Влияние семьи на развитие личности ребенка доклад

Обновлено: 04.07.2024

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Кононок Валерия Александровна, педагог-психолог городского центра психолого-педагогической помощи МГДДиМ

· Владение навыками мотивации и самоконтроля.

Если случилось, то полноценной личностью ребёнок становится к 18 годам, то есть до этого времени идёт процесс становления – приобретение нового, приближение к нужному состоянию. На протяжении этого времени ключевую роль в становлении личности ребёнка играет семья, хотя бы потому что детский сад, школа и учебное заведение после – это временно, а семья всегда рядом. Подростковый период – один из этапов становления личности.Что семья заложила в ребёнка к подростковому возрасту? Всё! Фундамент есть.

· Уровень интеллектуального развития.

· Развитие эмоциональной сферы.

· Способ саморегуляции. (Управление психическим состоянием).

· Усвоенный образ самого себя.

· принимай и люби ребёнка таким, какой он есть; (Всё воспитание строится на любви к детям).

· понимай и исправляй свои ошибки;

· думай о будущем ребёнка;

· контролируй ребёнка, иначе не достигнешь цели;

· контролируя, не ущемляй его самостоятельности, то есть вместо авторитарного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") используй инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину, самоконтроль.

Реальный опыт, полученный в семье, ребёнок переносит на общественную сторону своей жизни, и корректировать личность при необходимости очень тяжело, особенно при наличии проблем в семейном воспитании.

· Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, эгоизм.

· Утратило силу главенство отца в семье, главную роль в воспитании играет мать.

· Неуважение старших, поведение на равных.

· Не задумываются о последствиях своего воспитания. (Раньше не так надо было думать – была традиционная модель семьи).

· Экономический кризис семьи – потеря работы, маленькая зарплата, удорожание содержания ребенка в семье.

· Социальный кризис в семье - как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих родителей. Группа риска.

· Родители сами большую часть времени проводят в Интернете и за телевизором. Пример родителя: социальные сети – это нормально, вместо того, чтобы почитать вместе с ребёнком книгу. Дефицит общения. (Технику нужно направлять на саморазвитие ребёнка – мышление, память, будь то игры иди мультфильмы).

· Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.

· Воспитание в условиях достатка или избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. Ответственность должна быть больше. Нужно формировать разумные потребности, умение управлять своими желаниями, учить отвечать за своё поведение.

· Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий…);

· Затруднения родителя в воспитании своего ребенка, тяжело справляться.

Все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы в школе – это прямое отражение того, что происходит в семье.

3. Чтобы решать проблемы семья и школа должны взаимодействовать. Это одна из актуальных и сложных проблем в работе учителя. Школа, наряду с семьёй, основной и равноправный субъект социализации личности, то есть её становления. Деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Тут тоже есть проблема. Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь пусть учит и воспитывает школа. Когда возникают трудности, то школа плохая. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Во взаимодействии со школой круг проблем можно обозначить так:

· отношения с учителями;

· отношения со сверстниками;

· отношения с родителями (редко).

Что должны родители и в этом точно должен помочь учитель.

* Знать возрастные особенности ребёнка. Подростковый период в развитии личности отличается тем, что ребенок не переходит в новую группу, изменяется сама группа. Для ребенка в этом возрасте значение приобретают разные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мнение сверстников может быть более авторитетным, чем мнение учителей и родителей. В подростковом возрасте дети часто переживают еще один кризис развития личности – дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов. Донести, что родители должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Каждого родителя сегодня очень обеспокоит то, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, не стали на путь совершения правонарушений. Этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат. Проблема взаимодействия семьи и школы остро стоят с трудными детьми. Они есть в любой школе. О таких детях помнить, что их недолюбили, или вообще никогда не любили, или, что для них страшнее, к ним равнодушны. Они отыгрываются в школе, а у нас нет сил их любить вместо родителей. Но этот ребёнок злым не родился. Его таким сделали.Нельзя перекладывать на детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Проблему решает, конечно, школа, но личностью такой ребёнок навряд ли станет.Как выстраивать взаимодействие с родителями?

· Сотрудничать – родители доверяют учителям и дополняют их действия.

· Выявлять и устранять противоречия между учителем и родителями в корректной форме в интересах ребёнка.

· Держать тесную связь встреча, телефон, классное собрание, дневник.

· Доверять – решать конфликт в школе.

право на сегодняшний день,

· право быть тем, что он есть.

Признание ребёнка Человеком, любовь и уважение к нему и родителей и учителей – это главное, что делает его личностью.

3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. -- М., 1990.

4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. -- Киев, 1991.

5. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. -- М., 1989.

6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. -- М., 1980.

7. Корчак Я. Как любить детей. -- М., 1973.

9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. -- М., 1992.

10. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. -- М., 1990.

11. Мудрость воспитания: Книга для родителей -- М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. -- Минск, 1971.


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.[1]

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства.[10]

Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации - ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют различные стили воспитания, факторы воспитательного воздействия, воспитательную позицию родителей и др.

Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.[11]

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка.

Еще одним важным моментом являются факторы родительского воспитания. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти:

- эмоциональное отношение, любовь, принятие;

- особенности требований и контроля (Смирнова Е.О., Быкова М.В.)[1].

Выделяют качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность - безусловность и контролируемость - не контролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка). Выделяют факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.[5]

Другой важный фактор - степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.[10]

В младшем школьном возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей - совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.[9]

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.[3]

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.[5]

Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурная (это нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей) и психологическая (связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.).

Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.[7]

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия с взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.[12]

Эрон, проведя обширное обследование, выявил черты родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).[2]

Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.[8]

Значимый фактор риска выделяет дисгармоничную семью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:

- семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью. К наследственному фактору, делающему более вероятным возникновение расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуации;

- собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются отношения между членами семьи;

- семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.[11]

Следующий важный фактор воспитания и формирования ребенка уровень родительских отношений:

- безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед детьми. Уровень индифферентного отношения;

- авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей;

- угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения;

- доверие между родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.[13]

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию отрицательных тенденций в поведении ребенка.

Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые неблагоприятно влияют на личность ребенка (Копченова Е.Е.):

- недостаток тепла и ласки со стороны родителей;

- незаинтересованность детьми, безразличие к детям;

- явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;

- отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;

- непоследовательность в применении наказаний;

- использование строгих, в том числе физических, наказаний.[9]

Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Можно выделить следующие типы неблагополучных семей:

- конфликтная – наиболее распространенный тип (до 60% от числа всех неблагополучных семей), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

- аморальная – характеризующаяся забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет это обстоятельство;

- педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять;

- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения;

- деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости;

- распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети, назревает распад семьи;

- распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей не живет с семьей;

- неполная семья - отсутствие одного из родителей.

- ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.[14]

Неблагополучные семьи, характеризующиеся определенными взаимоотношениями между собой и подходами в проблемах воспитания, могут быть классифицированы, как:

2. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом. Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения.

3. Потворствующая гиперпротекция - воспитание ребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания. Это чаще случается в неполных семьях. За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем.

5. Жестокие взаимоотношения - связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи. Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних.

8. Воспитание вне семьи - в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников, и т.п. Они не могут заменить мать, и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля.[10]

Другой вариант семейной запущенности связан с хроническими, конфликтными отношениями в семье, определяющими стойкое психоэмоциональное напряжение у ребенка, ситуацию трудного или даже безвыходного положения, что сопровождается хаотичностью и непредсказуемостью эмоциональных реакций со стороны родителей, включая случаи жестокого обращения и насилия.[6]

Из выше обозначенной характеристики благополучных семей и семей, имеющих определеннее трудности в своем существовании, можно сделать вывод о том, что семья является важнейшим институтом формирования личности. В воспитательном воздействии семьи выделяют стиль семейного воспитания, факторы воспитательного воздействия, воспитательную позицию родителей. Значимым фактором риска для формирования личности ребенка являются неблагополучные семьи. Можно выделить следующие типы неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная.

Можно заключить, что самое сложное в семье - это сложившаяся система детско-родительских отношений.

Благополучная семья - интегративный показатель социального здоровья общества. Многие исследователи отмечают кризис семьи, который проявляется в ее нестабильности, дегуманизации, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение. Возрастает взаимное отчуждение родительских отношений, резко снижается удовлетворенность ребенка и взрослых членов семьи принадлежностью к ней, ухудшается их психоэмоциональное состояние.

Современное общество требует от семьи смены ценностей, приоритетов, сложившихся стереотипов. Послушание, наказание, подчинение, авторитаризм, унижение уступают место свободе, поддержке, пониманию, принятию ребенка, его уникальности и достоинства.

Сегодняшнее внимание родителей к педагогике как науке о воспитании Человека неслучайно и свидетельствует об осознанном интересе к своему ребенку как личности. Возникшая проблемная ситуация, активизирующая потребность родителей в поддержке самоценности ребенка в семье и его личностном саморазвитии требует повышения педагогической культуры родителей, актуализирует вопросы гуманного воспитания.

Литература:

Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995.

Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980. - Т. 2.

Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996. - С. 35-40.

Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М., 1989.

Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики. / Под ред. проф. В.И. Селивёрстова. - М., 2004.

Иванов-Смоленский А.Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. - М., 1952.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.

Левина Р.Е., Г.А. Шукурова. Преодоление заикания у дошкольников. - М., 2009.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.

Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями / авт.-сост: О.Н. Артеменко, И.А. Малашихина, Е.А. Селюкова. – Ставрополь, 2009.

Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). - М., 1986.

Титаренко В.И. Семья и формирование личности. – М., 1987.

Торохтин В.С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. - С. 54-61.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи. 3

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

Классификация типов семейных отношений. . 4

Классификация стилей воспитания. 6

Список литературы. 8


Введение
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка.

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям как основы установления гармоничных отношений не только с ними, но и с другими окружающими нас людьми; необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основа великодушия и щедрости; необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.

И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

Классификация типов семейных отношений
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Классификация стилей воспитания

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:

При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях (именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера), а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Такими словами в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не размазню, а достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова : “Искренне любите дитя свое – остальное приложится ”. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому здесь совету.

Читайте также: