Доклад на тему кладовые земли

Обновлено: 07.07.2024

Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

• Вечером рассыпался горох, утром встал - нет ничего. (Звезды.)

• Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды.)

• Что человек всегда видит, но никогда достать не может?

- О каких зодиакальных созвездиях вы узнали дома? (Ответы детей.)

- Кто узнал свой знак зодиака и хочет об этом рассказать? (Ответы детей.)

- О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 9, с. 15).)

III. Самоопределение к деятельности

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

- Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

- Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году. (С известняком, гранитом, кремнем.)

— С помощью чего мы определяли их названия? (С помощью атласа-определителя.)

— Отгадайте, о каком из знакомых вам камней идет речь.

Он очень прочен и упруг,

Строителям — надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит.)

— Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве.)

2. Практическая работа

(Выполняется по заданиям учебника (с. 44). Результаты заносятся в рабочую тетрадь: № 1 (с. 16).)

— Как вы поняли, что мы относим к горным породам, а что — к минералам? (Горная порода обычно состоит из нескольких минералов.)

V. Физкультминутка

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Читать текст можно по-разному: по цепочке, по предложению, про себя, вслух по частям. Текст может прочитать и сам учитель.)

— Давайте обсудим текст.

Примерные вопросы

1. Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

2. Какой камень ему чаще всего попадался?

3. Как нашли на чердаке коллекцию камней?

4. Какие камни находились в этой коллекции?

5. Что поразило автора при рассматривании коллекции?

6. Во что в дальнейшем выросла коллекция?

7. Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

8. Что больше всего вас удивило в тексте?

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 47, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какие учебные задачи поставил перед нами Муравьишка в начале урока? Справились ли мы с этими задачами?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 45.

2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 16).

Дополнительный материал

Горные породы и полезные ископаемые

Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишете на доске, уголь — все это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, которые использует человек, называются полезными ископаемыми. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

Гранит

В самых глубинах земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму — огненную жидкость. По глубоким трещинам раскаленная магма поднимается до поверхности земли и вырывается наружу. В таких случаях происходят вулканические извержения. Из жерла вулкана вылетают камни и изливается магма.

Гранит является вулканической горной породой. Она образуется в глубинах земли при охлаждении расплавленной магмы. Магма — это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто.

Гранит — один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, монументов, а также на изготовление могильных плит и надгробий. Древние египтяне использовали его для строительства храмов и знаменитых пирамид.

Известняк

Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор. Отличить известняк от других камней очень легко. Возьмите кусок мела, мрамора, обыкновенного известняка, капните на каждый из образцов несколько капель уксуса или другой кислоты, послышится шипение, и начнет выделяться газ.

Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Слои известняка хорошо видны на обрывистых берегах рек. Известняк используется при строительстве домов, им выкладывают мостовые. Известняки используются для приготовления известки.

Мел — самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске, толченым мелом белят стены. Мрамор — твердый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.

Песок

Песок — это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает разного — черного, зеленоватого, красноватого. Желтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок — вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды и ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

Глина

Глина — тоже широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Глина — осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается, осаждается на дне морей и озер. При уплотнении под давлением вышележащих слоев и толщи морской воды глина превращается в твердый глинистый сланец.

Горные породы или полезные ископаемые

Полезные ископаемые – минеральные и органические (из останков живых организмов) вещества.

В самых верхних стратах недр располагается глина (равнины) и щебень (горы и предгорья). 2 типа ископаемых – самые распространенные.

Глубже мы обнаружим твердые богатства геологического мира. Руду (жилы со всеми металлами).

Камни в кладовых земли

Чем еще богата кладовая земли (окружающий мир подземелий)? Кроме руды, из которой производятся все без исключения металлические предметы (в том числе монеты), в богатом слое можно обнаружить драгоценные и полудрагоценные камни. Часть из них идет на создание украшений (алмазы, аметисты, изумруды, гранаты, опалы, сапфиры). Другая – на изготовление красивых вещиц обихода и недорогой бижутерии (яшма, малахиты, и т.д.).

Алмазуниверсальный материал. Из него делают и украшения (бриллианты), и промышленные изделия (резаки, наждачную поверхность, специальную чистящую пасту, даже информационные носители). Стоит сказать, что поверхность алмаза – самая твердая на Земле.

И все же имеется 3-я категория твердых пород, применяющаяся в мемориальном и самом обычном строительстве (в возведении жилых строений, а также парадных частей зданий и городских пространств, памятников и скульптур). Это – мрамор, гранит, розовый бут, алебастр. А для изготовления кирпичей, материалов для мелкой пластики и цементов используется песок. Он является продуктом многолетнего разрушения (под воздействием разных эрозий) твердых пород. Песок применяется при создании абразивов, строительных растворов и в производстве стекла.

Горючие полезные ископаемые

Среди полезных ископаемых есть полужидкие (торф), жидкие (нефть) и летучие (природный газ) вещества. Они горючие – дают наибольшую энергетическую отдачу при горении (при температурном воздействии и окислении). Из нефти делают бензин, дизель и разную синтетику. Газ отапливает. Он же в конфорке. Горение торфа рождает электричество. А еще он удобрение.

Горные породы и минералы относятся к неживой природе. Горные породы состоят из минералов. То есть минерал — чистое вещество. Горные породы, которые использует человек, называют полезными ископаемыми .

Человек с давних времён использует богатства недр Земли в строительстве, сельском хозяйстве, медицине, промышленности и даже в пищу (поваренная соль).

Гранит — это горная порода, которая залегает глубоко в земле. Однако в некоторых местах на поверхности земли он лежит целыми глыбами.

Гранит состоит из полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Его используют в строительстве. Из него сооружают опоры мостов, набережные, фундаменты домов, памятников. В Санкт-Петербурге на гранитном камне установлен памятник Петру \(I\).

Самыми распространёнными горными породами являются песок и глина . Они появились при разрушении других горных пород.

Глина — это пластичная горная порода. Стоит её слегка намочить, и она становится мягкой и податливой. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, посуду, вазы. Чтобы изделия стали более прочными, их обжигают в печи. Из глины изготавливают и один из основных строительных материалов — кирпич.

Когда твёрдая порода подвергается воздействию Солнца, дождя и ветра, она распадается на маленькие частички — это и есть песок . Песок обычно залегает неглубоко, поэтому добывают его открытым способом в карьерах. Песок добавляют в цемент и получают раствор, которым скрепляют кирпичи. Чтобы получить стекло, нужен песок, только не обычный, жёлтый, а белый. Также песок используют для изготовления наждачной бумаги.

Некоторые камни используются для изготовления украшений: малахит , бирюза , жемчуг , янтарь , коралл и др.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нём легко можно разглядеть части стеблей, корешков, кусочки древесины.

Каменный уголь очень хрупкий, но главное его свойство — горение. Каменный уголь — отличное топливо. Разжечь его труднее, чем дрова. Зато сгорает он медленнее и даёт больше тепла. Каменный уголь добывают в карьерах и в шахтах.

Кладовые земли, слайд №1
Кладовые земли, слайд №2
Кладовые земли, слайд №3
Кладовые земли, слайд №4
Кладовые земли, слайд №5
Кладовые земли, слайд №6
Кладовые земли, слайд №7
Кладовые земли, слайд №8
Кладовые земли, слайд №9
Кладовые земли, слайд №10
Кладовые земли, слайд №11
Кладовые земли, слайд №12
Кладовые земли, слайд №13
Кладовые земли, слайд №14
Кладовые земли, слайд №15
Кладовые земли, слайд №16
Кладовые земли, слайд №17
Кладовые земли, слайд №18
Кладовые земли, слайд №19
Кладовые земли, слайд №20
Кладовые земли, слайд №21

 Что называют полезными ископаемыми. Как находят полезные ископаемые. Их добыча. Презентацию выполнила Учитель МОУ СОШ пос Новостроево Красникова Елена Яковлевна

Слайд 1

Что называют полезными ископаемыми. Как находят полезные ископаемые. Их добыча. Презентацию выполнила Учитель МОУ СОШ пос Новостроево Красникова Елена Яковлевна

 1 вариант 1 вариант Горные породы состоят: а) из минералов б) зёрен 2. Грифель карандаша сделан: а) из слюды; в) кварца; б) графита г) гипса 3. Форма слюды: А) овальная; в) пластинка; Б) зёрна; г) песчинка 4. Самый твёрдый минерал: А) топаз; в) золото; Б) алмаз; г) корунд 5. Поваренная соль – это минерал: А) графит; в) галит; Б) слюда; г) рубин 6. Каменные сосульки в пещере с потолка – это: А) сталактиты; Б) сталагмиты.

Слайд 3

1 вариант 1 вариант Горные породы состоят: а) из минералов б) зёрен 2. Грифель карандаша сделан: а) из слюды; в) кварца; б) графита г) гипса 3. Форма слюды: А) овальная; в) пластинка; Б) зёрна; г) песчинка 4. Самый твёрдый минерал: А) топаз; в) золото; Б) алмаз; г) корунд 5. Поваренная соль – это минерал: А) графит; в) галит; Б) слюда; г) рубин 6. Каменные сосульки в пещере с потолка – это: А) сталактиты; Б) сталагмиты.

 2 вариант 2 вариант 1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют: А) алмаз; в) мрамор; Б) гранит; г) песок 2. Песок – это разновидность минерала: А) кварца; в) гипса; Б) слюды; г) апатита 3. Самый мягкий минерал – это: А) гипс; в) тальк; Б) флюорит; г) топаз 4. Минерал, который называют камнем плодородия: А) апатит; в) кальцит; Б) алмаз; г) гипс 5. Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы: А) глина; в) гипс; Б) алмаз; г0 тальк 6. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна: А) сталактиты;

Слайд 4

2 вариант 2 вариант 1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют: А) алмаз; в) мрамор; Б) гранит; г) песок 2. Песок – это разновидность минерала: А) кварца; в) гипса; Б) слюды; г) апатита 3. Самый мягкий минерал – это: А) гипс; в) тальк; Б) флюорит; г) топаз 4. Минерал, который называют камнем плодородия: А) апатит; в) кальцит; Б) алмаз; г) гипс 5. Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы: А) глина; в) гипс; Б) алмаз; г0 тальк 6. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна: А) сталактиты;

 - Из чего построена школа, в которой вы учитесь? - Из чего построена школа, в которой вы учитесь? - С помощью чего можно приготовить обед? - На каком топливе работает двигатель автомобиля? - Чем выложены дороги? - Из чего сделаны украшения? - Какие свойства горных пород человек научился использовать?

Слайд 5

- Из чего построена школа, в которой вы учитесь? - Из чего построена школа, в которой вы учитесь? - С помощью чего можно приготовить обед? - На каком топливе работает двигатель автомобиля? - Чем выложены дороги? - Из чего сделаны украшения? - Какие свойства горных пород человек научился использовать?

Кладовые земли, слайд №6

Слайд 6

 Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, - это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, - это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

Слайд 7

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, - это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, - это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

Кладовые земли, слайд №8

Слайд 8

Кладовые земли, слайд №9

Слайд 9

Кладовые земли, слайд №10

Слайд 10

Кладовые земли, слайд №11

Слайд 11

Кладовые земли, слайд №12

Слайд 12

Кладовые земли, слайд №13

Слайд 13

Кладовые земли, слайд №14

Слайд 14

Кладовые земли, слайд №15

Слайд 15

Кладовые земли, слайд №16

Слайд 16

Кладовые земли, слайд №17

Слайд 17

Кладовые земли, слайд №18

Слайд 18

Кладовые земли, слайд №19

Слайд 19

Кладовые земли, слайд №20

Слайд 20

Кладовые земли, слайд №21

Слайд 21

Читайте также: