Вам поручено сделать доклад на тему развитие образования в современной россии

Обновлено: 04.07.2024

Реформирование системы образования в РФ началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальной датой начала реформы российского образования можно считать 1 января 2011 года.

К основным мерам, предпринятым по реформированию системы образования в России, можно отнести:

введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) взамен экзаменационной системы, действовавшей в России долгие десятилетия;

внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским.

Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.

В результате реформы системы образования:

идет постепенное сокращение численности учителей и педагогов;

сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяются к более крупным ВУЗам.

Итоги этой реформы системы образования еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились:

одни специалисты говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений;

другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей (?), а в школах снизилось количество подтасовок результатов экзаменов.

Структура современной системы образования в России

Современная система образования в России включает в себя несколько следующие компоненты:

федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;

федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Современное образование в России подразделяется:

профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования:

уровни общего образования:

основное общее образование;

среднее общее образование.

уровни профессионального образования:

высшее образование - специалитет, магистратура;

высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как:

дополнительное образование детей и взрослых и

дополнительное профессиональное образование.

Современная система образования в России построена таким образом, что создает условия для непрерывного образования посредством:

реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,

предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также

учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Дошкольное образование

Дошкольное образование - предоставляют дошкольные образовательные организации. Чаще всего — это детские сады, и реже — другие образовательные учреждения, которые организуют присмотр за детьми и обучают их по дошкольной программе.

Дошкольным считается возраст ребенка от 2-х месяцев до 7 лет. Но обычно самый ранний возраст, с которого детские сада принимают детей — два с половиной или три года. Так происходит, потому что не во всех дошкольных организациях есть соответствующие младшие возрастные группы.

Обязательное образование

Обязательное образование - подразделяется на следующие уровни:

  • начальное – первые 3 или 4 класса;
  • основное – 9 классов;
  • среднее – 10 или 11 классов.

Срок на освоение каждого уровня определяется федеральными государственными образовательными стандартами.

Также срок каждого уровня обязательного образования зависит от формы обучения:

  • очная,
  • заочная,
  • самостоятельная или другая форма

и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Обязательное образование получают в общеобразовательных организациях. Обычно это:

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование - направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Его можно получить после 9-ти классов основного или 10-11-ти классов среднего общего обязательного образования.

Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

  • колледжи,
  • техникумы,
  • лицеи и другие образовательные учреждения и организации.

Высшее образование

Высшее образование - относится к профессиональному образованию и реализуется по трём уровням образования:

  • бакалавриат и специалитет,
  • магистратура,
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Обучение по программам высшего образования проводят:

  • академии,
  • университеты,
  • институты и другие образовательные учреждения.

Проблемы с финансированием образования в России

Начиная с 2013 года по данным экспертов Высшей школы экономики происходит постоянное сокращение расходов на образование в связи с увеличением расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (см. картинку выше).

При этом удельный вес расходов на образование к ВВП в современной России значительно ниже нормы, заданной мировой практикой. Мировой опыт показывает, что система образования может нормально функционировать и развиваться, а также создавать условия для обеспеченности всего населения общим средним образованием, при условии удельного веса расходов в данной сфере не ниже 5-7 % от ВВП.

В то время как в современной России он составляет порядка 1% и при этом из года в год падает.

Недостаточное финансирование образовательных учреждений в России приводит к снижению материально-технического обеспечения учреждений образования, низкому уровню оплаты преподавательского труда, в связи с чем сокращается число квалифицированных преподавателей и снижается качество образования.

В общем, наблюдается отрицательная тенденция образовательных учреждений:

их количество сокращается,

тогда как количество желающих обучаться увеличивается.

Как будут развиваться события в области образования в РФ пока остается непонятным, но, как известно, медицина и образование — это две самые важные сферы для населения, и сокращение их финансирования может сильно изменить жизнь простых людей в России не в лучшую сторону.

Полезные ресурсы по современной системе образования в России:

Законодательная база по современной системе образования в России:

Нажмите, чтобы узнать подробности

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020: Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа). Программа устанавливает наиболее приоритетные институциональные элементы образовательной сферы, в которых возможно наиболее эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. При этом Программа не только определяет приоритетные "точки роста", но и определяет конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание воспитания и учебных программ, организацию воспитательной и учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения которых или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

- защиту образовательного пространства от ложных знаний и псевдознаний;

- формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

ФГОС ДО: Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

ФГОС СПО: На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.

новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

2. Тенденции развития и реформирования:

Национальная доктрина образования в РФ( в период до 2025 года): Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020:

к 2020 году: Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы: Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.

Проекты Программы включают комплекс мер по предотвращению негативных последствий и рисков, которые могут возникнуть при их реализации.

При формировании мероприятий Программы особое внимание предполагается уделять современным образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, внедрению новых методов и форм обучения при их соответствии нормативно-правовым и стратегическим документам в области образования.

ФГОС ДО: Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

ФГОС СПО: Современная российская система образования имеет ряд тенденций, которые важно учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

1. Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий [13], информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.

2. Вариативность. Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ [11, С.427].

3. Дополнительное образование. В системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации, курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.

5. Непрерывность. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.

Вместе с тем, существует ряд проблем, которые необходимо обозначить.

Во-первых, излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. На наш взгляд, главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.

Во-вторых, высокая степень износа основных средств, оборудования, необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях. Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий.

В-третьих, коррупционные проявления в российской системе образования. Это явление блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей, а также не способствует становлению качественного интеллектуального потенциала в стране.

В-четвертых, недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что на данном этапе развития система образования России поддерживает ранее неприсущие ей признаки и черты, активно развиваясь и задавая новые векторы для социально-экономического роста. Однако, в сложившейся системе образования определенно есть проблемы и недостатки, но при этом, путем активной политики, государство пытается их решить. Для успешной реализации всех целей и задач в области развития образования требуется тщательное планирование, хорошо разработанная стратегия, внимание к ресурсам, обеспечение переподготовки и разработки соответствующих процедур.

Профессиональный стандарт педагога:

Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Целью образования является развитие талантов детей и взрослых для их собственного блага и на благо общества в целом. Образование в том виде, в каком оно предстает перед нами сейчас, - это синтетическое по своей природе явление, элементы которого формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Сфера образования является наиболее динамично развивающейся сферой общественных отношений. Образовательные учреждения всегда были тем "спусковым крючком", который подталкивал наиболее умственно развитую часть общества в его стремлении к прогрессу.

Эта тема актуальна и в наше время, поскольку сфера образования является основой развития человека, человек не может развиваться, не пройдя через эту сферу. В связи с этим государство, осознавая важность образования, стремится регулировать эту сферу общественных отношений. Несмотря на это, в сфере регулирования образовательных отношений сложилась ситуация, когда данное регулирование противоречит основным принципам и нормам права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обусловлен возможностью предложить решения некоторых из этих проблем.

ВложениеРазмер
doklad_na_vebinar.docx 23 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Целью образования является развитие талантов детей и взрослых для их собственного блага и на благо общества в целом. Образование в том виде, в каком оно предстает перед нами сейчас, - это синтетическое по своей природе явление, элементы которого формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Сфера образования является наиболее динамично развивающейся сферой общественных отношений. Образовательные учреждения всегда были тем "спусковым крючком", который подталкивал наиболее умственно развитую часть общества в его стремлении к прогрессу.

Эта тема актуальна и в наше время, поскольку сфера образования является основой развития человека, человек не может развиваться, не пройдя через эту сферу. В связи с этим государство, осознавая важность образования, стремится регулировать эту сферу общественных отношений. Несмотря на это, в сфере регулирования образовательных отношений сложилась ситуация, когда данное регулирование противоречит основным принципам и нормам права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обусловлен возможностью предложить решения некоторых из этих проблем.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.Проблемы развития образования в современной России

Развитие образования происходит в очень сложной ситуации. Деятельность образовательных учреждений дестабилизируется факторами, среди которых основными являются: социально-экономическая нестабильность в обществе, острая нехватка финансовых ресурсов в связи с кризисной ситуацией в экономике; несовершенство нормативно-правовой базы в сфере образования; систематическое несоблюдение законодательства в сфере образования.

Недостаточное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. Острая нехватка финансовых ресурсов создала опасность потери лучшего из того, что было и есть в системе образования Российской Федерации. Кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб безопасности государства, продолжают угрожать углублением.

Государственные образовательные учреждения и иные организации системы образования отключаются от систем жизнеобеспечения в связи с отсутствием бюджетных средств на оплату отопления, электроэнергии и других коммунальных услуг, в нарушение решений Правительства Российской Федерации.

Не все положения законодательства в сфере образования отражены в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает трудности в реализации этих положений. Особой проблемой является создание эффективных механизмов контроля за исполнением законодательства, защитой прав субъектов образовательного процесса, соблюдением государственных гарантий в сфере образования.

Одной из задач обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования на федеральном уровне, как в масштабах Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов компетенции и полномочий. Вместе с тем практика реализации данных соглашений и соглашений свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия органов управления государственным и муниципальным образованием.

В последние годы наметились явные тенденции ухудшения социального положения и состояния здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении состояния здоровья детей играет и сложная ситуация, в которой оказываются сами образовательные учреждения. Образовательная и материальная база учебных заведений устаревает. Капитальные вложения резко сократились, и темпы износа зданий значительно опережают темпы их реконструкции и нового строительства.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на личностное развитие, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются важнейшей задачей.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части преподавания русского языка как государственного. Все больше расхождений наблюдается между федеральным и национально-региональным компонентами стандартов гуманитарных дисциплин.

Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, а также начального общего и основного общего образования, появление многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва между уровнями общего и высшего профессионального образования. С годами количество выпускников вузов, способных сдать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки, сокращается.

В ряде случаев в нарушение закона плата за обучение взимается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов.

Наблюдается рост выпуска вариативных учебников, зачастую некачественных, не регулируемых государством, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам основного учебного плана.

В ряде субъектов Российской Федерации существуют трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.

Сокращается количество промышленных предприятий, выпускающих различные виды продукции для системы образования, сокращаются объемы их производства, не решается проблема обеспечения учебных заведений аудиторным и лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения, специализированной мебелью.

В целом кадровое обеспечение образовательных учреждений остается проблемой. Отмечается устойчивая тенденция старения профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточное количество молодых специалистов из-за низкого уровня оплаты труда и социального престижа педагогической профессии, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.

"Утечка мозгов" в ряде случаев является проблемой для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования. Ухудшается ситуация с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке и в Сибири. Особенно большой проблемой является обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования.

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля за их деятельностью, качеством предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение числа негосударственных вузов, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательского состава. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации по ряду причин мало влияют на ситуацию в этих образовательных учреждениях. Периодичность проведения аттестации образовательных учреждений каждые пять лет не обеспечивает достаточных гарантий качества образования.

Важнейшей задачей является восстановление единства систем образования и воспитания, тем более что российская система образования всегда характеризовалась единством образования и воспитания, которое достигается за счет реализации программ дополнительного образования в школах, функционирования детских и молодежных общественных организаций, удовлетворяющих естественное стремление молодежи к общению, а судьба подрастающего поколения во многом зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы образования, определяющей нравственные ориентиры, дает мощную духовную опору подлинным, а не мнимым жизненным ценностям, формирует гражданственность и патриотизм.

Актуальной проблемой остается устранение неравномерности, обусловленной социально-экономическими условиями, мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию на всех уровнях в избранных образовательных учреждениях.

Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в профессиональных учебных заведениях, что приводит к снижению профессионального уровня рабочей силы. По общим показателям доступа молодежи к профессиональному образованию и получению такого образования Россия значительно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы наметилась тенденция к снижению уровня образования всего населения.

Процесс подготовки высококвалифицированных кадров становится все более замкнутым, что, в силу отсутствия необходимых средств, вынуждает ограничиваться рамками региональных научных школ, которые не всегда и не во всех областях могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.

Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с промышленными организациями, экспериментальными и экспериментальными базами, что приводит к снижению качества учебного процесса, особенно к свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.

2.Перспективы развития общего образования в России

Россия осуществляет переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодоления культурных издержек этого перехода. Воспитывайте терпимость к чужим мнениям и другим формам поведения. Ведь в стране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие барьером для антиобщественного, деструктивного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые не похожи на нашу собственную позицию. Вторая "культурная платформа" образования-это формирование инструментальных коммуникативных умений. Здесь требования резко возросли. Сегодня это знание других языков, умение пользоваться интеллектуальными системами поиска и обмена информацией (компьютерная культура, интернет-культура), образование нуждается в обновлении по трем относительно самостоятельным направлениям:

Для достижения минимального эффективного уровня необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза.

.Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.

.Содержание образования. У нас была одна из лучших систем образования в мире, включая школьное образование. Но в целом российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда ресурсы и "социальные сигналы" приходят извне, а система развивается во многом на основе своих внутренних сил. Разница между модернизацией и реформой заключается в опоре на сохраненные, "живые" элементы системы.

На общем фоне разрушительных процессов, происходящих в промышленности, сельском хозяйстве, науке и культуре, российская система образования оказалась одним из наиболее устойчивых социальных институтов. также нельзя не учитывать тот факт, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите, которая, несмотря на низкую зарплату и экстремальную социальную ситуацию, работает с полной отдачей. Особую озабоченность вызывают такие позиции в реформировании образования, как:

ориентация на принятие западных моделей образования, игнорирование лучших традиций отечественной педагогики;

внедрение рыночного подхода к образованию.

На практике это означает, что извечные цели воспитания-дать ребенку знания о мире, развить его как многогранную личность, ответственную за себя и общество-практически отвергаются. Это приведет к тому, что школа будет не обучать человека, а создавать биокомпьютер, вкладывая в него программы, востребованные на рынке. Не случайно вместо искусства педагога и педагогического творчества все чаще говорят о "педагогических технологиях", "антропотехнике", "человеческом ресурсе" и т. д.;

дефундаментализация образования, то есть подмена знаний, направленных на формирование целостной научной картины мира в сознании подрастающего поколения, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера;

дегуманизация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственное ядро личности и широту мышления (история, философия, литература), науками социально-экономического цикла (политология, экономика, маркетинг, менеджмент);

ориентация на" уход " государства от образования, которое коммерциализирует образование, усиливает бедность учителей;

реструктуризация сельских школ;

переход на 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги, практики и родители выступают против этого "новшества" и считают его очередной авантюрой с труднопрогнозируемыми социальными и экономическими последствиями. Таким образом, для того чтобы эти предпосылки не стали реальными явлениями, нужно приложить много усилий и упорно работать.

Сейчас российское общество перестраивается, происходит переоценка его ценностей и целей, и эти изменения влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация и новые концепции гражданского воспитания нашли свое место в образовательном процессе. Это во многом обусловлено разнообразием типов образовательных учреждений и вариативностью образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных образовательных учреждений в региональных системах России.

В настоящее время перед Россией стоит задача формирования такой системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и дать ему необходимый запас прочности для выхода в мировое пространство, в том числе образовательное.

В России накоплен мощный образовательный потенциал, сложились свои, достаточно эффективные традиции в подготовке профессиональных кадров, в воспитании и культурно-образовательном развитии населения. Поэтому перед российским образованием в целом стоит чрезвычайно сложная задача по решению проблем воспитания российского населения.

Изучив проблемы и перспективы развития образования в России, мы пришли к выводу, что в образовании достаточно "темных пятен", которые необходимо ликвидировать. Приняв новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", политики надеются, что новая система образования выведет Россию на новый уровень. Новый закон полностью соответствует современному обществу и направлен на гуманизацию образования.

Новые образовательные стандарты призваны развивать личностные качества учащихся и способствовать более глубокому изучению общеобразовательных предметов.

Система образования РФ включает в себя совокупность образовательных учреждений, органов, осуществляющих управление в сфере образования и комплекс образовательных программ и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется учебный процесс.

Система образования в РФ

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Государственной политикой и правовым регулированием в сфере образования и науки занимается федеральный орган исполнительной власти Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование), а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В каждом регионе Российской Федерации функционируют краевые и областные министерства, департаменты, управления.

В городах действуют управления в сфере образования и науки (УОН) при местных администрациях, которые осуществляют контроль и управление образовательным процессом на местах.

К образовательным учреждениям относятся:

  • дошкольные учреждения (ясли, детские сады, центры дошкольного развития ребенка) осуществляют помощь семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от 1 до 6 лет), а также их подготовку к школе;
  • общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) предполагают овладение элементарным уровнем научных знаний в различных областях, необходимых для понимания основных явлений природы и общества, разностороннее развитие личности и помощь в дальнейшем участии в общественной, профессиональной и трудовой деятельности. Образование в общеобразовательных учреждениях осуществляется на трех ступенях:
  1. Начальное образование (4 класса);
  2. Основное общее образование (9 классов);
  3. Среднее (полное) общее образование (11 классов).

Основное общее образование является основой для получения профессионального образования, самообразования, карьерного роста и является обязательным в РФ.

  • учреждения профессионального образования (профессиональные лицеи, училища, колледжи, техникумы, институты, университеты) необходимы для подготовки работников квалифицированного труда, переквалификации специалистов, повышения уровня образования населения. Профессиональное образование в РФ представлено тремя уровнями:
  1. Начальное профессиональное образование предоставляют профессионально-технические лицеи, профессионально-технические училища, которые реализуют базовую подготовку специалистов.
  2. Среднее профессиональное образование предоставляют техникумы и колледжи, которые направлены на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей хозяйства страны. Обучение осуществляется на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
  3. Высшее профессиональное образование предоставляют институты и университеты, которые ставят своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов во всех сферах жизни общества, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
  4. Послевузовское профессиональное образование - это аспирантура и докторантура.

Данная ступень создана для желающих углубить свои знания и достижения в области науки, а также получить научное звание или степень. Обучение на данной ступени образования предполагает написание научного исследования в интересующей области знания - диссертации. Так, аспирантура способствует получению звания доцента и степени кандидата наук, докторантура - звания профессора и степени доктора наук.

  • учреждения дополнительного образования для взрослых - это курсы повышения квалификации или переквалификации работников, где готовят специалистов-практиков для различных отраслей хозяйства, науки и культуры.
  • специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - это интернаты, школы для слабовидящих, глухих, глухонемых воспитанников, детей-инвалидов. Данные учреждения обеспечивают лечение, воспитание и обучение, помощь в развитии и социализацию детей с отклонениями.
  • учреждения дополнительного образования - это развивающие курсы и центры, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т д. Их целью является выявление одаренных детей и создание условий для их совершенствования в области выбранного вида искусства, а также получение нового опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусства.
  • учреждения для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) — это детские дома, в которых осуществляется обучение, лечение, оздоровление, воспитание и отдых детей оставшихся без родителей.

↑ Тенденции развития образования в России

Основные принципы современного российского образования:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
г) светский характер образования в государственных учреждениях;
д) свобода и плюрализм в образовании;
е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений

В России существует ряд направлений развития системы образования. Одной из таких тенденций является развитие сети образовательных учреждений и обеспечение возможности непрерывного образования, те. возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения, повышение квалификации. Таким образом, человек при желании может повышать свой уровень образованности всю жизнь.

Современное образование приобретает гуманистический характер (гуманизация образования). В соответствии с принципом гуманизма обучающийся - это центр всего учебного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него. Гуманистический принцип предполагает также индивидуальный подход к каждому обучающемуся, другими словами, преподаватель должен уделить внимание каждому ученику. Система образования становится стимулом и основной поддержкой в развитии и становлении личности. Для свободного развития каждого создается большая сеть учреждений дополнительного образования.

Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократизация всей системы образования (ликвидация неграмотности, массовое распространение среднего и высшего образования; доступность образования для широких слоёв населения), которая ставит своей целью признание человека высшей ценностью, отстаивание его неотъемлемого права на образование. Процесс демократизации предусматривает необходимость создания каждому равных возможностей получения образования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания.

Еще одной тенденцией развития современного образования является его гуманитаризация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобщения личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль таких наук как история, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т. д.

Информационное общество предполагает также интернационализацию образования - создание единой системы образования для разных стран (например, Болонский процесс, переход на единую систему подготовки специалистов -бакалавр-магистр), интеграцию образовательных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного процесса - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей) и др.

Все это призвано обеспечить высокий уровень образованности населения России.

Читайте также: