Системно деятельностный подход на уроках биологии доклад

Обновлено: 04.07.2024

В конце 19 века Джон Льюис, американский философ, социолог, психолог, педагог, утверждал, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности его предположений. Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов - теоретиков и практиков - размышляли, рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему.

За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно- деятельностный подход.

Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Соединились две системы обучения: системный подход который разрабатывали Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов,и деятельностный подход, который был всегда системным, его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
Учебное действие - действие по созданию образа.
Образ - слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие - я умею! У меня получится!
Эмоционально - ценностная оценка - Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Отсюда вытекают требования к процессу обучения: научить учиться, т.е овладеть универсальными учебными действиями.

Задача образовательного процесса - раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

Свою задачу как учителя биологии я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени. Разумеется, лидерские качества надо воспитывать и проект предлагает альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе со всеми, учит работать сплочённее.

Применение метода проектной деятельности позволил реализовать принцип проживания учеником конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым учащимся целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка.

В результате опытно-экспериментальных проектов на уроке, я обнаружила преимущества графических способов представления информации в проектной работе:

- с использованием графических схем можно представить весь проект целиком, увидеть выбранную проблему "с высоты птичьего полета";

- когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (это полезно и для преподавателя, и для учащихся);

- повышается учебная мотивация, ученикам легче воспринимать графические образы;

- с использованием схем можно "пораскачивать" свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;

- на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному, и обратно путь "снизу вверх".

Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства педагогов, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.

Повысить осознанность учебной работы обучащихся

Обоснуйте, почему размножение -необходимое свойство жизни.

Сравните женскую и мужскую половые клетки?

Способствовать прочному запоминанию через универсальные действия

Нарисуйте схему образования зиготы.

Напишете, чем оплодотворение отличается от опыления? (аудиалы)

Формировать качество устной речи и содержательность ответа

Найдите в тексте учебника в чем заключается преимущество полового размножения растений.

Смоделируйте , как происходит оплодотворение у цветкового растения.

В результате у учащихся окрепла вера в собственные силы, сформировалась стойкая положительная мотивация к самостоятельной работе.

Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

. В основе метода развития критического мышления лежит трех фазовая структура урока. На первом этапе используются различные приемы, формы работы, для того чтобы ученики вспомнили знания по данной теме, непосредственная работа ученика с текстом, сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. На этапе рефлексии - оценивается глубина, четкость, логичность высказывания, соотносится новая информация со старой, осуществляется анализ, творческая переработка материала

Учитывая сформированный познавательный интерес и эмоционально - волевую сферу старшеклассников, я организовала работу учащихся в ролях: "Врач", "Обвиняемая", "Курильщик", "Защитник" и другие, которые должны были высказать своё видение поставленных проблем. Анализ приведенных фактов, вопросы "мозговой штурм" помогли учащимся найти ответы на вопросы: Чем опасно курение?; Какие заболевания вызваны курением? Как курильщик может навредить лесу?

В завершении урока были сделаны выводы, намечены дальнейшие действия в борьбе с табакокурением.. Способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, вызывали внешне затруднительное положение для учеников, но побуждающее к деятельности для его преодоления.

Системно-деятельностный подход в обучении биологии отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

И еще одно замечание в связи с чувством удовлетворения и удовольствия на уроке. Хороший ребенок - это счастливый и радостный ребенок. Как подсказывают нам биохимики, чувство радости у человека возникает в результате выработки особых частиц в крови - эндорфинов. Самый простой способ получения эндорфинов - говорение (деятельность), даже если говорят ни о чем. Поэтому, когда мало умеем, готовы больше говорить, эндорфины при этом все равно вырабатываются, а значит, и это важно, чувство удовлетворения растет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Чаплыгина Липецкой области

Системно-деятельностный подход на уроках биологии

Системно-деятельностный подход на уроках биологии

Учить других куда как нелегко!

А жизнь идёт, и надо торопиться.

Успеть бы воспитать таких учеников,

чтоб было у кого потом учиться!

поэт Борис Левин

ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:

-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.

Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

На уроках я использую разнообразные типы деятельности учащихся: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко использую активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.

Для достижения этой цели используются различные типологии уроков. Уроки деятельностной направленности по цели можно разделить на несколько групп:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений.

3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Образовательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

I Организационный момент

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

II Актуализация знаний

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

1)Зафиксировать причину затруднения.

2)Сформулировать и согласовать цели урока.

3)Организовать уточнение и согласование темы урока.

4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике

7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

IV Первичное закрепление во внешней речи

1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода

1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

• использование известных знаний, способов работы детей;

• формы организации учебной работы учащихся;

• создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

• позиция учителя и его роль на данном этапе;

• использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения , основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. У кого-то есть приусадебные хозяйства и поэтому многие вопросы биологии растений им хорошо знакомы, интересны и полезны?

Зачем окучивают картофель?

Зачем проводят пасынкование, пикировку?

Почему нужно убирать ботву?

У многих есть домашние животные и им будут интересны вопросы об их поведении, инстинктах.

А все, что касается самого человека непосредственно всегда вызывает неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов.

Почему хорошая хозяйка яйца в холодильнике хранит немытыми, а перед использованием все же моет?

Чем отличаются группы крови?

Какими признаками будет обладать ребенок?

Большинство из этих вопросов учитель вообще не формулирует, они возникают у самого ученика, а то что интересно ученику, будет хорошо изучено.

Результаты своей деятельности учащиеся отражают в листах индивидуальных достижений.

Технология проектного обучения . Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.

Спасет ли селекция мир от продовольственной проблемы?

Почему возникает аллергия?

Нужно ли делать прививки?

Плохое зрение – приговор?

Зачем нужны дождевые черви?

Наследственные признаки моей семьи.

Можно ли победить микроорганизмы?

Есть ли будущее у человека, как биосоциального вида?

Сколько в еде пищи?

Зимой фрукты свежие?

Покормите птиц зимой.

Значение комнатных растений.

Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников пятых, шестых классов часто предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян фасоли, наблюдения за ростом корня и др. Учащиеся должны представить результаты выполнения лабораторной работы по данной теме, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои исследования.

Компьютерные технологии. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий. Это направление в педагогической деятельности, требующее информационной компетентности и особой подготовки – эта технология близка и понятна детям. Процесс изучения биологии становится интереснее для учащихся, поэтому стараюсь идти в ногу с потребностями детей…

Электронные образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное, у меня, как у учителя появилась обширная база данных, которую можно использовать в работе. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.

Доклад

Системно - деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. По сути, обучающиеся становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.

В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

Деятельностное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого и предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся.

Приоритетно формой работы на уроках биологии является организация следующих видов деятельности:

1. познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента;

- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства;

-приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

-выявление характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

2. информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).

3. рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

объективное оценивание своих учебных достижений;

учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития, воспитания и социализации школьников.

Деятельностный подход в обучении позволяют осуществить новые педагогические технологии:

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания

Поисковые методы, постановка познавательных задач

Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека

и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение обучающихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия

Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности обучающихся.

С оздание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути ак тивизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

Однако преимущества проблемного подхода очевидны.

  • У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
  • Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
  • При реализации проблемного подхода большинство обучающихся начинают положительно относиться к учёбе.

Интерес к предмету заставляет обучающихся больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в про­цессе поисковой работы.

Некоторые обучающиеся пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных.

МЫ ВИДИМ Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а обучающихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция обучающегося: за познание мира в специально организованных условиях.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностом подходе:

ü Восприятие информации.

ü Анализ полученной информации.

ü Запоминание (создание образа).

Самое главное не забыть, что мы должны таким образом строить деятельность обучающихся, чтобы они научились работать с текстом, с учебником.

Более подробно урок биологии можно разбить на следующие этапы:

Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Обучающиеся формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Обучающиеся обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Вначале я предлагаю обучающимся ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.

Затем обучающиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

Подобные проблемные вопросы являются для обучающихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.

В своей педагогической деятельности использую информационно – коммуникационные технологии ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств.

Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания обучающихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Ранее использовала для этого моноблок, теперь в каждом классе у нас имеется экран и мультимедийный проектор.

Эффективное использование всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими обучающимися.

Следующим методом развивающего обучения – это проектная деятельность, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение).

Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.

Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

Согласно системно - деятельностному подходу, обучающиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.

В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных воз­растных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Система - определенный порядок в расположении и связи действий.
Системно-деятельностный подход на уроках биологии направлен, прежде всего, на развитие личности учащегося. С целью формирования целостного представления о сути живых организмов и механизмах процессов в них и окружающей среде, необходимо не только соблюдать преемственность между уроками, темами, уровнем обучения, но и особое внимание уделять практической деятельности учащихся.
Важное место в изучении биологии имеет исследовательский метод. Когда учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится активным исследователем, при этом активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Как правило, этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Но для повышения мотивации к предмету можно предложить учащимся провести домашний эксперимент или опыт с одновременным ведением дневника наблюдений. Например, проращивание семян растений, вегетативное размножение комнатных растений, наблюдения за домашними питомцами, составление родословной и др.

Структура урока биологии в режиме системно-деятельностного подхода может быть следующей.

Второй этап. Изучение нового учебного материала. Задача учителя создать условия для развития мотивации учащихся к изучению темы урока; для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием; для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения. В процессе беседы учитель с помощью ребят (в ходе диалога), или самостоятельно (проблемное объяснение материала урока учителем, если изучаемая тема является сложной) способствует открытию новых знаний. После обсуждения версий, предлагаемых учащимися, проверяют их правильность с помощью учебника.

Таким образом, применение системно-деятельностного подхода к обучению не только обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, но и создает основу для самостоятельного успешного освоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, позволяет мотивировать их на изучение предмета биологии и подготовить выпускников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Читайте также: