Условность в искусстве доклад

Обновлено: 02.07.2024

В отличие от жизнеподобия, прямо противоположным свойством художественного образа является условность.

Несовпадение реальности с ее изображением в литературе и других видах искусства называется первичной условностью. К ней относятся художественная речь и образы героев, отличные от прототипов, но сохраняющие жизнеподобие. Ионыч у Чехова, Шариков у Булгакова или дед Щукарь у Шолохова жизнеподобны, но в реальной жизни такие фигуры вряд ли возможны.

Вторичной условностью называется такой иносказательный способ обобщения явлений и персонажей, который основан на деформации жизненной реальности и отрицании жизнеподобия. (Вий Гоголя, черный монах Чехова, Аэлита А. Толстого, мыслящий океан С. Лема и др.).

Признаки вторичной условности есть также в изобразительно-выразительных приемах (тропах): аллегории, гиперболе, метафоре, метонимии, олицетворении, символе, эмблеме, литоте, оксюмороне, и др. Тропы, в свою очередь, построены на общем принципе условного соотношения прямого и переносного значений.

Ко вторичной условности относятся и древнейшие эпические жанры : мифы, басни, легенды, сказки, притчи и такие жанры литературы Нового времени как баллады, памфлеты, научная и социально-политическая фантастика, утопия и антиутопия.

Модернистский гротеск (сюрреализм, экспрессионизм и театр абсурда), развивающийся под влиянием философии экзистенциализма, продолжил традиции Ренессансного романтического гротеска (Ф. Рабле).

Реалистический гротеск имеет корни от гротескного реализма и народной культуры (смещение времени и пространства в некоторых произведениях А. Франса, Б. Брехта, Т. Манна, Б. Шоу и др.).

В произведениях русских писателей (Е.И. Замятина, А.П. Платонова, А.Н. Толстого, М.А. Булгакова, В.А. Каверина, И.Г. Эренбурга) преобладает сциентистское неомифологизаторство, но, как правило, обусловленное атеистической картиной мира.

Научная фантастика использует весь выше перечисленный набор и выбор сюжетных приемов, тем, течений и направлений.

2. Классификация видов искусства.

Каждый из видов искусства имеет свои материальные и духовные средства создания художественного образа: в архитектуре и скульптуре – камень, металл, дерево, глина и пластика, язык формы; в танце и пантомиме – человеческое тело и его движение; в музыке – звучание и его гармония; в литературе – национальный язык, слово и его значение, содержание и т.п.

Художественное развитие человечества, по мнению Ю.Б. Борева, представляет собой два встречных процесса: 1) от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и 2) от отдельных искусств – к их синтезу. Причем для развития художественной культуры в целом равно плодотворны оба процесса.

Гегель выделил пять великих искусств – архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и литературу, разделив все виды искусства на исполнительские (музыка, актерское искусство, танец) и неисполнительские. Такую классификацию поддерживают и современные литературоведы, однако впоследствии к ним присоединили и другие виды.

Интересен подход к проблеме классификации искусства немецкого писателя и ученого-просветителя Г.Э. Лессинга, предложившего деление простых искусств по формальным признакам на пространственные и временные. По Лессингу, последовательность изображаемой словами действительности во времени – это сфера поэтического творчества, а последовательность в пространстве – сфера художника- живописца. По мнению Лессинга, предмет живописи составляют тела с их видимыми свойствами, а предмет поэзии – действия.

Классификация искусств в классической эстетике:

Простые, или односоставные искусства:

Изобразительные искусства: скульптура, живопись, пантомима – изображают предметы и явления жизни

Экспрессивные искусства: музыка, архитектура, орнамент, танец, абстрактная живопись – выражают обобщенное мироощущение

Литературу можно включить в первую группу, так как ведущим в ней является изобразительное начало. Существуют и так называемые синтетические виды искусств (например, разного вида сценические творчества, кино и др.)

Современные виды искусств (по Ю.Б. Бореву):

- Живопись и графика

3. Литература как искусство слова.

Поскольку художественные образы в литературе нематериальны, то не представляется возможным избежать произвольности и условности слов, знаков и их значений, которыми она отображает реальную действительность. Тем более трудно представить себе однозначное толкование того или иного художественного произведения.

В своих работах он выделял в слове внутреннюю форму, т.е. ближайшее этимологическое значение или способ, каким выражается содержание слова. Но и само слово – это тоже вид искусства. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание.

Передача содержания и смысла художественного

образа с помощью произведений словесного ис-

кусства называется словесной пластикой.

Подобная опосредованная изобразительность – свойство в равной мере лирики, эпоса и драмы литератур Запада и Востока. Особенно широко она распространена в исламских странах ввиду того, что изображение в живописи человеческого тела и лиц запрещено Кораном.

4. О месте художественной литературы в ряду искусств.

В различные периоды культурного развития человеческого общества литературе отводилось разное место в среде искусств – от ведущего и основного до второстепенного и вспомогательного.

Символисты высшей формой культуры считали музыку.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что произведение художественной литературы только тогда имеет высокую оценку, когда оно оказывает значительное влияние не только на современников и читателей на национальном языке, но и переживает многие эпохи и переведено на многие языки мира. Такова литературная классика.

Применительно к искусству, слово УСЛОВНО - означает договор. Договор между кем и кем? А вот это - самое интересное. И может быть, это можно объяснить примерно так. Творящий искусство человек, (создатель, автор) предлагает человеку воспринимающему искусство согласиться с тем, что с точки зрения искусства, всё то, что он видит, ( в музыке – слышит ) это – образ, вымысел, фантазия и относиться к этому, надо с пониманием.

Что значит с пониманием? Это значит, что ОБРАЗ надо принять, то есть, согласиться с тем, что такое, в искусстве - может быть. И, попытаться понять, что хотел сказать автор и как он это сделал. Вот в этом и заключается договор.

Автор, как бы договаривается со зрителем о том, что всё, к примеру, что он видит на картине, это - всего лишь похоже, на настоящее, но, конечно же, не настоящее.

В изобразительном искусстве, понятие УСЛОВНОСТИ, возможно означает, предложение художником посмотреть на образ, как бы с другой стороны. Что значит с другой стороны? А то и значит, что мы видим на картине, не привычные, нашим глазам формы, а придуманные художником.

Но, тут вы можете мне возразить: - Ведь на многих картинах мы видим придуманные художником формы, очень похожие на, настоящие, на привычные нашим глазам. Как быть с этим? Где тут условность?

Она всё равно присутствует – эта условность. Даже на картинах замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина, у которого все деревья, как живые, как настоящие.

Шишкин как бы говорит: - Уважаемый зритель, любуйтесь моими пейзажами, смотрите на них, но помните, - я смотрел на настоящие деревья, а писал свои, придуманные мною. Они очень похожи на настоящие, но они всё равно мои - мною, Шишкиным, придуманные. Помните об этом. Вот в этом и есть условность.

А ведь очень много художников, которые не смотрят на окружающий их мир, не копируют его, а придумывают свой, абсолютно ни на что, не похожий. Их картины, подчас, прямо-таки, наполнены условностью.

Герника, это маленький испанский городок, который в апреле 1937 года, полностью разбомбили фашистские самолёты. Это была страшная трагедия, о которой узнал весь мир. Узнал и содрогнулся, так как погибло огромное количество, ни в чём, не повинных людей. Узнал об этом и знаменитый испанский художник Пабло Пикассо. Узнал, и видимо решил, что не может молчать и должен, как художник, отреагировать на это, рассказать людям об этой трагедии языком живописи.

Картина получилась удивительной! На большом, очень широком полотне изображены, какие-то странные и сложно-понимаемые фигуры. Где-то, они напоминают фигуру человека, где-то быка, где-то совсем что-то непонятное. Всё полотно занято подобными формами и перед зрителем предстаёт действие, которое оставляет впечатление, чего-то страшного, жуткого, трагичного. Разрушение, хаос, крик, боль - всё это, как будто бы присутствует на полотне и всё это, художник изображает УСЛОВНО. Он, создаёт в изображении формы, которые, символизируют явление. Всё то, что видит зритель, это некие символы, выражающие суть явления, а не его внешний вид. Пикассо, как бы договаривается со зрителем о том, что на его картине, бомбардировка Герники, выглядит вот так.

Это означает, что художник предлагает зрителю посмотреть на образ, который соответствует его - художника, представлениям о том, как на картине, я подчёркиваю – на картине, может выглядеть явление, которое происходило в реальной жизни.

И представления эти, полностью зависят от самого художника: его знаний, взглядов, фантазии. На картине, он может размышлять об изображаемом явлении всеми, доступными ему способами. А способов изображения, Пикассо знал много. Рисовать он начал рано и ещё, будучи семилетним мальчиком, мог изобразить фигуру человека, почти, как взрослый. К 14 годам он был прекрасным рисовальщиком, а к 19, уже хорошо освоил традиционную, академическую систему изображения, позволяющую заниматься творчеством свободно и качественно.

В изобразительном искусстве, условность присутствует широко и многообразно. Она, является неотъемлемой частью этого вида искусства, является его важной и нужной составляющей. Просто нужно всегда помнить об этом.

Условность — это неотъемлемая черта любого художественного произведения. Художественная условность предполагает использование приемов, которые служат особой формой отображения действительности и помогают глубже понять смысл произведения. Различают два вида условности в литературе.

Первичная (скрытая, неявная) условность не акцентируется автором: произведение создается по принципу жизнеподобия, хотя и действующие лица, и сам сюжет могут быть вымышленными. Автор прибегает к типизации даже в том случае, если у его героев есть реальные прототипы. Примером воплощения такого вида условности можно считать пьесы А. Островского и романы И. Тургенева. Все описываемое в них вполне правдоподобно, могло происходить на самом деле.

К вторичной (открытой, явной) условности автор прибегает, если хочет подчеркнуть абсурдность, фантастичность, неординарность ситуации. Это достигается за счет использования гротеска, фантастики, символов, целого ряда тропов (аллегорий, гипербол, метафор и т. п.) — все это способы деформации реальности, формы намеренного отхода от правдоподобия.

Писатель широко использует аллегорию: действующими лицами в его сказках, как и в баснях И. Крылова, часто являются лев, медведь, осел, олицетворяющие как отдельные человеческие черты, так и полновесные характеры. Щедрин дополняет традиционный список своими персонажами: вобла, карась, пескарь и т. д.

Средства сатирического изображения

Эзопов язык - особый вид иносказания; нарочито затемненный, полный намеков и недомолвок язык писателя,который в силу различных причин выражает свою мысль не прямо, а иносказательно. Предмет, о котором идет речь в произведении, не назван, но описан и легко угадывается.

Гипербола - прием выразительности, средство художественного изображения, основанное на преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления. Может быть идеализирующей и уничижающей.

Литота - прием выразительности, средство художественного изображения, основанное на преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления ("мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок").

Гротеск - вид комического,максимально возможное сатирическое преувеличение, представляющее осмеиваемое жизненное явление в невероятной, фантастической форме, нарушающее границы правдоподобия.

один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения. Существует два типа художественной условности. Первичная художественная условность связана с самим материалом, которым пользуется данный вид искусства. Например, возможности слова ограничены; оно не даёт возможности увидеть цвет или ощутить запах, оно может только описать эти ощущения:

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "условность художественная" в других словарях:

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ в широком смысле изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает на своего рода… … Философская энциклопедия

условность художественная — неотъемлемая черта любого произведения, связанная с природой самого искусства и состоящая в том, что созданные художником образы воспринимаются как нетождественные действительности, как нечто созданное творческой волей автора. Любое искусство… … Словарь литературоведческих терминов

УСЛОВНОСТЬ — художественная, многоплановое и многозначное понятие, принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную… … Литературный энциклопедический словарь

условность в искусстве — 1) нетождественность реальности и ее изображения в литературе и искусстве (первичная условность); 2) сознательное, открытое нарушение правдоподобия, прием обнаружения иллюзорности художественного мира (вторичная условность). Рубрика: Эстетические … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

художественная правда — отображение в произведениях искусства жизни в соответствии с ее собственной логикой, проникновение во внутренний смысл изображаемого. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: субъективное в искусстве, условность в искусстве… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

УСЛОВНОСТЬ — одно из сущност ных свойств иск ва, подчеркивающее отличие худож. произв. от воспроизводимой в них реальности. В гносеологическом плане У. рассматривается как общий признак худож. отражения, указывающий на нетождественность образа и его объекта.… … Эстетика: Словарь

фантастика — (от греч. phantastike искусство воображать) вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности (см. условность художественная), нарушение норм, логических связей … Словарь литературоведческих терминов

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности. Обнаруживая творческую энергию… … Литературный энциклопедический словарь

Фантастика — в литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия

Читайте также: