Медиарынок в россии доклад

Обновлено: 03.07.2024

В течение последнего десятилетия российская индустрия СМИ развивалась динамично и поступательно. Несомненно, этому спо собствовали и наметившийся в последнее десятилетие экономи ческий рост, и вызывающий рост рекламного рынка, и наличие либерального законодательства о СМИ, и стабильный интерес россиян к отдельным видам СМИ — качественным газетам, глян цевым журналам, нишевому ТВ, музыкальному радио, Интернету. Несколько обстоятельств повышают значение современной медиа-индустрии в экономике России.

Повышение покупательской способности россиян, несомнен но, способствует и развитию платных форм телевидения (кабель ного, спутникового), Интернета, а также мобильной телефонии как среды для распространения информационных продуктов — новостей, сводок погоды, рекламы.

В-третьих, на фоне существующего экономического роста ста новится очевидным и развитие рекламного рынка в России. Как и для любой индустрии СМИ в развитых странах, это имеет боль шое значение: массмедиа и в России являются важнейшими рекламоносителями. Специалисты отмечают прямую связь между со стоянием национальной экономики, уровнем развития рекламно го рынка и состоянием индустрии СМИ. Показательно, что в Рос сии в последние годы доля рекламной индустрии, рассчитанная как процентное отношение объема рекламного рынка к валовому внутреннему продукту, составляет 0,9%'. Причем рост за 4 года составил почти 300%, что лишний раз говорит о динамизме раз вития медиаиндустрии (табл. 8). Доля рекламной индустрии Рос сии в ВВП вполне сопоставима с аналогичным показателем, на пример, по Австрии, где он составляет около 1%.По общему объему российского рекламного рынка — 3,855 млрд долл. (данные2004г.)— Россия находится на 13-м месте в мире и на 6-м в Европе.

В последние годы наша страна прочно обоснова лась в первой десятке стран с самыми высокими темпами роста рекламных расходов. В этой десятке по объему рынка наша страна уступает только Китаю (его показатель составляет 8,5 млрд долл.). Важно подчеркнуть, что общий экономический рост ведет и к повышению роли региональных рекламных рынков, что прино сит региональным СМИ новые доходы. Если в середине и конце 1990-х годов для рекламодателей наиболее привлекательными рекламоносителями были общенациональные СМИ, прежде все го ТВ, то в течение последних лет востребованность региональных СМИ на рекламном рынке существенно возросла. В 2004 г. объем региональной рекламы в общем объеме российской рекламы со ставил 28%, показав более чем 30%-ный рост. Правда, следует уточ нить, что российский рекламный рынок все еще недостаточно развит. Россия отстает от многих стран по ряду параметров, преж де всего по отношению общего объема рекламного рынка к ВВП и по рекламным затратам на 1 человека — 36 долл.

Таким образом, развитие современной российской журналис тики напрямую связано с формированием российских массмедиа в качестве отдельной индустрии, стабильно увеличивающей свою привлекательность и для российских рекламодателей, и для зарубежного капитала.


Эксперты Deloitte представляют исследование, посвященное влиянию ограничительных мер на медиапотребление россиян во время и после режима самоизоляции, а также обзору потребления контента по основным медиаканалам и мониторингу общих трендов.

Ограничительные меры оказали значительное влияние на медиапотребление россиян. С одной стороны, заметно увеличился средний индекс медиаактивности по сравнению с предыдущим годом, причем наиболее высокий рост характерен для показателей использования Интернета: увеличилась доля пользователей практически всех видов активности в Интернете. Наибольший рост показали прослушивание подкастов, музыки и радио, совершение покупок в онлайн-магазинах, а также выполнение рабочих обязанностей.

В то же время наблюдается сокращение аудитории многих медиаканалов (телевидения, печатных СМИ и т. д.) по сравнению с 2019 годом. При этом на фоне снижения доли аудитории активность и время, проведенные потребителями медиаконтента на любимых каналах, в 2020 году заметно увеличились.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

В последние годы классические каналы распространения телевизионных программ сдают позиции. Вместе с тем отмечается рост популярности интернет-телевидения, увеличивается доля аудитории, получающей доступ к контенту на смартфонах и компьютерах.

Сохраняется тенденция постепенного сокращения доли россиян, пользующихся телевидением. В 2020 году 88% респондентов смотрели телевизор в последние две недели, что является самым низким показателем за последние пять лет (в 2015 году — 94%). Однако респонденты, которые пользуются телевидением, отметили значительное увеличение своей активности (+28%) в использовании телевидения за последний год. В 2019 году данный показатель равнялся −4%.

Среди потребителей телевизионного контента продолжает расти доля зрителей интернет-телевидения при снижении распространения других способов подключения. В 2020 году доля пользователей интернет-телевидения составила 43% (в 2019 году — 41%, в 2018 году — 38%), индивидуальных кабельных антенн 30% (в 2019 году — 35%), общих антенн или эфирного телевидения 23% (в 2019 году — 27%).



Активность радиослушателей стабилизировалась после падения, начавшегося в 2015 году. В основном пользователи обращаются к этому каналу распространения информации за развлекательным контентом (зарубежная и русская музыка). Популярность радио как источника новостей продолжает снижаться.

С 2015 года темпы снижения активности использования радио замедлялись и в 2019-2020 годах стабилизировались на уровне 56% (в 2018 году — 59%, в 2017 году — 62%).

Среди пользователей радио самыми популярными рубриками остаются зарубежная и русская музыка (89% и 87% соответственно). Популярность радио как источника новостей продолжает снижаться по мере роста значимости социальных сетей, блогов, подкастов и онлайн-видео. Наиболее популярные устройства для прослушивания радио как в рабочие, так и в выходные дни — автомагнитола (41%), радиоприемник (23%) и смартфон (16%).



В 2020 году среднее время прослушивания подкастов увеличилось на 4 минуты (по сравнению с 2019 годом) — до 44 минут в день. Лидерами как по общей популярности, так и по темпам роста за год стали подкасты на тему кино, музыки и искусства (78% слушателей, +4% п. п. к 2019 г.), а также новостей (73% слушателей, +4% к 2019 году).

Доля пользователей беспроводного Интернета растет пятый год подряд — до 53% в 2020 году (в 2015 году — 44%). В 2020 году значительно ускорился рост доли пользователей мобильного Интернета — 41% (в 2015 году — 29%). В последние годы падение популярности прямого подключения к Интернету через кабель остановилось на уровне 42–43% (в 2015 году — 52%).

Среди устройств для выхода в Интернет наибольший прирост показали смартфоны (+4 п. п. к 2019 году — до 92%) и ноутбуки (+3 п. п. к 2019 году — до 77%). Доля пользователей Интернета со стационарных компьютеров составляет 70% и не меняется в последние годы.

Популярность газет падает быстрее, чем популярность журналов. Также отмечается уменьшение количества читателей печатной литературы и электронных книг.

Объем чтения печатных СМИ продолжил снижаться, достигнув самого низкого показателя за последние пять лет. В 2020 году только 38% респондентов читают печатные СМИ хотя бы один раз в две недели по сравнению с 57% в 2015 году.

Снижение популярности чтения как способа потребления медиа контента отмечается по всем каналам. Кроме печатных СМИ, в 2020 году сократилась доля респондентов, читающих печатные книги (36%, −6 п. п. к 2019 году) и электронные книги (38%, −1 п. п. к 2019 году).

Популярность газет снижается быстрее, чем журналов. Хотя бы иногда газеты читают 53% респондентов (-5 п. п. к 2019 году), журналы — 54% (-2 п. п. к 2019 году).

Среди читателей печатных СМИ выросла доля пользователей бесплатных СМИ (28%, +1 п. п. к 2019 году) и нерегулярно покупающих определенные печатные СМИ (22%, +4 п. п. к 2019 году) за счет небольшого снижения в остальных категориях.

Продолжается рост популярности смартфонов, при этом самой востребованной функцией на этом типе устройств являются мессенджеры. Также растет и популярность планшетов, основными целями использования которых являются выход в Интернет и подключение к телевидению.

В 2020 году продолжился рост распространения смартфонов. Уже 95% респондентов владеют смартфонами по сравнению с 91% в 2019 году и 72% — в 2015 году.

Первое место по уровню востребованности среди функций смартфона третий год подряд занимают мессенджеры: 42% респондентов отметили, что стали пользоваться ими чаще. Также продолжает расти востребованность приложений социальных сетей (35%) и звонков по Интернету (33%).

Топ самых популярных мессенджеров также не меняется третий год подряд. Наибольший прирост в использовании в 2020 году у Telegram (до 50%, +10 п. п. к 2019 году).

Смартфоны остаются наиболее популярным устройством для подключения к Интернету и имеют наиболее высокий прирост пользователей за год. В 2020 году 92% респондентов подключались к Интернету с помощью смартфонов, что на 4 п. п. выше по сравнению с 2019 годом.

Большинство пользователей по-прежнему используют Интернет с помощью смартфона часто и на длительный промежуток времени (64%), и эта доля выросла на 2 п. п. по сравнению с 2019 годом.

Распространенность планшетов в 2020 году достигла 60%, но используют планшеты только 51% респондентов (-2 п. п. к 2019 году). Основными целями использования планшета являются выход в Интернет и подключение к телевидению (50% и 41% респондентов соответственно), наибольший прирост у применения планшета — использование видеоигр (44% респондентов, +26 п. п. к 2019 году).

Стратегии выхода в Интернет с помощью планшета практически не изменились по сравнению с 2019 годом. На 1 п. п. больше респондентов подключаются к Интернету с помощью планшета часто и на длительный период времени (33%), на 2 п. п. меньше — редко и на короткий период времени (25%).

В условиях роста рекламного шума (повышенного клаттера) отклик на рекламу снижается по всем каналам распространения, кроме телевидения и поисковой рекламы.

Популярность программ блокировки рекламы продолжает расти на всех устройствах, причем на смартфонах и планшетах опережающими темпами. В 2020 году уже 40% респондентов используют такие программы на мобильных устройствах (+12 п. п. к 2019 году) и 44% — на компьютерах и ноутбуках (+2 п. п. к 2019 году).



Среди каналов рекламы самую высокую оценку полезности, как и в 2019 году, получили реклама по телевизору (18%) и поисковая реклама (3%). К наименее полезным форматам респонденты относят обзвон клиентов по телефону (-71%), рекламу в аудиоконтенте (-66%) и спонсорскую рекламу (-51%).

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, COVID-19, Телекоммуникации и Медиа, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию сектора телекоммуникационных услуг.

Среди современных средств массовой информации ключевую роль занимает телевидение, причем в национальной медиаиндустрии именно телевидение является наиболее динамично развивающейся сферой.

Бурное ее развитие во многом объясняется тем, что в девяностых годах прошлого века СМИ также перешло к рыночной экономике от используемой ранее административно-командной. Количество каналов и объем телерынка начали очень быстро расти при появлении и дальнейшем развитии цифровых технологий, однако, с другой стороны, идеи новых программ стали появляться не настолько часто, насколько требуется, а следовательно, образовался их дефицит. Продюсеры стали обращать внимание на то, что делают их зарубежные коллеги. Перенимать и адаптировать к национальной среде некоторые популярные за границей телеформаты.

http://serializm.com/russkie-serialy/

Телеформатами принято называть единые сложные объекты, состоящие из совокупности результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть как охраняемыми, так и не охраняемыми. Эта совокупность применяется для того, чтобы аудиовизуализировать произведение, которое для последующего производства в прочих странах распространяется по лицензии. В российском телеэфире сегодня имеется очень много адаптированных зарубежных форматов, они лежат в основе многих телепрограмм. Отечественные каналы, что характерно, такие форматы в основном покупают, продавать за границу нашу продукцию такого типа удается достаточно редко. Кроме того, нужно учитывать, что к аудитории адаптация приобретенных форматов проводится продюсерами чаще всего интуитивно, поскольку на нашем рынке до сих пор не систематизированы и не выявлены правила и особенности переработки форматов. До сих пор не имеется никаких полноценных научных исследований, которые бы затрагивали этот вопрос.

Зарубежные сериалы активно используются нашими кинопроизводителями как пример, они заимствуют сюжет и добавляют в него какие-то национальные особенности. Впрочем, немало появляется на экранах и чисто российской продукции в виде программ и сериалов, но отклик потребителя она пока большой не получает. Объясняется это многими факторами, повлиять на которые даже сами изготовители такой продукции не всегда в силах. Это, возможно, некоторое предубеждение зрителей, не способных серьезно относиться к предлагаемым нашими продюсерами продукции. В целом, наш рынок и сегодня остается достаточно закрытым и ориентированным на местного зрителя, хотя ситуация постепенно и меняется к лучшему.

Читайте также: