Доклад на тему развитие скоростно силовых качеств у спринтеров

Обновлено: 16.05.2024

Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростио-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияют на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п.

Содержание

Введение
1. Особенности воспитания скоростно-силовых способностей.
2. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
2.1 Средства скорстно - силовой подготовки
2.2 Методы развития скоростно-силовых способностей
3. Контрольные упражнения для оценки скоростно-силовых показателей
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Развитие скоростно-силовых способностей.docx

1. Особенности воспитания скоростно-силовых способностей.

2. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей.

2.1 Средства скорстно - силовой подготовки

2.2 Методы развития скоростно- силовых способностей

3. Контрольные упражнения для оценки скоростно-силовых показателей

Список используемой литературы

Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростио-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияют на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п.

Проблемы в развитии каких-либо качеств у бойца или спортсмена могут привести к тому, что спортсмен не достигнет наивысших и стабильных спортивных результатов. Немаловажную роль в воспитании бойца играет скоростно-силовые качества.

В единоборствах сложная реакция скорости наиболее специфична, так как спортсмену приходится постоянно ожидать появления самых неожиданных сигналов (ударов, защит, маневров, финтов, ложных движений и т.д.) и постоянно быть готовым отвечать любым ответным (или встречным, опережающим или контратакующим приемам ), для того чтобы превзойти над соперником.

1. Особенности воспитания скоростно-силовых способностей.

Центральная методическая проблема воспитания скоростно- силовых способностей, трудности её решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Особенно строгое нормирование необходимо, когда они применяются для усиления требования к скоростно-силовым способностям в скоростных движениях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них. Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются — так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качество действий.

Другой методический подход основан на использовании тонизирующего следового аффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь служит, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение предшествующим интенсивным напряжением. Этот эффект не постоянен, он достигает лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха.

Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы при условии, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движения.

Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно- силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение таких упражнений с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям, оправдано после, завершения возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условий систематической разносторонней подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики. Согласно опытным данным их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии 5-10 движений, число серий в рамках отдельного занятия 2-4.

Интервалы активного отдыха между сериями 10-15 мин, число занятий, включающих также нагрузки в недельном цикле 1-2. Существует несколько вариантов развития скоростной силы.

1. Вес отягощения 30-70 %: от максимума. Движения выполняются 6-8 раз в спокойном темпе, позволяющем сконцентрироваться на высокоскоростном начале каждого повторения, с предельной скоростью. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии 2-4 серии повторений с активным отдыхом между сериями в 5-7 мин.

2. В качестве основы применяется упражнение статодинамического характера, в котором после 2-3-х изометрических напряжений в пределах 60-80 % от максимального следует быстрое движение с преодолением отягощения, равного 30 % от максимального. Для выполнения изометрического напряжения используется груз, который удерживается блочным устройством со специальным упором. В одном подходе- 4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии от 2-х до 4-х серий с паузами для отдыха 5-7 мин.

3. Упражнения направленно на развитие преимущественно стартовой скорости, в частности стартовой силы мышц. Отягощение 60-65 % от максимального. Выполняется короткое сконцентрированное взрывное усилие, сообщающее только стартовое движение отягощению и только на начальном отрезке его пути. В одном подходе-4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятия от 2-х до 4-х серий с паузами для отдыха 5-7 мин.

При развитии скоростной силы важным, условием успехом является максимально возможное расслабление мышц перед каждым повторением упражнения. В более длительных паузах между сериями рекомендуется выполнять упражнения махового характера, расслабляющие и растягивающие мышцы.

Прыжки - наиболее простое и распространенной средство развития скоростной силы. В процессе их применения необходимо делать акцент на быстроту отталкивания и не стремиться к развитию мощности движения. При развитии скоростной силы максимального и, тем более, взрывного характера следует знать: упражнения с сопредельным тренирующим воздействием следует подбирать с учетом исходного уровня физической и скоростно-силовой подготовленности; после высокоскоростной, реактивной, взрывной нагрузки мышц должны обязательно освобождаться от специфической усталости, оперативно готовиться к очередной нагрузке. Для этого надо целенаправленно применять упражнения на гибкость, маховые движения в промежутках между повторениями и во время отведенного специального отдыха.

2.1 Средства скоростно-силовой подготовки.

Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами, и т.п.), мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям.

Если в процессе начальной тренировки большинство средств силовой подготовки положительно воздействуют на многие компоненты силовых возможностей, то с ростом квалификаций положение меняется: становится необходимым ориентироваться на особенности соревновательной деятельности. Соответствие средств специальной силовой подготовки требованиям проявления силы в соревновательных упражнениях оценивается по следующим критериям: амплитуде и направленности движений; акцентируемому участку рабочей амплитуды движения; величине динамического усилия; быстроте развития максимального усилия; режиму работы мышц.

При использовании тех. средств силовой подготовки необходимо учитывать следующее:

Тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого этим средством;

Применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма спортсмена;

Состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, в него входят различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные удары с утяжелителями, и др., скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение), и т.д. К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм (поднимание штанги, преодоление противодействия партнера, бег, прыжки и приседания с отягощениями, отжимания). Другие применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных мышц или мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо отдельных частей тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре, поднимание со штангой на плечах). [16]

Для развития скоростно-силовым способностей в спортивных единоборствах можно разбить на три группы.

1. Упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ног, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая. Внешним сопротивлением выступает вес различных предметов (мячи, гантели, гири, штанга и др.), противодействие партнера (упражнения в парах). Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, утяжеленный снаряд)- сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, приседание и т.п.

3. упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальной и выше.

Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору, по песку). Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена На решение основной задачи- развития быстроты движений и силы определенной группы мышц.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды. Более значимы взрывная и быстрая сила, обусловливающие уровень развития скоростно-силовой подготовки.

2.1 Методы развития скоростно-силовой способности.

Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

Средства подготовки учащихся к бегу на короткие дистанции. Рассмотрение упражнений для совершенствования техники бега и развития скоростно-силовых качеств, правила их выполнения. Упражнения для совершенствования техники старта и стартового разбега.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2014
Размер файла 28,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По физкультуре

На тему:

Легкая атлетика. Развитие скоростных-силовых качеств

студент 1 курса МО 11

О РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

бег упражнение скоростной силовой

В данной части представлены средства подготовки учащихся к бегу на короткие дистанции и различные упражнения для совершенствования техники бега и развития скоростно-силовых качеств.

Система и средства подготовки к бегу на короткие дистанции

1. Обучение и совершенствование техники высокого старта (V-IX классы), низкого старта (VIII-XI классы).

2. Обучение (V-IX классы) и совершенствование (VIII-XI классы) техники бега по дистанции.

3. Эстафетный бег. Обучение и совершенствование приёма и передачи эстафетной палочки (V-XI классы).

4. Общеразвивающие упражнения (V-XI классы): без предметов, с набивными мячами, в парах, изометрические, статодинамические.

5. Специальные прыжковые упражнения: с собственным весом (V-ХI классы); с отягощением, с набивными мячами, с резиновыми шнурами, прыжки на наклонную скамейку (VIII-XI классы); прыжки на горизонтальную скамейку (V-ХI классы).

6. Специальные силовые беговые упражнения: бег по песку, с сопротивлением, по лестницам (V-XI классы); бег с утяжелителями на ногах и руках, с грузом за спиной, в гору с уклоном от 3 до 8° (VIII-XI классы).

8. Специальные скоростные упражнения: бег по прямой, бег под уклон более от 3° (V-XIклассы).

9. Сверхбыстрые упражнения: бег с резиновым амортизатором, бег за велосипедом (VIII-XI классы).

Все представленные далее упражнения надо выполнять в указанной последовательности.

Упражнения преимущественно для совершенствования техники бега

В результате выполнения упражнений учащимися реализуются правильные рисунок движения, его амплитуда, темп, технически правильные движения рук и ног.

1. Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой. Стремиться к чёткому проталкиванию с максимальным разгибанием голеностопного сустава.

2. Бег на месте и с продвижением вперёд, высоко поднимая колени. Сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работой рук и дыханием.

3. Бег на месте и с продвижением вперёд с захлёстыванием голени при опущенном бедре. Сочетать с расслаблением неработающих мышц.

4. Бег прыжками с ноги на ногу. Стремиться полностью выпрямлять толчковую ногу.

5. Смена ног прыжками и в положении стол в шаге.

6. Бег на месте и с продвижением вперёд с поджиманием бедра и голени маховой ноги, как в момент прохождения вертикали при беге.

7. Беговые движения руками в сочетании с правильным дыханием.

8. Бег в гору. Движения выполнять, как в упражнении 5.

9. Бег с горы по инерции. Движения выполнять, как в упражнении 5.

10. Пробегание отрезка 30-40 м с ускорением и последующим бегом по инерции.

11. Бег по прямой на 60-80 м с изменением темпа.

12. Бег по повороту (по часовой стрелке и против часовой стрелки) с наклоном туловища в сторону поворота.

13. Бег по повороту с выходом на прямую.

14. Бег по прямой с выходом в поворот.

Упражнения преимущественно для развития быстроты

1. Пробегание отрезка 40-50 м. Выполнять как на прямой, так и на повороте, вначале медленно, затем постепенно увеличивая скорость до предела, но сохраняя свободу и лёгкость движений.

2. То же, что и в упражнении 1, но отрезок пробегать под уклон 3-5°.

3. Пробегание отрезка 30-40 м с высокого или низкого старта.

4. Семенящий бег. Выполняется маленькими шагами, но с большой частотой. При этом маховая нога движением сверху вниз ставится на переднюю часть стопы (почти на носок) с последующим опусканием на всю стопу. Толчковая нога в момент отталкивания полностью выпрямляется, толчок направлен вверх, туловище слегка наклонено вперёд, плечи не напряжены, руки с небольшой амплитудой двигаются в такт движению ног.

5. Бег с высоким подниманием бедра.

7. Бег с забрасыванием голени назад.

11. Бег с грузом за спиной.

13. Бег под уклон 3-5°.

14. Бег в гору с уклоном 3-8°.

15. Бег за велосипедом.

16. Бег за мотоциклом - очень эффективное упражнение для развития скоростных возможностей. Ученик бежит с лонжей на поясе, учитель, сидя на мотоцикле лицом к бегуну, держит верёвку и контролирует его физическое состояние. Помощник учителя, сидящий за рулём, постепенно увеличивает скорость на отрезке 100 м до 30-50 км/ч, а затем снижает скорость.

Упражнения для развития силы

1. Первое и самое важное упражнение для бегунов направлено на развитие мышц задней поверхности бедра. Из исходного положения сидя на полу принять упор сзади и поднимать таз вверх. Если ноги выпрямлены, то воздействие осуществляется преимущественно на заднюю поверхность мышц бедра, если ноги согнуты, то есть пятки ближе к тазу, то акцент делается на ягодичных мышцах. Для усложнения упражнения можно выполнять его на одной ноге (другая поднята), поместить груз на пояс, например, диск от штанги. Если соответствующие мышцы сильные, то можно, закрепив пятки за гимнастическую стенку, из положения лёжа на груди вставать на колени за счет усилий мышц задней поверхности бедра.

3. Стоя на возвышении в наклоне со слегка согнутыми коленями и прогнутой спиной, удерживать гирю 32 кг. По мере подготовки брать в руки штангу весом 40, 50, 60 кг. Упражнение прекрасно укрепляет мышцы задней поверхности бёдер и мышцы спины. Упражнение выполнять в течение 10-20 с в одном подходе, в сумме - до 1 мин.

7. Партнёр садится на стопы ног и обхватывает голени, колени согнуты. Не сгибаясь вперёд, сесть до положения угла 90° в коленных суставах, держа руки за спиной. Удерживать данное положение от 10 до 30 с. По мере роста подготовленности можно брать в руки дополнительное отягощение или переносить массу тела на ногу. Упражнение выполнять в 4-5 подходах. Для усиления воздействия на мышцы можно также отводить назад плечи. Упражнение воздействует на четырёхглавую мышцу и особенно на её сухожильную часть - место крепления к голени.

9. Поднимание бедра с диском от штанги. Только не надо опускать бедро до конца. Желательно поднимать и опускать бедро в небольшом диапазоне около вертикали, и диск при этом не падает.

10. Обычные приседания, только с амплитудой, соответствующей 15°, считая от горизонтали. Если данную амплитуду увеличить, мышцы бедра значительно расслабляются.

11. Приседания со штангой с небольшим весом, можно с грифом от штанги. Выполнять их нужно медленно и не выпрямлять ноги до конца, не давая возможности мышцам бедра хотя бы на мгновение расслабиться. После выполнения таких приседаний уже через 30-40 с мышцы устают.

Упражнения преимущественно для развития скоростно-силовых качеств

С помощью данных упражнений увеличиваются сила мышц, быстрота движений и, как следствие, мощность бега.

1. Приседания с отягощением с предельным и околопредельным весом (глубокий сед, полуприсед).

2. Приседания со штангой на время (4-5 раз).

3. Выпрыгивания вверх с отягощением.

4. Рывок и толчок штанги.

5. Тяга штанги максимального веса.

6. Метание различных снарядов (гиря, ядро, набивной мяч) вперёд обеими руками.

7. Метание набивного мяча обеими руками вперёд из различных исходных положений с последующим стартовым ускорением.

8. Бег в гору. Обращать внимание на мощное отталкивание и высокое поднимание бедра.

9. Бег по лестнице вверх (на 3-4-й этажи). Уделять внимание полному выпрямлению ноги при отталкивании ею, находящейся сзади.

10. И.п. - стоя на шестой-седьмой рейке гимнастической стенки, руки на рейке на уровне пояса. Одна нога вместе с туловищем опускается вниз, другая, опираясь на рейку, сгибается в коленном суставе. Энергичным разгибанием опорной ноги подняться в и.п. и, сменив ноги, повторить упражнение. Опускаться вниз можно в произвольном темпе, а подниматься следует как можно быстрее.

11. Прыжки с места в длину.

12. И.п. - упор присев. Выпрыгивание вверх в положение прогнувшись.

14. Тройной прыжок с места. Отталкиваясь обеими ногами, приземлиться на маховую, затем на толчковую, после отталкивания толчковой ногой приземлиться на обе ноги. Можно применять пятикратные прыжки с измерением длины прыжка.

15. Многоскоки на обеих ногах. Выполняются на отрезках 15-20 м.

16. Многоскоки на обеих или одной ноге с преодолением препятствий (мячи, гимнастические скамейки, планки, установленные на небольшой высоте и пр.).

17. Бег с низкого старта с преодолением сопротивления. Оно может быть либо создано партнёром, который упирается руками в плечи или опирается о поясницу ученика, бегущего со старта навстречу, либо реализовано с использованием вожжей, перекинутых через плечи бегущего.

Параметры упражнений, направленных на развитие быстроты

Для всех упражнений используются две серии повторений. Во время отдыха занимающиеся выполняют ходьбу или свободный бег, а также дыхательные упражнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общей доступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простой техникой выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Исполнитель: студентка 2 курса группы ФК – 22 Никонова Кристина.

Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.

Актуальность. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общей доступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простой техникой выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.

На сегодняшний день накоплен большой арсенал средств, с помощью которых решается задача развития силовых и скоростно-силовых качеств легкоатлетов. Но можно с уверенностью сказать, что пути оптимизации подготовки легкоатлетов далеко еще не исчерпаны.

Высокая социальная, прикладная и спортивная значимость спринтерских дисциплин легкой атлетики определяет интерес к научным исследованиям по всему спектру проблем, многолетней подготовки занимающихся. Необходимость интенсификации и специализации тренировочного процесса, являющихся условиями дальнейшего роста результатов, заставляет вести поиск все новых эффективных тренировочных средств.

В основе подготовки бегунов на короткие дистанции лежит использование разнообразных упражнений скоростного, скоростно-силового и силового характера. Тем не менее, не до конца решен вопрос о преимуществах одних средств над другими, особенно на начальных этапах развития. Одни специалисты отдают предпочтения беговым и прыжковым упражнениям, которые сходны по своей биодинамической структуре с основным соревновательным.

В процессе физической подготовки легкоатлетов осуществляется развитие всех физических качеств, особенно скоростно-силовых, так как они существенно влияют на достижение результата спортсменов. Правильно подобранные средства и методы общей физической подготовки (ОФП) обеспечивают их динамику за более короткое время.

Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров.

Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров средствами ОФП.

Цель исследования: изучить методику развития скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров средствами ОФП.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специализированную литературу.

2. Изучить методику и подобрать контрольные испытания для определения уровня развития скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров.

3. Подобрать комплекс упражнений ОФП для развития скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров.

4. Сделать заключение.

Методы исследования:

Анализ литературных источников.

Анализ документов и материалов.

Метод логического заключения.

Анализ литературных источников показал, что развитие физических качеств, наряду с овладением рациональной техникой движения, является основой роста спортивных результатов в лёгкой атлетике. Проблемы скоростно-силовой подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике лёгкой атлетики. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития скоростно-силовых качеств.

Спринт является визитной карточкой легкой атлетики и, несмотря на свою быстротечность, наиболее зрелищным видом, особенно когда бегут высококвалифицированные спринтеры. Под скоростно-силовой подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы. Скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.

На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику педагогического контроля за ходом развития скоростно-силовых качеств бегуна-спринтера, Для оценки эффективности скоростно-силовой подготовки настоятельно рекомендуется систематически применять метод различных контрольных упражнений, который предусматривает многократное изменение показателей: время, расстояние, вес, число повторений и др. Измерение необходимо проводить в стандартных условиях после разминки, через определенные интервалы (1 раз в 1-2 недели), и обязательно по этапам тренировки.

На втором этапе исследовательской деятельности после анализа литературных источников была подготовлена следующая батарея тестов, которая даст возможность констатировать уровень развития скоростно-силовых способностей бегунов-легкоатлетов:

Челночный бег (3х10)

Прыжок в длину с места

Бег 60 метров в исходном положении стоя лицом вперёд.

Прыжки через скакалку за 30 с.

На третьем этапе исследовательской деятельности для улучшения результатов в беге на короткие дистанции, изучение опыта специалистов показало что, используются следующие упражнения для развития скоростно-силовых качеств без снарядов и на снарядах в тренировке бегунов-спринтеров.

Упражнения ОФП

Основными упражнениями ОФП со снарядами и на снарядах, которые не требуют особых условий, являются:

1. Упражнения с набивными мячами или с камнями разного веса.

2. Упражнения со штангой с небольшими весами - от 20 до 40 кг.

3. Упражнения на снарядах: перекладине, гимнастической стенке и коне (или на скамейке).

4. Круговая тренировка.

Придавая большое значение силовой подготовке молодых бегунов, необходимо так строить тренировочные занятия, чтобы упражнения были разнообразными и эмоциональными по исполнению. Наиболее эффективными являются упражнения с набивными мячами и упражнения с камнями или ядрами. [12]

Анализ литературных источников и выполнение практической части работы позволили сделать следующие выводы:

Важное значение в процессе развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции имеет воспитание скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень их развития способствует достижению спортивных результатов. В арсенал современной подготовки бегунов на короткие дистанции входит широкий круг средств и методов, одним из которых является скоростно-силовая подготовка.

В беге на короткие дистанции спортсмен выполняет работу максимальной мощности. При этом предельные усилия повторяются в течение довольно длительного промежутка времени (10 и более секунд в беге на 100 м, 20 и более секунд в беге на 200 м). Бег на короткие дистанции осуществляется в основном за счет анаэробных процессов.

Скоростно-силовые упражнения не только оказывают положительное влияние в смысле совершенствования силы и быстроты, но и формируют рациональную конституцию тела спортсмена, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют становлению техники бега.

Однако эффективность и целенаправленность развития скоростно-силовых качеств достигаются тогда, когда не только тренер, но и сам спортсмен знает конкретные характеристики своих движений при выполнении соревновательного упражнения и ориентируется на них при выборе и выполнении специальных упражнений.

Известно, что одним из основных условий достижения высоких спортивных результатов в большинстве видов легкой атлетики является скоростно-силовая подготовка спортсменов. Под скоростно-силовой подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы. Такая подготовка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, позволяет создать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой и снизить вероятность ошибок, возникающих вследствие недостаточно высокого уровня физической подготовленности.


ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БЕГУНОВ-СПРИНТЕРОВ 10-12 ЛЕТ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом тренеров, спортсменов, исследователей к проблемам спринтерского бега. Становится неоспоримым тот факт, что совершенствование скоростной подготовки – ключ к повышению результатов не только во многих видах легкой атлетики, но и в других видах спорта.

Добиться высоких результатов в беге на короткие дистанции спортсмен сможет лишь в том случае, если в его организме будет обеспечено успешное протекание физиологических и биохимических процессов, соответствующее характеру бега, его скорости и продолжительности на избранной дистанции. Это и определяет требования, предъявляемые к методам тренировки бегунов на короткие дистанции. В системе подготовки бегуна на короткие дистанции одно из ведущих мест занимает физическая подготовка. Достижение спринтерами высокого уровня развития физических качеств определяет их функциональные возможности в беге на короткие дистанции. Вместе с тем, физическая подготовка спортсменов осуществляется в тесном единстве с совершенствованием техники спринтерского бега.

Важное значение в процессе развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции имеет воспитание скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень их развития способствует достижению спортивных результатов. В арсенал современной подготовки бегунов на короткие дистанции входит широкий круг средств и методов, одним из которых является скоростно-силовая подготовка.

В беге на короткие дистанции спортсмен выполняет работу максимальной мощности. При этом предельные усилия повторяются в течение довольно длительного промежутка времени (10 и более секунд в беге на 100 м, 20 и более секунд в беге на 200 м). Бег на короткие дистанции осуществляется в основном за счет анаэробных процессов.

Скоростно-силовые упражнения не только оказывают положительное влияние в смысле совершенствования силы и быстроты, но и формируют рациональную конституцию тела спортсмена, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют становлению техники бега.

Однако эффективность и целенаправленность развития скоростно-силовых качеств достигаются тогда, когда не только тренер, но и сам спортсмен знает конкретные характеристики своих движений при выполнении соревновательного упражнения и ориентируется на них при выборе и выполнении специальных упражнений.

Целью исследования является выявление эффективности разработанной методики воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет на этапе начальной спортивной специализации.

Объект исследования – спортивная подготовка юных бегунов на короткие дистанции на начальном этапе тренировки

Предмет исследования – воспитание скоростно-силовых качеств юных бегунов на короткие дистанции на начальном этапе тренировки.

Рабочая гипотеза. Предполагается, что наиболее эффективная методика воспитания скоростно-силовых качеств подчиняется общим закономерностям развития функциональных систем организма под воздействием учебно-тренировочного процесса и на отдельных его этапах.

Теоретическая значимость: собран и проанализирован теоретический материал по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров на начальном этапе тренировки; выявлены наиболее информативные педагогические контрольные испытания для организации контроля за уровнем развития скоростно-силовых качеств юных спринтеров; разработана методика воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет на этапе начальной спортивной специализации.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности тренеров по легкой атлетике.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить следующие задачи:

Изучить возрастные особенности развития организма и методику воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет.

Выявить динамику возрастных изменений скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет.

Разработать и экспериментально обосновать методику воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет на этапе начальной спортивной специализации.

Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования:

Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

Педагогические контрольные испытания (тесты):

бег 30 м с высокого старта

бег 60 м с высокого старта;

прыжок в длину с места;

тройной прыжок с места.

Методы математической статистики.

Все контрольные испытания проводились в соревновательной обстановке, что способствовало отражению истинной картины физической подготовленности испытуемых. Из трех попыток во всех испытаниях учитывался лучший результат.

В педагогическом эксперименте приняли участие 24 юных спринтера 10-12 лет, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 12 юных спортсменов в каждой. В экспериментальной группе был повышен удельный вес упражнений скоростно-силового характера за счет сокращения на 30% объема тренировочных средств, отводимых на технико-тактическую подготовку. Контрольная группа занималась по общепринятой методике.

На основе тщательного учета возраста, уровня физического развития и подготовленности занимающихся пред началом эксперимента нами был разработан комплекс физических упражнений, направленных на всестороннюю физическую подготовку юных спринтеров. Этот комплекс упражнений был разбит на три большие группы:

а) группа средств общей физической подготовки, куда входили общеразвивающие упражнения и упражнения из других видов спорта;

б) группа средств специальной физической подготовки – специальные подготовительные, скоростно-силовые, подводящие и технико-тактические волейбольные упражнения;

В подборе упражнений мы исходили из того, что всестороннее физическое развитие юных бегунов на короткие дистанции - основа дальнейшей специализации их в этом виде спорта. Одновременно мы пытались учитывать и специальную направленность выбранных упражнений, которая в ходе эксперимента, давала возможность развивать необходимые физические качества, умения и навыки юных спринтеров

Таким образом, решая вопросы комплексной физической подготовки, мы вместе с тем имели в виду, что эта подготовка должна быть направлена на всестороннее развитие юных спринтеров. Кроме этого данное распределение имело достаточные признак, специализированной подготовки, необходимой для достижения в будущем высоких спортивных результатов. Средствами для такой подготовки явились специальные и вспомогательные упражнения. К средствам специальной физической подготовки экспериментальной группы относилось большинство видов скоростного бега, прыжков, ускорений.

Рис.1. Распределение направлений специальной подготовки юных спринтеров 10-12 лет

На протяжении эксперимента (подготовительный период) спортсмены первой группы использовали на занятиях до 30% времени для развитие скоростно-силовых качеств, скорости, скоростной выносливости, во второй группе такие упражнения применялись по обычной программе.

Недельные циклы тренировки в этот период строились следующим образом.

Первая группа: 1-й день – развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, 2-й день – развитие силы и скоростной выносливости, 3-й день - отдых, 4-й день – развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, 5-й - развитие силовой и скоростной выносливости, 6-й день – повышение общей физической подготовки, 7-й день - отдых.

Вторая группа: 1-й день – развитие скоростно-силовых качеств, работа над техникой и общей выносливость, 2-й день – развитие силы и скоростной выносливости, 3-й день – отдых, 4-й день – развитие скоростно-силовых качеств, работа над техникой и общей выносливость, 5-й день - развитие силы и скоростной выносливости, 6-й день – повышение общей физической подготовки, 7-й день – отдых.

Следующие 3 месяца в соревновательном периоде спортсмены обеих групп тренировались по схеме недельного цикла первой группы. Таким образом, бегуны первой группы проводили скоростную работу на протяжении всех 6 месяцев.

Анализ эффективности примененных в исследовании средств специальной подготовки для юных спринтеров экспериментальных группы показал, что одни и те же упражнения в зависимости от решаемых задач применялись в одних случаях как общеразвивающие, а в других – как специальные. На рис.1. приводятся данные о том, как распределялись средства специальной подготовки (сгруппированные по направлениям) в занятиях экспериментальной группы на этапе начального обучения.

В начале эксперимента в уровне физической подготовленности участников эксперимента статистически достоверных отличий обнаружено не было. Следует отметить, что в начале нашего исследования юные бегуны на короткие дистанции двух групп (контрольной и экспериментальной) показывали примерно одинаковые результаты в тестовых заданиях, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств.

В конце эксперимента снова проводились контрольные испытания с соблюдением всех условий начальных контрольных испытаний.

На рис. 2,3,4,5 показана динамика роста скоростных и скоростно-силовых качеств в контрольной и экспериментальной группе в сравнении. Таким образом, бегуны первой группы проводили скоростную работу на протяжении всех 6 месяцев эксперимента, а юноши второй группы - лишь в течение последних трех месяцев. После анализа данных, полученных в ходе педагогического эксперимента (табл. 4), можно заключить, что в беге 30 м, 60 м, прыжке в длину с места и тройном прыжке более заметных сдвигов добились бегуны экспериментальной группы.

Рис. 2. Динамика роста среднего показателя в беге на 30 м (сек)

Рис. 3. Динамика роста среднего показателя в беге на 60 м (сек)

Рис. 4. Динамика роста среднего показателя результатов прыжка в длину с места (м)

Рис. 5. Динамика роста среднего показателя результатов в тройном прыжке с места (м)

Результаты эксперимента позволяют утверждать, что у юных спринтеров работа над развитием быстроты должна проводиться на протяжении всего макроцикла, а не только в соревновательном периоде тренировки.

Динамика роста среднего показателя скоростных и скоростно-силовых качеств 1 группы (контрольной) и 2 группы (экспериментальной) в конце эксперимента

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Развитие скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Объект исследования: учебно-тренировочный процесс легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Предмет исследования: выявление наиболее эффективных средств развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Цель работы: разработать и обосновать методику развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Рабочая гипотеза: предполагалось, , программа с использованием экспериментальных комплексов, специальных физических упражнений, направленных на всестороннюю физическую подготовку спортсменов, позволит повысить уровень развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи: Изучить функциональное состояний и уровень развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Разработать комплексы упражнений направленные на развитие скоростно-силовых качеств легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Оценить эффективность разработанных комплексов упражнений направленных на развитие скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции.

В работе были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Тестирование функционального состояния 3. Тестирование физической подготовленности. 4. Методы математической статистики. 5. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент С цель изучения развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на базе учреждения образования «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва г. Лида был проведен педагогический эксперимент. Всего в эксперименте было задействовано 72легкоатлета, из числа которых были определены контрольная (n=36) и экспериментальная (n=36) группы. В экспериментальную группу были определены дети 12-14 лет (n=36), которые занимались по разработанной нами программе учебно-тренировочных занятий, в контрольную группу вошли их сверстники (n=36), посещающие учебно-тренировочные занятия и занимающиеся по программе СДЮШОР №2 города Лида. Как в экспериментальной, так и в контрольной группах, занятия с детьми проводились три раза в неделю. Длительность одного учебно-тренировочного занятия составляла 1час 45 минут. Одним из условий проведения педагогического эксперимента было сравнение начальных и конечных показателей уровня физической подготовленности легкоатлетов, составляющих экспериментальную и контрольную группы. Все дети, занятые в педагогическом эксперименте, прошли медицинское обследование и были допущены к учебно-тренировочным занятиям.

Организация исследования Исследования проводились в три этапа: На первом этапе исследования были проведены сбор, анализ и обработка данных научно-методической литературы, а также определены цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. На втором этапе исследования проводился педагогический эксперимент, были разработаны комплексы упражнений направленные на развитие скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Третий этап исследования включал в себя анализ и обработку результатов исследования, оформление данной дипломной работы.

Прирост (%) функционального состояния легкоатлетов (девочки) Прирост (%) функционального состояния легкоатлетов (девочки)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ) 1. При изучении функционального состояния не было выявлено статистически достоверных различий (р>0,05) не по одному из функциональных показателей, таким как: ЖЕЛ, динамометрия, становая сила кисти. При изучении уровня скоростно-силовых качеств легкоатлетов специализирующихся в беге на короткие дистанции так же не было выявлено статистически достоверных различий (р>0,05), между контрольных и экспериментальных группах. 2. Для развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов нами было разработано 15 комплексов упражнений, которые включают: 1) Специальные беговые упражнения (бег с высоким подниманием бедра, бег на прямых ногах, бег с захлестыванием голени назад, беговые ша¬ги, семенящий бег); 2)Различные виды прыжков (скачки, прыжки со сменой ног на лавку, прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места); 3) Упражнения на развитие силы мышц рук (отжимания в упоре лежа от скамьи), туловища (поднимание и опускание туловища сидя на полу, ноги закреплены; одновременное поднимание рук и ног лежа на животе на полу) и ног (выпрыгивания вверх на двух ногах). Данные средства скоростно-силовой подготовки применялись на про-тяжении всего года. Всего нами было предложено 15 комплексов упражнений направленных на развитие скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. В каждую тренировку было включено 3 комплекса упражнений для развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. 3. Сравнительный анализ показал, что на конечном этапе эксперимента есть изменения как в экспериментальной, так и в контрольной группах, однако значительное улучшение в показателях функционального состояния легкоатлетов экспериментальной группы мальчиков. Имеются статистически достоверные различия по всем функциональным показателям в экспериментальной группе, а в контрольной по показателям становой силе не имеется статистически достоверных различий. Тик же при повторном изучении уровня развития скоростно-силовых качеств, показано что в экспериментальной группе имеются статистически достоверные различия (P

Читайте также: