Урок физической культуры в школе доклад

Обновлено: 04.05.2024

Всвоей работе я попытаюсь выяснить какое место и роль занимает физкультура в образовательном учреждении, выделить компоненты и формы физической культуры и определить ее функции.

Место и роль физкультуры в образовательном учреждении

Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке. И в спортзале, и на площадке создаются определенные условия, согласно государственным нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть подсобных помещений и раздевалок, сколько душевых и комнат отдыха, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.

Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.

Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому физкультура в школе часто предлагает детям условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без.

Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников. (Евсеев Ю.И. , 2003)

Физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе – это также так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.

Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров – оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения. (Полиевский С.А., 1989)

Компоненты и формы физической культуры

С известной условностью физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Наиболее крупными из них являются:

· базовая физическая культура,

· спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре)

· профессионально- прикладная физическая культура,

Базовая физическая культура – это фундаментальная часть физической культуры, включающая в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности.

Функции физической культуры

Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. (Анищенко В.С. , 1999)

Физкультура в школе в 1-3 классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, физкультура в школе в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это физкультура в школе с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту.

Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:

правильно дышать, сочетать дыхание с движением;

- усложненным ходьбе и бегу;

- бегу с препятствиями;

- начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;

- подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;

- метать мяч в цель на разном расстоянии;

- лазать различными способами по гимнастической стенке;

- элементам спортивно-командных игр;

- часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.

Физкультура в школе в более старших классах осуществляется в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания. Физкультура в школе в более старших классах должна включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля.

Физкультура в школе в старших классах призвана сформировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь. Физкультура в школе должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни. Физкультура в школе в старших классах должна стимулировать человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.

Важно отметить, что физкультура в школе имеет большое значение в профилактике асоциального поведения школьников. ( Матвеев Л.П. , 1991)

Цели, поставленные мною в начале работы, а это выяснить какое место и роль занимает физкультура в образовательном учреждении, выделить компоненты и формы физической культуры и определить ее функции, были достигнуты в ходе работы. Также я выяснила, что физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм. Учителя должны обратить на это особенно пристальное внимание. (Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура, 2000)

Список литературы

1) Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов: Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999

2) Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003

4) Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

6) Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. – М.: Медицина, 1989

9) Физическая культура: Учеб. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Колеевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

Урок физической культуры - основная форма обучения жизненно-важным видам движения, которые имеют, практически, главное значение в укреплении здоровья школьника.

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
  • формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, осанка, чес после выполнения физических нагрузок и т.д.)

Основой программы по физической культуре остаётся урок, который служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств.

Поскольку уроки физической культуры должны разносторонне воздействовать на организм учащихся, их надо строить комплексно, строго придерживаясь определённых правил:

  • учитывать состав учащихся, их пол, физическое развитие и физическую подготовленность;
  • правильно сочетаться в расписании уроков с другими уроками в течение учебного дня.

Каждый урок должен соответствовать требованиям моторной плотности. Большинство программных упражнений следует разучивать одновременно со всем классом, а такие упражнения, как прыжки в длину, метание, лазание выполняются поточно, т.е. один за другим в составе нескольких групп.

При обучении прыжкам учитель должен помнить, что у младших школьников ещё не завершён процесс окостенения. Во избежания всевозможных травм следует неукоснительно требовать, чтобы учащиеся занимались только в спортивной обуви.

При проведении физических упражнений важно следить за координацией движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность действий отражается на качестве дыхания. Следует максимально дифференцировать упражнения по возрасту. Надо оберегать организм занимающегося от частых перенапряжений, длительных мышечных усилий, вызывающих чрезмерное натуживание, чрезмерное эмоциональное напряжение.

Особого внимания требует правильное регулирование нагрузки. Намечать и регулировать ее в каждом отдельном упражнении необходимо с учетом состояния здоровья учащихся, их подготовленности, владения теми или иными навыками. На уроке нагрузка увеличивается волнообразно, то есть имеет место ее повышение или снижение.

Педагог должен внимательно следить за тем, как отдельные учащиеся переносят ту или иную нагрузку. О величине нагрузки можно судить по внешним признакам утомления. Если у ребенка отмечается нарушение координации, усталость, боль в мышцах, то это свидетельствует о средней тяжести утомления. При резком утомлении отличается сильное покраснение или, наоборот, побледнение кожи, общая резкая потливость, резкое учащение пульса, резкое учащенное, поверхностное, аритмичное дыхание, отказ от выполнения упражнений, резкое нарушение координации движений, дрожание конечностей, жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту.

Нагрузка на уроке определяется интенсивностью выполнения упражнения и объемом.

Физические упражнения на уроке должны оказывать разностороннее влияние на организм: содействовать развитию опорно-двигательного аппарата, формировать хорошую осанку, повышать функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствовать регуляцию центральной нервной системы, стимулировать обмен веществ.

Деятельность учащихся на уроках физической культуры оказывать стимулирующее влияние на развитие организма в целом.

Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

физическая культура это, физра, физкультура в школе, средства физической культуры, открытый урок по физкультуре

Что такое физическая культура

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  1. физические упражнения,
  2. естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  3. гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня, здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры. К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

Физкультура в школе

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели:

  1. физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  2. развитие у них самостоятельности,
  3. развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  1. обучить занимающихся доступным их возрасту знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  2. обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого.

Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, решаются следующие оздоровительные задачи:

  1. общее укрепление здоровья, ,
  2. профилактика и исправление плоскостопия,
  3. профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  4. всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

физическая культура в школе, урок физической культуры, уроки физкультуры в школе, физкультура в 1 классе

Как проходит физкультура в начальной школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития.

Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры в школе – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Если есть возможность, занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы:

  • новый материал,
  • закрепление изученного,
  • контроль.

Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета.

На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам. Теоретическому компоненту на занятиях отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от стандартных занятий по этому предмету и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Н А У Ч Н О – М Е Т О Д И Ч Е С К А Я

Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

В настоящее время Министерством образования РФ предложено множество образовательных программ. В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического вос питания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности пред полагает овладение школьниками основами физической культу ры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных спо собностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкуль турно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач: -

укрепление здоровья, содействие нормальному физическому
развитию; .

обучение жизненно важным двигательным умениям и навы кам;

развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

воспитание потребности и умения самостоятельно занимать-
ся физическими упражнениями, сознательно применять их в
целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и ук-
репления здоровья;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, раз витию психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими уп ражнениями и спортом, должна создавать максимально благо приятные условия для раскрытия и развития не только физи ческих, но и духовных способностей ребенка, его самоопреде ления. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельн остного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-пе дагогических и психолого-физиологических теорий.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компонен ты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребнос тей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, фор мирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддер жания высокого уровня физической и умственной работоспособ ности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

по которой я работаю.

В данном издании можно найти всё, начиная от нормативных документов

и заканчивая разработкой внеклассных мероприятий.

В своей работе использую элементы инновационных педагогических технологий (личностно-ориентированные, развивающие технологии.).

Стремлюсь, чтобы материал, изучаемый на уроке, был понятен и доступен каждому учащемуся из класса. Создаю на уроке климат, который способствует развитию творческих способностей учащихся и укреплению здоровья, а для этого я использую упражнения, отражающие индивидуальные особенности детей. Замечаю успехи учащихся в учебной деятельности, использую метод поощрения - создаю ситуацию успеха на уроке.

Вношу изменение в план учебных занятий в соответствии с интересами учащихся. Предоставляю учащимся право выбора заданий с учётом их возможностей и интересов для развития потребностей новых знаний по предмету.

На уроке использую опережающие задания по изучению материала, тренировочные упражнения для закрепления, и контрольные задания.

Владею информацией о том, как каждый учащийся класса усваивает материал, и как это влияет на сбережение здоровья ребёнка, а для этого в своей работе использую тестирование, контрольные задания и т. д.

Оказываю на уроке индивидуальную помощь учащимся в случае возникновения у них затруднений.

Стремлюсь развивать у учащихся умение анализировать, предвидеть и оценивать результаты деятельности.

Занятия стремлюсь проводить оптимальном темпе, стараюсь быть доброжелательным, тактичным по отношению к учащимся. Умею поддержать дисциплину на уроке, а для этого использую упражнения по развитию самостоятельности (проведение разминки, рапорт, самостоятельная работа на уроке).

заседаниях МО. Работаю с учителями физической культуры над повышением эффективности и качества учебного процесса, добиваясь, чтобы каждый учитель не обошёл вниманием ни одного ученика, помог всем стать сильными, выносливыми закалёнными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распространения опыта работы. Современный урок физкультуры.

Современный урок физической культуры

В последнее время общество и государство придаёт огромное значение урокам физкультуры в школе, но, к сожалению, некоторые родители до сих пор считают, что урок физкультуры не важен для их ребенка и ничего интересного и полезного в уроках нет, а лучше, чтобы их ребенок занимался дополнительными уроками по основным предметам.

Конечно, назвать современный урок физкультуры совершенным достаточно тяжело, да и причин этого есть множество: нехватка спортивного оборудования и инвентаря, спортивных площадок, а порой в школах нет спортивных залов. Но если подходить к уроку физкультуры более тщательно, рассмотреть то, что предлагают учителя, не пытаться увильнуть и отсидеться на скамейке, то в будущем вы поймете, что ваши дети не зря посещали уроки физкультуры и скажете педагогам огромное спасибо.

Теперь давайте попытаемся разобраться, в чем же реальная польза нахождения в спортзале или на спортивной площадке.

Конечно в первую очередь, дело в физиологии человека. Молодой, растущий организм требует подвижности, чтобы иметь возможность разгонять по телу кровь. Именно поэтому дети на переменах носятся в коридорах или классах и чем больше вы пытаетесь держать их в строжайшей дисциплине, тем громче они будут кричать на перемене. Уроки физической культуры призваны уравновесить этот дисбаланс. Правильно построенная физическая разминка позволяет распределить излишки энергии по всему телу. При этом отсутствует переутомление, а также опасность получить растяжение или другого рода травму. Более того, благодаря активным физическим упражнениям происходит моральная перезарядка организма, когда мозг на время отключается от сложных математических расчетов, либо мыслей о литературном сюжете, давая возможность человеку освежить свои мысли. Очень важен и тот факт, что дети, посещая уроки физкультуры, вырабатывают в себе мотивационные качества, целеустремленность, трудолюбие и преодоление себя.

Немаловажное значение имеет и то, что занятие физкультурой позволяет проявить у человека скрытые таланты, которые в другой обстановке он попросту будет стесняться проявить. А вот опытный педагог должен оценить возможный потенциал и развить его в дальнейшем. И сделать так, чтобы на занятии все были равны и находились в равных условиях, а над успехами детей мало кто будет шутить. Именно так и проявляются будущие футболисты, волейболисты, баскетболисты, легкоатлеты. Многие после посещения спортзала хотят развиваться самостоятельно, совершенствовать свое тело и укреплять здоровье. И именно это и ценно в школьной физкультуре, как источнике безграничных возможностей в будущем.

Сейчас важнейшее дело специалистов физического воспитания – показывать и доказывать, что физическая культура является учебным предметом, который не сводится лишь к освоению сведений об одной или нескольких оздоровительных системах, что она не может быть заменена голой физической подготовкой, занятиями спортом, играми, подвижными переменами или рекреационными паузами и так далее. Если для детей единственной приманкой в занятиях физической культурой будут оставаться обещания за счет уроков стать сильными, ловкими, здоровыми, то не сегодня, так завтра дети от нас отвернуться, и тогда силой их уже в спортзал не завернешь .

В наше время очень быстро изменяются мотивация учения в школе. И все же в школьном спортивном зале, на пришкольной площадке можно сделать еще очень многое. Для детей немаловажное значение имеют сиюминутный интерес, удовольствие, испытываемые в каждый момент их деятельности. Подобрать интересные упражнения, повернуть известное неожиданной стороной, оформить урок так, чтобы увлечь детей, - забота, наверное, любого педагога, так как от этого зависят настроение его учеников, их интересы, желание выполнять полученные задания.

Мотивируя учащихся на добросовестные занятия, учителя физической культуры в той или иной мере говорят ученикам о пользе физических упражнений для их здоровья. Многие учителя завлекают детей, объясняя необходимость физических упражнений для успешного выполнения спортивной деятельности. Однозначного отношения – одобрения или порицания – к подобному способу мотивации нет, и не может быть. Все зависит от конкретной ситуации, контингента учащихся и многих других условий. Так же хочется отметить, что во многих школах существует мотивация учебными нормативами. Подобная мотивация закладывает определенный стиль отношений учителя с учениками. Все эти стили мотивации относятся исключительно к внешним причинам для занятий физическими упражнениями – это здоровье, спорт, нормативы. А педагоги в первую очередь должны обратить внимание на внутренние основания занятий, т.е. то, что составляет личный интерес ребенка, ведь практика показывает, что именно личный интерес к какой – либо деятельности служит самым сильным стимулом для занятий ею. И так, возвращаясь к выше сказанному, еще раз повторю: надо очень умело сочетать в мотивационной работе интересы учащихся и важность обучения их жизненно необходимым навыкам.

Особое внимание учителям физической культуры следует обратить на анализ своей работы: обратиться к своим целям, провести инвентаризацию используемых средств, выявить отношение детей к занятиям, насколько их запросы удовлетворяются на уроках физической культуры, на чем основывается мотивация учения на уроках, какова используемая методика обучения - не только освоение двигательных качеств, а вообще подходы к обучению детей.

Читайте также: