения направления помогают ребенку стать более целеустремленным, ответственным, трудолюбивым.

Влияние на здоровье детей

Влияние занятий спортом на здоровье сложно переоценить. Тренированный человек легче противостоит пагубному воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, становится более резистентным к вирусам, быстрее восстанавливается после болезней и травм. По статистике, почти 80% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и периодически не посещают уроки физкультуры.

Влияние на развитие ребенка

Двигательная активность в детском и особенно в дошкольном возрасте неразрывно связана с общим физическим, интеллектуальным и психоэмоциональным развитием. Спорт гармонизирует его. Дети, посещающие различные секции, сильнее, выносливее и крепче многих сверстников. Они лучше воспринимают, анализируют и проще запоминают информацию. Тренированные дети имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, коммуникабельны.

Влияние на организм ребенка

Неоднократные научные исследования, посвященные тому, как спорт влияет на ребенка, подтверждают его целебное воздействие на все структуры организма. Регулярная физическая активность способствует укреплению иммунитета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, правильному обмену веществ. При некоторых сбоях в организме врачи даже рекомендуют заниматься теми или иными видами спорта. Главное условие — разумные нагрузки.

Влияние на рост ребенка

Однако любые перегрузки тормозят рост. Люди, занимающиеся силовыми видами спорта и борьбой, часто невысоки. Детям до 14 лет сверхбольшие нагрузки запрещены.


В статье рассмотрена проблема развития адаптивной физической культуры для детей-инвалидов.

Автором предложены такие термины, как адаптивная физическая культура, спортивные объекты. В заключении раскрывается крайне неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья россиян и недооценка физической культуры.

В нашей стране физическую культуру и спорт рассматривают, как одно из важнейших направлений. Особое внимание уделяется занятиям физической культурой детьми и подростками. С раннего возраста дети увлечены различными гаджетами, за которыми они проводят большую часть своего времени и совсем не остается времени на прогулки и занятия спортом.

Большинство современных подростков ведут малоподвижный образ жизни, в результате чего появляется излишняя масса тела, кости становятся менее прочными, уменьшается объем мышечной ткани, в эмоциональном плане подростки становятся раздражительными и равнодушными.

Малоподвижные дети нередко отстают в развитии, страдают нарушениями сна, быстрее других устают. И конечно же, здоровый человек из такого ребенка уже не вырастет. Ограничения физической активности повышают заболеваемость и смертность как детей, так и взрослых. Малая двигательная активность может привести к следующим последствиям:

– атрофия мышечной и костной ткани;

– уменьшение жизненной емкости легких;

– нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы;

– застой крови в конечностях;

– ненормальная деятельность центральной нервной системы;

– неправильный обмен веществ и др.

Поэтому важно укреплять защитные силы организма, заниматься физической культурой, которая оказывает благотворное влияние на организм детей и подростков. Физическая культура положительно влияет на рост и развитие детского организма. Дети становятся более дисциплинированными, правильно планируют свой день, более усидчивы и внимательны на уроках, повышается настроение и эмоциональный тонус.

Занятия физической культурой помогают укрепить:

– опорно-двигательный аппарат (кости становятся устойчивыми к нагрузкам, объем мышечной ткани увеличивается в объеме). Укрепление опорно-двигательного аппарата снижает риск развития остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, артроза, грыжи межпозвоночных дисков;

– нервную систему (происходит улучшение координации, организм начинает приспосабливаться к возрастающим нагрузкам, выполнять упражнения становится гораздо проще и эффективнее). Возрастание скорости нервных процессов приводит к тому, что мозг быстрее реагирует на внешние раздражители и принимает верные решения.

– функцию сосудов и сердца (кровеносные сосуды и сердечная мышца становятся выносливее). Во время тренировок органы функционируют в более интенсивном режиме, а мускулатура под воздействием нагрузок требует повышенного кровоснабжения.

– работу органов дыхательной системы (достигается в результате возрастающей потребности органов и тканей в кислороде). Благодаря этому, увеличивается глубина и интенсивность дыхания. Повышение иммунитета.

– метаболизм (в результате регулярного занятия физической культурой в организме гораздо лучше происходит процесс регулирования содержания в крови сахара и прочих веществ).

Дети, регулярно занимающиеся физической культурой в меньшей степени подвержены перепадам настроения, неврозам, депрессии, менее раздражительны и более выносливы и жизнерадостны. Также занятия физической культурой и спортом помогают подросткам не поддаться соблазну принимать алкогольные напитки и курение табака.

Занятия физической культурой нужно начинать как можно раньше. Медики и тренеры считают, что упражнения важны уже с первых месяцев жизни. Детям до года уже можно заниматься плаванием под руководством инструктора и мамы. Занимаясь плаванием, дети лучше развиваются физически, реже болеют простудными заболеваниями, потому что плавание в прохладной воде закаливает организм. Плавание успокаивает гиперактивных и легковозбудимых детей, нормализует их сон и аппетит. Такие дети раньше начинают ходить.

Когда у детей есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — это физические упражнения, которые разделяются на гимнастические, спортивные, подвижные игры. Желательно проведение физических упражнений на воздухе, это повышает их эффективность и способствует закаливанию организма детей и подростков.

В комплексе лечебной физкультуры для детей задействовано большое количество игровых упражнений. Программа занятий составляется исходя из возраста ребенка и уровня его развития. Благодаря лечебной физкультуре усиливается обмен веществ, формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила мышц, организм укрепляется и закаливается.

Чтобы получить положительный результат от занятий лечебной физкультурой нужно заниматься ею регулярно с постепенным увеличением физической нагрузки. Физические упражнения желательно проводить в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес и положительные эмоции.

В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов.

По данным Госкомстата России число детей-инвалидов составило 670 тысяч человек. Наибольшая доля детей с инвалидностью приходится на возраст от 10 до 14 лет.

В настоящее время возникла проблема социализации детей — инвалидов. Процесс социализации детей-инвалидов должен проходить через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой.

Для детей-инвалидов существует адаптивная физическая культура — это неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации.

Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

В детских садах и школах создаются специальные группы и классы для занятий по специальным методикам адаптивной физической культурой.

У детей-инвалидов наблюдается положительный прогноз после занятий адаптивной физкультурой. Улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

Государство уделяет особое внимание развитию и распространению данной спортивной отрасли в обществе.

Однако, несмотря на создание системы повышения квалификации подготовке специалистов по адаптивному спорту все же острой проблемой является нехватка кадров. Большинство тренеров обучались для работы со здоровыми спортсменами. Для занятий с инвалидами не хватает специалистов с необходимыми специальными знаниями, связанными с психологией и медициной.

В регионах недостаточный уровень обеспеченности спортивными объектами, а те, которые имеются, не располагают необходимым вспомогательным оборудованием для занятий инвалидов.

Отсутствие сертифицированных врачей, имеющих специальное образование в области диагностики спортсменов на предмет определения их к спортивному классу в определенном виде спорта.

Заинтересованные ведомства не имеют эффективного взаимодействия между собой. Как правило, работа с особенными людьми сопряжена с определенными рисками. Большинство организаций не готово работать с инвалидами.

Невозможность финансирования восстановительных мероприятий. Спортсмену-инвалиду необходима фармакологическая поддержка и медицинская реабилитация, на которую в регионах не всегда выделяются средства.

Нет обоснованного подхода к планированию учебно-тренировочного процесса со спортсменами-инвалидами, принципов отбора одаренных людей.

Кроме того, в стране до сих пор нет утвержденной федеральной программы социальной реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта, хотя в отдельных городах и регионах программы имеются и успешно работают.

В России сложилась неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья населения, большинство людей недооценивают роль физической культуры в своей жизни.

Необходимо проводить работу в кругу детей и молодежи по привлечению их к занятиям физической культурой, ведь благосостояние нашей страны напрямую зависит от здоровья нации.

Таким образом, физическая культура имеет предназначением развитие и укрепление организма, его защитных функций. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, заниматься спортом, и только так человек способен противостоять многим негативным факторам.

  1. Сунагатова Л. В., Марченкова У. А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 603–607.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, адаптивная физическая культура, лечебная физкультура, ребенок, занятие, Россия, мышечная ткань, неблагоприятная ситуация, опорно-двигательный аппарат, особое внимание.

Читайте также: