Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца18 середины19 в доклад

Обновлено: 17.05.2024

Подмосковные усадьбы Урок по истории Московской области

№ слайда 1

Подмосковные усадьбы Урок по истории Московской области

Вопросы а) Кого мы называем патриотами?б) Кто такие дворяне?в) Когда возникло дв

№ слайда 2

Вопросы а) Кого мы называем патриотами?б) Кто такие дворяне?в) Когда возникло дворянство?г) Что получали дворяне за службу государю?д) Почему вторая половина XVIII – начало XIX веков остались в истории как время расцвета подмосковных усадеб?

Строительство усадебЛюбой, сколько-нибудь состоятельный помещик, не говоря уже о

№ слайда 4

Типы усадеб

№ слайда 6

АбрамцевоАбрамцево - бывшая усадьба Аксаковых и Мамонтовых. Здесь бывали Гоголь,

№ слайда 7

АбрамцевоАбрамцево - бывшая усадьба Аксаковых и Мамонтовых. Здесь бывали Гоголь, Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Белинский, Репин, Поленов и др. Сохранился усадебный дом (сер.XVIII века) в русском стиле ( студия , терем , церковь). В экспозиции собраны материалы о жизни семьи Аксаковых, Гоголя, Тургенева, произведения художников, эскизы декораций.

Захарово - Большие Вяземы Усадьба Захарово была сформирована во второй половине

№ слайда 8

Захарово - Большие Вяземы Усадьба Захарово была сформирована во второй половине XVIII в. помещиком Д.П. Савеловым, с 1781 г принадлежала И.Я. Тинкову, с 1804 по 1811 г. . М. А. Ганнибал (бабушке А. С. Пушкина), затем последовательно - Х.И. Козловой, Д.А. Орловой и до конца XIX в. её наследникам, в начале XX в. - А.М. Нечаеву, в 1911 г. были имения Е. Н. Голубковой, Н.И. Жемочкина, О.Н. Кустаревской и М.П. Щербаковой. Сохранились фрагменты липового парка с прудом. Воссоздан усадебный дом.Большие Вязёмы. Усадьба основана в конце XVI в. Годуновым, с начала XVII в. принадлежала дворцовому ведомству, с 1694 г. - Б.А. Голицыну и его роду, в том числе в первой половине XIX в. генерал-губернатору Москвы Д.В. Голицыну, последний владелец - Д.Б Голицын. Сохранились главный дом 1784 г. и два флигеля 1771-1772 гг., построенные при Н.М. Голицыне в стиле французского классицизма; службы XVIII в., Преображенская церковь с отдельно стоящей звонницей 1590-х гг.; липовый парк. В вяземском дворце развернута экспозиция музея-заповедника, которая воссоздает атмосферу эпохи XVII в.

Глинки - усадьба

№ слайда 9

Глинки - усадьба "колдуна" Брюса Имение Глинки было пожаловано в 1721 году Я.В.Брюсу . сенатору и президенту Берг-коллегии и мануфактур-коллегии, одному из птенцов гнезда Петрова . После смерти Петра I Брюс вышел в отставку и поселился в своем имении. Здесь он занимался физикой, математикой, астрономией. Столь странные для окрестного населения занятия породили слухи и множество легенд. На территории усадьбы сохранился главный усадебный дом, флигель, садовый павильон, кардегардия (караульная), хозяйственный комплекс, парк.

Музей-усадьба

№ слайда 10

Музей-усадьба "Горки" Усадьба возникла в последней четверти XVIII в. при М. А. Спасителевой, обновлена в начале Х!Х в. А. А. Дурасовой, с 1824 г. принадлежала генералу А. А. Писареву, до 1860 г - его жене А. М. Писаревой, затем . А. Ф. Лопухину, с 1870-х гг. - коннозаводчику Н. О. Сушкину, восстановлена в конце столетия фабрикантом А.И. Прокофьевым, далее последовательно владели - нефтепромышленник С. Шибаев и купцы Герасимовы. При последней с 1909 г. владелице 3. Г. Морозовой-Рейнбот усадьба реконструирована архитектором Ф.О. Шехтелем с приданием постройкам черт неоклассицизма. Сохранились двухэтажные главный дом и парные флигели, деревянный оштукатуренный флигель оранжерея, хозяйственные здания, регулярный XVIII в. и пейзажный парк с прудами и парковыми сооружениями на склоне к реке Туровке. Покровская церковь 1915 г. сгорела в 1930-х гг. Усадьба входит в ГИЗ Горки-Ленинские , в ней представлена музейная экспозиция различной тематики; в деревянном флигеле (в 1920-1930-х гг. использовался под школу) открыт Усадебный комплекс сохранился в очень хорошем состоянии.музей Сельская школа .

Остафьево - Ивановское - Дубровицы Остафьево . усадьба XVIII века, принадлежавша

№ слайда 11

Остафьево - Ивановское - Дубровицы Остафьево . усадьба XVIII века, принадлежавшая роду Вяземских (дворец, храм Св.Троицы, парк, пруд). Здесь бывали Дмитриев, Давыдов, Гоголь. Карамзин прожил здесь 12 лет и написал знаменитую Историю государства Российского . Усадьбу посещал А.С.Пушкин. Ивановское . усадьба, принадлежавшая губернатору Москвы и Финляндии Закревскому. В Дубровицах находится уникальная церковь Знамение Св.Богородицы, построенная в стиле западно-европейского барокко. Церковь сложена из местного белого известняка и увенчана ажурной золотой короной. Фасады здания декорированы резьбой и, что необычно для православного храма, скульптурами святых.

Архангельское Усадьба основана в 1660-х гг. боярином Я. Н. Одоевским, принадлежа

№ слайда 12

Архангельское Усадьба основана в 1660-х гг. боярином Я. Н. Одоевским, принадлежала М. Я. Черкасскому, затем . Д. М. Голицыну и его роду, далее - до 1917 г. Юсуповым, последняя владелица - З. Н. Юсупова-Сумарокова-Эльстон. Ансамбль в стиле классицизма заложен в 1780 г. при Н. А. Голицыне, сформирован к 1830 г. при Н. Б. Юсупове. Сохранились двухэтажный главный дом 1780-1790-х гг., два флигеля 1815 г., триумфальные ворота 1817 г., театр 1817 г., павильон 1820-х гг.; парк XVIII в. с тремя террасами, павильон Каприз и конторский флигель конца XVIII в., павильон Чайный домик конца XVIII в. (внутри находится мраморное надгробие Т.Н. Юсуповой 1895 г.), храм-памятник Екатерине II, памятник А. С. Пушкину 1890 г. в память посещения усадьбы поэтом; обелиски, садовые беседки и фонтаны, пейзажный парк первой четверти XIX в.; служебный флигель конца XVII в., дом с мезонином для приезжающих 1810-х г., церковь Михаила Архангела 1667 г. с колокольней XIX в. церковная ограда с двумя башнями 1826 г, святые ворота 1823-1824 гг.; храм-усыпальница 1909-1916 гг. в стиле неоклассицизм.

5158259_vid_pomeshichego_doma_s_sadom (700x510, 127Kb)

Усадьба по словарю Даля - это "господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим". Понятие это утвердилось в русском языке и в жизни только в XVIII столетии. А до этого говорили: поместье. Впрочем, термин этот продолжал свою жизнь вплоть до ХХ века. Он означал пожизненное владение землей с крестьянами, которыми царь награждал бояр и дворян за воинскую и государственную службу.


5158259_vid_ysadbi_v_okrestn_moskvi (458x700, 322Kb)

Отправляясь в деревню по собственной воле или по велению государя, человек хотел там жить точно так же, как существовал в большом свете. Чтобы обязательно был театр. Если не хватало крепостных для создания труппы, то играли сами, приглашая молодых барчуков из соседних поместий. Чтобы была собственная типография, где можно печатать свои ученые и поэтические труды. (Впрочем, для обустройства типографии требовались немалые деньги). Чтобы были балы и приемы. Может, не столь пышные, как в столице, но тем не менее обязательные.


5158259_vid_zagodnogo_yveselit_doma (700x424, 87Kb)

Для исполнения подобных желаний в усадьбе всегда были люди тех профессий, что окружали владельца прежде: собственные архитекторы, живописцы, резчики по дереву, артисты, музыканты, даже создатели музыкальных инструментов. Все они набирались среди крепостных и обучались в городах у профессионалов. Самые талантливые навсегда вошли в историю русской культуры: архитекторы Федор и Павел Аргуновы, художники Иван и Николай Аргуновы, Василий Садовников; создатель великолепных скрипок, виолончелей и гитар Иван Батов и многие, многие другие.


5158259_Interer_domashnego_teatra (700x477, 165Kb)

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII - первой четвертью XIX века. Он начинается с Указа о вольности дворянской и завершается через несколько лет после казни декабристов. Екатерина II всячески поощряла развитие усадеб. В них она совершенно справедливо видела опору империи на местах и своеобразные центры просвещения.

5158259_Dvorec_v_Marine (700x525, 328Kb)

Переезд в усадьбу - переселение в мир природы, который неизбежно навевает думы об, увы, быстротечности человеческой жизни, погружение в чудный мир воспоминаний о проведенном здесь детстве или предыдущих посещениях уютного дома, располагающего к лени и раздумьям.

5158259_v_komnatah (700x530, 105Kb)


5158259_kabinet_neizv_hyd (700x433, 65Kb)

Как считают историки, на протяжении XVIII и начала XIX века кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал еще и к непарадным, приватным комнатам. И обстановка его была достаточно строгой.


В кабинете хозяина хранились и прославленные усадебные библиотеки. Сначала это были книги необходимые, "рабочие": календари, где всегда были полезные для хозяйства советы, журнал "Экономический магазин" по многочисленным вопросам ведения хозяйства усадьбы.


5158259_interer_gostinoi (700x482, 136Kb)

На одном этаже с кабинетом размещались спальни. По европейской моде - отдельно хозяина, хозяйки и детей. А позже в некоторых усадьбах появились и "парадные спальни", которыми не пользовались, но их пышное убранство свидетельствовало о знатности и благосостоянии владельцев усадьбы.


5158259_v_komnatah_gostinaya_s_kolonnami (700x416, 86Kb)

О вкусах хозяев, их культуре и воспитании судили по убранству анфилады парадных залов, главным из которых была большая гостиная. В начале XIX века меняется само предназначение гостиных. Если раньше они служили для официальных приемов или торжественных церемоний, то теперь они все больше обретают романтический характер. В гостиной появляется рояль, здесь устраивают семейное чтение новых французских романов, обмениваются новостями и сплетнями.

Второй по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Веселые и шумные трапезы длились долго. На Руси любили вкусно и обильно поесть. И чем изысканнее и многообразнее по числу блюд был обед, тем большую славу обретал хозяин.


5158259_Stolovaya_v_ysadbe_OsipovihVylf_ (700x520, 121Kb)

В жаркие летние дни столы обычно накрывали в павильоне усадебного парка, рядом с которым играл оркестр из крепостных. Собственные оркестры были почти столь же обязательны, как наличие в усадьбе библиотеки, портретной галереи и красивого пейзажного парка с галереями из деревьев разного рода, беседками, гротами.


5158259_Chaepitie_v_sady (700x664, 77Kb)

К середине XIX века усадебная жизнь начала хиреть. Нарождающиеся будущие финансисты и промышленники скупали старые поместья и безжалостно вырубали сады и парки. И лишь в отдельных случаях старые барские усадьбы попадали в руки просвещенных, талантливых предпринимателей и обретали новую жизнь.

Усадьба Кусково. Бывшее имение графов Шереметьевых в стиле классицизм. 18 в. район Вешняки. Москва.

Усадьба Кусково. Бывшее имение графов Шереметьевых в стиле классицизм. 18 в. район Вешняки. Москва.

После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики – например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции – усадьбы - Петровский дворец и Царицыно.

Петровский дворец на открытке с картиной «Санные гонки в Петровском парке» неизвестного художника 19 в.

Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.

Усадьба Кузьминки. Бывшая усадьба князей Голицына. Москва. Реконструировалась при С.М. Голицыне в 19 в.

Усадьба Кузьминки. Бывшая усадьба князей Голицына. Москва. Реконструировалась при С.М. Голицыне в 19 в.

Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:

В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля.

В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля.

В другом тюменском особняке удачно соединяются в фасаде современные тенденции и классика.

В другом тюменском особняке удачно соединяются в фасаде современные тенденции и классика.

Дом в коттеджном поселке Подмосковья сочетает в своем фасаде разные стилевые мотивы дом в коттеджном поселке Подмосковья

Дом в коттеджном поселке Подмосковья сочетает в своем фасаде разные стилевые мотивы дом в коттеджном поселке Подмосковья

Эклектика, в основе которой лежит классический стиль, в фасаде коттеджа в поселке Красное.

Для большой усадьбы подойдет дом, архитектурный проект которого представлен на фото.

Для большой усадьбы подойдет дом, архитектурный проект которого представлен на фото.

Гост

ГОСТ

Формирование садово-парковых ансамблей

Столица России и её пригороды всегда были крупнейшим центром дворцово-парковой архитектуры в стране. На этих территориях были сосредоточены различные дворянские усадьбы, большая часть которых была построена в XVIII веке.

Множество садов и парков сохранились до наших дней и являются ценными памятниками архитектуры.

Рисунок 1. Останкино. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Московские и подмосковные усадьбы вызывают живой интерес у ученых-искусствоведов, архитекторов и историков. Некоторые усадьбы несмотря на их несомненную историко-архитектурную ценность, изучены недостаточно хорошо, например:

  • Измайлово;
  • Головинский сад;
  • Кусково;
  • Останкино.

Более скромные по своим размерам усадьбы представляют интерес в качестве ценных ботанических коллекций.

Рисунок 2. Архангельское. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо типологических особенностей учитываются другие факторы, например, расположение архитектурного ансамбля, время его расцвета и основания.

Надо сказать, что среди литературных источников мало работ, занимающихся исследованием дворцово-парковой архитектуры Подмосковья, парков и садов.

Готовые работы на аналогичную тему

Измайлово

Известно, что в Измайлово был разбит первый в стране ботанический сад, он являлся образцом для всех последующих учреждений подобного рода. В саду выводились некоторые образцы иноземных растений, а также представители флоры из различных регионов России. На сегодняшний день известны некоторые имена специалистов, занимающихся разведением измайловских садов, это Федор и Прохор Антоновы, Павел Чистяков, а также монахи Филарет, Анофрий и Григорий. Примечательно, что помимо русских садовников над разведением растений трудились и мастера из Германии.

Другие усадьбы Подмосковья

Архангельское. Данная усадьба является отличным образцом садово-парковой архитектуры конца XVIII века. На момент строительства она принадлежала семьям князей Юсуповых. Архангельское является российский интерпретацией римских вилл и роскошных французских дворцов с зелеными лужайками, аллеями, террасами и многочисленными мраморными скульптурами. На сегодняшний день территория усадьбы разделена на две части, одна из которых огорожена забором (вход в неё платный), а вторая, с театром Гонзага и Аполлоновой рощей, открыта для свободного посещения.

Коломенское. Здесь некогда располагалась резиденция Василия III и Ивана Грозного. Архитектурный ансамбль усадьбы включает в себя Храм Вознесения, Георгиевскую колокольню, Охотничий павильон и церковь Казанской богоматери. К каменным Дворцовым воротам примыкает несколько сооружений, в которых представлены различные музейные экспозиции. Сегодня территория Коломенского представляет собой место расположения памятников деревянного зодчества, которые были собраны и с других регионов России. Данные образцы стали основой для первого в стране музея деревянного зодчества.

Кусково. Усадьба Кусково является одним из уникальнейших образцов дворцово-парковой архитектуры XVIII века. В наше время было отреставрировано более 20 памятников архитектуры дворянской резиденции Российской Империи. Усадьба включает в себя Дворец, Большую Каменную Оранжерею, Грот и старинную церковь. Французский парк, располагающийся на территории резиденции по праву можно назвать жемчужиной усадьбы. Он украшен мраморными скульптурами и искусственными прудами.

Люблино. Этот образец представляет архитектуру рубежа XVIII – XIX веков. Он включает в себя миниатюрную виллу в палладианском стиле и парк с искусственным водоемом.

Останкино. Усадьба-музей отличается собранием подлинных интерьеров XVIII века, а также одной из самых популярных достопримечательной столицы России. На территории усадьбы располагаются роскошный дворец, пейзажный увеселительный парк, а также храм Живоначальной Троицы. Последнее религиозное сооружение было построено в 1678 году на месте деревянной церкви. На момент строительства усадьба считалась подмосковной резиденцией графов Шереметьевых.

Читайте также: