Устное выступление доклад дискуссия

Обновлено: 18.05.2024

Ознакомление уч-ся с правилами и приёмами устного выступления. Совершенствование умений и навыков устного выступления.

ВложениеРазмер
Тема урока: Устное выступление 30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Устное выступление.

Задачи: ознакомить уч-ся с правилами и приёмами устного выступления; совершенствовать умения и навыки устного выступления.

I. Проверка домашнего задания:

1) Перечисление текстов учебника очеркового характера с указанием в них признаков очеркового жанра (реальное правдоподобие, близость к документальности, географической точности, отсутствие прямой, художественно мотивированной связи между предметным содержанием текста и пейзажем).

2) Проверка упр. 203(I).

ЖАНРЫ устной публичной речи:

- лекция - устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении; публичное чтение на какую-либо тему;

- выступление в дискуссии - речь, небольшой доклад полемического характера при свободном и публичном обсуждении, осмыслении какого-либо спорного вопроса;

- интервью - предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста (социолога, психолога) с каким - нибудь лицом;

III. 1) Выполнение упр. 179, 171, 193 (последние два на выбор).

2) Дополнительные задания

А) Запишите под диктовку, прокомментируйте орфограммы: Повтор, притча, просторечная лексика, профессионализм, психологическая пауза, разговорная лексика, реплика, риторический вопрос, риторическое обращение, самобытность речи, сарказм, слова-паразиты, словесная наглядность, сравнение, тавтология, такт лектора, тема, тембр голоса.

- Как вы понимаете данные слова и словосочетания?

- Имеют ли они отношение к публичной речи? Как и когда могут быть использованы или их надо избегать, предупреждать их употребление?

Б) В выступлениях на какие темы уместным было бы использовать следующие пословицы? Как бы вы лично их использовали?

Переливать из пустого в порожнее. Чужим богат не будешь. Дары и мудрых ослепляют. Сытый голодного не разумеет. От великого до смешного один шаг.

В ) Устная рецензия на прочитанную книгу.

Г ) Репортаж (по памяти) с места интересного события.

Д) Отчёт по учебным вопросам.

1) упр. 213. Предварительно составьте (письменно) тезисы или развёрнутый план своего выступления. Попробуйте выступить перед самим собой или про себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка № 79 в 11 классе Дата: 05.04.2021

Тема: Р.р. 12. Формирование культуры публичной речи. Публичное устное выступление. Доклад. Дискуссия

Цели: ознакомить уч-ся с правилами и приёмами устного выступления; совершенствовать умения и навыки устного выступления; формировать культуру публичной речи; развивать коммуникативные навыки; воспитывать уверенность в себе, уважение к чужому мнению.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

- требования к устному публичному выступлению;

- правила подготовки доклада, ведения дискуссии;

- составлять план, текст устного публичного высказывания;

- соблюдать культуру публичной речи;

- грамотно вести дискуссию;

- слушать и слышать других (уважать чужое мнение).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, портреты ораторов.

1. Организационный момент. 1 мин.

- Здравствуйте, 11 класс. Присаживайтесь. Желаю всем нам приятной и плодотворной работы.

2. Мотивация учебной деятельности. 3 мин.

1) Ребята, я сейчас очень боюсь, волнуюсь. Сердце мое ушло в пятки, и бешено там стучит, голос предательски дрожит, подводит дыхание. Как вы думаете, почему?

- На уроке гости, и вы волнуетесь.

2) А как вы думаете, волноваться - нормально?

- Нормально, любой человек волнуется, когда ему нужно выступить.

3) А как вы относитесь к ситуации, когда вам нужно произнести какие-то слова перед аудиторией? Например, выступить перед классом? Прочитать стихотворение на конкурсе? Сказать слова поздравления любимой тете на День рождения?

4) Какие чувства вы при этом испытываете? Вам комфортно? Страшно? Или вы спокойны и веселы?

5) Была ли с вами ситуация, когда вы, волнуясь, не могли произнести ни слова в простейшей, казалось бы, ситуации?

6) А завидовали ли вы человеку, который, выступая публично, буквально притягивал людей, был в центре внимания?

3. Определение темы, целеполагание. 2 мин.

-А были ли вы свидетелем неподготовленного выступления. Какое впечатление на вас оказал выступающий?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие виды публичного выступления вы знаете?

- Чему мы будем учиться, что в себе развивать и воспитывать?

- Всё правильно. Я немного уточню. Записываем: Пятое апреля / Классная работа/ Формирование культуры публичной речи. Публичное устное выступление. Доклад. Дискуссия.

4. Актуализация опорных знаний. 3мин.

1) Проверка домашнего задания:

- Что мы помним о публицистическом стиле?

- Дома вы работали с упражнением 211. Что нужно было сделать в устной части?

(Дать оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Фёдора Никифоровича Плевако, описанных в воспоминаниях писателя Вересаева.)

- Ответы учеников.

- Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими речевыми средствами?

- Какую роль в речи играют слова и обороты высокого, торжественного стиля?

- Проверка письменной части.

4. Основное содержание работы. 13 мин.

1) Мозговой штурм:

- В будущем вы все будете успешными людьми: ведущими на телевидении, депутатами, адвокатами, кто-то станет президентом. Каждому из вас в жизни придётся выступать перед слушателями, самим готовить выступление. А как вы думаете, что поможет успешно выступить?

- Хорошее знание темы выступления;

- Произношение (плавное, ровное);

- Использование художественных средств выразительности;

- Интонация, логические ударения, жесты и мимика;

Запись в тетради

- Работа с учебником. Упр. 212 - Каких правил советует придерживаться Д. С. Лихачев при подготовке к устному выступлению?

- Какова главная задача устного выступления?

- Какая лексика характерна для публицистического выступления?

- Теперь проверим по учебнику, верны ли наши предположения. С. 162-164.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-РЕЛАКС (Виски-шея-вращения руками – кисти – глазки)

Теперь закрыли глазки и представляем. Вы стоите на сцене, освещенной софитами, только что окончили блистательную речь, публика купает вас в овациях, смотрит на вас с благоговением и обожанием, все уже мысленно поставили галочку в бюллетене напротив вашей фамилии; или вы как адвокат выиграли безнадежное дело; или, наоборот, смогли уличить неуловимого преступника; или после ваших слов все стали экологически культурными… И овациии…

5. Первичное закрепление. 7 мин.

- Мы часто готовим доклады о выдающихся людях, доклады по различным темам из истории, географии, биологии, физики и т.д. Но к докладу нужно готовиться очень тщательно. Поэтому сегодня пробуйте составить доклад на очень знакомую вам тему. А кого же вы знаете лучше всех? Конечно же, себя.

1) *доклад о себе как о выдающейся личности– задание повышенного уровня;

2) Работа в мини-группах:

4) Школьной доски.

6. Основное содержание работы. 4 мин.

- В жизни нам иногда попадаются очень странные люди, не согласные с нашим мнением. Представляете, есть такие. Ужас просто. Они еще и спорить начинают, что-то там говорят против нашего мнения. Как вы думаете, вот эти возражения как называются?

- Как вы думаете, что важно в дискуссии? Как нужно строить дискуссию? Сверьте свое мнение с теоретическим материалом учебника. С. 164 – 165.

- Дискуссия может проходить в виде ответа на чье-то высказанное мнение или в диалоге.

7. Закрепление изученного материала. 7 мин.

Работа в парах – провести дискуссию на темы (выбрать три темы, организовать дискуссию по 2 мин.):

1) Что лучше Айфон или Андроид?

2) Кто умнее мальчики или девочки?

3) Какой учитель лучше строгий или добрый?

4) Что лучше пицца или роллы?

5) Где лучше отдыхать на пляже или в турпоходе?

6) Что лучше книга или фильм?

6. Итоги, рефлексия. 3 мин.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, начало урока и скажите, всего ли, чего мы хотели достигнуть, достигли? Что узнали нового? Что было интересно, а что нет?

- Как вы понимаете изречения, записанные на доске?

- Какими должны быть устное выступление, доклад, дискуссия?

8. Домашнее задание: 1 мин.

- На следующем уроке мы будем участвовать уже в подготовленной, серьёзной дискуссии, поэтому, пожалуйста, подготовьтесь по заданию упражнения 223 (на 4 – темы 1,2; на 5 – тема 3*). Эти размышления, кстати, помогут вам подготовиться к итоговому сочинению, которое не за горами. Также повторите теоретический материал, с. 153-165.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Дисциплина: "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Тема: "УСТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ (БЕСЕДА, ЛЕКЦИЯ, ДОКЛАД, ДИСПУТ, ДИСКУССИЯ)

Студентка Иванова Юлия

Рецензент Орехова Наталья

План контрольной работы

2 СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

3 СВОЙСТВА УСТНОЙ РЕЧИ

4 РАЗЛИЧИЯ ПОДГОТОВЛЕНОЙ И НЕПОДГОТОВЛЕНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

5 ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ

6 ОСОБЕННОСТИ УСТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Устная речь- это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющие результатом сложной деятельности органов произношения человека. С этим связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи тембром произнесения. В устной речи большую роль играет место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому , и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда ( настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука знак приветствия (при этом жест имеют национально-культурную специфику, поэтому использовать их, особенно в деловой устной и научной речи, нужно осторожно). Все эти лингвистические и экстра лингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной, неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, что бы его речь была логична и связана, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление одного предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используются глаголы, возможна инверсия.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию- культурную.

Многие так называемые огрехи устной речи – функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивав, авто комментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации. Слушающий не может удерживать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понятна и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Особую роль в разговорном общении имеет прагматический фактор. Прагматика- это такие условия общения, которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта (говорящий, пишущий),адресата (слушающий, читающий) и ситуации.

И так, устная речь- это спонтанная литературная речь , реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения.

Общение между людьми может происходить в разных формах. Разговор, диспут с друзьями, коллегами по работе, полемика кандидатов перед выборами, доклад на собрании, дискуссия, лекция в университете - это непосредственное общение между участниками, которое происходит в устной форме. Рассмотрим более подробно особенности устных высказываний и их различия.

Беседа- это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, целью которого является либо стремление лучше понять характер возникшей проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом его интересов и мнения по обсуждаемому вопросу. Поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказывать свое отношение к изложенному мнению.

Спор, дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут, диалог - синонимы. Механизм везде один. Различаются они по целям, организации, правилам поведения собеседников, средствам словесного противоборства.

Слово дискуссия происходит от латинского слова diskussio- рассмотрение, исследование. Дискуссия- это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросами имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же вопроса, что обеспечивает необходимую связанность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовится к ней более основательно.

От других видов спора, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии достижение максимальной возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Истина или оптимальное решение является сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Итог дискуссии не должен сводится к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или большинством. Таким образом, в дискуссии выявляемся более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждение одного человека или группы людей получая, других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

Слово диспут происходит от латинского слова disputare- рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.

Таким образом великий русский язык- один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говорящий может выбрать точные и нужные слова для передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого. И мы обладатели такого богатства должны трепетно относится, к такому сокровищу. Мы все должны вырабатывать в себе культуру речи.

А что такое культура речи? В заключении хочу ответить на свой же не простой вопрос. Некоторые считают что культура речи- это умение говорить правильно на том или ином языке. Другие, что культура речи- способность излагать свои мысли просто доступно и логично. Для третьих культурная речь сводится к умелому использованию выразительных и изобразительных средств языка.

И действительно каждая из приведенных точек зрения имеет свои основания. Настоящая, культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и самобытной, и доступной, и осмысленной, и эмоциональной. Однако если признать за культурной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них будет все же правильность, те есть умение говорящего выражать свои мысли грамотно, в соответствии с существующими в данную эпоху нормами произношения, а так же нормами фонетического выражения мысли. Умение говорить правильно- основной признак культуры речи человека!

1. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи.М.,1998

2. Ожогов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь.М., 1993

3 Язовицкий Е.В. Говорите правильно.Л.,1963

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->


На этом уроке мы поговорим о публицистическом устном выступлении. Попытаемся вывести формулу успеха для выступления. И рассмотрим все этапы подготовки к устному выступлению.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Устное выступление"

· Поговорим об устном публицистическом выступлении.

· Узнаем, как подготовиться к устному публицистическому выступлению.

· Поразмышляем о том, как сделать своё выступление успешным.

Совсем недавно мы говорили о публицистическом стиле речи. Это стиль средств массовой информации. С его помощью не только информируют людей, но и воздействуют на них. Мы привыкли видеть публицистический стиль в статьях, очерках, фельетонах, репортажах, интервью…

Однако этот стиль встречается и в устной речи!

И тогда мы говорим уже об устном публицистическом выступлении. Это и выступления на собраниях, речи и лекции, доклады на общественно-политические или нравственные темы.

При этом оратор общается с публикой напрямую, и ему приходится не только давать информацию, но и убеждать людей в своём мнении.

Овладеть мастерством устного выступления очень важно. Зачем это может понадобиться? Например, чтобы убедительно отстоять своё мнение на собрании жильцов дома или на собрании учеников. Можно стать адвокатом или прокурором и успешно выступать в суде.

Возможно, придётся столкнуться с докладами и речами в университете. Да и вообще, человек, который умеет хорошо выступать, легко организует людей и призовёт их к нужным действиям.

Но давайте возьмём самый простой вариант. Учитель даёт вам задание: подготовить речь на тему травли в школе.

Что же нужно, чтобы стать успешным оратором?

Успех речи зависит от нескольких вещей.

Первая – то, насколько мы правильно оценили аудиторию.

Вторая – то, насколько хорошо подготовились.

Очень важна выразительность текста, который мы составили.

И, конечно, важно то, как мы этот текст преподнесли аудитории.

Начнём с первого этапа и присмотримся к аудитории. Оратору желательно знать, перед кем он выступает.

Многочисленна ли эта аудитория? Люди какого возраста и пола будут нас слушать? Какое у них образование, интересы?

Наконец – как они относятся к той проблеме, о которой будет наша речь?

Представьте, что в нашей аудитории – те, кого травят в школе. А теперь представьте, что там те, кто сам травит других учеников. Подход к речи будет совершенно разным!

Аргументы оратора сильно зависят от того, какая у него аудитория.

Посчитаем, что вы выступаете только перед своим классом. На выступление придёт двадцать человек или чуть больше. Они одного возраста с оратором, есть юноши и девушки. Образование, конечно, такое же, как у оратора.

Отношение к проблеме обозначим так: все знают, что травить других людей – это ненормально, но многие делают вид, что проблемы не существует. А кто-то этим и занимается.

Наконец, представим самое сложное: в классе есть и жертвы травли, и заводилы травли.

На этом мы будем строить нашу речь.

Теперь перейдём ко второму этапу – подготовка. Для речи необходим план.

В первый раз план составляется ещё до начала работы над речью. Мы можем выбрать – простой план составить, сложный или тезисный. Составим план в виде вопросов.

Что такое травля в школе?

Почему одни люди начинают травить других?

К каким последствиям может привести травля в школе?

Как можно остановить травлю одних учеников другими?

После отбора информации мы можем дополнить план. Но нужно учитывать и объём речи. Если мы хотим уложиться, например, в пятнадцать минут, не нужно стремиться рассмотреть слишком много вопросов.

Ещё нужно определить тезис, к которому мы поведём нашу аудиторию. В этом тезисе оратор должен быть уверен.

Если вы сами не можете определиться – проблема травля или нет, то ваша речь прозвучит неубедительно. А вот если вы горите уверенностью в том, что любые виды школьной травли нужно тут же прекращать – вы постараетесь и слушателя убедить в этом.

И теперь самое время собирать информацию. На начальном этапе обычно собирается намного больше информации, чем может понадобиться. Мы просто отыскиваем всё, что можно найти по этой проблеме. И примерно сортируем информацию – отделяем основные факты, что-то интересное и что-то дополнительное, что может и не понадобиться.

К информации, которая будет в нашей речи, мы предъявляем два основных требования.

Первое – это достоверность. Факты должны быть правдивыми, цифры – конкретными. А статистика – опираться на проверенные данные.

Второе требование – интересность информации. Нужно стараться отбирать неизвестные, интересные, поразительные факты. Оперировать крупными числами, приводить удивляющую статистику.

Этот факт кажется веским доказательством? Если он достоверный, берём его. Информация поразила? Её тоже берём.

И помните самое требование: оратор должен хорошо владеть информацией!

И теперь самое время вернуться к нашему плану.

И дополнить каждый пункт в соответствии с ответом на вопрос – что я могу и хочу сказать в этом пункте?

Например, в первом пункте мы дадим определение травли. Отметим, что это не только избиения и отъём денег, но и издевательства. Расскажем, какой бывает травля и скажем пару слов о травле в иностранных школах.

В следующем пункте мы поговорим о тяжёлых последствиях для тех, кого травят – физических и психических. Заметим, что человек даже может покончить с собой из-за издевательств в школе. А может в состоянии крайнего стресса убить кого-нибудь из своих мучителей или устроить теракт. Проанализируем, по какой дорожке идут те, кто травит людей в школе и отметим, что они слишком часто становятся неустроенными, презираемыми в обществе людьми, потратившими жизнь впустую.

В последнем пункте нам нужно рассказать, как можно бороться с травлей. Отметить, насколько важны сплочённость и взаимовыручка в классе. Как должен работать родительский комитет и как обращаться к директору или в соответствующие органы по поводу травли в школе. Наконец, можно рассмотреть – как иногда ученики справлялись с травлей в классе, например, при помощи бойкотирования зачинщиков.

Теперь мы записываем все тезисы – главные мысли, которые у нас получились. Выстраиваем их и иллюстрируем аргументами, фактами, статистикой. В итоге у нас должна получиться первая версия нашего выступления.

И теперь нужно проследить за выразительностью выступления.

Это наш следующий этап. На нем речь обретает дополнительные краски. Выразительности речи можно достичь разными методами. Мы обращаем внимание на особенности композиции, на силу аргументов и, конечно, на речевые средства тоже.

Что нужно знать о композиции речи?

Что начало и конец не должны быть затянутыми. Они вместе не должны превышать одной третьей части от всей речи.

Этим частям уделяется особенное внимание при написании речи.

Ведь сильное начало – это наилучший способ заинтересовать аудиторию.

Мы можем начать нашу речь с поразительного факта. Напомнить историю, которая произошла недавно и у всех на слуху. Смоделировать какую-то историю и вовлечь в неё слушателей: представьте, что вы самый обычный ученик, и одноклассники начинают вас обзывать, портить ваши вещи и так далее. Можно даже рассказать какую-то историю, которую вы видели лично или в которой участвовали.

Но при составлении речи нужно обращать внимание и на её лаконичность. Речь не должна быть затянутой и перегруженной. Оратор, который всё бесконечно разжёвывает и всё приводит и приводит доказательства каждой своей мысли – плохой оратор, потому что внимание слушателей теряется после двух-трёх аргументов.

Кроме того, речь нельзя перегружать цифрами и статистикой, иначе внимание слушателей тоже потеряется.

В речи очень важна эмоциональность. Мы должны затронуть эмоции слушателей. Если мы говорим о школьной травле, то мы хотим вызвать у слушателей жалость и сострадание к тем, кто становится объектом травли. Страх за себя и своих близких. Негодование и отвращение к тем, кто начинает травить других людей. А из этого уже следует желание что-то изменить.

Эмоции нельзя вызвать сухими цифрами и формулировками. Зато можно – трогательными историями, ужасными фактами и рассказом о сломанных судьбах других людей, например.

Кроме того, оратор должен показать слушателям, что проблема, о которой он говорит, может коснуться их или их близких в любой момент. Оратор должен вовлечь слушателей в свою речь, заставить переживать вместе с собой.

С эмоциональностью тесно связан язык нашей речи. Речь, которую мы произносим, должна быть похожей на разговорную.

Представьте, что вы слушаете речь с вот такими формулировками:

Таким образом так называемая школьная травля является возмутительным и порицаемым обществом явлением, что подтверждается рядом исследований…

Кто-то просто потеряет нить повествования и ничего не поймёт. А для кого-то такая речь будет пыткой. Оратор не достигнет цели.

Чем ближе язык к обычной речи, тем легче он воспринимается. Особенно нужно избегать научного стиля и канцеляризмов.

Лучше переписать речь своими словами, так, как вы бы рассказали всё это другу или хорошему знакомому.

Язык нашей речи должен быть ещё и образным. Мы можем добавить в него фразеологизмы, метафоры, эпитеты, сравнения, насытить его особыми риторическими фигурами, о которых мы говорили.

И теперь дело за последним этапом – нашим умением преподнести речь. Ведь восприятие речи часто зависит от стараний оратора.

Даже отличную интересную речь можно испортить, если пробубнить её на одной ноте. Или забыть о паузах.

Так что говорить нужно не слишком быстро и не слишком медленно.

Речь нужно произносить с выражением, обращать внимание на интонацию.

Нужно следить и за громкостью речи.

Кроме того, громкость и темп речи нужно изменять в зависимости от важности информации – мы можем ещё и повышать или понижать тон.

Ещё оратор должен располагать аудиторию себе. Если мы относимся к речи как к каторжной работе, которую нужно через силу выполнить – аудитория нам точно не поверит.

А вот если вы искренне хотите поделиться своими мыслями и наработками – аудитория это непременно почувствует.

Конечно, многое зависит от личной харизмы оратора. Есть люди, которым просто нравится общаться, и они могут убедить кого угодно в чем угодно. А есть те, кому не нравятся публичные выступления. И им приходится прилагать больше усилий, чтобы выглядеть уверенным на публике.

Тут главное – тренировки.

И ещё нельзя постоянно извиняться и заискивать перед публикой: слушатели сразу услышат вашу неуверенность.

Разумеется, нужно работать над дикцией и манерой речи – диктор, который мычит и говорит невнятно, обречён на неуспех. Внимание нужно обращать на паузы. Избавляться от слов-паразитов.

Речь должна быть внятной.

Нельзя забывать и о жестах и мимике.

Речь лучше репетировать перед зеркалом. Жесты и мимика должны быть естественными. Неподвижный оратор с каменным выражением лица и чересчур активный оратор – одинаково неверно.

При произнесении речи вы можете пользоваться опорным конспектом, куда запишете план, нужные цифры, имена, даты.

Читайте также: