Условия успешной адаптации детей к доу стендовый доклад

Обновлено: 30.06.2024

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

Способы уменьшить стресс ребенка.

• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Рекомендуется:
• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

При поступлении ребё нка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного:

• Четкий режим дня,

• другой стиль общения,

• новые требования к поведению,

• постоянный контакт со сверстниками,

Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.

Адаптация -процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Выделяют 2 основных критерия успешной адаптации :

*внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость,

*внешняя адекватность поведения

(способность легко и точно выполнять новые требования).

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей нервной деятельности и возраста ребёнка;

- от состояния здоровья;

- от различий домашней обстановки и детского учреждения;

- от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Существует три фазы адаптационного процесса :

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка.

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Этапы развития адаптации

1 этап подготовительный.

2 этап – основной.

3 этап – заключительный.

I.Подготовительный к адаптации этап :

Родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями и детьми, группой. Воспитатель ласково встречает нового малыша, показывает, какие интересные игрушки есть в группе.

Задача этого этапа – постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию и т. д.

II. Основной этап:

Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на

1–2 часа, оставаясь с ним рядом.

Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя.

III. Заключительный этап:

Ребенок посещает детский сад по 3 ч. и более, затем его оставляют на сон. В первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон. Ребенок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев.

Любая адаптация идет на двух уровнях:

На физическом уровне малышу надо привыкнуть:

*К новому режиму - определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);

*Новой пище, новым помещениям и т. д.

На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:

*К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д.);

*Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

*Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

*Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, опираясь на положения ФГОС, ДОУ должно вести работу по трем направлениям:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2. Работа с родителями;

3. Правильная организация пространственной предметно – развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий сотрудников детского сада создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.

Важна изо-деятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т. к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.

Организация пространственной предметно – развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.

Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Необходимо иметь в группе спортивный уголок, художественно-эстетический.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.

Должны быть игры на снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период.

Работа с родителями

Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во чтоиграть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Совместная работа воспитателя с родителями в период адаптации

Работа с педагогами памятка по организации педагогического процессав период адаптации ребенка к детскому саду

*В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша с учетом рекомендации врача, психолога, ст. воспитателя, но постепенно все дети переводятся на общий режим.

*Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его.

*Необходимо подготовить предметную развивающую среду, приближенную по содержанию к группе раннего возраста

*Взрослым следует организовать эмоционально насыщенное общение с детьми.

*Периодически включать спокойную не громкую музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательна.

*Лучшее лекарство от стресса-смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используя игрушки забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчик, лисичка, клоуны.

*Необходимо исключить однообразие жизни детей определить тематические дни.

*Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

*Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться во время понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

*Непременное правило – не осуждать опыт ребенка никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

*Ежедневная беседа с родителями об успехах ребенка.

Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада и родители в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.

И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ Шишина Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы Вам рассказать.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы:

Дети активны, контактируют друг с другом, правда игрушки не всегда уступают друг другу, но со временем они этому научаться. Умеют слушать воспитателя, умеют жалеть друг друга. Идет процесс привития навыков самостоятельности и культурно – гигиенических навыков. Дети узнаю друг друга знают имена, обращаются друг к другу по имени, знают свои кабинки, места за столом, на занятиях активны, старательны.

Проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Детский сад, с точки зрения науки, однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние. Именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей!

Каждый ребенок, отправляясь в детский сад, проходит период адаптации. Адаптация детей к ДОУ – это привыкание к качественно новым условиям: к общению с незнакомыми детьми и взрослыми, к иному распорядку дня, к отсутствию рядом родителей и т.д. Каждому малышу необходимо время, чтобы принять эти условия.

Адаптация у всех проходит по-разному – одни дети привыкают к садику за 2-3 недели, у других на это может уйти пара месяцев или больше. Процесс требует от малыша непривычно больших затрат эмоциональных ресурсов, а от воспитателей и родителей – терпения и понимания. Адаптация ребенка к условиям ДОУ обязательна, так как в этом процессе малыш социализируется и учится следовать распоряжениям нянечек и воспитателей – обретает важные навыки, без которых в дальнейшем ему будет очень трудно находиться в коллективе.

Как проявляется адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ?

В период привыкания к садику малыши часто демонстрируют настолько непривычное поведение, что оно пугает родителей. Однако, эти особенности типичны для каждого воспитанника-новичка и вызваны психическим напряжением, которое постепенно исчезает.

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ включают следующие проявления:

Степени адаптации ребенка к ДОУ

Время адаптации ребенка в детском саду зависит от многих факторов. Обычно мальчики переносят адаптацию несколько хуже, потому что мальчик 3-5 лет сильнее привязан к матери. Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации:

1. Легкая

В этом случае поведение и самочувствие малыша нормализуются в течение месяца. Он быстро привыкает к сверстникам и воспитателям, становится спокойным и позитивно настроенным.

2. Средняя

Эта степень требует от 20 до 40 дней. Эмоции малыша в это время нестабильны, он часто раздражается. Однако при должной поддержке родителей ребенок успешно проходит адаптацию.

3. Тяжелая

Тяжелая адаптация ребенка к условиям детского сада приводит к развитию серьезных заболеваний, что связано с ослаблением иммунитета. Малыш становится раздражительным и агрессивным, демонстрирует протест против пребывания в садике, часто кричит и плачет. Тихие дети могут стать сильно заторможенными, они выглядят подавленными и напряженными, а их подчинение просьбам воспитателя – пассивным. Тяжелая адаптация может длиться до 3 месяцев. Если и по истечении этого периода ребенок не привык к дошкольному учреждению, необходима помощь психолога.

Тяжело протекающий период адаптации ребенка к детскому саду обычно связан с одним из следующих факторов:

  • полное несовпадение привычного режима с режимом ДОУ;
  • отсутствие у малыша навыков гигиены;
  • отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
  • неспособность занять себя игрой;
  • наличие своеобразных привычек или особенностей развития, а также хронических заболеваний.

Условия успешной адаптации детей к ДОУ

Очень большое значение имеет режим. Если хотя бы за месяц до поступления в садик родители меняют режим так, чтобы он совпадал с режимом ДОУ, то ребенку будет проще привыкнуть.

Адаптация ребенка к ДОУ – рекомендации родителям и педагогам

Чтобы адаптация ребенка в детском саду проходила как можно легче, родители и воспитатели должны ему помочь. Основная задача родителей – создать для него бережную обстановку, убедить в безопасности и в том, что мама с папой всегда рядом, любят его и обязательно вернутся за ним.

В период привыкания важно не перегружать ребенка. Дома его должна окружать спокойная атмосфера. Очень важно чаще хвалить и обнимать малыша, а вот к капризам относиться более терпимо. По возможности, в выходные дни надо соблюдать тот же режим, который установлен в ДОУ.

Особо беспокойным детям можно дать в садик небольшую мягкую игрушку, она будет служить заместителем мамы. Обязательно нужно говорить с ребенком о садике – например, придумывать сказки о том, как персонаж отправился в садик впервые, как ему было страшно, но потом он подружился с другими малышами, а вечером за ним пришла любящая мама.

Адаптация детей к ДОУ для воспитателей означает, что им стоит поощрять любую познавательную активность малыша, стараться расширить круг его общения, побуждать знакомиться с другими детьми, но ни в коем случае не принуждать и не давить. Воспитатели должны помогать детям обращаться с игрушками, последовательно и доступно отвечать на все вопросы малышей, быть внимательными. Это укрепляет в детях уверенность в безопасности и облегчает адаптацию.

Как наблюдать за развитием детей в ДОУ?

Читайте также: