Парижский университет в средние века доклад

Обновлено: 05.07.2024

К началу XIII века из этих школ сформировался Парижский университет, они стали его основой. Документы, относящиеся к данному периоду, не разделяют школяров по разным школам, речь идет о школярах уже Парижского университета.

Преподавание было функцией церкви. В качестве руководителя всех школ епископ назначил помощника, который в XII веке стал называться канцлером . Он обладал широкими полномочиями, но университет в борьбе за автономию, лишил его многих из них. Уже в 1213 году канцлер утрачивает привилегию вручать право на преподавание, оно переходит к университетским мэтрам. В Париже автономность университета была окончательно обретена после кровавых столкновений студентов с королевской полицией в 1229 году. В одной из стычек несколько студентов были убиты полицейскими. Большая часть университета объявила забастовку и удалилась в Орлеан , по приглашению, кстати, английского короля Генриха III [5] . На протяжении двух ле т Париже почти не было занятий. Лишь в 1231 году Людовик Святой и Бланка Кастильская торжественно признали независимост ь университета, возобновили и расширили те привилегии, которые были признаны Филиппом-Августом в 1200 году. В 1200 году король Франции Филипп II Август дает парижским школярам привилегию, согласно которой заключать в тюрьму и судить школяров имеет право только церковный суд, а городским препозитам и судьям воспрещалось накладывать на них руку и подвергать аресту, за редким исключением [6] .

Университеты нашли могущественного защитника — папство. В Париже Целестин III в 1194 году даровал университетской корпорации первые привилегии . Собственно, причиной появления этой грамоты стали беспорядки в Париже, приведшие к гибели нескольких школяров. Это было в 1192 году, студенты шумной толпой высыпали погулять на луг недалеко от предместья Сен-Жермен. Луг этот принадлежал крестьянам, приписанным к монастырю св. Жермена. Студенты не раз забирались в сады и огороды местных крестьян и крали оттуда фрукты и овощи, и поэтому крестьяне, вооружившись палками напали на студентов, завязался бой. Возмущенные студенты пожаловались на этой папе римскому, и крестьяне были жестоко наказаны – их хижины были срыты и сами они должны были покинуть предместье. Тогда и появилась булла, подчинявшая всех студентов церковному суду. Иннокентий III [7] и Григорий IX [8] утвердили ее автономию. В 1215 году кардинал и папский легат Роберт де Курсон дал университету первые официальные уставы [9] .

Так Парижский университет становится совершенно независимым от светских властей и подчиняется только церкви.

Организация Парижского университета носила на себе отпечаток духовного учреждения. Многие преподаватели и студенты университета являлись лицами духовного звания. Они были связаны религиозными обетами: не должны были вступать в брак, принимать участия в светских развлечениях, должны были строго соблюдать посты, носить темное платье [10] .

Внутри университета существовало два типа организаций: нации и факультеты. Нация – это землячество, т.е. организация студентов, которые происходили из одной области или страны. Вначале наций было очень много, но постепенно они объединились в четыре нации: галльскую или французскую, английскую, пикардийскую и нормандскую. Нации обладали большой самостоятельностью, имели свои печати, кассы, свое управление. В главе каждой нации стоял прокуратор, избираемый регентами. Четыре прокуратора были помощниками ректора, который возглавлял факультет искусств. Всего факультетов было четыре: один низший – факультет искусств или философии, который являлся как бы подготовительной ступенью для перехода на другие, и три высших факультета: богословия, права и медицины – как и в Болонском университете [11] .

В XII – XIII веках в Парижском университете факультеты медицины и права почти не играли еще никакой роли, процветали в этот период два других факультета – искусств и богословия.

Богословие излагало в систематическом порядке все учение христианской религии, все ее законы и нравственные обязанности. Оно изучало также историю религии, ее развитие и состояние. Кроме того, оно изучало правила церковного богослужения. Богословский факультет Парижского университета пользовался большим авторитетом. Его преподаватели считались лучшими знатоками богословия во всей Западной Европе.

Основными видами занятий были лекции и диспуты, которые проходили так же, как в любом другом средневековом университете: на лекциях – чтение и объяснение книг, на диспутах – обсуждение какой-либо темы, нередко доходившее до драки.

Парижский университет был одним из самых значительных и старейших университетов в Средние века. Образовавшись в середине XII века, он был официально признан французским королём Филиппом-Августом в 1200 году и папой Иннокентием III в 1215 году, и быстро приобрёл большую известность и уважение, особенно по части философского и богословского образования. Университет объединял все парижские коллежи (коллегии) на левом берегу Сены и давал образование всем клеркам королевских служб (государственный совет, парламенты, трибуналы, счётные палаты, казначейство) и религиозных (проповедники, епископы, аббаты).

Долго не признавал чужих дипломов, или же связывал их признание с соблюдением некоторых формальностей, сокращённого экзамена, диспута и др. Существовали три академические степени: бакалавра, лиценциата и доктора или магистра.

Содержание

Предыстория

XII век

Для преподавания требовалось только разрешение хозяина земли, на которой собиралась аудитория, иногда под открытым небом. В течение XII в. в Париже образовались два школьных района:

  • более старый, на острове Ситэ, на земле епископа, около соборной церкви Парижской богоматери,
  • и более новый, на возвышенности св. Женевьевы, во владениях аббата.

Во второй половине XII в. иностранные схолары [1] Болонской юридической школы и частные парижские магистры, подчинённые канцлеру собора Нотр-Дам, организуются в землячества (nationes), затем в корпорации (universitates), поглотившие в себя землячества, с выборными из среды схоларов ректорами во главе, и высвобождаются из-под опеки местных властей, делая её все более и более слабой, и создают особый тип учебного учреждения. Ядро корпорации Парижского университета составили не схолары, как в Болонье, а магистры (communitas magistrorum). Сплочению профессоров и студентов в корпорации содействовали многие причины; не случайно университеты образовались в Болонье и в Париже почти одновременно и независимо друг от друга. Огромное большинство студентов (схоларов) и профессоров (магистров) были пришлым людом и не пользовались правом гражданства, — а в тот век подобное положение равнялось почти полному бесправию. Было только два пути выйти из этого беззащитного состояния: сплотиться в корпорации и заручиться покровительством одной из универсальных властей — папы или императора. По средневековым понятиям только в корпорации, гильдии, цехе горожанин получал законное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире.

Магистры и студенты приходили и уходили когда угодно, открывали школы в других местах, выселялись иногда массами и наносили таким образом огромный нравственный и материальный ущерб своей прежней резиденции.

XIII век

В 1200 г. король Филиппом-Август освободил схоларов и магистров от юрисдикции прево и подчинил их суду епископа, заместителем которого был канцлер соборного капитула. Около 1208 года появляются и статуты корпорации парижских магистров. Парижский университет создался в тесном единении с местной церковной властью, результатом чего явилась влиятельная должность университетского канцлера.

Папская протекция

Парижский университет был созданием папской универсальной власти, — здесь были созданы схоластическое богословие и система вероучения, которой держался католический мир и которая вознесла папу на вершину могущества. Результатом папского вмешательства явился ряд соглашений (concordamenta) между канцлером и корпорациями. Так, по статуту 1213 г. канцлер сохранил юрисдикцию только по важнейшим делам, а в остальных случаях члены корпораций судились у своих выборных начальников; licentia docendi давалась канцлером только лицам, выдержавшим экзамен в комиссии магистров. В 1215 г. эти вольности были дополнены разрешением университету издавать корпоративные статуты. Иногда корпорации, для достижения удовлетворения, прибегали к тому же средству, что и болонские схолары.

Появление монахов

Менее удачна была попытка университета избавиться от нищенствующих орденов, первые представители которых, доминиканцы, появились в Париже в 1219 г. и получили от корпорации монастырь св. Иакова. Этот могущественный орден, члены которого видели в молитве и науке главную цель своей деятельности, устроил множество не зависимых от университета школ. Затем появились цистерцианцы и бенедиктинцы и тоже основали школы. Опасность для университета заключалась в том, что орденские члены, захватывая кафедры в богословском факультете, не подчинялись его статутам и не получали в обычном порядке учёных степеней. После целого ряда столкновений между корпорациями и орденом доминиканцев, папа Александр IV буллою Quasi lignum vitae (1255) решил дело в пользу монахов, освободив их от обязанности добывать licentiam docendi y факультета.

Университет не сразу подчинился распоряжению папы, но лишь под угрозами отлучения. Воинствующее папство не могло пожертвовать своей лучшей армией — монашеством — даже в пользу любимого Университета. Зато доминиканцы были украшением богословского факультета; из их рядов вышли Альберт Великий и Фома Аквинский.

Организация

Корпорация Парижского университета — Universitas magistrorum et scholarium Parisius (sic) — состояла из магистров и схоларов всех факультетов, но право голоса имели только магистры, схолары же пользовались привилегиями только как ученики какого-нибудь магистра, внёсшего их в списки и бывшего их поручителем. Корпорация делилась на 4 факультета, которые упоминаются уже в 1213 г.:

Профессора и студенты

  • галльская (к ней принадлежали и другие романские народы),
  • норманнская,
  • пикардийская и
  • английская (сюда, кроме жителей британских островов, входили немцы, другие северные народы и жители английских владений во Франции).

Нации подразделялись на более мелкие единицы — провинции, которых у галлов было пять, а у англичан три.

Ректор

Во главе каждой нации стоял ректор, избиравшийся на 1 месяц из читающих магистров (magistri actu regentes); нация имела свою печать, свои собрания, свои списки, кассу, церковь и своего святого-патрона. Вскоре все 4 нации объединились под властью ректора, который впервые упоминается в 1245 г.

Когда обе корпорации — артистический факультет и объединенные землячества — слились в одну, ректор оказался главою самой внушительной силы в университете. В одном документе 1272 года он уже величается rector nostrae facultatis. Постепенно ректор сделался главою всего университета, подчинив себе прокураторов наций и деканов. Это объясняется тем, что артистический факультет численностью превосходил в несколько раз другие факультеты; в одном списке 1362 г. перечислены 25 богословов, 11 канонистов, 25 медиков и 441 артист. Артисты имели своих представителей на всех факультетах, в качестве схоларов, и борьба за университетскую автономно велась собственно ими, пером, словом, а иногда и мечом. Спор ректора с деканами о первенстве был решён папою в пользу первого; в 1341 г. ему подчинились самые упорные противники, богословы. Остался неразрешённым со стороны папы еще вопрос о преимуществе ректора или канцлера, но артисты прямо заявили последнему, что, кроме папы, признают главою университета только ректора. Около половины XIV в. явилась формула: Rector et universitas magistrorum et scholarium. Ректор избирался с 1276 г. на четверть года, сначала прокураторами наций, а впоследствии особой комиссией из 4 лиц. Он созывал и руководил собраниями артистов и всего университета, разбирал столкновения, принимал присягу от вновь поступающих и вносил их в списки, наблюдал за точным выполнением решений собрания, оберегал привилегии университета. Должность эта, приносившая очень мало дохода, была сопряжена с большими издержками, главным образом на представительство, но зато считалась чрезвычайно почётной. В торжественных случаях ректор занимал одинаковое место с епископом, впереди остальных прелатов.

Колле́жи (коллегии)

Важное место в университете занимали коллежи (коллегии) — общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ. В Париже коллежи были замкнутыми корпорациями не одних только схоларов, как в Италия, но и магистров, и притом иногда людей со средствами. К старейшим коллежам принадлежат знаменитая Сорбонна и Наваррский коллеж, учреждённый Иоанной Наваррской, женой короля Филиппа IV, в 1305 году.

Большая часть коллегий в Париже были учреждениями разных наций — скандинавов, шотландцев, немцев и др. При несовершенной организации студенческого быта, при отсутствии определенного дохода у преподавателей (не все профессора имели пребенды, а гонорар от слушателей (pastas, minerval) только у артистов был довольно значителен) и достаточного помещения для лекций, среди города, представлявшего не только много соблазнов, но и опасностей для жизни неопытного юношества, учреждение коллежей было настоящим благодеянием.

С 1200 по 1500 гг. было учреждено до 50 коллежей. Крупнейшие из них имели до 100 членов. Постепенно коллежи перенесли в свои аудитории почти всё преподавание.

XV век

Сложная федерация

Корпорации признавали своим главой только папу и находились в почти постоянной оппозиции правительству и городскому управлению, составляя как бы государство в государстве.

В качестве полудуховного общества магистров, подчинённого духовной власти, Парижский университет представлял полный контраст со светскими, республиканскими университетами североитальянских городов; в качестве Studium generale он был, главным образом, высшей школой богословия и свободных искусств, включил в свои программы юриспруденцию только в виде канонического права, а в медицине уступал первенство другим studia generalia. Сделавшись величайшей школой всего Западной Европы, имея среди своих учеников и учителей представителей всех наций и величайших ученых средневековья — Фому Аквинского, Альберта Великого, Раймунда Луллия, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, — университет стал высшим авторитетом в вопросах веры и разума и во время падения папства, в эпоху великого раскола, в лице Д’Альи, Герсона и Клеманжи был руководителем католической церкви и сделал попытку реформировать её во главе и членах.

Однако своей ролью на соборах, союзом с англо-бургундской партией, осуждением Жанны д’Арк и оппозицией правительству университет приобрёл опасных врагов. Уже Филипп VI (1340) подчинил его снова юрисдикции прево; в 1446 г. Карл VII приказал парламенту произвести полный пересмотр дел университета, а Людовик XI ещё больше ограничил его автономию.

Вместе с тем две новые культурные силы — ренессанс и реформация — сокрушили научное основание существования университета — схоластику.

Пример для других университетов

Все другие университеты, возникшие в средние века на нынешней французской территории, сформировались по примеру Парижа: корпорацию составляли магистры (исключение — схоларная корпорация и юристов в Монпелье), а руководство и юрисдикция принадлежали представителю епископа, канцлеру. Но в противоположность парижскому, другие французские университеты были по преимуществу studia generalia не богословия, а юриспруденции.

До XV в. королевское правительство мало влияет на развитие университетов и мало содействует их процветанию. Инициатива учреждения университета исходит от ленных владетелей, городов или, чаще всего, от папы, который поддерживал studia generalia привилегиями, пребендами и освобождением духовенства, желавшего учиться в университете, от прикрепления к известному монастырю, городу и т. д.

С XIV в. развивается мнение, что только те школы — настоящие studia generalia, которые имеют папские или императорские учредительные грамоты, или преобразованы на основании таких грамот; в противном случае выдаваемые школой учёные степени не имеют силы.

В Монпелье университет был учрежден (1220) из Медицинской школы, славившейся еще в первой половине XII в. Главным предметом там осталась медицина и в Монпелье стекалось множество иностранцев из Испании, Италии, Германии и других стран.

Основание университета в Тулузе (1229) имело целью создать ученую цитадель для борьбы с ересью, развившейся на юге Франции. В Авиньоне процветала Юридическая школа, признанная папой Бонифацием VIII в 1303 г. в качестве Studium generale. Еще более прославилась Юридическая школа в Орлеане, реорганизованная папой Климентом V в 1306 г.; она долго привлекала множество схоларов из Германии. Близ Орлеана выросла Юридическая школа в Анже, преобразованная в Studium generale в 1337 г.

В южной Франции в первой половине XIV в. были основаны университеты в Гренобле (существовали очень недолго) и в Каоре. Затем наступил длинный перерыв, вызванный внутренними смутами и войной с Англией. В первой половине XV в. основаны университеты в Экс-ан-Провансе, Доле, Кане, Пуатье и Бордо.

Парижский тип университета был скопирован почти целиком в Германии, у которой до XIV в. не было собственных высших школ.

Примечания

  1. ↑ Схолары — в средние века студенты университетов.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Один из старейших университетов мира, основанный во второй половине XII века и окончательно формализовавший свою деятельность в 1215 г., после получения соответствующих разрешений короля Филиппа II Августа и папы Иннокентия III.

Объединив коллежи на левом берегу Сены, прообраз будущего Латинского квартала, стал главным учебным заведением для подготовки чиновников королевской, государственной службы, равно как церковных служителей.

Первоначально имел четыре факультета: свободных искусств, канонического права, медицины и теологии. Позднее факультет свободных искусств распался на четыре нации - землячества – французскую, пикардийскую, нормандскую и германскую.

В 1230-х гг. путем борьбы добился значительного самоуправления и прямого подчинения папе. В рамках университета теолог Робер де Сорбонн, духовник Людовика IX, основал новый богословский коллеж для выходцев из бедных семей, который очень скоро стал рассматриваться как главное богословское учреждение Европы. Среди его профессоров и студентов были Фома Аквинский, Альбер Великий, Роджер Бэкон, Дунс Скот и др.

Значение Сорбонны особенно возросло во время Авиньонского пленения пап и схизмы XIV-XV вв.; канцлер Парижского университета Жан де Жерсон на церковном Соборе в Констансе в 1415 г. провозгласил принцип верховенства Вселенского собора над папой. Однако во время английской оккупации Парижа университетские теологи изменили присяге дому Валуа, а также поддержали обвинение против Жанны д’Арк (1430-1431), что пошатнуло их авторитет.

В 1554 г. Коллеж окончательно утвердил свое название как Сорбонна и позже объединился с теологическим факультетом университета. Во время Религиозных войн вт. пол. XVI в. богословы Сорбонны и Парижский университет занимали позицию монархомахов - борцов с королевской властью, призывая к свержению и даже убийству Генриха III, которого обвиняли в тирании. Деятельность ректора и преподавателя Парижского университета, знаменитого проповедника Жана Буше, во многом привела к парижскому восстанию в мае 1588 г., бегству, а затем и гибели короля.

После прихода к власти Генриха IV, Ж. Буше был изгнан за пределы страны без права реабилитации. Учитывая позицию Парижского университета во время волнений, с 1600 г. ректора фактически стал назначать сам король.

В XVII в. покровителем и руководителем Сорбонны стал кардинал де Ришелье, главный министр Людовика XIII, сумевший реабилитировать коллеж в глазах короны. По его приказу Ж. Лемерсье в 1630-х гг. начал строительство нового комплекса зданий Сорбонны, включая часовню, где кардинал пожелал быть захороненным. С этого времени название Сорбонна было распространено на весь университет.

По образцу Парижского университета были организованы все университеты Франции эпохи средневековья и нового времени.

В 1791-1821 гг., во время Французской революции и в эпоху Наполеона университет был закрыт.

Парижский университет (фр. Université de Paris) — французский университет в Париже, один из старейших в мире; основан в середине XII века; будучи интернациональным образовательным учреждением, очень скоро заслужил европейскую репутацию. Его центром является здание Сорбонны в Латинском квартале на левом берегу Сены. Как полудуховное общество магистров (преподавателей), подчинённое духовной власти, Парижский университет представлял полный контраст со светскими, республиканскимиуниверситетами североитальянских городов; в качестве основного образования (Studium generale) он был, главным образом, высшей школой богословия и свободных искусств, включал в свои программы юриспруденцию только в виде канонического права, а в медицине уступал первенство другим studia generalia.Став величайшей школой всей Западной Европы, имея среди своих учеников и учителей представителей всех наций и величайших учёных средневековья — Фому Аквинского,Альберта Великого, Раймунда Луллия, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, — университет стал высшим авторитетом в вопросах веры и разума и во время паденияпапства, в эпоху великого раскола, в лице Д’Альи, Герсона и Клеманжи был руководителем католической церкви и сделал попытку реформировать её во главе и членах.

После майских событий 1968 года был преобразован в 1970 году в 13 парижских независимых университетов.

Организация

Корпорация Парижского университета — Universitas magistrorum et scholarium Parisius (sic) — состояла из магистров и схоларов всех факультетов, но право голоса имели только магистры, схолары же пользовались привилегиями только как ученики какого-нибудь магистра, внёсшего их в списки и бывшего их поручителем. Корпорация делилась на 4 факультета, которые упоминаются уже в 1213 г.:

· юридический (или канонический),

Обучение

Университет делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет.




Преподаватели университета создали объединение по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа – богослова – целых 15.

В 14 – 15 вв. появляются так называемые коллегии (отсюда – колледжи). Сначала так называли общежитие студентов. Со временим в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия. Которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна – постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому Университету.

Колледжи

Важное место в университете занимали коллежи (коллегии) — общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ. В Париже коллежи были замкнутыми корпорациями не одних только схоларов, как в Италия, но и магистров, и притом иногда людей со средствами. К старейшим коллежам принадлежат знаменитаяСорбонна и Наваррский коллеж, учреждённый Иоанной Наваррской, женой короля Филиппа IV, в 1305 году.

Большая часть коллегий в Париже были учреждениями разных наций — скандинавов, шотландцев, немцев и др. При несовершенной организации студенческого быта, при отсутствии определенного дохода у преподавателей (не все профессора имели пребенды, а гонорар от слушателей (pastas, minerval) только у артистов был довольно значителен) и достаточного помещения для лекций, среди города, представлявшего не только много соблазнов, но и опасностей для жизни неопытного юношества, учреждение коллежей было настоящим благодеянием.

С 1200 по 1500 гг. было учреждено до 50 коллежей. Крупнейшие из них имели до 100 членов. Постепенно коллежи перенесли в свои аудитории почти всё преподавание.

Парижский университет (фр. Université de Paris) — французский университет в Париже, один из старейших в мире; основан в середине XII века; будучи интернациональным образовательным учреждением, очень скоро заслужил европейскую репутацию. Его центром является здание Сорбонны в Латинском квартале на левом берегу Сены. Как полудуховное общество магистров (преподавателей), подчинённое духовной власти, Парижский университет представлял полный контраст со светскими, республиканскимиуниверситетами североитальянских городов; в качестве основного образования (Studium generale) он был, главным образом, высшей школой богословия и свободных искусств, включал в свои программы юриспруденцию только в виде канонического права, а в медицине уступал первенство другим studia generalia.Став величайшей школой всей Западной Европы, имея среди своих учеников и учителей представителей всех наций и величайших учёных средневековья — Фому Аквинского,Альберта Великого, Раймунда Луллия, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, — университет стал высшим авторитетом в вопросах веры и разума и во время паденияпапства, в эпоху великого раскола, в лице Д’Альи, Герсона и Клеманжи был руководителем католической церкви и сделал попытку реформировать её во главе и членах.

После майских событий 1968 года был преобразован в 1970 году в 13 парижских независимых университетов.

Организация

Корпорация Парижского университета — Universitas magistrorum et scholarium Parisius (sic) — состояла из магистров и схоларов всех факультетов, но право голоса имели только магистры, схолары же пользовались привилегиями только как ученики какого-нибудь магистра, внёсшего их в списки и бывшего их поручителем. Корпорация делилась на 4 факультета, которые упоминаются уже в 1213 г.:

· юридический (или канонический),

Обучение

Университет делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет.

Преподаватели университета создали объединение по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа – богослова – целых 15.

В 14 – 15 вв. появляются так называемые коллегии (отсюда – колледжи). Сначала так называли общежитие студентов. Со временим в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия. Которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна – постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому Университету.

Колледжи

Важное место в университете занимали коллежи (коллегии) — общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ. В Париже коллежи были замкнутыми корпорациями не одних только схоларов, как в Италия, но и магистров, и притом иногда людей со средствами. К старейшим коллежам принадлежат знаменитаяСорбонна и Наваррский коллеж, учреждённый Иоанной Наваррской, женой короля Филиппа IV, в 1305 году.

Большая часть коллегий в Париже были учреждениями разных наций — скандинавов, шотландцев, немцев и др. При несовершенной организации студенческого быта, при отсутствии определенного дохода у преподавателей (не все профессора имели пребенды, а гонорар от слушателей (pastas, minerval) только у артистов был довольно значителен) и достаточного помещения для лекций, среди города, представлявшего не только много соблазнов, но и опасностей для жизни неопытного юношества, учреждение коллежей было настоящим благодеянием.

С 1200 по 1500 гг. было учреждено до 50 коллежей. Крупнейшие из них имели до 100 членов. Постепенно коллежи перенесли в свои аудитории почти всё преподавание.

Читайте также: