Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в тверской области в 2018 году

Обновлено: 02.07.2024

Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Правительство Свердловской области Официальный сайт Электронная приемная "Обращения граждан" Интернет-портал Сообщи о свалке Сообщи о свалке Открытое правительство Свердловской области С 01 января 2014 года на портале функционирует раздел "Соцопросы". ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ РЕГИОНОВ V Всероссийский Конгресс Лидеры России Открытый конкурс для руководителей нового поколения. Не упустите возможность попасть в сообщество лидеров, которые определят будущее России. Президентская программа Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации Технический отчет (для продления лимитов) Технический отчет (для продления лимитов) Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации Шарташский лесной парк . Экологическое волонтерство Экологическое волонтерство Инвестируй в Свердловскую область * Путеводитель по природному парку ОЛЕНЬИ РУЧЬИ . Бесплатная юридическая помощь Бесплатная юридическая помощь Государственные услуги Портал государственных услуг Сила Урала . Единый реестр проверок Единый реестр проверок Другое Дело Другое дело - это платформа, на которой ты получаешь бонусы за то, что становишься лучше сам и помогаешь улучшить жизнь других! 85-летие Свердловской области 85-летие Свердловской области Книга всенародной памяти Память о солдатах Великой Победы, героях сопротивления, тружениках тыла, и жертвах геноцида "Семейная ипотека с государственной поддержкой" В рамках программы "Семейная ипотека с государственной поддержкой" возможно взять кредит на покупку недвижимости или оформить рефинансирование ранее оформленной ипотеки по льготной ставке. Многофункциональный центр Свердловской области Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (МФЦ). Карта доступности объектов интернет портала государственной программы "Доступная среда" Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Год2020.рф — официальный сайт Года памяти и славы Ресурс содержит информацию об основных акциях и мероприятиях, проводимых в рамках Года памяти и славы по всей России. ФГИС Наша природа Целью создания ФГИС "Наша природа" является организация постоянно действующего механизма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и рядовых граждан, проведение мероприятий, направленных на ликвидацию последствий нарушений в сфере экологии Информационный ресурс посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили. Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей ГИС ЗПП Работа в России Портале "Работа в России"

© 2022 Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области

Транспорт в регионе загрязняет воздух практически в 5,5 раз активнее, чем предприятия.

ВОЗДУХ

Доклад содержит данные по трём годам: 2010, 2017 и 2018. В 2017 и 2018 годах уровень загрязнённости воздуха в Тверской области оценён как низкий, в то время как в 2010 году он был очень высоким.

Общий объём выбросов в атмосферу снижается

По объёму выброса в воздух загрязняющих веществ Тверская область занимает 9 место среди регионов ЦФО. Позитивный момент в том, что в последнее время общие объёмы вредных выбросов в атмосферу в нашем регионе снижаются.

Среди наших ближайших соседей — Московской, Смоленской, Ярославской,Псковской, Новгородской и Вологодской областей — снижение количества выбросов наблюдается ещё только в Вологодской области.

Транспорт загрязняет воздух больше, чем промышленность

Интересная картина усматривается в статистике загрязнения воздуха со стороны предприятий и автотранспорта: транспорт у нас загрязняет воздух практически в 5,5 раз активнее, чем предприятия. Последние выбросили в воздух в 2018 году 27,7 тысяч тонн загрязняющих веществ, а транспорт — 149,6 тысяч тонн.

Среди наших соседей такой огромный перевес в сторону загрязнения воздуха транспортом наблюдается только у нас. Так, в Московской области, с их то плотностью населения, автотранспорт загрязняет атмосферу в 3,6 раз больше, чем предприятия, в Новгородской — в 1,3 раза, а в Вологодской и вообще наибольшая доля вредных выбросов приходится на предприятия.

С 2010 года загрязнение атмосферы предприятиями в Тверской области снижается, в то время как вредоносный выхлоп от транспорта всё больше растёт. Выбросы предприятий в 2018 году сократились по сравнению с 2017 на 62,7 %, а по сравнению с 2010 г. – на 53,9 %. А загрязнение воздуха автотранспортом по сравнению с 2017 г. увеличились на 6,5 %, с 2010 г. – на 17,1 %.

Учитывая, что мониторинг воздуха согласно данным доклада проводился в Твери, с большой долей уверенности можно сказать, что в будущем нас ждёт ещё больший перевес в сторону загрязнения атмосферы так называемыми передвижными источниками, учитывая ликвидацию трамваев, упадочное состояние троллейбусного парка и увеличивающееся количество автобусов и маршруток.

ВОДА

Потребление воды высокое

Общее использование пресной воды в 2018 году в регионе составило 1105,49 млн кубометров, это почти на 10% меньше, чем в 2017 году и на 26 % меньше, чем в 2010 году. Бытовое потребление воды на душу населения за год снизилось на 6,5% и составило 58 кубометров в год на человека. Это достаточно высокий показатель. Например, в Новгородской области человек использует за год в среднем 37 кубометров воды, а в Псковской области — 33 кубометра.

Загрязнение воды снижается

Сброс загрязненных сточных вод без очистки в 2018 году в Тверской области по официальной статистике зафиксирован не был. Здесь мы позитивно отличаемся от всех наших соседей. Наибольшее количество неочищенных стоков за 2018 год было слито в Московской области — 25,6 кубометров.

Сброс загрязненных недостаточно очищенных сточных вод в Тверской области за 2018 год составил 73,58 млн кубометров. По сравнению с 2017 годом сброс таких вод у нас снизился на 5,3%, а по сравнению с 2010 стал меньше на 26,0%. Снижение недостаточно очищенных сточных вод зафиксировано у всех наших соседей.

ОТХОДЫ

Количество образованных за 2018 год в нашем регионе отходов составило 0,06 млн тонн. При анализе ситуации с отходами обнаружился весьма странный факт — по сравнению с предыдущим, 2017 годом, количество образованного на территории Верхневолжья мусора уменьшилось на 94%!

Таким образом в 2018 году количество отходов, образованных в Тверской области, стало самым маленьким не только среди наших ближайших соседей но и по ЦФО, что отдельно отмечено в рассматриваемом докладе, однако о причинах такой ситуации ничего не говорится.

Среди наших соседей, конечно, также есть регионы, где количество мусора снизилось, но разница не сопоставима с той, которая зафиксирована в Тверской области. Например, в Смоленской области в 2018 году произведено на 18% меньше мусора, чем в 2018. А в Псковской области и столичном регионе мусора учтено больше, чем годом ранее.

Цифры, касаемые утилизации мусора, так же особо удивляют: за год утилизировано 0,016 млн тонн, в то время как в 2017 было почти на 96% больше. Количество захороненных отходов в 2018 году составило 0,019 млн тонн, этот показатель сократился с 2017 года на 94,4 %.

НАРУШЕНИЯ

В 2018 году в нашем регионе было выявлено 897 нарушений законодательства об охране окружающей среды. Это на 22,4% меньше, чем в 2017 году.

Наиболее весомую роль в общей структуре имеют нарушения в области обращения с отходами (325 нарушений). Следом идут нарушения в водопользовании (93) и охране атмосферного воздуха (54). Меньше всего нарушений в регионе выявлено в сфере недропользования (33) и защиты особо охраняемых природных территорий (25).

Приблизительно та же картина наблюдается в Московской и Ярославской областях: число нарушений за год возросло и большинство из них касается обращения с отходами. Исключение составляет Смоленская область, где количество нарушений снизилось, и больше всего их происходит в сфере недропользования, а также Псковская область, где чаще всего нарушали законодательство об охране атмосферного воздуха. Особая ситуация в Вологодской области, там за год обнаружено лишь одно нарушение, в сфере недропользования.

ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Текущие затраты на охрану окружающей среды в 2018 году в Тверской области составили 1 млн 119 тыс. 324 руб. Это четвёртое место среди наших соседей. Больше всего средств по данной статье выделено в Московской области - 11 млн 072 тыс. 677 руб. Скромнее всего бюджет охраны окружающей среды Псковской области - 884 тыс. 220 руб.

Возрастная категория сайта 18 +

1. МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

2. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды

Государственный доклад о состоянии и об
охране окружающей среды - официальный
документ, подготавливаемый в целях обеспечения
государственных органов, научных,
общественных организаций и населения тверского
региона объективной систематизированной
информацией о качестве окружающей среды,
состоянии природных ресурсов и тенденциях их
изменений, а также о мерах, осуществляемых по
их охране и рациональному использованию
2

3. Загрязнение атмосферного воздуха тверского региона формируют автотранспорт, предприятия энергетического комплекса (ТЭЦ и

котельные), предприятия машиностроения, предприятия
строительных материалов
Автотранспорт
Предприятия энергетического
комплекса
Предприятия машиностроения
Предприятия строительных
материалов
3

Реки Тверской области по протяженности
количество рек
протяженностью
менее 50 км
количество рек
протяженностью
свыше 50 км
количество рек
протяженностью
свыше 100 км
В Тверской области около 900 рек:
55 – протяженностью свыше 50 км
21 – свыше 100 км
остальные имеют длину менее 50 км
5

6. Основные источники загрязнения крупных водотоков Тверской области - недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и промышленные

сточные воды, а также сельскохозяйственные стоки,
поступающие непосредственно в реки или через их притоки
6

7. Доля особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области различных категорий

Государственные
природные заказники
94,4%
Памятники природы
Ботанический сад
0,0%
5,6%
992 особо охраняемые природные территории регионального значения:
- 573 государственных природных заказника
- 418 памятника природы
- 1 ботанический сад
7

8. Красная книга Тверской области

В Красную книгу Тверской включено 524 вида:
- 204 высших растений (65 мохообразных, 8 папоротниковидных, 3 плауновидных, 2
хвощевидных и 127 покрытосеменных)
- 47 лишайников
- 22 вида грибов
- 12 видов миксомицетов
- 239 видов животных (млекопитающих – 8, птиц – 51, земноводных и
пресмыкающихся – 7, круглоротых и рыб – 5, беспозвоночных – 167)
8

Распределение образующихся отходов на территории
Тверской области в 2016 году по классам опасности для
окружающей среды
69,9% - V класса опасности
27,7% - IV класса опасности
0,005% - II класса опасности
7,5% - III класса опасности
0,003% - I класса опасности
9

10. Год Экологии и Год особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации

С усилением антропогенного воздействия на окружающую среду увеличивается и количество экологических проблем, в том числе и в Тверской области. В то же время известна взаимосвязь состояния окружающей среды и заболевания населения.

По данным Администрации Тверской области [1] в области преобладает заболевания органов дыхания, причем доля в первичной структуре в 1,5-2 раза выше, чем в общей; среди возрастных групп - выше всех у детей. На втором месте структуры общей заболеваемости всего населения- болезни системы кровообращения и на третьем - болезни костно-мышечной системы.

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна в области являются предприятия химической и нефтехимической промышленности, железнодорожного машиностроения, стекловолокнистых соединений, энергетики, автотранспорт.

Область богата водными ресурсами, однако обеспечение населения качественной питьевой водой остается серьезной проблемой. Несмотря на высокую обеспеченность региона очистными сооружениями, эффективность их работы крайне низка, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ: нефтепродукты, относящиеся к наиболее опасным загрязняющим веществам; фенолы; соединения меди, железа; формальдегид, а также легкоокисляемые органические вещества, хлориды ухудшающие вкусовые качества воды; сульфаты, которые не только ухудшают органолептические свойства воды, но и оказывают физиологическое воздействие на человеческий организм;

Причинами недостаточной эффективности очистных сооружений являются изношенность оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве и несовершенство технологий очистки.

Большую опасность в городах может представлять накопление ядовитых веществ в местах несанкционированных свалок. Мусороперерабатывающие заводы на территории области отсутствуют. Большинство полигонов ТБО в области не соответствует требованиям экологической безопасности. Поэтому возрастает число несанкционированных свалок и как результат интенсивное загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. Проведенный рентгено-флюоресцентный анализ образцов почвы и грибов в лесопарковом массиве Березовая роща в черте города Твери показал присутствие значительного содержания ртути , железа, стронция, цинка, свинца, как в почве, так и в базидиомах грибов [2]. Причиной этого, вероятно, является существующая вблизи зеленого массива несанкционированная свалка бытовых отходов.

Не решена также и проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.

Поэтому необходимо провести оценку антропогенного воздействия на окружающую среду региона и здоровье человека с целью выявления наиболее существенных факторов негативного воздействия, что позволит спрогнозировать дальнейшее развитие антропоэкологического процесса с целью управления для создания оптимальных условий среды, увеличения продолжительности жизни и качества здоровья населения региона.

Важнейшая составляющая благополучия жизни страны и любого региона – благоприятная окружающая природная среда. Она затрагивает интересы каждого жителя.

Организация объединенных наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) определила общие принципы правового подхода к охране природы; указала, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство. В настоящее время в России создана система правовой охраны природы, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Оценка экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов является одним из важнейших элементов системы комплексного экологического мониторинга окружающей человека среды. Под экологическим состоянием понимается совокупность показателей, характеризующих последствия антропогенного воздействия на природные комплексы и компоненты и их естественные изменения за определенный промежуток времени. Поскольку антропогенное воздействие часто ведет к негативным изменениям среды, оценка позволяет выявить степень благоприятности или неблагоприятности последствий трансформации гео- и экосистем с точки зрения жизни и деятельности населения.

Целью работы является рассмотрение состояния окружающей природной среды, и оценка воздействия антропогенной деятельности (на примере Тверской области).

В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

· Изучить состояние окружающей природной среды на территории Тверской области;

· Проанализировать антропогенное воздействие на природную среду;

· Провести расчет экологического ущерба от загрязнения окружающей среды;

· Изучить деятельность правоохранительных органов в области охраны окружающей природной среды.

Глава I . Состояние окружающей среды на территории Тверской области

Состояние водных ресурсов

Основными источниками загрязнения крупных водотоков Тверской области остаются недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды, а также сельскохозяйственные стоки, поступающие непосредственно в реки или через их притоки.

На состояние водных объектов продолжает оказывать негативное воздействие неудовлетворительное состояние очистных сооружений, отсутствие эффективного комплекса систем обеззараживание на большинстве очистных сооружений, в том числе системах очитки ливневых сточных вод. В Тверской области водоснабжение основной части населения осуществляется из подземных источников водоснабжения. В 2016 году в Тверской области эксплуатировалось 2360 подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них не отвечают санитарным нормам 11,4% (в 2015 году – 12%, в 2014 году – 15%, в 2013 году – 12%), в том числе по причине нарушения правил эксплуатации зон санитарной охраны – 3,3% (в 2015 году – 3,6%). В 2016 году доля проб воды из подземных источников водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, стабильно остается на высоких показателях и составляет 44,2% (в 2015 году – 43,7%). Удельный вес неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям составил 3,8% (в 2015 году – 3,9%). В течение последних лет основными загрязнителями подземных вод являются такие показатели, как общая жёсткость, повышенное содержание железа (преимущественно в двухвалентной форме) и фтора, повышенная альфа-активность. Превышение данных показателей характерно для Тверской области и обусловлено причинами природного характера (Государственный доклад о состоянии…, 2016).

В масштабах страны в Тверской области сбрасывается в водоемы около 1,5% всех отработанных вод. На каждого жителя области приходится около 0,7 тыс. м 3 сточных вод в год. Это значительно меньше, чем в среднем по России. В состав сбрасываемых вод входят нормативно-чистые (не прошедшие очистку), нормативно-очищенные и загрязненные воды.

На третьем месте по объему сброса - взвешенные вещества (около 1,5-2 тыс. тонн ежегодно). Они поступают с предприятий жилищно- коммунального хозяйства (64%), предприятий химической, строительной, стекольной промышленности (13%), а также – 2% – от предприятий сельского хозяйства. Кроме того, взвешенные вещества попадают в водные объекты во время снеготаяния и дождей, в результате разложения водной растительности. Повышенное содержание взвешенных веществ затрудняет использование воды в хозяйственно-питьевых и рекреационных целях.

Загрязнению поверхностных вод фосфором способствует широкое применение фосфорных удобрений. Органические и минеральные соединения фосфора образуются при биологической переработке бытовых сточных вод и пищевых остатков, а также в процессе биологической очистки промышленных стоков. Ежегодно в водные экосистемы области сбрасывается около 200 тонн фосфора.

Объем железа, сбрасываемого в поверхностные водные объекты области, колеблется от 40 до 60 тонн. Его максимальное количество поступает со сточными водами предприятий ЖКХ.

Нефтепродукты относятся к наиболее опасным загрязняющим веществам. Со сточными водами в водные экосистемы Тверской области ежегодно поступает около 20 тонн нефтепродуктов (Экологическое состояние Тверской области, 2010).

Заключение

В Тверской области сложилась развитая сеть контроля за состоянием природной среды. Регулярные наблюдения за воздушным бассейном области и качеством природных вод региона осуществляются соответствующими подразделениями областного комитета по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. Большое значение для выявления опасных загрязнений воды, почвы, растений, продуктов питания имеет деятельность санитарно-эпидемиологической службы. Агрохимические лаборатории и станции химизации сельского хозяйства ведут контроль за химическим составом почвенного покрова. Лесники, работники заповедников и заказников, специалисты общества охотников и рыболовов наблюдают за состоянием лесов и их обитателей. Проводят работу по увеличению поголовья животных. На некоторых крупных предприятиях имеются лаборатории охраны природы и труда.

В работе было рассмотрено общее состояние окружающей природной среды в Тверской области. Наиболее неблагоприятными является экологические условия в областном центре. Город Тверь не относится к городам с очень большими уровнями загрязнений, но и в нем имеются территории со значительными уров­нями загрязнений, оказывающими негативное влияние на качество жизни и здоровья человека.

Средние годовые значения загрязнения атмосферного воздуха в 2016 году не превышали предельно допустимые концентрации (ПДК). Максимально-разовые концентрации превысили ПДК у 2 ингредиентов: взвешенных веществ (в 1,2 раза) и бензапирена (в 1,9 раза). Случаев высокого (ВЗ) и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) воздуха в 2016 году в Твери не наблюдалось.

Основными источниками загрязнения крупных водотоков Тверской области остаются недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды, а также сельскохозяйственные стоки, поступающие непосредственно в реки или через их притоки.

Максимальную долю загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами, составляют хлориды (около 10 –13 тыс. тонн ежегодно) и сульфаты (около 5-9 тыс. тонн ежегодно).

В Тверской области существуют особые виды воздействия на окружающую среду – это 2 крупнейших в Центральном Федеральном округе энергетических комплекса – Конаковская ГРЭС и Калининская атомная электростанция.

Во время исследования, был произведен расчет ущерба от загрязнения окружающей среды. Ущерб от загрязнения жидкими и газообразнами веществами составил – 14220,67 тыс. тонн; от загрязнения твердыми веществами – 14170,62 тыс.тонн.

За состоянием окружающей природной среды в Тверской области, ведет надзор Министерство природных ресурсов и экологии.

Министерство осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный экологический надзор:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области охраны водных объектов;

- государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- государственный охотничий надзор.

Тверская область считается одной из наименее загрязненных в Центральном Федеральном Округе, но все равно людям следует уделять больше внимания проблемам окружающей среды.

Неконтролируемая и непредсказуемая деятельность человека оказывает отрицательное воздействие на ход природных процессов, вызывает резко негативные необратимые изменения окружающей среды и биологической природы человека. Разрушаются биогеоценозы, растёт заболеваемость людей, при этом неуклонно растёт численность населения Земли. Главным фактором выживания животных и растений стала способность адаптироваться к измененной человеком среде, всё больше число исчезающих видов.

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека.

Список литературы

1) Бобылев С.Н., Кудрявцева О.В., Соловьева С.В. Индикаторы устойчивого развития городов // Экономика региона. Москва, 2014. №3. С. 101-108

2) Виноградова М.Г., Артемьева Е.А. Некоторые экологические проблемы Тверской области и здоровья населения // Успехи современное естествознания. Тверь, 2008. №10. С. 10

3) Временная методика определения предотвращенного ущерба. Москва, 2010 – 53 с.

4) География Тверской области: Книга для учителя / Дорофеев А.А., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Тверь, 1992 с.289

5) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Тверской области в 2015 году. Тверь, 2016. 160 с.

6) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Тверской области в 2016 году. Тверь, 2017. 152 с.

7) Емельянов А.Г. Оценка экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов по данным мониторинговых наблюдений // Вестник Тверского государственного университета. Тверь, 2012. № 30. С. 4-11

8) Кудряшова А.А. Ущерб от загрязнения окружающей среды (УОЗС), как показатель расчета эколого-экономического индекса. Кемерово, 2014. – 15 с.

9) Майорова Е.И. Главная проблема экологического законодательства // Лесной вестник. Москва, 2013. №5. С. 119-135

12) Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие / Матвеев А.В., Котов В.П. – Санкт-Петербург, 2004

14) Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник М.1990 г. с.562

15) Сосновский В.В. Современные проблемы профилактики экологических правонарушений // Актуальные проблемы экологического права. Москва, 2010. №3. С. 133-145

17) Тихомиров О.А. Экологическая география Тверского региона. Тверь, 1997. с. 117

20) Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Москва, 2004 с. 416

Читайте также: