Доклад о музее пушкина его место история и коллекции

Обновлено: 14.05.2024

Один из самых известных и красивейших музеев Москвы, знакомый каждому москвичу с самого детства - Пушкинский музей или Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , расположенный по адресу: ул. Волхонка, 12.

Настоящее место притяжения культурной жизни столицы. Если, прогуливаясь по Волхонке, вы увидели невероятно длинный "хвост" очереди - будьте уверены - в Пушкинском точно проходит новая выставка, попасть на которую необычайно интересно!

На рубеже XIX - XX вв . в Российской империи регулярно появлялись частные художественные галереи, основателями которых были меценаты и предприниматели. Идея создания Музея изящных искусств при Московском университете была впервые предложена в 1831 г. княгиней Зинаидой Волконской и профессором Степаном Шевырёвым , однако проект не был воплощён. В 1858 г. с похожим предложением выступил профессор археологии и искусствоведения Карл Герц , но на проект не нашлось финансирования, так же, как не нашлось его и в 1864 г. , когда подобное предложение внес Николай Исаков - директор Публичного и Румянцевского музеев в Москве.

Стоит отметить, что московские музеи второй половины XIX в. не были похожи на современные галереи. Чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев, а экспозиции обычно размещались в помещениях, которые первоначально строились не для проведения выставок, поэтому не всегда хорошо для этого подходили.

Довольно часто и вход на подобные выставки был открыт далеко не для всех, а самым первым общедоступным художественным музеем в России, открытым только в 1885 г. художником А. П. Боголюбовым , являлся Радищевский музей в Саратове.

В 1894 г. Иван Цветаев - знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой , выступая с речью на Первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых , предложил создать учебный музей. Примером послужил "Кабинет изящных искусств и древностей" при Московском университете. Новый музей должен был иллюстрировать развитие искусства от древних времён к Средневековью и Возрождению .

И. Цветаев стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств.

Так, в конце 1896 г. в столичной печати были опубликованы условия конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

На конкурс было представлено 18 проектов 15 архитекторов, из которых семь удостоены премий и наград. Правление университета, согласно условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Выбрали сравнительно молодого, но уже известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна , который в дальнейшем и разрабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея.

Помимо Клейна в строительстве здания с 1898 г. принимал участие инженер Иван Иванович Рерберг , в обязанности которого входило наблюдение за строительством и отчетность.

12 марта 1898 г. Цветаев представил проект здания московского Музея изящных искусств императору Николаю II. Предпоказ макетов был назначен в царской бильярдной, там на столах были размещены крупные макеты.

Император одобрил проект, выделив по ходатайству великого князя Сергея Александровича 200 000 рублей на строительство здания.

В дальнейшем многие инвесторы, узнав об одобрении Николая II, также начали давать деньги на воплощение этого плана. Так, Римский зал был оплачен князьями Юсуповыми , а копия Пергамского алтаря - архитектором Фёдором Шехтелем . Купчиха Варвара Алексеева выделила около 150 000 рублей при четком соблюдении условия, что музей будет носить имя отца императора - Александра III.

Первый камень в фундамент будущего здания музея был заложен в конце 1898 г. на Колымажном дворе в присутствии Николая II и членов его семьи. В тот же день был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Это организация задумывалась как добровольная, а её участники на безвозмездной основе должны были помогать университету в организации научных экспозиций, а также находить средства на его строительство.

Первым председателем стал великий князь Сергей Александрович , покровительствующий музею со дня его основания и вплоть до своей гибели в феврале 1905 г. , а его заместителем был назначен промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов - главный спонсор музея. Секретарём комитета стал сам Иван Цветаев.

Нелишним будет отметить, что строительство началось только после знакомства Цветаева с Нечаевым - Мальцовым - русским фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов, известным и довольно щедрым меценатом.

В 1904 г. в здании случился пожар, который уничтожил большую часть построек и более 175 ящиков слепков, включающих копии из собора Святого Марка в Риме, заказанные незадолго до этого. После пожара многие инвесторы отказались вкладывать деньги в реконструкцию помещений, однако здание было восстановлено благодаря средствам, выделенным именно Нечаевым - Мальцовым.

На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы музея, цветного мрамора для парадной лестницы.

Изготовить 10-метровые колонны в России не удалось, и тогда меценат заказал их в Норвегии , а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы.

В 1897 г. Нечаев-Мальцов приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта . Благодаря ему музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев - Мальцов в общей сложности вложил два из 2,6 миллиона рублей, сумма, которая и сейчас звучит весьма внушительно.

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах, а сложной системы электрического освещения, которую мы видим в современных музеях, в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Конструкцию уникальных стеклянных перекрытий создал для музея В. Г. Шухов . Так при помощи арочных стяжек появился свод, благодаря которому на экспонаты падал естественный свет.

Не менее значительна оказалась роль Цветаева и в формировании облика музея, ведь он рассматривал его не только в градостроительном смысле (близость к Кремлю , соседство с храмом Христа Спасителя ), но и как учебный объект по истории архитектуры.

Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры , или в стиле эпохи Возрождения . В оформлении интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох в соответствии с представленными экспонатами.

Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона , храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421 - 406 гг. до н.э .). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

Внутренняя планировка также соответствовала музейной экспозиции: анфилада комнат второго этажа была предусмотрена для размещения древнегреческих скульптур и античного искусства. Остальные залы отводились под выставки предметов из Древнего Египта, Ассирии , работ Итальянского и Северного Возрождения . Также в музее действовала библиотека с отдельным входом из Колымажного переулка . Внутренние помещения украшались декоративными росписями и живописными панно под руководством художника Игнатия Нивинского .

В оформлении музейной экспозиции Цветаеву помогали деятели русской культуры: В. Поленов, И. Грабарь, К. Коровин, А. Головин, Ф. Шехтель, Н. Кондаков, Д. Айналов, В. Голенищев, Б. Тураев, Д. Иловайский.

Первоначально предполагалось, что в музее будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев знал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением.

Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов римских и греческих скульптур, и в ряде случаев они делались впервые.

Так, в первую экспозицию, представленную на открытии музея, вошли слепки со скульптур раннего средневековья и эпохи Возрождения. Среди подлинных предметов в первоначальной экспозиции находились античные вазы, известная коллекция египетских подлинников и группа итальянских икон XIII - XIV вв.

В музее с самого начала стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства.

Обширная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч памятников), собранная русским ученым-востоковедом В. С. Голенищевым , была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в музей в 1909 - 1911 гг.

Собрание итальянской живописи и предметов искусства XIII - XV вв . было передано дипломатом Михаилом Щёкиным , а великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Дмитрий Хомяков передали итальянские скульптуры XVI - XVII вв . Эти коллекции стали первыми подлинниками в коллекции музея.

Археолог и этнограф, граф А. Бобринский передал образцы французского художественного литья XVIII - XIX вв. Остальные предметы были выкуплены у учёных Н . Лихачёва, В. Шилейко, А. Живаго и Б. Фармаковского.

Согласно городской легенде, самым первым посетителем ещё закрытого музея стал истопник Алексей, который работал у Ивана Цветаева и попросил показать ему музей, ведь в начале XX в. вход в учреждения культуры простолюдинам был воспрещён.

Многие произведения, показанные в музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

Официальное открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось 31 мая 1912 г. в присутствии Николая II и его матери Марии Фёдоровны , а также членов семьи.

В этот же день Ю. Нечаев-Мальцов получил орден Белого орла за свой вклад в развитие искусства, а И. Цветаева назначили первым директором музея.

Открытие вызвало большой интерес со стороны общественности: в первые годы средняя посещаемость составляла 700 - 800 человек в будние дни, а в выходные - 2500 человек. Основной аудиторией музея были преподаватели, студенты, представители интеллигенции и духовного сословия.

Интересны воспоминания из очерка Марины Цветаевой "Открытие музея": "Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла - как страж - в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост - микеланджеловский Давид. Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам. Вдруг - звон, грохот, испуг, отскок, серебряные осколки и потоки: это восемнадцатилетний зять моего отца задел поднос с кавказскими водами, побежавшими и засверкавшими, как породившие их источники. Старички, удостоверившись, что не бомба, успокаиваются.

Старики, старики, старики. Ордена, ордена, ордена. Ни лба без рытвин, ни груди без звезды. Мой брат и муж здесь единственно-молодые. Группа молодых великих князей не в счет, ибо это именно группа: мраморный барельеф. Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что - с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) - с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть."

После революции 1917 г. музей пришёл во временное запустение. Первая экспозиция была открыта в 1920 г. , представляя собой выставку проектов памятника "Освобождённому труду" , а на ее открытии присутствовал В. И. Ленин , что утвердило статус музея как одного из главных мест культурной жизни Москвы.

В 1924 г . музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств . Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда , Кремля , расформированного Румянцевского музея , музея иконописи и живописи И. С. Остроухова , а также из Исторического музея , Третьяковской галереи .

Несколько партий картин было получено из Эрмитажа и Ленинградского музейного фонда.

Таким образом в музее сложилась основа картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше тысячи клинописных табличек и около 3 тысяч других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока .

С учетом нового названия музей получил еще и правительственный план развития, по которому он должен был стать местом собрания мирового изобразительного искусства, хотя до этого момента в экспозиции художественные работы практически не были представлены.

В 1932 г. название снова изменили - учреждение стало Государственным музеем изобразительных искусств , а уже в 1937 г . музею было присвоено имя А. С. Пушкина - в честь столетней годовщины со дня смерти поэта.

В годы Отечественной войны художественные коллекции музея были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск .

Во время бомбардировок Москвы здание музея сильно пострадало, его реконструкция началась в 1944 г . и продолжалась несколько лет.

Первая послевоенная экспозиция была открыта 3 октября 1946 г . под руководством директора музея Сергея Меркурова . Помимо этого были возобновлены археологические раскопки, проводившиеся музеем в Крыму и на Тамани с 1927 г ., а также комплектование и работа по продвижению музея.

В 1948 г. в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства коллекция музея пополнилась картинами Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Матисса и Пикассо , которые в дальнейшем стали визитной карточкой музея. В то же время коллекцию музея пополнили 300 живописных и 80 скульптурных произведений западноевропейских мастеров 2-й половины XIX - 1-й трети ХХ вв .

В истории музея примечателен тот факт, что в 1949 г. вся экспозиция была убрана в подсобные помещения, а в залах разместилась выставка подарков, присланных И. В. Сталину к его 70-летию. Залы были заполнены фотографиями, коврами и картинами с изображениями генсека, а уже после его смерти вся музейная экспозиция была возвращена на место.


В 2012 году Государственный музей А.С. Пушкина отметил свое 55-летие. Правительственный указ о создании в Москве Государственного музея А.С. Пушкина был подписан 5 октября 1957 года. Возникший в составе Государственного Литературного музея и получивший наконец самостоятельность, московский музей А.С. Пушкина за удивительно короткий срок (3, 5 года) подготовил к открытию свою первую экспозицию, открывшуюся ко дню рождения поэта, 6 июня 1961 года.


В этой замечательной экспозиции была представлена новая пушкинская коллекция, собранная к тому времени сотрудниками музея. Она составила основу московской пушкинианы. Музей сразу же стал необыкновенно популярным. Посетителей притягивало многое – и возможность познакомиться с материалами о жизни и творчестве Пушкина в красивых и уютных залах, и радость общения с выдающимися деятелями культуры.


Создание музея – всегда дело рук энтузиастов, подвижников. И наш музей возник тоже благодаря удивительным людям, которых вдохновил гений Пушкина. Вот имена некоторых из них: Н.В. Баранская, Е.В. Муза, С.Т. Овчинникова, Н.С. Нечаева, Е.В. Павлова, Г.Д. Кропивницкая, Н.М. Волович, И.К. Эткин, М.И. Кострова, Ф.Е. Вишневский, А.С. Фрумкина, Л.И. Вуич, А.С. Тишечкина, Н.Г. Винокур, В.В. Гольдберг. И, конечно же, особо следует отметить имя человека, который стал во главе группы специалистов и энтузиастов и положил начало великой истории московского пушкинского дома. Это – Александр Зиновьевич Крейн, основатель и первый директор музея, посвятивший своему детищу всю жизнь, легендарный человек, интеллектуал, собиратель, автор многочисленных публикаций, книг, рассказывающих об истории музея.


Особую роль в истории музея сыграли подготовка и проведение 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина. К этому времени все более остро осознавалась необходимость капитального ремонта основных зданий усадьбы на Пречистенке, реставрации музейных коллекций. Инициатива ГМП получила действенную поддержку правительства Москвы. В августе 1995 года мэр Москвы Ю.М. Лужков посетил музей, который к тому времени был закрыт из-за серьезных аварий и полной изношенности инженерных коммуникаций. Он принял решение о капитальной реконструкции зданий и строительстве нового фондохранилища.

В ходе подготовки к юбилею А.С. Пушкина была реализована грандиозная программа реставрации музейных коллекций. Были отреставрированы, а по существу введены в культурный оборот многочисленные предметы живописи, графики, бронзы, фарфора, экспонируемые ныне на постоянных экспозициях, выставках.


После Государственного Эрмитажа в Ле­нинграде столичный Музей А. С. Пушкина является вторым по ценности собранных в нем памятников искусства Древнего Восто­ка, античного мира и Западной Европы.

Краткая история музея такова.

В 1831 году была обнародована програм­ма будущего музея. В ней в частности ука­зывалось: «. Желательно бы было, чтобы изящные искусства не ограничивались одни­ми мастерскими художеств, но вошли бы непосредственно в круг общественного вос­питания и образовали бы в народе чувство эстетическое. Сей цели невозможно достиг­нуть, не имея перед очами лучших произве­дений резца, кисти и циркуля.

В 1894 году начались работы по проекти­рованию здания для музея. Проект был раз­работан архитектором Р. И. Клейном, полу­чившим за него звание академика архитек­туры. В 1898 году приступили к строитель­ству музея, которое было закончено лишь в мае 1912 года. Пока сооружалось здание музея, его организаторы систематически на­капливали коллекции для будущей экспози­ции. Помимо денежных пожертвований от частных лиц поступали также слепки с древ­нейших произведений искусства. Для буду­щего музея заказывались слепки с прослав­ленных произведений Греции, Италии, Фран­ции, Англии, Германии. Наряду с гипсовыми слепками музей обогащался и оригинала­ми. В 1911 году была приобретена знамени­тая египетская коллекция В. С. Голенищева, отличавшаяся своей оригинальностью и си­стематичностью собраний.

Музей выгодно отличался и внешностью и внутренним устройством. Здание, решенное для музейных целей, строгое по своим ар­хитектурным формам создает впечатление необычайной торжественности.

При входе в музей установлены мемори­альные доски основателю музея профессо­ру Московского университета Ивану Влади­мировичу Цветаеву и строителю здания и автору его проекта Роману Ивановичу Клей­ку. В 1937 году в связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина музей был назван именем великого поэта.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина за годы со­ветской власти значительно пополнил свои коллекции. По составу памятников он был раньше беднее, чем в настоящее время. Его экспозиция ограничивалась отделом Древ­него Востока и отделами скульптурных слепков, относящихся к последующим куль­турам до XVI в. После Октябрьской револю­ции музей обогатился замечательной кар­тинной галереей, подлинными памятниками западно-европейской живописи, выдающи­мися собраниями графического искусства.

В состав экспозиции музея вошли частные собрания западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции живописи, гра­вюр и рисунков бывшего Румянцевского музея, ряд экспонатов из Государственного Эрмитажа и др. Много вещественных па­мятников были доставлены в музей его со­трудниками в результате археологических экспедиций в Крыму и на Северном Кавказе.

Музей обладает замечательными собра­ниями памятников искусства и материаль­ной культуры Древнего Египта. В экспози­ции находятся подлинники, которым свыше 6000 лет. Редчайшая коллекция оригиналов относится к IV тысячелетию до н. э. - III в.

Расположенный в узкой плодородной до­лине реки Нила, Египет уже в глубокой древ­ности представлял собою страну с высокой культурой. Об этом свидетельствуют сохра­нившиеся памятники - гробницы, храмы, статуи, предметы религиозного культа и быта.

В экспозиции музея находятся рельефы из древних гробниц, фасадов, саркофаги, мумии. Как известно, в Египте с древнейших времён культивировался заупокойный культ, который был связан с верой в загробное существование. Отсюда - очень высокое искусство бальзамирования и мумифика­ции. Тело покойника, очищенное от внут­ренностей, пропитывали натрием. Затем оно высушивалось, наполнялось души­стыми веществами, сверху покрывалось смолами и обвивалось льняными бинтами. На лицо покойника накладывалась маска с головным убором. В таком виде тело по­мещалось в гроб. Подобные мумии, хоро­шо сохранившиеся до наших дней, посети­тель видит в музее.

В этом разделе музея много веществен­ных памятников, подтверждающих, что египтяне в древности немало труда и та­ланта отдавали религиозному культу. Тело умершего обкладывалось амулетами. Мно­гие животные объявлялись священными су­ществами. В музее выставлены мумии свя­щенных кошек и других животных.

Кувшины, блюда, сосуды, слепки иллю­стрируют высокую культуру гончарного про­изводства. Ожерелье, бусы, письменные приборы, сосуды для туалета, мелкая скульптура говорят о развитии художест­венного ремесла, а предметы из дерева, камня, фаянса, металла показывают высо­кий уровень искусства. Исключительный ин­терес представляют папирусы (специальный вид бумаги, полученный из стеблей болот­ного растения папируса), по которым так же как и по надписям на древних каменных плитах удалось расшифровать сложную египетскую письменность, состоящую из иероглифов .

Таким образом, уже в те древние време­на в Египте существовала письменность, ре­месло и художественный промысел, утвер­ждающие высокий уровень египетской куль­туры.

В отдельном зале демонстрируются па­мятники искусства стран Передней Азии. На­ряду с древним Египтом в долине рек Тиг­ра и Ефрата, в так называемом двуречье, возникают государства Передней Азии. К концу III тысячелетия до н. э. образуется сильное Вавилонское царство со столицей Вавилоном. В древности Вавилонское царст­во также славилось весьма высокой и пере­довой для своего времени культурой.

В музее представлены подлинники многих письменных документов; торговые догово­ры, купчие на рабов, дипломатическая пе­реписка и др.

К концу 11 тысячелетия до н. э. возвыси­лось и другое древнее государство - Асси­рия. Необыкновенным ассирийским искусством мы восторгаемся и по сей день. Его архитектура, дворцы, крепости вызывают и сегодня всеобщее восхищение своей масш­табностью и величественностью. В музее представлены слепки ассирийской куль­туры с фантастическими существами. Такие огромные фигуры ставились у входа во дворцы ассирийских владык. Помимо слеп­ков, в экспозиции представлен также и ряд подлинников.

музей изобразительных искусств им пушкина

Начальный вклад в развитие музея изобразительных искусств имени Пушкина внес отец Марины Цветаевой, ученый Иван Владимирович. Он создал первую выставочную коллекцию экспонатов. Сейчас музейный фонд учреждения насчитывает 670 тыс. произведений мирового искусства. Именно за это музей ценится русскими и зарубежными искусствоведами.

на карте

  • Понедельник Закрыто
  • Вторник 11:00–19:00
  • Среда 11:00–19:00
  • Четверг 11:00–20:00
  • Пятница 11:00–20:00
  • Суббота 11:00–19:00
  • Воскресенье 11:00–19:00

История создания Музея изобразительных искусств им. Пушкина

Идея создания общественной выставки искусств возникла в аристократических кругах еще во времена царской России. Однако вспомнили о ней лишь к концу XIX в. Николай II, будучи лицом Российской империи, лично одобрил строительство музейного объекта.

Здание музея сегодня.


Окончательный проект здания был разработан архитектором Р. И. Клейном.

Макет был подготовлен Цветаевым. Демонстрация музейных набросков была произведена в 1898 г. на личном приеме у императора. Основание музея искусств состоялось в 1912 г. в историческом центре Москвы на Волхонке.

За более чем вековую историю руководство заведения приобрело столько музейных экспонатов, что современники могут изучать историю мировых искусств в стенах одного здания.

По числу хранящихся в выставочных залах (архивах) произведений живописи и скульптуры музейный комплекс уступает лишь Эрмитажу.

Художественный замысел

Не дождавшись помощи из окружения, Цветаев обращается к Николаю II. Демонстрация проекта проводится в императорской бильярдной, на столах которой размещаются макеты будущего здания и его отдельных архитектурных элементов. Одобрение строительства самим императором вносит коррективы в планы профессора. Помимо финансовой помощи из казны, Цветаев получает поддержку крупных меценатов. Формируется команда идейных сподвижников, которые соглашаются выкупать картины и скульптуры у частных коллекционеров.

По замыслу выставочный музей искусств должен был сформировать у посетителя чувство художественного вкуса.

Неспроста для коллекции изначально были выбраны работы античных мастеров — то, на чем строилось европейское искусство.

Возведение здания

Первый камень будущего музея был заложен в 1898 г. при личном присутствии императора. Спонсорами экспозиции стали князья Юсуповы, купчиха Алексеева, приближенные императора. Основной вклад в строительство музейного комплекса внес предприниматель Ю. Нечаев-Мальцов, потративший на выставку более 2,6 млн руб.

Строительство Пушкинского музея.


Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники (фото 1905 года).

Архитектор и инженер музейного комплекса были выбраны посредством всероссийского конкурса, условия которого разрабатывал лично Цветаев. Первые пять лет работы прошли впустую из-за пожара, уничтожившего большую часть выставочных построек и находящихся в них предметов искусств. Дальнейшая реконструкция музейного объекта в основном финансировалась Нечаевым. Другие меценаты отказывались браться за безнадежный проект.

Залы музейного здания строились с учетом размещения скульптур в полную высоту. Планировка второго этажа выставки представляла собой анфиладу комнат, последовательно примыкающих друг к другу. На верхних этажах размещалась музейная экспозиция Античности и Средневековья. Для лучшего обзора шедевров искусства в конструкции здания был предусмотрен арочный свод со стеклянными перекрытиями. Он служил естественным источником света, позволяющим разглядеть все тонкости работ мастеров.

Первый этаж музейной выставки искусств был задуман под экспозицию предметов из стран Европы эпохи Возрождения, древнего Египта и Ассирии. Залы оформлялись росписями и панно художника И. Нивинского.

Внешний дизайн музея искусств разрабатывался под руководством Нечаева-Мальцова. Морозостойкие колонны из мрамора были заказаны в Норвегии, парадная лестница из разноцветного камня — в Венгрии. Фриз, фрески, настенные панно полностью скопированы с работ Собора Святого Марка. Музейное здание строилось в античном стиле эпохи неоклассицизма с элементами греческого декора.

Открытие

Торжественное открытие музея искусств прошло спустя 14 лет после закладки фундамента — 31 мая 1912 г. В качестве главных гостей на официальное мероприятие были приглашены члены императорской семьи и Нечаев-Мальцов.

Пушкинский музей в день открытия.


Так выглядело здание в день открытия — 31 мая 1912 года.

Первые выставочные экспозиции состояли из слепков со скульптур. Все они заказывались за границей. Копии музейных экспонатов выполнялись по технике гипсового литья. Такой метод позволяет восстанавливать точные копии скульптур. Так появилась первая музейная выставка изваяний, скульптурных композиций Античности, Средневековья и Ренессанса. Выставочный зал музея искусств был дополнен принятыми в дар коллекциями аристократов.

Заведение с первых дней работы стало популярным среди просвещенной молодежи, профессоров и художников.

В нерабочие дни число гостей музея превышало 2 тыс. человек — неслыханная по тем временам посещаемость.

Формирование коллекции

Первоначально выставочная коллекция состояла из экспонатов, находящихся в распоряжении Московского университета. Перед открытием Цветаеву удалось выкупить собрание египетских древностей у частного коллекционера В. Голенищева.

Коллекция Голенищева.


Коллекция Голенищева вошла в число первых экспонатов Пушкинского музея.

После революции музейные залы пополняются живописью. В дар принимались картины частных коллекционеров, меценатов (Юсуповых, Бобринского, Брокар, Хомякова, Шуваловой, Щукина и др.). Часть полотен выкупалась у ученых (Н. Лихачева, В. Шилейко, А. Живаго и Б. Фармаковского). Художественная коллекция быстро пополнялась за счет копий полотен, написанных в XIX-XX вв.

Советское время

После революции заведение было закрыто. Первая музейная выставка, посвященная освобождению труда, прошла только в 1920 г. На ней лично присутствовал В.И. Ленин. После этого главный музейный объект Москвы решили переделать под галерею мировой живописи. Проектом занялись ученые Н. Романов, А. Эфрос, В. Лазарев. Выставочные залы постепенно пополнялись картинами зарубежных романистов, импрессионистов, авангардистов, классицистов.

После Великой отечественной войны музею искусств имени Пушкина достаются работы Пикассо, Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Дега, Матисса, а также живопись американских художников. Музейные выставки проводятся все реже. К концу 1949 г. руководством было принято решение оформить одну постоянную экспозицию, посвященную Сталину (в честь 70-летия). Пять лет подряд музей экспонировал коллекцию подарков вождя от народов республик и зарубежных стран.

Выставка подарков Сталину в Пушкинском музее.


Основную массу подарков составляли предметы с изображениями Сталина – ковры, панно, вазы, около 1000 статуй и бюстов вождя и его соратников.

Во второй половине XX в. работники заведения занимаются преимущественно экспедиционно-разведывательной деятельностью с целью пополнения музейного фонда археологическими находками. Музей начинает функционировать как площадка для временных выставок.

Список директоров

За годы работы заведения пост директора принимали различные деятели науки, культуры и искусства.

  • И. Цветаев;
  • В. Мальмберг;
  • В. Гиацинтов;
  • Н. Романов;
  • Ф. Ильин;
  • В. Полонский;
  • Б. Этингоф;
  • И. Бык-Бек;
  • А. Васильев;
  • В. Эйферт;
  • И. Коротков;
  • В. Крылова;
  • С. Меркуров;
  • Н. Слоневский;
  • А. Замошкин;
  • И. Антонова.

Должность действующего директора музея искусств им. Пушкина занимает Марина Лошак.

Названия

Название заведения менялось несколько раз.

  1. Музей изящных искусств имени Александра III при Императорском Московском университете (1912-1917 гг.). Первое название было дано по просьбе родственников царя Александра III.
  2. Музей изящных искусств при Московском университете (1917-1923 гг.). Название дано заведению после пополнения выставочных коллекций картинами, иконами, предметами быта и искусства. Первоначально экспозиции формировались только слепками.
  3. Государственный музей изящных искусств (1924-1932 гг.). Заведение становится самостоятельным культурным объектом, отделенным от Московского университета, что отражается в новом названии.
  4. Государственный музей изобразительных искусств (1932-1937 гг.). Заведение меняет профориентацию на изобразительное искусство — публике показываются выставка живописи мирового уровня, редкие работы художников.
  5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (с 1932 г.).

Пушкинский художественный музей в Москве в наши дни

Сейчас музей располагает несколькими локациями (филиалами), доступными для посещения. Постоянные экспозиции дополняются временными выставками коллекций, в стенах здания проводятся тематические вечера и торжества. В 2018 г. заведение вошло в ТОП-50 самых посещаемых музеев мира.

Экскурсии в музее имени Пушкина.


Пушкинский художественный музей пользуется заслуженной популярностью и у молодежной аудитории.

Локации ГМИИ

Большинство локаций музея расположены в пешей доступности друг от друга.

Главное здание

В главном здании основана постоянная музейная выставка экспонатов с античных времен до начала XIX в., в т. ч. коллекция слепков Цветаева, древнеегипетские саркофаги и реликвии, подлинники живописи русских и зарубежных художников. Заведение находится на Волхонке, 12.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

В выставочном зале экспонируются коллекции работ импрессионистов, авангардистов, реалистов, абстракционистов и др. Здание расположено на Волхонке, 14.

Отдел личных коллекций

Выставочный отдел экспонирует полные собрания картин частных коллекционеров, которые передали их в распоряжение музея на общественных началах. Заведение музея находится на Волхонке, 10.

Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева

Музей демонстрирует слепки произведений искусства, найденных в древней Греции, Италии, Египте, Азии. Здание музея расположено на Чаянова, 15.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Квартира Рихтера.


Мемориальную квартиру Святослава Рихтера называют местом концентрации творческих сил и переплетений судеб.

В школе проводятся уроки эстетики на основе выставок художественного музея имени Пушкина. Центр расположен на Колымажном переулке, 6/2.

Усадьба Вяземских-Долгоруковых

В здании ведется реконструкция после передачи усадьбы во владение музейного городка. Заведение музея находится на Малом Знаменском переулке, 3/5.

Дом текста

В музейном здании находится открытая библиотека ГМИИ имени Пушкина, кафе, книжный магазин, медиатека и выставочные площади для читателей. Здание музея расположено на Малом Знаменском переулке, 8/1.

Музейные экспозиции

Музейные выставки разделены по жанрам.

Слепки

Скульптуры

Итальянский дворик в Пушкинском музее.


Итальянский дворик в Музее им. Пушкина — это культовое место и для москвичей, и для приезжих ценителей искусства.

Художественная коллекция

Музейная коллекция располагает более 350 тыс. картин, написанных мастерами различных столетий. Экспозиции представлены работами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Гогена, Рембрандта, Репина, Врубеля и др. Выставка художеств дополнена иконами, мозаиками из Италии и Византии, живописью на дощечках, объемными абстракциями, выполненными из металла.

Египетское собрание

Коллекция экспонатов из Египта насчитывает более 800 оригинальных находок, в числе которых саркофаги с мумиями, настенные рельефы, погребальные маски, украшения, предметы быта, сосуды, амулеты. Самые дорогие экспонаты представлены орудиями труда и быта, церемониальными предметами для проведения обрядов.

Графика

Общее количество гравюрной графики в коллекции составляет 150 тыс. единиц. Музейный фонд графики сформирован из частных коллекционных собраний (рисунки художников, исторические документы, фотографии, картины).

Нумизматика

Предметы нумизматики на музейной выставке представлены многочисленными коллекциями монет, медалей, бонов, гемм и слепков с камней. Всего на хранении в музее находятся около 150 тыс. экспонатов античной, западноевропейской, русской, восточной культур.

Виртуальная площадка

Виртульная площадка Пушкинского музея.


Виртуальные туры дают возможность поб­ро­дить по Пуш­кин­ско­му му­зею не вы­ходя из до­ма.

Интересные факты

Музей ежегодно посещает более 1 млн человек. Однако прибыль, полученная от продажи билетов, не может покрыть всех затрат. Стоимость подготовки одной музейной выставки редко обходится дешевле 1 млн евро. При этом в год может экспонироваться до 40 коллекций с предметами искусств.

Практическая информация

Перед посещением музейного комплекса требуется ознакомиться с информацией на официальном сайте.

Адрес: как добраться

На метро до станции Кропоткинская. Далее по указателю на Волхонку, 12.

Режим работы

Заведение музея открыто 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. По четвергам и пятницам рабочие часы — с 11 утра и до 9 вечера. В остальные дни заведение закрывается на час раньше.

Стоимость билетов

Цена входа в музей без дополнительных услуг (аудиогид, специальные коллекции) составляет 400 руб. для взрослых. Для студентов и детей посещение выставок бесплатное.

Льготные билеты в музей предполагают скидку 50% (пенсионеры, инвалиды).

Контакты

Отзывы посетителей

Нина, 31 год, Екатеринбург

Красивая архитектура здания и впечатляющие музейные коллекции предметов искусства, бесплатный вход для детей.

Светлана, 38 лет, Москва

Уникальные музейные коллекции картин и скульптур! Античное искусство! Приятно удивлена музейными онлайн-гидами.

Интересная коллекция древностей, необычная выставка монет! Низкая цена билета.

Художественный музей имени Пушкина всего за сто с небольшим лет своего существования стал знаменитым на весь мир. Его коллекции сравниваются с экспозициями Эрмитажа, Лувра и Метрополитен-музея. Именно за мировой уровень заведения и многогранность представленных коллекций произведений искусства туристы называют его лучшим.

Читайте также: